Управляющий делами в суде обязанности

Обновлено: 26.04.2024

Статья 213.9. Финансовый управляющий

(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 213.9

1. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

2. Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

3. Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

4. Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Выплата суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

При наличии разногласий, возникающих между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 20.7 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.

5. Требование о заключении финансовым управляющим дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве гражданина, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на финансового управляющего обязанностей в деле о банкротстве гражданина, не применяется.

6. Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ходатайство финансового управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.

О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном процессуальным законодательством. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства финансового управляющего.

При согласии конкурсного кредитора, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченного органа на оплату за их счет услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим, рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется. Финансовый управляющий не вправе давать такое согласие от своего имени.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

7. Финансовый управляющий вправе:

подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов;

участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина);

получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина;

созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер;

заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;

привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Финансовый управляющий обязан:

принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;

проводить анализ финансового состояния гражданина;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

вести реестр требований кредиторов;

уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;

созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;

направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;

исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

9. Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

11. Отказ от исполнения договоров и иных сделок гражданина может быть заявлен финансовым управляющим по основаниям, предусмотренным статьей 102 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с даты введения реструктуризации долгов гражданина.

12. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 83 настоящего Федерального закона в отношении административного управляющего.

В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящей статьей.

Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий финансового управляющего незаконными, о взыскании с финансового управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с финансового управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

13. Абзацы первый - двенадцатый утратили силу с 1 сентября 2020 года. - Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С даты вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.

1. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

2. Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

3. Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

4. Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Выплата суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

При наличии разногласий, возникающих между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 20.7 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.

5. Требование о заключении финансовым управляющим дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве гражданина, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на финансового управляющего обязанностей в деле о банкротстве гражданина, не применяется.

6. Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.

Ходатайство финансового управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.

О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном процессуальным законодательством. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства финансового управляющего.

При согласии конкурсного кредитора, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченного органа на оплату за их счет услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим, рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется. Финансовый управляющий не вправе давать такое согласие от своего имени.

7. Финансовый управляющий вправе:

подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов;

участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина);

получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина;

созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер;

заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;

привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Финансовый управляющий обязан:

принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;

проводить анализ финансового состояния гражданина;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

вести реестр требований кредиторов;

уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;

созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;

направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;

исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

9. Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

11. Отказ от исполнения договоров и иных сделок гражданина может быть заявлен финансовым управляющим по основаниям, предусмотренным статьей 102 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с даты введения реструктуризации долгов гражданина.

12. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 83 настоящего Федерального закона в отношении административного управляющего.

В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящей статьей.

Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий финансового управляющего незаконными, о взыскании с финансового управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с финансового управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего.

13. Абзацы первый - двенадцатый утратили силу с 1 сентября 2020 года. - Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ.

С даты вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении делами.

2. Признать утратившим силу Положение об Управлении делами, утвержденное Приказом Судебного департамента от 11 мая 2004 г. N 56 "Об утверждении положений о структурных подразделениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации".

3. Управлению делами (Миряшев С.В.) в установленном порядке учесть изменение, вносимое в Приказ Судебного департамента от 11 мая 2004 г. N 56.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

при Верховном Суде

от 30 июня 2010 г. N 140

ОБ УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ

1. Общие положения

1.1. Управление делами является структурным подразделением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), осуществляющим свою деятельность под непосредственным руководством Генерального директора Судебного департамента.

1.2. Управление делами в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества Российской Федерации, приказами и распоряжениями Генерального директора Судебного департамента, решениями коллегии и оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

1.3. Структура Управления делами состоит из отделов, действующих на основании положений об отделах, утверждаемых управляющим делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

1.4. Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих (далее - гражданских служащих) Управления делами определяются федеральными законами, настоящим Положением, положениями об отделах Управления делами и должностными регламентами.

Должностные регламенты гражданских служащих Управления делами утверждаются Генеральным директором и заместителем Генерального директора Судебного департамента, курирующим кадровую работу.

1.5. Численность, структура и штат Управления делами утверждаются Генеральным директором Судебного департамента. Их изменение производится по представлению управляющего делами.

1.6. Работа Управления делами организуется на основе принципов законности, объективности, независимости, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого работника за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений руководства.

1.7. Деятельность Управления делами осуществляется в соответствии с планами работы Судебного департамента и Управления делами, во взаимодействии со структурными подразделениями, органами и учреждениями Судебного департамента, Верховным Судом Российской Федерации, федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами, органами судейского сообщества Российской Федерации, иными государственными органами Российской Федерации и организациями.

1.8. Для обеспечения деятельности Судебного департамента в Управлении делами имеется гербовая печать Судебного департамента, а также круглая мастичная печать с обозначением наименования Управления делами.

2. Основные задачи

2.1. Документационное обеспечение Генерального директора Судебного департамента и его заместителей.

2.2. Организация, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения управления на основе единой технической политики и применения современных технических средств в работе с документами, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в аппарате Судебного департамента.

2.3. Осуществление централизованного учета, обеспечение рассмотрения, ведение контроля за исполнением обращений (запросов) граждан и организаций, адресованных в Судебный департамент.

2.4. Осуществление аналитической и информационно-справочной работы, связанной с обращениями (запросами) граждан и организаций, поступающих в Судебный департамент.

2.5. Организация приема граждан в Судебном департаменте.

2.6. Организация и ведение делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой "Для служебного пользования") в Судебном департаменте; оказание методической помощи органам и учреждениям Судебного департамента в организации делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой "Для служебного пользования").

2.7. Совершенствование форм и методов работы с документами, оптимизация документооборота, унификация форм документов.

2.8. Обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, построения поисковых систем, контроля за исполнением и подготовкой документов к передаче в центральный архив Судебного департамента.

2.9. Разработка и внедрение нормативных правовых и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в системе Судебного департамента.

2.10. Организация плановых и внеплановых проверок состояния делопроизводства, планирования и контроля за исполнением поручений Генерального директора Судебного департамента в аппарате Судебного департамента, участие в проверках органов и учреждений Судебного департамента в пределах компетенции Управления делами и своевременное представление соответствующей обобщенной информации Генеральному директору Судебного департамента.

2.11. Организация планирования деятельности аппарата Судебного департамента на основе функций и полномочий в соответствии с задачами, определяемыми указаниями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества и Генерального директора Судебного департамента, в том числе планирование комплексных, целевых и контрольных проверок органов и учреждений Судебного департамента.

2.12. Организация и осуществление непосредственного контроля за своевременным, полным и качественным исполнением приказов, распоряжений и поручений Генерального директора Судебного департамента, мероприятий основных планов Судебного департамента.

2.13. Оказание методической помощи в организации документационного обеспечения, планирования, подготовки распорядительных документов, работе с обращениями граждан, выполнении контрольных функций в аппарате Судебного департамента и системе Судебного департамента, а также контроля за практической работой работников структурных подразделений с документами с пометкой "Для служебного пользования" при исполнении поручений Генерального директора Судебного департамента.

2.14. Участие в документационном обеспечении высших органов судейского сообщества Российской Федерации.

3. Основные функции

3.1. Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.

3.2. Разрабатывает проекты перспективных и календарных планов основных организационных мероприятий Судебного департамента, планов работы коллегии и оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента, планов комплексных, целевых и контрольных проверок органов Судебного департамента, а также иных планов деятельности по указаниям Генерального директора Судебного департамента.

3.3. Осуществляет сбор, анализ и обобщение информации о планируемых и проводимых в главных управлениях, управлениях и самостоятельных отделах Судебного департамента мероприятиях и подготовку на этой основе отчетов о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.

3.4. Организует работу по контролю за представлением годовых отчетов органами Судебного департамента, их изучением и проведением анализа в структурных подразделениях Судебного департамента.

3.5. Контролирует выполнение поручений Генерального директора Судебного департамента по обеспечению реализации:

федеральных конституционных законов, федеральных законов;

указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

приказов и распоряжений Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

других нормативных актов, поступающих в Судебный департамент, в том числе поручений Генерального директора Судебного департамента по документам с соответствующими грифами секретности.

3.6. Организационно обеспечивает деятельность коллегии и оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента.

3.7. Осуществляет контроль за исполнением решений коллегии и протоколов оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента, приказов и распоряжений Генерального директора Судебного департамента, основных планов Судебного департамента.

3.8. Осуществляет подготовку проектов государственных контрактов (договоров) по обмену почтовой корреспонденции, приему и передаче телеграмм, а также иных отправлений по действующим маршрутам федеральной фельдъегерской связи.

3.9. Осуществляет взаимодействие с отделениями почтовой, фельдъегерской и специальной связи при получении и отправке служебной корреспонденции.

3.10. Проверяет правильность подготовки и оформления проектов приказов, распоряжений Судебного департамента.

3.11. Обеспечивает прием, регистрацию, организацию прохождения и контроль за исполнением поступающих в Судебный департамент служебных документов. Осуществляет предупредительный контроль по документам, находящимся на исполнении в структурных подразделениях Судебного департамента.

3.12. Организует прием граждан руководством Судебного департамента и специалистами структурных подразделений аппарата Судебного департамента, контролирует исполнение поручений по обращениям (запросам) граждан и организаций. Рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан в пределах своей компетенции, ведет их централизованный учет.

3.13. Совместно со структурными подразделениями Судебного департамента анализирует, обобщает состояние работы по обращениям (запросам) граждан и организаций и приему посетителей в аппарате Судебного департамента, а также в органах и учреждениях Судебного департамента.

3.14. Обеспечивает редакторскую обработку:

проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в Судебном департаменте для представления в органы государственной власти Российской Федерации;

приказов и распоряжений Генерального директора и его заместителей, распоряжений управляющего делами, а также утверждаемых ими документов (инструкций, положений и т.д.);

служебных писем Генерального директора и его заместителей;

документов высших органов судейского сообщества Российской Федерации;

иных документов по указанию руководства Судебного департамента.

3.15. Принимает от исполнителей, регистрирует и отправляет адресатам служебную корреспонденцию Судебного департамента.

3.16. Ведет статистический учет и анализ данных об объеме документооборота, количестве и характере поступающей в Судебный департамент входящей корреспонденции, результатах исполнения поручений по служебным документам и письмам граждан.

3.17. Осуществляет подготовку полугодовых обзоров о состоянии исполнительской дисциплины в аппарате Судебного департамента, представляет их в установленном порядке Генеральному директору Судебного департамента и после рассмотрения направляет в структурные подразделения Судебного департамента для устранения выявленных недостатков.

3.18. Разрабатывает ведомственные нормативные акты, методические рекомендации по вопросам планирования и контроля, ведения делопроизводства, осуществляет сбор и обобщение передового опыта в организации планирования, контроля и делопроизводства в системе Судебного департамента.

3.19. Организует работу центрального архива Судебного департамента в соответствии с требованиями Росархива.

3.20. Вносит предложения о переработке действующих или признании утратившими силу приказов и распоряжений Судебного департамента.

3.21. Формирует номенклатуру дел, ведет текущий архив, обеспечивает надлежащий порядок хранения документов.

3.22. Представляет заявку в Административно-хозяйственное управление Судебного департамента на изготовление гербовых и других мастичных печатей и штампов, необходимых Управлению делами для обеспечения деятельности Судебного департамента.

Обеспечивает хранение гербовой печати Судебного департамента.

3.23. Ведет учет заявок и организует изготовление форм учетной документации и бланков.

3.24. Принимает, распределяет и передает корреспонденцию, поступающую в адрес высших органов судейского сообщества Российской Федерации.

3.25. Принимает и отправляет адресатам корреспонденцию высших органов судейского сообщества Российской Федерации.

3.26. Исключен. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2014 N 118.

4. Обеспечение деятельности Управления делами

В пределах своей компетенции Управление делами вправе:

4.1. Осуществлять проверки выполнения основных планов работы Судебного департамента, решений коллегии, оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента, соблюдения установленных требований по подготовке и оформлению распорядительных и иных служебных документов, организации делопроизводства, работы с обращениями (запросами) граждан и организаций в главных управлениях, управлениях и самостоятельных отделах Судебного департамента, органах и учреждениях Судебного департамента и принимать меры по устранению выявленных недостатков.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства Судебного департамента предложения по совершенствованию планирования, повышению эффективности работы коллегии и оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента, укреплению исполнительской дисциплины, улучшению организации делопроизводства и работы с обращениями (запросами) граждан и организаций, и приему посетителей в Судебном департаменте, органах и учреждениях Судебного департамента.

4.3. Организовывать и проводить занятия по повышению квалификации работников Управления делами, а также работников структурных подразделений Судебного департамента, ответственных за делопроизводство, а также осуществляющих функции контроля за исполнением поручений.

4.4. Запрашивать в структурных подразделениях Судебного департамента сведения, необходимые для деятельности Управления делами.

4.5. Возвращать исполнителям на доработку документы, подготовленные с нарушением установленных требований.

4.6. Совместно с подразделением Судебного департамента, осуществляющим функции по информатизации системы Судебного департамента, определять задачи документационного обеспечения системы Судебного департамента на основе использования средств автоматизации.

4.7. Подписывать и визировать документы.

4.8. Вносить предложения Генеральному директору Судебного департамента о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, виновных в нарушениях установленных правил работы со служебными документами.

5. Права, обязанности и ответственность управляющего делами

5.1. Руководство Управлением делами осуществляет управляющий делами.

5.2. Управляющий делами назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента и подчиняется непосредственно Генеральному директору Судебного департамента.

5.3. Управляющий делами имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению управляющего делами.

5.4. Управляющий делами несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление делами, и в пределах своей компетенции:

осуществляет общее руководство и обеспечивает решение задач при взаимодействии отделов Управления делами со структурными подразделениями Судебного департамента;

распределяет обязанности между своими заместителями;

координирует деятельность отделов Управления делами по обеспечению эффективного решения задач, возложенных на Управление делами;

осуществляет совместно с Управлением государственной службы и кадрового обеспечения подбор и расстановку кадров в Управлении делами;

издает в пределах своих полномочий распоряжения, обязательные для исполнения гражданскими служащими Управления делами;

организует подготовку в установленном порядке проектов приказов и распоряжений Судебного департамента по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами, и другим вопросам по личному указанию Генерального директора;

организует эффективное взаимодействие Управления делами со структурными подразделениями, органами и учреждениями Судебного департамента, Верховным Судом Российской Федерации, федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами, органами судейского сообщества Российской Федерации, иными государственными органами Российской Федерации и организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами;

организует разработку должностных регламентов гражданских служащих Управления делами и представляет их в установленном порядке на утверждение;

вносит предложения Генеральному директору Судебного департамента о штатных и структурных изменениях в Управлении делами, а также о назначении, перемещении и освобождении от должности гражданских служащих Управления делами, присвоении им классных чинов;

ходатайствует о поощрении и награждении гражданских служащих Управления делами или применении к ним дисциплинарных взысканий;

вносит предложения о направлении гражданских служащих Управления делами в служебные командировки;

принимает участие в работе коллегии Судебного департамента и оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента;

представляет Управление делами в государственных органах Российской Федерации и иных организациях, а также ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами;

осуществляет иные полномочия по выполнению задач, возложенных на Управление делами.

6. Взаимоотношения и связи

6.1. При осуществлении возложенных на Управление делами задач и функций Управление делами взаимодействует и координирует свою деятельность по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами, с:

Верховным Судом Российской Федерации;

федеральными судами общей юрисдикции;

федеральными арбитражными судами;

Советом судей Российской Федерации;

Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации;

Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

иными государственными органами Российской Федерации и организациями;

главными управлениями, управлениями и самостоятельными отделами Судебного департамента;

Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция управляющего делами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Должностная инструкция управляющего делами

Судебная практика: Должностная инструкция управляющего делами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 N 18АП-4558/2022 по делу N А07-9040/2018
Требование: Об отмене определения об отказе в признании недействительной сделки и применении последствий недействительности сделки.
Решение: Определение оставлено без изменения. Суд первой инстанции, исследовав доводы и возражения сторон, оценив представленные в их обоснование доказательства, признал, что Шарипов А.Х. выполнял обязанности, возложенные на него должностной инструкцией, реальность трудовых отношений и их относимость к выполняемым должником контрактами подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, конкурсным управляющим, в свою очередь, не опровергнут факт исполнения Шариповым А.Х. трудовых обязанностей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Должностная инструкция управляющего делами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкций Должностная инструкция административного директора (управляющего делами, заместителя генерального директора по поддержке бизнеса, вице-президента по поддержке бизнеса, заместителя генерального директора по общим вопросам) (с учетом профессионального стандарта) >>>

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Пятый обзор судебной практики Верховного Суда РФ в 2017 г. Самые важные позиции
(Шестакова М.)
("ЭЖ-Юрист", 2018, N 3) Верховный Суд РФ указал, что работника организации, не наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, нельзя штрафовать по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ о незаконном воспрепятствовании деятельности арбитражного управляющего (Определение ВС РФ от 18.07.2017 N 305-АД17-1484 по делу N А40-91243/2016). В этом деле конкурсный управляющий направил в АО "СК "Транснефть" запрос о предоставлении информации, обосновывающей перечисление денег должника по делу о банкротстве на расчетный счет этого АО. На запрос с нарушением срока ответил ведущий юрисконсульт отдела претензионно-исковой работы корпоративно-правового департамента АО "СК "Транснефть". Его привлекли к ответственности по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ (из-за пропуска срока на ответ). Суды трех инстанций с этим согласились. Но Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила их судебные акты. Она указала, что юрист не был наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. А значит, его нельзя было признать должностным лицом, а следовательно, оштрафовать. То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности юриста входило представление интересов организации в делах о банкротстве, в том числе ведение переписки с арбитражными управляющими, представителями временной администрации, не свидетельствовало о том, что данный сотрудник был наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Нормативные акты: Должностная инструкция управляющего делами

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности привлеченного к ответственности гражданина входит представление интересов организации в делах о банкротстве, в том числе ведение переписки с арбитражными управляющими, представителями временной администрации, не свидетельствует о том, что данный гражданин наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение РАН от 03.09.2020 N 10120-746
"Об утверждении Положения об Управлении делами РАН" 6.1. Управляющий делами РАН несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление, и осуществление функций, предусмотренных настоящим Положением.

1. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

созывать собрание кредиторов;

созывать комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение арбитражным управляющим иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, арбитражный управляющий обязан привлекать на договорной основе аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих лиц с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

выявлять факты нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые предусмотрены статьей 9 настоящего Федерального закона, и принимать меры по привлечению лица, виновного в нарушении, к ответственности, предусмотренной статьей 61.12 настоящего Федерального закона, а также сообщать о выявленном нарушении в орган, уполномоченный составлять протокол о соответствующем правонарушении;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

3. В случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

4. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

5. Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.

6. Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: