Уложил князь великий с детьми своими и с бояры по суде как судити

Обновлено: 18.04.2024

"Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры п суде как судити бояром и околничим.

Статья 57. О христианском отказе. А христианом (крестьянам. - Сост.) отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двое публь. а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь Двор платит. (. )

Статья 62. О межах. А кто сореть межу или грани ссечет из великого князя земли боярина и манастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина или боярской у монастыря и кто межу сорал или грани ссек, ино того бити кнутием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем или поселскому (управляющему дворцовыми селами. - Сост.) имати на том за боран (денежный штраф. - Сост.) по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по рассуждению. (. )

Статья 66. О полной грамоте (самопродажа в рабство. - Сост.). По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жиги, то не холопи; а по городцкому ключю (служба. - Сост.) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп.

Комментарий:

В. Д. Наваров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Далее читайте:

Издания:

Судебники XV-XVI вв., М.-Л., 1952; ПРП, в. 3-4, М., 1955-56.

Литература:

Богословский M. M., К вопросу о Судебнике 1589 г., "ЖМНП", 1905, No 12; его же. Еще к вопросу о Судебнике 1589, там же, 1915, No 12; Андреев А. И., О происхождении и значении Судебника 1589, П., 1922; его же, Судебник 1589 г. и его списки, "Изв. Росс. АН", Л., 1924; Романов Б. A., Судебник Ивана Грозного, ИЗ, т. 29, М., 1949; его же, К вопросу о земельной политике Избранной Рады, ИЗ, т. 38, М., 1951; Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы XIV-XV вв., ч. 2, М., 1951; Смирнов И. И., Очерки политич. истории Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958; Зимин A. A., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; Eck A., Le moyen âge russe, P., 1933; Szeftel M., The Sudebnik of 1497: naleographical analysis, comnosition and sources, в кн.: For Roman Jakobson, Hague, 1956; его же, Le "Justifier" (Sudebnik) du tsar Ivan III (1497), "Revue historique de droit français et étranger". P., 1956, année 34, No 4; Keep J. L. H., Bandits and the Law in Muscovy, "Slavonic and East European Review", L., 1956, v. 35, No 84; Dewey H. W., The 1497 Sudebnik - Muscovite Russia's first national law code, "The American Slavic and East European Review", 1956, v. 15, No 3; его же, Historical drama in muscovite Justice. The case of the Extorted Deed, "Canadian Slavonic Papers", Toronto, 1957, v. 2.


Иван Грозный. Гравюра на дереве неизвестного
западноевропейского мастера XVI века.

Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно(1), или список подпишет и правую грамоту(2) даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет(3); а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду(4), а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск(5), а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взята втрое(6), а в пене что государь укажет.

4. А которой дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, и на том дьаке взята перед боярином вполы да кинута его в тюрму.

5. Подьачей, которой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнита торговою казнью, бита кнутьем. (. )

8. А имата боарину, и дворецкому, и казначею и дьяку в суде от рублевого дела(7) на виноватом поциин, кто будет виноват, ищея(8) или ответчик, и боярину, или дворецкому, или казначею на виноватом одиннатцать денег, а дьяку семь денег, а подьячему две денги; а будет дело выше рубля и ниже рубля, и им имата пошлины по росчету; а болши того им не имата. (. ) А возмет боарин, или дворецкой, или казначей, или дьак, или подьячей, или неделщик(9) на ком что лишек, и на том взята втрое. А хто учнет биги челом на боярина, или на дьяка, или на подьячего, или на неделщика, что взяли на нем сверх пошлин лишек, и обыщется то, что тот солгал, и того жалобника казнита торговою казнью да вкинута в тюрму. (. )

26. А бесчестие(10) детем боярским, за которыми кормлениа(11), указата против доходу, что на том кормление по книгам доходу(12), а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дета боарьские емлют денежное жалование, скол-ко которой жалованьа имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестиа; а дьяком полатным и дворцовым безчестае что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестна; (. ) а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму(13) бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику(14) бесчестна против их доходу, а женам их вдвое; а крестианину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиадва рубля; а боярскому человеку молотчему(15) или черному городцкому человеку молодчему(16) рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указыва-ти крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывата за увечие, посмотря по человеку и по увечью.

61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику(17), ведомому лихому человеку, жывота не дата, казнит ево смертною казнью. (. )

64. А детей боарьских судита наместником по всем городом по нынешным царевым государевым жаловалным вопчим грамотам. (. )

72. А по городом наместником городских посадских всех людей промеж их судит, обыскивая по их животом и по промыслом и по розмету(18): сколке рублев кто цареву и великого князя подать дает, по тому их, обыскивая, судит и управа чинит. А розметныя книги(19) старостам и соцким и десяцким и всем и людем тех городов своих розметов земсково дьака руку за своими руками еже-год присылата на Москву к тем боаром, и дворецким, и х казначеем, и к дьа-ком, у кого будут которые городы в приказе(20); а другое книги розметные своих розметов старостам и соцким и десяцким тех городов, где кто живет, отдавати тех городов старостам и целовалником(21), которые у наместников в суде сидят. И кто тех городов городцкие посадцкие люди учнут промеж себя искати много, не по своим животом, и про тех исцов сыскивати розметными книгами, сколко он рублев с своего жывота подати дает; и будет жывота ево столко есть, на сколко ищет, ино ему дата суд; а будет жывота ево сколке нет, и тех исцов в их искех тем и винит, а пошлины имати по Судебнику, а цареве государево пене велета дата на поруку да прислата к Москве ко государю. А городцким посацким людем искати на наместникех и на их людех по своим же жывотом и по промыслом и по розмету. (. )

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит. (. )

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу(22), за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверга двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот(23). А за повоз(24) имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран(25) два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он вывдет безсрочно ж, и пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платит, и он своего хлеба земленаго лишен. (. )

92. А которой человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взята ближнему от его роду. (. )

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати. (. )

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) Безхитростно - по ошибке.

(2) Правая грамота - постановление (решение) суда.

(3) Пени - наказания (штрафы).

(4) Не по суду - за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда.

(5) Взяти исцов иск - взыскать штраф в размере суммы иска (частного).

(6) Перечислены судебные расходы (езд, хоженое) и пошлины, взимаемые с виновного в тройном размере.

(7) Oт рублевого дела - от суммы иска в рубль.

(9) Недельщик - выборный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям.

(10) Бесчестие - плата за оскорбление.

(11) Кормления - доходы за исполнение обязанностей по делам управления.

(12) По книгам - по доходам, записанным в книгах.

(13) Боярский человек добрый - холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.

(14) Тиун, довотчик, праведчик - холоп, исполнявший в доме и хозяйстве господина административные или судебные функции по его поручению.

(15) Боярский человек молотчий - рядовой холоп, выполнявший "черную" работу.

(16) Городцкой человек молодчий - малоимущий посадский человек.

(17) Государьский убойца - убийца своего господина: традский здавец - сдавший изменой Bpaiy город (крепость); церковный тать - вор, обокравший церковь: головный тать - убийца; подиетчик - человек, подбросивший с злым умыслом какую-либо вещь: зажигал-ник - подхитальник, совершивший умышленный поджог.

(18) Розмет - определение размера податей внутри общины посадских людей между ее членами по имуществу и доходам.

(19) Розметные книга - с записью "розмета".

(20) В приказе - в ведении.

(21) Выборные старосты и целовальники (целовавшие крест о добросовестном исполнении выборной должности, например, при таможнях, тюрьмах и т.д.) и участвовавшие в наместничьем суде.

(22) Хоромный лес - пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий.

(23) С ворот - со двора с воротами, а не с других построек.

(24) Повоз - поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается по два алтына с двора за год.


Задания Д6 № 8162

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Лета 7058 июня царь и великий князь всеа Русии [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет».

Б) «Зачем ты, о князь, отверг свою единородную душу, если ты мнишь себя благочестивым? Чем ты заменишь ее в день Страшного Суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть все равно похитит тебя, — зачем же ты по ложному совету своих преданных бесу друзей и прислужников за тело предал душу, если даже ты и побоялся смерти? И всюду, как бесы во всем мире, так и ваши друзья и слуги, отрекшись от нас, нарушив крестное целование [присягу], подражая бесам разнообразными способами, всюду раскинули сети и по обычаю бесов следят за нами, наблюдая, куда мы идем, что говорим, и, воображая, что они бесплотны [невидимы], они составляют против нас оскорбления и укоризны, приносят их к вам и позорят нас на весь мир. Вы же за это злодеяние даете им многие награды нашей же землей и казной, ложно называя их слугами, и, наполнившись этими бесовскими слухами, словно змеиным ядом, вы, разъярившись на меня и душу свою погубив, принимаетесь разрушать Церковь. Не думай, что это справедливо — разъярившись на человека, восстать на Бога: одно дело — человек, даже носящий на себе царскую порфиру, а другое дело — Бог. Думаешь, окаянный, что убережешься? Никак! Если ты пойдешь вместе с ними воевать, придется тебе и Церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать; где руками не дерзнешь, там это сотворится из-за смертоносного яда твоей мысли. Представь же себе, как во время нашествия войска конские копыта будут попирать и давить нежные тела младенцев! Когда же зимой наступают, совершаются еще большие жестокости. И разве же твой злодейский поступок не похож на неистовство Ирода, совершившего убийство младенцев? Это ли благочестие — совершать такие злодейства? Если же ты скажешь, что мы тоже воюем с христианами — германцами и литовцами, то это — нетоже самое. Даже если бы в этих странах были христиане — то ведь мы воюем по обычаям своих прародителей, как и прежде многократно случалось; но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких служителей Церкви и тайных рабов Господних. Кроме того, и война с Литвой совершилась из-за вашей же измены, недоброхотства и безрассудного нерадения».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Отрывок содержит обращение царя Ивана IV к своему ближайшему приближенному.


Задания Д6 № 8162

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Лета 7058 июня царь и великий князь всеа Русии [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет».

Б) «Зачем ты, о князь, отверг свою единородную душу, если ты мнишь себя благочестивым? Чем ты заменишь ее в день Страшного Суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть все равно похитит тебя, — зачем же ты по ложному совету своих преданных бесу друзей и прислужников за тело предал душу, если даже ты и побоялся смерти? И всюду, как бесы во всем мире, так и ваши друзья и слуги, отрекшись от нас, нарушив крестное целование [присягу], подражая бесам разнообразными способами, всюду раскинули сети и по обычаю бесов следят за нами, наблюдая, куда мы идем, что говорим, и, воображая, что они бесплотны [невидимы], они составляют против нас оскорбления и укоризны, приносят их к вам и позорят нас на весь мир. Вы же за это злодеяние даете им многие награды нашей же землей и казной, ложно называя их слугами, и, наполнившись этими бесовскими слухами, словно змеиным ядом, вы, разъярившись на меня и душу свою погубив, принимаетесь разрушать Церковь. Не думай, что это справедливо — разъярившись на человека, восстать на Бога: одно дело — человек, даже носящий на себе царскую порфиру, а другое дело — Бог. Думаешь, окаянный, что убережешься? Никак! Если ты пойдешь вместе с ними воевать, придется тебе и Церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать; где руками не дерзнешь, там это сотворится из-за смертоносного яда твоей мысли. Представь же себе, как во время нашествия войска конские копыта будут попирать и давить нежные тела младенцев! Когда же зимой наступают, совершаются еще большие жестокости. И разве же твой злодейский поступок не похож на неистовство Ирода, совершившего убийство младенцев? Это ли благочестие — совершать такие злодейства? Если же ты скажешь, что мы тоже воюем с христианами — германцами и литовцами, то это — нетоже самое. Даже если бы в этих странах были христиане — то ведь мы воюем по обычаям своих прародителей, как и прежде многократно случалось; но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких служителей Церкви и тайных рабов Господних. Кроме того, и война с Литвой совершилась из-за вашей же измены, недоброхотства и безрассудного нерадения».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Отрывок содержит обращение царя Ивана IV к своему ближайшему приближенному.

(Судебник 1497 года)ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТИ БОЯРОМ И ОКОЛНИЧИМ

Alexandr Tswetkov

1. Судите суд бояром и околничим. А на суде быта у
бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околни-
чим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також
и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом
не мстити ни дружити никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалоб-
ников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником
управа в всемь, которымь пригоже. А которого жалобника
а непригоже управити, и то сказати великому князю, или
к тому его послати, которому которые люди приказаны ве-
дати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублеваго дела
на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и
боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А
будеть дело выше рубля или ниже, и боярину имати по то-
му росчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля
не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому ро-сче-
ту боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а
околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку имати
по тому ж росчету пошлины свои; а околничему четверть и
диаку четыре алтыны з денгою, а неделщику четверть, да
неделщику ж вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою,и боя-
рину с диакомь взяти на убитом противень противу исце-
ва; а околничему полтиина, а диаку четверть, а неделщи-
ку полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татббе, имо на убитом исцево допра-
вити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диа-
ку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясче-
го 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и
диаку.
8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой,
или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое
дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети каз-
нити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его
статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и
диаку имати себе. А противень и продажа боярину и диаку
делити:
боярину два алтына, а диаку осмь денег, А не будет у
которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину
лихого истцу вь его гыбели не выдати, а велети его каз-
нити смертною казнию тиуну великого князя московскому
да дворскому.
9. А гоеударскому убойце и коромолнику, церковному
татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому
лихому человеку живота не дати, казнити его смертною
казнью.
10. О ТА ТЕХ. А котораго татя поймают с какою татбою
ни буди впервые, опроче церковные татбы и головные, а в
ыной татбе в прежней довода на него не будет, ино его
казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем
доправя, да судие его продати. А не будет у того татя
статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутиемь, да
исцу его выдать вь его гибели головою на продажю, а
судье не имати ничего на нем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: