Умалить авторитет судебной власти это

Обновлено: 25.04.2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.12.2006 N КАС 06-470 ПРИНЯТИЕ СУДЬЕЙ ДЕЛА К ПРОИЗВОДСТВУ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ПОДСУДНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ГРУБЫМ НАРУШЕНИЕМ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА, УМАЛЯЕТ АВТОРИТЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ, ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И БЕСПРИСТРАСТНОСТИ СУДЬИ И ВЛЕЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 21 декабря 2006 г. N КАС 06-470

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Зелепукина А.Н.,

Хомчика В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 декабря 2006 г. гражданское дело по заявлению Б. об отмене решения квалификационной коллегии судей Кабардино-Балкарской Республики от

19 мая 2006 года о досрочном прекращении его полномочий судьи.

Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики с лишением третьего квалификационного класса по кассационной жалобе.

Б. на решение Верховного Суда РФ от 20 октября 2006 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Манохиной Г.В., выслушав заключение прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

Б. с августа 1995 года работал судьей Черекского районного суда.

Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года N

1358 Б. назначен на эту должность без ограничения срока полномочий.

11 ноября 2005 года решением квалификационной коллегии судей.

Кабардино-Балкарской Республики Б. присвоен третий квалификационный класс судьи.

Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.

Майров Ю.Х. в мае 2006 г. обратился в квалификационную коллегию судей Кабардино-Балкарской Республики с представлением о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи районного суда.

Б. о прекращении его полномочий за совершение дисциплинарного проступка.

Решением квалификационной коллегии судей Кабардино-Балкарской.

Республики от 19 мая 2006 года полномочия судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Б. прекращены досрочно с лишением третьего квалификационного класса за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего статус судьи и умаляющего авторитет судебной власти.

Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об отмене решения квалификационной коллегии судей Кабардино-Балкарской Республики, указав, что решение коллегии является незаконным и необоснованным, принято с нарушением установленной законом процедуры. В заявлении ссылался на то, что решение коллегии является чрезмерно суровым и необъективным, не учтена его безупречная работа в течение многих лет.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Б. - Багдасарян С.С. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о законности оспоренного решения квалификационной коллегии судей и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В жалобе указал, что суд не учел длительность работы Б. в должности судьи, его добросовестное отношение к работе, а также то, что принятые им судебные решения не повлекли правовых последствий. Поводом к применению дисциплинарного взыскания считает предвзятое отношение к Б. со стороны председателя.

Верховного Суда КБР и квалификационной коллегии судей КБР.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,

Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм данного Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного.

Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 названного Закона судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской.

Федерации и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., также обязывает судью в своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию.

Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской.

Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными данным Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Судом первой инстанции установлено, что Б. при исполнении полномочий судьи допустил нарушения норм Конституции Российской.

Федерации, Закона Российской Федерации "О статусе судей в.

Российской Федерации", других законов и положений Кодекса судейской этики.

Из материалов дела следует, что судья Б. в феврале 2006 года в нарушение действующего законодательства принял к производству и рассмотрел по существу 6 гражданских дел по заявлениям военнослужащих Джангвеладзе Д.Д., Дмитрова Е.М., Басалаева А.В.,

Буря С.Н. (два заявления) и Сердогалиева Р.А. к войсковым частям о взыскании дополнительного денежного вознаграждения за участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской.

Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в материалах дела, и не оспаривается заявителем Б.

Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно статье 25 Гражданского процессуального кодекса.

Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела, рассматриваются военными и иными специализированными судами.

В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и

(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Таким образом, из вышеприведенных норм Закона следует, что дела по заявлениям военнослужащих к войсковым частям о взыскании дополнительного денежного вознаграждения подсудны военным судам, поэтому вывод суда о том, что судья Черекского районного суда Б. преднамеренно и грубо нарушил процессуальное законодательство является обоснованным.

Такие действия судьи Б. правильно расценены как умаляющие авторитет судебной власти и являются по своему характеру достаточными для досрочного прекращения полномочий судьи.

При рассмотрении дела суд правильно учел, что Б. были допущены и другие грубые нарушения норм процессуального права.

Гражданские дела по 6 заявлениям военнослужащих к войсковым частям были рассмотрены без проведения какой-либо подготовки дел к судебному разбирательству в течение шести дней после их принятия к производству.

Частью 3 статьи 113 ГПК РФ предусмотрено, что лицам, участвующим в деле, судебные повестки и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

Согласно части 2 статьи 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Между тем, судом первой инстанции установлено, что Б. рассмотрел вышеназванные гражданские дела по существу, хотя в материалах дела отсутствовали сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства и получении ответчиками копий исковых заявлений. Более того, по делам Сердогалиева Р.А., Джангвеладзе Д.Д., Буря С.С. судебные извещения органами почтовой связи были возвращены в Черекский районный суд с отметкой о том, что адресаты по указанным извещениям не числятся.

В связи с допущенными существенными нарушениями норм процессуального права судебные решения от 26 февраля 2006 года, вынесенные судьей Б., были отменены в порядке надзора президиумом.

Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики с передачей дел по подсудности в Грозненский гарнизонный военный суд.

Все факты полностью подтверждены материалами дела, в том числе и объяснениями Б., которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом характера допущенных Б. нарушений норм процессуального права, квалификационная коллегия судей вправе была прекратить полномочия судьи Б. по мотиву совершения дисциплинарного проступка, позорящего честь и достоинство судьи.

При этом судом было учтено, что Б. работал судьей более десяти лет, и не мог не осознавать, что, принимая дела к производству с нарушением правил подсудности, не только грубо нарушает процессуальный закон, но и совершает действия, которые умаляют авторитет судебной власти, вызывают сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи.

Разрешая дело об оспаривании решения квалификационной коллегии о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности и проверяя довод заявителя о нарушении процедуры принятия коллегией решения, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности рассмотрен коллегией с учетом особенностей, установленных ст. 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", возможность применения при этом норм трудового законодательства, о чем настаивает заявитель в жалобе, не предусмотрена.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, обсуждены.

Кассационной коллегией и признаны необоснованными.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила: решение Верховного Суда РФ от 20 октября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.

Приостановлениее полномочий судей по пп.9 п.1 ст.14 Закона РФ "О статусе судей в РФ" за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти:1.Нарушение трудовой дисциплины.2.Фальсификация материалов дела.3. Недостойное поведение судьи в быту.4. Недостойное поведение судьи в судебном процессе.5. Действия, не совместимые со статусом судьи.6. Длительное нерассмотрение судебных дел (волокита).7. Нарушение норм процессуального законодательства.8. Отказ в прекращении полномочий. 9. Отмена решений квалификационных коллегий судей. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм этого Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: а) предупреждения; б) досрочного прекращения полномочий судьи. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда РФ определяется ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Важно не то, что мы делаем, а то, сколько любви мы вкладываем в свои дела. © Мать Тереза ==> читать все изречения.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе.

Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и (или) в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе.

Полномочия судьи федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда РФ) и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей (ККС) по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (но в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся заработной платы);

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п.1 ст. 12 1 Закона о статусе судей понимает нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке.

Основания прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ несколько отличаются от перечисленных выше:

· нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

· достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

· личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

· утрата судьей гражданства РФ;

· вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

· совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

· продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;

· неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение от голосования свыше двух раз подряд при без уважительных причин;

· признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

· неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах[16]. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции (устава) субъекта РФ.

Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения:

1. прекращение полномочий ввиду нарушения порядка назначения на должность производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ;

2. прекращение полномочий ввиду совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому не менее двух третей общего числа судей.

Полномочия судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке – на уровне региональных властей.

Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, т.е. эти вопросы там урегулированы весьма детально.

Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Полномочия судьи прекращаются:

· в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен в законе;

· в последний день месяца, в котором он достиг 70-летнего возраста;

· на следующий день после вступления в силу решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком (при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано), как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность.

Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий:

1. по так называемым компрометирующим основаниям (например, вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи) – исключает возможность удаления судьи в отставку;

2. по уважительным причинам (например, достижение предельного возраста) – означает возможность именно почетного ухода или удаления судьи в отставку.

Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т.п.

Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны. Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судей проявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи с реорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при создании межрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее[17].

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Хотелось бы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, как виде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такие случаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. по июнь 2008 г. досрочно прекращены полномочия 278[18] судей и руководителей судов, в т.ч. в 2005г. – 49 судей, 2006 г. – 73 судей, в 2007 г. – 75 судей, в 2008 г. – 81[19] судья.

По смыслу ст.12 Закона «О статусе судей в РФ» под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочное прекращение полномочий судьи следует понимать нарушение норм названного Закона и положений Кодекса судейской этики. В Законе также установлено, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Однако в Законе не установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в виде предупреждения, а за какие - в виде досрочного прекращения полномочий. Вполне адекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение им положений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Норма запрета здесь достаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение, содержащееся в п.2 ст.3 Закона о статусе судей: «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности[20]». Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороны квалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускает большой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этики еще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры как досрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики – акт корпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этического характера.

С принятием Пленумом Верховного Суда РФ постановления от 31 мая 2007г. №27[21] понятие дисциплинарного проступка расширено. Под ним следует понимать «…и нарушение общепринятых норм морали, обязанности при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности». При этом указано, что при наложении взыскания учитывается характер правонарушения и его последствия, тяжесть дисциплинарного проступка, степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, данные о профессиональных и моральных качествах судьи и иные обстоятельства

После принятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступка судьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разных возрастных, профессиональных и т.д. группах весьма различны.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требований закона и этических норм, а лишь такое, которое по своему характеру с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит социальному предназначению судебной власти, носителем которой является судья, и лишь на основе принципа соразмерности[22]». Исходя из представленных нормативных актов выделим следующие критерии для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи:

· нарушение требований Закона и положений Кодекса судейской этики;

· действия, несовместимые с высоким званием судьи, явно противоречащие социальному предназначению судебной власти;

· тяжесть дисциплинарного проступка;

· степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций в результате действий судьи;

· данные о профессиональных и моральных качествах судьи и т.п.

Таким образом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет ряда факторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулирование оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на что обратил внимание VII Всероссийский съезд судей[23].

В литературе[24] предлагается дополнить перечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним – некомпетентность, проявление при осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны было бы естественным, если бы действия или бездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствия для него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому же объективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией.

Ведь если большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебные инстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов видны серьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расценивать результат такой работы данного судьи за определенный промежуток времени как дисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.

С другой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение к какой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (кроме случаев, когда судом установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении).

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей[25]». С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствует его высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь в Законе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия. Поэтому каждый судья самостоятельно должен заботиться о повышении своего профессионального уровня, в частности следить за происходящими изменениями в законодательстве, изучать юридическую литературу, пополнять свой багаж знаний и т.п. А если судья этого не делает, разве нельзя рассматривать этот факт как нарушение требований Кодекса судейской этики?

Хотелось бы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видов ответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличие обязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способно серьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия. Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этому делу решение в случае его отмены (изменения) вышестоящей судебной инстанцией будет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаях консультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т.д.

Вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейской ошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначного ответа в современной юридической литературе.

В любом случае, прежде чем решить – привлекать или не привлекать к ответственности за судейские ошибки видится необходимым сначала определить насколько это соответствует законодательству¸ а в случае положительного ответа на данный вопрос определить основания и порядок привлечения к ответственности, т.е. ответить на следующие вопросы:

· кто будет проверять наличие ошибок;

· как будет производиться оценка причин и последствий ошибок;

· какими процедурами будет осуществляться проверка;

· кто будет привлекать к ответственности и прочее.

Таким образом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершение ошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научные исследования.

Заключение

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широким кругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности, которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из их высокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус. Поэтому правовой статус судьи – это совокупность предусмотренных законом прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы, характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти.

В действующий механизм отбора кандидатов следует внести некоторые поправки:

· Законодательно решить вопрос двойного гражданства кандидата на должность судьи, а также степень квалификации, необходимой кандидату;

· Предусмотреть возможность проверки прошлого кандидата на наличие компрометирующих сведений с целью недопущения в судейские ряды недостойных;

· Ввести обязательное проведение психодиагностического обследования кандидатов в судьи;

· Четкое определение критериев выбора победителя в конкурсе на должность судьи среди кандидатов;

· Введение специальной профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи.

Подобные изменения в действующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую среду лиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивый судейский корпус.

При характеристике оснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработать вопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательно определить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьям дисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

Также видится необходимым доработка вопроса ответственности судьи за судейские ошибки. С одной стороны, однажды достигнутый уровень независимости судебной власти, иммунитета судейского корпуса нельзя снижать. То есть расширение оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности можно рассматривать как противоречащее действующему законодательству.

С другой стороны, нельзя оставлять безнаказанными случаи совершения тем или иным судьей серийных судебных ошибок, грубые нарушения дисциплины, несоблюдение установленного запрета на занятие определенными видами деятельности, нарушение норм законодательства и Кодекса судейской этики и прочее, в случае, если это умаляет авторитет судебной власти.

Под судебной системой России понимается упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющие общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью таких средств как авторитет, волевое влияние, убеждение. Судебная власть – это сфера публичной власти, она характеризуется рядом признаков:

– осуществляется полностью судами в лице судей или присяжных заседателей;

– она независима от законодательной и исполнительной;

– осуществляется посредством Конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

– подзаконна (полномочии судов определяются конституционными и федеральными законами). Полномочия судебной власти очень широки. Это конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий гос. органов и должностных лиц, обеспечение исполнений приговоров и иных судебных решений, разбирательство и решение дел об административных правонарушений.

Российская судебная система устанавливается Конституцией РФ, Законом о судебной системе и строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны. Судебная система – это совокупность судов российского государства, действующих в соответствии с принципами правосудия, связанных единством целей и задач с четко обоснованной компетенцией каждого звена, построенная в соответствии с федеральным и административно-территориальным устройством государства.

Вопросы судоустройства, в т.ч. установление системы судов, находится в ведении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотренные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их территории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ( ст.71 конституции РФ). В то же время кадры судебных и правоохранительных органов относятся к совместному ведению России и ее субъектов(ст.72 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законе порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации не допускается.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудию.

Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Российской Федерации и административно-территориального деления субъектов РФ создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.

Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.

Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве.

Обращаясь к особенностям построения судебной системы РФ, прежде всего, следует отметить, что все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов РФ – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ. Федеральный суд – это орган государственной власти, который создается или упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом.

Судебная власть самостоятельная, действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется:

· Конституционным Судом РФ;

· Верховным Судом РФ;

· Высшим Арбитражным Судом РФ;

· конституционным (уставным) судом субъектов РФ;

· судом общей юрисдикцией субъектов РФ;

· военным судом видов Вооруженных Сил РФ, групп, войск, флотов, округов;

· федеральным арбитражным судом округов;

· военным судом гарнизона армии, соединения, флотилии;

· судом субъекта РФ;

Конституционный суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Конституционный Суд РФ выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Суд РФ обладает значительными специфическими полномочиями. Иных судов другого уровня с аналогичными функциями не существует.

29. Основные конституционные цензы, установленные в отношении кандидатов, претендующих на должность судьи, и действующих судей.

Гл 7 конституции

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
3. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
(п. 4 введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 169-ФЗ)

30. Дополнительные требования, предъявляемые к судьям.

Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комм. Апарова Т.В.

Статья устанавливает четыре основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи: гражданство Российской Федерации, 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все они являются обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям Российской Федерации.
Указанные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, получили впервые конституционное закрепление, хотя существовавшее до принятия Конституции законодательство и ранее содержало подобные требования. Согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г. (в редакции Закона от 14 апреля 1993г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации"» от 21 июня 1995г. судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Конечно, конституционное требование достижения 25-летнего возраста относится к кандидатам, впервые выдвигающимся на должность судьи районного (городского) суда. Для судей же всех вышестоящих судов требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
Особые требования, в том числе и возрастные, предъявляются к кандидатам в судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судьей этого суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко времени назначения судьей возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (см. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г..
25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является минимальным и позволяет некоторым выпускникам высших учебных заведений успеть получить опыт работы по юридической специальности в течение пяти лет. На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Таким образом эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует отметить, что указанное в ст.119 требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике. Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (например, в Великобритании), для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух—четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.
Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев. Для реализации принципа несменяемости судей (ст.121 Конституции) это требование является одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной его практическим опытом. Не случайно Закон «О статусе судей» (ст.5) предусматривает, что кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе, где основным критерием является сдача квалификационного экзамена.
Пятилетний стаж работы по юридической профессии — это минимум, который должны иметь судьи всех судов Российской Федерации, за исключением кандидатов на должность судей Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда, для которых установлен срок профессиональной работы не менее 10 лет. Надо полагать, что новым федеральным законодательством будут уточнены эти требования применительно к отдельным звеньям судебной системы. Требует уточнения также понятие «работа по юридической профессии». Ни в прежнем законодательстве, ни в ст.119 это понятие не конкретизировано. Вероятно, предпочтение в данном случае должно отдаваться, как это делается в большинстве зарубежных стран, лицам, которые так или иначе были связаны с судебной деятельностью: адвокатам, прокурорам, юрисконсультам, судебным секретарям и, конечно, бывшим судьям.
Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации, которые, согласно ст.119 Конституции, могут быть установлены федеральным законодательством, следует понимать, прежде всего, требования, которые уже применяются действующим законодательством. К ним относятся в первую очередь требования к кандидатам, предусмотренные ст.4—5 Закона «О статусе судей».
Согласно этому Закону лица, отвечающие указанным выше условиям и не являющиеся судьями, должны быть допущены к квалификационным экзаменам, которые проводятся экзаменационной комиссией при органе юстиции. Состав комиссии утверждается квалификационной коллегией судей. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок» (ст.4 Закона).
Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований по ст.119 Конституции. Согласно «Основным принципам независимости судебных органов», принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985г.), лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.
В Конституции не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в Законе «О статусе судей» основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок. Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи. Излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.
В большинстве стран характеру будущего судьи придается особое значение. Он должен иметь «незлобивый характер» (Польша), «вести себя достойно не только при исполнении своих должностных обязанностей, но и в частной жизни» (Венгрия), быть «выдержанным, внимательным, терпеливым, беспристрастным. ». Подобные требования предъявляются и к нашим судьям.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993г. утвержден «Кодекс чести судьи Российской Федерации»(1), нарушение которого рассматривается квалификационными коллегиями судей, а ответственность судьи за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, может привести к отставке судьи или к иным мерам, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно «Кодексу чести» судья должен избегать действий, которые подрывали бы авторитет судебной власти, в том числе сохранять личное достоинство, быть беспристрастным, проявлять терпение, вежливость и тактичность к участникам судебного процесса и требовать того же от работников аппарата суда.
Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера, избегать личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, и т.д.

31. Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии: порядок избрания, полномочия.

Судейское сообщество — совокупность всех судей в данном государстве. Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Согласно ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. В соответствии с указанным законом органами судейского сообщества в РФ являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

· Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

· экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Умаление авторитета суда и искажение самой сути правосудия не влечет ответственности для судьи

Судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской обл. Н.И. Шигановой было рассмотрено гражданское дело о восстановлении на работе к ответчику ООО «Газпром трансгаз Самара». Гражданское дело рассмотрено на основании приказа работодателя, оформленного задним числом, заведомо ложных показаниях свидетелей, а также с нарушением принципа территориальной подсудности, то есть незаконным судом.

Конституционное право на законный суд – всего лишь право

Конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ права на судебную защиту и одновременно гарантией независимости и беспристрастности суда.

Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованиям справедливого судопроизводства, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу Конституции РФ и норм международного права, не является законным судом; отступление от правил подсудности является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия (Определение КС РФ от 03.07.2007 N 623-О-П, Определение КС РФ от 15.01.2009 N 144-О-П и др.).

Кассационная коллегия ВС РФ в своем Определении от 21.12.2006 N КАС 06-470 отмечала, что принятие дела к производству с нарушением правил подсудности является грубым нарушением процессуального закона, умаляет авторитет судебной власти, вызывает сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи и влечет привлечение судьи к дисциплинарной ответственности и досрочное прекращение его полномочий.

Тем не менее, неправосудное решение, искажающее суть правосудия, было «узаконено», не только высшим судом Самарской обл. (судьи: С.В. Мартемьянова, Н.А. Пиякова, Л.Л. Холодилина), но также Верховным судом РФ (судьи: Б.А. Горохов, В.И. Нечаев).

Дисциплинарной ответственности не будет

Председатель Новокуйбышевского городского суда «не заметила» никаких нарушений. Как было отмечено в ответе председателя суда, судья Н.И. Шиганова действовала в рамках ГПК РФ и оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности не установлено.

Квалификационная коллегия судей Самарской обл. также «не заметила» нарушений в действия судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской обл. Н.И. Шигановой. Коллегия отметила, что проверка в отношении указанной судьи проводилась и признаков дисциплинарного проступка не обнаружено.

Следует отметить, что процессуальная практика того же Самарского областного суда годом ранее досрочно прекращала полномочия мирового судьи судебного участка N 59 Самарской области за совершение дисциплинарного проступка в связи с рассмотрением дела с нарушением правил подсудности.

В аналогичном решении Квалификационная коллегия судей Самарской области указывала на то, что судьей допущены грубые нарушения норм процессуального права, регламентирующих правила подсудности, по своему характеру с очевидностью несовместимы с высоким званием судьи и противоречат социальному предназначению судебной власти.

Поскольку заявитель работал судьей более десяти лет, он не мог не осознавать, что, принимая дела к производству с нарушением правил подсудности, не только грубо нарушает процессуальный закон, но и совершает действия, которые умаляют авторитет судебной власти, вызывают сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи (решение Дисциплинарного судебного присутствия РФ от 24.01.2013 N ДСП 12-176).

Несмотря на имеющуюся процессуальную практику досрочного прекращения полномочий судьи за грубые нарушения норм процессуального права, регламентирующих правила подсудности, председатель Самарского областного суда, квалификационная коллегия судей и совет судей Самарской области отказались даже вынести предупреждение судье Новокуйбышевского городского суда Самарской обл. Н.И. Шигановой.

Принцип законности и справедливости не является юридическим, а может применяться где-нибудь в коридоре российского суда

Таким образом, ответственность судей является категорией относительной, может применяться выборочно и зависит только от личности нарушителя, а не от принципа законности и права.

Отказ от мер реагирования руководства Самарского областного суда, совета судей и квалификационной коллегии судей Самарской обл. может свидетельствовать о высоком уровне судейской коррупции, полного отсутствия ответственности судей, крайней формы судейского беспредела и умаления авторитета суда.

Высказывания судьи Н.И. Шигановой в зале судебного заседания, что «принцип справедливости (от. лат «justice») не находится в юридической плоскости и может применяться где-нибудь в коридоре», также говорит о правовом нигилизме * и глубоком профессиональном разложении российских судей.

В последующем судье был присвоен пятый квалификационный судейский класс.

Умаление авторитета суда и искажение самой сути правосудия не влечет ответственности для судьи

Считаете ли Вы нарушение конституционного права на законный суд основанием для отмены судебного решения и поводом для привлечения судьи к ответственности

Проголосовали: 16

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Соблюдение правил подсудности является важнейшим конституционным правом на законный суд

Нарушение принципа подсудности предусматривает безусловную отмену незаконного судебного акта и привлечение судьи к ответственности

Правило подсудности может применяться судьей произвольно, на свое усмотрение

Право на законный и справедливый суд это всего лишь право, а не обязанность суда

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: