В чем отображено многообразие политических мнений в нашей стране в идее правового государства

Обновлено: 24.04.2024

Идеологическое и политическое многообразие – это конституционный принцип, который является неотъемлемым атрибутом демократического режима в РФ (ст. 13 Конституции РФ).

Идеологическое и политическое многообразие выступает важной основой общества и государства и выражается в народовластии, политическом многообразии, светском характере государства, свободе совести и вероисповедания, свободе информации, свободе волеизъявления, свободе мысли и слова.

Под идеологией в целом понимается система политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. На основе своих убеждений люди могут свободно иметь и высказывать свое мнение, формировать и участвовать в различных общественных объединениях и т.д. В данном случае действует принцип – разрешено все, что не запрещено законом и не нарушает прав и свобод других лиц.

Основные характеристики принципа идеологического и политического многообразия:

  1. Идеологическое многообразие – это возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания, преподавания, отменой цензуры и т.д.

Гарантиями идеологического многообразия высыпают следующие конституционные права:

В истории России была прямо противоположная ситуация. Так, последняя Конституция СССР 1977 г. закрепляла господство марксистско-ленинской идеологии, «идею научного коммунизма», руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза. Остальные взгляды объявлялись неправильными, антинародными, а их носители подвергались государственным и политическим репрессиям, вплоть до высылки из страны и лишения советского гражданства.

  1. Принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий. Партии, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоятельным конституционным статусом. В одном из решений Конституционный Суд РФ отметил, что с одной стороны, политические партии включены в процесс властных отношений, их деятельность непосредственно связана с организацией и функционированием публичной власти, а с другой стороны, это добровольные общественные объединения в рамках гражданского общества, которые выступают в качестве необходимого института представительной демократии (Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П).
  2. Свобода общественных объединений, включая и политические партии, т.е. возможность объединяться по взглядам, идеям, увлечениям. Так, в ст. 30 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Но в то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
  3. Пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны. Например, запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). Также запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

После внесения конституционных поправок 2020 г. вопрос об идеологическом нейтралитете государства несколько пошатнулся: впервые в Конституции РФ были закреплены религиозные ценности и идеалы, вера в Бога как духовно-нравственные основания исторического развития многонационального народа России.

По мнению одних авторов, это нарушает конституционные основы идеологического многообразия, по мнению других – расширяет интерпретацию категорий «идеологический нейтралитет» и «светский характер государства».

Тестовые задания по обществознанию Политика 9 класс с ответами. Тест включает в себя 20 заданий части А, 4 задания части В и 6 заданий части С.

А1. Политическую сферу общества представляют

1) банк, биржа, инвестиционный фонд
2) церковь, филармония, театр оперы и балета
3) телевидение, радио, газета
4) законодательное собрание, демократическая партия, прези­дент

А2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1) В парламентских выборах приняли участие демократ и республиканец.
2) Накануне Дня города горожане провели субботник.
3) Пассажиры обратились к руководству зарубежной авиаком­пании с жалобой на задержку рейса.
4) Студенты участвовали в создании устава университета, исполь­зуя специальный веб-сайт.

А3. К признакам государства относится

1) единый язык
2) общая культура
3) единство территории
4) наличие СМИ

А4. Верны ли следующие суждения об участии СМИ в политике в демократическом обществе?

В демократическом обществе

А. СМИ отстранены от участия в политической жизни.
Б. участие СМИ в политике влияет на решение властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А5. Форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим отражены в понятии

1) форма власти
2) централизованное руководство
3) законодательная власть
4) форма государства

А6. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. Монархическое государство не может быть демократическим.
Б. Республиканское государство всегда является демократическим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А7. В соответствии с конституцией в государстве А регулярно про­водятся выборы в парламент. Глава парламента участвует в разра­ботке внешнеполитического курса и вместе с королевой принима­ет участие в международных политических мероприятиях. Государ­ство А является

1) парламентской республикой
2) ограниченной монархией
3) абсолютной монархией
4) президентской республикой

А8. В государстве С действует двухпалатный парламент. Нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя палата реша­ет вопросы с учётом интересов отдельных областей. Какая дополни­тельная информация позволяет утверждать, что государство С имеет федеративное устройство?

1) Представители областей регулярно участвуют в программах телевидения государства С.
2) Каждая область в государстве С имеет свой гимн и флаг.
3) Все области государства С управляются из единого центра.
4) В областях государства С действуют законодательные собрания.

А9. Устойчивая политико-правовая связь с государством называется

1) суверенитетом
2) конституцией
3) гражданством
4) публичной властью

А10. Верны ли следующие суждения о форме территориально-госу­дарственного устройства в РФ?

А. Россия является федеративным государством.
Б. Россия является социальным государством.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А11. Государственную власть осуществляет

1) председатель парламента
2) директор школы
3) редактор журнала
4) глава семьи

А12. Гражданство в РФ

1) приобретается в момент получения паспорта
2) делится на федеральное и республиканское
3) может быть прекращено в качестве наказания за совершён­ное правонарушение
4) является единым и равным независимо от оснований приоб­ретения

А13. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Политический режим устанавливается в тоталитарных и авто­ритарных государствах.
Б. Политический режим определяется формой государства и бывает монархическим или республиканским.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А14. В соответствии с Конституцией носителем суверенитета и источ­ником власти в РФ является

1) Президент РФ
2) многонациональный народ
3) Конституционный Суд
4) Федеральное Собрание

А15. Только в условиях демократического политического режима существует/ существуют

1) законодательная власть
2) органы местного самоуправления
3) свободные альтернативные выборы
4) конституция

А16. Верны ли следующие суждения о принципах демократии?

Принципом демократии является

А. правило «один человек — один голос», которое означает равенство избирательных прав.
Б. запрет политической оппозиции, принятой большинством на­селения страны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А17. В государстве А произошли демократические преобразования. Была принята новая конституция, которая провозгласила, что госу­дарство А стало правовым. Что из перечисленного обязательно вошло в конституцию государства А?

1) принцип разделения властей
2) определение права
3) перечень прав и обязанностей граждан
4) право быть избранным в представительный орган

А18. В соответствии с Конституцией главой государства и гарантом Конституции в РФ является

1) Председатель Государственной Думы
2) Председатель Правительства
3) Президент РФ
4) Председатель Совета Федерации

А19. Политическая партия в демократическом обществе

1) выражает интересы определённой социальной группы
2) добивается утверждения единой идеологии
3) сращивается с государственным аппаратом
4) принимает законы

А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе граждане не участвуют в полити­ческой деятельности.
Б. Для полноценного развития гражданского общества должно сложиться правовое государство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Сравните президентскую и парламентскую республики. Выбери­те и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различий двух видов республики.

1) исполнительной властью руководит президент
2) граждане избирают парламент
3) правительство несёт ответственность перед парламентом
4) высшие органы власти избираются на строго установленный срок

Черты сходства Черты различий

В2. Установите соответствие между фактами политической жизни и видом политического режима: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Факты политической жизни

А) глава государства А распустил государ­ственный совет и парламент, ввёл запрет на деятельность политических партий в стране. Он принимает все решения единолично, опи­раясь на органы государственной безопасно­сти и вооружённые силы
В) в государстве В установлен единый день голосования. В этом году граждане, достиг­шие 18 лет, выбирали депутатов парламента из представителей нескольких партий
В) все средства массовой информации в го­сударстве В проверяются цензурой
Г) в государстве Г прошли выборы законода­тельных собраний субъектов федерации. В не­которых из них будет проведено повторное голосование, так как кандидаты не смогли набрать необходимого количества голосов
Д) в государстве Д не существует политиче­ской оппозиции население полностью разде­ляет взгляды правящей партии, которая яв­ляется единственной

Политический режим

1) демократический
2) тоталитарный

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учение о правовом государстве зародилось ещё во времена Античности. (Б) В современном мире существует множество госу­дарств, в конституциях которых отражены его принципы. (В) Такое государство надолго останется идеалом для человечества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите рядом с буквами цифры, обозначающие характер соответ­ствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание В4.

В нашей стране был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какая форма правления — монархия или республика — лучше подходит нашей стране?». Некоторые результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Сёла
Монархия 11 19 10 11
Республика 82 69 79 84
Затрудняюсь ответить 7 12 11 6

В4. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных — жителей больших городов — счи­тает монархию лучшей формой правления.
2) Примерно каждый десятый из числа опрошенных делает выбор в пользу монархии.
3) Доля тех, кто не смог ответить на поставленный вопрос, вдвое ниже в сёлах по сравнению с городами-миллионерами.
4) Среди опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга мне­ние о том, что республика лучше подходит нашей стране, рас­пространено шире, чем среди опрошенных жителей села.
5) В городах-миллионерах за республику высказалось три четверти опрошенных.

Прочитайте текст и выполните задания C1-С6.

Государство — это всеохватная, самая мощная и самая значимая социальная коалиция людей. На горизонте исторической эволюции нет других человеческих коллективов, которые могли бы составить конкуренцию государству по объёму выполняемых им задач, а тем более прийти ему на смену. Те, кто вещает о конце эпохи государств, обычно представляют состоявшиеся и сильные государства. С самих себя эти государства не собираются начинать процесс своего схода с мировой арены. Даже наоборот, они готовы использовать к своей пользе ситуации, когда те или иные государства переживают кри­зис, или не так успешны в отправлении основных функций управ­ления для блага общества, или же переживают внутренние распри.

При всей первичной значимости современных государств они, к сожалению, сохранили давнее свойство опасного соперничества, стремление к доминированию, притязания на региональное или гло­бальное господство. Это заставляет нас говорить не только о поль­зе государства, но и о тех рисках, которые заключает в себе сама система деления мира на государства.

Все состоявшиеся государства имеют постоянное и посчитанное население, оформленное гражданством, признанное территориаль­ное пространство с чёткими границами, установленный основным законом строй, систему законов и институты принуждения, общее (национальное) самосознание, важнейшей частью которого является патриотизм. Государство обеспечивает внутреннюю и внешнюю без­опасность своих граждан и может защищать их независимо от места пребывания. Только государство сохраняет сегодня законное право на применение насилия по отношению к своим гражданам и по отно­шению ко всем тем, кто может нести угрозу безопасности страны и её жителей. Отсюда важный вывод: укрепление и защита госу­дарства — это одна из приоритетных миссий гражданина, помимо миссии обеспечения собственного социального благополучия, вклю­чая долгую и достойную собственную жизнь и жизнь своих близких.
(По В. А. Тишкову)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Автор говорит о приоритетных (первостепенных) миссиях (функ­циях) гражданина. Основываясь на тексте, назовите их.

С3. Автор текста перечисляет несколько признаков, которые харак­теризуют любое государство как особую политическую организацию. Укажите любые два признака государства, названные в тексте.

С4. Автор утверждает, что государство обеспечивает внешнюю без­опасность своих граждан. К какому виду относится названная функ­ция государства? Приведите примеры выполнения современным го­сударством двух других функций, относящихся к тому же виду.

С5. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, какое значение имеет патриотизм. Дайте два объяснения.

С6. В тексте говорится, что ни сейчас, ни в исторической перспек­тиве «нет других человеческих коллективов, которые могли бы со­ставить конкуренцию государству». Используя текст и обществовед­ческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) дан­ное суждение о роли государства.

Тест по обществознанию Политические партии и движения 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

A1. Что является признаком, отличающим общественно-политическое движение от политической партии?

1) отсутствие строгого учета членов
2) стремление повлиять на власть
3) участие в выборах
4) четкая организационная структура

А2. Партия, противостоящая правительству:

1) легальная
2) политическая
3) кадровая
4) оппозиционная

А3. Верно ли, что: а) политика — это искусство управлять другими людьми и организаuиями; б) политика — это uели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь через государство интересов больших групп людей?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что: а) политическая партия объединяет всех недовольных существующим режимом; б) полити­ческие партии представляют разные идеологические на­правления?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Что отличает партию от других политических объединений?

1) завоевание власти или участие в осуществлении власти
2) объединение существует достаточно долго
3) объединение имеет пестрый социальный состав
4) отказ от участия в выборах
5) отсутствие четкой организации
6) выдвижение кандидатов на выборах

2 вариант

A1. Политическое объединение, которое характеризует обязательное участие в выборах:

1) профсоюз
2) политическая партия
3) политический клуб
4) общественно-политический союз

А2. В чем отображено многообразие политических мне­ний в нашей стране?

1) в идее правового государства
2) в светском характере государства
3) в свободной рыночной экономике
4) в многопартийности

А3. Верно ли, что: а) общественно-политические объеди­нения создаются по инициативе людей снизу; б) обще­ственно-политические объединения имеют постоянное членство?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли. что: а) оппозиционные партии критику­ют правящую партию и разрабатывают свою программу развития страны; б) оппозиционные партии продолжают подготовку к очередным выборам?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением од­ного, характеризуют понятие «выборы». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) кандидат
2) депутат
3) агитация
4) парламент
5) министр

Ответы на тест по обществознанию Политические партии и движения 9 класс
1 вариант
А1-1
А2-4
А3-3
А4-2
В1-126
2 вариант
А1-2
А2-4
А3-1
А4-3
В1-5

В рамках статьи показано, что в условиях развития демократического правового государства огромное количество существующих идеологических постулатов различных слоев общества обусловливает необходимость провозглашения принципов идеологического многообразия. Выражение данных принципов предполагает приоритет свободы слова, свободы выражения мнения, свободы совести и вероисповедания.

Ключевые слова

Текст научной работы

Как известно, в соответствии с Основным Законом Российского государства 1993 г. на территории нашей страны обеспечивается идеологическое многообразие. Более того, идеологическое многообразие декларируется в качестве основы конституционного строя страны. Как следует из ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации исключается возможность существования государственной или обязательной идеологии. Ключевым же вопросом в определении значения идеологического многообразия в правовом государстве является, прежде всего, выяснение самой сущности и феномена идеологии.

На этот счет сразу же обращает на себя внимание факт, что понятие идеологии разрабатывается в рамках социально-философских, политологических, теоретико-правовых и конституционно-правовых исследований. Очевидно, только позитивный синтез и диалектическая взаимосвязь достижений этих научных направлений позволит понять феномен идеологии.

Сама история российской государственности неоднократно демонстрировала, что неидеологического состояния у общества и государства быть не может. Как считает современный исследователь Э.С. Юсубов, юридическая наука в настоящее время столкнулась с дефицитом целостного мировоззрения к явлению, называемому «идеология» [1]. Поэтому вполне очевидно, что в этом вопросе одного лишь обращения к Конституции РФ можно считать явно не достаточным.

Дискуссионность понятия «идеология» связана с возможными ее интерпретациями. Хотя само понятие вошло в научную лексику относительно недавно, это не говорит о том, что идеологических институций в разных обществах не существовало. Они присутствовали всегда, но их обозначали с использованием иных терминологических приемов.

Во всей множественности определений понятия идеологии можно выделить несколько основных. Во-первых, идеология есть набор каких-либо специфических убеждений; во-вторых, идеологии обрекают на ложность в вопросах интерпретации сущности социального порядка; в-третьих, термин «идеология» попросту используют для обозначения совершенно любой совокупности идей.

Если вспомнить истоки, то надо признать, что появление категории «идеология» прежде всего связано с мыслителями французского Просвещения. А именно, с известным философом-государствоведом Дестюту де Траси. Он не только ввел данный термин в научный лексикон, но первым заметил, что созданное человеком единое и цельное идеологическое пространство нивелирует религиозные идеи. Здесь идеологическое пространство идентично своеобразной культуре, внутри которой различные конкурирующие между собой сферы бытия (религия, политика, экономика, право) и их идейные обоснования направлены на создание и трансляцию определенных смыслов.

Поэтому, следуя исторически первому полному определению понятия идеологии, следует рассматривать ее как систему ценностей. В таком первоочередном качестве идеология как инструмент закрепления ценностей сближается в наши дни с демократическими конституциями. Ведь Основной Закон также конституирует всю систему ценностей. Весьма авторитетно в этом отношении выглядит утверждение известного ученого С.А. Авакьяна о том, что каждая отечественная Конституция закрепляет свою систему ценностей и нацеливает на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества [2].

Поэтому современный исследователь вообще приходит к выводу о том, что конституция просто не может быть не идеологическим — в смысле мировоззренческим документом.

Как заметил Э.С. Юсубов, эта позиция известного российского конституционалиста нашла массу своих сторонников, которые, несмотря на произошедшие изменения в идеологической сфере, также считают, что положения любой конституции всегда выражают определенную идеологию [1]. Вот почему принцип идеологического многообразия приобретает особое значения в условиях демократического правового государства. Ведь в таком государстве плюрализм, оформленный в виде идеологического многообразия, является основой конституционного строя. Демократическая сущность отечественного государства, вписанная в контекст идеологического многообразия, как раз и подтверждается следующими факторами.

С одной стороны, это означает возможность свободного сосуществования в обществе разнообразных, причем даже противоположных по смыслу социально-философских, политико-правовых, экономических и религиозных и иных убеждений, концепций и теорий. Любой член общества самостоятельно и свободно вправе создавать, распространять и защищать свои взгляды и идеи. Поэтому принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания.

С другой же стороны, необходимость в запрете установления какой-либо идеологии в качестве государственной или общеобязательной выступает в качестве важнейшей гарантии принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и что государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова.

И.И. Шувалов справедливо утверждает, что идеология выполняет некоторую функцию стержня в праве, а отсутствие таковой приводит к неэффективности закона. Причины этой неэффективности часто следует искать в том, что закон не может достичь преследуемой цели из-за своей ложной установки [3]. Именно поэтому идеология и выступает как система идей и представлений, истолковывающих окружающую действительность и побуждающих отдельные социальные группы или общество в целом действовать. В этом смысле правовая идеология является составной частью правовой политики, где концентрированно отражаются основные достижения в области права и фиксированные формы желаемого правового будущего.

В конечном счете, идеологическое многообразие компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира. Попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую и духовную основу жизни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.

Принцип идеологического многообразия способствует преодолению застоя в литературе, философии, искусстве, науках. Естественно, что свободой мысли и слова могут злоупотреблять, в результате чего появляются безнравственные, и даже расистского содержания концепции. Однако в соответствии со ст. 29 Конституции РФ отечественное государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои. Но при этом государство не должно вмешиваться в идеологические дискуссии. Поскольку именно свобода научной мысли есть важная гарантия существования гражданского общества, и в этом — главная необходимость признания Конституцией РФ принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя.

Также необходимо отметить, что идеология выступает комплексным социально-политическим феноменом, соединяющим духовное и практическое производство. То есть в данном случае сама выработка идей, призванных трансформировать социальную и политическую действительность, прежде всего, связана с технологиями их.

Однако изложенные выше общетеоретические основы идеологического плюрализма для пущей объективности должны быть подкреплены конституционно-правовым аспектом. Так, основным юридическим документом для определения правовой и политической идеологии Российской Федерации, безусловно, является Конституция Российской Федерации, с помощью которой и можно определить конституционно-правовые основы идеологии государства. При этом С.А. Авакьян очень точно подметил, что если на этапе подготовки Конституции к ней предъявлялись требования соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции [4].

С другой стороны, в условиях развития демократического правового государства огромное количество существующих идеологических постулатов различных слоев общества обусловливает необходимость провозглашения принципов идеологического многообразия. Выражение данных принципов предполагает приоритет свободы слова, свободы выражения мнения, свободы совести и вероисповедания. Они же выступают гарантиями реализации принципа верховенства прав и свобод человека. Однако вместе с тем это не означает, что идеологический плюрализм совершенно безграничен.

Идеологическое многообразие как неотъемлемый атрибут демократического режима находится в непосредственной взаимосвязи с другими устоями общества и государства. Наиболее важными гарантиями реализации данного принципа являются отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия, свобода мысли и слова, свобода совести и др. Однако, как было отмечено, осуществление любой свободы имеет свои границы. Так, Конституция Российской Федерации в развитии международно-правовых актов наряду с закреплением права на свободу мысли и слова, свободу совести и других прав и свобод человека и гражданина устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5, ст. 13), пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду и др.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что государство, характеризующееся как демократическое и правовое, вряд ли может обойтись без принципа идеологического многообразия. Более того, существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности.

Конституция Российской Федерации в статье 13 закрепила идеологическое и политическое многообразие как основу конституционного строя в России. В нашей стране с 90-х годов прошлого столетия произошел переход от обязательной государственной идеологии к возможности выражения различных мнений и взглядов. Данный переход способствовал действительному началу процесса демократизации государства, общества и созданию многопартийности.

Что касается, происходящей в Российской Федерации политической модернизации – она вызвана необходимостью создания и развития в стране современных демократических политических институтов и практик, направленных на совершенствование политической системы и повышение эффективности ее функционирования. Изменения на уровне политико-правового регулирования деятельности органов государственной власти и взаимодействия их с обществом, хотя и находятся в прямой зависимости от системных общественно-политических преобразований, характеризуются значительными модификациями. В силу этого многие существующие концепции и парадигмы общественно-политического развития нуждаются в переосмыслении, поиске новых путей, форм и способов разрешения возникающих социально- политических проблем.

Российская Федерация вступила в XXI век в условиях сложной международной и внутренней обстановки. Ее внутреннее положение, наряду с позитивным влиянием проводимых реформ во всех сферах общественной жизни, характеризуется достаточно серьезными последствиями системного кризиса, сопровождаемыми социальной дифференциацией общества, коррупцией, участившимися проявлениями национализма - это не полный перечень обстоятельств, которые являются внутренними дестабилизирующими факторами, представляющими серьезную угрозу для нашего Отечества. Все это происходит на фоне новых довольно сложных международных реалий.

Особую актуальность в этой связи приобретает необходимость анализа и осмысления понятий «политический плюрализм» и «политическое многообразие» как ключевых факторов функционирования современной модели российской государственности, институционализации политической власти, политических институтов и различных общественных объединений, становления и развития субъектов государственного управления в условиях взаимодействия и представительства интересов. Понятие «политическое многообразие» было заимствовано и привнесено в Конституцию РФ 1993г. из зарубежной политической науки, о чем свидетельствует широко распространенное в политологической литературе Запада такое понятие, как «политический плюрализм» [2].

Отметим, сегодня политический плюрализм понимается, с одной стороны, как разномыслие, присутствующее в обществе и обусловливающее его развитие; с другой стороны, означает многообразие мнений и идеологий в политике. Причем, плюрализм мнений признается естественной формой человеческого разномыслия, без которого невозможно развитие социума. Вполне очевидно, что в любой сфере деятельности человек действует по-своему усмотрению: благодаря своему интеллекту, уровню знаний, накопленному опыту. Вследствие того, что люди обладают разными умственными способностями, они вправе иметь и выражать свое собственное мнение, кардинально отличающееся порой от мнения других. Однако при этом авторы отмечают, что в отличие от идейного плюрализма политический плюрализм, обладающий различием интересов и форм их выражения, имеет иной правовой статус [3, с. 286].

Нельзя не согласиться с позицией доктора политических наук Ю.Л. Парникеля, который утверждает, что ссылки на «иной правовой статус» не способствуют объяснению сущности плюрализма в политике. Такая интерпретация не позволяет понять, почему в странах, вроде бы, благополучной Западной Европы, возникают демонстрации под явно политическими лозунгами. Кровавые стычки в Генуе «антиглобалистов» с полицией в июле 2001г. - тому наглядный пример [4, с. 14].Ю.Л. Парникель, отмечает, что «политический плюрализм - это система общественных отношений, охватывающая большие социальные группы (нации, классы, страты, производственные, научные и другие коллективы, а также представляющие их организации), функционирующая на основе юридической автономии субъектов политических отношений, баланса их экономических, политических и идеологических интересов при соблюдении социально-правового равенства» [4, с. 15].

Политическое многообразие - отражает систему общественных отношений, основанную на праве и свободе отдельно взятой личности выражать собственные политические убеждения, а также больших социально-политических групп, функционирующих на базе политической конкуренции, балансе экономических, политических и идеологических интересов при соблюдении социально-правового равенства. Кроме того, политическое многообразие, в отличие от политического плюрализма, предполагающего духовно-философское осмысление действительности, всегда имеет четко направленный деятельностный аспект.

Сохранение политического многообразия в государстве является средством развития политических отношений в целях обеспечения общих интересов. Поэтому обеспечение политического плюрализма – есть задача всех участников политических отношений, для чего необходимы подготовленные законодательные органы, которые формируются на основе конкурентного отбора избирателями. Многопартийность лаконично связана с политическим многообразием, она является его основным принципом организации. Политические партии по своей природе относятся к объединениям граждан, однако они отличаются от остальных закрепленным в Конституции РФ статусом. Политические партии являются одним из важнейших политических институтов современного общества, обеспечивающих легитимную и мирную передачу властных полномочий, политическую мобилизацию масс и легитимацию существующих политических режимов.

Существование и развитие политических партий составляет необходимую составляющую конституционного строя Российской Федерации, так как они являются оптимальной формой выражения политических интересов, мнений определенной части или всего населения. Реализация политическими партиями своих основных функций дает им возможность эффективно влиять на функционирование всей политической системы. Партии выступают в роли организационных выразителей принципа политического многообразия путем преодоления попыток узурпации государственной власти. На основе принципа политического многообразия политические партии стремятся влиять на государственную власть, участвовать в формировании органов власти, контролировать их деятельность. Партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте, правительстве, которые дают в дальнейшем возможность осуществления управления государством, а через государство – всем обществом.

В процессе борьбы политических партий за политическую власть в обществе и государстве создается определенная демократическая атмосфера, которая дает возможность многонациональному народу России – единственному носителю суверенитета и государственной власти делать осознанный выбор направления развития общества и государства. При реализации политическими партиями своих ключевых функций они максимально эффективно воздействуют на функционирование всей политической системы государства, тем самым превращая себя в ключевых авторов жизнедеятельности общества.

Сохранение политического многообразия в государстве является средством развития политических отношений в целях обеспечения общих интересов. Поэтому обеспечение политического плюрализма – есть задача всех участников политических отношений, для чего необходимы подготовленные законодательные органы, которые формируются на основе конкурентного отбора избирателями. Полномочий в руках одного центра [1].

Таким образом, функционирование политических партий, их многообразие в рамках демократических стандартов является одним из основных признаков жизнеспособности общества и залога успешного развития демократического государства [5]. Посредством избирательных механизмов общество может грамотно различать политические партии по соответствующим им признакам, сделать осознанный и грамотный выбор, делегировать им ряд соответствующих прав для дальнейшего отстаивания интересов в системе представительной власти.

Список литературы

1. Гуторова А.Н. Эволюция конституционного регулирования организационно-правовых основ создания политических партий в Российской Федерации (на примере требований к количественному составу) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-1. С. 30-34.

2. Мушинский В.О. К характеристике идеологии плюрализма//Государство и идеологическая борьба: Сб. ст. - М., 1986.

3. Общая и прикладная социология. - М., Московский государственный социальный университет, 1997.

4. Парникель Ю.Л. Политический плюрализм в современном российском обществе: социальные условия становления: Дис. …док. полит. наук: 23.00.02: - Москва 2003.

5. Яценко В.В., Грохотов А.Н. Конституционно-правовая институализация парламентского контроля в России как механизм повышения эффективности властной вертикали // Известия Юго- Западного государственного университета. 2012. № 5-1 (44). С.166-170

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: