Учет психологических особенностей работы секретаря суда

Обновлено: 24.04.2024

Основной целью деятельности секретаря судебных заседаний является ведение судопроизводства районного суда.

Секретарь судебного заседания:

1) Осуществляет оформление гражданских, уголовных и дел об административных правонарушениях, а также дел, поступивших в суд в порядке исполнения приговора, материалов, поступивших в порядке досудебного производства, с момента поступления в суд заявления и после рассмотрения.

2) Своевременно вносит сведения по гражданским, уголовным делам, материалам, находящимся в производстве судьи в Программу, согласно приказа председателя суда о распределении функциональных обязанностей между работниками аппарата суда по работе с ГАС «Правосудие», размещает необходимые судебные документы в подсистеме ГАС «Правосудие» «Банк судебных решений», своевременно получает входящую корреспонденцию, поступающую в суд после ее регистрации, своевременно регистрирует исходящую корреспонденцию в ИС «Документооборот и обращения граждан» и передает на отправку;

3)На стадии подготовительных действий к судебному заседанию по поручению судьи подготавливает дело к судебному заседанию: выписывает и направляет повестки, извещения, запросы, письма, копии исковых заявлений.

4).Вызывает в суд участников процесса и свидетелей, извещает участников процесса и других лиц о времени и месте судебного заседания, а также извещает о времени и месте рассмотрения дела прокурора, представителей государственных органов. В случае необходимости перечисленных лиц, вызывает в судебное заседание путем направления им телефонограммы, телеграммы. Направляет требование начальнику места предварительного заключения о доставке подсудимого в судебное заседание (по уголовным делам).

5)Заблаговременно изготавливает списки дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании (форма №36) и вывешивает при входе в зал заседания либо на специально оборудованном стенде.

6)Заблаговременно проверяет уведомления об извещении участников процесса и принимает дополнительные меры по обеспечению явки лиц в судебное заседание.

7)Перед началом судебного заседания проверяет все ли вызванные в суд лица явились в судебное заседание, кто из не явившихся получил повестки, кто не получил и по какой причине, доставлены ли подсудимые, находящиеся под стражей.

8)После рассмотрения дела либо в случае отложения его разбирательства по распоряжению судьи отмечает в судебных повестках вызванных в суд лиц время их нахождения в суде, заверяет отметку своей подписью и штампом суда.

9)Не позднее следующего рабочего дня сообщает в отдел делопроизводства сведения по уголовным делам с постановлением судьи, вынесенным по результатам подготовительных действий (ст.227 УПК РФ), для внесения отметок о принятом судьей решении в учетно-статистическую карточку.

10)Ведет протоколы судебных заседаний и изготавливает их.

11)Знакомит участников процесса, осужденных с протоколами судебных заседаний по их ходатайствам.

12)После рассмотрения дела выполняет следующие действия: подшивает документы в хронологическом порядке, пронумеровывает листы дела и составляет за своей подписью опись находящихся в деле бумаг, делает отметку в журнале учета дел о результатах рассмотрения дела, материала.

13)Делает отметку о результатах рассмотрения дела в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании.

14)Изготавливает копии судебных документов по рассмотренному делу.

15)Изготавливает копии решений, определений, постановлений, приговоров суда, которые должны быть заверены подписью судьи, председательствующего по делу, и скрепляет гербовой печатью. Если копии изложены на нескольких листах, прошнуровывает и скрепляет печатью.

16)Вручает копии решений, определений, постановлений, приговоров суда участникам процесса. На выдаваемой копии делает отметку о дате вступления его в законную силу или о том, что оно в законную силу не вступило.

17)Изготавливает сопроводительные письма

18) Оформляет оконченные производством дела и материалы для последующей их сдачи в канцелярию суда.

19)Обо всех действиях по подготовке дел, рассматриваемых судом секретарь судебного заседания делает отметку в справочном листе уголовных, гражданских, административных дел, а также дел, поступивших в суд в порядке исполнения приговора, материалов, поступивших в порядке досудебного производства.

20)Прилагает к делу статистические карточки на осужденных, оправданных, лиц, дела в отношении которых прекращены, а также лиц, признанных невменяемыми, к которым применены принудительные меры медицинского характера.

21)По уголовному делу, по гражданскому делу иск по которому вытекает из уголовного дела, где преступлением причинен ущерб имуществу, прилагает к делу заполненные карточки по учету сумм ущерба.

22)Выписывает исполнительные документы по делу, по которому судебные решения подлежат немедленному исполнению и передает их по принадлежности.

23)При наличии определения о приостановлении производства по уголовному делу для розыска подсудимого направляет копию постановления об объявлении розыска, для исполнения.

24)После совершения всех действий по оформлению дела, но не позднее десяти после его рассмотрения и вынесения решения в окончательной форме секретарь судебного заседания передает дело в канцелярию суда.

25)Передает исковые заявления и другие материалы, принятые на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня, в отдел делопроизводства для учета в журнале входящей корреспонденции.

26)Выполняет пункты и разделы плана работы суда на год, относящиеся к компетенции секретаря судебного заседания.

27)Выполняет другую работу по поручению председателя суда, зам. председателя суда, администратора, начальника отдела.

Онлайн-интервью с секретарем судебного заседания по уголовным делам 1 инстанции Московского городского суда Ульяной Георгиевной Кудиновой

Продолжаем серию интервью с профессионалами. В этот раз мы узнали о профессиональных обязанностях секретаря суда, выяснили, чем отличается работа секретаря суда от работы секретаря судебного заседания, оценили, какие перспективы открываются молодым специалистам на этих должностях. Об этом и многом другом нам рассказала Ульяна Кудинова, секретарь судебного заседания по уголовным делам 1 инстанции Московского городского суда.

КонсультантПлюс: Судья не работает в одиночку, ему помогают сотрудники судебного аппарата. Один из таких помощников - секретарь суда. Расскажите, в чем заключаются его обязанности, какова его роль в деятельности суда?


Роль секретаря судебного заседания и секретаря суда крайне значима для исполнения судом возложенных на него функций. Недаром говорят, что от работы сотрудников аппарата суда зависит очень многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, стоящих перед судом.

Функции секретаря судебного заседания и секретаря суда подробно описаны в инструкции по делопроизводству, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ. Этот документ служит для секретарей руководством к действию.

К примеру, секретарь суда, работающий в отделе делопроизводства, будь то по уголовным или по гражданским делам, выполняет следующие функции: принимает дела, регистрирует их в журналах учета, регистрирует необходимую информацию в электронной базе, в том числе о движении дела, после вступления решения в законную силу готовит дело для исполнения решения и т.д.

Что касается функций секретаря судебного заседания, то они, конечно же, отличны от функций секретаря суда. Секретарь судебного заседания обязан подготовить дело к слушанию, обеспечить необходимые меры для вызова в суд лиц, участвующих в деле, например, путем направления повесток, требований о доставке, передачи телефонограммы и прочее. Непосредственно в день слушания дела секретарь судебного заседания проверяет явку вызванных участников процесса, а также ведет протокол судебного заседания. При этом надо отметить, что, хотя протокол судебного заседания и не является стенограммой, его содержание должно быть максимально полным и достоверным. После рассмотрения дела судьей по существу секретарь судебного заседания оформляет дело для сдачи его в отдел делопроизводства: подшивает в хронологическом порядке документы, приобщенные в ходе слушания, протокол судебного заседания, судебные постановления и решения; составляет опись дела; выписывает статистическую карточку, а при необходимости - исполнительные документы; направляет или вручает участникам процесса копии итогового судебного решения. Далее секретарь сдает дело в канцелярию, где уже секретарь суда проверяет правильность оформления дела и принимает для дальнейшего исполнения.

Помимо этого секретарь размещает информацию о движении дела во внутренних базах данных, а также осуществляет выгрузку необходимой информации и текстов решений на официальных сайтах суда. В настоящее время в условиях развития так называемого электронного правосудия работа с электронными базами данных является одной из наиболее важных функций.

Как видите, работа секретаря суда и секретаря судебного заседания важна в суде.

КонсультантПлюс: Почему вы решили стать юристом? У юриста много возможностей для реализации, почему вы выбрали именно судебную систему, как начали свой путь в профессии?

Вы правы, у юриста много возможностей для трудоустройства, для применения своих знаний и для удовлетворения профессиональных амбиций. Однако я выбрала государственную службу - работу в суде, поскольку именно в суде общей юрисдикции есть возможность постоянно развиваться профессионально и личностно, общаться с людьми и, что самое важное, помогать восстановить справедливость и защищать тех, чьи права были нарушены.

В судебной системе работают добросовестные, порядочные, ответственные люди, а именно эти качества - фундамент моего становления и как личности, как и юриста. Поэтому после окончания колледжа свою трудовую деятельность я начала в Московском городском суде.

КонсультантПлюс: Какие преимущества для себя вы видели в момент принятия решения?

Принимая решение о трудоустройстве в суд, я в силу юного возраста не выделяла для себя как таковых преимуществ. Но сейчас я понимаю, что у любого сотрудника суда всегда есть перспектива стать судьей или же набраться необходимого и очень важного опыта и найти себя в иной юридической деятельности.

И, тем не менее, нужно подчеркнуть, что большинство судей - это бывшие секретари и помощники судей, ведь именно они знают все тонкости судебной работы и, как правило, из секретарей и помощников вырастают блестящие профессионалы.

КонсультантПлюс: Какие знания, навыки и личные качества необходимы для человека, занимающего эту должность?

Для работы в суде каждому сотруднику необходимо, прежде всего, знать действующее законодательство Российской Федерации, следить за законодательными изменениями и тенденциями. Кроме того, секретарю суда или судебного заседания следует быть собранным и ответственным. И, конечно же, секретарь должен быть коммуникабельным и вежливым. Ведь за защитой своих прав в суде зачастую обращаются люди, оказавшиеся в трудной ситуации из-за незнания своих прав или закона как такового. Поэтому никогда нельзя ставить себя выше тех, кто пришел в суд, надлежит относиться уважительно и корректно к каждому. Зачастую секретарь суда является тем человеком, которого в первую очередь встречают граждане, пришедшие в суд.

КонсультантПлюс: Какой у вас распорядок дня? Сколько дел в день в среднем рассматривается, сколько граждан с заявлениями вы принимаете, какое количество документов нужно подготовить и т.д. Сложно ли успеть справится со всеми этими делами?

Каждый рабочий день в суде очень насыщенный. Хоть судьи по гражданским и уголовным делам рассматривают разное количество дел - ведь дела отличаются своей спецификой, - нагрузка на любого судью и, соответственно, секретаря судебного заседания и секретаря суда высока.

КонсультантПлюс: Что вам особенно нравится в вашей работе?

Работа секретаря интересна тем, что всегда есть возможность наблюдать за правосудием и быть причастным к этому. Кроме того, работа в суде сильно дисциплинирует и делает более ответственным. Многому учат люди, которые приходят в суд отстаивать свою позицию по делу. В целом в моей работе мне нравится то, что я не стою на месте, занимаюсь интересным делом, перенимая колоссальный опыт и знания судей, с которыми работаю. Все это в совокупности помогает налаживать и правильно выстраивать отношения с людьми.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие перспективы открывает эта профессия для молодых специалистов?

Профессиональное развитие сотрудников суда проходит в несколько этапов. Чаще всего государственная служба в суде начинается именно с должностей секретаря суда или секретаря судебного заседания. Вторая ступень профессионального развития - это консультант суда или помощник судьи. После пяти лет работы помощником можно сдать квалификационный экзамен на должность судьи. В случае успешной сдачи экзамена и одобрения квалификационной коллегией судей Москвы, прохождения иных процедур, предусмотренных законом, происходит назначение на должность судьи либо на основании постановления Городской Думы (мировые судьи), либо на основании указа Президента (федеральные судьи). И те, и другие приносят присягу в Президиуме Московского городского суда. Надо сказать, что церемония принесения присяги проходит в торжественной обстановке и всегда волнительна, она заставляет гордиться достижениями коллег, уже ставших судьями, и стимулирует к собственному росту.

КонсультантПлюс: Какие лично у вас планы на будущее? Известно, что практически все судьи начинали свою деятельность в качестве секретаря суда. Вы хотели бы в будущем стать помощником судьи, а затем судьей? Если да, то на каких вопросах вы хотели бы специализироваться?

Естественно, все это входит в мои планы на будущее. Поскольку моя работа связана с уголовным правом, мне хотелось бы сначала стать помощником судьи, а затем стать судьей-криминалистом.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к использованию справочных правовых систем в судебной работе? Используете ли вы систему КонсультантПлюс и, если да, какие задачи решаете с ее помощью?

Правовые системы очень помогают в работе. Они облегчают поиск необходимых документов, как нормативно-правовых актов, так и материалов судебной практики. В частности, в систему КонсультантПлюс включены все редакции документов, редакции удобно искать и сравнивать. К примеру, нередко в рамках рассмотрения уголовных дел изучаются обвинения в совершении преступлений многолетней давности, поэтому необходимо знать законы, действовавшие на тот период времени, учитывать, ухудшают ли они положение виновного лица, и т.п.

КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать секретарем судебного заседания: к чему им быть готовыми и как строить карьеру?

Независимо от того, кем хочет быть студент, он должен учиться, развиваться и быть готовым к принятию ответственных и взвешенных решений. С выбором будущей профессии студент вполне может определиться в период прохождения практики. Если студент примет решение работать в суде, ему надо быть готовым к трудной, ответственной и напряженной работе. Бояться этого не стоит, поскольку с опытом страх уйдет, а интерес к работе возрастет. Я считаю, что стремление стать судьей должно быть у каждого секретаря суда, ведь отправление правосудия - это венец юридической карьеры.

Деятельность секретаря имеет целый ряд психологических особен­ностей. Одна из них - взаимная увязка его работы с руководителем. Пренеб­регать требованиями руководителя недопустимо. Как известно, совместимость секретаря и руководителя в немалой степени зависит от психологической совместимости, которая, в свою оче­редь, определяется особенностями индивидуально-психологических ка­честв личности (темперамент, характер, способности, память, эмоции и чувства).

Темперамент - индивидуальные свойства личности, которые зависят от при­родных, органических особенностей человека Особенности того или иного типа темперамента могут определять реакции руководителя на деятельность секретаря, на суть и форму выпол­нения заданий, а также на исход совместной работы.

Поэтому секретарю необходимо знать особенности типа темперамен­та своего руководителя и учитывать это при личном общении с ним. Кро­ме того, следует знать особенности своего темперамента и учитывать их при установлении контактов с коллегами, с деловыми партнерами, что позволит избежать конфликтов. Опираясь на свои сильные стороны и раз­вивая слабые, можно быстрее добиться успеха в жизни. Один из наиболее подходящих для секретаря типов темперамента - это сангвиник.

Секретарю рекомендуется также изучать характер своего руководи­теля, что позволит со значительной долей вероятности предвидеть его по­ведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер человека проявляется в испытываемых им чувствах и эмо­циях, в его импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях; умение и способность секретаря владеть собственными эмоциями по отно­шению к окружающим говорит о культуре общения.

Самооценка отражает степень развития у человека самоуважения, по­ложительного отношения к самому себе и ощущение собственной ценно­сти. Для секретаря важна положительная самооценка. После неудачи, по­стигшей секретаря с низкой самооценкой, ухудшается качество выполняе­мой им работы. На лиц с положительной самооценкой неудачи не оказывают такого действия. Секретарь, уверенный в себе, ищет выход из затруднительной ситуации.

Большую роль в поведении секретаря играют чувства и эмоции. Психически нормальный человек эмоционален в любом виде деятельное. Но эта эмоциональность должна сочетаться со спо­собностью контролировать свое поведение, понимать, где и когда уместно выразить свои чувства, а где и когда нужно их сдержать, подавить, не допустить эмоциональной распущенности. Умение владеть собой (самоконтроль) выручает секретаря во всех жизненных ситуациях.

Однако секретарь должен уметь управлять своим настроением. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует пе­реключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна.

Профессия секретаря требует обладания хорошей памятью, собранностью и самодисциплиной. Приходится быстро все запоминать, знать всех сотрудников, основных и нужных клиентов хотя бы в лицо. Для секретаря наиболее важен уровень развития зрительной, словесно-логической (быстрое и точное запоминание смысла событий, текста, логики какого-либо доказательства) и эмоциональной памяти, которая особенно проявляется в человеческих отношениях. У секретаря также должна быть развита долговременная (на имена деловых партнеров, события и факты) и кратковременная память.

Таким образом, можно согласиться с профессиональными психологами, которые счи­тают, что при подборе секретаря нужно учитывать не только его соответ­ствие профессиональным требованиям, его личностные характеристики, но и личностные и поведенческие особенности самих руководителей организации [31].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе проведен анализ практической организации секретарского обслуживания предприятия ООО «Практика», выявление имеющихся недостатков и подготовка предложений по совершенствованию данного процесса.

Для достижения цели решены следующие задачи:

1. Составлена характеристика объекта исследования ООО «Практика», отдела документационного обеспечения управления (ДОУ), рассмотрена роль секретаря в современном управленческом аппарате и в структуре службы ДОУ.

2. Проанализирована регламентация ДОУ, должностных обязанностей секре-таря, нормативно-методической базы работы секретаря, правовая основа секретарской деятельности, условия труда секретаря.

3. Рассмотрена практическая организация работы секретаря в организации, обязательные функции секретаря.

4. Выделены недостатки практической организацию работы секретариата подготовлены аргументированные выводы и предложения.

В результате проведенного исследования необходимо сделать выводы:

1. Практическая организация секретарского обслуживания предприятия заслуживает высокой оценки, которая основана на: четких принципах взаимодействия сотрудников секретариат со служ­бой ДОУ предприятия; качественной работе секретарей с официальными документами, информацией.

2. Документооборот исследуемого предприятия организован на каждом этапе, решены вопросы ответственных лиц каждой технологической цепочки в зависимости от операций, совершающихся с документом, установлена взаимосвязанность данных операций. Порядок движения документов закреплен в виде утвержденного Графика движения документов и унифицированных маршрутных схем.Структурное подразделение секретариат четко выполняет задачи по взаимодействию с участками канцелярии и другими подразделениями предприятия

Проблемным аспектоморганизации данного этапа является отсутствие в схеме документооборота движения документов в электронной форме и имеющиеся недо-работки в части доставки срочной доставки документов.

3. Организация работы секретарей обеспечена регламентирующими докумен-тами по ДОУ, достаточно полно разработана и нормативно-методическая базы работы секретаря. Наряду с указанным, проблемным аспектом в данной области является отсутствие нормативных документов, регламентирующих работу с электронными документами.

4. Правовая основа секретарской деятельности, должностные обязанности сотрудников секретариата закреплены в типовых должностных инструкциях, то есть условия труда работников унифицированы. Но каждый участок работы индивидуален, в силу специфики производственной деятельности руководителя и структурных подразделений, входящих в блок управления руководителя. Поэтому необходимо разработать индивидуальные должностные инструкции для каждого работника секретариата.

5. Рассмотрев подробно практическую организацию работы секретаря, его обязательные функции: административные, организационные; аналитические; специи-фика работы с документами и системами документации, организация работы офиса и деятельности руководителя, компьютерные технологии в работе секретаря, основы делового этикет и практической психологии, можно сделать вывод о том, что роль сотрудника секретариата в современном процессе управления, координации жизнедея-тельности офиса; обеспечении руководителя; выполнении непосредственных долж-ностных обязанностей, достаточна велика. И для выполнения указанных задач требуется, безусловно, высокий профессионал, пользующийся безусловным авторитетом у руководства и коллег.

Секретарь – под этим словом часто скрываются разные функции, должности, степень ответственности. Эта профессия уникальна, к ней можно предъявлять чисто квалификационные требования, которые существуют для должностей, которые рассмотрены в настоящей работе. Но в целом исполнение обязанностей секретаря достаточно индивидуально. Профессия секретарь может стать пропуском в мир большого бизнеса, так как школа секретаря - это школа жизни предприятия, организации, компании, изучение характеров людей, понимание структуры организации. Секретари всегда владеют информацией, заключенной в документах, а управление в любой организации - это, прежде всего, информация. Современному руководителю нужен не только исполнитель или думающий помощник, но и профессионал в своем деле. Секретарю необходимо изучать основные направления деятельности профессионального специалиста, улавливать современные тенденции развития бизнеса в современных компаниях и формировать новый тип профессио-нального помощника – секретаря (офис-менеджера, персонального ассистента).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева В.И, Быкова Т.А, Вялова Л.М. и др. «Энциклопедия секретаря». – М.: МЦЭФР, 2004. – 688 с. – (Приложение к журналу «Справочник секретаря и офис-менеджера», 1-2004).

2. Белов А.Н, Белов А.А. «Делопроизводство и документооборот»: Учебное пособие / 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI).

3. Быкова Т.А, Вялова Л.М, Санкина Л.В. «Делопроизводство»: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Т.В.Кузнецовой. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2006. – 560 с.

4. ГОСТ 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения // ЗАО «Кодекс».

5. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной доку­ментации // ЗАО «Кодекс».

6. Должностные инструкция старших инспекторов участков: входящих и исходящих документов, доставки документов, распорядительных документов, подготовки и передачи документов на архивное хранение, ведения номенклатурных дел. Москва, 2008.

7. Инструкция по документационному обеспечению управления. Москва, 2004.

8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998г N37 (в ред. постановлений Минтруда РФ от 21.01.2000 N7, от 04.08.2000 N57, от 20.04.2001 N35, от 31.05.2002 N38, от 20.06.2002 N44, от 28.07.2003 N59, от 12.11.2003 N75, приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 N461, от 07.11.2006 N749, от 17.09.2007 N605, от 29.04.2008 N200)//КонсультанПлюс.

9. Кудряев В.А. и др. «Организация работы с документами»: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1998. 575 с.

10. Кузнецова Т.В. «Делопроизводство (документационное обеспечение управления)» 5-е издание, испр. и дополн. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2007. – 528 с.

11. Луговая Я.М. Имидж, управляющий офисом// Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. №1.

12. Маслова А.Л. Секретарь в организационной культуре фирмы// Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. №2.

13. Назаренко О.Б. Как выбрать справочно-правовую систему// Справочник секретаря и офис-менеджера. 2008. №2-3; 6-7.

14. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприя­тий и организаций. - М.: ВНИИДАД, 1992.

15. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной тех­нологии и документационному обеспечению управления (утверждены постанов­лением Минтруда России от 10.09.1993 №152) (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N665)// ЗАО «Кодекс».

16. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должнос­тей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР 016-94) (принят и введен в действие Постановлением

Госстандарта России от 26 декабря 1994г N367 с 1 января 1996г) (в редакции изменений 1/96 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ 23.12.1996, 2/99 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ, 3/2002 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ, 4/2003 ОКПДТР, утв. Госстандартом РФ, 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием)

17. Основные правила работы архивов организаций (одобрены ре­шением коллегии Росархива от 06.02.2002) // ЗАО «Кодекс».

18. Перечень типовых управленческих документов, образующих­ся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения

(утвержден Росархивом 06.10.2000) (в редакции решения Росархива от 27.10.2003) //КонсультанПлюс.

19. Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2007г N1182//КонсультанПлюс.

20. Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия (приказ директора от 01.11.2003 №457). Москва, 2003.

21. Правила оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 №725 (в ред. От 06.02.2004) // СЗ РФ.2000. №41. Ст. 4076; РГ. 2004. 23 сент.

23. Поршнев А.Г, Румянцева З.П. «Управление организацией». - М.: Вестник, 2002, 336с.

24. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 13 июня 2003г N118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» // ЗАО «Кодекс».


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!


Какие права имеет секретарь судебного заседания? Обязанности у обладателя этой должности достаточно обширные. Он ведет протокол судебного заседания, а также готовит множество других документов по каждому конкретному делу.

права и обязанности секретаря

Правовая база

На основании каких нормативных документов работает секретарь судебного заседания? Обязанности и права такого сотрудника определены должностной инструкцией. Государственный служащий обязан руководствоваться в своей работе Конституцией страны, президентскими указами, федеральными нормативными актами, а также постановлениями Верховного суда и правительства.

В своей деятельности этот участник заседания обязан ссылаться на должностной регламент и служебный распорядок. При отсутствии по объективным причинам секретаря, его замену осуществляет помощник судьи.

должностные обязанности

Кто может работать

Где можно получить специальность «секретарь судебного заседания»? Обязанности такого сотрудника предполагают получение юридического либо правоведческого высшего образования. Какие требования предъявляются к соискателю на подобную должность? Среди них:

  • владение законодательством страны;
  • знание нормативной базы;
  • навыки обработки информации;
  • знание правил пожарной безопасности и охраны труда;
  • умение применять теоретические знания на практике

До вступления в должность соискателю поясняются основные права и обязанности секретаря судебного заседания. Он знакомится с должностной инструкцией, стандартными правилами этикета, служебным распорядком.

обязанности секретаря

Отличительные качества

Какими умениями должен обладать секретарь судебного заседания? Обязанности, которые выполняет такой сотрудник, предполагают наличие у него аналитических умений.

Служащий должен владеть методикой планирования, мгновенного принятия решения, коммуникационными качествами, грамотным распределением рабочего времени, толерантным отношением к окружающим. Секретарь должен владеть навыками ведения деловых переговоров, информационными технологиями, систематически повышать свою квалификацию.

Содержание стандартной инструкции

В ней указаны основные обязанности секретаря судебного заседания. Остановимся на них подробнее:

  • изучение всех участников судебного заседания;
  • внесение сведений о подготовке конкретного дела в справочный лист;
  • подготовка и указание дел, назначенных к рассмотрению на информационном стенде;
  • анализ готовности аппаратуры и зала к судебному процессу;
  • проверка явки всех участников заседания, выявление причин отсутствия;
  • исполнение поручений, данных судьей по организации процесса;
  • ведение, оформление протокола в ходе самого заседания;
  • информирование всех участников процесса в случае переноса даты заседания;
  • подготовка и направление копий документов всем участникам процесса в сроки, установленные российским законодательством

обязанности в мировом суде

Отличительные особенности профессии

Продолжим разговор о том, что входит в обязанности секретаря судебного заседания. Они являются стандартными, но, в зависимости от статуса учреждения, могут незначительно отличаться. Проанализируем некоторые особенности данной профессии. В обязанности секретаря судебного заседания районного суда входит множество действий, которые требуют от работника определенных навыков и умений. Мало кто мечтает присутствовать на уголовных и административных процессах, следить за явкой ответчика и истца.

При обширных должностных обязанностях, максимальной загруженности, у таких работников довольно низкая заработная плата. В обязанности секретаря судебного заседания в мировом суде входит не только ведение протокола, но и вызов свидетелей.

Подобную должность не относят к государственным служащим. По сути, это клерк минимального уровня, выполняющий огромное количество работы. Именно он обеспечивает в полном объеме деятельность конкретного судьи.

специфика судебного заседания

Основные обязанности

Чем занимается секретарь судебного заседания мирового судьи? Обязанности у такого работника следующие:

Дополнительные обязанности

Кроме официальных функций, которые определены должностной инструкцией, также на секретаря возлагается масса дополнительной рутинной работы. Количество дел, которые в настоящее время рассматриваются в российских судах, существенно превышает допустимые нормативы, поэтому на секретарей также возлагаются следующие обязанности:

  • анализ исковых заявлений на предмет соблюдения в них законодательных норм (при выявлении нарушений секретарь оформляет отчет истцу об отказе в возбуждении дела либо оставляет заявление без движения);
  • помощь в ведении протокола в ходе самого заседания (фиксация максимального количества информации при опросе свидетелей);
  • помощь в оформлении готовых решений (судья делает только основные наброски, а секретарь дорабатывает документ согласно требованиям российского законодательства).

Определенный перечень тех обязанностей, которые выполняет такой сотрудник, зависит от особенностей организации работы в конкретном суде.

чем занимается секретарь

Некоторые моменты

Несмотря на то, что у секретаря достаточно много различных обязанностей, занимая эту должность, у человека есть прекрасная возможность уяснить для себя все тонкости работы суда. В среднем заработная плата не превышает 15-20 тысяч рублей, но возможны и разовые доплаты в виде премий.

Именно поэтому предложений о работе секретарем в суде довольно много в базе вакансий. В некоторые учреждения такого вида по 4-6 месяцев не могут найти подходящую кандидатуру. Работая в качестве секретаря у мирового судьи, можно осознать свою готовность работать в юридической области.

Такая должность – отличный старт для успешной карьеры юриста. В последнее время на подобную вакансию принимают студентов юридических учебных заведений, которые обучаются заочно. Отработав 3-4 года, одновременно получив высшее юридическое образование, они с легкостью находят работу в различных юридических компаниях.

что входит в обязанности

Подведем итоги

Секретарем суда часто является человек, который мечтает о юридической карьере, но, в силу различных обстоятельств, не может сразу обучаться в престижной учебном заведении юридической направленности.

Попав на подобную должность после завершения учебы в правовом колледже, секретарь не только зарабатывает стаж работы, но и приобретает профессиональные навыки, которые в будущем помогут ему в карьере. Это усидчивость, рассудительность, аккуратность, пунктуальность. Так как в должностные обязанности секретаря входит общение с людьми, происходит совершенствование коммуникативных навыков, отрабатываются умения находить общий язык с разными ответчиками и истцами.

Такой сотрудник несет ответственность за документооборот, осуществляет масштабную канцелярскую работу, которая предполагает внимательность и аккуратность. Участие его в судебном процессе состоит в подготовке нормативной документации по делам, планируемым к рассмотрению, а также в последующем ведении (в рамках самого заседания) протокола. Он должен четко соблюдать должностной регламент, приказы (распоряжения) руководства суда, поддерживать требуемый уровень квалификации (повышать ее в рамках курсовой подготовки, мастер-классов, конференций, конкурсов).

Выполняя свои должностные обязанности, секретарь суда должен соблюдать законные интересы и права юридических и физических лиц. Он не имеет права разглашать сведения, которые ему стали известны в рамках профессиональной деятельности, а также распространять информацию, которая является коммерческой либо государственной тайной.

Также в его обязанности входит сохранность имущества суда, соблюдение правил пожарной безопасности, уважительное отношение ко всем участников судебного процесса (ответчику, истцу, свидетелям по рассматриваемому делу).

Неуважительной манерой секретарей-референтов является распространенная привычка, сняв трубку телефона, продолжать с кем-то говорить, кто находится поблизости.
Работа секретарей, секретарей-референтов, помощников руководителей, относящихся к разряду ''штабного персонала'', имеет важное значение для организаций. Если проследить тенденции развития самых различных фирм, компаний и т.п. в течение последнего столетия, то можно отметить, что количество обслуживающего персонала постоянно росло. Это относилось в основном к зарубежным организациям. Следует отметить, что такое явление не расценивалось как простое раздувание штатов, поскольку эффективно работающая организация требует сведения к минимуму денежных издержек и полной загрузке всех участников трудового процесса.
В этом отношении показателен опыт американских компаний. Владельцы самых различных компаний, используя четкий экономический расчет, говорили: ''Мы не можем позволить себе роскошь, чтобы квалифицированный работник тратил время на то, что может сделать лицо, умеющее только читать и писать. Иначе мы разоримся''.
В современных развитых странах, а также в совместных российско-иностранных фирмах и новых российских коммерческих структурах серьезное значение придается подбору квалифицированных секретарей-референтов. Для их поиска используются различные методы: реклама, проведение психодиагностических процедур для оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности секретарей-референтов, проведение специализированных бесед психологами-практиками.
Основная задача работы секретаря-референта современных фирм заключается в оказании помощи и облегчении деятельности руководителя для освобождения части его времени на решение значимых задач управления, за которые он несет ответственность. Секретари-референты являются также работниками, помогающими наиболее быстрому прохождению информации через различные структурные подразделения фирм, что является чрезвычайно важным условием их нормального функционирования.
Для определения психологических аспектов выбора секретарей-референтов прежде всего необходим психологический анализ их деятельности. На основании такого анализа выявляются требования, предъявляемые профессией к кандидатам на эту должность. Выделение профессионально важных качеств (ПВК) для секретарей-референтов является основой определения профессиональной пригодности. Подобные работы уже не являются чем-то исключительно новым. Однако в практических целях отбора секретарей-референтов можно напомнить о них для тех, кто занимается этой проблемой.
Вкратце обозначим наиболее значимые из профессионально важных качеств для секретарей-референтов. К ним относятся:
а) развитый интеллект,
б) знание профессиональных особенностей данной профессии,
в) высокий уровень исполнительской дисциплины,
г) умение общаться с людьми,
д) наличие эмпатии,
е) соблюдение этических норм поведения,
ж) наличие общекультурных навыков поведения,
з) доброжелательное отношение к людям,
и) гибкий интеллект,
к) адекватное восприятие требований со стороны руководства.
Отсутствие вышеперечисленных качеств дает основание говорить о профессиональной непригодности к данному виду деятельности. Описание психологических требований к деятельности секретаря-референта и субъективные требования руководителей, которых можно расценивать как экспертов, составляют основу для профессиографического описания данной профессии.
Обязательным для секретарей-референтов является выполнение должностных инструкций, включающих два блока работы:
а) по делопроизводству и б) по оперативной работе. В первый блок по делопроизводству включены: а) работа с почтой (регистрация, распределение писем), б) осуществление особых полномочий, делегированных руководителем в связи с особенностями работы данной фирмы, в) подготовка совещаний, в частности, оповещение заместителей руководителей, менеджеров, специалистов и др., г) оформление командировочных документов, д) работа на телефоне, прием посетителей, использование компьютера.
При подборе секретарей-референтов следует отметить, что он в некоторой степени отличается от зарубежного подхода, хотя наши отечественные структуры, так же, как и западные, обращаются в посреднические фирмы по подбору персонала. Однако для экономии денежных средств российские фирмы часто для решения задачи подбора секретарей-референтов используют личные контакты, дают объявление в газеты, например, такие, как ''Из рук в руки'', ''Работа для Вас'' и т.п.
Для того чтобы ответить на поставленный в этой работе вопрос о психологических аспектах подбора секретарей-референтов, остановимся еще на вопросе, характеризующем требования самого руководителя современных фирм относительно того, каким должен быть секретарь-референт. Показательно, что эти требования далеко не всегда совпадают с профессионально важными качествами, предъявляемыми к данной профессии, которыми, в частности, пользуются в Центрах занятости населения или в фирмах по подбору персонала.
В связи со сказанным выше следует отметить, что каждый руководитель фирмы исходит из своего субъективного представления о типе требуемого для него секретаря-референта. Определенный опыт контактов автора этой статьи с руководителями коммерческих структур ''Стэнли'' и ''Хоббит'' показал, что требования современных руководителей новых структур укладываются в рамки определенной схемы относительно качеств, которыми должен обладать секретарь-референт. Среди них отмечались такие, как:

· четкое соблюдение требований, которые идут от самого руководителя;

· беспрекословная подчиненность руководителю;

· хорошие личные контакты с руководителем;

· быстрота и качество выполняемой работы;

· владение машинописью, хорошая память;

· умение работать с документами;

В целях избежания возможных ошибок при выборе секретарей-референтов одной из практических рекомендаций является принятие на эту должность лица, отвечающего требованиям данной профессии и обладающего профессионально важными качествами применительно к данном виду деятельности, с определенным испытательным сроком.
Другой практической рекомендацией при решении задачи выбора секретаря-референта для конкретной фирмы является необходимость самооценки руководителем своей личности и особенностей своего поведения. Несмотря на кажущуюся простоту этого требования, эта рекомендация важна, поскольку часто руководители фирм даже не задумываются над тем, что они делают что-либо не так, как нужно по отношению к подчиненным, включая и штабной персонал. Любая фирма только выиграет в решении поставленных ею задач, если выбор секретаря-референта будет осуществляться при использовании знаний об их профессиональной пригодности и учете личностных и поведенческих характеристик этой категории персонала практическими психологами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: