В 1940 1960 годы судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях

Обновлено: 19.04.2024

История отечественного государства и права (курс 1)

С середины 1986 года в выступлениях Горбачева начинает повторяться мысль, что перемены в обществе идут недостаточно быстро. Среди главных причин этого он чаще всего выделял

Современное российское гражданское законодательство направлено на всемерную охрану имущественных отношений участников гражданского оборота. Возрождены забытые ранее основополагающие институты права собственности, такие, как:

Современное состояние государства и права Российской Федерации представляет собой совокупный итог поэтапного демонтажа советского строя и органов советского государства на территории России и процесс становления нового российского государства. Здесь можно выделить три этапа:

Содержание второй части Гражданского кодекса РФ составляют нормы, регулирующие следующие гражданско-правовые договоры и обязательства:

Уголовно-процессуальный кодекс, вступивший в действие с 1 июля 2002 года, был принят Государственной Думой

УК РФ отразил появление новых видов общественно опасных деяний, многие главы дополнены новыми статьями, такими, как:

Указ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» преследует следующие основные цели:

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» был издан

Учреждение поста Президента СССР на третьем Съезде народных депутатов в марте 1990 года произошло одновременно с отменой 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль за

10 августа 1922 года ВЦИК принял Декрет, который разрешил во внесудебном порядке применять высылку за границу или в отдаленные местности РСФСР на срок не свыше трех лет лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям - это «Декрет о (об)

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление об образовании Наркомата внутренних дел СССР со включением в его состав

?) «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства»

?) «О разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства, между производящими губерниями»

17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, в котором приняло участие население 9 союзных республик, в ходе которого более ___ % высказывались «за»

2 сентября 1991 года собрался Внеочередной Пятый Съезд народных депутатов СССР. В повестке дня значились следующие вопросы:

?) о радикальной реорганизации СССР, создании коалиционного руководства из числа сторонников Ельцина и Горбачева

20 августа 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, которое

24 мая 1922 года ВЦИК и СНК утвердили Положение о народном комиссариате внутренних дел РСФСР, которое определило, что его основными задачами являются

?) наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК

26 декабря 1941 года Президиум Верховного Совета СССР отнес к подсудности военных трибуналов дела о (об)

?) утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, а также избрал Центральный Исполнительный комитет СССР

30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление

В годы войны проводилась депортация некоторых народов СССР. Первыми принудительному переселению подверглись в 1941—1942 гг. советские немцы (главным образом из Республики Немцев Поволжья и с Северного Кавказа). В конце февраля 1944 г. в восточные районы страны выселено 650 тыс. чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев. Летом 1944 г. их участь разделили около 225 тыс. крымских татар, а также болгар, греков, армян, проживавших в Крыму. В правительственных документах указывались следующие причины выселения: стабилизация политической обстановки в этом регионе и ликвидация бандитизма, очистка территории от «антисоветских, шпионских элементов», наказание за пособничество фашистам и выступления против советской власти. Депортации подлежало все население указанных национальностей без исключения и приравнивалось государственными органами к операциям, в которых использовались крупные силы войск НКВД и оперчекистский состав. Так, при выселении чеченцев и ингушей было задействовано 100 тыс. бойцов и офицеров, 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ». Вся эта акция была проведена всего за несколько дней, «организованно и без серьезных случаев сопротивления». Как докладывал И. В. Сталину нарком внутренних дел Л. П. Берия, на месте руководивший операцией, «заслуживающих внимания происшествий нет». Чтобы ускорить перевозку выселенцев к железнодорожным эшелонам, использовались автомашины, полученные незадолго до этого по ленд-лизу. За эту операцию более 700 человек были отмечены боевыми наградами, четверо — Л. П. Берия, Б. 3. Кобулов, С. Н. Круглов, И. А. Серов — орденом Суворова I степени. По данным НКВД, к осени 1944 г. общее число выселенных за время войны составило 1514 тыс. человек.

33. Государственно-политическая система в СССР во второй половине 1940- начале 1950-х годов

Представительные органы власти

3. Органы государственного управления

4. Судебные органы 5. Вооруженные силы

В послевоенные годы внешнеполитическая деятельность Советского государства осуществлялась в условиях изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств — социалистический лагерь. Начался распад колониальной системы,

В ходе второй мировой войны потерпели поражение Германия, Италия, Япония и их союзники. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства, возрос его международный авторитет.

После окончания войны возникло противостояние двух держав: СССР и США. Начались «холодная война» и гонка вооружений.

В 1946 г. в ООН Советский Союз выступил с предложениями о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о запрещении ядерного оружия, ликвидации иностранных военных баз. Эти предложения не были поддержаны западными странами.

После окончания войны в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947 г. — в верховные советы союзных и автономных республик. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР — до 23 лет, для депутатов верховных советов союзных и автономных республик — до 21 года. В 1947— 1948 гг. были проведены выборы в местные Советы.

В первые послевоенные годы (1945—1954) Верховный Совет СССР созывался 9 раз, т. е. гораздо реже, чем это было предусмотрено Конституцией. Круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР, сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.

По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства.

В рассматриваемый период были успешно реализованы планы четвертой и пятой пятилеток. В мире началась новая научно-техническая революция. Встали задачи по поднятию технического уровня промышленности.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. для народных судей и народных заседателей устанавливался возрастной ценз в 23 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями.

В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.

После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования.

С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Вооруженные Силы СССР состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО, воздушно-десантные войска, во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии.

Были утверждены Дисциплинарный устав (1946 г.), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946 г.), Уставы строевой (1947 г.), гарнизонной и караульной службы (1950 г.).

34. Развитие советского права во второй половине 1940 - начале
1950-х годов

1. Хозяйственное право

2. Трудовое право

3. Колхозное Право-4, Уголовное право

1. В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления.

21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром вновь закреплялась двойная система договоров: генераль­ные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали при­меняться прямые договоры.

Обязательными элементами договора были следующие: ко­личество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки испол­нения и формы ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материаль­ными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г.

23 июня 1945 г. был принят Законе демобилизации, в со­ответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.

В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.

Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

3. В области колхозного права одним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.

Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе становилась производственная бригада.

С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.

4. В области уголовного права в послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др.

В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». В соответствии с данным нормативным актом освобождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой категории лиц снималась судимость и административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государствен­ным преступлениям (измена, шпионаж и т. д.).

Главная История отечественного государства и права Статьи - ИОГП Изменения в праве в период 1945- 1960

Изменения в праве в период 1945- 1960

После окончания войны в феврале 1946г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР - до 23 лет(21- для республик). Компетенция Верховного совета: внесение изменений в Конституцию, утверждение народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. Расширена его компетенция. СНК, совнаркомы были преобразованы в советы министров, наркоматы в министерства.

По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Дела ГКО передавались СНК, военно- промыщленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. л.

Были преобразованы органы гос. безопасности и прокуратура. В марте 1954- Комитет Государственной Безопасности(КГБ), были упразднены особые трибуналы( тройки), система Гулаг была передана от МВД Министерству Юстиции. Усилились контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и ведомого транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием, законностью судебных решений, местами лишения свободы.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычая подсудность и порядок деятельности. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР. Систему народных судов заменили единым районным и городским судом, увеличивая срок полномочия судей, предусматривалось образование пленумов и президиумов верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов- перед советами.

После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования, С 1946г Рабочее- крестьянская армия была переименована в Советские Вооруженные силы.

Трудовое и социальное право. В июле 1945 г- срочное предоставление работы дембелям. Возобновляются договоры рабочих с колхозами, коллективные договоры. В апреле 1956 г. отменяется уголовная ответственность за прогулы. Для разрешения трудовых споров создавались комиссии. В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы. Сокращается продолжительность рабочего дня, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам. В июле 1958 г. - Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. В июле 1956 г. - Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий, минимум и максимум пенсионных выплат.

Колхозное право. В области колхозного права- закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля- Совет по делам колхозов. Колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество личного скота, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.

Уголовное право. Изменение круга субъектов, видов наказания, в отмене чрезвычайных положений закона и проч. С осужденных снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность, В мае 1947 г. была отменена смертная казнь. Усиливалась ответственность за хищение имущества(увеличены сроки наказания). С января 1955 г. смягчаются уголовные наказания за мелкие хищения . В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры.

Основы уголовного законодательства СССР- в декабре 1958 г. Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Отменялся принцип аналогии. Закон не имел обратной силы. Принцип индивидуализации наказания и связь уголовной ответственности со степенью вины; отменялся принцип объективного мнения. Наказание только по приговору суда. Повышен возрастной предел для уголовной ответственности (16 лет), Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение в политических правах.

Сокращен максимальный срок лишения свободы (25 до 15). Полное освобождение лица от уголовной ответственности, если деяния потеряли «общественно опасный характер». Устанавливался порядок уголовно-досрочного освобождения осужденных, проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР. Принципы: осуществление правосудия только судом, на началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи прокуратуры, по особо опасным государственным преступлениям - следователи органов госбезопасности. Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия.

Кодификация: В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. -Основы гражданского законодательства, судопроизводства В 1960 г.-новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Закон о судоустройстве, в 1964 г. -новые Гражданский и Гражданско-процессуалышй кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. Подзаконными актами были Указы Президиумов Верховных Советов, постановления и решения Советов министров.

59. Изменения в органах гос. власти и управления в 1945-60.

После окончания войны в феврале 1946г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР — до 23 лет(21- для республик). Компетенция Верховного совета: внесение изменений в Конституцию, утверждение народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. Расширена его компетенция. СНК, совнаркомы были преобразованы в советы министров, наркоматы в министерства.

По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Дела ГКО передавались СНК, военно- промыщленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. л.

Были преобразованы органы гос. безопасности и прокуратура. В марте 1954- Комитет Государственной Безопасности(КГБ), были упразднены особые трибуналы( тройки), система Гулаг была передана от МВД Министерству Юстиции. Усилились контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и ведомого транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием, законностью судебных решений, местами лишения свободы.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычая подсудность и порядок деятельности. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР. Систему народных судов заменили единым районным и городским судом, увеличивая срок полномочия судей, предусматривалось образование пленумов и президиумов верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов- перед советами.

После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования, С 1946г Рабочее- крестьянская армия была переименована в Советские Вооруженные силы.

Советский народ и государство, судебная система с окончани­ем войны возвращались к мирной жизни. Вследствие ряда при­чин процесс этот оказался непростым. Суть данных объективных и субъективных причин олицетворялась в те годы противоречи­ем между двумя тенденциями общественной жизни. Одна из них требовала либерализации общественной жизни, прекращения ре­прессий, а другая, наоборот, требовала еще большей концентра­ции инквизиционных мер. Поэтому в период апогея сталинского тоталитаризма (1945-1953 гг.) в праве и в его реализации можно проследить и стремление руководства страны к либерализации уголовных репрессий и ужесточение законодательства как ответ правительства на новые веяния в общественных отношениях, по­нимавшиеся большевистской властью как антисоветские.

После окончания войны советское общество (значит, и отноше­ния в нем) значительно изменилось. Более 27 млн человек погибли, миллионы стали инвалидами, война разрушила семьи, появились новые, настораживающие тенденции в идеологии, правосознании, иные, психологического характера, возникли необратимые демогра­фические проблемы, как и иные, называемые косвенными потеря­ми от войны. В страну вернулись от 5 до 8 млн репатриантов, часть из которых по возвращении на Родину вновь или впервые оказа­лись в лагерях или были отправлены в ссылку в Сибирь, что преду­сматривалось, например, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. по отношению к особо опасным пре­ступникам, осужденным по политическим статьям, т.е. за участие в белом, в антисоветском движении, за участие в националистиче­ских организациях и т. д. В те годы было возбуждено много уголов­ных дел, но было и значительное количество ложных обвинений в предательстве, вредительстве и других преступлениях. В стране продолжала существовать система ГУЛАГ, проводились крупно­масштабные политические процессы «Ленинградское дело», «Дело врачей» и т.д. Вместе с тем, в 1945-1947 гг. Военная коллегия Вер­ховного Суда СССР рассмотрела дела генералов Власова, Шкуро, атаманов Семенова, Краснова и других лиц, боровшихся с совет­ской властью. Иногда, даже спустя много лет трудно разграничить справедливое возмездие, например, по отношению к предателям, солдатам РОА, казакам на службе вермахта, и репрессии к членам их семей или к лицам, по сути, невиновных в совершении престу­плений (врачи, учителя, священники, эмигранты и т.д.). Так, в Ав­стрии в 1945 г. были разоружены и переданы в СССР казачьи пол­ки, казаки с их семьями были переданы советскому правосудию. Военный суд осудил всех, независимо от их вины.

Осужденные по «политическим преступлениям» не подлежа­ли амнистии. В частности, Указ Президиума Верховного Совета

СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над Гит­леровской Германией» не распространялся по отношению к осуж­денным за контрреволюционные преступления. Вместе с тем Указ 7 июля 1945 г. постановлял освободить от наказания, сократить вдвое срок лишения свободы, снять судимость, а также прекратить находившиеся в производстве следственные дела, предписывал не взыскивать административные штрафы. Амнистия касалась зна­чительного количества осужденных, кроме рецидивистов и полит­заключенных. Поскольку акт имел позитивное значение, ослаблял репрессии, можно сказать, что после окончания войны в отече­ственном праве наблюдались две тенденции - послевоенной либе­рализации и усиливающие сталинский тоталитаризм.

Рассмотрим тенденцию возобновления репрессий, ужесточе­ния наказаний как тенденцию апогея сталинского тоталитаризма после окончания войны. Первой сессией Верховного Совета СССР 19 марта 1946 г. принято решение о присвоении Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР. В соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР усиливалась ответственность за наиболее тяжкие уголовные преступления. В 1947 г. были приняты Указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества в целях усиления охраны социалистической собственности» и «Об ответ­ственности за разглашение государственной тайны и утрату доку­ментов, содержащих государственную тайну». В 1948 г. появились указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления против чести, здоровья, жизни граждан. Забота о браке и семье объясняла указ 1948 г., за­прещавший браки с иностранцами. То есть проявлялась тенденция ужесточения наказаний, усиления запретительных мер, ограниче­ний граждан в их правах, то есть мер репрессивно-карательного ха­рактера.

Приоритет государственных интересов над интересами лично­сти в то время особенно наглядно вытекает из ряда подзаконных актов, особенно применявшихся в послевоенное время, в частности, Инструкции Наркомюста СССР №7 от 1 февраля 1945 г., а также Сборника приказов и инструкций Министерства юстиции СССР с 1936 по 1948 гг. (М., 1949). Приведенные там документы пред­писывают немедленное взыскание имущества по исполнительным листам, а также широко применяют меры уголовного характера по отношению к гражданам, привлекавшимся к административной ответственности, имевшим имущественные обязательства по штра­фам, алиментам и т. д. Названные Инструкции и Приказы продол­жали собою репрессивную тенденцию, основанную еще на ГПК РСФСР 1923 г., инструкциях Наркомюста 1939 г., 1942 г. Но вме­сте с тем анализ судебных материалов 1939-1945 гг. показывает, что в исполнительном производстве не было должного порядка, до- кументоведение находилось на крайне низком уровне, дубликатов исполнительных листов не было или они оказались утерянными в годы войны, что необходимо было восстановить утраченные вой­ной судебные документы, навести порядок во всем исполнитель­ном производстве.

Апогей тоталитаризма характеризуется не только исполнитель­ным производством, но и развитием системы наказаний в послево­енной стране. После войны количество лагерей в системе ГУЛА­Га и численность осужденных стали возрастать. К отбывающим наказание прибавились репатриированные и интернированные в СССР граждане, бывшие советские военнопленные, немецкие военнопленные, жители Советской Прибалтики, Запада Украины и Белоруссии, где начались тоже репрессии. Кроме лиц, действи­тельно заслуживших наказание за предательство Родины, было не­мало и невинно или неоправданно строго осужденных. В системе ГУЛАГа теперь насчитывалось свыше 2,5 млн заключенных, ста­тистика показывает, что уже более 10% промышленной продукции в СССР создавалось силами осужденных ГУЛАГа. Речь идет, по­жалуй, о полицейском, тюремном государстве, о признаках рабов­ладельческого общества и крепостничества и о лагерной экономи­ке. В широком смысле слова политика Коммунистической партии дискредитировала саму идею социализма, дискредитировала в гла­зах народа идеи реального народоправства.

В системе ГУЛАГа согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 г. выделялась система особых лагерей. В таких местах лишения свободы, отличавшихся, помимо прочего, особо строгими условиями содержания и повышенными нормами трудовой выработки, концентрировались осужденные за шпио­наж, диверсии, террор, троцкисты, меньшевики, эсеры, члены иных «антисоветских» партий, националисты, белоэмигранты и другие, лишенные свободы по «политическим статьям».

Другая тенденция послевоенного времени показывает некото­рые элементы либерализации в уголовном преследовании. В част­ности, рассмотренный ранее Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 г. об амнистии в связи с победой над гит­леровской Германией постановлял освобождение от наказания,

5 История суда России сокращение срока лишения свободы, снятие судимости и прекра­щение уголовного преследования, снятие административных штра­фов по отношению к широкому кругу граждан, не представлявших серьезной опасности для общества.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. отменялась смертная казнь (однако в условиях тоталитарного го­сударства отмена не могла закрепиться в практике и уже 12 янва­ря 1951 г. смертная казнь вводится вновь, по отношению к наибо­лее опасным преступникам). До нового введения смертной казни, т. е. с 1947 по 1950 г., вместо смертной казни применялся 25-летний срок заключения в лагерях.

На общем фоне эволюции двух тенденций судебные органы страны перестраивались на работу в мирных условиях. В западных регионах страны и на транспорте отменялось военное положение, вновь вводилось довоенное законодательство. Военные трибуна­лы постепенно прекращали свою деятельность, восстанавлива­лась их подсудность в соответствии с законами мирного времени, на транспорте трибуналы преобразовывались в линейные и окруж­ные суды.

Определенные изменения после окончания войны затронули и государственный строй. В первые послевоенные годы произошли заметные изменения в системе органов государственного управле­ния. В марте 1946 г. Правительство СССР (Совнарком) было пре­образовано в Совет Министров Советского Союза, соответственно наркоматы были переименованы в министерства. Основным по­литическим стержнем «советской» государственности в СССР все также являлась жесткая иерархическая структура партийных ко­митетов, от райкомов до ЦК партии, где партработники строго сле­дили за исполнением спускаемых «сверху» директив и указаний. Конституция СССР 1936 г. в ст. 126 на конституционном уровне закрепила превращение партии большевиков в над государствен­ную структуру, контроль коммунистов подменял собою прокурор­ский; судьи, сотрудники НКВД как члены партии, так и беспартий­ные, субъективно находились под влиянием идеологических догм, что и реализовали на практике всей правоохранительной системы. Залогом надежного функционирования этой системы являлась деятельность органов внутренних дел и государственной безопас­ности, роль и влияние ВКП(б) — КПСС в которых было наиболее всеобъемлюще, а авторитет Сталина и Берия наиболее высоким. Все победы в советском правосудии приписывались только им, все неудачи проискам «врагов народа», в существовании которых с 1920-х гг. сотрудники правоохранительных органов СССР даже не сомневались.

Вместе с тем, осуществлять репрессии в том виде, как это было в 1937 г., было уже невозможно. Поэтому усиление репрессий со­провождалось укреплением процессуальных норм, теоретически основываясь на советской законности. Так, с целью восстановле­ния довоенной системы правосудия, в соответствии с Конституци­ей 1936 г., Законом о судоустройстве 1938 г. в 1945-1946 гг. были проведены выборы судей, не проводившиеся с 1941 г. из-за войны. В последующем выборы судей стали проводиться регулярно.

19 марта 1946 г. для повышения роли советского правосудия Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР, что повыша­ло звание и статус Генпрокурора и Генпрокуратуры страны. До это­го, еще в 1943 г., Президиум Верховного Совета СССР учредил для прокурорско-следственных работников одиннадцать классных чинов и выдачу им форменного обмундирования, устанавливалась сравнительная градация указанных классных чинов и приравнен­ных к ним воинских званий. Генеральным Прокурором СССР после окончания Нюренбергского процесса стал Р. А. Руденко. Не умаляя причастности к репрессиям тех лет, необходимо отме­тить и высокий профессионализм Генпрокуратуры. Так, в Приказе Генпрокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 г. говорилось об усиле­нии общего надзора за точным исполнением законов, были сформу­лированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозна­чены основные средства прокурорского регулирования на установ­ленные нарушения закона. Из числа приоритетных задач прокура­туры определялись борьба с администрированием, бюрократизмом и волокитой, с незаконными штрафами и мобилизационными ра­ботами, защита прав демобилизованных и членов их семей. В до­кументе говорилось и о необходимости совершенствования других отраслей надзора, а также производства расследований совершен­ных преступлений.

В годы войны и после ее окончания положение с квалификаци­ей сотрудников правоохранительных органов, судов, значительно ухудшилось. Количественные и качественные статистические дан­ные показывали, что от трети до половины народных судей и на­родных заседателей не имели юридического, некоторые даже выс­шего образования, не говоря об опыте работы. Поэтому ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 г. принял решение о юридическом образовании в СССР. Качественное юридическое образование и постоянное по­вышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности.

Знаменательно, что с образованием, повышением квалифика­ции судей, стали больше внимания уделять и их качественным по­казателям. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г. устанавливал ответственность судей перед дисциплинар­ными коллегиями, учрежденными при народных и специальных судах, а также при Верховном Суде СССР для повышения роли со­ветского правосудия. 16 сентября 1948 г. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР устанавливался возрастной ценз в 23 года для граждан, избиравшихся народными судьями и народными за­седателями. Считалось, что народный судья должен не только об­ладать возрастным цензом, но и высокими морально-личностными качествами. Кроме того, перечисленные акты должны были повы­сить позитивный имидж советской юстиции, всей системы правоо­хранительных органов СССР.

Апогей сталинского тоталитаризма наглядно показывает историко-правовой источник, записка Л. П. Берия в Президиум ЦК КПСС датированная, вскоре после смерти Сталина, 26 марта 1953 г. В ней говорится, что в исправительно-трудовых лагерях, в тюрьмах и колониях содержалось на тот момент 2526402 чело­века заключенных, из них: осужденных на срок до 5 лет — 590 ООО, от 5 до 10 лет - 1216 ООО, от 10 до 20 лет - 573 000 и свыше 20 лет - 188000 человек. Из общего числа заключенных количество особо опасных государственных преступников, т. е. осужденных за шпио­наж, диверсии, терроризм, а также троцкистов, меньшевиков, эсе­ров, националистов и др. содержащихся в особых лагерях МВД СССР, насчитывалось 221435 человек. Таким образом, количество осужденных по политическим статьям насчитывалось менее 10% от общего числа осужденных. Записка, как мы видим, не учитывала еще миллионы репрессированных до войны и во время ее, депор­тированных, раскулаченных и других, репрессированных ранее. С учетом членов их семей насчитывалось более 10 млн человек.

Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. завершила собой эпоху апогея советского тоталитаризма. Назревшие в обществе ожида­ния перемен не могли не сказаться на изменениях во всех сферах общественной жизни, в том числе и в советском правосудии. Пе­риод 1945-1953 гг. сменился следующим периодом в истории со­ветского суда послевоенного периода 1953-1991 гг.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: