В 1997 г был подписан договор о создании единого союзного государства между россией и

Обновлено: 18.04.2024

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

принимая во внимание, что согласно статьям 13, 17 и 22 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года:

Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту);

денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром;

введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускаются;

до введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств - участников продолжают хождение их национальные денежные единицы;

к его исключительному ведению относится единая денежно - кредитная и валютная политика;

единая денежная единица вводится в Союзном государстве поэтапно с одновременным созданием единого эмиссионного центра;

основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с органами Союзного государства и государственными органами государств - участников;

единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке,

согласились о нижеследующем:

Настоящее Соглашение устанавливает порядок введения единой денежной единицы Союзного государства в результате поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно - кредитной сферах Российской Федерации и Республики Белоруссия, которые создадут для этого необходимые предпосылки.

Роль единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г. будет выполнять рубль Российской Федерации.

Введение единой денежной единицы осуществляется на основе унификации законодательств Российской Федерации и Республики Белоруссия и практики, относящихся к сфере действия настоящего Соглашения, а также согласованных двусторонних и односторонних практических действий Сторон в области экономической, финансовой, денежно - кредитной и валютной политики в увязке с процессом экономической интеграции в Союзном государстве.

Стороны вправе после предварительных консультаций и при условии наличия экономических и организационных предпосылок принять решение об использовании рубля Российской Федерации в качестве единой денежной единицы Союзного государства до 1 января 2005 г.

Стороны договорились, что введение единой денежной единицы Союзного государства в качестве единственного законного платежного средства означает:

использование единой денежной единицы в налично - денежных и безналичных расчетах на территории Союзного государства;

функционирование единого валютного рынка со свободным взаимным доступом на него резидентов Российской Федерации и Республики Белоруссия;

обеспечение устойчивости курса единой денежной единицы на внутреннем валютном рынке Союзного государства по отношению к иностранным валютам;

создание единых золотовалютных резервов и других высоколиквидных банковских активов, предназначенных для целей обеспечения устойчивости единой денежной единицы;

использование Сторонами согласованной системы расчетов;

проведение единой политики в отношении международных финансовых и нефинансовых организаций и сотрудничества с центральными банками третьих стран, а также согласованной политики на всех международных переговорах, затрагивающих интересы Сторон, включая вопросы вступления во Всемирную торговую организацию;

осуществление лицензирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на основе Соглашения между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Белоруссия, предусматривающего единые правила и процедуры в этой сфере.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации окажут в 2000 - 2004 годах поддержку в стабилизации платежного баланса Республики Белоруссия и курса белорусского рубля к российскому рублю, в том числе посредством предоставления Правительству Республики Белоруссия и Национальному банку Республики Белоруссия кредитов в российских рублях или иностранной валюте.

Условия предоставления таких кредитов будут установлены отдельными соглашениями.

С учетом хода реализации Договора о создании Союзного государства Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой стороны, внесут в Высший Государственный Совет Союзного государства предложения о статусе, задачах и функциях единого эмиссионного центра Союзного государства для включения в Конституционный акт, разработка которого предусмотрена статьей 62 Договора о создании Союзного государства.

До формирования единого эмиссионного центра Союзного государства использование российского рубля в качестве единственного законного платежного средства и его хождение на территории Республики Белоруссия будут определяться отдельным соглашением между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, с одной стороны, и Правительством Республики Белоруссия и Национальным банком Республики Белоруссия, с другой стороны.

С 1 января 2008 г. вводится единая денежная единица Союзного государства на основе соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия.

Стороны поручают Межбанковскому валютному совету решать вопросы, связанные с реализацией настоящего Соглашения, в рамках компетенции Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Белоруссия, взаимодействуя с органами власти Российской Федерации и Республики Белоруссия.

Межбанковский валютный совет наделяется правом координировать подготовку проектов национальных законодательных и других правовых актов по вопросам реализации настоящего Соглашения, включая вопросы денежно - кредитной политики, валютного регулирования и контроля.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой стороны, в 3-месячный срок после вступления в силу настоящего Соглашения разработают план совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 годов с учетом Программы действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Итоги работы по выполнению указанного плана ежегодно будут оформляться отдельными протоколами, подписываемыми от имени Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, с одной стороны, и Правительства Республики Белоруссия и Национального банка Республики Белоруссия, с другой стороны.

С учетом хода выполнения плана совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства Стороны в случае необходимости будут вносить в настоящее Соглашение изменения и дополнения, а также заключать дополнительные договоры для его осуществления.

Стороны договорились принять меры, направленные на унификацию национального законодательства, регулирующего статус, задачи и функции Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Белоруссия в проведении денежно - кредитной политики.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации государствами - участниками и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Совершено в г. Минске 30 ноября 2000 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 22 марта 2001 года N 27-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1141).

Соглашение вступило в силу 31 мая 2001 года.

Судебная практика и законодательство — Соглашение между РФ и Республикой Белоруссия от 30.11.2000 "О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства"

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства согласились с нижеследующим:

Российская Федерация и Республика Беларусь, исходя из духовной близости и общности исторической судьбы своих народов, опираясь на их волю к дальнейшему единению, стремясь эффективно использовать материальный и интеллектуальный потенциалы России и Беларуси в интересах их социального и экономического прогресса,

действуя в соответствии с основами конституционного строя Сторон и общепризнанными принципами и нормами международного права,

основываясь на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и развивая его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни,

договорились о нижеследующем.

Сообщество России и Белоруссии преобразуется в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза.

Каждое государство - участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

Целями Союза являются:

укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;

повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;

устойчивое социально - экономическое развитие государств - участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;

сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;

обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;

содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

Неотъемлемой частью настоящего Договора является Устав Союза.

В настоящий Договор и Устав Союза могут вноситься по взаимному согласию Сторон изменения и дополнения, которые подлежат ратификации.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются, и не направлен против третьих государств.

Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, ранее принятые органами Сообщества нормативные правовые акты продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.

Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора и Устава. Присоединение осуществляется с согласия государств - участников.

Настоящий Договор и Устав Союза, подписанные главами государств - участников, подлежат ратификации и вступают в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор является бессрочным. Любая из Сторон может выйти из него, уведомив об этом в письменной форме другое государство - участника за 12 месяцев до выхода.

Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено в г. Москве 2 апреля 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 "О Союзе Беларуси и России"

Российская Федерация и Республика Беларусь, в дальнейшем именуемые "Договаривающиеся Стороны", в целях повышения уровня жизни народов, создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, обеспечения равных прав граждан Союза на территории каждой из Сторон, опираясь на стремление народов к единению, во исполнение целей и задач, возложенных на Союз Беларуси и России Уставом Союза Беларуси и России, основываясь на Договоре о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и развивая его положения в целях дальнейшего сближения своих народов и обеспечения действенной интеграции в различных сферах государственной и общественной жизни, договорились о нижеследующем:

руководствуясь Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Основами таможенных законодательств государств - участников СНГ от 10 февраля 1995 г., Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г.,

реализуя свои права по распоряжению финансовыми средствами и имуществом Союза Беларуси и России в связи с прекращением действия Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года,

движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года;

Договоре об образовании Союза Беларуси и России от 02.04.97;

пункте 5.19 Положения о Таможенном комитете Союза, утвержденного решением Исполнительного Комитета Союза России и Беларуси от 23.07.97, протокол заседания N 1, раздел XI, пункт 2.

Ратифицировать Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный в городе Москве 2 апреля 1997 года, и являющийся его неотъемлемой частью Устав Союза Беларуси и России, подписанный в городе Москве 23 мая 1997 года.

- исходя и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об образовании Сообщества,

- стремясь к совершенствованию механизма расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь,

- учитывая принципы формирования Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств, договорились о нижеследующем.

В целях выявления и учета мнения населения, государственных и общественных институтов, совершенствования содержания текста Устава Союза Беларуси и России, проведения организационных мероприятий по образованию Союза в соответствии со статьей 2 Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация достигли следующего взаимопонимания:

Российская Федерация и Республика Беларусь (далее именуются - государства - участники Союза), образовавшие Союз, действуют на основе настоящего Устава, который является неотъемлемой частью Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года.

2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В этот же день Высшим Советом Сообщества принято решение об учреждении Дня единения народов Беларуси и России.

В 29 апреля 1996 года на встрече руководителей парламентов двух стран подписано Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. Местом нахождения его определена Москва, а представительства Парламентского Собрания в Республике Беларусь — город Минск.

Договор о Союзе Беларуси и России подписан президентами двух государств 2 апреля 1997 года.


В мае 1997 года Устав Союза Беларуси и России одобрен Высшим Советом Союза Беларуси и России. На этом же заседании утверждена Программа первоочередных действий по реализации Договора о Союзе. Парламенты Беларуси и России 10 июня 1997 года ратифицировали Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза, которые вступили в силу 11 июня 1997 года. Руководящими органами Союза остались Высший Совет, Парламентское Собрание и Исполнительный Комитет.

Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 12 — 13 июня 1997 года, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского Собрания Сообщества в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. С решением указанных вопросов началось формирование союзных органов: образованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации.

В декабре 1998 года президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования . Указанные документы явились конкретным шагом на пути осуществления реальной межгосударственной интеграции.

Договор о создании Союзного государства подписан 8 декабря 1999 года (вступил в силу 26 января 2000 года). Одновременно принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Для достижения целей единого государства, в соответствии с Договором, предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Суда и Счетной палаты Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства определен Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав на основе ротации, если Стороны не договорились об ином. Первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоялось 26 января 2000 года.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее — Договор), вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный Совет Союзного государства

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи

  • решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
  • образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  • назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  • утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
  • утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
  • утверждает государственную символику Союзного государства;
  • определяет местопребывание органов Союзного государства;
  • заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений

Председатель Высшего Государственного Совета

  • организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
  • обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
  • по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • организует контроль над ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
  • в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
  • по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Председателем Парламентского Собрания является Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин Вячеслав Викторович

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.

До формирования Парламента Союзного государства его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Основные задачи

Совет Министров Союзного государства

Председателем Совета Министров Союзного государства является Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин Михаил Владимирович

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.

В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:

  • разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  • вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
  • вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  • обеспечивать контроль над выполнением положений настоящего Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  • разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
  • рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
  • осуществлять управление собственностью Союзного государства;
  • обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  • координировать процесс унификации законодательства государств-участников;
  • способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Государственным секретарем Союзного государства является Дмитрий Федорович Мезенцев

Постоянный Комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13.

В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Постоянный Комитет организует реализацию положений Договора, разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров и информирует его о ходе их выполнения. Готовит для Совета Министров Союзного государства предложения по проектам законов Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников. Формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет обеспечивает взаимодействие Совета Министров Союзного государства с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства. В состав Постоянного Комитета входят Государственный секретарь Союзного государства и четыре заместителя Госсекретаря. Два члена Постоянного Комитета представляют Белорусскую сторону, два члена – Российскую сторону. Постоянный Комитет подотчетен Совету Министров.

В 2021 году завершена работа по принятию белорусского-российского пакета интеграционных документов. 4 ноября 2021 г. подписан Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6, которым утверждены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции.

Мероприятия интеграционного пакета документов направлены на сближение макроэкономических политик двух государств, гармонизацию денежно-кредитной политики, валютного регулирования, законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам, формирование единых аграрной и промышленной политик, создание объединенных энергетических рынков, внедрение общих правил конкуренции и обеспечение равных прав потребителей.

В налоговой и таможенной сферах предусмотрено внедрение интегрированной системы администрирования косвенных налогов, создание совместного консультативного органа – Комитета Союзного государства по налоговым вопросам.

В таможенной сфере реализация соответствующей Союзной программы позволит расширить информационное взаимодействие таможенных служб в реальном времени, гармонизировать подходы к ведению статистики взаимной торговли, унифицировать систему категорирования участников внешнеэкономической деятельности и института уполномоченных экономических операторов, что обеспечит создание равных условий для ведения бизнеса.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: