Условия труда судебного эксперта

Обновлено: 19.04.2024

Основным принципом судопроизводства, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, является состязательность. При этом одним из важнейших её элементов является правовое обеспечение экспертной деятельности. Разбираемся с сотрудниками Центра экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики.

Право на справедливое судебное разбирательство — одно из основных прав человека, а судебная экспертиза — одно из условий его реализации.

Когда назначают судебную экспертизу? Что суд должен сделать до её назначения? Каким процессуальным положением обладает эксперт? Как именно стороны дела реализуют своё право на справедливый приговор, благодаря экспертизе?

Когда назначают экспертизу?

Судебная экспертиза — основная форма применения специальных знаний в судебном процессе. Она важна не только для справедливого рассмотрения дела, но и для защиты прав граждан в судебном порядке.

  • Судебная экспертиза — форма применения специальных знаний в судебном процессе.

Чаще всего судьи назначают землеустроительную, строительно—техническую, автотехническую, почерковедческую, лингвистическую, психолого—психиатрическую, судебно-медицинскую, техническую экспертизу документов.

Чтобы установить обстоятельства несколькими экспертами в одной области знания, суд может назначить комиссионную экспертизу. Комплексную экспертизу проводят, когда необходимо провести исследование с использованием разных областей знаний.

На основании заключения эксперта суд устанавливает факты, которые имеют значение для правильного и объективного разрешения дела. Заключение эксперта имеет юридическую силу при условии, что оно получено с соблюдением закона.

Судебная экспертиза может быть назначена судом или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Есть ситуации, когда назначение экспертизы — обязательное условие, например, дела о признании гражданина недееспособным (см. ст. 283 ГПК РФ).

Экспертизу могут назначить на стадии подготовки к судебному разбирательству или в процессе судебного разбирательства.

Что суд обязан сделать до назначения экспертизы?

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд должен:

  • установить факты, которые необходимы для проведения экспертизы;
  • определить вид экспертизы;
  • выбрать экспертное учреждение или эксперта (-ов);
  • сформулировать вопросы, где требуется заключение эксперта;
  • рассмотреть ходатайства об отводе экспертов;
  • назначить дату экспертизы и дату, когда заключение эксперта должно быть направлено в суд;
  • предоставить эксперту материалы для исследования;
  • определить расходы на проведение исследования.

При выборе экспертов и вопросов суд учитывает мнение участников судебного процесса. Если суд отклоняет вопросы, то он обязан мотивировать свое решение.

Эксперта предупреждают об ответственности за предоставление ложных сведений (см. ст. 307 УК РФ).

Проведение экспертизы суд поручает экспертному учреждению, эксперту или нескольким экспертам. Судебные экспертизы проводятся государственными и негосударственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными или частными экспертами.

Какими основными признаками обладает судебная экспертиза?

1) Судебная экспертиза — процессуальное действие. Её осуществляют в соответствующей процессуальной форме. Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.

2) Судебная экспертиза нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Специальные знания — это те, что выходят за рамки общеобразовательной программы и житейского опыта и требуют особой подготовки и профессиональных навыков. Они могут относиться к любой отрасли знания: науке, технике, искусству или ремеслу.

На разрешение эксперта в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе не могут ставиться правовые вопросы (например, имело ли место убийство или самоубийство).

3) Судебная экспертиза подразумевает под собой проведение исследования. Если вопрос, входящий в компетенцию какого-то специалиста, может быть решен без проведения исследования, экспертиза не должна назначаться. В таких случаях должны применяться другие методы: консультация специалиста, справка по вопросу, допрос сведущего свидетеля и другие.

4) Экспертизу проводят, чтобы установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу.

5) Результат исследования — заключение судебного эксперта. Ход исследований и результаты экспертизы оформляются особым процессуальным документом заключением эксперта.

Заключение эксперта — один из видов (источников) доказательств, которое предусматривает процессуальное законодательство.

Заключение не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит проверке и оценке на общих основаниях.

Каким процессуальным положением обладает эксперт?

Государственные судебные эксперты — аттестованные работники государственного судебно—экспертного учреждения, которые проводят судебную экспертизу в рамках своих должностных обязанностей.

При проведении экспертизы эксперт не должен быть зависим от того, кто назначил экспертизу, а также лиц, заинтересованных в определенном исходе дела.

Эксперт должен быть независимым.

Какие требования предъявляют к государственным судебным экспертам?

  • высшее образование и дополнительное профессиональное образование (эксперты в государственных судебно—экспертных учреждениях);
  • среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы (эксперты в ОВД);
  • все государственные судебные эксперты должны проходить аттестацию каждые 5 лет.

Обоснованность и справедливость судебного разбирательства обеспечивается также возможностью применять альтернативные средства собирания доказательств в суде, поэтому возникла необходимость создания и функционирования системы альтернативных судебно-экспертных учреждений.

Негосударственная судебная экспертиза — экспертиза, проводимая вне государственных судебно—экспертных учреждений.

Частные судебные эксперты — это лица, обладающие специальными знаниями в различных областях знаний, но не являющиеся государственными судебными экспертами.

Требования к квалификации для государственных экспертов, на частных экспертов не распространяются.

Заключения государственных и негосударственных экспертов имеют одинаковое значение как доказательство (см. ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, п. 2 ст. 195 УПК РФ).

Как именно стороны дела реализуют своё право на справедливый суд, благодаря назначению экспертизы?

1. Заключение эксперта является источником доказательственной информации, с помощью которого при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел добывают новые и проверяют имеющиеся доказательства. Наиболее часто экспертиза используется в качестве процессуального средства проверки и уточнения собранных по делу доказательств.

2. Экспертиза помогает выяснить происхождение и причинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования.

3. Экспертиза позволяет определить время наступления и протекания отдельных явлений (смерти, горения, торможения и т.д.).

4. Экспертные исследования помогают решить вопрос о тождестве лиц, предметов, веществ, об их групповой принадлежности.

5. Экспертные исследования позволяют выяснить состав вещества, дать качественную и количественную характеристику его элементов.

6. Благодаря экспертиза у суда (сторон, которые ходатайствовали) появляется возможность установить факты и состояния, имеющие юридическое значение.

7. Экспертные исследования помогают дать правильную юридическую оценку расследуемого события.

8. Экспертиза имеет большое значение и для профилактики преступлений. С помощью заключения экспертизы следователи и лица, производящие дознание, выявляют причины и условия, способствовавшие совершению и других преступлений.

Вот почему участникам судебного процесса важно вести себя активно в вопросе о назначении экспертизы и не отдавать его на откуп суду и другой стороне.

В идеале участник процесса должен представлять возможности того или иного вида экспертизы, а также эффект, который она может дать. Так, в ходатайстве о назначении экспертизы аргументируйте её назначение и укажите конкретный факт, для установления которого требуются специальные знания.

Вопросы, которые будут предложены эксперту, должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Пусть даже для этого понадобится консультация или изучение специальной литературы.

До предложения кандидатуры эксперта проведите мониторинг проведенных аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере. Предоставьте суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже, сроков исследования, стоимости услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда активно пользуйтесь процессуальными правами: контролируйте замечания в протокол судебного заседания и знакомьтесь с вынесенным определением о назначении экспертизы.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 апреля 2020 года N 102

2. Руководителям федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации организовать разработку и утверждение положения об оплате труда работников.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

23 апреля 2020 года,

регистрационный N 58193

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 10 апреля 2020 года N 102

Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по виду экономической деятельности "Судебно-экспертная деятельность"

I. Общие положения

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по виду экономической деятельности "Судебно-экспертная деятельность" (далее - Примерное положение, работники, учреждения соответственно) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.

2. Фонд оплаты труда работников формируется исходя из средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание), и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

3. Заработная плата работников включает в себя оклад (должностной оклад) или ставку заработной платы (далее - оклад, ставка соответственно) по занимаемой профессии (должности), а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

II. Порядок и условия оплаты труда работников

4. Система оплаты труда работников устанавливается с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

государственных гарантий по оплате труда;

единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2006, N 27, ст.2878);

мнения представительного органа работников.

5. Система оплаты труда работников устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом и Примерным положением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Минимальные размеры окладов работников определены с учетом отнесения их профессий (должностей) к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России:

7. Оклады заместителей руководителей структурных подразделений учреждения устанавливаются на 5-10% ниже окладов соответствующих руководителей структурных подразделений.

8. Определение размеров заработной платы работников осуществляется в соответствии с системой оплаты их труда как по основным профессиям (должностям), так и по совмещаемым профессиям (должностям). Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели производится пропорционально отработанному времени либо за фактически выполненный объем работ.

9. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

10. Конкретные размеры окладов работников устанавливаются руководителем учреждения в соответствии с локальным нормативным актом учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы. С учетом финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания может производиться корректировка минимальных размеров окладов работников в сторону их повышения с соблюдением дифференциации в размерах окладов.

11. Работникам может быть предусмотрено установление персонального повышающего коэффициента к окладу (ставке) по занимаемой профессии (должности).

При определении размера персонального повышающего коэффициента учитывается уровень профессиональной подготовки работника, сложность, важность и срочность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (ставке) на определенный срок и о его размере принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспеченности финансовыми средствами.

Размер персонального повышающего коэффициента - до 2,0.

Применение персонального повышающего коэффициента к окладу (ставке) по занимаемой профессии (должности) не образует нового оклада (ставки) и не учитывается при начислении стимулирующих, а также компенсационных выплат.

Размер выплаты по персональному повышающему коэффициенту определяется путем умножения размера оклада (ставки) на повышающий коэффициент.

III. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты работникам за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом учреждения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (ставкам) работников или абсолютных размерах.

13. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - выплаты за вредность), в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2013, N 52 (ч.1), ст.6986) составляет 4% оклада (ставки), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Выплаты за вредность устанавливаются дифференцированно в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52 (ч.1), ст.6991; 2019, N 52 (ч.1), ст.7769).

Руководитель учреждения принимает меры по проведению специальной оценки условий труда с целью идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника.

В случае, если по итогам проведения специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то указанная выплата не производится.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2006, N 27, ст.2878) для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором.

14. За работу в местностях с особыми климатическими условиями к заработной плате работников применяются:

коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

коэффициенты за работу в высокогорных районах;

процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях с особыми климатическими условиями.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3).

15. Работникам при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), по соглашению сторон трудового договора устанавливается соответствующая доплата.

Совмещение рекомендуется оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору с указанием совмещаемой профессии (должности), содержания и объема дополнительной работы, размера доплаты в рублях или процентном отношении к окладу (ставке) по занимаемой должности (профессии), а также срока, на который она устанавливается.

16. Оплата труда за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч.2), ст.3640).

Конкретные размеры повышения оплаты труда работников за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

17. Оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливается в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

Оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Размер оплаты работникам, получающим оклад, составляет не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Судмедэксперт-1

Профессия судмедэксперта подразумевает наличие у ее обладателя медицинского образования. Она входит в группу должностей, которые занимаются проведением судебной экспертизы. Решая, где учиться на судмедэксперта, необходимо понимать, в чем состоят различия между всеми работниками обширного направления. Это позволит четко определиться с профилем деятельности и подобрать оптимальный вариант получения нужных знаний и навыков.

Где работает и чем занимается судмедэксперт

Судебный эксперт занимается сбором улик и проведением исследований, которые позволяют разобраться в особенностях совершенных преступлений и найти виновных. По их результатам работник делает заключения, которые учитываются при рассмотрении дела в суде.

В чем заключается работа судмедэксперта:

  • вскрытие и исследование тел погибших людей с целью установления причины их смерти;
  • проведение эксгумации тел с целью выявления ошибок при их первичном осмотре или выявлении новых обстоятельств смерти пострадавших;
  • осмотр живых людей с целью оценки их состояния и установления степени тяжести нанесенных им повреждений;
  • проведение экспертиз для выявления обстоятельств совершения преступления, например, установления типа примененного оружия или подтверждения факта изнасилования;
  • проведение сложных лабораторных исследований, необходимых для уточнения деталей по рассматриваемому преступлению. Зачастую за осуществление таких действий берутся опытные сотрудники, которые имеют высшую врачебную категорию и кандидатскую или докторскую степень.

Такой специалист, как судмедэксперт, может пройти дополнительное обучение и получить навыки проведения дополнительных судебных экспертиз. На сегодня их количество уже перевалило pа десяток. От того, где работает профессионал и какими знаниями он обладает, зависят его зарплата и возможности карьерного роста.

Категории судебных экспертов

Перечень навыков, имеющихся у представителя судебной экспертизы, напрямую зависит от места его работы и направления деятельности. Решая, какой области отдать предпочтение, надо разобраться со спецификой каждой из них. Это позволит сразу же выявить подходящую сферу и правильно выбрать учебное заведение.

Судмедэксперт – представитель судебной медицины, отвечающий на конкретные вопросы следственных органов. Он тесно занимается изучением таких направлений, как биохимия, гигиена и бактериология. Чаще всего сотрудник устанавливает причину смерти человека и орудие убийства. Для этого ему приходится осматривать тело жертвы, проводить дополнительные исследования. Результатом работы становится официальное заключение в виде свидетельства о смерти с ответом на все вопросы, поставленные следствием.

Психолог–исследует психическую деятельность фигуранта уголовного дела. Он изучает состояние, свойства, процессы и механизмы, которые способны помочь установить истину в поставленном вопросе. Специалист может вести работу с подозреваемым, свидетелем, потерпевшим. Судебный эксперт должен выяснить, способен ли конкретный человек адекватно реагировать на ситуацию, правильно оценивать происходящее, не находился ли подозреваемый в состоянии аффекта в момент совершения преступления. Сотруднику необходимо исключить наличие психических заболеваний у личности. Чтобы занять такую должность, необходимо иметь высшее медицинское образование в области психиатрии или диплом психолога.

Полиграфолог – судебный эксперт, который работает с фигурантами дел, применяя полиграф. Такой тип экспертизы назначается при отсутствии возможности установить истину другими способами или выяснить причины противоречивых показаний участников процесса. Примечательно, что представитель профессии должен не только уметь работать с «детектором лжи», но и обладать навыками применения на практике знаний о психофизиологических реакциях человека. Он обращает внимание на визуальные и вербальные сигналы испытуемого.

Судебный строительный эксперт – новое и неоднозначное направление, которое только начинает набирать популярность. Представитель области организует течение процессов, с помощью которых проводится контроль строительных работ. Такой сотрудник проверяет подлинность сведений, предоставленных в разрешительных документах. Он устанавливает причины сбоев в работах и повреждений на объектах. Сотрудничество с правоохранительными органами может осуществляться на стадии следствия или судебного разбирательства.

Где учиться на судмедэксперта

Чтобы стать судмедэкспертом, надо получить высшее медицинское образование. Большинство учебных учреждений при поступлении обращают внимание на баллы ЕГЭ по русскому языку, биологии, химии. Уже на старших курсах вуза необходимо выбрать соответствующее направление, а затем пройти интернатуру и ординатуру по специальности. Весь цикл обучения составляет 7-8 лет. Только после этого можно приступать к непосредственному выполнению своих прямых обязанностей и повышению квалификации. Судмедэксперт – профессия, которая постоянно развивается. Ее успешные представители никогда не прекращают учиться. Они постоянно посещают дополнительные курсы, изучают профильную литературу, осваивают новые методы исследований.

Решая, куда поступать, чтобы выучиться на судмедэксперта, важно понимать, что направление крайне специфическое. Лучше заранее узнать, предполагает ли конкретный вуз углубленное обучение по данной специализации. Можно сначала получить любое медицинское образование, а потом дополнительно пройти профильные курсы, но у подхода есть ряд минусов. Во-первых, знания не будут достаточно глубокими, придется доучиваться несколько месяцев или лет. Во-вторых, работодатели обращают внимание на то, где учатся их сотрудники. Возможно, придется долго доказывать уровень своей квалификации и нарабатывать практический опыт, чтобы получить хорошую должность.


Судмедэксперт — профессия, которая отличается от традиционных медицинских специальностей. С помощью знаний о механизме смерти и особенностях патофизиологических реакций в теле человека специалист помогает правоохранительным органам разобраться в преступлениях.

Сколько зарабатывает судмедэксперт

Представители сферы судебной экспертизы очень востребованы в России. Спрос на квалифицированных сотрудников с каждым годом только растет. Уровень заработной платы работника зависит от его образования, объема знаний и перечня навыков, практического опыта, занимаемой должности, наличия ученой степени.

На начальном этапе оклад специалиста составляет 25-30 тыс. рублей. По мере профессионального роста судмедэксперты начинают зарабатывать в среднем 50 тыс. рублей.

Опытные сотрудники лабораторий с учеными степенями и внушительным багажом знаний могут рассчитывать на оклад в 60-70 тыс. рублей. Представители профессии судмедэксперта, занимающие руководящие должности, получают 80-100 тыс. Работники, представляющие сферу МВД, дополнительно получают существенные льготы и прибавку в зависимости от звания.

Приличные зарплаты, возможность карьерного роста и удобный рабочий график привлекают многих людей. Но важно помнить, что судмедэксперт – это не просто врач. Представителям направления приходится иметь дело с трупами, регулярно испытывать стресс и брать на себя ответственность за вынесение важных решений.

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Эта обязанность следует из общей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда своих работников. Именно с этим связано то обстоятельство, что сама ст. 212 ТК РФ включена в главу 34 Трудового Кодекса РФ «Требования об охране труда». И хотя у специальной оценки условий труда множество разных аспектов (организационных, финансовых, юридических, последствий по гарантиям и компенсациям, последствий по выплатам соответствующих взносов и т. д.), основная роль специальной оценки условий труда все же состоит в выполнении «охранительной» функции, направленной на охрану труда работников предприятий.

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения такой спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд России, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда лишь для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Тем не менее, судебная практика по вопросам специальной оценки показывает, что многие работодатели ее так и не провели, что, впрочем, неудивительно в стране, где четвертая часть трудоспособного населения работает вообще без трудовых договоров, а власть предержащие не могут навести в этом вопросе порядок. Сказалось, очевидно, и элементарное желание работодателей сэкономить (что крайне спорно, так как штрафы за непроведение специальной оценки по административному законодательству могут многократно превысить размеры финансовых затрат на ее проведение), и неопределенность в вопросе о том – подлежат ли административной ответственности работодатели за непроведение специальной оценки до 31 декабря 2018 г.?

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ, в соответствии с методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

Однако это правило действует только с 1 января 2014 года, поэтому в Законе N 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 года (ст. 7 Закона N 426-ФЗ) – см. Нечаева Т. Спецоценка условий труда. Правила и последствия. «ЭЖ-Юрист», 2016, № 15.

С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.

В силу части 6 этой статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

По одному из р ассмо т р енных дел (дело № 57 – АД16–5 от 09.08.2016 г.) Верховный Суд Российской Федерации указал, что административным органом и нижестоящими судебными инстанциями положения части 6 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда не учтены: из обжалуемых актов не усматривается, что при рассмотрении настоящего дела был исследован вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием общества рабочие места, относящиеся к указанным в части 6 статьи 10 названного Закона. Сведений о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 указанного Закона, в рассматриваемом случае также не установлено.

В силу приведенного правового регулирования выяснение данных обстоятельств имело существенное значение для рассмотренного судебного дела, однако при его рассмотрении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения (общество было оштрафовано на шестьдесят тысяч рублей) сделаны при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.

При этом Верховный Суд РФ специально подчеркнул, что правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в аналогичных делах в постановлениях от 22.01.2016 № 36-АД15–5 и от 22.12.2015 № 91АД15–5, изложенное в настоящем постановлении не противоречит.

С учетом изложенного, принятые по делу постановление должностного лица административного органа и все судебные акты, вынесенные в порядке его обжалования, были признаны Верховным Судом РФ незаконными и отменены.

Приведенное здесь постановление Верховного Суда РФ поставило под сомнение всю судебную практику по делам, где юридические лица привлекались к административной ответственности за отказ от проведения (или за непроведение) специальной оценки условий труда, поскольку переходный период в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 закона N 426-ФЗ (до 31 декабря 2018 г.), еще не истек.

Правоприменительная практика показала, что работодатели активно используют результаты специальной оценки условий труда для изменения условий трудовых договоров с работниками. Например, если специальная оценка условий труда показала, что класс опасности условий труда изменился в лучшую сторону и работа более не представляет повышенной опасности для работника, работодатель в установленном порядке предлагает работнику изменение условий трудового договора с прекращением ранее положенных работнику компенсаций за работу в условиях повышенной опасности для здоровья.

При этом возник вопрос: должен ли работник в этом случае оспаривать действия работодателя по изменению условий его трудового договора или должен оспаривать результаты специальной оценки условий его труда? И вообще – может ли он оспаривать такие результаты, поскольку не состоит с фирмой, проводившей специальную оценку условий труда, в трудовых отношениях?

Дело в том что по одному из рассмотренных дел Хабаровский краевой суд, соглашаясь с позицией суда районного звена, указал, что результаты специальной оценки условий труда, после которых работодатель и предложил работникам изменение условий трудовых договоров, этими работниками оспорены не были, результаты эти не отменены, в связи с чем признал действия работодателя правомерными.

Апелляционная инстанция краевого суда (дело № 33–5353, апелляционное определение от 15.07.2016 г.) указала, в частности, что, как было установлено в судебном заседании, по результатам специальной оценки условий труда рабочие места истцов были оценены как допустимые условия труда (класс 2), в связи с чем оснований для установления им гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, занятых во вредных условиях труда, у ответчика не имелось. При этом довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка заключению эксперта от 18.02.2015, не влияет на правильность постановленного решения, поскольку истцами оспаривалось не само заключение по результатам специальной оценки условий труда по сути, а действия работодателя, связанные с изменением системы оплаты труда и предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций.

Как видно из приведенного примера, апелляционная инстанция допускала саму возможность со стороны работников оспаривать результаты специальной оценки условий труда (более того – без признания таких результатов неверными выиграть трудовой спор у работодателя было, судя по всему, крайне проблематично). Такое оспаривание, с очевидностью, должно было предшествовать проведенному трудовому спору либо быть отдельным требованием в рамках заявленного трудового спора. В рамках такого оспаривания необходима была судебная экспертиза по проверке выводов фирмы, проводившей специальную оценку условий труда на рабочих местах истцов.

По мнению автора настоящей публикации, такого рода оспаривания результатов специальной оценки условий труда со стороны работников не только возможны (это прямо предусмотрено ст. 26 Закона N 426-ФЗ), но и должны рассматриваться в рамках трудовых споров, поскольку из ст. 4 Закона N 426-ФЗ вытекает, что спецоценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, напрямую влияет на трудовые права работников, следовательно, здесь возникают правоотношения из сферы трудового права. Фирмы, проводившие специальную оценку условий труда на рабочих местах, в такого рода судебных делах по оспариванию ее результатов могут выступать в качестве третьих лиц на стороне ответчиков. Ответчиками же будут работодатели.

Необходимо отметить, что результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работниками и во благо, на свою пользу.

Так, по одному из дел военный прокурор обратился в суд с иском к войсковой части о возложении обязанности издать и реализовать приказ о выплате надбавки за работу во вредных условиях труда и произвести перерасчет заработной платы работнику части. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по обращению работника в военную прокуратуру была проведена проверка, в ходе которой установлено, что гражданин работает в войсковой части.

С момента трудоустройства по настоящее время ему не выплачена надбавка за работу во вредных условиях труда. В войсковой части была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, которая завершена. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда рабочее место работника связано с выполнением им работы во вредных условиях труда.

Решением суда исковые требования прокурора были удовлетворены. В апелляционной жалобе представитель войсковой части указал, что Министерством обороны РФ определен исчерпывающий Перечень работ, на которых гражданскому персоналу воинских частей (организаций) повышаются должностные оклады. И должность работника в этот Перечень не входит.

Не соглашаясь с этими доводами, апелляционная инстанция Хабаровского краевого суда (дело № 33– 2823, апелляционное определение от 29.04.2015 г.) указала, что 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

На основании части 1 статьи 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 14 ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

Таким образом, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Перечне работ с тяжкими и вредными условиями труда, имеет право на соответствующие компенсации.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для отказа в выплате надбавки работнику у ответчиков не имелось.

Довод апелляционной жалобы о том, что Министерством обороны РФ определен исчерпывающий Перечень работ, на которых гражданскому персоналу воинских частей (организаций) повышаются должностные оклады, основанием к отмене решения суда не является. В соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем предоставляемых работнику компенсаций поставлен в зависимость от установленной степени вредности условий труда, определенных специальной оценкой условий труда. Если до 01 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев, когда необходимо проведение внеплановой оценки условий труда. В таком случае для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, используются результаты аттестации рабочих мест, проведенной ранее.

Поскольку работодатель отнес работу в должности, на которой осуществлял трудовую деятельность истец, к работе с вредными условиями труда, то у него возникла обязанность предоставления такому работнику соответствующих гарантий и компенсаций, независимо от того, поименована или нет данная профессия в соответствующем перечне.

В судебной практике автора этих строк имеется и случай, когда результат специальной оценки условий труда работодатель и суд первой инстанции использовали против работницы, доказывая, что она в состоянии, будучи беременной, была выполнять свои обязанности по должности кадрового работника в условиях работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера.

Представляется, однако, что это разные области правового регулирования. Результаты проведенной специальной оценки труда могут использоваться только в случаях, прямо предусмотренных ст. 7 Закона № 426-ФЗ, о которых мы уже указали выше в своей публикации. А возможность беременной выполнять свою работу по должности определяется не результатами специальной оценки, а медицинской комиссией, которая в установленных случаях и определяет – подлежит ли беременная переводу на легкий труд. Другими словами, вредный труд или же нет (что, действительно, определяется по результатам спецоценки), медицинская комиссия определяет в отношении беременной: противопоказан ей этот труд в силу особенности ее физического состояния или не противопоказан.

Массовое проведение специальной оценки условий труда, как представляется, еще впереди. Но работодателям, их кадровикам и юристам, да и самим работникам уже сейчас нужно знать те юридические последствия, которые она может за собою повлечь.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (171) дата выхода от 20.01.2017.

Судмедэксперт-1

Профессия судмедэксперта подразумевает наличие у ее обладателя медицинского образования. Она входит в группу должностей, которые занимаются проведением судебной экспертизы. Решая, где учиться на судмедэксперта, необходимо понимать, в чем состоят различия между всеми работниками обширного направления. Это позволит четко определиться с профилем деятельности и подобрать оптимальный вариант получения нужных знаний и навыков.

Где работает и чем занимается судмедэксперт

Судебный эксперт занимается сбором улик и проведением исследований, которые позволяют разобраться в особенностях совершенных преступлений и найти виновных. По их результатам работник делает заключения, которые учитываются при рассмотрении дела в суде.

В чем заключается работа судмедэксперта:

  • вскрытие и исследование тел погибших людей с целью установления причины их смерти;
  • проведение эксгумации тел с целью выявления ошибок при их первичном осмотре или выявлении новых обстоятельств смерти пострадавших;
  • осмотр живых людей с целью оценки их состояния и установления степени тяжести нанесенных им повреждений;
  • проведение экспертиз для выявления обстоятельств совершения преступления, например, установления типа примененного оружия или подтверждения факта изнасилования;
  • проведение сложных лабораторных исследований, необходимых для уточнения деталей по рассматриваемому преступлению. Зачастую за осуществление таких действий берутся опытные сотрудники, которые имеют высшую врачебную категорию и кандидатскую или докторскую степень.

Такой специалист, как судмедэксперт, может пройти дополнительное обучение и получить навыки проведения дополнительных судебных экспертиз. На сегодня их количество уже перевалило pа десяток. От того, где работает профессионал и какими знаниями он обладает, зависят его зарплата и возможности карьерного роста.

Категории судебных экспертов

Перечень навыков, имеющихся у представителя судебной экспертизы, напрямую зависит от места его работы и направления деятельности. Решая, какой области отдать предпочтение, надо разобраться со спецификой каждой из них. Это позволит сразу же выявить подходящую сферу и правильно выбрать учебное заведение.

Судмедэксперт – представитель судебной медицины, отвечающий на конкретные вопросы следственных органов. Он тесно занимается изучением таких направлений, как биохимия, гигиена и бактериология. Чаще всего сотрудник устанавливает причину смерти человека и орудие убийства. Для этого ему приходится осматривать тело жертвы, проводить дополнительные исследования. Результатом работы становится официальное заключение в виде свидетельства о смерти с ответом на все вопросы, поставленные следствием.

Психолог–исследует психическую деятельность фигуранта уголовного дела. Он изучает состояние, свойства, процессы и механизмы, которые способны помочь установить истину в поставленном вопросе. Специалист может вести работу с подозреваемым, свидетелем, потерпевшим. Судебный эксперт должен выяснить, способен ли конкретный человек адекватно реагировать на ситуацию, правильно оценивать происходящее, не находился ли подозреваемый в состоянии аффекта в момент совершения преступления. Сотруднику необходимо исключить наличие психических заболеваний у личности. Чтобы занять такую должность, необходимо иметь высшее медицинское образование в области психиатрии или диплом психолога.

Полиграфолог – судебный эксперт, который работает с фигурантами дел, применяя полиграф. Такой тип экспертизы назначается при отсутствии возможности установить истину другими способами или выяснить причины противоречивых показаний участников процесса. Примечательно, что представитель профессии должен не только уметь работать с «детектором лжи», но и обладать навыками применения на практике знаний о психофизиологических реакциях человека. Он обращает внимание на визуальные и вербальные сигналы испытуемого.

Судебный строительный эксперт – новое и неоднозначное направление, которое только начинает набирать популярность. Представитель области организует течение процессов, с помощью которых проводится контроль строительных работ. Такой сотрудник проверяет подлинность сведений, предоставленных в разрешительных документах. Он устанавливает причины сбоев в работах и повреждений на объектах. Сотрудничество с правоохранительными органами может осуществляться на стадии следствия или судебного разбирательства.

Где учиться на судмедэксперта

Чтобы стать судмедэкспертом, надо получить высшее медицинское образование. Большинство учебных учреждений при поступлении обращают внимание на баллы ЕГЭ по русскому языку, биологии, химии. Уже на старших курсах вуза необходимо выбрать соответствующее направление, а затем пройти интернатуру и ординатуру по специальности. Весь цикл обучения составляет 7-8 лет. Только после этого можно приступать к непосредственному выполнению своих прямых обязанностей и повышению квалификации. Судмедэксперт – профессия, которая постоянно развивается. Ее успешные представители никогда не прекращают учиться. Они постоянно посещают дополнительные курсы, изучают профильную литературу, осваивают новые методы исследований.

Решая, куда поступать, чтобы выучиться на судмедэксперта, важно понимать, что направление крайне специфическое. Лучше заранее узнать, предполагает ли конкретный вуз углубленное обучение по данной специализации. Можно сначала получить любое медицинское образование, а потом дополнительно пройти профильные курсы, но у подхода есть ряд минусов. Во-первых, знания не будут достаточно глубокими, придется доучиваться несколько месяцев или лет. Во-вторых, работодатели обращают внимание на то, где учатся их сотрудники. Возможно, придется долго доказывать уровень своей квалификации и нарабатывать практический опыт, чтобы получить хорошую должность.


Судмедэксперт — профессия, которая отличается от традиционных медицинских специальностей. С помощью знаний о механизме смерти и особенностях патофизиологических реакций в теле человека специалист помогает правоохранительным органам разобраться в преступлениях.

Сколько зарабатывает судмедэксперт

Представители сферы судебной экспертизы очень востребованы в России. Спрос на квалифицированных сотрудников с каждым годом только растет. Уровень заработной платы работника зависит от его образования, объема знаний и перечня навыков, практического опыта, занимаемой должности, наличия ученой степени.

На начальном этапе оклад специалиста составляет 25-30 тыс. рублей. По мере профессионального роста судмедэксперты начинают зарабатывать в среднем 50 тыс. рублей.

Опытные сотрудники лабораторий с учеными степенями и внушительным багажом знаний могут рассчитывать на оклад в 60-70 тыс. рублей. Представители профессии судмедэксперта, занимающие руководящие должности, получают 80-100 тыс. Работники, представляющие сферу МВД, дополнительно получают существенные льготы и прибавку в зависимости от звания.

Приличные зарплаты, возможность карьерного роста и удобный рабочий график привлекают многих людей. Но важно помнить, что судмедэксперт – это не просто врач. Представителям направления приходится иметь дело с трупами, регулярно испытывать стресс и брать на себя ответственность за вынесение важных решений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: