В чем автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества

Обновлено: 28.03.2024

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 41 >> Задание 41.4

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы… Как устойчивое явление общественной жизни законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создаётся не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека…

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует чёткое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Важнейшей чертой законности является её всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность как необходимая черта законности в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин – перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия…

Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Вопросы и задания:

1. Как автор определяет сущность законности? Кто, по мнению автора, является приоритетным субъектом правового регулирования? Используя текст, укажите любой способ обеспечения законности государством.

2. Какие признаки правового государства рассмотрены в тексте? Укажите любые три признака.

3. На примере любых трёх нормативных правовых актов покажите, как проявляются отмеченные автором правовые возможности удовлетворения разнообразных интересов граждан.

4. Автор отмечает деятельность государства по защите законных прав личности. Назовите любые три направления этой деятельности и государственные органы, осуществляющие её. Сначала назовите направление, затем укажите соответствующий государственный орган.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.

И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно-

правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права.

В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.

Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность. своего мышления».


Задания Д22 C3 № 8234

Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) ответ на вопрос:

— чтобы практика развивалась на научной основе.

2) названы два результата, получаемые наукой о государстве, например:

— наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений;

— вырабатывает научные рекомендации и выводы;

— генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, публичными органами власти, монополией на сбор налогов и осуществление принуждения.

21 |В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос: Это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности;

2) Ответ на второй вопрос: Она относится к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом.

Правильно даны ответы на два вопроса.

Правильно дан ответ только на один любой вопрос.

Максимальный балл

22 |Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Укажите функцию науки, которая проявляется в получении таких исследовательских результатов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть указаны следующие Элементы:

1) Ответ на вопрос: Чтобы практика развивалась на научной основе;

2) Названы два результата, получаемые наукой о государстве, например:

А) наука о государстве и праве формулирует понятия и опреде­ления государственно-правовых явлений;

Б) вырабатывает научные рекомендации и выводы;

В) генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества;

3) Указана функция науки: познавательно-объяснительная или

Социальная (социального управления).

Дан ответ на вопрос, названы два результата и указана функция науки.

Дан ответ на вопрос, назван один результат и указана функция науки.

Дан ответ на вопрос, названы два результата.

Названы два результата, указана функция науки.

Названы только два любых элемента ответа.

Максимальный балл

Назовите любые три объекта правового регулирования со стороны государства, приведённые автором, и проиллюстрируйте на основании фактов общественной жизни каждый из объектов примером подобного регулирования.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть названы Три объекта правового регулирования со стороны государства И приведены соответствующие Примеры:

1) экономика (внесены изменения в Гражданский кодекс, устанавливающие новые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности);

2) социальная сфера (постановлением Правительства повышен минимальный размер оплаты труда);

3) оборона страны (Министерство обороны выпустило приказ об очередном призыве на срочную военную службу);

4) охрана окружающей среды (постановлением Правительства утверждены требования к безопасности работ атомных электростанций);

5) обеспечение общественного порядка (Парламент принял закон о полиции, устанавливающий обязанности и полномочия сотрудников правоохранительных органов по пресечению правонарушений).

Могут быть приведены другие примеры правового регулирования со стороны государства.

Правильно названы три объекта правового регулирования со стороны государства, и приведены соответствующие примеры.

Правильно названы два-три объекта, к двум из них приведены соответствующие примеры.

Правильно названы один-три объекта, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы).

Правильно названы только один-три объекта.

Приведены только один-три примера.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Максимальный балл

Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите ещё любые два критерия истинности научного знания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы:

1) Объяснение мысли автора: Научные выводы могут считаться истинными, если они подтверждены опытом практической деятельности;

2) Критерии истинности научного знания: Логическая непротиворечивость, практическая полезность, согласованность с общей системой знаний, всеобщее согласие по поводу высказываемых утверждений.

Приведено объяснение авторской мысли, названы два критерия.

Приведено объяснение авторской мысли, назван один критерий. ИЛИ

Названы только два критерия.

Приведено только объяснение авторской мысли. ИЛИ

Назван только один критерий.

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах политического поведения, и одно предложение, о способах регулирования политического поведения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Смысл понятия, например: поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение С информацией о формах политического поведения, например: политическое поведение по целевой направленности может быть конструктивным или деконструктивным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о формах политического поведения.)

3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса способы регулирования политического поведения, например: политическое поведение может регулироваться правовым способом, путём регламентации порядка использования гражданских прав и свобод.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса информацию о способах регулирования политического поведения.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информа­цию об одном аспекте понятия.

Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответ­ствующих аспектах понятия.

Правильно раскрыт только смысл понятия.

Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

Максимальный балл

26 |Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции денег.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе могут быть Названы и проиллюстрированы функции денег:

Средство сбережения (Пётр Ильич внёс средства на депозит в банк);

Средство платежа (Антон Павлович заплатил ежемесячный платёж по кредиту);

Мера стоимости (Пачка овсяного печенья стоит 60 рублей);

Средство обращения (Иван Петрович купил в магазине персональный компьютер за 30 000 рублей).

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции.

Правильно названы две-три функции, две из которых

Правильно названы две функции, приведены три примера.

Правильно названы одна-три функции, одна из которых проиллюстрирована примером.

Правильно названа одна функция, приведены два-три примера.

Правильно названы только одна-три функции.

Приведены только один-три примера.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Максимальный балл

27 |15-летняя Марина Иванова после окончания девяти классов решила устроиться на работу, продолжая обучение в 10 классе школы. Начальник почтового отделения, куда она обратилась с просьбой о трудоустройстве, отказал ей в приёме на работу, так как Марина не достигла возраста 16 лет, с которого допускается приём на работу.

Прав ли начальник почтового отделения, отказав Марине в приёме на работу? Обоснуйте свой ответ. Назовите две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть указаны следующие Элементы: Дан ответ на вопрос и приведено обоснование: Нет, не прав, лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью;

Названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних: Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра;

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью

31 календарный день в удобное для них время.

Могут быть названы другие особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Правильно дан ответ на вопрос, приведено обоснование, названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Правильно дан ответ на вопрос, приведено обоснование, названа одна особенность трудоустройства несовершеннолетних.

Правильно дан ответ на вопрос, приведено только обоснование.

Правильно дан ответ на вопрос, названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Дан только ответ на вопрос.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Максимальный балл

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание

Экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не

Может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-

Формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие потребностей человека.

2. Классификация потребностей человека:

А) биологические потребности;

Б) социальные потребности;

В) идеальные потребности.

3. Структура деятельности человека:

А) потребности и мотивы;

А) потребности и мотивы;

4. Интересы человека как мотив его деятельности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

Представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу

Формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы

По существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Три или более пунктов, Любые Два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, детализированы в подпунктах. ИЛИ

Три пункта, Любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пунктов, Любые Два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу.

По структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пунктов, Любые Один-два из которых детализированы в подпунктах

Три или более пунктов, Любые Один-два из

Которых детализированы в подпунктах

В плане наряду с корректны­ми формулировками имеются ошибочные позиции, иска­жающие отдельные аспекты раскрытия темы

Любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2 и 3 балла.

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы.

5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2. если государство выражает силу, то право — волю;

3. если первичным элементом государства является государствен­ный орган, то первичным элементом права — норма;

4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.


Взаимодействие государства и права:

1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

2. с другой стороны, право воздействует на государство, упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государст­вом и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

Социальное назначение права (его роль в жизни общества) заклю­чается в том, что с его помощью в обществе обеспечивается право­порядок (порядок, основанный на праве). Так как нормы права уста­навливаются государством, то в конечном счете это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Одна­ко с точки зрения современного подхода к пониманию роли государ­ства и права в первую очередь должны обеспечиваться общесоциаль­ные интересы (интересы общества в целом). Право должно также защищать интересы каждого человека, но так, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей.

Следовательно, с помощью права в обществе достигается согла­сование различных интересов, определенный компромисс: каждый подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения, для того чтобы не повредить другим.

Роль права в жизни общества проявляется в том, что одни право­вые нормы выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семей­ных и других отношениях. Достигается это тем, что государство уста­навливает общие для всех участников таких отношений права и обя­занности.

Степень развития права является показателем уровня культуры, достигнутого обществом. Полезность права для общества (его соци­альная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессив­ных общественных и личных потребностей и интересов.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Это обусловленно тем, что государство и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин. Они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут существовать и функциони­ровать друг без друга. Право без государства не существует и не дей­ствует. В то же время государство также нуждается в праве, без кото­рого не может осуществлять свои функции. В нормах права закрепляются порядок образования, структура и компетенция орга­нов государственной власти, формы их взаимодействия. Свою поли­тику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Таким образом, право является формой и средством осуществления государственной власти.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.


  • Принцип неотъемлемых естественных прав человека

  • Принцип связанности законодателя правами человека

  • Принцип разделения властей

  • Принцип взаимной ответственности государства и личности

  • согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

  • уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

  • солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

  • человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

  • человек освобожден от жесткой опеки государства.

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства:


  • отсутствуют общепризнанные ценности;

  • отсутствует гражданская солидарность;

  • существует неуважение к праву;

  • отсутствует доверие к государству;

  • отсутствует доверие граждан друг к другу;

З) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства — защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.


  1. разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти;

  2. система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

  3. разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписанное право»), несмотря на их, бесспорно, высокою ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному… Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять – «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерий? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С3. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
С1. Два подхода:

1) право- это законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа;

2) право- это общие принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

1) автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа).

2) любые три аргумента содержащиеся в тексте:


  • размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

  • затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

  • затрудняется решение задачи обеспечения стабильности и организованности в обществе;

  • открывается простор для произвола;

  • порождает правовой нигилизм;

  • размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль; и т.д

1) Должен быть термин – «форма выражения права»

2) сказано что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три других источника права:

1) регулятивная функция права

2) указаны три другие функции: экономическая ; политическая; социальная; охранительная функция.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписанное право»), несмотря на их, бесспорно, высокою ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному… Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять – «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерий? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С3. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

Карьера — это лошадь, въезжающая во врата вечности без всадника. Карл Краус
ещё >>

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: