Уставной суд краснодарского края вид государственного органа

Обновлено: 28.03.2024

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

(с изменениями на 9 апреля 2021 года)

Законодательное Собрание Краснодарского края, выражая волю и интересы населения Краснодарского края, признавая Краснодарский край неотъемлемой составной частью Российской Федерации, стремясь утвердить принципы правового государства и гражданского общества, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие края, учитывая уникальные природные богатства и историко-культурные ценности края и необходимость их рационального использования в интересах всего населения края и будущих поколений его жителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимает настоящий устав и провозглашает его государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края.

Раздел I. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Краснодарский край является равноправным субъектом Российской Федерации. Статус края как субъекта Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации и настоящим уставом.

2. Краснодарский край является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. На территорию края распространяется суверенитет Российской Федерации, на ней действуют Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

Пропаганда сепаратизма и агитация за выход края из состава Российской Федерации запрещены.

3. Изменение статуса Краснодарского края как субъекта Российской Федерации возможно по взаимному согласию Краснодарского края и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края.

2. Территория края обладает внутренней целостностью и делится на административно-территориальные единицы.

3. К полномочиям органов государственной власти Краснодарского края по вопросам административно-территориального устройства Краснодарского края относятся:

установление и изменение административно-территориального устройства Краснодарского края;

установление границ административно-территориальных единиц, определение порядка их установления и изменения;

организация системы учета административно-территориальных единиц.

Образование новых, объединение, упразднение, преобразование или разделение существующих административно-территориальных единиц находится в компетенции Законодательного Собрания Краснодарского края и осуществляется с учетом мнения населения, проживающего на соответствующих территориях.

4. Изменение границ края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом на основе референдума края при условии одобрения и оформления этих изменений договором с определенными субъектами Российской Федерации.

5. Учет административно-территориальных единиц производится высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края путем ведения реестра административно-территориальных единиц Краснодарского края.

1. Местное самоуправление в Краснодарском крае осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

2. На территории Краснодарского края действуют:

поселения (городские и сельские), входящие в состав муниципальных районов, наделенные статусом муниципального образования в соответствии с законами Краснодарского края;

муниципальные районы - Абинский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Туапсинский, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский;

городские округа - город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Статья 4. На территории Краснодарского края могут быть созданы особые экономические зоны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Органы государственной власти края самостоятельно осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом следующие полномочия:

а) принятие, изменение Устава края, законов и иных нормативных правовых актов края, контроль за их соблюдением;

б) установление системы органов законодательной и исполнительной власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;

в) разработка и исполнение научно-технических, экологических и иных программ края;

г) распоряжение имуществом и финансами края;

д) учреждение наград Краснодарского края и награждение ими, учреждение и присвоение почетных званий и премий Краснодарского края;

е) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Краснодарском крае в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

ж) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Краснодарского края и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

з) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения Краснодарского края как субъекта Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти Краснодарского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

и) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Краснодарского края в порядке, установленном федеральным законом;

к) иные полномочия, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 6. Край является самостоятельным участником соглашений и связей с другими субъектами Российской Федерации, а также международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральным законодательством.

1. В совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края находятся:

а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации — орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ.

Содержание

Статус

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта РФ

… может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.

Созданные конституционные (уставные) суды

К настоящему времени (май 2008 г.) конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах РФ. Кроме того, в ряде субъектов РФ такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

Санкт-Петербург

Уставный суд Санкт-Петербурга учрежден для рассмотрения вопросов о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также для толкования Устава Санкт-Петербурга. Председатель Уставного суда Санкт-Петербурга — Наталья Федоровна Гуцан.

Республика Адыгея

Конституционный суд Республики Адыгея действует на основании ст. 97 Конституции Республики Адыгея и Закона Республики Адыгея от 17.06.1996 г. № 11 (ред. от 08.11.2006 г.) «О Конституционном суде Республики Адыгея» [1] .

До 2000 г. носил наименование Конституционной палаты Республики Адыгея [2] .

Избирается Советом представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет. Состоит из 3 судей.

Председатель (на 2011) — Хазешук Нафсет Аскербиевна (с 2007 г.) [3] [4] .

Суд расположен по адресу: 352700, г. Майкоп, ул. Советская, д. 217.

Республика Башкортостан

Конституционный Суд Республики Башкортостан действует на основании ст. 106 Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1992 г. № ВС-13/7 (ред. от 21.04.2008 г.) «О Конституционном суде Республики Башкортостан» [5] .

Судьи избираются на должность Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан сроком на 12 лет. Предельный возраст пребывания на должности судьи — 65 лет. Состоит из 5 судей.

Председатель (на июнь 2012 г.) — Гумерова, Люция Шагибаловна (с 24 сентября 2009 года) Суд расположен по адресу: 450101, г. Уфа, ул. Тукаева, д. 46.

Республика Бурятия

Конституционный суд Республики Бурятия действует на основании ст. 100 Конституции Республики Бурятия и Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 г. № 42-I (ред. от 02.07.2007 г.) «О Конституционном суде Республики Бурятия» [6] .

Судьи назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 12 лет. Состоит из 5 судей.

Суд расположен по адресу: 670001, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, д. 9.

Республика Дагестан

Конституционный суд Республики Дагестан действует на основании ст. 93 Конституции Республики Дагестан и Закона Республики Дагестан от 07.05.1996 г. № 5(ред. от 04.04.2006 г.) «О Конституционном суде Республики Дагестан».

Судьи назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по Представлению Президента Республики Дагестан на неограниченный срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Состоит из 5 судей.

Председатель (на март 2007 г.) — Халитов Магомед Халитович [3] .

Суд расположен по адресу: 367000, г. Махачкала, пл. Ленина, д. 1.

Кабардино-Балкарская Республика

Судьи назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики сроком на 10 лет. Состоит из 5 судей.

Председатель (на март 2007 г.) — Геляхов Абдуллах Сагитович [3] [10] .

Суд расположен по адресу: 360028, г. Нальчик, пр. Ленина, д. 27.

Республика Ингушетия

В соответствии с Указом Президента Республики Ингушетия от 8 декабря 2009 года № 273 и республиканским Законом от 28 декабря 2001 года № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» в республике приступил к работе Конституционный суд Республики Ингушетия.

Конституционный суд Карачаево-Черкесской республики действует на основании ст. 101.1 Карачаево-Черкесской республики и Закона Карачаево-Черкесской Республики от 21 июня 2004 г. N 5-рз "О Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики"

Республика Карелия

Судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия первоначально сроком на 3 года, а по истечении этого срока — на неограниченный срок. Изначально состоял из 5 судей, однако с 6 июля 2010 года число судей до трёх [11] .

Председатель (на май 2011 г.) — Павел Союнен [12] .

При суде действует научно-консультативный совет, подготовивший комментарий к Конституции республики, который планируется издать массовым тиражом [13] .

Суд расположен по адресу: 185610, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 5.

Республика Коми

Конституционный суд Республики Коми действует на основании ст. 96 Конституции Республики Коми и Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. № 7-РЗ (ред. от 08.05.2007 г.) «О Конституционном Суде Республики Коми».

Судьи избираются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми на неограниченный срок. Состоит из 5 судей.

Председатель Конституционного суда — Кретов, Владимир Васильевич (с 2010).

Суд расположен по адресу: 167010, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8.

Республика Марий Эл

Конституционный суд Республики Марий Эл действует на основании ст. 95 Конституции Республики Марий Эл и Закона Республики Марий Эл от 11.03.1997 г. № 14-З (ред. от 21.11.2007 г.) «О Конституционном Суде Республики Марий Эл».

Судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл сроком на 12 лет. Состоит из 5 судей.

Председатель (на март 2007 г.) — Эргубаев Зосим Вениаминович, возглавлявший ранее Центризбирком республики [3] [14] .

Суд расположен по адресу: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский просп., д. 24Б.

Республика Мордовия

Действующая Конституция Республики Мордовия не предполагает наличия КС в республике. В 1992—1994 гг. в республике существовал Конституционный суд, который был упразднён Верховным Советом республики без указания каких-либо мотивов [15] .

Республика Саха (Якутия)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) действует на основании ст.ст. 87-88 Конституции Республики Саха (Якутия) и Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 г. № 16-з N 363-II (ред. от 15.06.2005 г.) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)».

Судьи назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Президента Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Состоит из 7 судей.

Председатель (на июнь 2012 г.) — Миронов Дмитрий Николаевич (с 1992 г.) [16] .

Суд расположен по адресу: 677022, г. Якутск, ул. Ярославского, д. 24/1.

Республика Северная Осетия - Алания

Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания действует на основании ст. 101.1 Конституции Республики Северная Осетия — Алания) и Конституционного закона Республики Северная Осетия — Алания от 15.06.2001 г. № 17-РЗ (ред. от 17.01.2006 г.) «О Конституционном суде Республики Северная Осетия — Алания».

Судьи назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по предложению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет. Суд состоит из 5 судей.

Председатель (на май 2008 г.) — Цалиев Александр Михайлович (с 2001 г.) [17] .

Суд расположен по адресу: 362038, г. Владикавказ, пл. Свободы, д. 1.

Республика Татарстан

Предшественник Конституционного Суда РТ — Комитет конституционного надзора РТ, образованный 15 декабря 1990 г. [18]

Судьи избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (в равном количестве) сроком на 10 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 65 лет. Суд состоит из 6 судей.

Председатель (на май 2008 г.) — Демидов Виктор Николаевич (с 2004 г.) [19] [20] .

Суд расположен по адресу: 420060, г. Казань, ул. Пушкина, д. 66/33.

Республика Тыва

Конституционный суд Республики Тыва действует на основании ст. 119 Конституции Республики Тыва и Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 г. № 1300 ВX-I (ред. от 28.12.2007 г.) «О Конституционном суде Республики Тыва» [21] .

Судьи назначаются на должность Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва по представлению Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 10 лет. Суд состоит из 5 судей.

Председатель (на июнь 2012 г.) — Саая, Аяс Плоткаевич

Суд расположен по адресу: 667000, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 11.

Чеченская Республика

Конституционный суд Чеченской Республики действует на основании ст. 100 Конституции Чеченской Республики и Конституционного закона Чеченской Республики от 24.05.2006 г. № 2-РКЗ «О Конституционном суде Чеченской Республики».

Судьи назначаются на должность Советом Республики Парламента Чеченской Республики по представлению Президента Чеченской Республики на неограниченный срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Суд состоит из 5 судей.

И. о. председателя (на ноябрь 2006 г.) — Абдурахманов Шейх-Ахмед [22] .

В т. н. «Республике Ичкерия» также предусматривалось существование КС [23] , который был распущен в 1993 г. Д. Дудаевым и восстановлен в 1997 г. А. Масхадовым [24] .

Чувашская Республика

Конституционный суд не создан, ранее действовавшая (до 01.12.2000 г.) Конституция Чувашской Республики предусматривала создание Комитета конституционного надзора республики, который, однако, так и не был сформирован; необходимость создания КС в Чувашии ставится рядом юристов под сомнение [25] .

Алтайский край

Хотя Уставом края в одной из предыдущих редакций и предусматривалось наличие в регионе аналога уставного суда — Уставной судебной палаты [26] , этот орган создан так и не был (хотя соответствующий законопроект и вносился в Законодательное собрание края в 1997 г., но не был принят [27] ). Впоследствии сама возможность создания органа уставного правосудия в крае была из Устава исключена.

Камчатский край

Уставом Камчатской области [28] , действующим в настоящее время в качестве Устава края, предполагается наличие Уставного суда, но с оговоркой: «если он образован законом Камчатской области» (ст. 29). Но такой закон принят не был, а потому как в Камчатской области, так и в Камчатском крае Уставного суда не было и нет.

Устав Корякского автономного округа [29] , включённого в настоящее время в состав Камчатского края, также предполагал возможность создания в округе Уставного суда (ст. 58), который тоже не был создан.

Краснодарский край

Уставом края (ст. 51) предусмотрено создание в регионе Уставного суда, но закон о нём до сих пор не принят, и суд фактически не функционирует.

Красноярский край

Устав края, действовавший до объединения региона с Таймырским (Догано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, предполагал наличие в крае Уставного суда, о котором был принят соответствующий закон [30] , но фактически суд создан не был и к работе не приступил (хотя вопрос о его формировании обсуждался, в частности, в 2003 г. [31] ).

Ныне действующий Устав края, принятый 05 июня 2008 г., наличия в регионе Уставного суда не предполагает вообще [32] .

Устав Таймырского автономного округа предусматривал наличие в округе Уставного суда (ст. 55.2) [33] и даже провозглашал его «высшей судебной властью в автономном округе», но реально этот орган в округе не функционировал.

Устав Эвенкийского автономного округа (в редакции, действовавшей на дату объединения) существования в округе Уставного суда не предусматривал [34] .

Свердловская область

Калининградская область

Челябинская область

Примечания

Верховные суды республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия • Краевые суды: Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский • Областные суды: Амурский • Архангельский • Астраханский • Белгородский • Брянский • Владимирский • Волгоградский • Вологодский • Воронежский • Ивановский • Иркутский • Калининградский • Калужский • Кемеровский • Кировский • Костромской • Курганский • Курский • Ленинградский • Липецкий • Магаданский • Московский • Мурманский • Нижегородский • Новгородский • Новосибирский • Новосибирский • Оренбургский • Орловский • Пензенский • Псковский • Псковский • Рязанский • Самарский • Саратовский • Сахалинский • Свердловский • Смоленский • Тамбовский • Тверской • Тверской • Тульский • Тюменский • Ульяновский • Челябинский • Ярославский • Городские суды: Москва • Санкт-Петербург • Суды автономных областей: Еврейская АО • Суды автономных округов: Ненецкий АО • Ханты-Мансийский АО • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

АС республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Хакасия • Удмуртия • Чечня • Чувашия • Краевые АС: Алтайского • Забайкальского • Камчатского • Краснодарского • Красноярского • Пермского • Приморского • Ставропольского • Хабаровского • Областные АС: Амурской • Архангельской • Астраханской • Белгородской • Брянской • Владимирской • Волгоградской • Вологодской • Воронежской • Ивановской • Иркутской • Калининградской • Калужской • Кемеровской • Кировской • Костромской • Курганской • Курской • Липецкой • Магаданской • Московской • Мурманской • Нижегородской • Новгородской • Новосибирской • Омской • Оренбургской • Орловской • Пензенской • Псковской • Ростовской • Рязанской • Самарской • Саратовской • Сахалинской • Свердловской • Смоленской • Тамбовской • Тверской • Томской • Тульской • Тюменской • Ульяновской • Челябинской • Ярославской • Городские АС: Москва • Санкт-Петербург и Ленинградская область • АС автономных областей: Еврейская АО • АС автономных округов: Ханты-Мансийский АО - Югра • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

специальный суд субъекта РФ, осуществляющий судебную власть путем рассмотрения и проверки нормативных актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, местного самоуправления, распоряжений и постановлений главы администрации (губернатора) и регионального законодательного (представительного) органа на предмет их соответствия Уставу и законам субъекта РФ; официальное толкование Устава субъекта РФ. У.с. представляет собой аналог Конституционного Суда РФ и КС республик в составе РФ.

Согласно ст. 4 ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" У.с., являясь судами субъектов РФ, входят в общую судебную систему РФ.

Создание У.с.предусмотрено уставами лишь немногих субъектов РФ: Воронежской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Томской, Челябинской областей, Краснодарского, Красноярского краев, города Санкт-Петербурга, причем некоторые уставы допускают лишь саму возможность создания У.с. В Новосибирской области и Алтайском крае предусмотрено создание Уставной судебной палаты. В Иркутской области действует Уставная палата, решения которой имеют консультативное значение.

Согласно законодательству субъектов РФ У.с. формируются при участии законодательного органа и главы администрации субъекта РФ. Устав Кемеровской области предусматривает, что У.с. является постоянно действующим органом, состоящим из 6 судей, назначаемых

на паритетных началах областным Советом и Губернатором области сроком на 5 лет. По Уставу Челябинской и Свердловской областей судьи У.с. области назначаются на данную должность законодательным (представительным) органом области по представлению главы администрации (губернатора)области.

К кандидатам на должность судей У.с. предъявляются требования наличия гражданства РФ, достижения определенного возраста (35 лет - в Кемеровской и Новосибирской, ЗОлет - в Свердловской и Челябинской областях), наличие стажа работы по юридической специальности (не менее Юлет в Свердловской области, 5 лет в Кемеровской области), соответствующей юридической квалификации и моральных качеств. В Уставе Кемеровской области установлен ценз оседлости (проживание на территории области не менее 5 лет).

Решения, принятые в пределах компетенции У.с., обязательны для исполнения всеми на территории субъекта РФ, являются окончательными, обжалова

от 27 апреля 1999 года N 6-375

ОБ УСТАВНОМ СУДЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

(в ред. Законов Красноярского края
от 10.02.2000 N 9-632, от 02.11.2000 N 12-975,
с изм., внесенными Решением Красноярского краевого суда
от 09.02.2000)

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", договорами и соглашениями между Российской Федерацией и Красноярского краем, Уставом Красноярского края устанавливает порядок создания, организации деятельности Уставного суда Красноярского края и осуществления уставного судопроизводства.

Статья 2. Уставный суд Красноярского края - орган судебной власти

1. Уставный суд Красноярского края (далее - Уставный суд) является органом государственной судебной власти Красноярского края как субъекта Российской Федерации. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Уставный суд осуществляет судебную власть посредством уставного судопроизводства.

3. Основными принципами деятельности Уставного суда края являются федерализм, единство судебной системы, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и краем, независимость, коллегиальность, гласность и состязательность сторон.

4. Юрисдикция Уставного суда края распространяется на всю территорию края, за исключением территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, если иное не вытекает из договоров между органами государственной власти края и органами государственной власти соответствующего автономного округа в составе края.

5. Уставный суд является юридическим лицом.

Статья 3. Законодательство об Уставном суде

1. Полномочия, состав, порядок формирования и деятельности Уставного суда определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Красноярским краем, Уставом Красноярского края и настоящим Законом.

2. По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд принимает Регламент Уставного суда Красноярского края.

Статья 4. Подведомственность дел Уставному суду края

Уставный суд края:

1) осуществляет официальное толкование Устава края;

2) рассматривает дела о соответствии Уставу края:

а) законов Красноярского края и нормативных постановлений Законодательного Собрания края;

б) нормативно-правовых актов органов исполнительной власти края;

в) нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории края;

3) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Уставом края, иными законами края.

Статья 5. Основные начала деятельности Уставного суда

1. Уставный суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов.

2. Уставный суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья 6. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного суда

1. Уставный суд состоит из пяти судей, избираемых Законодательным Собранием по представлению Губернатора Красноярского края.

2. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей. В судебном заседании по каждому отдельному вопросу должно заседать не менее трех судей.

3. Полномочия Уставного суда не ограничены определенным сроком.

Статья 7. Обязательность решений Уставного суда

1. Решения Уставного суда, а также требования, поручения, вызовы, запросы и обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат неукоснительному исполнению.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно.

2. Неисполнение решений Уставного суда, а равно иное проявление неуважения к Уставному суду влекут ответственность, установленную федеральными законами.

3. Нормативные акты либо их отдельные положения, признанные Уставным судом противоречащими Уставу Красноярского края, утрачивают силу.

Статья 8. Гарантии деятельности Уставного суда

1. Уставный суд независим от любых других органов. В краевом бюджете предусматриваются отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда. Размер средств, выделяемых на содержание Уставного суда, не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Председатель Уставного суда вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Уставного суда на заседании Законодательного Собрания Красноярского края.

Смета расходов на содержание Уставного суда утверждается его председателем. Уставный суд самостоятельно распоряжается своими средствами и перераспределяет их в рамках сметы.

2. Уставный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

3. Имущество, переданное Уставному суду для осуществления его деятельности, является государственной собственностью Красноярского края и находится в его оперативном управлении.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТАВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 9. Независимость

1. Судьи Уставного суда независимы и подчиняются при осуществлении своих полномочий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Красноярского края и настоящему Закону.

2. В своей деятельности судьи Уставного суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и блоков, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, социальных групп.

Решения Уставного суда выражают свободную от политических пристрастий правовую позицию судей, соответствующую Конституции Российской Федерации и Уставу Красноярского края.

3. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих какое бы то ни было воздействие на свободу их волеизъявления.

Судья Уставного суда не вправе, выступая в средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Уставном суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом, до принятия решения по этому вопросу.

4. Вмешательство в деятельность Уставного суда не допускается и влечет за собой предусмотренную действующим законодательством ответственность.

Статья 10. Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Статья 11. Гласность

1. Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда проводится открыто.

Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда сведения, содержащиеся в материалах дела, составляют государственную, банковскую, семейную, врачебную, коммерческую и иную тайну, охраняемую законом.

2. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют стороны и их представители, а в необходимых случаях свидетели, эксперты и переводчики.

3. Постановления Уставного суда во всех случаях провозглашаются публично.

4. Звукозапись, видео-, кино- и фотосъемка, трансляция судебных заседаний допускаются с разрешения суда.

Статья 12. Устность, непосредственность, непрерывность разбирательства

1. Разбирательство в заседаниях Уставного суда происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала.

2. Уставный суд обязан непосредственно исследовать имеющиеся в рассматриваемом деле документы, заслушать объяснения сторон, заключения экспертов, показания свидетелей.

3. Заседание Уставного суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, предназначенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его слушания Уставный суд не вправе рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Законом к его подведомственности.

Статья 13. Язык производства в Уставном суде

Производство в Уставном суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 14. Состязательность и равноправие сторон

Стороны пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, участию в их исследовании, отстаиванию своей позиции по делу на основе состязательности.

Уставный суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами их прав и выполнения обязанностей, оказывает им содействие в истребовании материалов в случаях, когда по объективным причинам стороны лишены возможности получить требуемую информацию.

Глава III. СТАТУС СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА

Статья 15. Законодательство, регулирующее статус судьи Уставного суда

Статья 16. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда

Судьей Уставного суда может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню избрания возраста 25 лет.

Судьи Уставного суда должны иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, обладать признанной высокой квалификацией в области права.

Статья 17. Порядок избрания на должность судьи Уставного суда

1. Отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда осуществляется на конкурсной основе.

Порядок проведения конкурсного отбора, перечень необходимых документов определяются постановлением Губернатора края.

2. Предложения о кандидатах на должность судьи Уставного суда могут вноситься Губернатору Красноярского края депутатами Законодательного Собрания Красноярского края, представительными органами местного самоуправления Красноярского края, Красноярским краевым судом, арбитражным судом Красноярского края, управлением юстиции администрации края, прокурором Красноярского края, юридическими научными и учебными заведениями, находящимися на территории Красноярского края, объединениями профессиональных юристов, действующими на территории Красноярского края.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: