Условия освобождения от уголовной ответственности за государственную измену

Обновлено: 18.04.2024

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 275 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является внешняя безопасность РФ.

2. Внешняя безопасность РФ означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Составляющими внешней безопасности выступают: а) суверенитет; б) территориальная неприкосновенность; в) обороноспособность.

2.1. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

2.2. Территориальная неприкосновенность - нерушимость государственных границ страны (сухопутных, водных, воздушных).

2.3. Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.

3. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

4. Шпионаж образуют передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

4.1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, образует государственную измену, а шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, рассматривается как самостоятельное преступление (см. коммент. к ст. 276).

5. Предметами преступного посягательства в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственную тайну, а также иные сведения.

5.1. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 22.08.2004) ).
--------------------------------
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.

5.2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.02.2006) .
--------------------------------
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

5.3. Круг иных сведений не ограничен каким-либо перечнем. К ним можно отнести любую информацию, не составляющую государственную тайну, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности РФ. Это, например, пробы грунта, воды, растительности в определенной местности, снимки или схемы железнодорожных узлов, транспортных развязок, данные, характеризующие государственных или общественных деятелей, крупных ученых, других лиц, данные о документах, удостоверяющих личность российских граждан, порядке их получения и замены и т.п.

6. Адресатами государственной измены в форме шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.

6.1. Иностранное государство - это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против Российской Федерации. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц, а также официальных представителей.

6.2. Иностранная организация - это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против Российской Федерации. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.

6.3. К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против Российской Федерации.

7. Государственная измена в форме шпионажа отражает оконченный состав преступления с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).

8. Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены в форме шпионажа. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

10. Выдача государственной тайны отражает оконченный состав преступления с момента, когда сведения становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

11. Государственная измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации означает вступление гражданина Российской Федерации в контакт с адресатами и выполнение по их заданию различного рода враждебных акций против России. Иное оказание помощи может иметь место как в мирное, так и в военное время, как на территории РФ, так и за границей.

11.1. Действия, образующие государственную измену в рассматриваемой форме, можно разделить на две группы: а) совершение деяний, которые не образуют других предусмотренных УК РФ преступлений. Это могут быть подыскание кандидатов на вербовку и сама вербовка агентуры для иностранных спецслужб и организаций, подыскание явочных и конспиративных квартир, предоставление своей квартиры для встреч с агентурой, приобретение документов прикрытия, одежды и других предметов для экипировки агентов и т.п.; б) совершение деяний, которые сами по себе являются преступными и требуют дополнительной квалификации (за исключением выдачи государственной тайны и шпионажа). Например, терроризм, диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершаемые по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей и т.п.

11.2. Преступление в указанной форме признается оконченным (составом) с момента оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям фактической помощи.

11.3. Дача гражданином Российской Федерации согласия на сотрудничество с адресатом образует приготовление к государственной измене в данной форме.

12. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. виновный осознает общественно опасный характер деяний, перечисленных в настоящей статье, и желает их совершить.

13. Субъектом преступного посягательства признается только гражданин Российской Федерации, вменяемый и достигший 16 лет. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

15. Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.

2. Выдача государственной тайны - это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).

Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.

3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.

6. Субъект специальный - гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.

7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.

Комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса

2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

Второй комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Объект — внешняя безопасность Российской Федерации как государства.

2. В ст. 275 дается исчерпывающий перечень деяний образующих объективную сторону состава государственной измены: шпионаж; выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе, или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК.

4. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи заключается в разнообразных действиях, направленных против безопасности Российской Федерации. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.п.

5. С субъективной стороны государственная измена может быть совершена только умышленно. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает одно из деяний, предусмотренных ст. 275 УК РФ, и желает совершить это деяние.

6. Субъект (исполнитель) государственной измены может быть только гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста. Субъект выдачи государственной тайны должен быть наделен еще дополнительной характеристикой: сведения, составляющие государственную тайну, должны быть доверены ему или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Указанная в примечании к ст. 275 УК норма есть конкретизация ч. 2 ст. 75 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и носит ярко выраженный профилактический характер.

Третий комментарий к статье 275 УК РФ

1. Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический и политический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, вызвать осложнения в межгосударственных связях вплоть до разрыва дипломатических отношений. Необратимый ущерб несут в себе действия изменника в годы войны или военного конфликта.
Суть государственной измены заключается в акте предательства, т.е. оказания гражданином России помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи (шпионаж и выдачу государственной тайны). Иное оказание помощи включает те деяния, которые не образуют шпионажа и выдачи, но направлены в ущерб безопасности Российской Федерации.
Безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности личности, общества и государства от угроз извне и внутри страны. Угроза может быть обращенной практически в любую охраняемую государством сферу общественных отношений: политику, экономику, экологию, науку, культуру и т.д.
В предшествующей редакции ст. 275 УК объектом преступления предусматривалась внешняя безопасность Российской Федерации. Однако научные исследования и практика показали, что ущерб от измены наносится и внешней, и внутренней безопасности. Поэтому законодатель применил обобщающий термин - "безопасность".
Предметом государственной измены выступают сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".
Государственную тайну образуют охраняемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, выход которых из владения может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (в ред. от 6 октября 1997 г.)). В указанном Законе дается перечень сведений, составляющих государственную тайну (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220). Исчерпывающий же открытый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 21.09.2011).

Государственную тайну не могут составлять ряд сведений (например, об экологической безопасности России, состоянии преступности и другие), что обусловлено интересами конституционного обеспечения прав граждан на информацию.
Адресатами государственной измены являются: иностранное государство, международная или иностранная организация или их представители.
Иностранное государство при совершении данного преступления фигурирует в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб.
Иностранная организация может быть и государственной, и негосударственной (различные объединения, союзы, общества и т.д. - независимо от их профессиональной и творческой направленности).
Международная организация может находиться на территории иностранного государства или на территории России. В специальной литературе выделяют критерии признания организации международной: это объединение государств на основе международного договора или иного учредительного нормативного акта; наличие в организации системы постоянно действующих органов; наличие представительства на территории двух и более государств; достижение специальной цели - решение определенных уставными документами задач, соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права.
Представителями иностранного государства, международной или иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д.), а также иные (неофициальные) лица, действующие по их поручению.

2. Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Объективные признаки шпионажа раскрываются в ст. 276 УК (см. комментарий к данной статье).
Выдача государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе либо стали достоянием лица иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором собираются и передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.
Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, международной или иностранной организации либо их представителей.
Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, покушение образует задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).
Иное оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности против безопасности Российской Федерации представлено в диспозиции в виде типичных, хотя и не исчерпывающих форм оказания помощи: финансовая, материально-техническая, консультативная или иная помощь, направленные на оказание содействия в проведении разведывательной и иной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются вышеуказанными формами государственной измены. Объективно оказание помощи связано с установлением контакта (связи) гражданином России с иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями и совершением по их заданию:
а) других (кроме государственной измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), диверсия (ст. 281), вооруженный мятеж (ст. 279) и т.д.).
Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объективно оказание помощи сходно с пособническими действиями в контакте с иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителем. Объединяющим началом является их направленность против безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор для нее явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т.п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и военное время.
Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление образуют: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления и осуществления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т.д. Как покушение квалифицируются: неудавшаяся попытка оказать конкретную помощь, совершить действия, направленные на оказание помощи, которой иностранная разведка по каким-то причинам не смогла воспользоваться, и т.п.

Например, С. подготовил и тайно подбросил на территорию одного из иностранных генконсульств в Санкт-Петербурге пакет с письмом, в котором изложил свою просьбу о конспиративной встрече с представителем консульства для обсуждения условий его сотрудничества. Не дождавшись ответа, С. повторно изготовил и подбросил на территорию того же консульства пакет с двумя рукописными документами.
В первом документе С. заявил о своей готовности сотрудничать со спецслужбой и назначил встречу в обусловленном месте. Во втором документе С., подчеркивая серьезность своих намерений, изложил сведения о действительном и условном наименовании, дислокации, штатном составе и боевой задаче одной из воинских частей, а также выразил готовность за материальное вознаграждение выдать и остальные известные ему сведения военного характера.
Прибыв на обусловленную встречу на Площадь искусств, С. вступил в контакт с оперативным работником контрразведки, которого принял за представителя генконсульства. В беседе с ним подтвердил свои намерения по оказанию помощи в проведении деятельности против своей страны. На очередной встрече с "дипломатом" С. был задержан с очередной партией документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев материалы предварительного следствия, квалифицировал действия С. как покушение на измену в форме оказания помощи иностранному государству в проведении деятельности, направленной против безопасности России и покушение на измену в форме выдачи сведений, составляющих государственную тайну.

3. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Подлежит установлению и направленность умысла - нанести ущерб безопасности России. При этом мотивы могут быть самыми разнообразными: корысть, месть, националистические побуждения и т.д. Мотивы не указаны в данной норме, однако они имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

4. Субъектом (исполнителем) государственной измены признается только гражданин России, вменяемый, достигший шестнадцатилетнего возраста, т.е. спецсубъект. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства.
При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, субъектом может быть лишь лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом диспозиция Федерального закона может быть бланкетной, и для установления юридически необходимых признаков диспозиции статьи должны использоваться подзаконные нормативные правовые акты.
Вопрос о субъекте выдачи сведений неоднозначно трактуется в специальной юридической литературе. Например, некоторые авторы считают, что способ получения информации при выдаче является несущественным обстоятельством (нашел утерянный кем-то документ, случайно стал свидетелем разглашения сведений, секретоносителем и т.д.), тем более что в действующем УК до внесения в него изменений об этом прямо не говорилось .
--------------------------------
См.: Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 693.


Освобождение от уголовной ответственности — это оставление уголовной ответственности без ее реализации, т. е. искусственное прерывание уголовного правоотношения. Освобождение от уголовной ответственности — это отказ государства от вынесения порицания лицам, совершившим преступления. Выражается оно в прекращении уголовных дел до момента вынесения обвинительных приговоров. Освобождение от уголовной ответственности регламентирует глава 11 Общей части УК РФ. В данной главе предусмотрены, в частности, такие основания освобождения как деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), перечисление в федеральный бюджет денежного возмещения (ст. 76.1 УК РФ), назначение судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ), истечение срока давности (ст. 78 УК РФ).

Основание для такого освобождения — это нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности лица, которое после совершения преступления в значительной мере утратило общественную опасность или в силу особых обстоятельств, обусловивших данное преступление, имеет небольшую степень опасности.

Поскольку такие преступления как государственная измена и шпионаж относятся к особо тяжким преступлениям, к ним не применимы основания освобождения от наказания, предусмотренные ч. 1 ст. 75, ст. ст. 76, 76.1, 76.2, 90 УК РФ. Также не известны случаи издания актов амнистии, которыми бы от уголовной ответственности освобождались лица, совершившие подобные преступления.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 75 УК РФ лицо, совершившее преступление иной категории (тяжкое или особо тяжкое), освобождается от уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Предусмотренные законом специальные виды освобождения от уголовной ответственности, как правило, преследуют цель стимулирования лиц, которые совершили преступления, к прекращению преступной деятельности либо к активным действиям, которые направлены на предотвращение, устранение или нейтрализацию вредных социальных последствий совершенных преступлений, и они связаны во многих случаях с дополнительными условиями освобождения. [1. c. 78]

Такая поощрительная норма должна показывать лицу, совершившему рассматриваемые преступления, путь к освобождению от уголовной ответственности при условии, что он выполнит условия, указанные в законе.

Примечание к ст. 275 УК РФ относится к случаям оконченного преступления, т. е. когда уже невозможен добровольный отказ от преступления. В данном примечании также идет речь о предотвращении дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, поэтому нужно осознавать, что ущерб уже причинен. Как условие освобождения от уголовной ответственности требуется сочетание двух обстоятельств:

1) добровольности действий виновного;

2) своевременности таких действий.

− отсутствие принуждения на индивида со стороны кого-либо другого;

− неосведомленность органов власти, как о совершенном преступлении, так и о лице, которое его совершило;

− наличие у субъекта преступления реальной возможности в продолжении своей преступной деятельности. [2. C. 78]

Однако, применительно к данным составам преступлений, такие рассуждения законодатель считает неприемлемыми, т. к. прямо указывает на то, что лицо будет освобождаться от уголовной ответственности, если будет способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от достижения цели преступления одним или несколькими актами шпионажа или государственной измены должно применяться примечание об освобождении от уголовной ответственности, когда лицо, его совершившее, добровольно заявит о своей деятельности.

Примечание к ст. 275 УК РФ в этом плане выгодно отличаются от примечания к ст. 64 УК РСФСР 1960 года, которым предусматривалось, что завербованные лица могли освобождаться от уголовной ответственности, если они не выполняли никаких действий, а также добровольно заявили о своих актах государственной измены. [5. C. 23]

1. Антонов А. Г. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж, насильственный захват или удержание власти // Уголовное право. — 2009. — № 3. — С. 9.

2. Антонов А. Г. Государственная измена и шпионаж: вопросы освобождения от уголовной ответственности // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. — 2011. — № 4 (16). — С. 78.

3. Леонтьевский В. А. К вопросу и конструировании примечаний к статьям Особенной части УК РФ, содержащих нормы об освобождении от уголовной ответственности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. — 2003. — № 6. — С. 148.

4. Дьяков С., Самойленко П. Изменения и дополнения Закона «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. // Социалистическая законность. — 1984. — № 11. — С. 23.

5. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — С. 152.

6. Потапова Д. К вопросу о нововведениях в составе государственной измены // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. — Иркутск, 2013. — С. 148.

7. Емельянов В. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение // Законность. — 2002. — № 7. — С. 22.


В рамках настоящей статьи рассмотрены особенности уголовной ответственности за государственную измену, проанализирован состав указанного преступления.

Негласное получение различными спецслужбами других государств важной информации и соответственно проведение каких-либо иных мероприятий, нацеленных против безопасности России являются актуальной проблемой, которая требует адекватного и четкого реагирования. На основании этого предлагается совершенствование действующей конструкции статьи 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: безопасность государства, государственная измена, информация ограниченного доступа, иностранная разведка.

Within the limits of present clause features of the criminal liability for high treason are considered, the structure of the specified crime is analysed. Private reception by various special services of other states of the important information and accordingly carrying out of any other actions aimed against safety of Russia are an actual problem which demands adequate and precise reaction. On the basis of it, perfection of an operating design of clause 275 of the Criminal code of the Russian Federation is offered.

Keywords: safety of the state, high treason, the information of the limited access, foreign investigation.

Российская Федерация в силу исполнения ст. 4 Основного закона государства [1], защищает основы конституционного строя различными способами. Одним из наиболее действенных методов охраны и защиты суверенитета государства, территории России, безопасности и обороны выступают меры уголовной ответственности, к числу которых относится и ст. 275 УК РФ [2], закрепляющая ответственность за государственную измену.

Необходимо, прежде всего, отметить, что сам по себе факт совершения рассматриваемого деяния, образующего регламентированный ст. 275 УК РФ состав преступления, считается достаточным основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

«Малозначительной» государственной измены нет и быть не может, как не существует, к примеру, «малозначительного» изнасилования либо же «малозначительных» массовых беспорядков.

Наряду с этим, следует также отметить, что предмет государственной измены имеет определенную специфику, поскольку в этом качестве выступают сведения, которые составляют государственную тайну, а также иные сведения, используемые непосредственно против безопасности нашей страны.

Зачастую предметом рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления выступают сведения, являющиеся информацией ограниченного доступа. К ним, прежде всего, относятся те сведения, которые составляют государственную тайну, а также сведения конфиденциального характера.

Недооценка значимости конфиденциальной информации, как правило, несёт в себе определённую опасность, поскольку доступ к подобным сведениям предоставляет зарубежным странам соответствующие преимущества.

И наконец, согласно смыслу российского уголовного закона, в качестве предмета государственной измены может выступать также и общедоступная информация.

Здесь наибольший интерес, прежде всего, представляют сведения военного, внешнеполитического, а также экономического, общественно-политического и научно-технического характера, которые с формальной точки зрения не относятся к сведениям ограниченного доступа.

Таким образом, информация подобного характера, в результате их целенаправленного сбора из разнообразных источников, а также систематизации и анализа, приобретает весомую ценность и, тем самым, может нанести колоссальный вред в различного рода его проявлениях.

Кроме того, в силу указанных обстоятельств, вышеуказанная общедоступная информация, а особенно в совокупности с какой-либо конфиденциальной информацией, все же может изменить своё исходное качество и в совокупности отразить свойства государственной тайны [4, с. 290].

Отметим, что на практике зачастую встречаются именно собирание и передача информации о местонахождении объектов заинтересованности, а также режиме охраны, порядке их посещения и т. д., кроме того, о местонахождении тайников с целью передачи всех необходимых материалов.

Конструкция объективной стороны рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления относится к так называемым формальным составам, так как не включает в себя наступление каких-либо конкретных общественно опасных последствий.

При этом способы совершения государственной измены весьма разнообразны. Однако последствия не охватываются лишь конструкцией составов рассматриваемого преступления. На практике в случае, если изменническая деятельность не была своевременно пресечена, безопасности государства всегда причиняется определённый ущерб.

Таким образом, согласно п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ при наступлении тяжких последствий они все же учитываются в процессе расследования и в результате назначения уголовного наказания как обстоятельство, которое отягчает наказание.

Для практической реализации мероприятий, нацеленных против безопасности нашего государства, используются граждане различных стран, а в отдельных случаях даже и лица без гражданства. При этом специальный субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, прямо определен в самой норме уголовного закона по признаку гражданства.

Тем самым, наличие у гражданина России гражданства какого-либо иного государства на квалификацию государственной измены не оказывает никакого влияния. Весьма очевидно, что именно изменническая деятельность объективно представляет собой огромную общественную опасность, поскольку измена представляет собой предательство интересов своей Родины.

Полагаем, что под термином «Родина» в социально-политическом контексте следует понимать, прежде всего, систему «общество-государство» [3, с. 153].

Таким образом, субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, по самой сути совершённого им преступного деяния является настоящим предателем, который оказывает определенную помощь иностранному государству в деятельности, нацеленной против безопасности нашего государства.

Следует отметить всю остроту межгосударственных проблем, имеющихся в современном мире, и решаемых не только привычными методами, а всё в большей степени с использованием технологии непрямых действий, которые подрывают государство-соперника изнутри. Это своего рода стратегия, которая имеет под собой цель оказания системного дестабилизирующего воздействия на определенное государство, а также целую группу государств или даже на целый регион.

При этом в рамках стратегии в качестве главного объекта геополитической агрессии выбираются правящие круги «государства-жертвы», целью которой выступает взятие под непрямой контроль высших эшелонов власти данной страны посредствам тайного воздействия с применением агентов влияния.

Рассматривая этот вопрос с позиции уголовного права, следует отметить, что агентами влияния необходимо, прежде всего, считать лиц, которые непосредственно занимают ответственное положение как в обществе, так и в государстве, которые установили преступный сговор с иностранными «адресатами» и соответственно по их заданиям и планам, меняющим в весьма выгодном для них направлении деятельность учреждений, организаций и общественных объединений.

Таким образом, в этом случае, как правило, речь идёт о специальном субъекте уголовного преступления, являющимся не только гражданином нашей страны, но и государственным либо же общественным деятелем. При этом если предательская деятельность указанного лица не была выражена в выдаче государственной тайны, то она соответственно представляет собой определенную форму государственной измены. Из этого следует, что отмеченные особенности рассматриваемого состава преступления требуют их усовершенствования, включая в себя большую унификацию диспозиции и санкций норм об государственной измене [5, с. 394].

Как мы видим, в вопросах установления уголовной ответственности за государственную измену существует целый ряд пробелов, которые следует устранить. Во-первых, представляется целесообразным в части усовершенствования ст. 275 УК РФ изменить, прежде всего, её название на более корректное, а именно «измена государству».

Во-вторых, невзирая на устоявшуюся конструкцию объективной стороны правовой нормы о государственной измене, представляется возможным и даже необходимым более кратко, однако, в то же время более емко сформулировать методы совершения и круг «субъектов-адресатов» рассматриваемого преступления следующим образом.

Прежде всего, ввиду обязанности граждан нашего государства быть верными своей стране следует сохранить их ответственность за оказание помощи иностранным «адресатам» в деятельности, непосредственно нацеленной против безопасности России.

На наш взгляд, нет никакой необходимости в выделении такой формы измены государству как собственно шпионаж, поскольку ее наличие вносит определенную путаницу в квалификацию содеянного как оконченного уголовного преступления и, тем самым, выглядит не вполне логичным в контексте состава, регламентированного ст. 275 УК РФ.

Достаточно серьёзной проблемой отечественного уголовного права считается отсутствие в нём правовых норм военного времени. Так, часть 3 ст. 331 УК РФ лишь гласит, что «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». При этом применительно к государственной измене такое деяние, как собственно переход на сторону противника, все же формально охватывается иным оказанием помощи, поскольку фактически данное уголовное преступление, которое может быть непосредственно совершено исключительно в военное время либо же в боевой обстановке. Тем не менее, его общественная опасность все же носит повышенный характер, и в отдельных случаях переход на сторону противника в условиях современных войн, как правило, может повлечь катастрофические (то есть особо тяжкие) последствия для безопасности России.

Таким образом, современный уголовный закон должен предусматривать самые строгие и четкие меры уголовной ответственности, вплоть до применения смертной казни, за особо тяжкие преступления, которые совершены в военное время или в условиях боевой обстановке. Однако это потребует изменения ч. 2 ст. 20 Конституции России и ч. 1 ст. 59 УК РФ в части установления возможности назначения смертной казни за указанные преступления.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции от 21.07.2014 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря;
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации — 1996. — № 25 — Ст. 2954;
  3. Демчук С. Д. О совершенствовании норм закона об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж // Военное право. 2019. № 5 (57). С. 153–164;
  4. Лавицкая М. И., Абашина Л. А. Зашита безопасности российского государства уголовно-правовыми средствами (на примере ст. 275 УК РФ «Государственная измена») // Правовая безопасность личности, государства и общества. 2019. С. 290–300;
  5. Рарог А. И. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. 2020. 624 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, УК РФ, уголовная ответственность, военное время, безопасность России, боевая обстановка, государство, государственная тайна, изменническая деятельность, Российская Федерация.


Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные принципы территориальной целостности и неприкосновенности российского государства. Обеспечение обороны страны и безопасности государства, в том числе в контексте достижения и реализации вышеприведенных конституционных принципов, является одним из важных направлений государственной политики.

Об особой значимости общественных отношений в сфере охраны и обеспечения защиты основ конституционного строя и государственной безопасности является выделение в Особенной части Уголовного кодекса РФ специальной главы, закрепляющей составы преступлений, нарушая которые, преступник посягает на указанные отношения. Одним из преступлений, направленных против безопасности России, является государственная измена, ответственность за совершение которой предусмотрена ст. 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: государственная измена, уголовная ответственность за государственную измену, современное состояние уголовной ответственности за государственную измену, преступления против государственной безопасности.

The basic law of the Russian Federation, in Article 3, 4 enshrines the constitutional principles of the territorial integrity and integrity of the Russian state. Ensuring the defence of the country and the security of the state, including in the context of achieving and implementing the above constitutional principles, is an important area of public policy.

On the special importance of public relations in the field of protection and protection of the foundations of the constitutional order and state security is the allocation in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation a special chapter, enshrining the composition of crimes, violating which, the offender infalls on these relations. One of the crimes against Russia's security is treason, the responsibility for which is provided by Art. 275 Of the Russian Criminal Code.

Keywords: treason, criminal responsibility for treason, the current state of criminal responsibility for treason, crimes against state security.

В советское время, до 1961 года, ответственность за измену Родине (наряду с такими преступлениями, как теракт, диверсия, антисоветская пропаганда и пр.) предусматривалась ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР [3]. Согласно докладу силовиков первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву число лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 58 УК РСФСР, за период 19921–1953 гг. составляло 3,78 миллионов человек, из которых 643 000,00 человека были приговорены к смертной казни.

В новом Уголовном кодексе 1960 года преступление в виде измены Родине закреплялось в ст. 64 Кодекса.

Из записки 1975 года Ю. А. Андропова [4] следует, что за десять лет количество осужденных по ст. 64 составляло более 1200 человек, из них 457 человек осуждены в 1963–1966гг., 423 человека — в 1967–1970гг., 350 человек — в 1971–1974гг.

В настоящее время, в условиях развития современного российского государства, количество случаев привлечения к ответственности за совершение государственной измены существенно меньше. Так, согласно статистике, опубликованной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение государственной измены, распределено следующим образом: в 1997г. осуждены 2 человека, в 1998г. и 2000г. — по 1 чел. за год, в 1999г. и 2001г. — по 3 чел. за год, в 2002г. и 2003г. — по 2 чел. за год, в 2006–2008 г. — по 3 чел. за год, за период с 2009г. по 2013г. осуждены были от 4 до 7 человек ежегодно, в 2014г. — 15 чел., в 2016г. — 11 чел., в 2017г. — 14 чел., в 2017г. и 2018г. — по 4 чел. за год, в 2019г. — 6 чел.

Указанная статистика свидетельствует, что значительный прирост (в два раза) количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст.275 Уголовного кодекса РФ, наблюдался в период с 2014 по 2016 год, что связано с особенностями внешнеполитической деятельности России и формированием и активной эскалацией российско-украинского конфликта, обострением отношений между Россией и Западом.

Несмотря на действительное небольшое количество преступлений по ст. 275 Уголовного кодекса РФ в общем объеме всех совершаемых преступлений, охватываемые диспозицией указанной статьи преступные действия обладают повышенной степенью общественной опасности, поскольку посягают на безопасность государства и создают препятствия и угрозы для нормального функционирования и развития не только государства и его институтов, но и всего общества в целом. Кроме того, отмеченная выше тенденция к увеличению числа осужденных в зависимости от международных взаимодействий государств сигнализирует о непосредственной взаимосвязи внешнеполитической активности страны и возрастанию случаев привлечения к ответственности за государственную измену.

Указанные обстоятельства, а равно и недопустимость привлечения к уголовной ответственности лиц вследствие их правомерной, но «неудобной» для власти политической активности, обусловливает важность правильной квалификации деяния, что, в свою очередь, влечет необходимость формирования четкого и конкретного подхода в правоприменительной практике к установлению всех элементов состава преступления, предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса РФ, и их тождества конкретным фактическим обстоятельствам каждого дела.

Диспозиция статьи 275 Уголовного кодекса РФ сформулирована обобщенно и абстрактно, соответственно, конкретного перечня действий, образующих состав государственной измены, законодателем не предусмотрено. Фактически, правоприменители самостоятельно устанавливают наличие или отсутствие в действиях лица состава ст. 275 Уголовного кодекса РФ, руководствуясь не конкретными нормами права, а своим внутренним убеждением, сформированным подходом к работе и расследованию подобных преступлений [7].

Отсутствие конкретики порождает весьма актуальный вопрос: может ли лицо, оказывающее любую помощь иностранному государству, совершить государственную измену, и как коррелирует привлечение лица к ответственности за государственную измену к праву на свободное распространение информации?

В условиях активного развития цифровых технологий и массовой информатизации общества представляется очень важным отграничить государственную измену и свободное распространение информации. Формально, в диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса РФ указано на отнесение выдаваемых лицом сведений к государственной тайне. Однако на практике такое различие не всегда удается однозначно установить.

Вместе с тем, сама по себе формулировка указанных условий и в целом примечания носит обобщенный характер. Само по себе действие примечания распространяется на ст.ст. 275, 276 и 278 Уголовного кодекса РФ, однако конкретизация его условий применительно к каждой норме законодателем не установлена. Кроме того, из содержания примечания следует наличие возможности у лица на протяжении долгого времени причинять существенный вред интересам страны до добровольного предотвращения им причинения ущерба. При этом границы отграничения первоначального размера ущерба от совершенного преступного деяния законодателем не проведены. Фактически, из общего восприятия содержания рассматриваемого примечания следует, что лицо может с легкостью избежать уголовной ответственности за уже причиненный вред интересам страны [6].

Рассматриваемые выше несовершенства юридической техники, касающиеся отсутствия дифференцированного подхода и конкретизирующих норм в части регулирования вопросов освобождения от уголовной ответственности за совершение государственной измены, а равно и использование обобщенных понятий и абстрактной формулировки ст. 275 Уголовного кодекса РФ, несомненно, является одним из главных обстоятельств возникновения правоприменительных трудностей и ошибок в квалификации указанного преступления.

Учитывая, что государственная измена посягает на безопасность и интересы государства и относится к числу особо тяжких преступлений, представляется, что лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за совершение предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса РФ преступления только при наличии в его действиях признаков состава указанного преступления, которое максимально детально конкретизированы в диспозиции нормы, и им соответствуют признаки фактически совершенного деяния [5].

Для российской системы уголовного преследования характерен обвинительный уклон. Его проявления по делам, касающимся государственной измены, а равно и по иным делам, связанным с интересами страны и государственной тайной, влечет негативные последствия для реализации процессуальных прав лица, совершившего подобные преступления (или подозреваемого в их совершение). Обвинительный уклон, порождающий секретность и скрытность, вовлеченность в расследование государственной измены Федеральной службы безопасности, нередкое построение обвинения на основе секретных норм, содержание которых не известно самому подозреваемого и (или) обвиняемого, привлечение к участию в деле государственных защитников по назначению, по сути выступающих в качестве «карманных адвокатов» следствия, ограничение прав адвоката на работу с материалами дела в случае наличия в деле секретных материалов, невозможность рассмотрения дела судом присяжных, закрытость судебного разбирательства, — все эти проблемы, возникающие в связи с уголовным преследованием лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении государственной измены, являются недостатками уголовно-правовой системы и свидетельствуют о несовершенстве правового механизма установления в действиях лица состава ст. 275 Уголовного кодекса РФ и привлечения лица к ответственности по данной статье [9].

В условиях внешнеполитической активности государства, учитывая возрастание количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 275 Уголовного кодекса РФ, именно в периоды международных (в т. ч. политических) конфликтов представляется важным обеспечить независимость института привлечения к уголовной ответственности за совершение государственной измены от политических сил, властного влияния и невовлеченность дел о государственной измены в составную часть кампании против другого государства [9].

В заключении хотелось бы обратить особое внимание на то, что состояние уголовной ответственности за государственную измену напрямую зависит от взаимоотношений между странами и их конфликтами [10]. При этом возникающие правоприменительные проблемы могут быть устранены только комплексными мероприятиями, направленными на устранение несовершенства средств юридической техники при конструировании нормы с.275 Уголовного кодекса РФ и повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, и судебной системы. Только в таком случае те проблемы, которые были рассмотрены в настоящей работе, включая секретность, обвинительный уклон, недоступность материалов дела для защитника и его клиента, будут успешно устранены, а лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении государственной измены сможет максимально полно реализовать гарантированные ему законодательством процессуальные права, в т. ч. право на защиту и право на справедливое и всестороннее судебное разбирательство дела.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, Уголовный кодекс РФ, уголовная ответственность, интерес страны, лицо, преступление, свободное распространение информации, совершение, государственная безопасность, обвинительный уклон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: