В чем правовое значение государственной регистрации прав на земельные участки

Обновлено: 23.04.2024

Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2035 Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ п. 7.1 ч. 2 ст. 14 признается утратившим силу.

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 247-ФЗ, от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);

(п. 7.3 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);

(п. 7.4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2018 N 60-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

5. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

1) в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости) на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;

6) в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута;

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

12) в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения.

Таким образом, государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки (как на объект недвижимого имущества).

Правовая основа государственной регистрации прав на землю:

Государственной регистрации подлежат права:

  1. собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ;
  2. ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения, возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, - в случаях, установленных федеральным законом.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 Федерального закона.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в нее сведений и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений (ст. 1 ФЗ):

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

    реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
  1. реестра прав , ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
  2. реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
  3. реестровых дел;
  4. кадастровых карт;
  5. книг учета документов.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения:

  • о правах;
  • об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости;
  • о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации;
  • дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, вносимые в реестр прав

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения:

Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 14 ФЗ):

Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления , за исключением установленных законом случаев, и документов , поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки являются:

  1. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
  2. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  3. свидетельства о праве на наследство;
  4. вступившие в законную силу судебные акты;
  5. акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  6. иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
  7. наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению:

  1. лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;
  2. правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, -
    • при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения,
    • при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
  3. сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  4. нотариуса или его работника , уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки;
  5. представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;
  6. уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления либо уполномоченного юридического лица или гражданина - в случае осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;
  7. органов Союзного государства или органов государственного управления государств - участников Союзного государства, уполномоченные в порядке, установленном международным договором - в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Союзному государству;
  8. судебного пристава-исполнителя - в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
  9. иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Форма заявления о государственной регистрации прав

Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

  • в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
  • в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются:

  1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
  2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  3. иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Государственная регистрация прав включают в себя (ст. 29 ФЗ):

  1. прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  2. возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
  3. проведение правовой экспертизы документов , представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав;
  4. внесение в ЕГРН сведений , необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав;
  5. выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

  1. семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  2. девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  3. пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  4. семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  5. десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  6. двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  7. пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
  8. три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
  9. три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
  10. пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  11. пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
  12. семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

В осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.

Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли , собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом . В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.

Содержание права собственности заключается в том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а именно:

    • правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
    • правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
    • правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

    Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

    Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

    Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

      • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
      • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
      • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
      • распоряжаться имуществом иным образом.

      При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

      Пользование землей возможно как

        1. средством производства;
        2. как пространственно-территориальным базисом.

        Обязательным требованием является целевое использование земель в соответствии с её категорией и видом разрешенного использования.

        При распоряжении землей основным требованием является оборотоспособность. Согласно ст. 27 ЗК РФ з емельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. Например, на лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

          • своевременно платить земельный налог,
          • осуществлять мероприятия по охране земель,
          • соблюдать требования градостроительных регламентов,
          • своевременно приступать к использованию земельного участка,
          • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

          Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума.

          Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

          На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

            1. государственная,
            2. муниципальная,
            3. частная.

            Государственная собственность на землю

            Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

            Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

              1. федеральной собственности;
              2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

              Объект права государственной собственности на землю:

                • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

                Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

                Муниципальная собственность на землю

                Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

                Объекты права муниципальной собственности:

                индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность:

                  1. либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю;
                  2. либо в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций;
                  3. либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 225 ГК).

                  В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

                  Территорию муниципального образования составляют:

                    • земли городских и сельских населенных пунктов;
                    • прилегающие к ним земли общего пользования;
                    • рекреационные зоны;
                    • земли, необходимые для развития поселений;
                    • другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

                    В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. (ст. 19 ЗК РФ).

                    Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

                    Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

                    Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

                    Право частной собственности на землю

                    Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

                    Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

                      • право частной собственности граждан (физических лиц);
                      • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

                      Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

                      Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

                        1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
                        2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

                        Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

                          • своевременно платить земельный налог,
                          • осуществлять мероприятия по охране земель,
                          • соблюдать требования градостроительных регламентов,
                          • своевременно приступать к использованию земельного участка,
                          • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

                          Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

                          Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

                            1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
                            2. предоставление земельных участков для строительства;
                            3. предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (например, ведение личного подсобного хозяйства);
                            4. переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения;
                            5. приватизация.

                            Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

                            Право частной собственности добровольно прекращается при:

                              • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
                              • прекращении деятельности юридического лица;
                              • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
                              • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

                              Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

                                1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
                                2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
                                3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
                                4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
                                5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
                                6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
                                7. национализации земель;
                                8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

                                Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

                                Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

                                Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1

                                1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

                                3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

                                4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

                                (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

                                (см. текст в предыдущей редакции)

                                (часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

                                (см. текст в предыдущей редакции)

                                6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

                                7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

                                (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

                                (см. текст в предыдущей редакции)

                                8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.



                                Пресс-центр


                                Публикации о Росреестре


                                Государственная регистрация прав на земельные участки

                                Государственная регистрация прав на земельные участки

                                Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступившего в действие 25.10.2001г., вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

                                В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

                                В случае отсутствия у гражданина каких-либо документов на земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, такой гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно. Данное право предусмотрено п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015г. № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

                                В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

                                Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания. Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» и может быть реализовано только при отсутствии возможности получения земельного участка в собственность по иным основаниям и иному порядку, установленным законодательством Российской Федерации.

                                Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

                                В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

                                Положения Закона Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» действуют только до 31.12.2016г.

                                Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

                                В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, - с администрацией соответствующего муниципального образования.

                                Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

                                Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

                                Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

                                Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет 350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2000 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

                                Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

                                Другим необходимым условием государственной регистрации права собственности или договора аренды земельного участка является наличие сведений о таком земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, поскольку п.1.2. ст.20 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственной прав на объект недвижимости, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

                                Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

                                В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

                                Автор статьи

                                Куприянов Денис Юрьевич

                                Куприянов Денис Юрьевич

                                Юрист частного права

                                Страница автора

                                Читайте также: