В 1666 году был созван церковный собор для суда над кем

Обновлено: 18.04.2024

Большой Московский собор (известен также как «большой собор», «собор 1666—1667 годов», «собор, осудивший Никона») — церковный собор Русской православной церкви, самый представительный по числу участников. Кроме суда над Никоном известен установлением многих канонических норм и началом активной борьбы со старообрядчеством.

Собор проводился в Москве в два этапа:

  • заседания с участием исключительно русского духовенства с 29 апреля до сентября 1666 года;
  • заседания с участием русского и греческого духовенства с 28 ноября 1666 года до февраля 1667 года.

Содержание

Задачи

Собор был созван с целью решения нескольких основных задач:

  • преодоление старообрядческого раскола. После богослужебных реформ Никона Русская Церковь, по мнению старообрядцев, отпала от истинной веры, и к этому времени старообрядцы открыто называли царя антихристом, отказывались принимать причастие у «никониан».
  • проведение церковного суда по поводу бывшего Патриарха Никона, который после оставления престола в июле 1658 года требовал себе льгот, критиковал Соборное уложение 1649 года, выступал против вмешательства царя в церковные дела.
  • избрание нового Патриарха

Первый этап

К февралю 1666 года в Москву приехали все русские епископы и известные представители духовенства, в том числе Питирим (митрополит Новгородский), Лаврентий (митрополит Казанский и Свияжский), Иона (митрополит Ростовский), Павел (митрополит Крутицкий), Феодосий (митрополит Сербский, проживавший при московском Архангельском соборе), Симон (архиепископ Вологодский), Филарет (архиепископ Смоленский и Дорогобужский), Иларион (архиепископ Рязанский и Муромский), Иоасаф (архиепископ Тверской и Кашинский), Арсений (архиепископ Псковский). Иерархи греческих церквей не прибыли; в их отсутствие суд над Никоном не проводился.

Всех архиереев обязали дать письменные ответы на три вопроса:

  • являются ли греческие Патриархи (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) православными?
  • правильны ли используемые греческими церквями богослужебные книги?
  • был ли законным Московский Собор 1654 года?

Уже к концу февраля все русские архиереи дали утвердительный ответ на все три вопроса.

Второй этап

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.

Реформа была выгодна многим. Восточным патриархам она была весьма по душе, так как проводилась в согласии с греческими новыми книгами и закрепляла их главенство в вопросах веры, утверждала их духовный авторитет, к тому времени на Руси сильно поблекший. Государственная власть тоже видела свою геополитическую выгоду в реформе. И Ватикан в реформе православной Церкви тоже имел свой интерес.

С присоединением Украины к Москве в России стало сказываться юго-западное влияние. В Москву понаехало множество украинских и греческих монахов, учителей, политиков и разных дельцов. Все они были в различной степени пропитаны католицизмом, что не помешало им, а, может быть, даже и помогло, приобрести большое. влияние при царском дворе. Паисий Лигарид, продолжая дело митр. Исидора, вел в это время переговоры с католическим Западом о соединении русской Церкви с римской. Он пытался склонить к этому и восточных патриархов. Русские же архиереи во всем были послушны царю. В такое-то время и состоялся собор по делу никоновской реформы.

Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двуперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение собор изрек: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он — духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков. Аминь».

Эти ужасные проклятия возмутили даже самого Никона, привыкшего проклинать православных христиан. Он заявил, что они положены на весь православный народ, и признал их безрассудными.

Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру, собор пригрозил подвергнуть ослушников соборных определений «телесным озлоблениям», что выразилось в том, что христианам отрезали уши, носы, вырезали языки, отсекали руки; их били говяжьими жилами, ссылали, заточали в тюрьмы. Деяния и определения собора внесли еще большую смуту в умы русских людей и усугубили раскол.

Современная новообрядческая церковь на поместном соборе 1971 года признала ошибку, сделанную бывшим патриархом Никоном и собором 1666-67 года, приведшую к трагическому разделению русской Церкви, и засвидетельствовала, что старые обряды для нее «равночестны и спасительны», а клятвы были положены «не по доброму разумению». И как итог: реформы «не имели ни канонических, ни исторических оснований». Но, к сожалению, признание совершенных ошибок на практике мало что изменило в отношении РПЦ к старым книгам и обрядам, к старообрядческой Церкви.

Раскол русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ счел их за дьявольское на­важдение. Многие думали, что царь лишь временно обманут приезжими греками и латынянами, и верили, что рано или поздно раскроется этот обман и все возвратятся к старине. Что же касается архиереев, участвовавших на соборе, то о них сложилось убеждение, что они не тверды в вере и, боясь царской власти, готовы веровать так, как им прикажут. Один из них, чудовский архиман­дрит Иоаким (впоследствии патриарх), откровенно заявил: «Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всем».

В течение 15 лет после собора шли пререкания между сторонниками ста­рой веры и новой, между представителями древней народной Церкви и представителями новой, царской. Протопоп Аввакум слал царю Алексею Михайловичу одно послание за другим и призывал его к покаянию. Этот протопоп-богатырь горячо и вдохновенно убеждал царя, что в древнем православии, которое так немилостиво проклято собором, нет ничего еретического: «Мы содержим истинную и правую веру, умираем и кровь свою проливаем за Церковь Христову».

Царя просили назначить всенародное состязание с духовными властями: пусть видят и слышат все, какая вера истинная — старая или новая, но Алексей Михайлович не внял этому разумному совету. После его смерти царский престол занял его сын Феодор Алексеевич. Защитники и исповедники древних церковных преданий обратились к новому царю с горячей мольбой «вернуться к вере благочестивых и святых предков». Но и эта мольба не имела успеха. На все челобитные церковных пастырей, жаждавших мира и единства церковного, правители отвечали ссылками и казнями.

В 1666 году произошло одно из важнейших для истории Российского государства событий - раскол Православной Церкви. Вообще, XVII век вошел в историю Русской Церкви под названием "Век Патриаршества".

1666 год в Европе ожидали с трепетом - слишком много пророчеств было связано с этим числом, русские же, если верить историкам, воспринимали его наступление более спокойно. Тем не менее, именно в этом году произошло одно из важнейших для истории Российского государства событий - раскол Православной Церкви.

Вообще, XVII век вошел в историю Русской Церкви под названием "Век Патриаршества". Учрежденное церковными Соборами в конце XVI столетия (1589-1593), оно просуществовало немногим более 100 лет и было фактически упразднено с кончиной патриарха Адриана в 1700 году. В 1721 году император Петр I ввёл "Духовный регламент" - законодательный акт о реформе церковного управления. Согласно "Духовному регламенту" Церковь подчинялась государству, а вместо патриаршества учреждался специально созданный Святейший Синод. Церковь оставалась без Патриарха более двухсот лет, называясь "вдовствующей". Это время в истории Церкви называют "синодальным периодом".

Московский митрополит Макарий (Булгаков) писал: "Русский митрополит по власти и значению в своей Церкви вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их, ему недоставало только Патриаршего имени". Патриаршество практически не изменило существовавшую на Руси систему церковной власти и ее отношений с властью светской, но придало ей новое, более высокое звучание. Патриарший сан Предстоятеля Русской Церкви поднимал международный авторитет и Русской Церкви, и Русского православного государства.

Итак, в 1666 году было собрано два Собора, посвященных разногласиям церкви. В результате патриарх Никон был обвинен в хуле на царя и Русскую церковь, самоуправстве, жестокости по отношению к подчиненным, лишен сана и отправлен в ссылку. Протопоп Аввакум был расстрижен и предан анафеме, как и другие раскольники. Произошло это 26 мая, 340 лет назад.

Аввакум Петрович - глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. Он выступал против реформы Никона.

Патриарх Никон - в миру Никита Минов, патриарх до 1668 года, политический и церковный деятель, сыгравший центральную роль в реформах русского православия в эпоху царя Алексея Михайловича.

Прежде всего, на первом из двух Соборов обсуждались такие вопросы как, считать ли греческих патриархов православными, считать ли достоверными греческие богослужебные книги? Праведен ли Московский собор 1654 года, решивший исправление книг и обрядов?

Собор ответил на эти вопросы утвердительно и тем самым признал правильность реформы Никона, утвердил ее и осудил принципиально раскол. Затем Собор судил известных расколоучителей и присудил их к лишению священных санов и к ссылке. Однако все они (кроме Аввакума и дьякона Федора) принесли после собора покаяние и были приняты в церковное общение.

Вскоре после Собора 1666 года, в Москве начался Великий Собор церковный 1666-67 годов с участием патриархов Александрийского и Антиохийского. Собор был созван уже о деле патриарха Никона. Собор, ставший по сути единственным Всеправославным Вселенским Собором, положил конец межпатриаршеству, а старообрядцы были преданы анафеме и выведены из-под церковной юрисдикции и поставлены вне закона.

Анафема - в христианстве, церковное проклятие, отлучение от Церкви, считающееся высшей карой. Установлена со времени Халкидонского Вселенского Собора (451 год). Использовалась как в религиозных, так и в политических целях.

Однако церковные реформы продолжались. Собор 1666 года в определенной мере изменил и утвердил новые обряды и чины богослужений. Старые книги и обряды были объявлены неправославными. Решения собора 1666 года вызвали неоднозначную реакцию среди верующих – логика обвинений старого обряда и старых книг осталась многим непонятной. Не все приняли введенное при Никоне троеперстие, призванное символизировать Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Принятое ранее на Руси двуперстное сложение пальцев символизировало два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое.

Организаторы реформ обвинили приверженцев двуперстия в ереси. Приверженцы старообрядчества объявили еретиками реформаторов. Сопротивление "староверов" становилось все более упорным. Тогда от уговоров и ссылок власти стали переходить к жестоким наказаниям. В апреле 1682 года протопоп Аввакум и его сподвижники, приверженцы старообрядчества, были преданы сожжению. В тот год совершился окончательный поворот властей к политике подавления раскольников силой.

Анафемы, произнесенные Московским собором в 1666 году не были уникальным явлением. В истории христианской церкви уже не раз бывали прецеденты, когда патриархи или даже соборы предавали анафемам и клятвам православные предания и людей их придерживающихся. Так в 754 году в Константинополе состоялся "Вселенский собор" запретивший иконопочитание. 338 епископов присутствующих на соборе предали анафеме всех защитников иконопочитания. Тогда было постановлено извергать из сана иконопочитателей будь они духовными лицами, а мирян или иноков отлучать от церкви.

В Православной Церкви на Руси анафема имела ряд существенных особенностей по сравнению с древней Церковью. В истории РПЦ, в отличие от византийской Церкви, не было такого количества ересей, она почти не знала случаев явного отпадения от христианства в язычество или иные религии. В домонгольскую эпоху возник ряд правил, направленных против языческих обрядов. Так, правила 15-е и 16-е митрополита Киевского Иоанна (1077-1089) объявляют "чуждыми нашей веры и отверженными от соборной Церкви" всех, кто приносит жертвы на вершинах гор, у болот и колодцев, не соблюдает установления христианского брака и не причащается хотя бы раз в год. По правилу 2-му митрополита Киевского Кирилла (ок. 1247-1281), отлучение от Церкви грозило тем, кто в церковные праздники устраивал шумные игры и кулачные бои, причем погибшие в таких боях предавались проклятию "в сии век и в будущий". Кроме того, правило 5-е митрополита Иоанна отлучает от Церкви непричащающихся и употребляющих мясо и "скверное" в Великий пост, правило 23-е - лиц, продающих христиан в рабство "поганым", правила 25-е и 26-е - вступивших в кровосмесительные браки.

Анафема провозглашалась только непримиримым раскольникам и еретикам. В 1375 г. были отлучены от Церкви носители новгородско-псковской ереси "стригольников", которая нашла свое продолжение в XV - начале XVI в. в новгородско-московской ереси "жидовствующих", преданных анафеме в 1490 и 1504 гг. Церковное отлучение провозглашалось также против лиц, совершавших тяжкие преступления против государства: самозванцев, бунтовщиков, изменников. Во всех этих конфликтах со светской властью присутствовал, однако, элемент выступления и против Православия.

Церковный раскол привел к отделению старообрядчества: часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона. Они по-прежнему признавали двуперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением, двойное возглашение "аллилуйи", хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели, а также написание имени как Исус.

Раскольники подвергались преследованиям, а в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона.

В XVII веке старообрядчество разделилось на два основных толка: "поповский", признающий необходимость священников при богослужении и обрядах, и "беспоповский", отрицающий возможность существования "истинного" духовенства.

Среди старообрядцев существует часть так называемых "единоверцев" - относящихся к лону Русской Православной Церкви, но хранящих старые обряды и подчиняющихся церковному священноначалию. Иные названия - православные старообрядцы, церковные старообрядцы, древлеправославные патриаршей Церкви. Сейчас вместо определения "единоверческие приходы" часто употребляется словосочетание "старообрядные приходы Русской Православной Церкви".

По приблизительным оценкам, последователей старообрядчества насчитывается около двух миллионов человек. Особая роль в старообрядчестве отдается сохранению старых традиций и обрядов - кстати, именно это спасло многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

В 1971 году собором Российской Православной церкви "клятвы" на старообрядцев были сняты, но раскол оставил свой след в истории: Алексей Светозарский, специалист по православному москвоведению, считает, что "здесь следует провести параллель с разделением РПЦЗ, которое продолжалось почти 80 лет".

Старообрядцы, или раскольники стали важным явлением в русском обществе за четыре века своего существования. Чем они отличаются от обычных православных и почему их жестоко преследовали?

Объяснить по существу, в чем состоит принципиальная разница между старой и новой верой в России не могут до сих пор. Сколькими пальцами креститься, как кланяться и петь «аллилуйя» на службе - это пожалуй те немногие «разности», которые сегодня отличают обыкновенных православных от старообрядцев. Полвека назад Русская Православная Церковь наконец-то признала старообрядцев и сегодня выступает за воссоединение с ними. Однако в XVII веке реформа церкви, проведенная сверху патриархом Никоном вызвала в обществе настоящее потрясение, следы которого сохранялись вплоть до наших дней.

«В то время Никон отступник веру казил и законы церковныя», - писал первый русский старообрядец протопоп Аввакум . Никон, который казил, то есть искажал, веру на самом деле был тем самым патриархом, совершившим реформу церковного богослужения. Она положила начало серьезному расколу среди русских православных. Но все по порядку.

Кто такой Никон?

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1660-1665. Музей «Новый Иерусалим»

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1660-1665. Музей «Новый Иерусалим»

Никон родился в Нижегородской области и до патриаршества служил священником, был женат и имел семью. Но его дети умерли, и с горя он ушел в монастырь, где позже даже стал настоятелем. Новоиспеченных игуменов было принято возить на поклон к царю - и Никон произвел хорошее впечатление на Алексея Михайловича, второго правителя из династии Романовых. Царь велел перевести Никона поближе к себе - и определил на высокую должность в один из московских монастырей.

Царь даже принял Никона в так называемый кружок ревнителей благочестия, которые также называли себя боголюбцами. Их целью было повысить уровень нравственности как среди духовенства, так и среди обычных людей. Заседания кружка проходили регулярно, и Никон часто общался с царем.

В 1652 году умер патриарх Иосиф, и Алексей Михайлович предложил именно Никону занять этот пост. Заручившись обещанием государя не вмешиваться в дела церкви, Никон начал проводить свою реформу.

В чем заключалась реформа Никона?

1. Редактура церковных книг

Одна из самых больших забот Никона были церковные книги - еще будучи монахом он служил в разных храмах по всей России, и везде священные тексты были разные, по-разному переведены и интерпретированы. Получалось, что и богослужение по всей России идет по-разному. Настоящей мечтой Никона стало унифицировать все эти книги. За образец он хотел взять греческие священные тексты, по которым служили в Византии, ведь Русь переняла православие именно оттуда.

Так что редактура церковных книг и Священного писания было основой реформы. В привычные формулировки было внесено множество самых различных исправлений: например, к имени Христа добавили одну букву - и вместо “Исус” стали писать и произносить “Иисус”.

2. Помимо этого был изменен порядок богослужения. Одно из самых ярких проявлений - креститься теперь было положено не двумя пальцами, а тремя. Поклоны до земли, “метания”, Никон велел заменить поклонами до пояса.

3. Праздничный крестный ход с иконами вокруг церкви теперь нужно было вести в другом направлении - не по ходу солнца, а против солнца.

4. Три раза вместо двух теперь нужно было произносить и "Аллилуйя" во время службы.

5. Изменилось и количество специального хлеба, который требовался в богослужении. Теперь в литургиях вместо семи просфор использовали только пять.

Раскол православной церкви

Среди высоких чинов от духовенства было много недовольных реформой - царь велел созвать заседание, которое вошло в историю как Московский собор 1654. Однако на нем был решен лишь вопрос исправления церковных книг. Никон продолжил претворять в жизни свою реформу, заручившись поддержкой царя. Тех, кто сопротивлялся и хотел служить «по старым обрядам», стали называть раскольниками, а позже старообрядцами.

На другом крупном заседании духовенства - Большом Московском соборе 1666-1667 года, куда даже приехал константинопольский патриарх Паисий, окончательно признали «раскольников» мятежниками и решили их наказывать.

Многие старообрядцы были отправлены в Сибирь, среди них был и протопоп Аввакум, которого мы цитировали вначале. Он был яростным предводителем старообрядцев, и особенно активно высказывался против реформ. От более серьезного наказания его тогда защитил царь. Никона Аввакум называл еретиком и вероотступником. Более того, в эпидемии чумы 1654-1655 годов на Руси он обвинял также Никона - считал, что Бог послал наказание за его грехи.

Гонения на старообрядцев были жестокие: священникам, кто проповедовал против Никона, могли даже отрезать язык. Позже и Аввакума арестовали и казнили - вместе с единомышленниками сожгли заживо в избе. Это была одна из изощренных казней старообрядцев.

Аресту подвергались и влиятельные светские лица из старообрядцев - такая сцена изображена на знаменитой картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Женщину из боярского сословиях везут в кандалах, но она не отступает от своей веры и все равно по-старому показывает два перста.

Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (1885). Третьяковская галерея

Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (1885). Третьяковская галерея

Отставка Никона

Большинство зверств произошло уже после отставки Никона. Отношения патриарха с царем постепенно ухудшались - Никону не понравилось, что монастырские земли и немалый доход от них хотели перевести в государственную казну. Среди старообрядцев было много влиятельных людей, которые настраивали царя против патриарха. Но кроме того, сам Никон был слишком самонадеян и по мнению историков пытался поставить церковную власть выше государственной.

Позже Екатерина II высказывалась резко против Никона, считала, что он пытался стать Папой Римским от православия и подчинить себе царя. «Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней», - говорила она.

В итоге Никон оставил Москву и в обиде уехал в свою вотчину - Новоиерусалимский монастырь на Истре, который он построил по образу и подобию Иерусалима. Царь был недоволен и на том же Большом Московском соборе 1666-1667 над Никоном состоялся судебный процесс.

Его признали виновным в целом ряде преступлений и лишили всех санов. Как простого монаха его отправили в заточение в северные монастыри - Ферапонтов, а затем Кирилло-Белозерский, где он содержался в строгости. Уже после смерти царя Алексея Михайловича старого и больного Никона отпустили обратно в Новоиерусалимский монастырь, но он скончался по дороге, не доехав до своей Голгофы.

Russia Beyond запустила спецпроект "Россия: 85 приключений" , в котором собирает коллекцию необычных активностей из всех российских регионов. Смотрите приключения на сайте и подписывайтесь на проект в Инстаграме и ТикТоке .

Заседания Большого Московского собора прошли в 1666-1667 гг. На Соборе, созванном по решению самого царя Алексея Романова, прошел суд над патриархом Никоном. Патриарха решили сана и избрали нового главу Русской церкви.

1666-1667. Церковный собор. Осуждение патриарха Никона

Цели созыва Собора

Собор был созван для решения конкретных задач. Все они сводились к окончательному утверждению церковной реформы с повторным анафематствованием противников и старообрядцев, прозванных еретиками. Необходимо было осуществить церковный суд над:

  • отдельными лидерами староверов;
  • патриархом Никоном, чтобы низвергнуть его из сана по причине того, что он попал в опалу русскому государю.

Соответственно, затем требовалось избрание нового патриарха. Но еще одним ключевым вопросом, без которого невозможно было решить поставленные задачи, было установление четкой дисциплины, дополняющейся церковными правовыми нормами и управлением в РПЦ.

Ход первого заседания

В феврале 1666 г. в столицу прибыли все епископы, а также влиятельное духовенство. Поскольку греческие иерархи не появились в Москве, то и суд над Никоном без них не состоялся. На Соборе 1666 г. были выполнены такие действия:

  1. В крестовой палате патриарха все архиереи, дав положительный ответ, уточнили, можно ли считать греческих патриархов православными. Уточнялось, правильны ли их богослужебные книги и имел ли законность проведенный в 1654 г. Собор в Москве.
  2. 29.04.1666 г. выступил царь, указав чистоту православной веры, с чем согласилось духовенство.
  3. Затем начался процесс принятия покаяний от обвиненных в ереси и противодействии реформам. В крестовой палате после покаяния получил прощение епископ Вятский Александр. Протопоп Аввакум 15.05.1666 г. не раскаялся, как и диакон Благовещенского собора Феодор. Поэтому первого сослали в Пустозерский острог, а второго – в Николо-Угрешский монастырь. Покаяние было принесено протопопом Суздальским Никитой, монахом Ефремом Потёмкиным, иеромонахом Сергием, иеромонахом Григорием. Поп Лазарь не покаялся. Его предали анафеме и отправили в Пустозерский острог.
  4. Последним деянием 02.07.1666 г. Собор вынес порицание всем, кто не принял реформу церкви. После этого определили основные изменения в богослужении и церковной жизни.

Ход первого заседания

Второй этап заседания Собора

По существующим свидетельствам 01.11.1666 г. в столицу Русского царства прибыли два патриарха. Это были Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Это дало возможность начать 28.11.1666 г. суд над патриархом Никоном. Его доставили из заточения, в котором он был в Воскресенском монастыре. Никона осудили на соборе и лишили сана. После лишения патриаршего куколя и панагии Никона в статусе обычного монаха сослали в Ферапонтов монастырь. Грамота с осуждением датирована 12.12.1666 г. К числу преступлений Никона отнесены:

  • нанесение обиды русскому царю после удаления патриарха в Воскресенский монастырь из-за удара чиновника, нанесенного патриаршему слуге;
  • отсутствие покаяния Никона и совершение им хиротонии в новом месте, глумление над божественным и святым;
  • предание анафеме Паисия и Макария за посещение ими Собора и суда над Никоном;
  • оскорбление государя в письмах на имя других патриархов;
  • лишение епископа Павла Коломенского сана без утверждения собором;
  • нанесение побоев своему духовному отцу.

После лишения Никона сана Собор выбрал нового патриарха. Им стал Иоасаф, которого определил сам Алексей Михайлович. Возведение Иоасафа на патриарший престол состоялось 31.01.1667 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: