Укажите год когда состоялся суд о котором идет речь в отрывке укажите название революционного

Обновлено: 28.03.2024

1. Расположите следующие территории в хронологической последовательности их присоединения к России. Запишите цифры, которыми обозначены территории, в правильной последовательности в таблицу.

1) начало проведения политики опричнины

2) начало Английской буржуазной революции

3) присоединение Твери к Московскому государству

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Б) начало царствования Бориса Годунова

B) учреждение Верховного тайного совета

Г) Невская битва

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список разных групп населения. Все эти группы, за исключением двух, существовали в Древнерусском государстве.

1) бояре; 2) закупы; 3) рядовичи; 4) баскаки; 5) монахи; 6) казаки.

Найдите и запишите порядковые номера групп населения, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово.

Процесс, заключавшийся в восстановлении в правах, восстановлении утраченного доброго имени, отмене необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за отсутствия состава преступления в отношении жертв сталинских репрессий, который начался в СССР после смерти И. В. Сталина, называется ____.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) Русско-византийские войны

Б) Смутное время в России

B) Северная война

Г) Великая Отечественная война

ФАКТЫ

1) Гангутское сражение

2) оборона Доростола

3) Цусимское сражение

4) Клушинская битва

6) Курская битва

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В тот год сказала дружина Игорю: “Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам”. И послушал их Игорь — пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства».

Б) «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли, а в шестой день спозаранку пошли враги на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) События, описанные в отрывке, произошли в X в.

2) Исторический деятель, упомянутый в отрывке, был сыном Чингисхана.

3) События, описанные в отрывке, произошли в XI в.

4) Исторический деятель, упомянутый в отрывке, был убит во время восстания.

5) Современником событий, описываемых в отрывке, был владимирский князь Юрий Всеволодович.

6) События, описанные в отрывке, произошли в XIII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Какие из перечисленных ниже событий произошли в годы правления императрицы Елизаветы Петровны? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) учреждение Главного магистрата

2) создание Кабинета министров

3) ликвидация внутренних таможенных пошлин

4) издание указа о престолонаследии

5) введение дворянской монополии на винокурение

6) создание Купеческого банка

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Операция советских партизан, проведённая в 1943 г., называлась ____.

Б) Ялтинская конференция «Большой тройки» прошла в ____ году.

В) Советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны — ____.

6) «Рельсовая война»

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) междоусобная война на Руси второй четверти XV в.

Б) присоединение к России Казанского ханства

B) разработка военной реформы периода правления Александра II

Г) борьба за власть после смерти И. В. Сталина

УЧАСТНИК

2) Борис Годунов

3) Дмитрий Шемяка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из выступления по радио и укажите фамилию политического деятеля, выступившего с данным обращением.

«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Битва на Косовом поле

Восстание под предводительством С. Т. Разина

Издание указа о «вольных хлебопашцах»

1) начало правления в Москве Ивана Калиты

3) учреждение Правительствующего сената

5) стояние на р. Угре

7) протекторат Кромвеля

8) Гражданская война в США

9) возникновение Английского парламента

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Ночь 19 января была страшной для России. Умер правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын царевича Алексея. Кто унаследует трон? — думал каждый, кто был в ту ночь в Лефортовском дворце. В русской истории уже не раз бывало, что после смерти государя, не оставившего прямого наследника, ужас междуцарствия надвигался на страну. Ещё жива была память о страшных годах начала XVII века, когда после кончины бездетного царя Фёдора Ивановича и таинственной гибели последнего из сыновей Ивана Грозного — царевича Дмитрия, началась чудовищная вакханалия у трона, гражданская война, разорение и грабежи. По словам современника, русских людей тогда сковало “безумное молчание”. Всем казалось, что вот-вот небо упадет на погрязшую в грехах и преступлениях русскую землю и Россия исчезнет.

Памятны были и события весны 1682 года, когда умер бездетный царь Фёдор Алексеевич. Тогда стрельцы, умело подогреваемые и направляемые царевной Софьей, бросились убивать и грабить сторонников семьи нового, только что избранного царя. ».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Император, о смерти которого говорится в отрывке, был последним прямым потомком династии Романовых по мужской линии.

2) События начала XVII в., о которых говорится в отрывке, вошли в историю под названием «Смута».

3) В отрывке речь идёт о смерти императора Петра III.

4) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, на престол взошла Елизавета Петровна.

5) Судьба русского трона в ходе событий, описываемых в отрывке, была решена Верховным тайным советом.

6) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, в России начинается правление новой династии.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Назовите имя главнокомандующего войсками неприятеля в период боевых действий, изображённых на схеме.

14. Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме.

15. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», где состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе манёвра, обозначенного на схеме, главные силы русских войск переправились через р. Москву.

2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П. И. Багратион.

3) В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был М. Б. Барклай-де-Толли.

4) Современниками обозначенных на схеме событий были М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев.

5) Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», более трёх месяцев.

6) Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «3», сильно пострадал от пожара.

17. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) «Житие Бориса и Глеба»

Б) «Путешествие из Петербурга в Москву»

B) «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах»

Г) стихотворение «Жди меня»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор

2) произведение посвящено борьбе Руси с половцами

3) произведение создано в годы Великой Отечественной войны

4) автор Авраамий Палицын

5) автор А. Т. Твардовский

6) автор произведения описывает события и явления XVIII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Фраза начальника, обращённая к конструктору, свидетельствует о приоритетном применении в сельскохозяйственном производстве интенсивных технологий.

2) Ситуация, связанная с предстоящей поездкой конструктора, являлась типичной для десятилетия, когда вышел номер журнала, на обложке которого размещена карикатура.

3) Изображение свидетельствует, что конструктор использует в работе электронно-вычислительную машину.

4) Номер журнала, обложка которого представлена на рисунке, вышел в свет в период «оттепели».

5) В период, когда вышел номер журнала, обложка которого представлена, в СССР официально отсутствовала безработица.

19. Укажите почтовые марки, выпущенные в том же десятилетии, в котором вышел номер журнала, обложка которого представлена выше. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти марки.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма российского императора

«Милосердый Господь дал нам, дорогой и бесценный Константин, увидеть конец этого ужасного процесса. Вчера была казнь. Согласно решению Верховного Суда, пятеро наиболее виновных повешены, остальные лишены прав, разжалованы и присуждены к каторжным работам или на всю жизнь, или на более или менее долгие сроки. Да будет тысячу раз благословен Господь, спасший нас! да избавит он нас и наших внуков от подобных сцен! Все прошло при величайшем спокойствии, порядке и при общем негодовании.

На том самом месте, где пал 14-го бедный Милорадович, мы сегодня отслужили молебен и панихиду по нём и погибшим в тот день. Гарнизон был под ружьём, и зрители все до одного были сильно взволнованы, начиная с вашего покорного слуги. Да будет Господь благословен за это тысячу и тысячу раз! Не подумайте, однако, что я считаю возможным успокоиться в эту минуту; совсем наоборот: я каждому проповедую удвоить внимание, чтоб избежать вспышек и покушений; нужно быть постоянно настороже.

Примите мою самую сердечную благодарность за ваше любезное и милое письмо от 25-го. Ваша дружба — всегда мне лучшая награда; всё, чего я всегда желал, — это чтобы вы были довольны бедным вашим братом. Какое другое утешение может у меня быть?

Несколько дней тому назад уехали дети, я же с Божьей помощью рассчитываю выехать с женою послезавтра утром, чтобы 21-го вечером быть в Москве.

С нетерпением жду, что вы мне скажете о результате Комиссии Новосильцева, чтобы порешить насчёт моего путешествия к вам. Дай Бог мне скорее узнать, что ваше следствие тоже кончено. Когда, приблизительно, вы предполагаете, что всё может кончиться.

. Прощайте, дорогой и бесценный Константин, сохраните благоволение и дружбу к вашему, преданному на всю жизнь сердцем и душой, верному брату и другу».

20. Назовите автора письма. Укажите год, когда оно было написано. Укажите название участников революционного движения, о суде над которыми пишет автор.

21. Какие наказания, согласно данному письму, определил суд для тех подсудимых, которые не были казнены? Как автор описывает эмоциональное состояние присутствующих во время молебна и панихиды? От чего, согласно письму, зависело путешествие автора письма к его адресату?

22. Каковы были причины (предпосылки) восстания, о суде над участниками которого идёт речь в письме? Укажите любые три причины (предпосылки).

23. После прихода к власти большевиков в России началась Гражданская война. Какие действия большевиков способствовали её началу? Укажите три любых действия.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«События второй половины XIV в. свидетельствовали о значительном укреплении внешнеполитического положения и способствовали росту авторитета Московского княжества».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1505-1533 гг.; 2) март 1881 г. — октябрь 1894 г.; 3) июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Из воззвания революционной организации

«31 марта для России начался пролог той великой исторической драмы, которая называется судом народа над правительством. Обвинительный акт это вся русская история, на страницах своих не представляющая ничего, кроме батожья, палок, плетей и шпицрутенов, с одной стороны, и систематического разорения народа „ ради его государевых доходов“- с другой.

После событий 31 марта несколько совестно говорить о том, что правительство русское держится апатией и индифферентизмом русского общества: в этот день разрыв русского общества с правительством выразился de facto в здании окружного суда оправдательным приговором присяжных и поведением публики, аплодировавшей приговору. Присяжные отказались обвинять ту, которая решилась противопоставить насилию насилие, они отказались подписаться под политикою душения всякого самостоятельного проявления общественной мысли и жизни, они открыто признали невиновность врагов существующего порядка.

Русское общество долго молчало.

Оно молчало, когда в течение столетий его лучшие, свободомыслящие люди погибали в рудниках Сибири, когда русская наука несла такие потери, как потеря великого экономиста Н. Г. Чернышевского. Оно молчало, молчало и молчало. Мы не знали, заговорит ли оно когда-нибудь. Но 31 марта и в следующие дни петербургское общество заговорило наконец человеческим языком.

Правительство игнорирует подобные симптомы общественного пробуждения. Как бы в насмешку над приговором Петербургского окружного суда полиции отдаётся вышеупомянутый приказ о заарестовании Засулич. Полиция вызывает столкновение на улице, и в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошаются кровью борцов за свободу!»

16484. Укажите год, когда состоялся суд, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название революционного движения, к которому принадлежала во время этого суда В. Засулич. Назовите российского императора в этот период.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) год - 1878
2) название - народничество (революционное народничество)
3) император - Александр II

Каждый ответ может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 16484.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) включение Крымской области в состав Украинской ССР

2) издание указа о единонаследии

3) революция Мэйдзи в Японии

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) провозглашение адмирала А. В. Колчака Верховным правителем России

Б) битва на реке Воже

B) издание манифеста о вольности дворянской

Г) присоединение к Московскому государству Астраханского ханства

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XIII в.

1) баскак; 2) междоусобные войны, 3) всероссийский рынок; 4) урочные лета; 5) ярлык; 6) ордынский выход.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Процесс перевода вооружённых сил и экономики государства с военного положения на мирное. Характеризуется сокращением численности вооружённых сил, расформированием штабов, воинских частей, учреждений и организаций, созданных в условиях военного времени, увольнением личного состава в запас и отставку.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) нашествие Батыя на Русь

Б) раскол в Русской православной церкви

B) первые преобразования большевиков

Г) противодействие реформам Петра I

ФАКТЫ

1) оборона Пскова

2) Соловецкое восстание

3) введение госприёмки

4) издание декрета

о национализации банков

5) «дело царевича Алексея»

6) оборона Козельска

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Что касается до нас, одно любопытство видеть Наполеона и быть очевидными свидетелями некоторых подробностей свидания двух величайших монархов в мире — несколько развлекли чувства наши; но тем и ограничивалось всё наше развлечение. Общество французов нам ни к чему не служило; ни один из нас не искал не только дружбы, даже знакомства ни с одним из них, невзирая на их старание — вследствие тайного приказа Наполеона — привлекать нас всякого рода приветливостями и вежливостью. За приветливости и вежливость мы платили приветливостями и вежливостью — и всё тут.

Я не буду описывать свидания, сменившего на другой день первое свидание; это значило бы повторять мною сказанное. Разница между ними состояла в том только, что в последнем участвовал король прусский, что некоторые из особ свиты императора уступили места свои на барке другим особам и что российский государь и прусский король приглашены были на жительство в Тильзит».

Б) «. Его царское величество решил предпринять большое путешествие и отправился в дорогу с большою свитою, состоявшею, между прочим, из разных князей и вельмож его государства, двух или трёх послов, священников и других должностных лиц. Некоторые из них ехали в Германию и в Вену к Германскому императору, другие же в Италию и в Рим к папе (но ни один во Францию, ибо французов великий царь недолюбливал); сам же он со многими из вышеупомянутых господ отправился в Голландию и в Англию. Но в газетах не смели сообщить о том, что он самолично участвует в этом путешествии; а писалось всегда: „великое Московское посольство“ или „некоторые князья из великого посольства его царского величества“ были здесь или там».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в первое десятилетие XIX в.

2) Одним из последствий событий, описываемых в отрывке, было присоединение России к Континентальной блокаде.

3) Российский монарх, о котором идёт речь, получил прозвище Миротворец.

4) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в последнее десятилетие XVII в.

5) Российский монарх, о котором идёт речь в отрывке, стал первым российским императором.

6) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в первое десятилетие XVIII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) истории России 1964-1985 гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) выступление ГКЧП

2) принятие новой Конституции СССР

3) подписание договора ОСВ-1

4) вывод советских войск из Афганистана

5) начало экономической реформы А. Н. Косыгина

6) созыв I Съезда народных депутатов

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» в городе Краснодоне — ____.

Б) 5 августа 1943 г. от фашистов были освобождены города ____ и Белгород.

B) Открытие Второго фронта во Франции состоялось в ____ году.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) разработка программы «500 дней»

Б) руководство кодификацией законодательства в 1830-е гг.

B) правление «Семибоярщины»

Г) съезд князей в Любече

УЧАСТНИКИ

1) Н. А. Вознесенский

2) М. М. Сперанский

3) Ф. И. Мстиславский

4) Ярослав Мудрый

5) Г. А. Явлинский

6) Владимир Мономах

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из международного договора и укажите название государства, трижды пропущенное в тексте.

«Оба правительства согласны, что разногласия между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и ____ по вопросам, возникшим за время состояния войны между Россией и , регулируются на следующих основаниях:

1. РСФСР и ____ взаимно отказываются от возмещения военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной Стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причинённых гражданам одной Стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой Стороны».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Возникновение Английского парламента

Открытие Америки Христофором Колумбом

Переяславская рада, объединение Левобережной Украины с Россией

Отмена внутренних таможенных пошлин в России

1) поход Ермака, начало покорения Сибири

2) принятие английским парламентом «Великой ремонстрации»

3) Ледовое побоище

4) кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

6) «Бостонское чаепитие»

8) присоединение Новгородской земли к Московскому княжеству

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы событий.

«. Во всей Европе нет ни одного государства, которое искренно сочувствовало бы решению «восточного вопроса» в желаемом нами направлении. Напротив, все державы, по мере возможности, стараются противодействовать малейшему нашему успеху, все одинаково опасаются хотя бы только нравственного нашего усиления на Балканском полуострове. Эти опасения, безмолвно связывающие против нас всю Европу, заставляющие наших друзей опускать свои руки, а наших врагов создавать нам на каждом шагу всевозможные препятствия, могут поставить Россию в случае войны в самое критическое положение.

Как ни страшна война, но теперь есть ещё шансы привести её довольно скоро к желаемому результату. Армия наша готова и так устроена, как никогда. Союз трёх императоров, по крайней мере на первое время, может обеспечить наш тыл. Франция и Италия склонны воздержаться от прямого участия, даже сама Англия торжественно заявила, что не намерена действовать ни против, ни за Турцию. В этом положении Европы много фальши, но отчасти от нас самих зависит не дать этой фальши всецело развиться против нас. Быстрый и решительный успех нашей армии может сильно повлиять на мнение Европы и вызвать её на такие уступки, о которых теперь нельзя и думать. »

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Война, о возможности которой идёт речь в данном отрывке, началась в период правления Николая I.

2) В Союз, упомянутый в данном отрывке, входила Франция.

3) Автор пишет, что Англия обязательно вступит в войну на стороне противника России.

4) Автор пишет, что в будущей войне важно добиться быстрого успеха.

5) Автор пишет, что в Европе практически нет государств, которые желали бы, чтобы «восточный вопрос» был решён так, как выгодно России.

6) В войне, о возможности которой идёт речь в данном отрывке, Россия одержала победу.

Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.

13. Укажите век, когда был совершён поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «5». Ответ напишите словом.

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

15. Укажите название кочевого народа, который совершал набеги на русские земли, обозначенные в легенде схемы цифрой «4».

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «2» на схеме обозначен город, который был столицей Древнерусского государства.

2) В период, к которому относится данная схема, город Гродно входил в состав Владимиро-Волынского княжества.

3) Кочевники, походы которых обозначены на схеме, не совершали набегов на территорию Переяславского княжества.

4) На схеме обозначен город, в котором крестился князь Владимир Святославич.

5) В период, к которому относится данная схема, Москва входила в состав Смоленского княжества.

6) Андрей Боголюбский перенёс столицу Владимиро-Суздальского княжества в город, обозначенный на схеме цифрой «3».

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

A) роман «Тихий Дон»

B) «Повесть временных лет»

Г) картина «Боярыня Морозова»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) автор — протопоп Аввакум

2) над созданием данного памятника культуры работал священник Сильвестр

3) данный памятник культуры был создан в XVIII в.

4) автор был удостоен Нобелевской премии

5) данный памятник культуры был создан в XIX в.

6) автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Юбилей, которому посвящена данная марка, отмечался в период руководства СССР Н. С. Хрущёва.

2) Политический деятель, изображённый на марке, участвовал в работе XVII съезда ВКП(б).

3) Государство, название которого указано на марке, существовало до 1993 г.

4) Политический деятель, изображённый на марке, был членом РСДРП(б).

5) Политический деятель, изображённый на марке, был членом Государственной думы Российской империи.

19. Какие из представленных памятников архитектуры были созданы в том же веке, когда родился политический деятель, изображённый на марке? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены памятники архитектуры.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воззвания революционной организации

«31 марта для России начался пролог той великой исторической драмы, которая называется судом народа над правительством. Обвинительный акт — это вся русская история, на страницах своих не представляющая ничего, кроме батожья, палок, плетей и шпицрутенов, с одной стороны, и систематического разорения народа „ради его государевых доходов“ — с другой.

После событий 31 марта несколько совестно говорить о том, что правительство русское держится апатией и индифферентизмом русского общества: в этот день разрыв русского общества с правительством выразился de facto в здании окружного суда оправдательным приговором присяжных и поведением публики, аплодировавшей приговору. Присяжные отказались обвинять ту, которая решилась противопоставить насилию насилие, они отказались подписаться под политикою душения всякого самостоятельного проявления общественной мысли и жизни, — они открыто признали невиновность врагов существующего порядка.

Русское общество долго молчало.

Оно молчало, когда в течение столетий его лучшие, свободомыслящие люди погибали в рудниках Сибири, когда русская наука несла такие потери, как потеря великого экономиста Н. Г. Чернышевского.

Оно молчало, молчало и молчало. Мы не знали, заговорит ли оно когда-нибудь. Но 31 марта и в следующие дни петербургское общество заговорило наконец человеческим языком.

Правительство игнорирует подобные симптомы общественного пробуждения. Как бы в насмешку над приговором Петербургского окружного суда полиции отдается вышеупомянутый приказ о заарестовании Засулич. Полиция вызывает столкновение на улице, и в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошаются кровью борцов за свободу!»

20. Укажите год, когда состоялся суд, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название революционного движения, к которому принадлежала во время этого суда В. Засулич. Назовите российского императора в этот период.

21. Какой вердикт (приговор) вынесли присяжные по делу Засулич? Каково, по мнению автора, значение этого решения присяжных для общественной жизни России? Укажите два положения.

22. За какое преступление подверглась суду, о котором идёт речь в отрывке, В. Засулич? Назовите два любых других направленных против власти действия, совершённых представителями того же революционного движения, к которому в момент суда принадлежала В. Засулич.

23. Правление Бориса Годунова оказалось неудачным. К концу правления его власть значительно ослабла. Укажите любые три причины (предпосылки), которые обусловили ослабление власти Бориса Годунова.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Сплошная коллективизация сельского хозяйства способствовала эффективному развитию экономики СССР».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1505-1533 гг.; 2) октябрь 1894 г. — июль 1914 г.; 3) июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


Тип 6 № 3492

Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.

«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.

Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как граждан от необоснованных обвинений.

В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определят они сами.

Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.

2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.

3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом СССР.

4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.

5) Заявление сделано в 1993 г.

6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.

1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост — ДА, верно, автором документа является М. С. Горбачев, который в то время занимал пост Президента СССР.

2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев — ДА, верно, Янаев был Председателем ГКЧП, органа власти, который создали заговорщики.

3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом СССР — НЕТ, неверно, Горбачев о заговоре по официальной версии ничего не знал и в сговоре с заговорщиками не был.

4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков — НЕТ, неверно, автор не заявляет, что все коммунисты поддержали заговорщиков.

5) Заявление сделано в 1993 г. — НЕТ, неверно, заявление было сделано в 1991 году.

6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России — ДА, верно, Президент РФ Ельцин запретил деятельность компартии на территории России.


Тип 2 № 10149

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) объединение ГДР и ФРГ

2) третьеиюньский переворот в России

3) учреждение опричнины

1) объединение ГДР и ФРГ — 1990 г.;

2) третьеиюньский переворот в России — 1907 г.;

3) учреждение опричнины — 1560-е годы.


Тип 6 № 10160

Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С. А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы, и провести референдум по Конституции. Филатову поручено продумать политический сценарий предстоящих событий. Сергей Александрович сказал, что всё это вызывает у него серьёзное беспокойство. Спросил, какова моя точка зрения.

После того как Верховный Совет открыто проигнорировал ясно выраженную апрельским референдумом волю народа к продолжению реформ и отверг одну за другой все попытки найти между двумя ветвями власти разумный компромисс, неизбежность подобного решения была очевидной. Принимаю решение о необходимости обратиться к москвичам за поддержкой».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Президент, о котором говорится в тексте, — Б. Н. Ельцин.

2) Описываемая в тексте ситуация относится к 1991 г.

3) Одним из участников событий, о которых говорится в тексте, был Р. И. Хасбулатов.

4) Конфликт, о котором говорится в тексте, удалось разрешить мирным, ненасильственным путём.

5) Автор воспоминаний крайне негативно оценивает действия президента.

6) В конфликте, о котором говорится в тексте, победу одержали сторонники президента.

1) Президент, о котором говорится в тексте, — Б. Н. Ельцин — ДА, верно, о политическом кризисе осенью 1993 г.

2) Описываемая в тексте ситуация относится к 1991 г. — НЕТ, неверно.

3) Одним из участников событий, о которых говорится в тексте, был Р. И. Хасбулатов — ДА, верно, о политическом кризисе осенью 1993 г.

4) Конфликт, о котором говорится в тексте, удалось разрешить мирным, ненасильственным путём — НЕТ, неверно.

5) Автор воспоминаний крайне негативно оценивает действия президента — НЕТ, неверно, позитивно.

6) В конфликте, о котором говорится в тексте, победу одержали сторонники президента — ДА, верно, о политическом кризисе осенью 1993 г.


Тип 6 № 11904

Прочтите отрывок из декларации.

— Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела…;

…будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

…С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает своё существование».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Подписание декларации относится к 1991 г.

2) В декларации заявляется о стремлении сторон создать новое союзное государство.

3) В декларации говорится о стремлении подписавших его сторон к демократии.

4) Декларация предусматривает главенство России в создаваемом объединении.

5) Президентом России во время подписания декларации был Б. Н. Ельцин.

6) Среди стран, подписавших декларацию, были прибалтийские республики.

1) Подписание декларации относится к 1991 г. Да, верно.

2) В декларации заявляется о стремлении сторон создать новое союзное государство. Нет, создается Содружества Независимых Государств.

3) В декларации говорится о стремлении подписавших его сторон к демократии. Да, верно.

4) Декларация предусматривает главенство России в создаваемом объединении. Нет, провозглашается принцип равноправия.

5) Президентом России во время подписания декларации был Б. Н. Ельцин. Да, верно.

6) Среди стран, подписавших декларацию, были прибалтийские республики. Нет, они не подписывали.


Тип 12 № 7621

Укажите год, когда происходили события, о которых идёт речь в отрывке. Назовите генерального секретаря, о котором идёт речь. Назовите представителя «тройки» членов политбюро, упомянутой в тексте, который занимал пост министра иностранных дел.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний государственного деятеля.

«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории — Конституцию и 60-летие Революции.

С первой связана ещё одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки “интеллигентных аппаратчиков” вместе с отобранными учёными демократически облагородить советский Основной закон как-то затемнили ключевой момент в нём — “6-ю статью”, превращавшую означенные попытки в нормальную для нашего образа жизни демагогию.

Годовщина Октября — знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР — всё ещё сила, но уже не “вождь” и не пример для подражания. Это молчаливо признавало (“в душе”) само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти “единство” Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути “еврокоммунизма”. “Лишь бы “друзья” открыто не ругали КПСС и СССР — на остальное, что у них там — наплевать!” — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.

«Братские партии» во всё большем числе и всё более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и… деньгами, «довольствием на продолжение существования».

В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни — физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических “служб”, но и о том, что движение страны по наклонной становится всё более гибельным.

Свидетельством тому было также то, что властные функции нагло подбирала под себя “тройка” членов Политбюро — Устинов, Громыко, Андропов. Пока ещё “пари́л” над ними Суслов, тоже начинавший “слабеть”, но рычаги “реальной политики” были в их руках».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: