Укажите верное утверждение директор школы как представитель государства имеет право единоначалия

Обновлено: 22.04.2024

Закон определил структуру образовательных учреждений.

Дошкольное образование: детские сады, семейное воспитание.

Общее образование: начальное образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), общее среднее образование (10-11 классы). Общее среднее образование дают также техникумы и некоторые профессиональные училища. В последние годы усилилась профильность общеобразовательных школ. Появились школы с гуманитарным, естественно-математическим уклоном. С 70-х годов в ряде школ функционируют педагогические классы, наблюдается появление кадетских классов. То есть в этих учреждениях наряду с общим образованием осуществляется допрофессиональная подготовка школьников. Наиболее глубоко она ведется в суворовских и нахимовских училищах, лицеях при высших учебных заведениях. Большой популярностью у населения пользуются школы с ранним, углубленным изучением иностранных языков.

Для рабочей молодежи существуют вечерние общеобразовательные школы, в которых в последние годы увеличилось число учащихся. Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, вплоть до филиалов вузов, функционируют и в исправительных учреждениях, подведомственных Министерству юстиции.

Профессиональное образование: начальное профессиональное образование, даваемое профессиональными училищами; среднее профессиональное образование, получаемое в техникумах и колледжах; высшее профессиональное образование, которое дают высшие учебные заведения; послевузовское образование, осуществляемое аспирантурой, ординатурой. Высшее образование можно получить в многопрофильных учебных заведениях - университетах, где имеются как гуманитарные, так и естественно-математические факультеты. Большинство же вузов носит профильный характер - в соответствии с основными отраслями науки и производства: военные, педагогические, медицинские, экономические, железнодорожные и т. д. Кроме того, существует система повышения квалификации или переподготовки специалистов.

Дополнительное образование осуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные, художественные, спортивные школы, секции, станции юных техников, туристов и т. д.), либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцы пионеров и школьников). Некоторые школы, кроме реализации основной общеобразовательной функции, стремятся осуществлять и дополнительное образование детей. В этом случае на базе школы создается культурологический центр, совмещающий в себе несколько профилей: спортивно-оздоровительный, гуманитарный, искусствоведческий, технический и т. п. В среднем по стране каждый третий городской школьник занимается в учреждениях системы дополнительного образования.

Специальное образование осуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии. К этой группе относятся детские дома, интернаты различных профилей, специальные школы, например школы для слабослышащих и глухонемых детей, слабовидящих и слепых детей. Существуют также школы (число которых, к сожалению, растет), где обучаются дети с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении.

По форме образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, частными, общественных и религиозных организаций. Закон предусматривает следующие формы образования: в образовательных учреждениях, с отрывом и без отрыва от производства, семейное воспитание, экстернат.

Система образования нашей страны является ее законной гордостью. О том, какой огромный путь прошла она за последние 100 лет, свидетельствуют следующие факты. В начале века грамотность российского населения составляла всего лишь 33%. Вопрос о всеобщем начальном обучении лишь обсуждался как далекая перспектива. Современная система образования в России состоит из 70 тыс. общеобразовательных школ. В них обучаются свыше 20 млн детей, которым как минимум дается образование в пределах 9-летней основной школы. Значительная часть школьников получает полное среднее образование в 11-летней школе.

Управлениесистемой образования страны осуществляется Министерством образования. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования. В городах и районах руководящие структуры - это управления (отделы) образования. Руководство всей деятельностью школы осуществляется ее директором, назначенным муниципальным отделом (управлением) образования, и советом школы, избираемым из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор возглавляет педагогический коллектив, вместе с советом обеспечивает правильный подбор кадров, создает условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы как представитель государства имеет право единоначалия. Его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся.

Обычно каждая управленческая структура имеет учреждения или подразделения, которые оказывают помощь педагогам, осуществляют методические функции. При Министерстве существует Центральный институт повышения квалификации педагогических кадров. В регионах имеются институты повышения квалификации работников образования. Районные методические кабинеты оказывают помощь педагогам на местах. В школах методические объединения учителей помогают им совершенствовать работу.

Ведущим научным учреждением страны является Российская Академия образования. Большая исследовательская работа ведется в вузах.

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.

(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.

Ответы тесты. Витте.

1. По сферам жизнедеятельности права человека делятся на:
+ личные
+ публичные
духовно-политические
материальные

2. Укажите верное утверждение:
+ Право на образование существует вне зависимости от государственной воли.
Право на образование существует только благодаря государственной воли.

3. В России государство (выберите все верные варианты ответа):
+не может даровать право на образование гражданам
может в редких случаях (при ограничениях личности) не даровать право на образование гражданам
устанавливает монополию на образование
+обязано всеми доступными средствами способствовать реализации права на образование

4. Право на образование является:
+ личным
+ социальным
+ культурным

5. Обучающимся и педагогическим работникам предоставляются следующие академические права и свободы:
+ право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения
+ право на участие в формировании содержания своего профессионального образования
+ свобода преподавания
+ право на творческую инициативу
+ право на участие в экспериментальной и международной деятельности

6. Право на образование закреплено как право человека:
+ как на национальном, так и на международном уровнях
Только на национальном уровне
Только на международном уровне

7. Согласно какой статье Конституции РФ «каждый имеет право на образование»?
Ст. 18
+ ст. 43
Ст. 4
Ст. 27

8. Укажите, что из ниже перечисленного представляет собой ключевые элементы образования РФ (согласно законодательству):
+ образовательные программы различного вида, уровня и /или направленности
+ организации, осуществляющие образовательную деятельность
+ педагогические работники
+ обучающиеся
+ родители обучающихся
+ организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности

9. Что включает в себя образовательная программа?
+ учебный план
+ календарный учебный график
Смену учебного процесса
+ рабочие программы учебных процессов, курсов, дисциплин

10. Образовательная организация – это:
+ некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
+ Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение

Ответы тесты. Витте.

11. Основные общеобразовательные программы – это:
+ образовательные программы дошкольного образования
+ образовательные начального общего образования
+ образовательные программы основного общего образования
+ образовательные программы среднего общего образования
образовательные программы высшего образования
образовательные программы среднего профессионального образования
образовательные программы начального профессионального образования

12. Образовательные программы среднего профессионального образования – это:
+ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
+ программы подготовки специалистов среднего звена
Образовательные программы начального общего образования
Образовательные программы основного общего образования

13. Образовательные программы высшего образования включает в себя:
+ программы бакалавриата
+ программы специалитета
+ программы магистратуры
+ программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

14. Дополнительные профессиональные программы включают в себя:
+ программы повышения квалификации
+ программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Программы переподготовки рабочих, служащих

15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
Реализуют образовательные программы только самостоятельно
Не могут использовать модульный принцип содержания образовательной программы
+ вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
+ реализуют образовательные программы в организациях или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность

16. К образовательным организациям в РФ относятся:
+ дошкольная образовательная организация
+ общеобразовательная организация
+ профессиональная образовательная организация
+ образовательная организация высшего образования
+ организация дополнительного образования
+ организация дополнительного профессионального образования
Организации, осуществляющие образовательную деятельность

17. К академическим правам обучающегося относятся следующие:
+ право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность
Право на выбор формы получения образования и формы обучения
+ право на обучение с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающегося
+ право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Право на признание неполного высшего образования, полученного до 29 декабря 2012 г. В качестве полного высшего образования (на уровне бакалавриата)

18. Как называется основной закон в России, регулирующей сферу образования?
+ «Об образовании в Российской Федерации»
«Об образовании»
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
«Об образовании и науке в Российской Федерации»

19. Укажите закон, на основании которого регулируется докторантура:
«Об образовании в РФ»
«Об образовании»
+ «О науке и государственной научно-технической политике»
«Об образовании и науке»
«О науке»
Сколько стоит учебная работа на заказ?

Во всех странах система образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику – ее определяют национальные особенности культуры. Но уже сейчас можно говорить об определенной выраженности следующих ступеней систем образования, свойственных многим странам, в том числе и высшей:

дошкольное образование для детей до 7 лет;

всеобщая начальная школа для детей 7-11 лет;

неполная общая школа для подростков 12-15 лет;

полная общая или профессиональная школа для молодежи 16- 20 лет;

специальные профессиональные и высшие учебные заведения для людей 17-25 лет;

учреждения для повышения квалификации и переподготовки специалистов, уже имеющих образовательный статус.

Закон РФ четко определил структуру образовательных учреждений.

Дошкольное образование – детские сады, семейное воспитание. По данным статистики 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах.

Созданная в советское время широкая сеть дошкольных воспитательных учреждений продолжает функционировать и в последнее время. Количество детских садов в стране в настоящее время доходит до 100 тысяч.

Основная задача дошкольных учреждений заключается во всестороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и подготовке к обучению в школе.

Общеобразовательная школа. Ведущее место в системе образования занимает общеобразовательная школа. До недавнего времени она была единой для всех регионов страны. Но демократические преобразования общества стали основанием для выделения в отдельные виды общеобразовательных гимназий, лицеев, колледжей и пр. При этом независимо от вида общеобразовательного учреждения в них выделяются ступени начального, общего основного и полного общего образования.

Начальная ступень школы - 4 года. Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7-11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Ребенок в этом возрасте впервые делает шаг в мир взрослой культуры и отношений.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств личнос­ти. Ребенок этого возраста отзывчив и любознателен, непосредствен и доверчив, склонен к подражательству. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учи­теля, а также влияние родителей и взрослых. Одобрение и неодобрение с их стороны обладает большой силой - укрепляют содеянное, корректируют будущие действия, блокируют повторные, проецируют новые формы поступка.

Основным фактором формирования личности в этом возрасте яв­ляется деятельность - игровая, учебная, трудовая, общественно-по­лезная и т.п. Чуткость, внимание и умение стимулировать и органи­зовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность де­тей в решающей мере определяют успех воспитания.

Основное школьное образование (2 ступень) – 5 лет. Здесь речь идет о школе для подростков. В этом возрасте особое значение приобретает процесс развития, когда подросток начинает выде­лять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников, они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них при­чинно-следственные связи.

Подростковый возраст - это возраст начала активного формиро­вания мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений.

Важную роль в развитии личности в этот момент играет коллек­тив. Воспитание личности осуществляется, в частности, путем воз­действия на коллектив, организацию его самодеятельности, путем применения к личности высоких и принципиальных требований в соче­тании с уважением к ее достоинству.

В этом возрасте очень важно сформировать ценностные ориентиры – любовь к своей земле, Родине, своему народу. Такому состоянию души человека способствует специально организованный, педагогически обоснованный, многоплановый процесс трудовой и деловой активности подростков в сочетании с научным осознанием ими мироустройства и подобающего места человека в нем.

Здесь закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, обеспечивается развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, формируется научное мировоззрение.

Основная школа является обязательной. ЕЕ выпускники могут продолжить обучение в средней школе, но также имеют право поступать в профессиональные учебные заведения различного типа и профиля, в вечерние средние общеобразовательные школы.

Полное общее образование (3 ступень) – 2-3 года. Она завершает общеобразовательную подготовку учащихся, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, их активного включения в жизнь общества. Это период ранней юности – возраст 15-18 лет. Он характе­ризуется наступлением физической и психической зрелости. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствуют возникновению стойких убеждений и идеалов. Возникает потребность в самовоспитании, в развитии самосознания, которое связано прежде всего с тем, что юноша должен осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, которые принесет в ближайшем будущем трудовая дея­тельность. Заметно развиваются в этом возрасте эстетические чувс­тва, способность замечать, воспринимать, любить прекрасное в ок­ружающей действительности. Эти чувства отличаются большей слож­ностью, нежели в предыдущем возрасте.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка юноши родителями, учителями и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и педагогов, требует индивидуального подхода к развивающейся личности. Учитывая сво­еобразие личности учащихся, педагоги планируют конкретную систему воспитательных воздействий, успешность которой во многом зависит от личности педагога.

Общее среднее образование кроме общеобразовательных школ дают также техникумы и некоторые профессиональные училища. В последние годы усилилась профильность общеобразовательных школ. Появились школы с гуманитарным, естественно-математическим уклоном. С 70-х годов 20 в. в ряде школ функционируют педагогические классы, наблюдается появление кадетских классов. То есть в этих учреждениях наряду с общим образованием осуществляется допрофессиональная подготовка школьников. Наиболее глубоко она ведется в лицеях при высших учебных заведениях. Большой популярностью у населения пользуются школы с углубленным изучением иностранных языков.

Для рабочей молодежи существуют вечерние общеобразовательные школы.

Система профессионального образования. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, которые могут получить профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах. Такое образование дается на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование осуществляет подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Его можно получить в университетах, институтах, академиях.

Дополнительное образованиеосуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные, художественные, спортивные школы, секции, станции юных техников, туристов и т.п.), либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцы пионеров и школьников). Некоторые школы, кроме реализации основной общеобразовательной функции, стремятся осуществлять и дополнительное образование детей. В этом случае на базе школы создается культурологический центр, совмещающий в себе несколько профилей: спортивно-оздоровительный, гуманитарный, искусствоведческий, технический и т.п. В среднем по стране каждый третий школьник занимается в учреждениях системы дополнительного образования.

Специальное образованиеосуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, а также учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии. К этой группе относятся детские дома, интернаты различных профилей, специальные школы, например школы для слабослышащих и глухонемых детей, слабовидящих и слепых детей. Существуют также школы, где обучаются дети с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении.

Управление системой образования страны осуществляется Министерством образования и науки. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования. В городах и районах руководящие структуры – это управления (отделы) образования. Руководство всей деятельностью школы осуществляется ее директором, назначенным муниципальным отделом (управлением) образования, и советом школы, избираемым из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор возглавляет педагогический коллектив, вместе с советом обеспечивает правильный подбор кадров, создает условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы как представитель государства имеет право единоначалия. Его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся.

1.3. Тенденции развития системы образования России

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10 – 15 лет) проводятся реформы образования. В XX в. российская система образования несколько раз реформировалась. В настоящее время идет новый длительный этап ее реформирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?

Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.

Конкретно приоритетами образования для модернизации общества должны быть:

1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

2. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.

3. Поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.

4. Противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение наркомании, рост криминогенности в молодежной среде. Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.

5. Реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Организационной основой новой реформы образования является постепенный переход на 12-летний срок обучения в средней школе, который должен быть завершен к 2010 году. Реформа, по сути дела, началась в 2000/01 учебном году переходом всей начальной школы на 4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста. Реформа предполагает восстановление массового дошкольного, рассматриваемого как часть общего образования, которое будет осуществляться по гибким программам.

Существенно должно измениться содержание основного и среднего общего образования, предполагающее:

- усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, что будет реализовано через увеличение относительного объема предметов социально- гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы общественного устройства, иностранные языки);

- повышение практической ориентации общего среднего образования на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;

- дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся (от одаренных детей до детей с проблемами), а также формирования индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.

Реформа предполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностями профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности. Основные профили: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социально-экономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; техника и инженерное дело; агрокомплекс и агротехнологии; искусство.

Реформа предполагает решить следующие задачи:

- устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;

- изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; повысить роль самостоятельной работы учащихся и студентов;

- ввести уже в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, в полной средней школе – по специализированным прикладным программам;

- обеспечить рабочее знание как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

Осуществление реформы должно превратить образование в одну приоритетных областей политики нашего государства. Решать же конкретные задачи придется тем, кто сегодня пришел в студенческие аудитории и будет создавать профессионально-педагогическое обеспечение реформы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: