Урок государство как субъект права

Обновлено: 18.04.2024

- Знает определения основных элементов системы права, такие как: нормы и внутренние отрасли права, правовые институты.

- Рассматривает понятие государство, как особого субъекта права и правовых отношений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мозговой штурм : Учитель показывает таблицу где спрятаны ключевые слова. Ученикам необходимо найти ключевые слова и выйти на тему урока.


. Учитель задавая направляющие вопросы класс выходит на тему урока.

¡ Зачем мы рассматриваем эти ключевые слова?

¡ Что такое система?

¡ Из каких элементов состоит система права?

¡ Как вы понимаете понятие субъекты права?

¡ Почему государство рассмаривается как особый субъект права?

После определения темы урока, ученикам объясняются цели урока и критерий оценивания.

Дифференциация: более сильные учащиеся проводят параллель с историей

Вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.

Теория государства и права. Учебное пособие. - Алматы:

Юридическая литература, 2006.—99

Изучение нового материала

Ученикам раздаются разные тексты.

Структура системы права

  • - норма;
  • - институт (здесь важно сказать, что предмет правового регулирования и метод правового регулирования являются критериями объединения НП в институты);
  • - отрасль.
  • - подотрасли;
  • - субинституты (расторжение брака, заключение брака, являются субинститутами института брака).

Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения. В частности, нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, объединяются в институты права, а нормы, регулирующие какую-то сферу общественных отношений через институты, объединяются в отрасли права.

Институт права – относительно небольшая совокупность норм в рамках отраслей права, регулирующих какой-либо специфичный вид общественных отношений методами, входящими в набор средств используемых отраслью права. Субинститут – относительно небольшая совокупность норм в рамках института права, регулирующих какой-либо специфический вид общественных отношений.

Отличие института от отрасли:

  • 1. Институт по объему норм меньше, чем отрасль и входит в неё;
  • 2. Отрасль регулирует род общественных отношений, а институт – вид общественных отношений, входящих в этот род;
  • 3. Отрасль обладает исчерпывающим набором методов, применяемых к данному роду общественных отношений, а институт только частью таких методов.

Отрасли права – это, как принято считать, самые крупные элементы системы права. Они подразделяются на институты права, которые в свою очередь, подразделяются на нормы права. Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо род (сферу) общественных отношений особыми присущими только ей методами. Отрасль охватывает эту сферу отношений полностью. Отрасль обладает набором средств и приёмов воздействия на данный род общественных отношений. Причём этот набор исчерпывающий. В рамках отрасли иногда выделяют более мелкие образования – подотрасли – совокупность специфичных институтов внутри отрасли права, регулирующих какие-либо сходные общественные отношения.

Комплексное право состоит из норм различных отраслей (экологическое, транспортное право).

Система права – это содержание, а система законодательства – это форма (внешнее выражение).

Распределить на примере трудового права (ПОСТЕР).

Право – отрасль права – институт права – норма права.

3. Субъектами являются государственно-территориальные образования (государства, субъекты государства, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа), их население (народности, нации, национальные образования и этнические группы и т.п.), и также организации (государственные органы, общественные объединения, предприятия, коммерческие структуры и проч.).

( Ответить на вопрос: Как это высказывание соотносится с концепцией правового государства? «Когда государства управляются согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести». Конфуций.

. Метод «Джигсо». Ученики объяняют друг другу понятия и терминыпрочитанные в тексте.

Ученикам раздаются тексты связанные с системой права, элементами права, отрасли права, нормы права, правовые институты и государства как особого субъекта права.

Дескрипторы:

1. Определяет элементы правовой системы;

2. Рассматривает государство как особый субъект правовых отношений.;

. Оценивание. Ученик в группе оценивает презентацию другой группы. Метод «пять палцев».

. Дается объяснение о системе права и правовых отношениях.

. Заполнение таблицы. Ученики заполняют таблицу связанную с системой права и особым субъектом права (государство).

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВАВыполнила : Сергеева Ксения Ю-338 (.

Актуальность
в данной теме является своевременная и актуальная разработка теоретических вопросов, касающихся участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом, и, в первую очередь, выявления особенностей их юридической природы.

цельЦелью исследования является определение правового положения Российской Фе.

цель
Целью исследования является определение правового положения
Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов
гражданского права и выявление особенностей их участия в гражданскоправовых отношениях.
3

ЗадачиВ соответствии с поставленной целью, следует решить следующие задачи.

Задачи
В соответствии с поставленной целью, следует решить следующие задачи:
исследовать характеристику государства как субъекта правоотношений
в области гражданского права
рассмотреть муниципальные образования как субъекты гражданского
права
раскрыть особенности правосубъектности РФ и муниципальных
образований в гражданском обороте
установить классификацию форм социальной защиты
перечислить льготы и социальную помощь пожилым людям в России
отметить компенсационные выплаты по системе социального
обеспечения
4

5Объект исследования: объектом исследования являются общественные отношения.

5
Объект исследования: объектом исследования являются общественные
отношения, возникающих в связи с участием РФ и муниципальных
образований в гражданско – правовых отношениях.

Предмет исследования - действующе законодательство
регламентирующее общественные отношения, возникающих в связи с
участием РФ и муниципальных образований в гражданско – правовых
отношениях.

6 ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВАГосударство - это особый субъект.

6
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Государство - это особый субъект гражданского права. Как носитель
политической власти, государство не является юридическим лицом, оно само
определяет порядок и пределы осуществления принадлежащих ему
гражданских прав и обязанностей.

Государство само принимает законы, которыми должны
руководствоваться все остальные субъекты гражданского права. Государство
может принимать административные акты, из которых возникают
гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны.
Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в
построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;
государство пользуется иммунитетом.

Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот.

Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления
в оборот органов государственной власти, как законные представители
государства, от его имени и в пределах их компетенции.
От имени государства в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК РФ
могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а
также органы государственных и муниципальных образований. Согласно ст.
125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от
имени государства по его специальному поручению могут выступать любые
лица - государственные, муниципальные органы, юридические и физические
лица. Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.
7

За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае.

За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае согласно ст. 127 ГК РФ признается иммунитет. Различают
несколько видов иммунитета:
− судебный, когда без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства;
− от предварительного обеспечения иска, когда без согласия государства нельзя арестовать его имущество;
− от принудительного исполнения решения, когда без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения,
вынесенного против него: обратить взыскание на его имущество.
Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо
принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено
дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.
8

9Муниципальные образования как субъекты гражданского праваСогласно ст. 124 ГК.

9
Муниципальные образования как субъекты гражданского права
Согласно ст. 124 ГК РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения.
муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из
закона или особенностей данных субъектов.

10Муниципальные образования создаются по модели образований государственных.

10
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ.
Муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подтверждается, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования.
Близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно. Гражданская правосубъектность муниципальных образований закреплена в ГК РФ и конкретизирована в уставах муниципальных образований.

заключение11Государство является особым субъектом права. Это выражается в сле.

заключение
11
Государство является особым субъектом права. Это выражается в следующем:
− государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
− государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом.;
− государство пользуется иммунитетом в неподсудностьи в отношениях с иностранными субъектами права.
Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах
их компетенции. Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченных на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВАВыполнила : Сергеева Ксения Ю-338 (.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Выполнила : Сергеева Ксения Ю-338 (А)
Руководитель: Мышенкова Елена Михайловна

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Охарактеризовать на выбранной территории уровень развития промышленного производства (с указанием эффективно действующих предприятий), сельского хозяйства, сферы торговли и обслуживания.

2. Определить имеющиеся ресурсы для развития экономики территории (человеческие, природные, технологические и др.), дать им краткую экономическую оценку (реальные, потенциальные для

использования, требуют капиталовложений, имеются необходимые инвестиции и т.п.).

3. Определить потребности населения территории в развитии отдельных сфер хозяйственной деятельности.

4. Подготовить проект экономического развития территории (использовать предлагаемый план).

План проекта экономического развития территории

1) Цели проекта. Отразить основные результаты, которых необходимо достичь в ходе реализации всех мероприятий по экономическому развитию территории. Они должны быть реалистичными, например создать сеть бытового обслуживания района, ввести в эксплуатацию деревоперерабатывающие предприятия и социальные учреждения для их работников.

2) Задачи проекта. Описать поэтапное достижение поставленных целей. Например, «выбрать место для строительства будущих деревоперерабатывающих предприятий», «определить источники поступления инвестиций, поставщиков закупок строительных материалов, сроки начала и завершения строительства».

3) Основные направления деятельности по реализации поставленных задач. Указать мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, например: оформить в органах местного самоуправления документы на земельные участки для строительства деревоперерабатывающих предприятий, заключить партнёрские соглашения с кредитными и иными учреждениями и организациями по привлечению финансовых средств, осуществить строительство предприятий.

4) Субъекты деятельности по проекту. Необходимо указать, какие предприниматели, органы власти и управления в соответствии с требованиями российского законодательства будут принимать участие в процессе реализации проекта.

5) Бюджет проекта. Определить источники финансирования запланированных мероприятий и статьи расходов.

Правила мозгового штурма

• Каждый участник свободно высказывает предложения.

• Участники высказываются по очереди, точно и кратко.

• Любые предложения принимаются и одобряются участниками.

• Ведущий записывает все предложения.

• Нельзя критиковать и комментировать предложения.

• Можно развивать предыдущие идеи.

Использовать ПОПС-формулу, которая помогает аргументировать свою позицию в дискуссии или в публичном выступлении, сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что …

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)— потому что …

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — … например …

С — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) — … поэтому

Методическое пособие к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / В.М. Сапогов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Охарактеризовать на выбранной территории уровень развития промышленного производства (с указанием эффективно действующих предприятий), сельского хозяйства, сферы торговли и обслуживания.

2. Определить имеющиеся ресурсы для развития экономики территории (человеческие, природные, технологические и др.), дать им краткую экономическую оценку (реальные, потенциальные для

использования, требуют капиталовложений, имеются необходимые инвестиции и т.п.).

3. Определить потребности населения территории в развитии отдельных сфер хозяйственной деятельности.

4. Подготовить проект экономического развития территории (использовать предлагаемый план).

План проекта экономического развития территории

1) Цели проекта. Отразить основные результаты, которых необходимо достичь в ходе реализации всех мероприятий по экономическому развитию территории. Они должны быть реалистичными, например создать сеть бытового обслуживания района, ввести в эксплуатацию деревоперерабатывающие предприятия и социальные учреждения для их работников.

2) Задачи проекта. Описать поэтапное достижение поставленных целей. Например, «выбрать место для строительства будущих деревоперерабатывающих предприятий», «определить источники поступления инвестиций, поставщиков закупок строительных материалов, сроки начала и завершения строительства».

3) Основные направления деятельности по реализации поставленных задач. Указать мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, например: оформить в органах местного самоуправления документы на земельные участки для строительства деревоперерабатывающих предприятий, заключить партнёрские соглашения с кредитными и иными учреждениями и организациями по привлечению финансовых средств, осуществить строительство предприятий.

4) Субъекты деятельности по проекту. Необходимо указать, какие предприниматели, органы власти и управления в соответствии с требованиями российского законодательства будут принимать участие в процессе реализации проекта.

5) Бюджет проекта. Определить источники финансирования запланированных мероприятий и статьи расходов.

Правила мозгового штурма

• Каждый участник свободно высказывает предложения.

• Участники высказываются по очереди, точно и кратко.

• Любые предложения принимаются и одобряются участниками.

• Ведущий записывает все предложения.

• Нельзя критиковать и комментировать предложения.

• Можно развивать предыдущие идеи.

Использовать ПОПС-формулу, которая помогает аргументировать свою позицию в дискуссии или в публичном выступлении, сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что …

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)— потому что …

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — … например …

С — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) — … поэтому

Методическое пособие к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / В.М. Сапогов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Охарактеризовать на выбранной территории уровень развития промышленного производства (с указанием эффективно действующих предприятий), сельского хозяйства, сферы торговли и обслуживания.

2. Определить имеющиеся ресурсы для развития экономики территории (человеческие, природные, технологические и др.), дать им краткую экономическую оценку (реальные, потенциальные для

использования, требуют капиталовложений, имеются необходимые инвестиции и т.п.).

3. Определить потребности населения территории в развитии отдельных сфер хозяйственной деятельности.

4. Подготовить проект экономического развития территории (использовать предлагаемый план).

План проекта экономического развития территории

1) Цели проекта. Отразить основные результаты, которых необходимо достичь в ходе реализации всех мероприятий по экономическому развитию территории. Они должны быть реалистичными, например создать сеть бытового обслуживания района, ввести в эксплуатацию деревоперерабатывающие предприятия и социальные учреждения для их работников.

2) Задачи проекта. Описать поэтапное достижение поставленных целей. Например, «выбрать место для строительства будущих деревоперерабатывающих предприятий», «определить источники поступления инвестиций, поставщиков закупок строительных материалов, сроки начала и завершения строительства».

3) Основные направления деятельности по реализации поставленных задач. Указать мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, например: оформить в органах местного самоуправления документы на земельные участки для строительства деревоперерабатывающих предприятий, заключить партнёрские соглашения с кредитными и иными учреждениями и организациями по привлечению финансовых средств, осуществить строительство предприятий.

4) Субъекты деятельности по проекту. Необходимо указать, какие предприниматели, органы власти и управления в соответствии с требованиями российского законодательства будут принимать участие в процессе реализации проекта.

5) Бюджет проекта. Определить источники финансирования запланированных мероприятий и статьи расходов.

Правила мозгового штурма

• Каждый участник свободно высказывает предложения.

• Участники высказываются по очереди, точно и кратко.

• Любые предложения принимаются и одобряются участниками.

• Ведущий записывает все предложения.

• Нельзя критиковать и комментировать предложения.

• Можно развивать предыдущие идеи.

Использовать ПОПС-формулу, которая помогает аргументировать свою позицию в дискуссии или в публичном выступлении, сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что …

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)— потому что …

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — … например …

С — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) — … поэтому

Методическое пособие к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / В.М. Сапогов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: