В чем обязанности государства

Обновлено: 24.04.2024

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Государство является центральным элементом всей политической системы, поэтому крайне важно разобраться с тем, что такое "государство", как оно функционирует и какова его роль в жизни общества в целом.

Существует множество определений понятия "государство". На мой взгляд, самые простые и вместе с тем ёмкие определения следующие.

Государство (в широком смысле) – политическая организация общества, которая действует на определенной территории и выражает интересы всех слоев общества.

Говоря о понятии государства, важно понимать, в чём разница между страной и государством , и не путать государство и правительство .

Если поискать определения понятия "страна" в интернете, то, к сожалению, во многих случаях мы увидим, что "страна - это то же, что и государство", или иные схожие по смыслу формулировки. Давайте всё-таки разведём понятие "страны и "государства". Страна - это понятие культурно-географическое, это определённая территория с соответствующими особенностями климата, рельефа, соответствующим населением разных национальностей и вероисповеданий. Государство - это политическая организация общества, действующая в пределах той или иной страны, это форма правления, политический режим, а не климат или рельеф. И наконец, ошибочно сводить государство только к органам власти и их представителям, хотя в большинстве случаев на бытовом уровне, когда мы говорим о том, что "государство заботится или не заботится о своих гражданах", мы говорим о действиях чиновников и аппарата управления. Правительство - это только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, а не всё государство в целом. Со сменой состава правительства политическая организация общества не исчезает, государство продолжает существовать.

Теории происхождения государства

Признаки государства

1. Единство территории. Государство действует в пределах территории конкретной страны. Оно распространяет свою власть на всех граждан и на тех лиц, кто находится на территории данной страны.

2. Публичная власть. Публичная власть - это власть, выделенная из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами. Публичная власть как признак государства означает, что государство располагает соответствующими органами управления, с одной стороны, а с другой, публичная власть - это власть обезличенная, т.е. государство распространяет свою власть на каждого, кто находится на территории страны, независимо от того, кем является этот человек, каковы его взгляды, особенности личности и т.д. Есть ещё одно толкование публичной власти как признака государства. считается, что публичная власть - это власть, которая адресована всему народу и служит его интересам, поэтому основная задача любого государства - защита публичных интересов, т.е. интересов всего общества в целом.

3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии). Внешний суверенитет означает независимость государства от других государств, недопустимость вмешательства во внутренние дела данного государства.

4. Наличие монопольных прав: право законодательной деятельности (только государство принимает законы), право взимать налоги, право эмиссии (выпуска) денег, право на легитимное насилие (органы правопорядка могут применять насилие, в случае, если это необходимо для защиты граждан, поддержание общественного порядка, задержания преступников).

5. Наличие аппарата управления и аппарат принуждения (органы государственной власти, правоохранительные органы, армия)

5. Наличие символики (герб, гимн, флаг) .

Функции государства

Функции государства - это главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его целями и задачами. Функции государства обычно подразделяют на две большие группы - внутренние и внешние.

Основные права и обязанности государств

Государства, как главные субъекты международного права, по определению наделены способностью обладать правами и нести обязанности по международному праву. Такие права и обязанности могут основываться на различных источниках международного права, включая международные договоры и международное обычное право. Возникает вопрос: существуют ли права и обязанности, неотъемлемо связанные с созданием и самой сущностью государства, и, таким образом, независимые от других источников правовых обязательств договорного или обычного, частного или общего характера. Этим объясняется необходимость использования выражения фундаментальные или основные права и обязанности государств (в отличие от прав и обязанностей государств как таковых, которые охватывают все международное право).

Теория основных прав и обязанностей возникла в XVII веке, когда государства окончательно провозгласили свою независимость и суверенитет с высшей и неоспоримой институциональной властью над социальными явлениями, происходящими в их юрисдикции, на ряду с постепенным созданием системы взаимных отношений с другими государствами. Считается, что этот исторический период начался в 1648 году после Тридцатилетней войны, закончившейся заключением Вестфальского мира. Государства, с одной стороны, подтвердили свою независимость от папства и империи, а, с другой стороны, установили исключительное господство над территориальными сообществами, тем самым обуславливая упразднение различных центров феодальной и общинной власти, сложившихся в течение предыдущих столетий.

Что касается разработки письменных правовых документов, касающихся основных прав и обязанностей государств, то в течение 20-го века были достигнуты определенные результаты. Конвенция Монтевидео 1933 года стала одной из первых попыток включения «прав и обязанностей» государств в многосторонний юридически обязательный документ, однако она не получила широкой поддержки и насчитывает всего несколько подписантов. За этой попыткой последовал разработанный Комиссией международного права ООН и представленный Генеральной Ассамблеи в 1949 году Проект Декларации о правах и обязанностях государств. Тем не менее, из-за недостаточного интереса к нему проект Декларации был на первом этапе отложен и впоследствии Генеральная Ассамблея к нему больше не возвращалась. Многие права и обязанности государств, содержащиеся в проекте декларации, были позднее подтверждены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 году (резолюция ГА ООН 2625). Вышеуказанные документы вместе с Уставом ООН являются важнейшими инструментами, определяющими основные права и обязанности государств.

Основные права государств.

Основные права государства — это те права, которыми государства обладают и пользуются в соответствии с основными принципами международного права. Эти права существуют в силу международного правопорядка, способного определять права своих субъектов. К числу основных прав государства относятся:

Право на независимость.

Право на независимость является основополагающим правом государства. В статье 1 Проекта декларации о правах и обязанностях государств 1949 года независимость определяется как способность государства обеспечивать свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления. Необходимость подчиняться нормам международного права не является отступлением от независимости.

Независимость является правовой категорией. Любая политическая или экономическая зависимость, которая может существовать в действительности, не влияет на правовую независимость государства, если только данное государство не вынуждено официально подчиняться другому государству, в таком случае имеет место зависимый статус.

Право на независимость в международном праве подразумевает ряд прав и обязанностей, например: право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и постоянным населением или право участвовать в акте самообороны в определенных ситуациях. Оно также подразумевает обязанность не вмешиваться во внутренние дела других суверенных государств.

Право на суверенитет.

Право на суверенитет тесно связано с правом на независимость. По сути, эти два понятия иногда интерпретируются как разные стороны одного и того же атрибута. Это отражается, в частности, на традиционной квалификации независимости как «внешнего суверенитета» государства. Считается, что как атрибут государства, суверенитет, как правило, требует наличия определенной территории и постоянного населения, которыми управляет организованная политическая власть. Право на суверенитет не зависит от власти, которой обладает государство для обеспечения его осуществления, а обусловлено лишь фактом существования самого государства как субъекта международного права.

Суверенитет имеет два аспекта. Во-первых, он означает, что государство обладает высшей неделимой властью над своей территорией – данный аспект является проявлением концепции территориального суверенитета. Во-вторых, суверенитет означает способность государства по собственному усмотрению вступать в двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами, такие как отправлять и принимать дипломатических представителей, участвовать в заключении договоров, а также пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами от юрисдикции других государств – этот аспект связан с концепцией международной правосубъектности.

Суверенитет сегодня имеет гораздо более ограничительное значение, чем в XVIII и XIX веках, когда с появлением могущественных национальных держав право суверенитета было в некоторой степени ослаблено. В настоящее время вряд ли найдется государство не готовое в интересах международного сообществ пойти на определенные ограничения в отношении своей свободы действий. В самом деле право на осуществление суверенитета сегодня не является абсолютным. Государства ограничивают свои суверенные полномочия либо в соответствии с международными договорами или решениями международных организаций, членами которых они является, либо по собственному согласию.

Право на юрисдикцию.

Право на юрисдикцию вытекает из права на суверенитет. Право на юрисдикцию состоит в возможности государства осуществлять власть над своей территорией (сушей, внутренними и территориальными водами и национальным воздушным пространством) и над всеми лицами и вещами, находящимися в пределах его территории, а также в отношении своих граждан, находящихся за ее пределами. Эта власть подразумевает компетенцию государства в принятии законов, обеспечении их соблюдения и вынесении судебных решений в отношении лиц и событий, происходящих в его границах.

Право на суверенное равенство.

В соответствии с принципом суверенного равенства все государства занимают одно и тоже положение в международном сообществе, имеют одинаковую правоспособность и обладают равными правами и обязанностями независимо от их размера, военного, экономического или политического могущества и других различий. Это право, в частности, закреплено, в Декларации о дружественных отношениях 1970 года. Правило, согласно которому par in parem non habet imperium, т. е. ни одно государство не может законно претендовать на юрисдикцию над другим государством, обычно считается одним из конкретных проявлений рассматриваемого принципа.

Право на суверенное равенство также присутствует в законодательстве международных организаций. Например, в рамках системы ООН все государства имеют право на один голос. Однако существуют важные исключения, поскольку, только пять государств – Россия, США, Китай, Франция и Великобритания имеют право заседать в качестве членов Совета Безопасности на постоянной основе, а также обладают правом вето на его решения непроцедурного характера. Еще более очевидные отступления существуют в международных финансовых организациях (в частности, МБРР и МВФ), где право голоса определяется размером взноса страны в их капитал. Еще одним отходом от данного принципа является Совет Европейского сообщества, где каждому государству-участнику предоставляется определенное число голосов в зависимости от его демографического и экономического потенциала.

Право на самооборону.

Право государства на самооборону признается международным обычным правом, а также статьей 51 Устава ООН. Однако это право может осуществляться государством, только если на него будет совершено вооруженное нападение и до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Правомерность реализации права на самооборону обусловлена соблюдением критериев необходимости и пропорциональности (соразмерности).

Хотя относительно предмета самообороны ведутся оживленные споры, в частности по таким вопросам: что именно представляет собой вооруженное нападение, когда конкретно начинается вооруженное нападение, и может ли государство предпринимать какие-либо меры перед лицом неминуемого вооруженного нападения, само право на самооборону является общепризнанным, и остается наиболее значимым исключением из общего запрета на применение силы в международных отношениях.

Основные обязанности государств.

Обладание правами непременно предполагает существование определенных обязанностей. Все государства должны соблюдать свои обязанности по международному праву. Несоблюдение государством своих обязанностей является нарушением международного права, за которое оно несет ответственность. Среди основных обязанностей государства можно выделить следующие:

Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения.

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций и влекут за собой международную ответственность. Данный принцип, в частности, закрепляется в Декларации о дружественных отношениях 1970 года и дополнительно подтверждается в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года.

Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения включает в себя ряд обязательств, таких как:

  • не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава ООН;
  • воздерживаться от организации и подстрекательства террористических или подрывных действий, включая действия наемников;
  • воздерживаться от военных, политических, экономических или любых других форм принуждения, направленных против политической независимости или территориальной целостности любого государства;
  • воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;
  • осуществлять сотрудничество в целях ослабления международной напряженности, укрепления международного правопорядка и безопасности;
  • принимать эффективные меры, направленные в конечном итоге на достижение всеобщего и полного разоружения.

Однако применение силы допускается и считается законным в соответствии с международным правом в том случае, если оно осуществляется для самообороны, по решению Совета Безопасности ООН, на случай угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Обязанность решать любые международные споры мирными средствами.

Принцип мирного разрешения споров неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. В статье 2.3 Устава ООН записано что все государства-участники решают свои международные споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. В главе 6 Устава ООН приводится механизм выполнения этой обязанности государствами.

В соответствии с этой обязанностью государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров любыми мирными средствами по своему выбору. В зависимости от обстоятельств и характера спора это могут быть, например: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Обязанность невмешательства в дела других государств.

Государства не должны прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела любого другого государства, независимо от их взаимоотношений. Любые вмешательства в дела другого государства являются нарушением международного права. Государства обязаны воздерживаться от применения экономических, политических или других мер в целях добиться подчинения себе другого государства и получения таким образом преимуществ любого рода. Государства не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве и организовывать или поощрять любую деятельность, направленную на насильственное свержение режима другого государства.

Обязанность сотрудничать с другими государствами.

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений в соответствии с целями и принципами ООН. Такое сотрудничество должно способствовать взаимопониманию и добрососедству между народами, а также содействовать сокращению различий в уровнях экономического развития стран.

Обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН и, общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе с международными соглашениями. Осуществляя свои суверенные права, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Обязанность уважать права и основные свободы человека.

Государства обязаны уважать международно-признанные права и основные свободы каждого человека без различия расы, пола, языка и религии. Государства должны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод. Обязанность уважать права и основные свободы человека требует от государств принятие соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных и иных мер в целях полной реализации таких прав и создания механизмов, гарантирующих их эффективную защиту.

Заключение.

Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к снижению роли теории основных прав и обязанностей государств, нельзя отрицать, что нормы международного права, касающиеся таких принципов как независимость, суверенитет и равенство государств, по-прежнему занимают центральную роль в международном правопорядке. Такое положение, однако, не может быть обосновано их иерархическим статусом, но, скорее, должно объясняться из-за особого содержания рассматриваемых прав и обязанностей. По сути, основные права и обязанности государств по-прежнему имеют решающее значение для функционирования международного правопорядка, поскольку они обеспечивают набор основных обязательств, которые поддерживают мирное сосуществование независимых и суверенных государств.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Мы государству должны или государство нам? У кого больше обязанностей по закону

У народа скопилось немало претензий к государству в последнее время. Низкий уровень пенсий, низкие зарплаты, недостаточное количество льгот, которые не так просто оформить, низкий уровень бесплатной медицины, отсталая инфраструктура во многих городах. А ведь государство должно обеспечивать нормальный уровень жизни своих граждан. Тем более, согласно ст. 3 Конституции РФ, именно народ является единственным источником власти в стране, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.

Но государство не может существовать просто так. На деятельность государственных органов нужны средства, которые поступают в виде налогов. Налоговые сборы являются одним из признаков государства. Это значит, что и граждане тоже имеют определенные обязанности, но у кого их больше и что говорит закон об этом?

Обязанности граждан

Обязанности граждан закреплены основным законом государства – Конституцией РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Первая и основная обязанность каждого гражданина – соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Существуют и другие обязанности:

  • Заботиться о своих нетрудоспособных родителях, а также о своих детях,
  • заботиться и сохранять историческое и культурное наследие своей страны,
  • заботиться об окружающей среде и не допускать ее загрязнения,
  • осуществлять сохранность своего имущества, а также нести расходы по его содержанию.

Проще говоря, гражданам просто нужно соблюдать законодательство и не нарушать его, зарабатывать, платя налоги, и заботиться о своих близких родственниках, которые нуждаются в этой заботе.

Обязанности государства

У государства тоже существует много обязанностей, которые прописаны в Конституции РФ.

Самая главная обязанность – создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в список обязанностей государства входит:

  • охрана труда граждан,
  • обеспечение минимальным размером оплаты труда,
  • обеспечение охраны здоровья своих граждан,
  • поддержание семьи, инвалидов и пожилых граждан страны,
  • осуществление выплат пенсий, пособий и предоставления социальных льгот нуждающимся гражданам,
  • обеспечение правопорядка в стране, защита собственности, обеспечение свободы передвижения по стране и т.п.,
  • защита прав и свобод граждан, которые гарантируются Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Это лишь основные обязанности, на самом деле их гораздо больше, ведь, согласно положению Конституции РФ, Россия является социальным государством. Таким образом, у государства куда больше обязанностей перед своим народом. Но главная проблема в том, что красиво все только на бумаге, а есть реальная жизнь.

Что происходит в жизни

Если проанализировать законодательство РФ, то в нем сложно заметить явную направленность в сторону своих граждан. Да, пенсии выплачиваются, льготы есть, но их явно недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни. Порой чтобы реализовать свое право, нужно выдержать сложную бюрократическую процедуру. Высокий уровень коррупции не способствует развитию экономики, соответственно не создаются благоприятные условия для достойного заработка большинства граждан.

Из всего этого следует, что государство хоть и отдает свои долги народу, но делает это не всегда и с огромной натяжкой, а от граждан требуют выполнять свои обязанности сразу и в полном объеме, иначе наступает наказание.

Остается надеяться на светлое будущее и преодоление этой непростой экономической ситуации.

Если вам понравилась статья, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях, это очень важно.

О трех шагах для получения ежегодно от государства до 52 000 рублей можно узнать тут.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», - признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», - указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», - объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: