Учитель раскрывая сущность принципа разделения властей в рф охарактеризовал черты судебной власти

Обновлено: 27.03.2024

Сущность судебной власти и основные направления ее деятельности

Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, защищающая конституционный строй, права, свободы и законные интересы граждан, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, объединений. разрешающая конфликты субъектов правоотношений.

Судебная система является самостоятельным социально-политическим институтом в системе государственной власти. Судебная власть является системным образованием, это одна из государственных ветвей власти, представляющая собой систему государственных судебных органов.

Основные направления деятельности судебной власти:

  • охрана правопорядка от правонарушений и преступных деяний;
  • охрана прав, свобод и интересов граждан;
  • контроль за деятельностью государственных органов.

Судить правосудие от имени государства могут только суды. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебной системы по вопросам осуществления правосудия. Решения судов обязательны для граждан, их объединений и организаций, государственных и муниципальных органов, высших органов государственной власти и управления.

Сущность судебной власти разные правоведы характеризуют по-разному:

  • судебная власть — это система судебных органов или учреждений государства, призванных к применению закона в порядке судебного производства;
  • судебная власть — это совокупность функций и полномочий судебных органов.

Судебная система обладает исключительными полномочиями на разрешение конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемыми в формах конституционного, административного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.

Судебная власть является базовой характеристикой общества, необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны функционирование и жизнеспособность общества. Судебная власть регулирует взаимоотношения между государственно-правовыми, общественными институтами и гражданами. Современное государство и общество испытывают потребность в такой судебной власти, которая могла бы осуществлять свою деятельность независимо от политических приоритетов и пристрастий иных ветвей власти, в соответствии с государственными целями достижения и сохранения социального благополучия и мира правовыми методами, контролировать сохранение баланса личности и власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная власть в системе разделения властей

Разделение властей — это политико-правовая доктрина, лежащая в основе организации власти демократического государства и выступающая одним из основополагающих принципов, на которых строится политическая демократия.

Основное значение теории разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в рамках одного института, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и осуществляющего наказание.

Судебная власть является важнейшей составной частью власти в концепции разделения властей. Каждой из ветвей государственной власти характерны: особая система органов, выполняющая строго определенные функции; особые формы осуществления полномочий и возложенных функций.

Принцип разделения властей — это организация механизма государственной власти, которая состоит из трех самостоятельных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), действующих на основе баланса и взаимного контроля, взаимодействия и сотрудничества, системы сдержек и противоречий, направленных на решение стоящих перед государством задач для обеспечения прав, свобод и интересов граждан.

Самостоятельность каждой ветви власти не должна приравниваться в абсолютизации властных полномочий соответствующих органов или к ее автономности в государственном механизме. Смысл принципа разделения властей во взаимодействии всех ветвей власти, а не в обособленности.

Системой органов, выполняющей строго определенные функции судебной власти, являются:

  • суды (вся совокупность судебной системы) — созданная в законодательном порядке жестко структурированная система, деятельность которой осуществляется в детально и строго регламентированной процедуры;
  • правосудие — особая форма деятельности, направленная на разрешение разного рода конфликтов и споров (политических, экономических и т.д.) на основе действующего права, участниками которых являются граждане и их объединения, юридические лица, муниципальные органы и собственно само государство.

Кадровым составом судебной системы являются судьи, образующие специальный профессиональный слой — судейский корпус, обладающий особым правовым статусом. Судебная власть является независимой и самостоятельной, но, в тоже время, она тесно связана с другими ветвями власти. Законодательная власть обуславливает структуру судебной системы, статус судей, компетенцию судебных органов, размеры государственного финансирования. Законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса. От исполнительной власти зависит создание необходимых условий для деятельности судов, подготовка кадров и др.

Конституционные обязанности законодательной и исполнительной власти в отношении судебной власти ограничиваются организационными аспектами (формирование структуры и судейского корпуса). После назначения судьи ни один из уполномоченных органов законодательной или исполнительной власти не может вмешиваться в деятельность судьи, сместить его с должности, не может оказывать влияние на правоприменительную деятельность как отдельного суда, так и в целом всей судебной системы.

Одной из основных целей демократизации общества является идея создания правового государства, когда судебная власть должна стать важнейшим элементом структуры государственной власти совместно с законодательной и исполнительной ветвями. Правовое государство без судебной власти не может реализовывать функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и интересов граждан. Признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о ее самостоятельности указывает, что государство признает необходимость самоограничения власти, реализация которого реализуется посредством системы разделения властей.

Прочтите текст и выполните задания С1–С4.
Разделение властей предполагает организационную независимость трёхветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение функций между ними. Исторический опыт показывает, что если в одном органе или у одного лица сосредоточивается вся полнота власти, то неминуемо возникновение тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В итоге, ни одна из ветвей власти не может подчинить себе другие. Они вынуждены соблюдать установленные законом правила взаимодействия. Как результат – верховенствует закон, а не чиновник.
Ещё в 1748 г. Ш. Монтескьё сформулировал этот принцип. «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то достичь свободы невозможно, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом. Вместе с тем свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной, жизнь и свобода субъекта будет подвержена произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточённостью угнетателя».
Разделение властей – это не просто «разъединение государственных органов». Оно должно сопровождаться системой взаимных сдержек и противовесов.
(А.П. Герасимов, текст адаптирован)
С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2 Какой принцип организации государственной власти описан в тексте? Назовите две характеристики, раскрывающие сущность этого принципа.
С3. В чём автор видит опасность соединения отдельных ветвей власти между собой? Назовите условие, благодаря которому, по мнению автора, «ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую».
С4 Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы государственной власти РФ и укажите, к какой ветви власти каждый из них относится.

1. В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Все жители страны обязаны придерживаться единой обязательной официальной идеологии. Каков политический режим страны Z ?

2. Жители мегаполиса создали и зарегистрировали свою ассоциацию «Город без пробок», которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству своё видение проблемы организации дорожного движения, планов строительства и эксплуатации дорог. Этот пример иллюстрирует

1) проведение предвыборных кампаний

2) деятельность муниципальных органов

3) функционирование гражданского общества

4) обсуждение нового законопроекта

3. К признакам правового государства относят

1) наличие парламента

2) разделение властей

4) единую идеологию

4. Что из приведённого ниже относится к деятельности гражданского общества?

1) митинг жителей района против строительства автозаправки

2) принятие закона парламентом

3) выступление главы государства перед правительством

4) подписание договора двух государств о дружбе и торговле

5. Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z –

2) политическая партия

3) профессиональный союз

4) гражданское общество

6. В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит нам сделать вывод о том, что государство является правовым

1) В государстве Z существует развитая система права.

2) В Конституции государства Z есть раздел о правах человека.

3) Государство Z - федеративное государство.

4) В государстве Z реализуется принцип разделения властей.

7. Государство Z сформировано несколькими республиками, которые создали общее законодательство и высшие органы власти. Однако республики сохранили часть своей самостоятельности: в них избираются президенты, действуют республиканские законодательные собрания. Какова форма государственного устройства страны Z?

2) унитарное государство

3) федеративное государство

8. Г осударство Z состоит из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции и законов. Местные власти назначаются центром. Какова форма государственного устройства страны Z?

2) правовое государство

4) унитарное государство

9. Федеративное государство

1) представляет собой союз суверенных государств

2) допускает только культурную автономию

3) допускает формирование государственно-автономных образований

4) исключает любые формы автономий

10. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Партии, победившие на выборах в парламент, заключили соглашение о создании правительства и выборе политического курса. (Б)Вряд ли бывшим политическим конкурентам удастся легко договориться о совместных действиях. (В)Но первые предложенные совместные проекты кажутся многообещающими.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

11. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Философы утверждают, что понятие свобода имеет много значений. (Б)Думается, что ценность свободы для личности и общества несколько преувеличивается некоторыми либералами. (В)Поступки, продиктованные стремлением к свободе, часто не приносят людям ничего хорошего.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Накануне выборов политические партии, общественные движения организуют предвыборную агитацию. (Б) Лидеры партий выступают в различных СМИ. (В) Политические деятели всегда должны помнить о тех обещаниях, которые они давали в период избирательной кампании.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

13. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Участвуя в выборах, граждане выбирают ту или иную партию, делают ставку на определённого политического лидера.
(Б) К сожалению, некоторые политические партии и их лидеры после прихода к власти забывают о своих обещаниях, данных в ходе предвыборной агитации. (В) Это безнравственно и опасно для развития демократии.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

14.Верны ли следующие суждения о политических партиях в демократическом государстве?

А. Политические партии объединяют единомышленников.

Б. Политические партии являются частью гражданского общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

В ерны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Б. Парламент является органом исполнительной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Установите соответствие между функциями и политическими организациями, их выполняющими: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) представительство совокупных интересов всего общества

Б) разработка предвыборных политических программ

В) выдвижение политических лидеров

Г) законотворческая деятельность

3) и государство, и партии

17. Установите соответствие между признаками и типами (видами) политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца .

А) навязывание обязательной государственной идеологии

Б) проведение свободных выборов

В) многопартийная система

Г) правовое государство

Д) политические репрессии

ТИПЫ (ВИДЫ) ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

18. Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) местные органы управления контролируются только центральным правительством

Б) объединены субъекты, обладающие относительной политической самостоятельностью

В) парламент образуют две палаты

Г) автономия административно-территориальных образований существует в рамках местного самоуправления

Д) административно-территориальные образования имеют свои конституции

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1) федеративное государство

2) унитарное государство

19. Учитель, раскрывая сущность принципа разделения властей в РФ, охарактеризовал черты судебной и исполнительной властей. Сравните эти две ветви власти.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) является самостоятельной ветвью власти

2) определяет меру уголовной ответственности

3) руководствуется законодательством РФ

4) работает под руководством премьер-министра

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

20 . В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) наличие системы законодательства

2) законодательная гарантия прав меньшинств

3) проведение альтернативных конкурентных выборов в законодательные органы

4) наличие правоохранительных органов

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

21. Учитель рассказывал на уроке о формах политического участия граждан. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

Функция масс в демократии заключается не в том, чтобы управлять, а в том, чтобы оказывать давление снизу на управителей. Массы могут выражать несогласие с проводимым политическим курсом, на митингах и демонстрациях высказывать иные предложения, на встречах со своими представителями–парламентариями — давать оценку их работе. И именно благодаря этому давлению на власть осуществлён серьёзный прогресс в обществе; плохо ли, хорошо ли, но управители вынуждены считаться с народными нуждами и стремлениями.

Большим затруднением теперешнего политического положения является то, что еще малообразованные и недостаточно сознательные массы недостаточно влиятельны для политиков. Таким образом, широко распространенное массовое образование и способность масс к высказыванию своего мнения необходимы для лучшего оказания давления на тех, кто управляет от имени народа и зачастую использует его недостаточную проницательность.

Эти управители будут вести себя иначе, если им придется иметь дело с более образованными избирателями; избиратели будут больше оказывать на них влияние, с ними они вынуждены будут считаться при принятии политических решений, избирателей труднее будет обмануть популистам и нечестным политикам.

Все политические свободы: свобода печати, право собраний, право ассоциаций и гарантии индивидуальной свободы, на которые опирается всеобщее голосование и которые рассматриваются как гарантии свободы, являются, прежде всего, формами или орудиями воздействия общества на власть.

(Адаптировано по ст. М. Я. Острогорского “Демократия и политические партии”)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Что, по мнению автора, способствует осуществлению серьёзного прогресса в обществе? Какое пояснение своего мнения приводит автор? В чём автор видит затруднение «теперешнего политического положения»?

3. Автор полагает, что «все политические свободы являются формами или орудиями воздействия общества на власть». С опорой на текст и обществоведческие знания укажите три проявления политических свобод в современном обществе.

2.В государстве Z все государственные органы, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона; существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

3.В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит нам сделать вывод о том, что государство является правовым

В государстве Z существует развитая система права.

В Конституции государства Z есть раздел о правах человека.

Государство Z - федеративное государство.

В государстве Z реализуется принцип разделения властей.

4.Понятия «фракция», «думский комитет» относятся к деятельности

органов законодательной власти

органов исполнительной власти

органов судебной власти

5.По форме правления государство может быть

6.Что является признаком любого государства?

взимание налогов и сборов

7.Государство Z имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z – федеративное?

главой государства является всенародно избранный президент

высшие органы государства формируются выборным путём

государство обладает многонациональным составом населения

помимо единой общегосударственной конституции принимаются конституции субъектов

8.В государстве Z члены парламента могут пригласить на своё заседание любого министра с отчётом о работе. Правительство имеет право обратиться в Конституционный суд для установления соответствия закона, принятого парламентом, конституции страны. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в государстве Z

действует разделение властей

сложилась федеративная республика

президент является главой государства

ограничена деятельность оппозиционных партий

9.Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

Парламент страны принял поправку к Закону о средствах массовой информации.

Глава государства подписал международный договор о сокращении вооружений.

Ассоциация деятелей искусства организовала благотворительную акцию помощи детям с особыми потребностями.

Полиция обеспечила безопасность граждан и правопорядок во время проведения футбольного матча.

10.Верны ли следующие суждения о государстве?

В любом государстве действует система сдержек и противовесов.

В любом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.

верны оба суждения

оба суждения неверны

11.Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органом государственной власти.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатов, претендующих на определённые должности.

верны оба суждения

оба суждения неверны

12.Верны ли следующие суждения о формах правления?

Существуют унитарная и федеративная формы правления.

Порядок формирования высших органов государства определяет форму правления.

верны оба суждения

оба суждения неверны

13.Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

форма государственно-территориального устройства

14.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Лидеры двух крупнейших политических партий обсудили вопросы для предполагаемой беседы с главой государства. (Б)Можно предположить, что на встрече лидеров обсуждались те позиции, по которым партии планируют выступить солидарно. (В)Похоже, что лидерам партий удалось сблизить свои позиции.

Определите, какие положения текста

15.Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?

В состав организации вошли владельцы легковых автомобилей.

Организация заявила о том, что её цель – получить места в парламенте и правительстве.

Лидером организации стал известный журналист.

Члены организации разработали свои эмблему и гимн.

16.Страна Z – унитарное государство. Это значит, что

в стране Z реализован принцип разделения властей

в регионах страны Z могут существовать собственные правительства

в регионах страны Z есть собственные конституции

страна Z разделена на территории, которые не имеют политической самостоятельности

17.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя разнообразные организации, созданные по инициативе населения.

Б. Существование гражданского общества невозможно без понимания людьми своих прав и исполнения обязанностей.

верны оба суждения

оба суждения неверны

18.Учитель рассказывал о формах политического участия граждан. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

Граждане участвуют в управлении делами государства.

Граждане голосуют за представителей политических партий.

Граждане осуществляют своё волеизъявление тайным голосованием.

Граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона.

Фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z и страны Y опрос: «Существует ли в вашей стране правовое государство?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

19.Запишите цифры, под которыми они указаны.

В обеих странах созданы основы для развития правового государства.

В стране Z установился демократический режим.

По мнению опрошенных, в каждой из стран существуют проблемы с реализацией прав человека.

Население страны Z аполитично.

Политические партии защищают интересы населения в органах законодательной власти.

20.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Около трети опрошенных обеих стран не считают свою страну правовым государством.

Большинство опрошенных связывают правовое государство с деятельностью парламента.

В обоих опросах суммарная доля тех, кто считает свою страну правовым государством, выше, чем отрицающих это.

В стране Y, по сравнению со страной Z, вдвое больше доля опрошенных, правильно понимающих сущность правового государства.

В стране Z больше опрошенных, чем в стране Y, затруднились ответить на поставленные вопросы.

Предварительный просмотр:

ПОЛИТИКА 1 вариант

1.Что является признаком любого государства?

взимание налогов и сборов

2.Понятия «монархия» и «республика» характеризуют

форму правления государства

форму государственно-территориального устройства

размеры территории и численность населения страны

3.Какой признак характерен только для правового государства?

многообразие средств массовой информации

взаимная ответственность личности и государства

формирование органов местного самоуправления

система правоохранительных органов

4.Политическую власть осуществляет

глава крупного банка

председатель общественного фонда

5.В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Все жители страны обязаны придерживаться единой обязательной официальной идеологии. Каков политический режим страны Z ?

6.Понятия «представительная демократия», «парламентское большинство» относятся к деятельности

органов законодательной власти

органов исполнительной власти

органов судебной власти

7.В газетах часто встречается информация о политической жизни общества. Прочитайте выдержки из статей журналистов, рассказывающих о политике. В какой из них содержится информация о демократических выборах?

«Прошедшие в стране выборы зафиксировали безоговорочную поддержку гражданами единственного кандидата в президенты».

«Выборы проходили в обстановке закрытости, кандидаты от оппозиции не получили возможности выступить в средствах массовой информации».

«Международные наблюдатели не были допущены на проводимые в стране выборы».

«Граждане имели возможность познакомиться с разными программами, сделать реальный выбор в условиях альтернативы».

8.Автолюбители создали и зарегистрировали свою ассоциацию, которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству своё видение налогообложения автотранспортных средств, планов строительства и эксплуатации дорог. Этот пример иллюстрирует

проведение предвыборных кампаний

деятельность муниципальных органов

функционирование гражданского общества

обсуждение нового законопроекта

9.Парламент страны Z имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственную конституцию. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z ?

10.Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Б. Парламент является органом исполнительной власти.

верны оба суждения

оба суждения неверны

11.На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях. Сравните деятельность государства и политической партии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

исключительное право принимать законы

разработка политических программ

представление интересов определённой группы общества

следование правовым нормам

12.Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Народ может осуществлять свою власть только непосредственно, путём референдума.

Б. Граждане России, проживающие за границей, могут принимать участие в выборах в органы государственной власти РФ.

верны оба суждения

оба суждения неверны

13.Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ РФ

организация работы избирательных участков

один гражданин имеет один голос

голосование за кандидата на пост Президента РФ

установленная законом периодичность проведения

одобрение или неодобрение какого-либо решения

и выборы, и референдум

14.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Социологические службы страны провели опрос среди молодых людей об их политических интересах. (Б)65% респондентов заявили, что не следят за политической информацией и не ходят на выборы. (В)Полагаем, что данное положение затрудняет утверждение в обществе демократических ценностей.

Определите, какие положения текста

15.Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической ?

В состав организации вошли фермеры, владельцы перерабатывающих предприятий и торговых сетей.

Организация заявила о том, что ее цель – прийти к власти, сформировать правительство.

Лидером организации стал учёный, известный разработкой и внедрением новых технологий.

Члены организации разработали свою эмблему и гимн.

16.Правительство страны Z ежегодно выделяет из жилищного фонда квартиры для выпускников профессиональных лицеев. Этот пример иллюстрирует политику

17.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

верны оба суждения

оба суждения неверны

18.Учитель, раскрывая сущность принципа разделения властей в РФ, охарактеризовал черты судебной и исполнительной властей. Сравните эти две ветви власти.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

является самостоятельной ветвью власти

определяет меру уголовной ответственности

руководствуется законодательством РФ

работает под руководством премьер-министра

Социологической службой страны Z был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Участвуете ли вы в политической жизни страны?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

19.Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Страна Z – унитарное государство.

В стране Z выборы проходят на безальтернативной основе.

Более половины населения страны Z политически активны.

Такие формы политического участия как митинги, демонстрации не пользуются широкой поддержкой населения.

В стране Z установился демократический режим.

20.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Большинство опрошенных посещают митинги и демонстрации.

Около трети опрошенных не интересуются политикой.

В политических партиях состоит столько же опрошенных, сколько читает партийную прессу.

Митинги и демонстрации посещают больше людей, чем ходят на выборы.

Среди опрошенных больше тех, кто ходит на выборы, чем тех, кто не интересуется политикой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку в 11 классе для подготовки к ЕГЭ

тест позволит проверитьзнания учащихся по основным разделам языка.


тест по географии для 6 класса для подготовки к ЕГЭ

Тестовые задания (в формате ЕГЭ) для проверки знаний учащихся по начальному курсу географии, составленные в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений.


тесты по алгебре и началам анализа для учащихся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ

тесты для подготовки к Единому Государственному Экзамену.


Итоговый тест в 7 классе (подготовка к ГИА)

С помощью данного теста можно троверить знания учащихся, полученные за год. Форма теста соответствует форме ГИА.

Тест по истории 11 класс для подготовки к ЕГЭ

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся к экзамену.

Подготовка к тестированию по теме "Информация и информационные процессы" (тест для 7 класса)

Тест для учащихся 7 класса по теме «Информация и информационные процессы».

Тесты по теме: "Ботаника" для подготовки к ЕГЭ 11 класс

Предлагаю Вашему вниманию тесты по разделу "Ботаника" ( "Водоросли", "Споровые", "Голосеменные", а также "Царство Бактерии и царство Грибы") для подготовки к ЕГЭ. Материал тестов взят из Открытого бан.

Принцип разделения властей – это основополагающий принцип организации публичной власти, суть которого состоит в разделении ее на три относительно независимые, но подконтрольные друг другу ветви в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность принципа разделения властей

Принцип разделения властей – это основополагающая политическая теория и правовая доктрина, подразумевающая выделение таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная.

Принцип разделения властей ориентирован на достижение следующей цели: предотвратить узурпацию и монополизацию власти в рамках одного органа государственного управления. Отказ от принципа разделения властей неизбежно ведет к возникновению деспотии, нарушению свобод и прав человека и гражданина.

Принцип разделения властей обеспечивает равновесие власти в отдельных ее ветвях за счет применения специальных мер, именуемых системой сдержек и противовесов. Эти меры призваны обеспечить взаимное ограничение и взаимодействие полномочий органов различных ветвей власти. При этом эта система гарантирует независимость ветвей власти друг от друга в границах их полномочий. Компетенция каждой ветви власти носит самостоятельный характер и находится в подчинении только у законодательства. Разделение властей и не предусматривает их противостояния. Не допускается присвоение одной ветвью власти функций другой ветви власти, при этом ветви власти не обособлены друг от друга полностью, выступают в качестве взаимного дополнения, сохраняя согласованность и связь.

Каждая ветвь власти наделена определенной компетенцией. Законодательная власть призвана обеспечивать правовые основы, правовую организацию формы функционирования исполнительной власти.

Исполнительная власть обеспечивает реализацию норм права, функционирует в рамках закона. На органы исполнительной власти возложена ответственность перед законодательной ветвью власти, каждый гражданин наделен правом обжалования действий исполнительных органов власти в судебном порядке.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная ветвь власти обеспечивает охрану права, правовых устоев государства за счет осуществления правосудия. Правосудие является функцией, реализуемой только судебными органами, независимыми от других органов власти и действующими в соответствии с законодательством. Судебная ветвь власти не может присвоить себе функции исполнительной и законодательной власти, но реализует в их отношении правовой контроль. Судебная власть является сдерживающим фактором, призванным предотвращать нарушения законодательства исполнительными и представительными органами власти.

Специфика реализации принципа разделения властей в российском государстве

В российской правовой системе принцип разделения властей закреплен в статье 10 российской Конституции, принятой в 1993 году. Данный принцип формирует основы конституционного строя Российской Федерации. Советский период существования российского государства характеризуется критикой в отношении принципа разделения властей, однако современное российское государство ориентировано на применение данного принципа в качестве конституционной основы государственной власти.

Реализация принципа разделения властей на территории российского государства имеет свою специфику, обусловлена история развития государства, спецификой отношения населения к власти и так далее.

Принцип разделения властей на уровне Конституции Российской Федерации проявляется в следующих основных положениях:

  • во-первых, в качестве единственного источника власти рассматривается многонациональный российский народ;
  • во-вторых, основы государственного суверенитета составляет народный суверенитет;
  • в-третьих, органы законодательной, исполнительной и судебной власти формируют самостоятельность, единство, взаимодействие и взаимосвязь;
  • в-четвертых, система органов различных ветвей власти учитывает федеративное устройство российского государства;
  • в-пятых, полномочия и функции органов исполнительной и законодательной власти основаны на определенных Конституцией предметах ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

Правовую основу реализации принципа разделения властей также формируют положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон обеспечивает сбалансированность полномочий органов государственной власти на уровне регионов.

Реализация принципа разделения властей в России существенно отклоняется от традиционного понимания данного принципа, что обусловлено усиленной позицией Президента в системе государственного управления. Формально российский Президент признается главой исполнительной власти, однако он наделен правом вето в отношении законов, принимаемых законодательной ветвью власти.

При формировании законодательной ветви власти верхняя палата Парламента составляется представителями исполнительной власти в лице глав субъектов Российской Федерации.

Судебная власть в России находится под влиянием Президента, который утверждает кандидатуры судей.

Еще одним особенным аспектом является формирование законопроектов органами исполнительной власти, которые после принятия этих законов представительными органами власти, будут обеспечивать их реализацию.

Российский принцип разделения властей полон аналогичными коллизиями, постепенно приводящими к утрате его сущности в рамках российской государственности. Российская власть характеризуется смешением полномочий и функций, хотя основной закон страны предусматривает четкое разделение ветвей власти. На сегодняшний день не существует объективных предпосылок, призванных обеспечить полноценную реализацию принципа разделения властей на территории России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: