Укажите виды третейских судов постоянно действующие разовые многогранные многомерные

Обновлено: 18.04.2024

Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

См. также "Правила арбитража внутренних споров" (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)

Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ "Об арбитраже. " третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров ( третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Виды третейских судов и порядок их образования

Виды третйских судов

Постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • государственными и муниципальными учреждениями;
  • государственными корпорациями, государственными компаниями;
  • политическими партиями и религиозными организациями;
  • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

    1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
    2. ведению делопроизводства,
    3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора .

    Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:

    1. администрирование международного коммерческого арбитража;
    2. администрирование арбитража внутренних споров;
    3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

    Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения .

    Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

    Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

    Арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

    Порядок и збрания (назначения), основания и процедура отвода арбитров регулируется ст.ст. 11-13 ФЗ.

    Если стороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора при соблюдении положений части 7 настоящей статьи - председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

      1. иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
      2. иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

      В слу чае коллегиального разрешения спора стороны арбитража могут договориться о том, что председатель третейского суда может не соответствовать требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи, при условии, что в состав третейского суда будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям.

      Арбитром не может быть лицо:

        • не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
        • имеющее неснятую или непогашенную судимость;
        • полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
        • которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

        Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

          1. организации-юридические лица;
          2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
          3. физические лица:
            • которые п редъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
            • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
            • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

            Компетенция третейского суда

            Согласно ст. 16 ФЗ третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции , в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

            Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

            Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. Избрание (назначение) стороной арбитра или ее участие в избрании (назначении) арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитража. Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

            Третейский суд может принять постановление по заявлению о превышени третейским судом пределов своей компетенции

              • либо как по вопросу предварительного характера,
              • либо в решении по существу спора.

              Если третейский суд принимает постановление по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение одного месяца после получения уведомления о принятии этого постановления подать заявление в компетентный суд о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции. Стороны, арбитражное соглашение которых предусматривает администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, могут своим прямым соглашением исключить такую возможность. Предъявление в суд указанного заявления само по себе не препятствует третейскому суду продолжать арбитраж и принять арбитражное решение.

              Ст. 17 ФЗ устанавливает полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер по заявлению любой стороны, если стороны не договорились об ином.

              Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

              Порядок оспаривания решений третейского суда

              Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

              Порядок оспаривания арбитражного решения установлен ст. 40 ФЗ.

              В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене.

              Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

              Основаниями отмены решения могут стать, например:

                • недействительность третейского соглашения,
                • выход решения за пределы соглашения,
                • нарушение закона о третейских судах в части несоответствия состава суда и процедуры разбирательства.

                Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 419 ГПК РФ.

                С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.

                Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд , на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. По соглашению сторон третейского разбирательства заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в районный суд по месту жительства или месту нахождения одной из сторон третейского разбирательства.

                Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

                Главная часть заявления — тщательное аргументированное раскрытие таких недостатков третейского производства, которые могут привести к отмене оспариваемого решения.

                Осно­вания отмены исчерпывающе перечислены в ст. 421 ГПК РФ:

                1. одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
                2. третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Российской Федерации;
                3. решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
                4. состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
                5. сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения;
                6. спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
                7. решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.

                Никакие ссылки на ошибочную оценку доказательств, необо­снованность, незаконность, обычно фигурирующих в жалобах на акты государственных судов, юридической силы по отношению к третейским судам не имеют.

                Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления в районный суд. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается в районном суде, по правилам истребования доказательств.

                Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

                Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или в суд по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

                С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

                Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

                1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

                2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

                (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

                (см. текст в предыдущей редакции)

                Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

                3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

                1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

                2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

                3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

                4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

                5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 - 14 настоящего Федерального закона.

                6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

                С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

                Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

                В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

                третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

                третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

                третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

                третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

                правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

                правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

                стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

                компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

                Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

                Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

                Виды третейских судов

                Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

                общеевропейский третейский суд;

                федеральный третейский суд;

                местный третейский суд.

                Какие дела рассматривает третейский суд

                Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

                Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

                - корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

                о принадлежности акций;

                долей в уставном капитале;

                об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

                - договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

                - финансовыми отношениями между компаниями;

                - защитой деловой репутации.

                Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

                Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

                Но есть и другие отличия:

                - В возможности обратиться в суд:

                в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

                для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

                - В части назначения судей:

                в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

                в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

                - В части оплаты работы судов:

                в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

                арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

                - В части полномочий судов:

                третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

                полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

                Почему компании обращаются в третейские суды

                Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

                разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

                третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

                участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

                как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

                Третейское соглашение

                Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

                Третейская оговорка может быть трех видов:

                альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;

                безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;

                конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

                Требования к третейскому судье

                Арбитр (третейский судья) - это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

                Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

                обязан иметь высшее юридическое образование;

                не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

                Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

                Порядок третейского судопроизводства

                В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

                Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

                Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

                Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение - письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

                Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

                Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

                Состав третейского суда для разрешения иска

                Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

                Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

                Результат третейского разбирательства

                Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

                Исполнение решения третейского суда

                Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

                Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

                Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

                За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

                Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

                . часть суммы санкций, определяемых третейским судом, учитывается налогоплательщиком в целях . международного коммерческого арбитража или решения третейского суда, а также учитывая позицию, . . Учитывая изложенное, доходы арбитра (третейского судьи), полученные от указанной деятельности, облагаются . применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих . договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража Страховые взносы .

                . -11/68813). Уплата НПД арбитром (третейским судьей). Согласно ст. 2 Федерального закона . разбирательстве) в Российской Федерации» арбитром (третейским судьей) является физическое лицо, избранное сторонами . законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража . от правовой квалификации статуса арбитра (третейского судьи). В Письме ФНС России от .

                . установленном порядке постоянно действующие третейские суды, за разрешение в третейском суде споров, возникающих между . выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, и, соответственно .

                . установленном порядке постоянно действующие третейские суды, за разрешение в третейском суде споров, возникающих между . выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, и, соответственно .

                . листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в . листа на принудительное исполнение решения третейского суда и т.д. По инициативе .

                . . № 03-03-06/1/101901 Третейские суды не входят в судебную систему . сторонами при разрешении спора в третейском суде, по нашему мнению, не могут . , связанные с разрешением спора в третейском суде (статья 22 Закона N 382 .

                . Поскольку полученные денежные средства арбитром (третейским судьей) в рамках осуществления им арбитража . налогообложения. Учитывая изложенное, доходы арбитра (третейского судьи), полученные от указанной деятельности, облагаются .

                . . № 03-03-06/1/101901 Третейские суды не входят в судебную систему . сторонами при разрешении спора в третейском суде не могут рассматриваться по аналогии . , связанные с разрешением спора в третейском суде (статья 22 Закона N 382 .

                . отрицательного факта: «Доказывая нелегитимность решения третейского суда, конкурсному кредитору достаточно представить суду .

                . , в том числе исполняя решения третейского суда или международного коммерческого арбитража, такие .

                Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

                См. также "Правила арбитража внутренних споров" (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)

                ВНИМАНИЕ! С 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность (см. Информацию Минюста РФ от 01.11.2017 "Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации".

                Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

                Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

                Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ "Об арбитраже. " третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров ( третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

                Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

                Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

                  1. организации - юридические лица;
                  2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
                  3. физические лица:
                    • которые п редъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
                    • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
                    • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

                    Виды третейских судов и порядок их образования

                    Виды третейских судов

                    Постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

                    В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

                    Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

                    Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

                    • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
                    • государственными и муниципальными учреждениями;
                    • государственными корпорациями, государственными компаниями;
                    • политическими партиями и религиозными организациями;
                    • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

                    Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

                    Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

                    Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

                      1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
                      2. ведению делопроизводства,
                      3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора .

                      Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:

                      1. администрирование международного коммерческого арбитража;
                      2. администрирование арбитража внутренних споров;
                      3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

                      Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения .

                      Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

                      Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

                      Порядок образования третейских судов

                      Согласно ст. 11 ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" стороны арбитража могут определять по своему усмотрению число арбитров, при этом, если иное не указано в федеральном законе, число арбитров должно быть нечетным .

                      Если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются 3 арбитра .

                      В отсутствие соглашения сторон применяются следующие правила:

                      1) при арбитраже с тремя арбитрами:

                        • каждая сторона избирает одного арбитра и
                        • два назначенных арбитра избирают третьего.

                      Если сторона не изберет арбитра в течение 1 месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом.

                      2) при арбитраже с единоличным арбитром:

                        • если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение производится компетентным судом.

                        При назначении арбитра компетентный суд учитывает

                          1. любые требования, предъявляемые к арбитру соглашением сторон, и
                          2. такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра.

                          Если с тороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора - председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

                            • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
                            • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

                            Арбитром не может быть физическое лицо :

                              1. не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
                              2. имеющее неснятую или непогашенную судимость;
                              3. полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
                              4. которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

                              Компетенция третейского суда

                              Ст. 16 ФЗ "Об арбитраже. " устанавливает право третейского суда на принятие постановления по вопросу о своей компетенции .

                              Третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

                              ВАЖНО! Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

                              Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. По данному заявлению принимается постановление

                              • либо как по вопросу предварительного характера,
                              • либо в решении по существу спора.

                              Постановление третейского суда по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, может быть оспорено в течение 1 месяца после получения уведомления о принятии этого постановления в компетентном суде.

                              Если стороны не договорились об ином, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер , которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

                              Автор статьи

                              Куприянов Денис Юрьевич

                              Куприянов Денис Юрьевич

                              Юрист частного права

                              Страница автора

                              Читайте также: