Уголовная ответственность государственных служащих в рб

Обновлено: 23.04.2024

Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, а также аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам.

В Республике Беларусь сформирована принципиальная позиция государства по противодействию коррупции и ее преступным проявлениям.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе коррупцией» государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 – 20 вышеназванного Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц

В статье 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» указаны ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц.

Государственное должностное лицо не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
  • быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
  • выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

Государственные служащие, сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством выполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга) государственного должностного или приравненного к нему лица, близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, не вправе:

  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.

Законодательными актами для государственных должностных и приравненных к ним лиц могут быть установлены иные ограничения.

Правонарушения, создающие условия для коррупции

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

  • вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Коррупционные правонарушения

Коррупционными правонарушениями являются:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  • мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Сведения о должностных лицах управления собственной безопасности центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь

Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь

Дисциплинарная ответственность как основной вид ответственности государственных служащих. Административная ответственность как особый вид юридической ответственности. Гражданско-правовая и уголовная ответственность государственных служащих Белоруссии.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.01.2011
Размер файла 125,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Служебный подлог может выражаться в следующих действиях:

1) во внесении заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, то есть во внесении в подлинный официальный документ сведений и записей, не соответствующих действительности;

2) в подделке официальных документов, то есть во внесении изменений (поправок, подчисток) в подлинный документ;

3) в составлении и выдаче заведомо ложных документов, то есть в изготовлении подложных документов и передаче их третьему лицу.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом и при наличии корыстной или иной личной заинтересованности, понятие которых нами определено выше. Отсутствие указанных мотивов означает отсутствие состава преступления - служебного подлога. Он влечет иные виды ответственности (например, дисциплинарную).

Повышенная ответственность предусматривается за служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности (ч. 2 ст. 427 уголовного кодекса Республики Беларусь).

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями, ответственность за служебный подлог наступает независимо от последствий. Само действие уже образует оконченное преступление.

Особенностью этого преступления является и то, что его субъектом может быть не только должностное лицо, но и лицо, уполномоченное на составление и выдачу официальных документов. Например, секретарь Жилищно-эксплуатационной службы была уполномочена начальником службы выдавать справки гражданам о размере занимаемой ими жилищной площади. По просьбе своей знакомой, имевшей намерение прописать в своей квартире посторонних лиц, она выдала ей ложный документ, в которой значился завышенный размер жилплощади, не соответствующий действительности. В действиях этой работницы содержится состав служебного подлога, хотя она и не является должностным лицом.

Служебный подлог, предусмотренный ч. 1 ст. 427 уголовного кодекса Республики Беларусь, относится к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. Максимальное наказание, которое может быть назначено за него, это лишение свободы сроком до двух лет. Более строго наказывается служебный подлог, совершенный с целью искажения данных статистической государственной отчетности (ч. 2 ст. 427 уголовного кодекса Республики Беларусь). Это преступление является менее тяжким, максимальное наказание за его совершение предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Превышение власти или служебных полномочий.

В системе преступлений против интересов службы серьезную опасность представляет превышение власти или служебных полномочий, предусмотренное ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь. В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями данное преступление состоит в совершении действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица. При этом такое превышение может заключаться в совершении действий, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц, либо других лиц или коллегиальных органов. Превышением власти или служебных полномочий будет также совершение действий, которые должностное лицо было не вправе совершать ни при каких условиях (оскорбление, насилие, угрозы и т.п.).

Превышение власти или служебных полномочий признается преступлением только лишь в случае наступления последствий в виде причинения ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. О содержании указанных последствий уже говорилось. Они аналогичны последствиям, образующим признаки злоупотребления властью или служебными полномочиями.

Аналогичны и квалифицирующие признаки данного преступления (совершение из корыстной или иной личной заинтересованности - ч. 2 ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь, совершение преступления лицом, занимающим ответственное положение, наступление тяжких последствий - ч. 3 ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Однако, если совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряжено с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, уголовная ответственность, и при этом повышенная, наступает независимо от наступления каких-либо последствий. Действия должностного лица потому и считаются превышением власти или служебных полномочий, что они сами по себе преступны.

Под насилием понимается любое физическое или психическое воздействие на лицо. При этом физическим насилием охватывается любое насилие (побои, удары, ограничение или лишение свободы и т.п.). Психическое насилие - это угрозы применением физического насилия.

Под мучениями понимается причинение особых страданий потерпевшему (длительное лишение пищи, питья или тепла, помещение лица во вредные для здоровья условия и т.п.).

Оскорбление - это умышленное унижение чести и достоинства личности потерпевшего, выраженное в неприличной форме.

Применение оружия означает фактическое применение любого вида оружия (огнестрельного, холодного, газового и т.п.), использование его для физического воздействия на потерпевшего, а также для психического воздействия на него (угрозы применением физического воздействия). Применение специальных средств означает фактическое незаконное (то есть в случаях, не вызываемых необходимостью) применение специальных средств, предназначенных для иных, полезных целей (наручники, дубинки, слезоточивый газ и т.п.).

Например, начальник автотранспортного комбината под угрозой применения газового пистолета заставил водителя автобуса, отказывавшегося выехать в рейс по состоянию здоровья, сесть за руль и выехать.

Превышение власти или служебных полномочий считается одним из опасных преступлений против интересов службы.

Вышеупомянутым Законом от 22 июля 2003 г. санкции за это преступление были также ужесточены. За преступление, совершенное без отягчающих обстоятельств, максимальный предел наказания в виде лишения свободы был повышен с двух до трех лет, в связи с чем оно перешло из категории преступления, не представляющего большой общественной опасности, в менее тяжкое преступление. За это преступление, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, максимальный срок лишения свободы увеличился с трех до шести лет. А за преступление, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь), максимальный срок лишения свободы увеличен с восьми до десяти лет.

Бездействие должностного лица и служебная халатность.

Бездействие должностного лица, ответственность за которое предусмотрена в ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь, состоит в умышленном бездействии должностного лица, которое оно допускает вопреки интересам службы, то есть в несовершении им действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей.

Такое бездействие влечет ответственность, если оно было сопряжено с попустительством преступлению либо повлекло указанные в ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь последствия в виде: причинения ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (ч. 1 ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Чтобы установить наличие в поведении должностного лица преступного бездействия, необходимо, прежде всего, определить, какие конкретно действия оно должно было совершить, исходя из круга его полномочий. Кроме того, необходимо установить, могло ли в конкретной ситуации данное должностное лицо выполнить возложенные на него обязанности и совершить действия, охватываемые его компетенцией.

Неисполнение должностным лицом действий, сопряженных с попустительством преступлению, означает умышленное невоспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению. При этом за данное деяние подлежит ответственности не любое должностное лицо, а лицо, обязанное в силу своей компетенции противодействовать преступной деятельности (например, работники милиции, начальники военных подразделений, руководители предприятий, учреждений, организаций и т.п.). Например, директор мясокомбината, зная, что с его предприятий систематически похищается продукция их работниками, не предпринимает никаких мер в целях пресечения преступной деятельности этих лиц, боясь, например, огласки, падения авторитета и т.п. При этом не требуется наступления каких-либо последствий, указанных в ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь (причинение ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и интересам граждан и др.). В данном случае само совершение преступления делает преступным бездействие должностного лица, не воспрепятствовавшего его совершению.

В других случаях бездействие должностного лица (если оно не сопряжено с попустительством преступлению) влечет ответственность лишь при наличии указанных выше последствий. Они аналогичны последствиям применительно к ранее рассмотренным преступлениям против интересов службы.

Аналогичны и квалифицирующие признаки данного преступления: бездействие из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь), совершение лицом, занимающим ответственное положение, и наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Сходным в некоторой степени с бездействием должностного лица является служебная халатность, предусмотренная в ст. 428 уголовного кодекса Республики Беларусь.

Она заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей. Но такие бездействие (неисполнение) либо действие (ненадлежащее исполнение) являются не умышленными, а неосторожными, как следствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Ответственность за служебную халатность связывается с наступлением последствий в виде причинения ущерба в особо крупном размере, а также в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

В качестве квалифицирующего признака указанного состава преступления закон устанавливает наступление тяжких последствий, особо выделяя при этом смерть человека. К иным тяжким последствиям следует также отнести причинение одному или более лицам тяжких телесных повреждений, причинение менее тяжких телесных повреждений большому количеству людей и т.п.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Законом от 14 июня 2003 г. "О государственной службе в Республике Беларусь" установлены определенные ограничения для государственных служащих, что вытекает из их особого статуса как лиц, уполномоченных государством на выполнение соответствующих функций. В качестве одного из ограничений, связанных с государственной службой, в ст. 22 Закона предусмотрено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение. Данная норма призвана обеспечить равенство граждан в реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью, исключить "обходные пути" для этого, выражающиеся в льготах, покровительстве, предоставлении преимущества для тех лиц, которые, имея доступ к государственной службе, могут успешно решать свои личные проблемы. Но лица, находящиеся на государственной службе, но не относящиеся к должностным лицам, уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности не несут.

В ст. 429 уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена такая ответственность лишь должностных лиц, находящихся на государственной службе.

Преступными признаются следующие альтернативные действия должностного лица:

1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность;

2) участие в управлении организацией, осуществляющей такую деятельность.

Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает создание любой коммерческой организации или некоммерческой организации, но осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, - это осуществление должностным лицом лично или через доверенное лицо каких-либо управленческих функций в этой организации (например, участие в коллективных управленческих органах организации в качестве их члена, работа по совместительству в качестве сотрудника организации, выполняющего функции по ее управлению).

Ответственность за указанные действия наступает лишь в том случае, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льготы и преимущества либо покровительство в иной форме (например, обеспечило льготное кредитование или налогообложение).

Субъектом данного преступления является должностное лицо, находящееся на государственной службе. Понятие должностного лица и государственной службы мы рассмотрели ранее.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Указанным выше Законом от 22 июля 2003 г. ответственность за это преступление также усилена. Теперь за его совершение может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (такое наказание осталось без изменений), ограничение свободы на срок до трех лет (ранее было - до двух) или лишение свободы на срок до пяти лет (ранее было - до двух).

Таким образом, анализ преступлений против интересов службы показывает, что уголовный закон устанавливает под угрозой весьма строгих наказаний запреты на совершение различных деяний, способных причинить существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим нормальную деятельность как государственных, так и негосударственных органов и организаций, их авторитету.

Должностные лица, а также иные лица, находящиеся на службе, ответственны за выполнение доверенных им функций и в силу ст. 59 Конституции Республики Беларусь обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

В группу преступлений против интересов службы входят также получение взятки (ст. 430 уголовного кодекса Республики Беларусь), дача взятки (ст. 431 уголовного кодекса Республики Беларусь), посредничество во взяточничестве (ст. 432 уголовного кодекса Республики Беларусь) и получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 уголовного кодекса Республики Беларусь). Но эти преступления требуют самостоятельного анализа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

А.Д. Градовский. -СПб., 1Й75-1883.-43бс. 6 Ильин, И.Л Теория права и государства/И.А.Ильин. - М., 2003.

Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Часть 1 / А.Б.Венгеров. - М.. Юристъ, 1996.-16ЙС.

Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск: Амалфея, 2002. - С. 483.

Вишневский, А.Ф. Обшая теория государства и права / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучннский. - Минск: Тесей, 1999. - 560 с.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. М. 2003. С. 295.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. М. 2003. С. 295.

Градоаский, А.Д. Начала русского государственного права. В 3 т.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 16 января 2009 г.

Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М.: Дело и Сервис, 2003. - С. 140.

Зорькин. В.Д. Конституции есть все / В.Д.Зорькин // Наша власть: дела и лица. -2005. -12(58).- С 15-22.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: с изм. и доп., по состоянию на 5 декабря 2008 г.

Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части. Курс лекций. М.: Юристъ, 2004. С. 175.

Кононов, Л.Л. 06 общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам / АЛКононов /.' Государство и право. - 2001. -№3.-С. 82-86.

Мальцев, Г.В. Социальная справедливость и право / Г.В.Мальцев. - М., 1977. -321 с.

Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. С. 182.

Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М. 1996. С. 128 - 129

Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М. Статут, 1999. С. 506.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 226.

Поленина, С.В Законотворчество в Российской Федерации / С.В.Поленина. -М., 1996.-145 с.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. № 30. - Ст. 3988.

Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. ' Д.А.Керимов. -М.: Современ. гуманитар. ун-т, 2001. -Т. 1. Социология права.

Пряхина. Т.М. Конституционность в системе принципов права / Т.М.Пряхина // Современное право. - 2004. - № 10. - С. 44-48.

Роганева, О.С. Значение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для формирования современной теории админиаратинной ответственности / О.С.Рогачева // Юрист. - 2004. - С. 47-58.

Румянцева. В.Г. Понятие принципа права в контексте законотворческого процесса/ В.Г.Румянцева. Ю.Е.Ширяев // История государства и права. - 2006. -№ 8. - С. 3-8,

Смирнов, О.В. Основные принципы советского трудового права/ О.В.Смирнов. -М.; Юрил. лит., 1977.-215 с.

Спасов, Б. Закон и его толкование / Б.Спасов. - М.: Наука, 1986. - 246 с.

Теория государства и права: курс лекций под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. -М.: ГОристъ, 199'7.

Хартли, Т.К. Основы права европейского сообщества /Т.К.Хартли, - М., 1998. - 703 с.

Хропанюк. В.Н. Теория государства и права В.Н Хропанюк. - М., Омега-Л, 2003.

Яценко, И. Практика Европейского Суда по правам человека в отношении дел, связанных со спорами фискального характера / И.Ячснко, В,Пак / Конституц, европейск. обозрение. -- 2004. - Ха 3 (48). - С. 114.

Ответственность лиц занимающих государственные посты, в общей сумме, заметно строже, чем для работающих в других областях. Хотя также основывается на Конституции, иных законах и постановлениях, должностных инструкциях.

Первым документом, который регулирует ответственность должностных лиц именно в качестве государственных служащих, является Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» № 204–З от 14 июня 2003 года. Другие законодательные акты не выделяют госслужащих в отдельную категорию, но подходят к вопросу их наказания на общих основаниях.

Мера наказания государственного служащего за проступки и правонарушения может быть:

  • Дисциплинарной;
  • Административной;
  • Уголовной.

Два последних пункта списка основываются на нормах Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Первый описан в Законе «О государственной службе».

К государственным служащим применяются такие меры дисциплинарного наказания:

  • Замечание – назначается за проступки небольшой тяжести, не имеет особенных последствий для прохождения службы.
  • Выговор – более строгое взыскание, ухудшает положение при следующих наказаниях.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии – как следует из названия, первый шаг к освобождению от должности.
  • Понижение в классе на период до полугода – это можно сравнить с временным понижением.
  • Увольнение – последнее из возможных дисциплинарных наказаний.

Заметим, что перечисленные взыскания могут сопровождаться наказаниями материального характера.

Взыскания по службе вносятся в личное дело государственного служащего.

Вызывает интерес прописанный в Законе порядок действий госслужащего при получении приказа, который представляется ему не соответствующим каким либо нормам и правилам.

В такой ситуации необходимо обратиться за разъяснениями к вышестоящему руководителю и автору приказа для получения письменного подтверждения, уточнения или отмены этого приказа.

При получении письменного подтверждения приказа, он подлежит исполнению, ответственность за возможные последствия переносится на лицо, давшее это подтверждение.

Этот закон не единственный нормативный акт регулирующий деятельность государственных органов. Он не касается функций конкретных организаций и структур власти. Его цель – дать некоторые внутренние правила организации госслужбы.

Статьи Закона посвящены более всего элементам любой государственной организации – государственных служащим, положению этих служащих, требованиям к ним, правам и обязанностям, их отношениям внутри организации и с внешней средой.

Некоторые разделы Закона описывают принципы построения органов власти, правовые основы их деятельности. Здесь говорится о верховенстве закона, конституционных нормах, служении народу, правах и свободах человека, разделении властей. Эти общие аспекты требуют отдельного осмысления и выходят далеко за рамки Закона «О государственной службе».

Многие статьи Закона регламентируют внутренние вопросы организации государственных учреждений: правила приема на службу, проведение аттестаций, экзаменов, оформление кадровых решений. Такие моменты имеют скорее практический интерес для госслужащих и требуют прямого обращения к тексту Закона.

Здесь мы рассмотрим содержание Закона «О государственной службе» с точки зрения обычного гражданина, чтобы получить представление о его смысле и направлениях.

Государственная служба. Государственные органы.

Государственной службой называют профессиональное участие в работе государственных органов.

Государственные органы – это структуры, специально созданные для выполнения определенных функций государственного управления.

Примерами таких органов могут быть:

  • Парламент Республики Беларусь (обе палаты);
  • Правительство;
  • Администрация Президента;
  • Конституционный и Верховный суд;
  • Суды более низкого порядка;
  • Прокуратура;
  • Комитет государственного контроля;
  • Национальный банк;
  • Таможенная служба;
  • Министерства;
  • Дипломатические учреждения;
  • Прочие государственные органы и их подразделения.

Этот список далеко не полон, т.к. государственные структуры многочисленны, практически все они имеют территориальные и отраслевые подразделения.

Общим определениям государственной службы, понятиям служащего и должности посвящена 1 глава Закона, с 1 по 7 статьи.

Получить информацию о том, является ли конкретная организация структурой государственного управления и распространяется ли на нее действие Закона можно у ее руководства.

В 3 пункте 7 статьи Закона особо отмечается, что его действие не распространяется на служащих в военизированных государственных организациях. А именно в:

  • Вооруженных силах;
  • Министерстве внутренних дел;
  • Следственном комитете;
  • Министерстве по чрезвычайным ситуациям;
  • Департаменте финансовых расследований Комитета госконтроля.

Сотрудники этих организаций попадают под действие иных законодательных актов. Таких как: Закон «О воинской обязанности и воинской службе», Закон «Об Органах Внутренних Дел» и др.

Государственные служащие. Государственные должности.

Государственные должности – это элемент внутренней структуры государственного органа, иначе говоря – места работы со своими обязанностями, правами и полномочиями.

Должность не имеет функционального значения, пока не будет занята конкретным сотрудником.

Сотрудник (работник) занимающий государственную должность называется государственным служащим.

В примерах это выглядит так:

  • Суд – государственный орган;
  • Судьи – государственные служащие в данном конкретном суде.

То же будет справедливо для всех прочих госструктур.

Государственным служащим можно стать, только заняв государственную должность.

Работа государственного органа – это сумма деятельности его сотрудников, т.е. служащих.

Государственного служащего могут называть работником госаппарата, госчиновником и пр., что не меняет сути его занятий и места в обществе. Еще чаще госслужащих называют по должностям в конкретных организациях: судьями, прокурорами, депутатами и пр.

Большая часть положений Закона «О государственной службе» имеет отношение именно к государственным служащим, их обязанностям, правам, условиям работы, правилам приема и увольнения, материальному обеспечению, гарантиям, а более всего внутренней организации их деятельности.

Право занимать государственные должности предоставляется всем дееспособным гражданам Республики Беларусь, не имеющим ограничений, о которых можно узнать в кадровой службе конкретного государственного органа.

Эта служба согласно установленным правилам проводит предварительную проверку каждого соискателя.

От желающего стать госслужащим требуется письменное обращение по месту будущей службы, предоставление необходимых документов и согласие на проверку в отношении себя и совместно проживающих членов семьи.

Для государственных служащих Республики Беларусь применяется система классов – в некотором роде аналог воинских званий.

Наибольший класс называется высшим, начальным для госслужащего принимается 12 класс. Соотношение между классами и должностями также подобно армейской. Каждой должности соответствует диапазон из нескольких классов.

Обычный вариант присвоения классности – это рост. В течение срока службы, в соответствии с должностью, специальная комиссия, по заявлению госслужащего или его руководителя принимает решение о повышении класса конкретного служащего. Понижение в классе возможно в случае ненадлежащего исполнения обязанностей и других грубых правонарушений.

Еще одним обязательным атрибутом государственного служащего является его личное дело – сумма документов в которую вносится информация о биографии, образовании, квалификации, деятельности, заслугах и проступках. Данные, не имеющие отношения к службе в личное дело вноситься не должны.

В Законе «О государственной службе» также определено понятие кадрового резерва государственных служащих. Это список лиц по своим характеристикам подходящих для государственной службы. Состоящие в Резерве имеют первоочередное право на занятие должностей в госструктурах.

Все перечисленное определено статьями 1 главы Закона.

Права и привилегии государственных служащих

Правовое положение госслужащих рассматривается во 2 главе Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».

Если обобщить написанное в ней, то можно будет заключить, что:

  • Особые права и полномочия государственного служащего определяются только интересами его деятельности;
  • Личных прав, сверх положенного обычному гражданину, госслужащий не приобретает;
  • Некоторые материальные и нематериальные привилегии для занимающих государственные должности являются дополнительным вознаграждением за труд и обеспечением такого положения служащего, в котором он сможет наиболее эффективно исполнять свои обязанности.

Примером последнего может быть освобождение госслужащих от военных сборов. Занимать судью или главу администрации освоением воинской профессии кажется, по меньшей мере, невыгодным для государства.

В некоторых статьях Закона рассматриваются аспекты материального обеспечения государственных служащих. Их содержание можно было бы кратко резюмировать так:

  • Заработная плата государственных служащих регулируется особыми постановлениями вышестоящих структур.
  • Заработная плата госслужащих состоит из должностного оклада, а также надбавок, премий и прочих выплат регулируемых нормативными документами государственных органов.
  • Иногда применяются пропорциональные зависимости заработной платы одних должностей от других.
  • Занимающим государственные должности категорически запрещается совмещать службу с занятием другой работой. Особенно строгий запрет действует в отношении любого, личного или через других лиц, участия в коммерческой деятельности.
  • Принципы расчета и назначения пенсий бывшим госслужащим принципиально не отличаются от такого расчета для всех прочих граждан. При перерасчете размера пенсий применяется привязка расчетных величин к средней зарплате по стране.
  • Общие правила регулирования доходов действующих и бывших государственных служащих сводятся чаще к ограничению верхнего размера выплат.

Обязанности и ограничения для госслужащих

Обязанности по каждой из государственных должностей определяется спецификой профессии, местом в системе власти. Провести параллели между обязанностями судей и сотрудников Национального банка трудно.

А вот ограничения для всех категорий государственных служащих большей частью схожи. Их общие цели можно свести к следующему:

  • Государственный служащий не должен каким-либо образом зависеть от результатов своих законных решений.
  • Государственный служащий не должен иметь возможность обогатиться в результате принятиям того или иного решения.
  • Доходы, состояние имущества государственного служащего и членов его семьи должны оставаться под особым контролем.

Значительная часть текста Закона «О государственной службе» занята перечислением правил и особенностей проверки и декларирования доходов и имущества госслужащих. Подход к ним строже, чем к обычным гражданам. Невозможность объяснить источники получения средств, превышающих официальный доход, уже может быть основанием для отстранения от должности.

Ответственность государственных служащих

Ответственность лиц занимающих государственные посты, в общей сумме, заметно строже, чем для работающих в других областях. Хотя также основывается на Конституции, иных законах и постановлениях, должностных инструкциях.

Мера наказания государственного служащего за проступки и правонарушения может быть:

  • Дисциплинарной;
  • Административной;
  • Уголовной.

Два последних пункта списка основываются на нормах Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Первый описан в Законе «О государственной службе».

К государственным служащим применяются такие меры дисциплинарного наказания:

  • Замечание – назначается за проступки небольшой тяжести, не имеет особенных последствий для прохождения службы.
  • Выговор – более строгое взыскание, ухудшает положение при следующих наказаниях.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии – как следует из названия, первый шаг к освобождению от должности.
  • Понижение в классе на период до полугода – это можно сравнить с временным понижением.
  • Увольнение – последнее из возможных дисциплинарных наказаний.

Заметим, что перечисленные взыскания могут сопровождаться наказаниями материального характера.

Взыскания по службе вносятся в личное дело государственного служащего.

Вызывает интерес прописанный в Законе порядок действий госслужащего при получении приказа, который представляется ему не соответствующим каким либо нормам и правилам.

В такой ситуации необходимо обратиться за разъяснениями к вышестоящему руководителю и автору приказа для получения письменного подтверждения, уточнения или отмены этого приказа.

При получении письменного подтверждения приказа, он подлежит исполнению, ответственность за возможные последствия переносится на лицо, давшее это подтверждение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: