Уведомление о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки что означает

Обновлено: 28.03.2024

С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Нормами данного закона предусмотрены меры государственной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения семьям, которые после 01.01.2007 года родили (усыновили) второго, третьего или последующего ребенка.

Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал. Для получения сертификата следует обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением. Бланки заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал имеются во всех управлениях и клиентских службах Пенсионного фонда.

Одновременно с заявлением предоставляются следующие документы (их копии, верность которых засвидетельствована в установленном порядке):

– удостоверяющих личность, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации;

– подтверждающих рождение (усыновление) детей.

При необходимости предоставляются документы, подтверждающие:

– полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

– смерть родителей (усыновителей), лишение родительских прав, отмену усыновления, совершение родителями (усыновителями) в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и приложенные к нему документы рассматриваются территориальным органом Пенсионного фонда в течение месяца. При этом территориальный орган Пенсионного фонда имеет право при необходимости проверить достоверность принятых документов. По результатам рассмотрения выносится решение о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата. О принятом решении заявитель уведомляется в течение пяти дней.

Отказ в выдаче государственного сертификата может быть по следующим причинам:

– отсутствие или прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки;

– представление заявителем неверных сведений.

Решение территориального органа Пенсионного фонда может быть обжаловано в вышестоящей организации или в судебном порядке.

Сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность его владельца. В случае изменения фамилии, имени, отчества владельца сертификата или иных данных документа, удостоверяющего личность, владелец сертификата вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда для внесения соответствующих изменений. В случае утраты сертификата или его порчи оформляется и выдается его дубликат.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в отношении которого возникло право на материнский (семейный) капитал.

Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал могут им распорядиться в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

– улучшение жилищных условий;

– получение образования ребенком (детьми);

– женщины, родившие (усыновившие) детей могут использовать материнский капитал на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Распорядиться данными средствами можно сразу по нескольким вышеперечисленным направлениям.

Для того чтобы распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) ребенка, в отношении рождения (усыновления) которого возникает право на материнский (семейный) капитал. Заявление подается не позднее 1 мая для распоряжения им во втором полугодии текущего года и не позднее 1 октября для распоряжения в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления.

Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года.

По состоянию на 01.01.2007 года материнский (семейный) капитал установлен законом в размере 250 тыс. рублей. Размер капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов инфляции.

Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года лица, получившие сертификат, будут проинформированы Пенсионным фондом о размере материнского (семейного) капитала, либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала – о размере его оставшейся части.

Оперативная информация о ходе реализации Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ

"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2008 году

ФНП от 01.07.2016 N 2305/03-16-3

В Федеральную нотариальную палату поступают обращения нотариальных палат субъектов Российской Федерации, содержащие вопросы по применению ряда положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 (далее - Правила).

Принимая во внимание большое социальное значение и необходимость выработки единообразного подхода к применению указанных выше нормативных актов, отдельные вопросы их применения были вынесены на заседание Научно-консультативного совета при Федеральной нотариальной палате - совещательного органа по разработке научно обоснованных рекомендаций по вопросам применения законодательства Российской Федерации в нотариальной практике, в состав которого входят представители нотариального сообщества, общепризнанные ученые в области гражданского права.

Довожу до сведения мнение Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам применения положений Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей и Правил, сформированное по результатам заседания Научно-консультативного совета при Федеральной нотариальной палате, а также с учетом обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного 22.06.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (прилагается).

1. О виде сделки по оформлению жилого помещения, приобретенного с использованием средств (части средств) материнского капитала, в общую собственность родителей и детей

Прежде всего, необходимо принимать во внимание, что право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возникает лишь у определенных категорий граждан Российской Федерации только при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.

Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрены общие правила направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий. Средства (часть средств) материнского капитала могут направляться на реализацию обозначенной цели посредством совершения гражданами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, любых, не противоречащих закону, сделок и участия в обязательствах, в частности путем перечисления указанных средств на погашение основного долга по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, при условии оформления жилого помещения, приобретаемого с использованием средств (части средств) материнского капитала, в общую собственность родителей, детей.

Так, согласно статье 10 (часть 4) Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, и установлен вид собственности, возникающей у таких лиц на приобретенное жилое помещение - общая долевая.

Вместе с тем, возможно использование средств материнского капитала для погашения кредита, выданного на приобретение квартиры, приобретенной на имя одного из родителей. В указанном случае, по мнению Федеральной нотариальной палаты, во исполнение требования части 4 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" между родителями и детьми (лицами, у которых в силу прямого указания закона возникло право общей долевой собственности на приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала жилое помещение) заключается соглашение, в котором определяется размер долей в праве собственности каждого сособственника на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала.

В отношении жилого помещения (жилого дома), приобретенного за счет собственных средств и за счет средств материнского капитала необходимо учитывать следующее. Согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению, которое подлежит нотариальному удостоверению (статья 38 Семейного кодекса Российской Федерации). Определение долей при разделе общего имущества супругов регулируется статьей 39 Семейного кодекса Российской Федерации.

Однако, денежные выплаты, имеющие специальное целевое назначение, к которым, в частности, относятся и средства материнского капитала, не могут рассматриваться как совместно нажитое имущество супругов (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при определении долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное не только за счет средств (части средств) материнского капитала, заключаемое соглашение может также содержать элементы соглашения о разделе общего имущества супругов. В таком случае руководствоваться следует частью 4 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации.

2. О размере долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала

Ни Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", ни Правила не содержат каких-либо специальных положений по определению размера доли в праве собственности на приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала жилое помещение. Законом лишь установлено, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, определяются по соглашению.

Согласно статье 60 (пункт 5) Семейного кодекса Российской Федерации в случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством. Статьей 245 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка.

Как отмечено в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на приобретение этой квартиры, а не на все средства, за счет которых она была приобретена.

Вместе с тем, по условиям соглашения размер долей детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, может быть увеличен.

Кроме того, пункт 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает опекуну без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечителю - давать согласие на совершение ряда юридически значимых действий, в том числе на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Согласно пункту 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, в случае, когда соглашением об определении долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, предполагается уменьшение доли несовершеннолетнего собственника, требуется предоставление предварительного разрешения органа опеки и попечительства, так как данное соглашение повлечет уменьшение имущественных прав несовершеннолетнего лица. В случаях, когда доли в результате соглашения определяются равными, согласие органа опеки и попечительства, по мнению Федеральной нотариальной палаты, не требуется.

3. О необходимости оформления в общую долевую собственность членов семьи земельного участка, на котором расположен жилой дом, приобретенный с использованием средств (части средств) материнского капитала

В законодательстве отсутствует требование об оформлении в общую долевую собственность членов семьи земельного участка, на котором расположен жилой дом, приобретенный с использованием средств (части средств) материнского капитала. Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (часть 4 статьи 10) установлены специальные правила только в отношении оформления супругами и их детьми долей в праве общей собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала.

При этом рекомендуется разъяснять родителям положения статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации о необходимости оформления прав пользования земельным участком участников долевой собственности на жилой дом и желательности оформления в общую долевую собственность членов семьи земельного участка, на котором расположен жилой дом, приобретенный с использованием средств (части средств) материнского капитала. Сохранения земельного участка в собственности одного из родителей, приобретшего жилой дом за счет средств материнского капитала, в будущем может привести к возникновению прав на долю земельного участка, несоразмерную доле в праве на жилой дом. Например в результате наследственного правопреемства.

4. О возможности нотариального удостоверения договора купли-продажи доли в праве общей собственности на жилое помещение с условием оплаты за счет средств (части средств) материнского капитала

Действующее законодательство не содержит запрета на использование средств (части средств) материнского капитала на приобретение доли в праве общей собственности на жилое помещение.

Согласно статье 10 (пункт 1 части 1) Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В данном случае необходимо учитывать, что основная цель распоряжения средствами (частью средств) материнского капитала на приобретение жилого помещения (доли в праве собственности на такое жилое помещение) заключается в улучшении жилищных условий семьи. На данное обстоятельство указывают и суды при рассмотрении дел о признании незаконными отказов территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала на оплату доли в праве общей собственности на жилое помещение (апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 08.07.2013 по делу N 33-8021/2013, определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 84-КГ15-8).

Так, например, владелец государственного сертификата на материнский капитал, имея долю в праве общей собственности на дом или квартиру, вправе с целью улучшения жилищных условий семьи использовать средства (часть средств) материнского капитала для покупки остальных долей (доли) в праве собственности у совладельцев такой недвижимости.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3

Ч. 1 ст. 3 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 29.06.2021 N 30-П).

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;

(п. 5 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.

(п. 7 введен Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

(в ред. Федеральных законов от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случаях, если мужчина, воспитывающий первого, второго ребенка или последующих детей, у которого в соответствии с пунктом 6 или 7 части 1 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанного мужчины отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, его право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 - 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2022 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение права на мск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Прекращение права на мск

Судебная практика: Прекращение права на мск

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 3 "Право на дополнительные меры государственной поддержки" Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" "Действительно, истец распорядилась частью материнского (семейного) капитала в размере 300 000 руб., однако возвратив его пенсионному органу, право на него не утратила, поскольку по смыслу статей 3 и 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" оснований полагать, что право истца при возврате части материнского (семейного) капитала прекратилось по предусмотренным статьей 3 указанного Федерального закона, она не может его реализовать по предусмотренным частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона основаниям, не имеется. Кроме того, пунктом 51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 10 "Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" "Также не предусмотрена возможность неоднократного использования, получения и возврата средств материнского (капитала) в зависимости от изменения финансового положения лица, получившего сертификат, либо изменения иных обстоятельств, не связанных с нарушением прав лица, которому полагаются меры государственной поддержки, поскольку в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Прекращение права на мск

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Как написать жалобу: образцы с комментариями на все случаи жизни: сборник"
(Волков А.М.)
("Проспект", 2020) На решение об отказе в выдаче государственного сертификата

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Реализация права на материнский (семейный) капитал как субъективное гражданское право
(Перепелкина Н.В., Васякина Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 9) Если решение положительно, следует перечислить соответствующие заявлению денежные средства в десятидневный срок. На ПФР также возлагается обязанность по уведомлению субъекта о факте полного израсходования денежных средств, предоставленных в рамках такой государственной поддержки, в течение одного месяца с момента их полного получения лицом. Результатом данного вида уведомления является прекращение права на материнский (семейный) капитал и невозможность обращения за такой государственной помощью более.

Нормативные акты: Прекращение права на мск

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ
(ред. от 30.04.2022)
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" 7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).

Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 168 616 рублей 20 копеек. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 693 144 руб. 10 коп в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не возникало.

Как получить и потратить материнский (семейный) капитал

Право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

  • женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
  • мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
  • мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем первого ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;
  • отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, ее смерти, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
  • отец, воспитывающий первого ребенка, рожденного после января 2020 г., второго, третьего или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 г., имеющих гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявление её умершей;
  • несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом* случаях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: