Уголовная ответственность государственных служащих доклад

Обновлено: 28.03.2024

Несоблюдение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой (далее - гражданская служба), помимо прекращения государственно-служебных отношений может повлечь административную или уголовную ответственность. Так, если в результате проверки представленных гражданским служащим сведений о доходах обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, то руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, обязан известить об этом правоохранительные органы. Данное извещение может стать поводом для возбуждения в отношении гражданского служащего дела об административном правонарушении или уголовного дела .

Ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Рос. газ. 2004. 31 июля (далее - Федеральный закон о гражданской службе).
Ст. ст. 2.4, 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.
Ст. ст. 2.4, 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.

Административная ответственность гражданских служащих обычно не вызывает никакого сомнения в литературе о гражданской службе и в специальных исследованиях, посвященных юридической ответственности гражданских служащих. Однако этот вид ответственности рассматривается очень упрощенно, т.к. не учитывается разделение гражданских служащих на определенные категории (руководители, помощники руководителя, специалисты и обеспечивающие специалисты), которые выполняют различную роль в осуществлении властно-распорядительных полномочий государственного органа, в осуществлении служебно-правовых обязанностей при прохождении гражданской службы. Чаще всего не учитывается, что к административной ответственности могут привлекаться только должностные лица. Однако до настоящего времени ни в теоретическом, ни в практическом плане не решен вопрос о понятии и признаках должностного лица в аспекте гражданской службы. Различные понятия должностного лица дают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс России. В связи с этим требует дополнительного исследования роль и место категории "должностное лицо" на государственной (гражданской) службе, а также возникает необходимость его легального определения в законодательстве о государственной, в т.ч. гражданской, службе. При этом возможны различные подходы: первый - дать универсальное определение должностному лицу, которое могло бы применяться в любой отрасли права, в т.ч. в государственном, административном, трудовом, уголовном и других отраслях законодательства (наиболее предпочтительный вариант); второй - дать отраслевые понятия должностному лицу применительно к особенностям отраслевых правоотношений; третий - ввести в отраслевое законодательство отсылки на административное право, в частности, на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Раскрытие особенностей применения уголовной ответственности гражданских служащих имеет те же недостатки, которые были отмечены при анализе административной ответственности. Здесь также необходимо на законодательном уровне уточнить, какие виды гражданских служащих являются должностными лицами, какие категории гражданских служащих могут привлекаться к уголовной ответственности.

Гражданские служащие несут уголовную ответственность за присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 Уголовного кодекса России), или служебный подлог, т.е. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 Уголовного кодекса России).

Федеральный закон о гражданской службе в ст. 42 содержит общий запрет на распространение персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, без письменного согласия на это субъекта персональных данных. Виновные в нарушении этих требований гражданские служащие несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (ч. 2 ст. 42 Федерального закона о гражданской службе). В частности, по ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса России гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Уголовная ответственность может наступить, если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов. В случае если гражданский служащий способствует формированию неправомерных документов, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности .

Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Как видим, во всех составах преступлений, совершаемых в сфере государственной, в т.ч. гражданской, службы, субъектом преступления могут быть в основном должностные лица. На гражданской службе к уголовной ответственности, очевидно, может быть привлечен любой гражданский служащий, совершивший преступление не как частное лицо.

Для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", в должностные обязанности которых входит исполнение властно-распорядительных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России), их превышения (ст. 286 Уголовного кодекса России), халатности (ст. 293 Уголовного кодекса России).

Уголовное законодательство также предусматривает возможность отстранения от должности, в виде меры уголовного наказания. Статья 44 Уголовного кодекса России предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в ст. 47 Уголовного кодекса России изложены порядок и основания применения данной санкции.

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Компаративистский взгляд на правовой статус гражданских служащих в отдельных зарубежных странах дает возможность выявить положительный опыт в регулировании их ответственности. Так, в качестве имплементации позитивного зарубежного опыта регулирования административно-правового статуса гражданских служащих, на наш взгляд, следует: 1) дифференцировать категории гражданских служащих на квалификационные группы не только в зависимости от занимаемой должности, отнесения к той или иной категории, но и от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений; 2) усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности (в отдельных странах имеются специальные акты, регулирующие процедуру привлечения к ответственности, к примеру, Дисциплинарный устав в ФРГ); 3) установить для отстранения от должности определенные сроки; 4) предусмотреть коллегиальные процедуры принятия решения о привлечении гражданских служащих к отдельным видам дисциплинарных взысканий, таким как отстранение от должности, увольнение с гражданской службы (допустим, создание специальных "дисциплинарных" (служебных) судов (арбитражей) для урегулирования служебных споров с четким описанием подведомственности разных категорий служебных споров в зависимости от их тяжести и тяжести тех взысканий, которые при этом могут быть наложены); 5) увеличить срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности или дифференцировать их в зависимости от тяжести тех взысканий, которые могут быть наложены.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» - «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Как и все граждане, госслужащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергается соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке.

Нарушение госслужащим своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к госслужащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:1)уголовная;2)административная;3)дисциплинарная;4)гражданско-правовая;5)иные правовые меры воздействия.

1. Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении власть с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

Виды преступлений против интересов ГС – (всего –14):

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – признается уголовным преступлением использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законов интересов общества или государства.

- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - признается уголовным преступлением совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законов интересов общества или государства.

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате (ст. 287 УК РФ);

- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 РФ);

- получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ)(взятка – 5 МРОТ) ;

- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

- халатность (ст. 293 УК РФ);

- провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

2. Административная ответственность. Противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие за которое предусмотрено АО. Объектом АО является нарушение установленного порядка управления, правил общественной организации жизни в соответствии с КоАП РСФСР.Меры АО – из 8 установленных видов административных взысканий к должностным лицам могут применяться всего два – предупреждение и штраф. Штраф – от 0,1 до 100 МРОТ.

3. Дисциплинарная ответственность. Под ДО имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Должностным проступком признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим возложенных на него должностных обязанностей.

В соответствии со ст. 14 ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение гос-ым служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на гос-го служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать гос-го служащего на гос-ую должность гос-ой службы, следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) строгий выговор;4) предупреждение о неполном служебном соответствии;5) увольнение.

Гос-ый служащий, допустивший должностной проступок, м/б временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение гос-го служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя,

ДО госслужащих регламентируется специальным законом, которого еще нет. Обычно регламентируется КЗОТом, где указаны некоторые другие должностные проступки – прогул, превышение должностных полномочий и т.д.

4. Материальная ответственность. Поскольку в ФЗ о ГС нет указаний о мат. ответственности, она регулируется КЗОТ. Госслужащий не имеет права использовать средства не в интересах ГС, он должен в установленном порядке возмещать ущерб. Ответственность ограничивается частью денежного содержания, не превышая нанесенного ущерба.

Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев

-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:

уголовная – за совершение должностных преступлений;

административная – за совершениеадминистративных проступков;

дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;

материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).

Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:

- злоупотребление должностными полномочиями;

-превышение должностных полномочий;

-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ;

-присвоение полномочий должностного лица;

-незаконное участие в предпринимательской деятельности;

-отказ в предоставлении гражданину информации;

-воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;

-воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

-регистрация незаконных сделок с землей;

-провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Административная ответственность государственных служащих.За административные правонарушения, не связанные с выполнением служебных обязанностей, государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях и по общим правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За некоторые административные правонарушения к административной ответственности привлекаются только определенные категории государственных служащих, если нарушение им должностных обязанностей определяется как административное правонарушение.

Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Административная ответственность государственных служащих - это меры воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке . Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два - предупреждение и штраф.

Конкретные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность государственных служащих, указаны в статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актах.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
Дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Обязанности государственного служащего определены в Трудовом кодексе Российской Федерации, Правилах внутреннего трудового распорядка государственного органа, трудовом договоре (контракте), должностной инструкции.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений суда.

Согласно Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", видами дисциплинарных взысканий являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Если государственный служащий совершил должностной проступок, то руководитель государственного органа проводит служебное расследование. Целью расследования является выяснение всех обстоятельств проступка: какие обязанности не выполнены, степень вины служащего, условия (обстоятельства), при которых совершен проступок, его тяжесть, последствия проступка и т.д.

На время расследования служащий, допустивший проступок, может быть временно, на срок не более месяца, отстранен от исполнения должностных обязанностей распоряжением руководителя государственного органа. На время отстранения служащий выполняет указания лица, проводящего расследование. В это время за ним сохраняется денежное содержание.

До применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Если государственный служащий отказывается дать объяснение, то об этом составляется акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - не позднее двух лет со дня его совершения.За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания объявляется государственному служащему под расписку в течение трех дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Гражданско-правовая ответственность государственных служащих.Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.

Буравлев Ю.М., доцент Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук.

В системе государственной службы Российской Федерации действует презумпция правомерного поведения работников государственного аппарата, подавляющее большинство из которых добросовестно и ответственно исполняют свои должностные обязанности, достойно ведут себя вне службы. Однако злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество, иные преступления не такое уж редкое явление в среде государственных и иных публичных служащих.

Государственные служащие за совершение преступлений , независимо от их специального статуса либо должностного положения, несут уголовную ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, иными ответственными лицами . Совершенное преступление в этом случае является основанием уголовной ответственности, а ее субъектом выступает состоящее на государственной службе физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания.
Это соответствует общеправовому принципу равенства всех перед законом, который закреплен в ст. 4 Уголовного кодекса (УК) РФ и упоминается во многих научных исследованиях. См., напр.: Козбаненко В.А. Юридическая ответственность государственных служащих. М., 2002. С. 46 - 47.

В действующем законодательстве отсутствует понятие "служебное преступление" , различные варианты такого определения предлагает наука административного права. Так, А.Ф. Ноздрачев пишет, что уголовные преступления государственных служащих - это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления . На наш взгляд, это довольно широкое определение, по ряду признаков близкое к понятию "коррупция".

Термин "служебное преступление" использует, например, Б.В. Волженкин. См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000.
См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 488.

Не вдаваясь в подробный анализ иных (довольно малочисленных) определений, предлагаем следующее. Служебное преступление - совершенное в корыстных целях государственным служащим (должностным лицом) с использованием предоставленных ему служебных полномочий виновное деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов физических, а также юридических лиц.

Одна из особенностей уголовной ответственности госслужащих заключается в том, что российские чиновники несут такую ответственность либо в связи с исполнением своих должностных обязанностей (по специальным составам преступлений), либо за деяния, не связанные с их служебной деятельностью, как любое лицо, не обладающее специальным статусом.

Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ (УК РФ) принципиально по-новому решил многие проблемы ответственности за злоупотребления по службе, но отдельные криминальные по своей сути деяния, например коррупция, до сих пор уголовному преследованию не подлежат.

Глава 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включает в себя ст. ст. 285 - 293 , содержащие составы преступлений, посягающих на защищаемый законом объект - государственную власть.

Указанные составы описаны в ряде специальных изданий. См.: Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной службы и кадровой политики: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 316 - 318; Служебное право: Учеб. пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. М., 2007. С. 343 - 349.

С учетом квалификационных видов в данной главе содержится описание 20 составов служебных преступлений. Из них в соответствии с классификацией, установленной ст. 15 (ч. 1) УК РФ: преступлений небольшой тяжести - 4, средней тяжести - 7, тяжких - 8, особо тяжких - 1. Названную категорию преступлений законодатель преимущественно рассматривает в качестве тяжких.

В главе 30 УК РФ не содержится понятия должностного преступления, но дается описание каждого конкретного состава. По мнению некоторых исследователей, общим для всей группы преступлений, входящих в названную главу, с известной долей условности можно считать определение злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) .

См.: Стренин А.С. Соотношение злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. N 3. С. 122 - 132.

Анализируемые в данной главе преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления помещены в раздел X "Преступления против государственной власти". То есть законодатель признает государственную власть в качестве особого родового объекта таких преступлений.

Видовым объектом для преступлений, включенных в главу 30 УК РФ, являются государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, иначе говоря, нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, правоохранительных структурах по выполнению стоящих перед ними задач .

Примерно так определяют объект данной группы преступлений Ю.И. Ляпунов (Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. С. 587), Келина С.Г. (Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 372), Здравомыслов Б.В. (Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 343; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С. 385) и др.

Как полагает Б.В. Волженкин, название главы 30 УК не полностью отражает объект посягательства преступлений, составы которых в ней изложены. Более правильным, по разделенному с автором мнению, явилось бы следующее название данной главы: "Преступления против интересов публичной службы", как это было сделано в Модельном уголовном кодексе для государств - участников СНГ .

См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 98.

Другим отличительным признаком преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что все они (кроме дачи взятки) совершаются специальными субъектами, т.е. лицами, характеризующимися определенными особенностями по сравнению с общим субъектом. Эти преступления совершаются как бы изнутри системы работниками органов публичной власти, наделенными таковой от имени государства и использующими свои возможности в преступных целях. В большинстве составов преступлений, включенных в главу 30 УК, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293).

В то же время в п. 4 ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за такие преступления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не отнесенные к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).

О характерных особенностях данного вида правонарушений в регионах Российской Федерации позволяют судить данные статистической отчетности Судебного департамента Рязанской области за последнее пятилетие. Государственными гражданскими и служащими правоохранительных органов ежегодно совершается от 50 до 100 преступлений. Конкретно по годам: в 2002 г. - 105, 2003 г. - 60, 2004 г. - 51, 2005 г. - 57, 2006 г. - 77, в 2007 г. - 21.

Наиболее распространены такие деяния, как кража - от 3 до 10% ежегодно, мошенничество составляет 4 - 6% от всех преступлений, совершенных госслужащими, присвоение или растрата колеблются в пределах от 8,5 до 10,4%.

Госслужащие совершают не только должностные, но и насильственные преступления. В названном регионе ежегодно фиксируются один-два случая преступлений по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); 2 - 4 факта преступных деяний, предусмотренных ст. ст. 115 - 116 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Отмечены случаи хулиганства, грабежа, разбоя и даже убийства (по одному случаю в 2003 и 2007 гг.), в отчетности фигурируют также вымогательство, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, незаконное предпринимательство. Нередки случаи нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств сотрудниками правоохранительных органов и представителями судейского сообщества. Таких преступлений ежегодно фиксируется от двух до пяти, что составляет 5 - 6% от их общего числа.

Среди практических работников и представителей юридической науки наблюдается заметное единодушие в оценке латентности данного вида преступлений, истинные размеры которой никому не известны. Такое положение объясняется следующими причинами: отсутствием политической воли серьезно и решительно бороться с этим злом, сложностью раскрытия и расследования этих преступлений, недостаточно четкой законодательной регламентацией составов служебных преступлений, неясностью критериев отграничения служебных преступлений от иных правонарушений по службе, влекущих дисциплинарную либо административную ответственность.

Рассмотренными составами не ограничивается возможность привлечения к уголовной ответственности лица, злоупотребляющего своим служебным положением, однако ограниченные возможности данной статьи не позволяют рассмотреть данную проблему подробнее.

Отдельные общественно опасные деяния в сфере деятельности институтов публичной власти довольно специфичны по своему составу и реальному проявлению. Например, неправомерный отказ в предоставлении информации, предусмотренный ст. 140 УК РФ . Исследование особенностей данного деяния вскрыло ряд проблем, связанных с применением на практике этой статьи Кодекса .

См.: Мачковский Л. Неправомерный отказ в предоставлении информации // Законность. 2002. N 9. С. 26 - 28.
См.: Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 76 - 84.

По данным статистики, за период действия УК РФ 1996 г. в судах Российской Федерации не прошло ни одного уголовного дела об отказе в предоставлении информации. Эту правовую норму нередко называют "мертвой" и предлагают убрать, ссылаясь в числе прочих аргументов на мировой опыт. Такое предложение нам представляется преждевременным, а решение проблемы видится в совершенствовании правоприменения.

Проблему оптимизации ответственности государственных служащих попытались решить разработчики проекта Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Они намечали разделить ответственность государственного служащего на два направления:

  1. за виновное неисполнение должностных (служебных) обязанностей и причиненный вред государственному органу госслужащий должен нести дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы РФ" и иными федеральными законами;
  2. за виновные неправомерные действия - административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

В проекте названного документа предлагалось решение проблемы незаконного приказа (распоряжения), который государственный служащий вправе не исполнять с соблюдением определенных процедур.

Предусматривалась ответственность государственного органа перед своим работником. Предполагалось, что государственный орган добровольно или в судебном порядке должен возмещать материальный вред государственному служащему в связи с исполнением им, служащим, служебных обязанностей. Материальный вред намечалось возмещать по рыночной стоимости утраченного (поврежденного) имущества, включая упущенную выгоду, как правило, в денежной форме.

Допускалось возмещение морального вреда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К сожалению, многие полезные предложения не вошли в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" , что во многом предопределило его индифферентное отношение к вопросам юридической ответственности в системе государственной службы России.

СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Анализ изученного материала позволяет выделить следующие типичные особенности уголовной ответственности госслужащих: 1) высокий уровень общественной опасности, соединенный с тяжкими последствиями, а нередко и со значительным материальным ущербом, который чаще всего в полной мере не возмещается; 2)особый объект посягательства - общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые законом права и законные интересы граждан; 3) специальный субъект ответственности - должностное лицо, работник государственного аппарата, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов; 4) преимущественно умышленную форму вины; 5) высокий уровень латентности; 6) довольно мягкие наказания за содеянное и, как следствие, утрату у населения веры в социальную справедливость.

Таким образом, уголовная ответственность госслужащих характеризуется определенными особенностями. Кроме того, существует проблема ее усовершенствования преимущественно путем безусловного обеспечения неотвратимости такой ответственности, что при необходимости не исключает ужесточение наказаний. Как подчеркнул Президент Российской Федерации, необходимо добиться такого положения, когда лицам, состоящим на государственной службе, станет невыгодно совершать преступления. Иначе говоря, устранив причины преступных проявлений в государственном аппарате, отпадает необходимость бороться со следствиями.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: