Уголовная ответственность в сфере государственного и муниципального управления

Обновлено: 28.03.2024

55. Уголовная ответственность в сфере государственного и муниципального управления.

Посягательства на государственное управление, если они составляют преступление, подлежат наказанию в соответствии с Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает двадцать один состав преступлений против военной службы – от дезертирства до оскорбления военнослужащего.

В гл. 30 УК РФ перечисленысоставы преступлений против государственной службы(это может быть распространено и на муниципальную службу), в частности злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в представлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим. Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим, так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника.

В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также преду—смотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), против правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Капитан государственного судна может понести ответственность за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 270). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должност—ных лиц муниципальной службы.

Некоторые преступления в сфере правосудия могут быть совершены только государственными служащими. Это же относится и к некоторым преступлениям против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны по общему правилу могут быть осуществлены только высшими должностными лицами.

УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Ответственность на государственной и муниципальной службе – это регламентированный положениями законодательства о государственной и муниципальной службе, административного, уголовного и иных законодательств механизм применения мер государственного принуждения к лицам, замещающим должности государственной и муниципальной службы в случае совершения ими противоправных деяний при осуществлении служебной деятельности.

Виды и значение ответственности на государственной и муниципальной службе

Лица, замещающие должности государственной и муниципальной службы, наделяются широким спектром полномочий для реализации функций и задач публичного управления, возложенных на должностное лицо или орган, деятельность которого обеспечивается государственными и муниципальными служащими. Указанное обуславливает проблему злоупотребления своими полномочиями государственных и муниципальных служащих.

Для противодействия таким злоупотреблениям в системе государственной и муниципальной службы формируются специальные инструменты противодействия коррупции и ненадлежащему исполнению своих полномочий государственными и муниципальными служащими. К числу таких инструментов относятся меры юридической ответственности, то есть инструменты принуждения, которые применяются к лицам, замещающим должности государственной и муниципальной службы, в случае неправомерного поведения в рамках служебной деятельности.

Действующее отечественное законодательство в сфере государственной и муниципальной службы предусматривает возможность применения к лицам, замещающим должности государственной и муниципальной службы, в случае совершения правонарушения инструментов:

  • дисциплинарной ответственности;
  • административной ответственности;
  • гражданско-правовой ответственности;
  • уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность на государственной и муниципальной службе

Положениями специального отечественного законодательства, регулирующего вопросы государственной и муниципальной службы, предусматривается возможность наложения дисциплинарных взысканий на лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, при совершении ими дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок можно охарактеризовать как ненадлежащую реализацию или не реализацию лицом, замещающим должность гражданской и муниципальной службы, по собственной вине возложенных на него полномочий.

Готовые работы на аналогичную тему

При совершении лицом, замещающим должность государственной или муниципальной службы, дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить к нему один одно из дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии (для должностей государственной службы);
  • увольнение со службы.

При применении инструментов дисциплинарной ответственности необходимо соблюдать законодательно регламентированную процедуру, которая предполагает такую последовательность действий:

  • до применения соответствующего взыскания необходимо затребовать у лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, письменное объяснение. При этом отказ в даче такого объяснения не выступает основанием для отказа от применения взыскания;
  • применению взыскания предшествует обязательная проверка;
  • применяемые меры дисциплинарной ответственности должны учитывать тяжесть проступка, степень виновности служащего, иные обстоятельства совершения проступка, а также характеристику предшествующей деятельности служащего;
  • меры дисциплинарной ответственности должны быть применены непосредственно после выявления проступка, однако не позднее месяца с момента его выявления;
  • акт о применении мер дисциплинарной ответственности к служащему направляется служащему, и может быть обжалован им во внесудебном и судебном порядке.

Гражданско-правовая ответственность на государственной и муниципальной службе

Гражданско-правовая ответственность лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы, наступает в случае причинения вреда имуществу государственного или муниципального органа либо третьего лица в результате ненадлежащей реализации или не реализации служебных обязанностей служащим. Когда вред причинен имуществу физического или юридического лица по вине лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при исполнении служебных обязанностей, иск о возмещении такого вреда предъявляется государственному или муниципальному органу. В свою очередь, органы государственной или муниципальной власти могут предъявить требование о соответствующей компенсации к государственному или муниципальному служащему в порядке регресса.

Административная и уголовная ответственность на государственной и муниципальной службе

Административная и уголовная ответственность на государственной и муниципальной службе выступает одним из элементов системы борьбы с коррупцией.

Административным законодательством предусматривается ответственность в отношении лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в случае совершения ими коррупционных административных правонарушений, в том числе:

  • в форме присвоения или растраты, когда совершенное деяние не может быть квалифицировано как преступление;
  • в форме несоблюдения требований закона, регулирующего вопросы закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • в форме нарушения требований относительно хранения персональных данных и пр.

Уголовным законодательством также предусматривается ответственность за общественно-опасные правонарушения государственных и муниципальных служащих, к числу которых относятся злоупотребление полномочиями, превышение полномочий, получение взятки, халатность и др.

Вопросы применения мер административной и уголовной ответственности устанавливаются соответствующим процессуальным законодательством.

Общая характеристика юридической ответственности в области государственного управления

Государственное управление, будучи исключительно важной сферой общественной жизнедеятельности представляет собой сложную, многоуровневую и многоаспектную систему деятельность которой подчинена ряду принципов функционирования. В первую очередь – это принцип законности, выражающийся в исполнении государством и совокупностью его органов и должностных лиц установленных законом обязанностей по отношению к гражданам государства.

Нарушение принципов функционирования государственного аппарата, с неизбежностью, влечет наступление установленной законом юридической ответственности, в самом общем виде определяемой как неблагоприятные последствия, обязанность претерпевать которые возникает у виновного лица ввиду совершения правонарушения.

Юридическая ответственность в госуправлении характеризуется такими признаками:

  1. Выступает формой государственного воздействия на лиц, совершающих деяния, посягающие на нормальное функционирование системы государственных органов и должностных лиц;
  2. Является выражением государственного осуждения противоправного поведения в соответствующей сфере;
  3. Подлежит применению к лицам, нарушившим нормы права, регулирующие общественные отношения в области государственного управления;
  4. Применяется компетентными органами, в порядке, на условиях и в размерах, установленных действующим законодательством.

Говоря о видах юридической ответственности, следует указать на то, что традиционно, в отечественной правовой науке выделяются 4 вида юридической ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная;
  • дисциплинарная.

Основания и порядок наступления каждой из них, применительно к государственному управлению, в целом, аналогичны общей характеристике каждого из упомянутых видов.

В то же время, применительно к сфере управления в государстве, принято выделять особый вид юридической ответственности – конституционно-правовую.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционная ответственность как особый вид ответственности в области государственного управления

Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, предусматривающей меры ответственности, с одной стороны устанавливаемые конституционными нормами, а с другой – направленные на защиту конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые санкции применяются обширным кругом уполномоченных субъектов, в отношении лиц, не находящихся в прямой зависимости (в отличие от, например, дисциплинарной ответственности)

В качестве примера норм ответственности в сфере государственного управления может быть названо установление мер федерального воздействия со стороны органов государственной власти РФ в отношении региональных органов, федеральным законодательством об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Значение конституционно-правовой ответственности состоит также в том, что она выступает важной гарантией сохранения конституционного строя, поскольку ее содержание представлено ответственностью власти, пределы которой включают контроль за:

  • положением дел в области основ конституционного строй государства;
  • законностью в сфере нормотворчества и последующего правоприменения органами государственного управления и должностными лицами;

В этой связи, перед государством в целом, существует задача обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти.

При этом рассматривая вопрос об ответственности в государственном управлении необходимо обратить внимание на важность сохранения и поддержания баланса между объемом правомочий и обязанностей субъектов государственного управления и теми мерами ответственности, наступления которых имеет место в случае нарушения соответствующих нормативных предписаний.

Иными словами, мера власти, находящейся в обладании конкретного органа государственного управления или должностного лица должна соотноситься с мерой ответственности.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.08.2021

Елена Александровна Страдина

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Юридическая ответственность в государственном управлении – это исполнение обязанности в соответствии с государственным или приравненным к нему общественным принуждением.

Признаки юридической ответственности в государственном управлении

Ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий поведения ненадлежащего характера виновного лица, подлежащего моральному или правовому осуждению. В последнем случае речь идет о юридической ответственности в системе государственного управления.

Юридическая ответственность в системе государственного управления отвечает следующим признакам:

  • во-первых, она является формой государственного принуждения, и в случае установления вины карается государственным осуждением в отношении лица, выступившего нарушителям правовых норм;
  • во-вторых, юридическая ответственность применима только к лицам, которые допустили совершение правонарушения;
  • в-третьих, юридическая ответственность применяется только в отношении уполномоченных государственных или иных органов;
  • в-четвертых, выражением юридической ответственности правонарушителей выступает применение к ним мер воздействия, предусмотренных законодательством;
  • в-пятых, юридическая ответственность связана с общественным осуждением действий или бездействия правонарушителей.

Проблема юридической ответственности в государственном управлении является острой и актуальной, поскольку органы государственного управления и должностные лица государственного управления выступают в качестве субъектов, которым общество доверило применение законодательства, а, значит, важность его неукоснительного соблюдения существенно возрастает по отношению к таким субъектам. Бездействие и прямое нарушение законодательства в сфере государственного управления является большой проблемой. При этом нарушение законодательства в сфере государственного управления имеет место и зачастую характеризуется редким наступлением ответственности для нарушителей.

Специалисты отмечают сужение ответственности высших лиц и органов государства. Механизм юридической ответственности минимально действует в отношении Президента, Парламента и Правительства. Это является узким местом системы государственного управления в Российской Федерации.

Характеристика видов юридической ответственности в государственном управлении

Готовые работы на аналогичную тему

В системе юридической ответственности в государственном управлении можно выделить следующие ее виды:

  • дисциплинарная ответственность;
  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность;
  • имущественная или гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность имеет наиболее широкое применение в системе государственного управления. Данный вид ответственности обусловлен наличием трудовых отношений государственного служащего с органами государственного управления. Дисциплинарная ответственность обеспечивает дисциплину труда. Основанием для возникновения дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, то есть нарушение виновным лицом правил и порядка несения государственной службы.

Административная ответственность устанавливает меры принудительного воздействия, которые применяются в сфере государственного управления с целью обеспечения правопорядка. Административная ответственность государственных служащих наступает при совершении ими административного правонарушения.

По отношению к государственным служащим применению подлежат две формы административного взыскания:

  • во-первых, предупреждения;
  • во-вторых, штраф.

Эти формы административных взысканий налагаются субъектами функциональной власти.

Уголовная ответственность – это наступление по решению суда неблагоприятных последствий для государственного служащего, совершившего преступление. Выражением уголовной ответственности является факт осуждения, который сопровождается судимостью и наказанием. Уголовная ответственность в соответствии со своим характером заключается в государственном принуждении, которое соединяется с порицанием в отношении неправомерного поведения. Основанием для наступления ответственности для государственного служащего является совершение должностного преступления.

Имущественная ответственность государственного служащего – это разновидность юридической ответственности, характерным свойством которой является правовосстановительный характер. Имущественная ответственность государственного служащего не относится к карательным видам ответственности.

Материальная ответственность для государственных служащих устанавливается в отношении ущерба, который наносится этими служащими государству и его интересам при выполнении ими служебных обязанностей. Материальная ответственность призвана обеспечивать защиту государственной собственности. Наступление материальной ответственности следует за совершением служебного проступка, который причинил материальный ущерб интересам государства.

Процедуры юридической ответственности в государственном управлении

Процедура юридической ответственности в государственном управлении – это совокупность действий, обеспечивающих привлечение государственных служащих к административной, дисциплинарной, уголовной и иной ответственности.

В зависимости от вида юридической ответственности, к которой привлекается государственный служащий, процедуры этой ответственности могут существенно различаться.

Так, привлечение к дисциплинарной ответственности обеспечивается за счет:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: