В чем измеряется валовая вместимость судов

Обновлено: 24.04.2024

валовая вместимость судна
брутто-регистровый тоннаж
Валовая регистровая вместимость исчисляется на основе регистровых тонн (1 р.т. = 100 куб. футов = 2,83 куб. м). Устанавливается путем обмера всего внутреннего объема судна в отличие от нетто регистрового тоннажа, который определяется обмером грузовых помещений судна. Обе эти единицы служат для статистического учета, а также в некоторых случаях для определения портовых сборов и ставок демереджа/диспача
[[Англо-русский словарь сокращений транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов и выражений ФИАТА]]

Тематики

Синонимы

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Смотреть что такое "валовая вместимость судна" в других словарях:

Валовая вместимость судна — объем всех закрытых помещений судна под верхней палубой, в надстройках и рубках, выраженный в рееистровых тоннах. Валовая вместимость не входит объем отсеков двойного дна, используемых только для водяного балласта, а также некоторых служебных… … Морской словарь

Валовая вместимость судна — это суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. Валовая вместимость судна является безразмерной величиной. Источник: ФСТ РФ от… … Официальная терминология

ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА ПОЛНАЯ, или ВАЛОВАЯ РЕГИСТРОВАЯ — (Gross tonnage) или, что то же, брутто вместимость представляет собой объем всех судовых помещений под палубой, между палубами и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, служащих для приемки водяного… … Морской словарь

Вместимость Судна — объемная характеристика судна. Используется для расчетов, связанных с фрахтованием судов, взиманием сборов, налогов, оценкой стоимости. Для помещений судна принят регистровый тоннаж, единица которого составляет 2,83 м3, или 100 куб.футов. В.с.… … Словарь бизнес-терминов

Вместимость судна — Для целей статей 320, 326, 331, 336.6 336.8 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру … Официальная терминология

Вместимость судна — Под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. ст. 10 Кодекс торгового мореплавания Российской… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

РЕГИСТРОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ судна — регистровый тоннаж, суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в соответствии с правилами обмера судов и выраженный в регистровых тоннах. Характеризует размеры и эффективность гражданского, в первую очередь трансп. судна. Различают… … Морской энциклопедический справочник

ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА, РЕГИСТРОВАЯ — объем помещений морского судна, выраженный в регистровых тоннах. Различают валовую регистровую вместимость (брутто) и чистую регистровую вместимость (нетто). Валовая вместимость – объем всех помещений судна – характеризует его как сооружение.… … Большой экономический словарь

Вместимость корабля — ВМѢСТИМОСТЬ КОРАБЛЯ, внутр. объемъ, занимаемый грузами и пассажирами; служитъ мѣриломъ провоз. способности судна для установленія нормъ денеж. пов стей, к рыя налагаются на всѣ мор. коммерч. суда во время ихъ службы, какъ то: уплата порт. сборовъ … Военная энциклопедия

ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА РЕГИСТРОВАЯ — (CAPACITY OF VESSEL) объем всех помещений судна; измеряется регистровой тонной, равной 2,83 м3. Вместимость может быть валовой, или полной (брутто), подпалубной и чистой (нетто). Валовая (полная) В.р. объем, полученный в результате обмера… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

А теперь о самом запутанном и непонятном для непосвящённых людей. А именно о валовой вместимости, брутто и нетто регистровых тоннах, валовом тоннаже. Короче, о гросс тоннаже.

Слово тонна и тоннаж вводит в заблуждение. Мы привыкли, что тонна, это единица измерения массы. Одна тонна, это одна тысяча килограмм, если речь идёт о метрической тонне. Есть ещё короткая тонна и длинная тонна, 907, 184 кг и 1016,047 кг соответственно. То, что тонна может выражать и объём, оно как-то и в голову не приходит. Не то слово для объёма, правда?

Так вот, регистровая тонна как раз выражает объём, а не массу. И корни этого явления, как говорится, уходят в глубь веков. В своё время одним из основных грузов торговых судов было вино. Вино перевозили в бочках. самая большая бочка называлась TUN, вмещала она 252 галлона, или, что более понятно для нас, 982 литра вина. А вот объём, занимаемый этой бочкой был равен 100 кубическим футам, или 2,83 кубическим метрам.

Пошлины на вино в бочках, это одно. Но кроме пошлины, ещё взимались всякие портовые сборы. А как их высчитывать? По длине судна? По ширине? А если с того, сколько таких бочек может вместиться на судно? Так оно и началось. Вымерялось грузовое пространство судно, высчитывалось, сколько бочек можно впихнуть в это пространство, отсюда и начислялись сборы. Система обмеров пространств судна периодически менялась, но единица измерения оставалась прежней. Всё те же самые 100 кубических футов. Вот от этой бочки - TUN - и пошли слова тонна и тоннаж. Это всё очень кратко и очень упрощённо.

Сейчас, в современном мире, этот самый тоннаж применяют тоже для расчётов всевозможных сборов, от транзитов по каналам до портовых.

Что входит в понятие тоннажа?

Гросс тоннаж (GT), также может встретиться и такое - БРТ(BRT), валовая вместимость - это объём всех закрытых помещений на судне. Измеряется в регистровых тоннах, являющимися единицами объёма, а не веса. 1 рег.тонна = 2,83 куб.м, или 100 куб.футов. Не измеряют только междудонное пространство, балластные и топливные танки, эти помещения в GT не включаются.

Нетто тоннаж (NT), может быть и так НРТ(NRT), чистая вместимость. Это уже объём помещений используемых для коммерческих перевозок.

Деление на валовую вместимость и чистую пошло с времён появления пароходов. У пароходов больше помещений не используемых в коммерческих целях, чем на парусных судах. И при вычислении портовых сборов по валовой вместимости первые пароходы оказывались в невыгодном положении, приходилось платить больше. поэтому и сделали разделения на брутто и нетто тоннаж.

Схема, наглядно объясняющая. что такое GT и NT на примере балкера. Клеточками указан GT, все помещения балкера. Вертикальная штриховка - только помещения для коммерческого использования, здесь - грузовые трюмы.

Схема, наглядно объясняющая. что такое GT и NT на примере балкера. Клеточками указан GT, все помещения балкера. Вертикальная штриховка - только помещения для коммерческого использования, здесь - грузовые трюмы.

Снова повторю, всё вышеизложенное, это очень сжато и кратко. Если про каждый пункт писать обстоятельно и подробно, тут целую книгу написать можно, в одну статью всё не втиснешь.

А теперь ещё несколько пояснений, если вдруг кому то встретится непонятное и на первый взгляд не логичное.

1. Если в где-то в тексте, особенно на английском языке, применительно к судам употребляется слово тоннаж, следует помнить, что автор текста имел в виду именно GT. Потому, что другой тоннаж будет иметь пояснение, какой именно, например, тоннаж по дедвейту. По умолчанию же - GT. Пример, цитата из статьи морского издания:

2. Поскольку гросс тоннаж это мера объёма, то некоторые суда, особенно круизные лайнеры могут иметь очень большие цифры по валовой вместимости. Не следует путать цифры валовой вместимости и водоизмещение. Это очень распространённая ошибка.

Уже замечено, сколько бы раз не обсуждали тему, не объясняли что-то непонятное, то всё равно, рано, или поздно эта тема снова всплывает в обсуждениях. Снова и снова задаются вопросы. и, пони бегает по кругу.

Давайте, теперь и я попробую объяснить, что такое водоизмещение, что такое дедвейт, и, самое главное, что же всё таки это такое - регистровый тоннаж, или гросс-тоннаж.

Объяснить попробую в самой простой форме, максимально понятной для тех, кто совсем не в теме. Поэтому никаких формул, ни к чему они тут.

Запутанность в понятиях имеет место быть. Чаще всего из-за того, что эти понятия как-то вольно истолковывают люди, которые далеки от темы. Например, журналисты в погоне за новостями. Нет, есть журналисты, профессионалы в этой теме, которые ляпов не допускают. Беда в том, что эти профи чаще всего пишут на специализированных ресурсах, а туда простой читатель не часто заглядывает. Ну, а другие журналисты, те. как-то не особо заморачиваются понятиями и терминами, гвоздят в погоне за сенсацией.

Могу привести пример. Когда произошёл аварийный случай с круизным лайнером VIKING SKY у берегов Норвегии в 2019 году, то многие новостные ресурсы, описывая лайнер, заявляли, что водоизмещение у этого судна аж 47 842 тонны. Много это, или мало? Ну, вот, авианосец KARL WINSON, у него водоизмещение - 97 000 тонн. Вот такой круизный лайнер, вполовину водоизмещения авианосца.

Разгадка таких цифр в описании круизника проста, журналисты побежали добывать информацию в Википедии. И в характеристиках сразу же наткнулись на слово tonnage. В чём выражается водоизмещение? В тоннах. Вот и всё, берём первую цифру с тоннами, вот вам и водоизмещение. А GT, это уже не важно, у них там в морях всё не по людски, какие то кабельтовы, мили, палубы, трапы. вот и gross tonnage из той же серии. Скромные тонны дедвейта, упомянутые там же, в Вики, всего 4 826 тонн, никак не смутили журналистов. Так и пошло-поехало. Одни взяли цифры из Вики, другие перепечатали у других. Ну, а люди то читают, и пошло-поехало дальше.

Так, что. приступим.

Я специально даю английский вариант терминов, чтобы было проще потом разобраться. ну, если где вдруг встретится, или нужно поискать какую-либо информацию самому, в том числе и на забугорных сайтах.

Важная характеристика судна. Что это такое, водоизмещение, в общих чертах знают многие. И водоизмещение равно весу вытесненной воды. Но иногда возникает вопрос, когда рассказывается о каком-либо судне - а какое у него водоизмещение? И тут можно задать встречный вопрос - а какое именно водоизмещении интересует?

1. Водоизмещение порожнем или Lightweight tonnage (может встретиться такое - Light Displacemen Tonnage - LDT)

Когда судно после постройки только поставили на воду, ещё нет никаких запасов топлива, масел, воды. Нет никаких запчастей в кладовках. Нет экипажа, нет его вещей, нет провизии для экипажа - на воде стоит просто, грубо говоря, железная коробка. Эта коробка тоже вытесняет воду, и это водоизмещение, в таком состоянии судна, это и есть водоизмещение порожнем. И вытесненная вода по весу, равна весу самого судна.

Танкер ALMI TITAN. Танкер в Ю.Корее на достройке. Примерно так выглядит танкер такого класса при водоизмещении порожнем. Дедвейт - 315 299 тонн. Фото из открытых источников.

Танкер ALMI TITAN. Танкер в Ю.Корее на достройке. Примерно так выглядит танкер такого класса при водоизмещении порожнем. Дедвейт - 315 299 тонн. Фото из открытых источников.

Когда судно заканчивает свой жизненный путь, его продают на разделочные пляжи, где судно разберут и пустят переплавку. Как же оценить судно, которое идёт на разделку? По длине? Ширине? Осадке? Нет, судно продают на вес. И именно по водоизмещению порожнем. Записано в документах LDT - 3 000 тонн. Цена лома на момент продажи - 100 долларов. 3 000 х 100 = 300 000 долларов. Вот столько и дадут за это судно. Цифры, приведённые выше, конечно же, условны. Актуальные цифры, это на момент продажи судна. Плюс там есть некоторые повышающие и понижающие коэффициенты для торгов, но сам смысл таков - судно оценивают по водоизмещению порожнем.

2. Стандартное водоизмещение или Standart Displacement Tonnage (SDT).

Ну, вот вы на построенное судно, загрузили необходимые запчасти, припасы, загрузили туда же экипаж с чемоданами, но не залили танки запаса топливом, маслом и водой. Это и есть стандартное водоизмещение.

3. Полное водоизмещение или Full Load Displacement Tonnage/

А это, когда уже вы полностью загрузили нужные припасы, загнали на борт экипаж, топливные танки залили топливом, масляные цистерны - маслом, а танки запаса воды - водой, грузовые трюмы или грузовые танки приняли положенное количество груза, это и будет полное водоизмещение судна.

И вот тут есть нюанс. Зачастую в перечислении характеристик какого-либо судна напрочь отсутствует это самое водоизмещение. Ни водоизмещения порожнем, ни полного водоизмещения. Зато есть какой-то дедвейт, который тоже выражен в тоннах.

Так, вот. самая главная характеристика грузового судна, предназначенного для коммерческих (да и некоммерческих тоже) перевозок груза, это то, сколько груза может перевезти это судно. Именно эта характеристика больше всего интересует потенциального грузоотправителя или фрахтователя.

На житейско-бытовом примере. Вам надо перевезти тонну песка или щебня. Вы же будете искать грузовик с определённой грузоподъёмности, а не спрашивать какая максимальная масса снаряжённого грузовика. И, конечно же, можно и десятитонный самосвал зафрахтовать ради тонны песка, но там и оплата будет несколько другая. Поэтому вы и будете искать самый оптимальный вариант для перевозки вашего груза. Самосвал на тонну-полторы.

Вот поэтому характеристики грузового судна выглядят так : длина-ширина-осадка-дедвейт. Если уж нужны полные характеристики, что ж, для этого есть специализированные сайты, вот там уже расписано.

Военный корабль грузов не перевозит, поэтому там и указывают только водоизмещение, обычно полное, если не указано другое.

Так, вот, к дедвейту.

4. Дедвейт или Deadweight (DWT).

Ну, здесь тоже всё не слава Босху. Казалось бы, ну, примите одно понятие и пользуйтесь. Нет же, и тут накрутили.

Дедвейт, это вес всего, что есть на борту, все запасы-припасы, весь груз. От полного водоизмещения вычитаем водоизмещение порожнем, получаем дедвейт судна.

Но в коммерческом судоходстве есть и такое, как чистая грузоподъёмность ( DeadWeight Cargo Capacity, DWCC). Это максимальное количество груза, которое можно принять на борт по грузовую марку. Величина изменяемая - меньше взяли топлива, ещё чего то там, больше взяли груза.

А вот постоянная величина, это полный дедвейт ( DeadWeigt All Tonnage - DWAT) - здесь уже учитывается всё, и полный груз, и экипаж по весу, и прочие запасы в максимальном варианте.

Чаще всего указывают просто дедвейт, если уж кому надо, то он найдёт полную информацию по интересующему его судну.

Из существующих эксплуатационных качеств к наиболее характерным для маломерного судна следует отнести водоизмещение, вместимость, грузоподъемность, пассажировместимость и скорость.

Водоизмещение

Различают два вида водоизмещения.

Массовое (весовое) водоизмещение - это масса находящегося на плаву судна, равная массе вытесненной судном воды. Единицей измерения служит тонна. Учитывая, что вес судна является величиной переменной, в практике используют два понятия:

  • водоизмещение в полном грузу D , равное суммарной массе корпуса, его механизмов, устройств, груза, судовых запасов, экипажа и пассажиров при наибольшей допустимой осадке;
  • водоизмещение порожнем Do , в этом случае не учитывается масса груза, экипажа и пассажиров, топлива и других запасов.

Объемное водоизмещение V - это объем подводной части судна в м.куб. Расчет производится через главные измерения:

где S - коэффициент полноты водоизмещения, равный для маломерных судов 0,35 - 0,6, причем меньшее значение коэффициента присуще для небольших судов с острыми обводами. Для водоиэмещающих катеров S = 0,4 - 0,55, глиссирующих S = 0,45 - 0,6, моторных лодок S = 0,35 - 0,5, для парусных судов этот коэффициент колеблется от 0,15 до 0,4.

Как известно по закону Архимеда любое плавающее тело вытесняет объем воды, масса которой равна массе этого тела. Применительно к судну, можно связать оба вида водоизмещения формулой:

где γ - плотность воды. Для пресной воды γ = 1,0 т/м3 для морской - 1,025 т/м3.

Вместимость

Под валовой вместимостью понимается полный объем всех помещений судна, кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета. Вместимость измеряется в м.куб Чтобы получить валовую вместимость в регистровых тоннах необходимо полученную величину в м3 разделить на 2,83

Для приближенного расчета валового объема судна без надстроек можно использовать формулу:

V = S1LнбBнбН

где: S1 - коэффициент полноты валового объема; Lнб и Bнб - наибольшие длина и ширина, м.;Н - высота борта в середине судна, измеренная от внутренней поверхности обшивки у киля до уровня планширя, м.

Для водоизмещающих катеров S1 = 0,55 - 0,65 , глиссирующих S1 = 0,6 - 0.8 . мотолодок S1 = 0.45 - 0,55 , а для парусных судов 0.5 - 0,8 .

Грузоподъемность

Грузоподъемность - это масса перевозимых судном грузов. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность.

Дедвейт - это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожнем.

Чистая грузоподъемность - это масса только полезного груза, который может принять судно.

Для больших судов единицей изменения грузоподъемности служит тонна , для малых - кг . Грузоподъемность G можно рассчитать по формулам, а можно определить и опытным путем Для этого на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением и запасом горючего, последовательно помещают груз до достижения судном ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса помещенного груза соответствует грузоподъемности судна.

Пассажировместимость

Под пассажировместимостью понимается количество людей, разрешенное к размещению на судне в данных условиях плавания.

Пассажировместимость зависит от грузоподъемности судна и наличия оборудованных мест для размещения людей. Для определения пассажировместимости величину грузоподьемности делят на среднюю массу человека и округляют до меньшего целого числа. Среднюю массу человека принимают равной 75 кг., а при наличии багажа- 100кг. На маломерном судне количество оборудованных сидячих мест должно соответствовать расчетному. Грузоподьемность и пассажировместимость для маломерных судов промышленного изготовления устанавливается заводом-изготовителем, а для судов самостоятельной постройки- по согласованию с ГИМС.

Скорость - это расстояние, проходимое судном за единицу времени. На мор­ских судах скорость измеряется в узлах (миля в час), а на судах внутреннего плавания - в километрах в час (км/ч). Судоводителю маломерного судна рекомендуется знать три скорости: наибольшую (макси­мальную), которую судно развивает при максимальной мощности двигателя; наименьшую (ми­нимальную), при которой судно слушается руля; среднюю - наиболее экономную при сравни­тельно больших переходах.

Скорость определяется на мерной линии (Рис. 1.3.1 )

Мерная линия состоит из трех створов, два из которых (АА1 и ББ1) - поперечные секущие, а один (ВВ1) - ведущий. При этом расстояние между секущими створами (S) должно быть измере­но как можно точнее, а сами эти створы были строго параллельны друг другу и перпендикулярны ведущему створу.

Рассмотрим пример определения скорости катера при максимальной мощности двигателя.

Судоводитель, начиная движение судна из точки "в" по ведущему створу ВВ1, развивает пре­дельное число оборотов до пересечения с секущим створом АА1. Когда катер на уровне судово­дителя пересечет створ АА1 в точке "а", включается секундомер. В точке "б" секундомер останав­ливается и его показания записываются.

По известному расстоянию S и времени его прохождения t рассчитывается скорость V.

Аналогичный маневр повторяется судоводителем и в обратном направлении. Это позволяет исключить влияние течения. Окончательная скорость катера при максимальной мощности полу­чается по среднему результату двух пробегов "туда" и "обратно". По этому же принципу определяются наименьшая и средняя скорости судна. Все три вида скоростей возможно определить как с одним водителем, так и с полной загрузкой судна.

При отсутствии стационарной мерной линии, судоводитель может ее оборудовать самостоя­тельно, используя в качестве створов фанерные щиты и вехи, тщательно измерив расстояние между секущими створами. Однако использовать для определения скоростей расстояния, сня­тые с карты между буями (вехами), являющимися судоходной обстановкой, не рекомендуется, т.к. они могут быть снесены течением, волной или проходящими судами.

Автономность и дальность плавания

Во время эксплуатации судна расходуются топливо, питьевая вода, продукты и другие судовые запасы. Способность судна находиться в течение определенного времени в плавании без пополнения запасов называется автономностью плавания. Автономность плавания измеряется, как правило, в сутках и зависит от типа судна и характера его эксплуатации. При этом для маломерных судов автономность плавания колеблется в значительных временных пределах, т.к. на моторной лодке или катере уже через несколько часов движения запасы топлива могут быть израсходованы и без их пополнения дальнейшее плавание невозможно. Под понятием дальность плавания для маломерного судна целесообразно считать расстояние, которое судно способно пройти, использовав полностью максимальный запас топлива.

Мореходные качества маломерного судна

Плавучесть – это способность судна держаться на плаву, имея заданную посадку (осадку, крен и дифферент) при определенной нагрузке.

Чтобы судно находилось в статическим равновесии на спокойной воде необходимо выполнение двух условий:

1. В соответствии с законом Архимеда массовая нагрузка судна (сила тяжести Р) должна быть равна массе вытесненной судном воды, т.е. величине, равной объемному водоизмещению, помноженному на плотность воды, в которой плавает судно (силе поддержания D): P = γV = D.

2. Центр тяжести судна (ЦТ) должен располагаться на одной вертикали с центром величины (ЦВ), т.е. точкой приложения равнодействующей всех сил поддержания, действующих со стороны воды на корпус судна, которая находится в центре объема погруженной части корпуса судна.

Если сила поддержания больше силы тяжести, судно всплывает, если меньше – судно погружается. Если эти силы равны, но ЦТ находится не на одной вертикали с ЦВ, то судно плавает в положении равновесия, но имеет постоянный соответственно крен или (и) дифферент.

Отсюда, для того, чтобы судно плавало по конструктивную ватерлинию без крена и дифферента его весовое полное водоизмещение должно быть равно полной нагрузке судна, центр тяжести и центр величины должны лежать на одной прямой, перпендикулярной к плоскости КВЛ и поверхности воды.

Поскольку подводная часть корпуса судна симметрична относительно ДП, то ЦВ всегда лежит в ДП, т.е. задача состоит в том, чтобы загрузка судна была симметрична ДП, тогда крена не будет.

Если из-за неточностей, допущенных при проектировании или постройке судна, ЦТ окажется смещенным в нос или корму от ЦВ, то оно получит наклон – начальный дифферент соответственно на нос или корму. Дифферент существенно влияет на ходовые качества маломерного судна и поведение его на волне. Дифферент на нос всегда нежелателен, а большой дифферент на нос даже опасен, так как судно становится неустойчивым на курсе, сильно зарывается носом во встречную волну. Кроме того, на судах некоторых типов при большом носовом дифференте из воды выходит более широкая кормовая часть корпуса, площадь ватерлинии и ее ширина уменьшаются, вследствие чего судно становится валким ( легко получает крен при незначительных кренящих силах).

Чрезмерный дифферент на корму на тихоходной лодке может стать причиной погружения в воду широкого транца и вследствие этого – повышенного сопротивления воды. Кроме того, создается опасность заливания лодки через транец попутной волной или при случайном перемещении в корму пассажира. Об этом нужно помнить и на глиссирующей мотолодке: чтобы избежать заливание мотора при его ремонте на плаву, лучше всего попросить пассажиров переместиться ближе к носу лодки.

В подавляющем большинстве случаев ЦТ и соответственно ЦВ судна располагаются немного в корму от мидель-шпангоута, поскольку носовая часть корпуса более острая, чем кормовая. На водоизмещающих лодках и катерах это смещение невелико – не превышает 10% L. Для более быстроходных, особенно для глиссирующих, желательна более кормовая центровка, при которой ЦТ располагается от транца на расстоянии (35-40)% L. На расчетном режиме движения эти катера поддерживаются гидродинамическими подъемными силами, результирующая которых приложена в кормовой трети днища. Смещение ЦТ к транцу позволяет получить на глиссирующем судне оптимальный угол атаки днища и смоченную длину.

Остойчивостью называется способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном или продольном направлении, и возвращаться в прямое положение равновесия после прекращения действия этих сил.

Различают поперечную остойчивость, связанную с наклонением судна около продольной оси (крен), и продольную – с наклонением судна около поперечной оси (дифферент). Продольная остойчивость в несколько раз больше поперечной, поэтому считают, что при хорошей поперечной остойчивости судно всегда остойчиво и при наклонениях в продольной плоскости.

Имея это в виду, рассмотрим условия и соотношения поперечной остойчивости.

При крене судна на угол θ равнодействующая сил тяжести Р, приложения к центру тяжести G, оказывается перпендикулярной к новой ватерлинии W1L1. Центр величины Со вследствие изменения формы подводной части судна, описав дугу, перемещается в сторону наклонения и занимает положение С1. Равнодействующая сил поддержания D, сохранив свое значение, оказывается приложенной в новом центре величины С1. Равнодействующая сил поддержания D, сохранив свое значение, оказывается приложенной в новом центре величины С1 и направленной перпендикулярно к новой ватерлинии. Таким образом, противоположно направленные и отстоящие друг от друга на некотором расстоянии ℓ силы Р и D образуют восстанавливающий момент М , который стремится вернуть судно в исходное положение. Расстояние ℓ называется плечом восстанавливающего момента или плечом остойчивости. На пересечении направления силы поддержания D с диаметральной плоскостью судна находится точка М, называемая метацентром. Расстояние от М до центра величины С1 (точнее до кривой СоС1, по которой перемещается центр величины при наклонении судна) называется метацентрическим радиусом r.

Расстояние между метацентром М и центром тяжести судна G обозначается h и называется начальной (поперечной) метацентрической высотой.

Начальная поперечная метацентрическая высота h при малых углах крена характеризует остойчивость судна. На практике ее принимают за меру остойчивости. Чем больше h, тем необходима большая кренящая сила, чтобы накренить судно на какой-либо определенный угол крена, тем остойчивее судно.

Обычная начальная поперечная (или малая) метацентрическая высота на современных катерах (с хорошей остойчивостью) имеет значение 0,5-0,8 м.

Если метацентр М возвышается над центром тяжести G, то h считается положительной, в этом случае судно имеет положительную начальную остойчивость и безопасно для плавания.

объем всех закрытых помещений судна под верхней палубой, в надстройках и рубках, выраженный в рееистровых тоннах. Валовая вместимость не входит объем отсеков двойного дна, используемых только для водяного балласта, а также некоторых служебных помещений на верхней палубе и выше (камбуз, санузел и т. п.). От значения валовой вместимости зависят сборы и пошлины с судов за проход каналов, услуги лоцмана и т. д. Служит также для статистического учета флота.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое "Валовая вместимость судна" в других словарях:

валовая вместимость судна — брутто регистровый тоннаж Валовая регистровая вместимость исчисляется на основе регистровых тонн (1 р.т. = 100 куб. футов = 2,83 куб. м). Устанавливается путем обмера всего внутреннего объема судна в отличие от нетто регистрового тоннажа, который … Справочник технического переводчика

Валовая вместимость судна — это суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. Валовая вместимость судна является безразмерной величиной. Источник: ФСТ РФ от… … Официальная терминология

ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА ПОЛНАЯ, или ВАЛОВАЯ РЕГИСТРОВАЯ — (Gross tonnage) или, что то же, брутто вместимость представляет собой объем всех судовых помещений под палубой, между палубами и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, служащих для приемки водяного… … Морской словарь

Вместимость Судна — объемная характеристика судна. Используется для расчетов, связанных с фрахтованием судов, взиманием сборов, налогов, оценкой стоимости. Для помещений судна принят регистровый тоннаж, единица которого составляет 2,83 м3, или 100 куб.футов. В.с.… … Словарь бизнес-терминов

Вместимость судна — Для целей статей 320, 326, 331, 336.6 336.8 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру … Официальная терминология

Вместимость судна — Под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. ст. 10 Кодекс торгового мореплавания Российской… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

РЕГИСТРОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ судна — регистровый тоннаж, суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в соответствии с правилами обмера судов и выраженный в регистровых тоннах. Характеризует размеры и эффективность гражданского, в первую очередь трансп. судна. Различают… … Морской энциклопедический справочник

ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА, РЕГИСТРОВАЯ — объем помещений морского судна, выраженный в регистровых тоннах. Различают валовую регистровую вместимость (брутто) и чистую регистровую вместимость (нетто). Валовая вместимость – объем всех помещений судна – характеризует его как сооружение.… … Большой экономический словарь

Вместимость корабля — ВМѢСТИМОСТЬ КОРАБЛЯ, внутр. объемъ, занимаемый грузами и пассажирами; служитъ мѣриломъ провоз. способности судна для установленія нормъ денеж. пов стей, к рыя налагаются на всѣ мор. коммерч. суда во время ихъ службы, какъ то: уплата порт. сборовъ … Военная энциклопедия

ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА РЕГИСТРОВАЯ — (CAPACITY OF VESSEL) объем всех помещений судна; измеряется регистровой тонной, равной 2,83 м3. Вместимость может быть валовой, или полной (брутто), подпалубной и чистой (нетто). Валовая (полная) В.р. объем, полученный в результате обмера… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: