Указ президента о борьбе с коррупцией в системе государственной службы в каком году вышел

Обновлено: 19.04.2024

4 апреля 1992 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Как было сказано в Указе, коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Коррупция как социально-юридическое явление известна с того момента, как зародилось человеческое общество. В России это всегда был один из самых острых вопросов: пытались бороться с ней и Иван Грозный, и Петр I. Наиболее осмысленная попытка поставить барьер продажности чиновников была предпринята в 1864 году, когда принимали новый устав уголовного судопроизводства. Ленин один из первых указов посвятил борьбе с коррупцией. В эпоху Сталина жесткая дисциплина в борьбе с этим социальным злом свела коррупцию практически на "нет".

В феврале 1962 года Никита Хрущев направил в Президиум ЦК КПСС записку "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства", в которой говорилось, что коррупция в стране затронула высшие звенья государственного управления, что взяточничество проникло в Госплан, другие министерства и ведомства. Особенно подробно в записке Хрущева рассказывалось, что эти явления проникли и в суд, прокуратуру, адвокатуру. В записке Хрущев обосновывал необходимость укрепления партийно-государственного контроля, а по сути - проведения реформы контрольных, партийных и государственных органов страны.

Пытались бороться с коррупцией в Советском Союзе и при Леониде Брежневе.

В современной России из-за преступлений, связанных с взятками, подлогами, вымогательством, государство ежегодно несет ущерб до 20 млрд долларов. Но при этом коррупция относится к такому виду преступлений, которые довольно сложно пресекать. По данным криминологов, выявляется лишь только 5 процентов преступлений, связанных с получением взяток. Какой-либо определенной статистики, которая конкретно показывала бы, сколько преступлений можно отнести к именно коррупционным делам, не существует. Это отчасти происходит потому, что преступление раскрывается не по факту совершения преступления, а по факту выявления. Это еще раз показывает необходимость совершенствования методов борьбы с коррупцией.

Недавно в Государственной Думе началось обсуждение седьмого по счету варианта закона о борьбе с коррупцией. Все предыдущие проекты, начиная с 1993 года, так и не приобрели статус закона.

В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; дача взятки; служебный подлог. Положения о борьбе с коррупцией содержатся в Федеральном законе , принятом в июле 1995 года. Те же ограничения и требования по отношению к муниципальным служащим изложены в Федеральном законе , принятом в декабре 1997 года.

Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые решения. Сейчас управления собственной безопасности имеют Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба налоговой полиции.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет /НАК/, первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК - защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем". Закон дает определение "нестандартной сделки", которая могла быть заключена на основе средств, добытых преступным путем. Контроль будет осуществляться за проведением "нестандартных сделок", объем которых превысит 600 тысяч рублей /30 тыс долларов/.

Документ предусматривает создание механизма сбора и анализа информации об организациях, получающих доходы преступным путем.

На основании данного закона c 1 февраля 2002 года начал действовать в полном объеме Комитет по финансовому мониторингу /КФМ/ - /"финансовая разведка"/, созданный указом президента РФ от 1 ноября 2001 года "Об уполномоченном органе по противодействию легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем". КФМ - самостоятельное государственное учреждение, структурно входящее в систему министерства финансов, его возглавил Виктор Зубков, одновременно назначенный первым заместителем министра финансов РФ.

Комитет должен выполнять все функции, которые определены Законом о борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем.

(в ред. Указа Президента РФ от 08.07.2013 N 613)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Установить, что впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации:

22. Руководителям федеральных государственных органов в 3-месячный срок:

а) подготовить в соответствии с разделом III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и утвердить перечни должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять такие сведения;

б) утвердить порядок представления лицами, указанными в подпункте "а" настоящего пункта, в подразделение соответствующего федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

в) утвердить положение об осуществлении подразделением соответствующего федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, в отношении лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

г) принять меры по реализации положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"), других федеральных законов, настоящего Указа и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции.

23. Руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, в 3-месячный срок:

а) создать (определить) в фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и установить их функции, руководствуясь пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065;

б) сформировать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвердить положения о таких комиссиях и определить их составы в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", предусмотрев при этом, что в составы комиссий не включаются представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2013 N 878)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) подготовить в соответствии с разделом III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и утвердить перечни должностей в фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять такие сведения;

г) утвердить порядок представления лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, в подразделение фонда, государственной корпорации (компании), иной организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

д) утвердить положение об осуществлении подразделением фонда, государственной корпорации (компании), иной организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, в отношении лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

е) принять меры по реализации положений федеральных законов "О противодействии коррупции" и "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", других федеральных законов, настоящего Указа и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции.

24. Рекомендовать Председателю Центрального банка Российской Федерации:

а) создать (определить) в системе Центрального банка Российской Федерации подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и установить их функции, руководствуясь пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065;

б) сформировать в системе Центрального банка Российской Федерации комиссию (комиссии) по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвердить положение о такой комиссии (положения о таких комиссиях) и определить ее состав (их составы) в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, предусмотрев при этом, что в состав комиссии (составы комиссий) не включаются представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2013 N 878)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) подготовить в соответствии с разделом III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и утвердить перечни должностей в системе Центрального банка Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых служащие обязаны представлять такие сведения;

г) утвердить порядок представления лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, в подразделения Центрального банка Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

д) утвердить положение об осуществлении подразделениями Центрального банка Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, в отношении лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

е) принять меры по реализации положений федеральных законов "О противодействии коррупции" и "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", других федеральных законов, настоящего Указа и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции.

25. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) оказывать федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции;

б) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями "Российский союз промышленников и предпринимателей", "Деловая Россия" и "ОПОРА России" подготовить методические рекомендации по вопросам, касающимся предупреждения коррупции, в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции";

в) издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

(пп. "в" введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 120)

26. Руководителям федеральных государственных органов, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обеспечить:

а) ознакомление лиц, замещающих должности, указанные в части 1 статьи 8 и статье 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", в статье 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", с настоящим Указом и принятыми в целях его реализации соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций, создаваемых на основании федеральных законов;

б) переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, работников (служащих), в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

в) заполнение с 2014 года представляемых в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции в порядке, установленном указами Президента Российской Федерации, справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2013 N 878)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) утратил силу с 1 июля 2020 года. - Указ Президента РФ от 15.01.2020 N 13;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) заполнение с 1 июля 2020 г. представляемых в порядке, установленном указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, и в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(пп. "д" введен Указом Президента РФ от 15.01.2020 N 13)

27. Утвердить прилагаемое Положение о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

28. Установить, что:

а) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотренные статьей 10 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", федеральными законами "О противодействии коррупции" и "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", за 2012 год представляются до 1 июля 2013 г.;

б) к справке о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, содержащей сведения о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой в 2013 году, прилагается справка, в которой в произвольной форме указываются:

фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого представляются эти сведения;

предусмотренные законом основания получения в собственность государственных ценных бумаг иностранных государств, облигаций и акций иных иностранных эмитентов и недвижимого имущества;

источники получения средств, за счет которых приобретены государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов и недвижимое имущество (доход по основному месту работы лица, представляющего сведения, и его супруги (супруга); доход от иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях; накопления за предыдущие годы; наследство; дар; заем; ипотека; доход от продажи имущества; иные кредитные обязательства; другое), - в случае их приобретения на возмездной основе.

29. Предложить палатам Федерального Собрания Российской Федерации установить с учетом положений настоящего Указа порядок представления членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации сведений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Указа.

30. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить с учетом положений настоящего Указа порядок представления лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Указа.

31. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации до 1 октября 2013 г. представить Президенту Российской Федерации доклад об исполнении настоящего Указа в части, касающейся представления в установленном порядке сведений о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.

32. Внести в акты Президента Российской Федерации изменения по перечню согласно приложению.

33. Правительству Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

34. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

31 марта, 1 июля, 4 ноября 2010 г., 12 сентября 2011 г., 4 января, 28 февраля, 28 июля 2012 г., 2 апреля 2013 г., 14 февраля 2014 г., 9 октября 2017 г., 13 мая 2019 г., 17 мая 2021 г.

В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - Совет).

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

б) Совет для решения возложенных на него основных задач:

запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Заседание Совета ведет председатель Совета.

Решения Совета оформляются протоколом.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 14 февраля 2014 г. N 80 в пункт 5 настоящего Указа внесены изменения

5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместитель, ответственный секретарь и члены президиума Совета.

Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

7. Установить, что:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 17 мая 2021 г. - Указ Президента России от 17 мая 2021 г. N 285

а) президиум Совета:

формирует повестку дня заседаний Совета;

рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;

рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих любые должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

рассматривает заявления лиц, замещающих должности атаманов Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

рассматривает заявления лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 14 февраля 2014 г. N 80 в подпункт "б" пункта 7 настоящего Указа внесены изменения

б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо заместитель председателя президиума Совета;

в) для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации;

г) решения президиума Совета оформляются протоколами.

8. Установить, что председатель президиума Совета:

а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;

б) определяет направления деятельности созданных президиумом Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;

в) организует обеспечение деятельности Совета, решает организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ представителей общественных объединений, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.

9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.

10. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 731);

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 1068 "О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4210).

Чиновник

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого Указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года — одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК — защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) Указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений…".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями — до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Коррупция

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления.

Вопросы уголовной ответственности за взяточничество и иные формы проявления корыстных злоупотреблений по службе нашли отражение в принятом в 1649 году Соборном уложении. Статьи 5 и 7 Соборного уложения предусматривали уголовную ответственность за принятие вознаграждения должностными лицами судебных органов, а статья 6 расширяла круг субъектов подлежащих ответственности за получение взятки, к ним стали относиться и лица, которые выполняли те же функции, что и судебные чиновники.

При Петре I расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Петр I старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы России, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей. В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе он ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Данный срок мог быть продлен только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы данное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности. Учитывая распространенность взяточничества, указом от 23 августа 1713 года Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки. 24 декабря 1714 года Петр I издал указ, который ввел уголовную ответственность за пособничество в совершении корыстного злоупотребления по службе и за недонесение о совершении этих преступлений.

Императрица Елизавета Петровна 27 августа 1760 года издала указ, запрещающий государственным служащим брать взятки. "Ненасытная жажда корысти дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам", — укоряла чиновников Елизавета Петровна.

Наиболее полно ответственность за взяточничество стала регулироваться в XIX веке. Получение взятки тогда именовалось "мздоимством" и "лихоимством" (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества). Глава 6 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) так и называлась: "О мздоимстве и лихоимстве". Под мздоимством понималось принятие должностным лицом взятки, добровольно предложенной, в виде вознаграждения за оказание служащим служебной услуги, не выходящей за границы его полномочий.

Наказание — от денежного взыскания до отрешения от должности. Значительно строже каралось (до арестантских отделений) лихоимство, т. е. принятие служащим вознаграждение за действия, нарушающие служебные обязанности. Самой тяжелой степенью лихоимства признавалось вымогательство, т. е. вынуждение взятки самим служащим.

Придя к власти, большевики в мае 1918 года издали декрет о взяточничестве, предусматривавший пятилетний срок заключения и конфискацию имущества. Одновременно с этим дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов, так как приравнивались к контрреволюционной деятельности. В Уголовном кодексе 1922 года за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания (статья 114 УК 1922 года). В последующем нормы о взяточничестве получили закрепление в Уголовных кодексах РСФСР 1926 и 1960 годов.

4 апреля 1992 года вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК).

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией.

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также в законе РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (2004).

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции 2003 года. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента РФ от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

19 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ.

31 июля 2008 года президентом был подписан План по противодействию коррупции.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Второй раздел документа содержал меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции. Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан. В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент РФ подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны предоставлять сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года был подписан указ президента РФ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Национальный план противодействия коррупции должен обновляться каждые два года (в настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы).

4 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон "О правительстве РФ". Согласно поправкам, вступившим в силу 1 января 2013 года, член правительства Российской Федерации обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, при условии, если сумма сделки превышает общий доход члена правительства РФ и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Также члены правительства стали обязаны отчитываться об источниках получения средств, за счет которых была заключена сделка.

7 мая 2013 года президент РФ подписал закон, запрещающий членам правительства иметь иностранные счета и ценные бумаги в банках за рубежом. Закон также касается судей, депутатов, сенаторов, военнослужащих, следователей, прокуроров, сотрудников МВД, таможенных и налоговых органов, внебюджетных фондов, аудиторов Счетной палаты, глав городских округов и муниципальных районов. Кроме того, запрет распространяется на претендентов на выборные посты, а также на супругов и несовершеннолетних детей всех вышеперечисленных лиц. В отношении иностранной недвижимости действует правило безусловного декларирования, то есть чиновникам и депутатам разрешается ее иметь, но они должны раскрыть источник средств на ее приобретение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: