В чем отличие суда первой апелляционной кассационной и надзорной инстанции

Обновлено: 15.04.2024

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. В зависимости от характера дела и предписаний процессуального закона, суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей).

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Суд апелляционной инстанции (районный суд) рассматривает жалобы судьей единолично.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. В подсистеме судов общей юрисдикции такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. Согласно УПК РФ на суде докладывает судья-член президиума, решение выносит прокурор.

18. Организация суда присяжных: состав, общий порядок комплектования. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.

Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжные заседатели - это лица, призванные в установленном законом порядке к осуществлению правосудия при рассмотрении по первой инстанции уголовных дел в областных и соответствующих судах и окружных (флотских) военных судах.

Присяжными заседателями могут быть: граждане РФ, достигшие 25 лет, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели.

Не могут быть присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, следующие лица:

1)имеющие непогашенную или неснятую судимость;

2)признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

3)состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве

присяжных заседателей не допускаются также лица:

1)подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2)не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3)имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в судебном процессе.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются 1 раз в 4 года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе списков избирателей путем случайной выборки.

Затем на основе этих списков высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ

Эти списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

Некоторым категориям граждан, предоставлено право подать письменное заявление об 'исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели. К ним относятся:

а)лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

б)лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья,

в)лица, достигшие 65 лет;

г)лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е)граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки. - в течение 5-ти лет со дня увольнения:

ж)судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, должностные лица службы судебных приставов или частные детективы - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение 5-ти лет со дня ее прекращения:

з)имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы в указанных органах и учреждениях, - в течение 5-ти лет со дня увольнения;

Уточненные списки направляются в соответствующий суд.

Слушание дела с участием присяжных заседателей осуществляется по ходатайству обвиняемого, заявленному до направления дела в суд.

Секретарь судебного заседания или помощник судьи из имеющихся в суде списков кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки производит отбор не менее 20 человек, составляя предварительный список кандидатов в присяжные заседатели, по конкретному делу. Этим лицам не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени их прибытия в суд.

Явившиеся в судебное заседание кандидаты в присяжные заседатели, могут заявить ходатайство об освобождении их от участия в рассмотрении дела по уважительным причинам. Стороны обвинения и защиты могут заявить им мотивированные и немотивированные отводы.

После всех этих процедур составляется список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели. Первые 12 человек в этом списке образуют коллегию присяжных заседателей, а 2 следующих являются запасными присяжными заседателями.

Судья и 12 присяжных заседателей при рассмотрении дела единой коллегии не образуют и решают разные вопросы.

Коллегия присяжных заседателей после исследования доказательств и выслушивания речей обвинителя и защитника, удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта по вопросам:

1.доказано ли, что деяние имело место

2.доказано, ли, что это деяние совершил подсудимый

3.виновен ли подсудимый в этом деянии и если виновен, то заслуживает ли снисхождения.

Если присяжные вынесли оправдательный вердикт, то судья обязан вывести оправдательный приговор. Если вердикт присяжных обвинительный, то судья, вынося обвинительный приговор, самостоятельно решает вопросы о квалификации преступления, о виде и размере наказания и другие правовые вопросы.

За участие в судебном процессе присяжным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение, в размере, установленном законом, а также возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.


Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. Это понятие является одной из важнейших характеристик судебной системы.

Гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

· Основное звено – районные суды;

· Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов, федерального значения, суд автономной области и автономных округов;

· Высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

· Основное звено – гарнизонные военные суды;

· Среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

· Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Подсистема арбитражных судов:

· Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

· Среднее звено – Арбитражный апелляционный суд.

· Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов (10);

· Высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Инстанционность -построение судебной системы в зависимости от судебной инстанции( в связи с этим выделяют суд первой инстанции, апелляционный, кассационный , надзорный)

Суд первой инстанции - суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй (апелляционной, кассационной инстанции )призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

Апелляция и кассация, имея некоторые общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Апелляция отличается от кассации тем, что при апелляционном рассмотрении дела решение принимается не только по письменным материалам дела, а на основе нового, полного или частичного исследования доказательств, бывших предметом рассмотрения судом первой инстанции или вновь представленных сторонами. Существенно отличается и сама процедура рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции, которая осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с изъятиями, установленными главой 44 УПК. В отличие от кассации, апелляционное производство может завершаться постановлением приговора, полностью заменяющего приговор мирового судьи

Надзорная инстанция - суды наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в этом качестве могут выступать Президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ, в арбитражных судах - Высший арбитражный суд.

Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, присущую только ей роль, определенную законом. При этом апелляционный суд наделен существенно иными полномочиями по сравнению с кассационным (федеральным арбитражным судом округа) и надзорным (Высшим Арбитражным Судом РФ).

Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Иными словами, проверяется обоснованность и законность решения суда первой инстанции. Ревизии подвергается вся доказательственная база, фактические обстоятельства, а также проверяется правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм права. Исходя из столь широкого объема полномочий, апелляционный суд принимает новое решение на основе обстоятельств дела, установленных по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, не направляя дело на новое рассмотрение.

Кассационная и надзорная инстанции в отличие от апелляционной проверяют только законность оспариваемых судебных актов, т.е. соблюдение судом норм материального или процессуального права по имеющимся в деле материалам. Они вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если приходят к выводу о неправильном применении закона судом первой и апелляционной инстанций, и, что важно подчеркнуть, - при неизменных фактических обстоятельствах дела*(246).

Правоведы-процессуалисты говорят, что апелляция - это "суд над делом", а кассация - "суд над судом". В этих словах образно показаны основные функции апелляционной и вышестоящих инстанций (кассационной и надзорной).

Аналитическое осмысление полномочий всех 4 инстанций в системе арбитражных судов приводит к выводу об особой роли суда первой и апелляционной инстанций в исследовании и оценке доказательств по делу в целях установления всех юридически значимых обстоятельств.

Это связано с их исключительной компетенцией в указанных вопросах. Для выполнения данной задачи в их распоряжении имеются соответствующие возможности и процессуальные средства, которыми кассация и надзор не обладают.

Необходимость раскрытия всех доказательств еще на стадии подготовки дела к слушанию в суде первой инстанции обеспечивает создание условий, вытекающих из принципа состязательности сторон и, безусловно, призвана положительно сказаться на оперативном рассмотрении дела по существу и принятии законного решения. С этим напрямую связано ограничение представления в апелляционный суд дополнительных доказательств (а именно, с невозможностью представить их в суд первой инстанции).

В таких условиях становится предсказуемой деятельность арбитражного суда при активном участии сторон по установлению действительных правоотношений.

Кассационная и надзорная инстанции не вправе оперировать какими-либо новыми материалами. Они сосредоточивают свою деятельность только на проверке законности оспариваемых судебных актов. Следует признать концептуально неприемлемыми и практически невыполнимыми предложения по наделению указанных инстанций, особенно Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочиями по принятию и исследованию дополнительных доказательств. Это определенно было бы шагом назад в реформе арбитражного судопроизводства. Роль высшего судебного органа в государстве, что является общепризнанным, состоит не в подмене суда первой и апелляционной инстанции (эта задача абсолютно нереальна), а в обеспечении единообразия в толковании и применении всеми судами закона и на этой основе достижения единства судебной практики.

АПК РФ 2002 г. существенно расширил возможности апелляционного обжалования и пересмотра. Месячный срок на подачу апелляционной жалобы может быть восстановлен в пределах 6 месяцев со дня принятия решения (при уважительности причин пропуска этого срока). При незначительных недостатках апелляционная жалоба не возвращается и подавшему ее предоставляется возможность их устранить, что способствует повышению оперативности работы апелляционного суда.

Как уже было отмечено выше, участник процесса может представить в апелляционную инстанцию дополнительные доказательства. Лицо, участвующее в деле, вправе представить отзыв на апелляционную жалобу с приложением соответствующих документов.

При указанных различиях апелляционной и двух вышестоящих инстанций обращает на себя внимание наличие полномочий, которые сближают кассационную и надзорную инстанции. Суть этого сходства состоит в том, что обе эти инстанции выполняют одинаковые функции - проверяют законность оспариваемых судебных актов. Их сближает в данном смысле то, что они призваны обеспечивать единство практики применения закона всеми арбитражными судами. Не случайно указания арбитражного суда кассационной инстанции и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам толкования закона, изложенные в постановлениях об отмене судебных актов, являются обязательными при новом рассмотрении дела арбитражным судом (см. абз. 2 п. 15 ч. 2 ст. 289 и ч. 3 ст. 305 АПК РФ)*(247).

В то же время следует подчеркнуть, что основания для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции, содержащиеся в ст. 288 АПК РФ, шире оснований для надзорного пересмотра, указанных в ст. 304 АПК РФ. Это объясняется рядом причин. Укажем некоторые из них.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отличие от кассационных окружных судов, будучи судебной инстанцией, обладает определенными особенностями, которые объясняются главным образом теми целями и задачами, которые он призван выполнять. Поэтому для решения вопроса о возможности пересмотра оспариваемого судебного акта в этой инстанции законом установлена специальная судебная процедура.

Главное состоит в том, что проверяется наличие в обращении установленных в законе оснований для надзорного пересмотра (ст. 304 АПК РФ). В отличие от кассационной жалобы, при подаче которой дело будет в обязательном порядке рассмотрено арбитражным судом кассационной инстанции, одного обращения в Высший Арбитражный Суд РФ для рассмотрения дела Президиумом ВАС РФ недостаточно.

Принципиально по-новому АПК РФ определяет задачи и полномочия Президиума ВАС Суда РФ. Прежде всего следует отметить, что лица, участвующие в деле, получили значительно больше процессуальных возможностей для обжалования решения суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке. Только после того как эти возможности будут исчерпаны, т.е. полностью использованы, заинтересованное лицо может поставить вопрос о надзорном пересмотре.

Особенность процедуры пересмотра вступившего в законную силу судебного решения состоит также в том, что АПК РФ установил 3-месячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, в пределах которого может быть подано обращение в высший судебный орган по экономическим спорам*(248).

Центральное место в изменениях компетенции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ занимают основания, при наличии которых и допускается пересмотр. Эти основания содержатся в ст. 304 АПК РФ. Перечислим их.

- Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. Общепризнано, что главное предназначение высшего судебного органа в государстве состоит в обеспечении единства судебной практики. Еще в начале XX в. один из крупнейших русских юристов Е.В. Васьковский писал: "Отсутствие единообразия в судебной практике разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов"*(249).

Решение указанной задачи в полной мере сохраняет свою актуальность и для современной России. Ее выполнение возлагается в первую очередь на Высший Арбитражный Суд РФ. При этом следует учитывать наличие кассационных судов, образованных в 10 судебных округах РФ. На первоначальном этапе, при подаче кассационной жалобы, именно на них возложена задача проверки законности обжалованных судебных актов.

И, разумеется, они при формировании позиции по конкретному делу должны, во-первых, следовать уже выработанному подходу, толкованию примененных или подлежащих применению правовых норм в ВАС РФ, и, во-вторых, если такой подход еще не сформировался, проанализировать практику других кассационных судов. Если решение кассационного суда, принятое по делу, будет расходиться с решениями других кассационных судов по аналогичным делам, то это обстоятельство является необходимым и достаточным для изучения и анализа ситуации Высшим Арбитражным Судом РФ с тем, чтобы на высшем судебном уровне было сказано окончательное слово, как должна пониматься и применяться та или иная норма материального или процессуального права. Указанные обстоятельства диктуют необходимость взаимодействия кассационных судов и Высшего Арбитражного Суда РФ. С этой целью осуществляются соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.

Актуальность задачи обеспечения единства судебной практики в полной мере сохраняется и в современных условиях. Бывший Председатель Европейского Суда по правам человека профессор Люциус Вильдхабер писал, что разрешение сходных дел по-разному способно привести к неравенству граждан перед законом. В результате могут оказаться нарушенными законные ожидания тех, кто ищет защиты у правосудия. По его мнению, именно единство практики "наилучшим образом соответствует требованиям правовой определенности и предсказуемости, господству права и эффективной защите прав человека"*(250).

Той же цели - выработке единообразия в толковании и применении судами норм права - служат разъяснения по вопросам судебной практики, которые дает Пленум ВАС РФ по результатам рассмотрения материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами.

О возрастании роли и значения судебной практики в современной России свидетельствует новое положение, содержащееся в ч. 4 ст. 170 АПК РФ, относительно допустимости ссылок в мотивировочной части решения суда первой инстанции на постановления Пленума ВАС РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики.

- Нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

В первоначальной редакции АПК РФ 2002 г. данного основания ст. 304 не содержала. Соответствующее дополнение в АПК РФ внесено Федеральным законом от 31.03.2005 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(251). Оно подчеркивает приверженность Российской Федерации нормам международного права и принятым ею на себя международным обязательствам. Применение этой нормы позволяет полнее уяснять ее содержание. Хотя аналогичного положения в ГПК РФ не содержится, Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10.10.2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"*(252), которое может быть полезно и для арбитражных судов РФ.

- Пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Судебная защита неопределенного круга лиц, как показывает жизнь, является весьма актуальной проблемой. Необходимость использования таких сравнительно новых для России форм судебной защиты проявляется в требованиях об оспаривании нормативных правовых актов, в защите прав акционеров, вкладчиков так называемых проблемных банков и т.д.

Интересы неопределенного круга лиц являются одной из разновидностей публичных интересов. Интерес, как определяет это понятие известный русский юрист профессор В. Нечаев, "обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц"*(253). Публичный интерес можно рассматривать как охраняемый законом интерес общества, на страже которого стоит государство в лице уполномоченных на это органов. Защита прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, является одной из задач судопроизводства в арбитражных судах. Что касается публичных интересов, то они должны быть защищены и на стадии надзорного пересмотра, если нарушение ранее не было устранено. Деление права на публичное и частное - это в определенной мере основание разграничения публичного и частного интереса. Судебная практика дает материал для более детального их рассмотрения.

По АПК РФ в защиту публичных интересов вправе обратиться в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ст. 53 АПК РФ).

Чем отличается апелляция от кассации

Различные инстанции судов осуществляют разные виды процессуальной деятельности. Одни учреждения занимаются первичным рассмотрением дел по существу, а другие - пересмотром и поиском ошибок и недоработок.

Апелляция – вторая инстанция судебных споров. Кассация – третья. С первого взгляда все становится понятно, однако между апелляционным и кассационным производством существует ряд отличий:

  • срок подачи апелляционной жалобы — 1 месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок рассмотрения апелляционной жалобы в судах общей юрисдикции (кроме Верховного суда РФ) — не более двух месяцев со дня поступления дела в суд. Срок рассмотрения апелляционной жалобы в Верховном суде РФ — не более трёх месяцев;
  • апелляция представляет собой жалобу с требованием повторного проведения судебного следствия. А в кассационном порядке могут быть рассмотрены жалобы на действия учреждений как первой, так и второй инстанции;
  • апелляционная инстанция обязана рассмотреть жалобу, а кассационная может отказать в иске;
  • апелляционная коллегия обязана собираться при обращении заявителя. У кассации такой обязанности нет. Отказ может вынести судья в кабинете, без вызова сторон и истребования материалов дела;
  • апелляционное производство подразумевает повторное рассмотрение существа дела и изучения доказательств, а кассационный суд лишь оценивает правомерность применения норм законодательства;
  • апелляция не выносит решение о новом рассмотрении дела. Она либо отклоняет жалобу, либо изменяет решение первой инстанции. У кассации компетентность намного шире. Она может отклонить жалобу, отменить решение, назначив новое рассмотрение, а также может вынести новое постановление;
  • апелляционный суд представлен одним судьей, кассационный – тремя.
  • ещё одно отличие - тип суда, через который подаётся жалоба: апелляционную жалобу нужно подавать через суд, который вынес вердикт; кассационную жалобу — в суд соответствующей судебной ступени. В зависимости от того, какое это дело, оно может рассматриваться Судебной коллегией субъекта РФ, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда или Кассационной коллегией Верховного суда.

Чтобы правильно составить заявление в любую из этих инстанций, надо обладать юридическими знаниями, либо воспользоваться помощью юристов. Ведь данные бумаги имеют много общего и совсем мелкие отличия. Но без них заявление могут не принять к рассмотрению, поэтому рисковать не стоит. Юристы компании "ЮРАКС" не только помогут вам грамотно написать и подать заявление, но и представят ваши интересы в суде.

Знание определений и разницы между апелляционной и кассационной жалобами поможет защитить свои права в суде, если его решение было принято с нарушениями процессуального права.

Вы можете изучить судебными дела нашей компании.

Предлагаем вам ознакомиться с услугами юридической компании "ЮРАКС":

Раздел для юридических лиц:

Информацию о наших услугах для юридических лиц можно посмотреть на дополнительном сайте ЮРИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Наши юристы полностью сохраняют конфиденциальность и действуют только в интересах своего клиента.

Цены на наши услуги разумны и фиксированы.


Бесплатно проанализируем Вашу ситуацию и предоставим варианты решения!


Юрист от компании "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь!

Дежурный юрист юридической компании "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь :

990 - 01- 85

Офис в г. Москва:

Ул. Нижегородская, д. 29-33, офис 423


8 (495) 988 46 63


8 (927) 686 81 41

Офис в г. Самара:

Ул. Карбышева, д. 61В, офис 205


8 (846) 990 01 85 ; 8 (927) 609 02 16


8 (927) 68 68 141 ; 8 (917) 126 14 32

Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, присущую только ей роль, определенную законом. При этом апелляционный суд наделен существенно иными полномочиями по сравнению с кассационным (федеральным арбитражным судом округа) и надзорным (Высшим Арбитражным Судом РФ).

Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Иными словами, проверяется обоснованность и законность решения суда первой инстанции. Ревизии подвергается вся доказательственная база, фактические обстоятельства, а также проверяется правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм права. Исходя из столь широкого объема полномочий, апелляционный суд принимает новое решение на основе обстоятельств дела, установленных по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, не направляя дело на новое рассмотрение.

Кассационная и надзорная инстанции в отличие от апелляционной проверяют только законность оспариваемых судебных актов, т.е. соблюдение судом норм материального или процессуального права по имеющимся в деле материалам. Они вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если приходят к выводу о неправильном применении закона судом первой и апелляционной инстанций, и, что важно подчеркнуть, - при неизменных фактических обстоятельствах дела*(246).

Правоведы-процессуалисты говорят, что апелляция - это "суд над делом", а кассация - "суд над судом". В этих словах образно показаны основные функции апелляционной и вышестоящих инстанций (кассационной и надзорной).

Аналитическое осмысление полномочий всех 4 инстанций в системе арбитражных судов приводит к выводу об особой роли суда первой и апелляционной инстанций в исследовании и оценке доказательств по делу в целях установления всех юридически значимых обстоятельств. Это связано с их исключительной компетенцией в указанных вопросах. Для выполнения данной задачи в их распоряжении имеются соответствующие возможности и процессуальные средства, которыми кассация и надзор не обладают.

Необходимость раскрытия всех доказательств еще на стадии подготовки дела к слушанию в суде первой инстанции обеспечивает создание условий, вытекающих из принципа состязательности сторон и, безусловно, призвана положительно сказаться на оперативном рассмотрении дела по существу и принятии законного решения. С этим напрямую связано ограничение представления в апелляционный суд дополнительных доказательств (а именно, с невозможностью представить их в суд первой инстанции).

В таких условиях становится предсказуемой деятельность арбитражного суда при активном участии сторон по установлению действительных правоотношений.

Кассационная и надзорная инстанции не вправе оперировать какими-либо новыми материалами. Они сосредоточивают свою деятельность только на проверке законности оспариваемых судебных актов. Следует признать концептуально неприемлемыми и практически невыполнимыми предложения по наделению указанных инстанций, особенно Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочиями по принятию и исследованию дополнительных доказательств. Это определенно было бы шагом назад в реформе арбитражного судопроизводства. Роль высшего судебного органа в государстве, что является общепризнанным, состоит не в подмене суда первой и апелляционной инстанции (эта задача абсолютно нереальна), а в обеспечении единообразия в толковании и применении всеми судами закона и на этой основе достижения единства судебной практики.

АПК РФ 2002 г. существенно расширил возможности апелляционного обжалования и пересмотра. Месячный срок на подачу апелляционной жалобы может быть восстановлен в пределах 6 месяцев со дня принятия решения (при уважительности причин пропуска этого срока). При незначительных недостатках апелляционная жалоба не возвращается и подавшему ее предоставляется возможность их устранить, что способствует повышению оперативности работы апелляционного суда. Как уже было отмечено выше, участник процесса может представить в апелляционную инстанцию дополнительные доказательства. Лицо, участвующее в деле, вправе представить отзыв на апелляционную жалобу с приложением соответствующих документов.

При указанных различиях апелляционной и двух вышестоящих инстанций обращает на себя внимание наличие полномочий, которые сближают кассационную и надзорную инстанции. Суть этого сходства состоит в том, что обе эти инстанции выполняют одинаковые функции - проверяют законность оспариваемых судебных актов. Их сближает в данном смысле то, что они призваны обеспечивать единство практики применения закона всеми арбитражными судами. Не случайно указания арбитражного суда кассационной инстанции и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам толкования закона, изложенные в постановлениях об отмене судебных актов, являются обязательными при новом рассмотрении дела арбитражным судом (см. абз. 2 п. 15 ч. 2 ст. 289 и ч. 3 ст. 305 АПК РФ)*(247).

В то же время следует подчеркнуть, что основания для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции, содержащиеся в ст. 288 АПК РФ, шире оснований для надзорного пересмотра, указанных в ст. 304 АПК РФ. Это объясняется рядом причин. Укажем некоторые из них.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отличие от кассационных окружных судов, будучи судебной инстанцией, обладает определенными особенностями, которые объясняются главным образом теми целями и задачами, которые он призван выполнять. Поэтому для решения вопроса о возможности пересмотра оспариваемого судебного акта в этой инстанции законом установлена специальная судебная процедура.

Главное состоит в том, что проверяется наличие в обращении установленных в законе оснований для надзорного пересмотра (ст. 304 АПК РФ). В отличие от кассационной жалобы, при подаче которой дело будет в обязательном порядке рассмотрено арбитражным судом кассационной инстанции, одного обращения в Высший Арбитражный Суд РФ для рассмотрения дела Президиумом ВАС РФ недостаточно. Только указанные в АПК РФ основания влекут за собой пересмотр судебного акта в порядке надзора.

Принципиально по-новому АПК РФ определяет задачи и полномочия Президиума ВАС Суда РФ. Прежде всего следует отметить, что лица, участвующие в деле, получили значительно больше процессуальных возможностей для обжалования решения суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке. Только после того как эти возможности будут исчерпаны, т.е. полностью использованы, заинтересованное лицо может поставить вопрос о надзорном пересмотре.

Особенность процедуры пересмотра вступившего в законную силу судебного решения состоит также в том, что АПК РФ установил 3-месячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, в пределах которого может быть подано обращение в высший судебный орган по экономическим спорам*(248).

Центральное место в изменениях компетенции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ занимают основания, при наличии которых и допускается пересмотр. Эти основания содержатся в ст. 304 АПК РФ. Перечислим их.

- Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. Общепризнано, что главное предназначение высшего судебного органа в государстве состоит в обеспечении единства судебной практики. Еще в начале XX в. один из крупнейших русских юристов Е.В. Васьковский писал: "Отсутствие единообразия в судебной практике разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов"*(249).

Решение указанной задачи в полной мере сохраняет свою актуальность и для современной России. Ее выполнение возлагается в первую очередь на Высший Арбитражный Суд РФ. При этом следует учитывать наличие кассационных судов, образованных в 10 судебных округах РФ. На первоначальном этапе, при подаче кассационной жалобы, именно на них возложена задача проверки законности обжалованных судебных актов. И, разумеется, они при формировании позиции по конкретному делу должны, во-первых, следовать уже выработанному подходу, толкованию примененных или подлежащих применению правовых норм в ВАС РФ, и, во-вторых, если такой подход еще не сформировался, проанализировать практику других кассационных судов. Если решение кассационного суда, принятое по делу, будет расходиться с решениями других кассационных судов по аналогичным делам, то это обстоятельство является необходимым и достаточным для изучения и анализа ситуации Высшим Арбитражным Судом РФ с тем, чтобы на высшем судебном уровне было сказано окончательное слово, как должна пониматься и применяться та или иная норма материального или процессуального права. Указанные обстоятельства диктуют необходимость взаимодействия кассационных судов и Высшего Арбитражного Суда РФ. С этой целью осуществляются соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.

Актуальность задачи обеспечения единства судебной практики в полной мере сохраняется и в современных условиях. Бывший Председатель Европейского Суда по правам человека профессор Люциус Вильдхабер писал, что разрешение сходных дел по-разному способно привести к неравенству граждан перед законом. В результате могут оказаться нарушенными законные ожидания тех, кто ищет защиты у правосудия. По его мнению, именно единство практики "наилучшим образом соответствует требованиям правовой определенности и предсказуемости, господству права и эффективной защите прав человека"*(250).

Той же цели - выработке единообразия в толковании и применении судами норм права - служат разъяснения по вопросам судебной практики, которые дает Пленум ВАС РФ по результатам рассмотрения материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами.

О возрастании роли и значения судебной практики в современной России свидетельствует новое положение, содержащееся в ч. 4 ст. 170 АПК РФ, относительно допустимости ссылок в мотивировочной части решения суда первой инстанции на постановления Пленума ВАС РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики.

- Нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. В первоначальной редакции АПК РФ 2002 г. данного основания ст. 304 не содержала. Соответствующее дополнение в АПК РФ внесено Федеральным законом от 31.03.2005 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(251). Оно подчеркивает приверженность Российской Федерации нормам международного права и принятым ею на себя международным обязательствам. Применение этой нормы позволяет полнее уяснять ее содержание. Хотя аналогичного положения в ГПК РФ не содержится, Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10.10.2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"*(252), которое может быть полезно и для арбитражных судов РФ.

- Пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Судебная защита неопределенного круга лиц, как показывает жизнь, является весьма актуальной проблемой. Необходимость использования таких сравнительно новых для России форм судебной защиты проявляется в требованиях об оспаривании нормативных правовых актов, в защите прав акционеров, вкладчиков так называемых проблемных банков и т.д.

Интересы неопределенного круга лиц являются одной из разновидностей публичных интересов. Интерес, как определяет это понятие известный русский юрист профессор В. Нечаев, "обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц"*(253). Публичный интерес можно рассматривать как охраняемый законом интерес общества, на страже которого стоит государство в лице уполномоченных на это органов. Защита прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, является одной из задач судопроизводства в арбитражных судах. Что касается публичных интересов, то они должны быть защищены и на стадии надзорного пересмотра, если нарушение ранее не было устранено. Деление права на публичное и частное - это в определенной мере основание разграничения публичного и частного интереса. Судебная практика дает материал для более детального их рассмотрения.

По АПК РФ в защиту публичных интересов вправе обратиться в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ст. 53 АПК РФ).

Выводы

Инстанционность в арбитражных судах России служит цели повышения качества правосудия, осуществляемого в предпринимательской и иной экономической деятельности. Количество судебных инстанций является оптимальным для Российской Федерации. Обращение в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции обеспечивает проверку судебного решения и, при наличии предусмотренных законом оснований, его пересмотр.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшей судебной инстанцией государства в сфере экономики. Применительно к зарубежным судебным системам он фактически выступает как суд третьей инстанции. Особенность его деятельности как органа, осуществляющего правосудие, состоит в том, что он рассматривает дела, которые, как правило, уже прошли две проверочные инстанции - апелляционную и кассационную. Его задачи ясно и определенно выражены в Рекомендации N R (95) 5 Комитета министров Совета Европы, адресованной государствам-членам относительно введения в действие и улучшения функционирования систем и процедур обжалования по гражданским и торговым делам. В п. "с" ст. 7 этой рекомендации речь идет о мерах, касающихся жалоб в суд третьей (высшей в государстве) инстанции. В нем сказано, что "жалобы в суд третьей инстанции должны подаваться в первую очередь в рамках таких дел, которые заслуживают третьего судебного рассмотрения, например, дел, которые будут развивать право или которые будут способствовать единообразному толкованию закона (Выделено нами. - Авт.). Их круг может быть также ограничен жалобами по тем делам, которые касаются вопросов права, имеющих значение для всего общества в целом. От лица, подающего жалобу, следует требовать обоснование того, почему его дело будет способствовать достижению таких целей"*(254).

Особая роль Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ как надзорной инстанции, безусловно, даст новый мощный толчок для развития юридической практики и ее научного осмысления.

Роль судебных инстанций, осуществляющих экономическое правосудие, можно определить следующим образом:

1. Улучшение качества работы судов первой инстанции с полным использованием процессуально-правовых возможностей, заложенных в АПК РФ.

2. Исправление судебных ошибок в решениях главным образом апелляционными судами.

3. Выполнение кассационными судами во взаимодействии с ВАС РФ одной из основных функций - единообразного толкования и применения закона.

4. Осуществление пересмотра судебных актов в порядке надзора - как исключительного в целях обеспечения единства судебной практики и развития права.

Успешное выполнение этих задач будет способствовать повышению эффективности деятельности судебных инстанций.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: