Укажите какие из приведенных положений можно назвать отличительными признаками правосудия

Обновлено: 19.04.2024

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:

  • часть 5 статьи 32 Конституции России устанавливает право граждан «участвовать в отправлении правосудия»;
  • часть 2 статьи 50 запрещает при осуществлении правосудия «использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»;
  • статья 52 посвящена охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба»;
  • часть 1 статьи 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Знатоки русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «правосудие как деятельность судебных органов; справедливое решение дела, спора».

Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.

Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.

Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.

Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» суды общей юрисдикции рассматривают:

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;
  • иные дела, отнесённые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи. В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.

Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.

Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.

Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве. В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции соответствующими законами. Арбитражные суды – судебные органы, которые входят в судебную систему РФ, они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой. Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.

С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

В связи с положениями ст. 118 ч. 2 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие. Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учётом того, что компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов.

Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок, является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

государства на основании Конституции, действующего законодательства. Правосудие – это деятельность от имени гос-ва по рассм-ю судом гражд. угол. и конст. дел.

Отличительные свойства правосудия:

1. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» - ч. 1 ст. 118 К. указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды; только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, в установленных законом случаях представители населения.

2. рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Завершается судебное заседание решением (по гражданским делам) или приговором (по уголовным). Они должны быть законными и обоснованными, иначе могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями, деятельность которых тоже является правосудием.

3. оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел. Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное,

гражданское, административное и уголовное + из Ф зак-дат-ва

4. этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого

порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством. Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и праведливость судебных решений,недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи

обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона О статусе судей).

5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер. С учетом отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и

подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.

Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление правосудия специальным государственным органом, а именно - судом. Данный принцип обозначает, что в нашей стране не допускается создание чрезвычайных или иных судилищ, не предусмотренных федеральным законом;
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость. Каждый судья неприкосновенен и может быть привлечен к уголовной ответственности только в специальном порядке. Судья имеет хорошие социальные гарантии: высокую заработную плату, длинный отпуск, достойную пенсию;
  • правосудие осуществляется в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Иных форм для осуществления правосудия законом не предусмотрено;
  • решения и определения суда носят общеобязательный характер. Данный принцип обозначает, что решения любого суда должны исполняться под угрозой наказания.

Значение правосудия и его признаков

Правосудие касается принятия решений только по кардинальным вопросам в области реализации:

  • социальных;
  • экономических;
  • политических;
  • иных личных прав и свобод граждан и организаций.

Именно за правосудием закреплена функция признания лица виновным в совершении преступления, а также назначения соответствующей меры наказания. Такое же право принадлежит правосудию при определении юридических последствий по гражданским спорам. Правосудие также основной способ разрешения споров в сфере экономической деятельности, между организациями и предпринимателями.

Существование качественного правосудия говорит об общем высоком уровне правосознания и правовой культуры в государстве.

Только стабильно работающая судебная система способна помочь гражданам и организациям в отстаивании ими своих прав и свобод. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, имеющей собственное принципиальное значение для любого гражданского общества.

Акт правосудия (решение по гражданскому делу или приговор по уголовному) обладает признаком общеобязательности. Это значит, что акт правосудия является обязательным для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц и должны исполняться на всей территории страны после вступления его в законную силу.

Готовые работы на аналогичную тему

Неисполнение обязанным лицом судебного решения или производство действий по воспрепятствованию исполнению решения может повлечь применение санкций. К примеру, согласно статье 315 УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее злостное неисполнение государственным или иным служащим судебного решения или приговора, а также воспрепятствование его исполнению может повлечь наложение штрафа до двух лет или лишения свободы сроком до двух лет.

Правосудие не может быть признано правоохранительной деятельностью, так как отличается от деятельности правоохранительных органов, основная задача которых заключается в раскрытии, расследовании и пресечении преступлений. Задача суда – установить истину, разрешить спор между сторонами обвинения и защиты.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 25.09.2017

Виктория Вячеславовна Быстрова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Ниже в качестве примера приведено решение двух задач: теоретиче-ской и практической.

Проанализируйте представленные ниже понятия:

– независимость судей и подчинение их только закону;

– национальный язык судопроизводства;

– укрепление законности и правопорядка;

– осуществление правосудия судом;

– непрерывность судебного разбирательства;

– особый порядок привлечения судей к ответственности;

– защита прав и свобод человека и гражданина.

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

к принципам правосудия?

Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?

Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

к принципам правосудия?

Законность – относится к принципам правосудия, поскольку являет-ся общим началом деятельности судов в строгом соответствии с законом (ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 УПК РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 6, 13 АПК РФ, ст. 9, 15 КАС РФ, ст. 1 КоАП РФ).
Независимость судей и подчинение их только закону – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности судов и подчеркивает независимость судов (ст. 120 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Меж-дународного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции

о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 29 ФКЗ «О Конституционном Суде Россий-ской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 8.1 УПК РФ, ст. 8 ГПК РФ, ст. 5 АПК РФ, ст. 7 КАС РФ, ст. 24.3 КоАП РФ).

Гласность судопроизводства – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности суда, так как суды долж-ны действовать в открытых судебных заседаниях (ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Кон-венции о защите прав человека и основных свобод, ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 31 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Россий-ской Федерации», ст. 241 УПК РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 11 КАС РФ, ст. 24.3 КоАП РФ).

Справедливость приговора – является не принципом правосудия, а одним из требований к приговору (ст. 297 УПК РФ).

Единоначалие – не является принципом правосудия, поскольку дела рассматриваются судами не только единолично, а при сочетании едино-личного и коллегиального начала.

Национальный язык судопроизводства – является принципом право-судия, поскольку выражает общее начало о рассмотрении всех категорий дел на государственном языке Российской Федерации или государствен-ном языке республики, входящей в состав Российской Федерации (ст. 26 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Всеобщей декларации прав че-ловека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических пра-вах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 33 ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации», ст. 6 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 18 УПК РФ, ст. 9 ГПК РФ, ст. 12 АПК РФ, ст. 12 КАС РФ, ст. 24.2 КоАП РФ).

Укрепление законности и правопорядка – является не принципом правосудия, а его задачей.

Осуществление правосудия судом – является общим принципом пра-восудия, поскольку характеризует деятельность судов при рассмотрении любых категорий дел (ст. 47, 118 Конституции Российской Федерации, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О су-дах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 8 УПК РФ, ст. 5 ГПК РФ, ст. 1 АПК РФ).

Непрерывность судебного разбирательства – в настоящее время та-кого принципа правосудия нет, он выделялся в советском процессуальном законодательстве, сейчас же суды не обязаны рассматривать каждое дело непрерывно.

Особый порядок привлечения судей к ответственности – является не принципом, а гарантией одного из принципов (принципа независимости судей и подчинения их закону).
Защита прав и свобод человека и гражданина – является не принци-пом, а целью правосудия.
Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

1. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конститу-ции Российской Федерации, ст. 2, 7, 10 Всеобщей декларации прав челове-ка, ст. 2, 14, 26 Международного пакта о гражданских и политических пра-вах, ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 6 ГПК РФ, ст. 7 АПК РФ, ст. 8 КАС РФ, ст. 1.4 КоАП РФ).

2. Принцип состязательности (ст. 123 Конституции Российской Фе-дерации, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международ-ного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции о защи-те прав человека и основных свобод, ст. 35 ФКЗ «О Конституционном Су-де Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Рос-сийской Федерации», ст. 15 УПК РФ, ст. 12 ГПК РФ, ст. 8, 9 АПК РФ, ст. 14 КАС РФ).

3. Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Между-народного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции
о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 УПК РФ, ст. 1.5 КоАП РФ).

4. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод, ст. 16 УПК РФ).

5. Принцип разумного срока судопроизводства (ст. 6 Конвенции

о защите прав человека и основных свобод, ст. 6.1 УПК РФ, ст. 6.1 ГПК РФ, ст. 6.1 АПК РФ, ст. 10 КАС РФ).
Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

Все принципы правосудия закреплены в законах, однако они могут быть не прямо закреплены (может не быть отдельной статьи, закрепляю-щей название и содержание принципа), а выводиться на основании си-стемного толкования соответствующих процессуальных норм.

В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

Принципы правосудия закреплены в Конституции Российской Феде-рации, международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав челове-ка, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвен-ции о защите прав человека и основных свобод), федеральных конститу-ционных законах (ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федера-ции», ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»), процессуальных кодексах (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ).

Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?
Данные нормы являются наиболее общими и не закрепляют кон-кретных правил поведения, напротив, все остальные правила поведения должны соответствовать нормам-принципам.

Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции Россий-ской Федерации и федеральном законодательстве основополагающие начала организации и деятельности судов.

Классификация принципов правосудия:

I. По сфере действия:

1) конституционные принципы;

2) международно-правовые принципы;

3) принципы, закрепленные в федеральном законодательстве. III. По содержанию:

Председатель Асиновского городского суда Томской области Х.

с 9.00 до 10.00 часов провел совещание с работниками аппарата суда. На нем, в частности, рассматривался вопрос о неудовлетворительной рабо-те секретаря суда Мирошниченко: опаздывает на работу, грубит посетите-лям, не вовремя оформляет документы. Председатель суда объявил Ми-рошниченко устный выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12.30 председатель изучал поступившие из прокуратуры уголов-ные дела и распределил их между судьями. После обеда он единолично рассмотрел два гражданских дела, а с 18.00 до 19.30 осуществлял прием граждан.

Назовите полномочия председателя районного суда. Что такое правосудие?

Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?

Назовите полномочия председателя районного суда.

В соответствии со ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, уста-новленных для председателя суда федеральными конституционными зако-нами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя,

а также в порядке, установленном федеральным законом, между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,

в том числе назначает на должность и освобождает от должности работни-ков аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, прини-мает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию допол-нительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Что такое правосудие?

Правосудие – осуществляемая в особом процессуальном порядке правоохранительная деятельность суда в форме гражданского, уголовного, административного, конституционного и арбитражного судопроизводства, направленная на разрешение правовых споров в целях защиты прав и за-конных интересов граждан, юридических лиц и государства, в результате которой принимаются особые акты, которые являются обязательными для исполнения.

Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

1) одна из правоохранительных функций, одна из функций судебной

2) в результате этой деятельности принимаются особые акты, кото-рые являются общеобязательными;

3) осуществляется только конкретными способами, указанными в за-

4) особая подведомственность споров, предусмотренных законом;

5) данная деятельность осуществляется с соблюдением особого по-рядка (процедуры), установленного процессуальным законом;

6) осуществляется только особым органом – судом.

Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан-ского, административного и уголовного судопроизводства. Кроме того, принято выделять также арбитражное судопроизводство как отдельный вид судопроизводства, хотя в науке гражданского процесса ведутся споры по поводу того, является ли арбитражное судопроизводство самостоятель-ным видом или только подвидом гражданского судопроизводства.

Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

Нет, не всякую. Помимо правосудия суды также осуществляют:

1) конституционный контроль (осуществляется исключительно Кон-ституционным Судом Российской Федерации);

2) судебный контроль (например, ч. 2 ст. 29 УПК РФ – контроль за ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе);
3) судебный надзор – деятельность вышестоящих судов по проверке решений нижестоящих судов (некоторыми авторами рассматривается как самостоятельная функция судов);

4) иные функции: толкование правовых норм, участие в формирова-нии судейского корпуса, изучение и обобщение судебной практики.

Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?
Совещание с работниками аппарата суда и обсуждение результатов работы отдельных из них нельзя считать правосудием, поскольку на таком совещании не решаются какие-либо правовые споры, а лишь решаются ор-ганизационные вопросы деятельности суда (п. 5 ст. 6.2 Закона РФ «О ста-тусе судей в Российской Федерации»). Распределение дел между судьями также не относится к правосудию, поскольку это является организацион-ной деятельностью председателя суда (п. 1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), а не собственно разрешением дел. Еди-ноличное рассмотрение гражданских дел, в свою очередь, является право-судием, поскольку председатель суда действовал как судья и осуществлял деятельность, направленную на разрешение правовых споров, урегулиро-ванную ГПК РФ. Прием граждан также не является правосудием, посколь-ку в ходе такого приема председатель суда не разрешает конкретных дел, такая деятельность не урегулирована процессуальным законом.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Президент Российской Федерации издал указы:

– о классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

– о присвоении судье почетного звания «Заслуженный юрист Рос-сийской Федерации»;

– вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

– о координации деятельности правоохранительных органов по борь-бе с преступностью;

– об оплате труда Председателя Следственного комитета Россий-ской Федерации;

– о назначении судей федеральных судов и о представителях Прези-дента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Фе-дерации;

– о комиссии при Президенте Российской Федерации по предвари-тельному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

– о назначении начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области.

Какие из этих актов относятся к нормативным источникам курса «Правоохранительные органы» и почему?

Что такое правовые источники курса «Правоохранительные орга-

Приведите классификации правовых источников курса «Правоохра-нительные органы» по разным основаниям.

2. В Конституционный суд Российской Федерации поступил запрос гарнизонного военного суда о соответствии Уголовно-процессуальному

кодексу Российской Федерации отдельных положений Федерального зако-на «О прокуратуре Российской Федерации».

Вправе ли Конституционный суд Российской Федерации рассматри-вать данный запрос?

Каковы цели и полномочия Конституционного суда Российской Фе-дерации?

3. Начальник Следственного департамента Министерства внутрен-них дел Российской Федерации своим приказом назначил на должность начальника Главного следственного управления Главного управления МВД России по субъекту Российской Федерации. Вновь назначенный начальник Главного следственного управления издал приказ об увольне-нии начальника следственного отдела МВД России одного из муниципаль-ных районов субъекта Российской Федерации.

Опишите систему органов предварительного следствия в системе органов внутренних дел.

Каковы их задачи? Кто возглавляет эту систему?

В каком порядке назначаются на должность и освобождаются от должности сотрудники следственных подразделений органов внутренних дел?

Какие специальные звания присваиваются следователям органов внутренних дел?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: