Условия занятости работников плавающего состава судов морского и речного флота

Обновлено: 28.03.2024

Главой 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта.

Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулирует статья 329 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 года №13 «О порядке утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств» установлено, что такой перечень утверждается совместно федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Минтрудом Российской Федерации. Следует отметить, что до настоящего времени такой перечень не утвержден.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 мая 2003 года №133 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (далее - Положение №133).

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота утверждено Постановлением Минтруда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года №11 «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» (далее – Положение №11).

Рассмотрим основные моменты регулирования рабочего времени, установленные названными документами.

Особенности режима рабочего времени работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

Положение №133 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна, заключивших трудовой договор с работодателем:

- работников командного состава судна (за исключением врача);

Положение №133 регулирует время работы и отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, в том числе время подготовки к ней и вывода из нее.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 4 Положения №133 оно должно применяться не только судовладельцами, но и арендаторами – работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также следующие виды работ.

· вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

· другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени, причем учетный период на должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации)

Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не должна превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов, входные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная рабочая неделя (36 часов) и сокращенный рабочий день (смена) (7,2 часа) установлены для следующих категорий работников:

- для женщин – работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для работников в возрасте от 17 до 18 лет.

Работодатель или по его поручению капитан судна составляют графики несения вахт или расписания выполнения работ, определяющие время начала и окончания ежедневной работы. Следует обратить внимание, что продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, при экипажном методе работы, то есть при постоянном нахождении на борту всего экипажа судна, устанавливается трехсменная вахта. Если же применяется бригадный метод работы, то есть экипаж разделен на бригады для обеспечения несения вахт, могут быть установлены трехсменная или двухсменная вахта.

На судах, которые эксплуатируются не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта.

Возможность устанавливать, работу со сменой экипажа предусмотрена на судах смешанного «река-море» плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при эксплуатации свыше 6 месяцев.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней.

На скоростных судах устанавливается односменный или двухсменный режим работы плавсостава. Если по условиям работы требуется присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников, но не более 50 процентов.

Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены), включая время несения вахт, выполнения работ за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг обязанностей, что допускается с письменного согласия работника, не должна превышать 12 часов.

Пунктом 14 Положения №133 установлено, что продолжительно периода ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (кроме скоростных) не должна превышать 30 суток подряд. Более длительный период ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работ может быть установлен при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Длительность такого периода не должна превышать 3 месяцев.

Мы отмечали, что работники плавсостава могут привлекаться к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей, но только с письменного согласия работника. Обязанностью работников является выполнение аварийных и авральных работ, объявленных капитаном судна, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе IY Положения №133, при этом при эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный для работников плавсостава судов морского флота.

Авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, учитываются особо.

В межнавигационный период рабочее время и время отдыха работников плавсостава при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах учитывается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Обратите внимание!

Пунктом 4 статьи 28 Кодекса ВВТ установлено, что судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судно лицо обязаны за свой счет застраховать членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда из жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.

· перевозки грузов и пассажиров;

· аварийно - спасательные работы;

· научно - исследовательские работы;

· портовые и служебно-вспомогательные работы;

· дноуглубительные и рефулерные работы.

Положение №11 не распространяется на членов экипажей рыболовецких судов и судов рыбной промышленности, судов Минобороны, МВД и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Положения №11 оно применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая членов судовых ремонтных бригад, направляемых в рейс, исключение составляют:

- судовые медицинские работники;

- лица, являющиеся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работники судовых ресторанов;

- лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;

- лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лица, находящиеся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представители судовладельца, выходящие в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и тому подобное;

- лица, не входящие в состав экипажа и осуществляющие в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха перечисленных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

Для членов экипажа нормальная ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю. Выходные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена:

· для женщин – членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - меридианом 160 градусов западной долготы – 7,2 часа;

· для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания – 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю, выходной день – воскресенье.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом трудового коллектива.

Вахты устанавливаются следующим образом:

- на судах с круглосуточной работой экипажей – трехсменный график вахт;

- на судах, эксплуатируемых не круглосуточно – двухсменный или односменный график вахт;

- на группы «А» атомоходах и судах атомно-технологического обслуживания – четырехсменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна графики вахт могут устанавливаться продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени, продолжительность учетного периода определяется судовладельцем исходя из условий работы судна и установленного графика вахт. Также следует учитывать, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 120 календарных дней. Продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней, если имеются затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных и арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами времени и средств.

Члены экипажей судов, с их согласия, в свободное от вахт время могут привлекаться к выполнению работ, не связанных с их прямые должностные обязанности. Исключение составляют работники пищеблока. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахты и время выполнения дополнительных работ не должна превышать 12 часов.

Аварийные и авральные работы на судне производятся по распоряжению капитанов в течение установленного и сверх установленного времени и являются обязательными для всех членов экипажа судна.

Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе 4 Положения №11. Аварийные работы, выполняемые сверх установленного рабочего времени, учитываются особо.

Обратите внимание!

Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судовладелец обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа суммы, в том числе расходы на репатриацию, а также жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Здесь же отметим, что Минтруда Российской Федерации от 3 июня 1997 года принято Постановление №27 «О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота». Названным Постановлением разрешено администрации Санкт-Петербургского и Архангельского морских портов устанавливать, в порядке исключения, по согласованию с выборным профсоюзным органом для членов экипажей морских судов портового флота ежедневную продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 часов при соблюдении следующих условий:

- работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;

- судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

- ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной пунктом 2.3. Положения №11;

- в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);

суммированный учет рабочего времени.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Транспорт водный».

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.

2. Настоящее Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем.

3. Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

4. Положение распространяется на судовладельцев, в том числе арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды (далее - работодатель), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:

- перевозки грузов и пассажиров;

- вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

- другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

7. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.

8. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

- для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00),

- для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (06.00 - 18.00).

Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.

9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

- при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

- при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

10. На судах смешанного "река - море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

11. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.

Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

12. Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.

13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.

При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.

Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

III. Время отдыха

16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должка быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 20 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части предоставления суммированных дней отдыха за работу, выполняемую сверх нормальной продолжительности рабочего времени, только по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ)

20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа .

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха <(752 час - 543 час):8 час>.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 21 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части допущения переноса использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год

21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей, что в случае привлечения работников плавсостава к работе в период предоставления суммированных дней отдыха дни отдыха на другой срок не переносятся

24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

IV. Аварийные и авральные работы

26. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.

27. К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:

работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;

работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

работы по спасанию поврежденных плотов;

работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и "человек за бортом".

28. К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:

работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);

укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты.

К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

29. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

30. При эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.

31. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций.

V. Порядок учета рабочего времени работников плавсостава в период навигации

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 32 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей, что порядок учета фактически отработанного рабочего времени устанавливает работодатель

32. Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.

Статья 57. Трудовые отношения на судне

1. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

3. Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

(п. 4 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1997 года Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота согласно приложению.

2. В связи с принятием настоящего Постановления на территории Российской Федерации не применяется приложение N 2 к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 12 ноября 1960 г. N 1271/29 "Положение о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота".

и социального развития

к Постановлению Министерства

труда и социального развития

от 25 мая 1998 г. N 18

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ

ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ РЕЧНОГО ФЛОТА

I. Общие положения

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов речного флота (далее - членов судовых экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

перевозки грузов и пассажиров;

аварийно - спасательные работы;

вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

3. В соответствии с настоящим Положением регулируется рабочее время и время отдыха членов судовых экипажей в период нахождения судов в эксплуатации, подготовки к эксплуатации и при постановке на зимний ремонт, отстой и консервацию.

4. Положение не распространяется на членов судовых экипажей:

судов, используемых для рыбной ловли, а также для работ, непосредственно связанных с этим видом деятельности;

судов, принадлежащих Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации;

судов валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн и (или) мощностью менее 55 кВт, за исключением судов, принадлежащих организациям водных путей и каналов;

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

II. Рабочее время

5. Рабочее время означает время, в течение которого член судового экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию и управлению судном или составом судов и поддержанию его в нормальном эксплуатационно - техническом состоянии.

6. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени членов судовых экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов судовых экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников, непосредственно занятых на зачистке танков, трюмов, цистерн и других емкостей из-под нефтепродуктов и химических продуктов (в дни работы на зачистке), а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

7. Для членов судовых экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем либо руководителем организации или уполномоченными им лицами (далее - работодатель) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом. Во всех случаях учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Нормальная продолжительность рабочего времени за учетный период определяется исходя из продолжительности рабочей недели, установленной для данной категории работников.

8. Время начала и окончания ежедневной работы членов судовых экипажей определяется графиками несения вахт (расписаниями выполнения работ), составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом.

для несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00), для остальных членов судового экипажа, как правило, в дневное время (06.00 - 18.00).

Члены судовых экипажей, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной для них работодателем продолжительности ежедневной работы.

9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

при постоянном нахождении всего судового экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

при распределении судового экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

На судах смешанного "река - море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период может организовываться работа с подменными экипажами при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев. При круглогодичном плавании в морских условиях применяются условия, предусмотренные п. 13 настоящего Положения.

10. Членам судовых экипажей скоростных судов, где по характеру работы необходимо присутствие двух и более вахт, время нахождения на борту между вахтами включается полностью или частично в рабочее время (но в размере не менее 50 процентов) в соответствии с условиями, предусмотренными коллективным договором (соглашением).

11. Члены судовых экипажей могут привлекаться к производству авральных работ как во время вахты, так и вне вахты в порядке, предусмотренном пунктом 24 настоящего Положения, а также, с согласия работника, к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг прямых должностных обязанностей членов судовых экипажей.

12. Ежедневная общая продолжительность работы члена судового экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей члена экипажа, не должна превышать 12 часов.

Двенадцатичасовой режим рабочего времени (с соответствующим предоставлением еженедельно дня отдыха) не должен превышать 30 суток подряд. Конкретная продолжительность этого периода устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом с учетом сложности работы и района плавания.

13. При круглогодичном плавании в морских условиях максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

III. Время отдыха

14. Члены судовых экипажей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

ежедневный отдых, включая время для приема пищи;

отдых в праздничные дни;

ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством, коллективным договором (соглашением).

15. В тех случаях, когда по условиям работы члену судового экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

16. Временем ежедневного отдыха членов судовых экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов, а также при работе членов экипажей за недостающих по штату работников - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением членами судовых экипажей вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

17. Членам судовых экипажей за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

18. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату членов экипажей, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг обязанностей членов судового экипажа, а также времени работ в праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в п. 6 настоящего Положения.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 744 (8 часов х (96 - (2 + 1)) дней).

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период со 2 июня по 5 сентября 1997 года составляла 551 час (19 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 159 часов, в июле - 184 часа, в августе - 168 часов и 5 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 40 часов).

Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 24 дня отдыха ((744 час. - 551 час.) : 8 час.).

19. Суммированные дни отдыха предоставляются членам судовых экипажей в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

20. В период навигации при стоянке судна в пункте приписки на техническом и хозяйственном обслуживании суммированные дни отдыха могут предоставляться членам судовых экипажей с их согласия в любой день недели. При этом должна быть обеспечена возможность непрерывного пребывания работника на берегу не менее 24 часов.

В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником.

21. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом (а при отсутствии такового - с иным уполномоченным работниками органом). Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

22. В период предоставления суммированных дней отдыха члены судовых экипажей могут, по их просьбе, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

23. В тех случаях, когда члену судового экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

IV. Аварийные и авральные работы

24. Аварийными и авральными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части судового экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов судового экипажа.

25. К аварийным работам на судах речного флота относятся:

работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, перевод судна в безопасное место;

работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

работы по спасанию поврежденных плотов;

работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и "человек за бортом".

26. К авральным работам на судах речного флота относятся:

работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);

укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения членов судовых экипажей, свободных от вахты.

К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

судовождение в озерных условиях при неудовлетворительной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

27. Авральные работы, выполняемые членами судовых экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

V. Порядок учета рабочего времени членов судовых

экипажей в период навигации

29. Учет рабочего времени членов судовых экипажей в период навигации осуществляется на основе табеля учета рабочего времени и дней отдыха в соответствии с Правилами ведения судового журнала заработной платы.

В соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

1. Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта согласно приложению.

2. Заместителю Министра транспорта Н.Г. Смирнову довести настоящий Приказ до сведения заинтересованных организаций внутреннего водного транспорта.

к Приказу Минтранса России

от 16 мая 2003 г. N 133

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ

ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.

2. Настоящее Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем.

3. Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

4. Положение распространяется на судовладельцев, в том числе арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды (далее - работодатель), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:

- перевозки грузов и пассажиров;

- вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

- другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

7. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.

8. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

- для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00),

- для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (06.00 - 18.00).

Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.

9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

- при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

- при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

10. На судах смешанного "река - море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

11. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.

Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

12. Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.

13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.

При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.

Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

III. Время отдыха

16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа .

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха <(752 час. - 543 час.) : 8 час.>.

21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

IV. Аварийные и авральные работы

26. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.

27. К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:

работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;

работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

работы по спасанию поврежденных плотов;

работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и "человек за бортом".

28. К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:

работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);

укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты.

К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

29. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

30. При эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.

31. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций.

V. Порядок учета рабочего времени работников

плавсостава в период навигации

32. Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

5.1.3. Режим рабочего времени членов экипажей судов устанавливается Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133 (Приложение N 2. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта), а для педагогических работников определяется в соответствии с приказом Минобрнауки от 11.05.2016 N 536, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, а также расписанием учебных занятий и годовым календарным учебным планом.

При этом общая продолжительность работ, за исключением аварийно-спасательных, для работников непрерывных производств на береговых предприятиях не должна превышать 12 часов в сутки. Режим рабочего времени членов экипажей судов устанавливается "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (Приложение N 3).

Режим рабочего времени членов экипажей судов устанавливается Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133 (Приложение N 2 - не приводится), а для педагогических работников - правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, а также расписанием учебных занятий и годовым календарным учебным планом.

5.1.3. Режим рабочего времени членов экипажей судов устанавливается Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133 (Приложение N 2 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта), а для педагогических работников - правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, а также расписанием учебных занятий и годовым календарным учебным планом.

При этом общая продолжительность работ, за исключением аварийно-спасательных, для работников непрерывных производств на береговых предприятиях не должна превышать 12 часов в сутки. Режим рабочего времени членов экипажей судов устанавливается "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (Приложение N 3).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: