В чем особенности судебной защиты прав зарегистрированных кандидатов

Обновлено: 24.04.2024

1. Избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

2. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

3. Наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

4. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

5. Избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума. Избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

6. Прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

7. С административным исковым заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), в суд могут обратиться избиратели, избирательные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор.

8. С административным исковым заявлением о назначении местного референдума в суд могут обратиться граждане, избирательные объединения, глава муниципального образования, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, прокурор.

9. С административным исковым заявлением об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме, в суд могут обратиться граждане, органы местного самоуправления, прокурор, уполномоченные органы государственной власти.

12. С административным исковым заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в суд могут обратиться:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - при проведении референдума Российской Федерации;

2) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - при проведении референдума субъекта Российской Федерации;

3) избирательная комиссия муниципального образования - при проведении местного референдума.

13. С административным исковым заявлением о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы в суд может обратиться Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

14. С административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума в суд могут обратиться:

1) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в отношении расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

2) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо группа депутатов представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссий;

5) указанные в пункте 4 настоящей части группы депутатов и избирательные комиссии, а также соответствующая избирательная комиссия муниципального района - в отношении расформирования избирательной комиссии поселения.

16. Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

17. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.

Верховным Судом Российской Федерации по итогам избирательной кампании 2014 г. и 2015 г. проведено обобщение дел, связанных с разрешением споров о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассмотренных Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в апелляционном и кассационном порядке (далее - Судебная коллегия по административным делам).

В 2014 г. в апелляционном порядке Судебной коллегией по административным делам рассмотрено 142 дела, из них по 8 делам судебные постановления отменены, что составило 3,6% от общего количества дел:

по 1 делу производство прекращено;

по 7 делам решение отменено с вынесением нового решения.

Для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции передано 3 дела. При этом отменено одно решение районного суда и одно апелляционное определение областного суда.

В 2015 г. в апелляционном порядке Судебной коллегией по административным делам рассмотрено 83 дела, из них по 9 делам судебные постановления отменены, что составило 11% от общего количества дел:

по 2 делам производство прекращено;

по 7 делам решение отменено с вынесением нового решения.

Для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции передано 2 дела. При этом отменено 2 апелляционных определения областного суда.

В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел:

об отмене регистрации кандидата;

об отмене регистрации списка кандидатов;

об отмене решения избирательной комиссии.

При рассмотрении дел указанной категории суды руководствуются:

Конституцией Российской Федерации;

конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Анализ судебных постановлений позволил выделить следующие основные вопросы.

Верховный Суд Российской Федерации по итогам избирательных кампаний 2016 и 2017 годов провел обобщение дел, связанных с разрешением споров о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассмотренных Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (далее - Судебная коллегия по административным делам).

В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а именно об отмене:

решения избирательной комиссии о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата;

регистрации списка кандидатов.

В 2016 году Судебная коллегия по административным делам рассмотрела:

в качестве суда первой инстанции - 18 дел (16 об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и 2 дела об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых политическими партиями в связи с непредставлением сведений о судимости, по которым требования удовлетворены);

в апелляционной инстанции - 293 дела (об отмене регистрации кандидатов с принятием новых решений о признании регистрации кандидатов законной - 15; об отказе в регистрации с вынесением нового решения о повторном рассмотрении избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидатов - 2; о регистрации кандидата с принятием новых решений о признании законным отказа в регистрации кандидатов в депутаты - 4; о восстановлении кандидата в списках кандидатов с принятием нового решения, которым исключение признано законным, - 1; отменено и производство прекращено в связи с отказом административного истца от иска - 1);

в кассационной и надзорной инстанциях - 118 жалоб.

За 9 месяцев 2017 года Судебной коллегией по административным делам разрешено:

в качестве суда первой инстанции - 2 дела (об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также об оспаривании решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о передаче вакантного мандата депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации):

в апелляционной инстанции - 66 дел (отменены решения: 1 - об отмене регистрации кандидатов с принятием нового решения о признании регистрации законной; 1 - о заверении списка кандидатов с вынесением нового решения, которым заверение списка признано незаконным; 1 - об оспаривании результатов выборов);

в кассационной и надзорной инстанциях - 124 жалобы.

При рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суды руководствовались:

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 546);

конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Анализ судебных актов позволил обобщить практику Верховного Суда Российской Федерации по следующим вопросам.

Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является их судебная защита, порядок осуществления которой установлен главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Участие прокурора в административном судопроизводстве в целях соблюдения законности, защиты избирательных прав граждан осуществляется в двух формах:- обращение в суд с административным исковым заявлением;- вступление в процесс для дачи заключения.Так, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением:- в защиту избирательных прав конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и (или) другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС РФ);- в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации (ч. 6 ст. 239 КАС РФ).Содержание полномочий прокурора по предъявлению административных исковых заявлений по защите избирательных прав граждан имеет существенные особенности, которые регламентированы в первую очередь ст. 239 КАС РФ.Так, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением:- об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы;- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;- об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.При этом с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов прокурор вправе обратиться в случаях установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:К таким основаниям относятся:1) содержание в предвыборных программах кандидатов, агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации призывов к совершению экстремистской деятельность, либо побуждение к таким деяниям, а также обоснование или оправдание экстремизма;2) проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, а также агитации, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;3) использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышен предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;5) установление факта подкупа избирателей кандидатом, его довереннымлицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а такжедействующими по их поручению иным лицом или организацией;6) установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.Также прокурор в соответствии со ст. 208 КАС РФ вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав граждан.Кроме того, в целях соблюдения законности и защиты избирательных прав граждан, в соответствии с ч. 7 ст. 39 и ч. 3 ст. 243 КАС РФ прокурор по данной категории дел вступает в процесс для дачи заключения.

Прокуратура
Смоленской области

Прокуратура Смоленской области

3 сентября 2018, 00:00

Особенности участия прокурора по делам о защите избирательных прав граждан

Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является их судебная защита, порядок осуществления которой установлен главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Участие прокурора в административном судопроизводстве в целях соблюдения законности, защиты избирательных прав граждан осуществляется в двух формах:- обращение в суд с административным исковым заявлением;- вступление в процесс для дачи заключения.Так, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением:- в защиту избирательных прав конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и (или) другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС РФ);- в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации (ч. 6 ст. 239 КАС РФ).Содержание полномочий прокурора по предъявлению административных исковых заявлений по защите избирательных прав граждан имеет существенные особенности, которые регламентированы в первую очередь ст. 239 КАС РФ.Так, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением:- об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы;- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;- об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.При этом с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов прокурор вправе обратиться в случаях установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:К таким основаниям относятся:1) содержание в предвыборных программах кандидатов, агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации призывов к совершению экстремистской деятельность, либо побуждение к таким деяниям, а также обоснование или оправдание экстремизма;2) проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, а также агитации, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;3) использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышен предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;5) установление факта подкупа избирателей кандидатом, его довереннымлицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а такжедействующими по их поручению иным лицом или организацией;6) установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.Также прокурор в соответствии со ст. 208 КАС РФ вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав граждан.Кроме того, в целях соблюдения законности и защиты избирательных прав граждан, в соответствии с ч. 7 ст. 39 и ч. 3 ст. 243 КАС РФ прокурор по данной категории дел вступает в процесс для дачи заключения.

См. также Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации | Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.

Процессуальные особенности осуществления защиты избирательных прав в судебном порядке регулируются гл. 24 КАС РФ.

В настоящее время в судебном порядке защищается как активное, так и пассивное избирательное право, т.е. весь комплекс избирательных прав, предусмотренных действующей избирательной системой России.

Субъекты, которые могут участвовать в делах о защите избирательного права (ст. 239 КАС РФ):

  1. избиратели (граждане);
  2. кандидаты, их доверенные лица;
  3. избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков;
  4. иные общественные объединения;
  5. инициативные группы по проведению референдума;
  6. наблюдатели;
  7. избирательные комиссии;
  8. группа членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
  9. органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, местного самоуправления;
  10. прокурор.

Для определения специфики рассмотрения и разрешения споров о защите избирательных прав проводится их классификация по различным основаниям:

1) в зависимости от характера подлежащего защите избирательного права:

  • споры о защите активного права;
  • споры о защите пассивного права.

2) по субъекту судебной защиты:

  • о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса (конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.);
  • о защите неопределенного круга участников избирательного процесса.

3) в зависимости от стадии развития избирательного процесса - споры, возникающие на стадиях:

  • формирования избирательных округов:
  • составления списков избирателей;
  • выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;
  • проведения предвыборной агитации:
  • проведения голосования и подсчета голосов;
  • закрепления результатов голосования.

Порядок подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

Обращения в суд за защитой избирательного права по своей правовой природе являются требованиями о защите права, возникающими из публичных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными в КАС РФ для исковых заявлений (ст. 125 КАС РФ) и последствиями нарушения формы заявления (ст. 130 КАС РФ).

Ст. 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательного права:

  1. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ - в течение 3 месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах;
  2. об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования - в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
  3. об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов , референдума - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума;
  4. касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, - в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
  5. об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов - не позднее чем за 8 дней до дня голосования;
  6. о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:
    • в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума - в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;
    • не позднее чем за тридцать дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии - в отношении расформирования иной комиссии;
    • в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования - в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.

Сроки, указанные в п. 2-6, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска .

При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

Подсудность дел о защите избирательного права:

Защита избирательных прав, связанных с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления, осуществляется районными судами.

Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен ст. 243 КАС РФ.

О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

Рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей административные дела:

  1. о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума;
  2. об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации

О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает:

Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

В период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

  1. наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
  2. приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
  3. запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: