Учебный суд как метод обучения обществознанию

Обновлено: 28.03.2024

Используя данные приемы АМО раскрываются многие понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала студентами, а соответственно повышению качества знаний.

ВложениеРазмер
metody_obucheniya_obshchestvoznaniyu.docx 23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках обществознания

В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активизации познавательной деятельности учащихся.

Основным средством работы на уроке могут быть активные методы обучения такие как: мозговая атака, мозговой штурм, деловая и ролевая игра, диспут.

В современном учебном процессе для развития творческого потенциала учащихся углубления и развертывания всех их способностей все чаще используются активные методы обучения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
  3. Использование игровых форм.
  4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
  6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
  8. Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).
  9. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
  10. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
  11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
  12. Деятельностный подход в обучении.

Активные методы позволяют учащимся на уроке:

- формировать собственное мнение;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- анализировать факты и информацию;

- творчески подходить к учебному материалу;

- активно самостоятельно работать;

- проявлять свою индивидуальность.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. Поэтому приводимая ниже классификация условна.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9.1. Проектный метод.
9.2. Шкала мнений.
9.3. Дискуссия.
9.4. Дебаты.
9.5. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.

Использование игр на уроках обществознания как форма активизации познавательной деятельности.

  • деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности; (Например: в 10, 11 классе при изучении Конституции, избирательного права можно использовать деловые игры: «Знаешь ли ты Конституцию РФ», деловая игра «Твой выбор»
  • ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации.

Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Для того чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действие, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

При изучении темы «Общение» 6 класс (вербальное, невербальное общение) можно обыграть виды невербального общения.

При изучении темы «Социальный конфликт» 6 класс можно использовать для закрепления игровые ситуации для закрепления основных стадий конфликта и путей выхода из него.

Дискуссия (дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Процесс общения во время дискуссии протекает как взаимодействие участников, которое включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств. Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины Целенаправленность дискуссии — этоясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания — ориентира для последующей самостоятельной работы, знания — оценки фактов, явлений.

Я использую данный прием на уроках 10- 11 классов

(Например темы уроков, где можно использовать данный прием: «Политическая сфера общества», «Политика и власть», «Власть, которую мы выбираем», «Нужно ли идти на выборы»?)

- «круглый стол» — беседа, в которой на равных участвуют все члены небольшой группы учащихся во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);

- «форум» — обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

- «дебаты» — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) и опровержений, которое начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны;

- «судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела);

ЭССЕ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

При сдаче Единого государственного экзамена(ЕГЭ) по обществознанию имеют значение не только знания об обществе, но и умения выразить эти знания в конкретной (чаще в виде тестовых заданий) форме контрольно-измерительных материалов (КИМ).При написании мини-сочинения экзаменуемые часто не

могут раскрыть содержание темы в силу того, что неточноопределяют смысл выбранного высказывания, углубляютсяв общие рассуждения, не связанные с проблематикой афоризма, не используют обществоведческую терминологию. Это во многом объясняется тем, что они не всегда понимают сущность эссе как особого жанра.

  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др.

В 5-х классах можно использовать проекты на темы: «Моя семья», «Мое хобби», «Мой класс», «мы – интернациональный народ» и др.

В 11 классе при изучении темы: «Правовые формы предпринимательства», «Фирмы в экономике», я использую метод проектов. Обучающиеся разбиваясь на группы готовят проекты на тему: «Мы открываем свое дело»

  • мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
  • анализ практических ситуаций - метод обучения навыкам принятия решений; ∙ его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы,
  • Кластер сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. — это графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Ключевое слово записывается в центре доски (листа бумаги), а от него рисуются стрелки —
  • лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковывать» в виде новых кластеров.

Данный прием можно использовать на любом этапе урока Приём графической систематизации материала.

  • Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Можно использовать на уроках в 6 классах при изучении темы: « Межличностные отношения» (Правила общения), 10-11 класс «Глобальные проблемы современности» (Причины глобальных проблем и пути их разрешения)

В ходе проверки домашнего задания в 5-6 классах я использую прием «Учитель-ученик» Класс делится на варианты, например: первый вариант – учителя, второй – ученики. Идет проверка Д/З в течение 10 минут с последующим обоснованием почему выставили именно эту оценку. Можно проверить правильность и обоснованность оценки : класс задает несколько вопросов ученику, а затем вместе выставляем оценку.

Одним их активных методов можно использовать разработку кроссвордов, а затем их решение.

Используя данные приемы АМО раскрываются многие понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.

Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников. Какие действия предусмотренные УПК РФ стоит убрать, а какие оставить, решается организатором исходя из целевой аудитории участвующей в учебном суде. [1]

Можно различать несколько видов учебных судов:

1) школьный учебный суд (цель: получить основные знания из области материального и процессуального права, познакомиться с устройством организации суда, его деятельности, деятельности правоохранительных органов);

2) суд, проводимый на 1 курсе юридического ВУЗа в рамках дисциплины «Введение в специальность» (похоже на школьный вариант, но в зависимости от знаний участников процесс можно усложнить);

3) суд, проводимый в рамках дисциплины «Судебная риторика» (может также называться «Ораторское красноречие») (акцент ставится на проведении прений сторон);

4) суд, проводимый в рамках дисциплины «Уголовный процесс» (учитывая, что данная дисциплина читается на старших курсах ВУЗа, участники обладают основными знаниями, акцент ставится на компетенции в материальном и процессуальном праве, умении работы с учебным делом, нормативно-правовой базой; можно рассматривать его как тренировку перед реальным судебным заседанием);

5) суд, проводимый среди профессиональных юристов (необходим для оттачивания отдельных элементов, особенно может быть эффективен для начинающих юристов, которые еще не обладают достаточным опытом для работы в суде; может применяться для знакомства профессионального сообщества с новыми элементами, например, как это было после введения в России института присяжных заседателей);

6) суд, проводимый в рамках дисциплины «История права и государства», цель судебного заседания в данном случае, – это реконструкция реального судебного заседания прошлого (например, по делу В. Засулич) или мнимого, не существовавшего в реальности, но основанного на действующих прежде нормах материального и процессуального права. Последний вариант суда, автору представляется наиболее сложным. Помимо знаний и навыков, необходимо разбираться в памятниках права и обладать «чувством эпохи», т.е. думать, ощущать, видеть, как человек прошлого. Поэтому полная реконструкция процесса прошлого, если можно выразиться его духовной основы, в настоящем времени не возможно. Но для знакомства с эпохой, организации суда после судебной реформы 1864 г., исторический судебный процесс весьма полезен.

Сам метод основан на том, что обучение навыкам и усвоение материала происходит во время игры, игра одновременно выступает и фактором, который вызывает интерес участников к процессу обучения. В ходе деловой игры по модели учебного суда участники могут примерить на себя разнообразные роли: истца, ответчика, их представителей в гражданском судопроизводстве; потерпевшего, подсудимого, их представителей или стороны государственного обвинения в уголовном судопроизводстве; судьи, членов коллегии присяжных заседателей; секретаря судебного заседания, судебного пристава; свидетелей.

Если говорить о школьной модели, то задачей педагога в осуществлении учебного суда является направление учащихся советом, помощь в работе с нормативно-правовой базой и судебной практикой, ответы на сложные вопросы. Перед осуществлением суда учащимся должны быть прочитаны лекции по материальному и процессуальному праву, в зависимости от характера дела; судебной риторики и этике, органам, участвующим в отправлении на территории Российской Федерации правосудие – правоохранительные органы, суд, а также адвокатуре. Несмотря на то, что ряд тем рассматривается в школьном курсе, установочные лекции должны даваться, ввиду того, что для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими знаниями, которые должны быть структурированы и могли применяться в практической работе. Целесообразно к подготовке к деловой игре привлечь дипломированного юриста или студента юридического факультета старших курсов, он также может играть роль «судьи» или оценивать деловую игру. Материалы для учебного суда, как и критерии его оценки можно разрабатывать самостоятельно или воспользоваться готовыми моделями.

К целям данного метода применяемого в рамках школы является воспитательная цель, наглядное знакомство учащегося с примерной формой судебного заседания, закрепление на практике знаний по ряду тем изучаемых на обществознании (например, правоохранительные органы), выработки навыков по работе с нормативно-правовыми источниками, отстаивание собственной позиции, ведение грамотной речи.

1. Копьяк А.С. Учебно-методический комплекс // Формирование гражданских качеств учащихся: Методические материалы участников Всероссийского конкурса. Пермь, 2014. С. 4-12.

Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников.

Содержимое публикации

Учебный суд как метод обучения: общие положения

Под учебным судом (далее – суд) понимается один из методов обучения права, заключающийся в том, что в учебных целях проводится игровой суд, на котором рассматривается специально подготовленное учебное дело. Чаще проводится в виде сокращенного судебного процесса, нецелесообразные с точки зрения обучения действия реального процесса не проводятся, для экономии времени и ресурсов участников. Какие действия предусмотренные УПК РФ стоит убрать, а какие оставить, решается организатором исходя из целевой аудитории участвующей в учебном суде. [1]

Можно различать несколько видов учебных судов:

1) школьный учебный суд (цель: получить основные знания из области материального и процессуального права, познакомиться с устройством организации суда, его деятельности, деятельности правоохранительных органов);

2) суд, проводимый на 1 курсе юридического ВУЗа в рамках дисциплины «Введение в специальность» (похоже на школьный вариант, но в зависимости от знаний участников процесс можно усложнить);

3) суд, проводимый в рамках дисциплины «Судебная риторика» (может также называться «Ораторское красноречие») (акцент ставится на проведении прений сторон);

4) суд, проводимый в рамках дисциплины «Уголовный процесс» (учитывая, что данная дисциплина читается на старших курсах ВУЗа, участники обладают основными знаниями, акцент ставится на компетенции в материальном и процессуальном праве, умении работы с учебным делом, нормативно-правовой базой; можно рассматривать его как тренировку перед реальным судебным заседанием);

5) суд, проводимый среди профессиональных юристов (необходим для оттачивания отдельных элементов, особенно может быть эффективен для начинающих юристов, которые еще не обладают достаточным опытом для работы в суде; может применяться для знакомства профессионального сообщества с новыми элементами, например, как это было после введения в России института присяжных заседателей);

6) суд, проводимый в рамках дисциплины «История права и государства», цель судебного заседания в данном случае, – это реконструкция реального судебного заседания прошлого (например, по делу В. Засулич) или мнимого, не существовавшего в реальности, но основанного на действующих прежде нормах материального и процессуального права. Последний вариант суда, автору представляется наиболее сложным. Помимо знаний и навыков, необходимо разбираться в памятниках права и обладать «чувством эпохи», т.е. думать, ощущать, видеть, как человек прошлого. Поэтому полная реконструкция процесса прошлого, если можно выразиться его духовной основы, в настоящем времени не возможно. Но для знакомства с эпохой, организации суда после судебной реформы 1864 г., исторический судебный процесс весьма полезен.

Сам метод основан на том, что обучение навыкам и усвоение материала происходит во время игры, игра одновременно выступает и фактором, который вызывает интерес участников к процессу обучения. В ходе деловой игры по модели учебного суда участники могут примерить на себя разнообразные роли: истца, ответчика, их представителей в гражданском судопроизводстве; потерпевшего, подсудимого, их представителей или стороны государственного обвинения в уголовном судопроизводстве; судьи, членов коллегии присяжных заседателей; секретаря судебного заседания, судебного пристава; свидетелей.

Если говорить о школьной модели, то задачей педагога в осуществлении учебного суда является направление учащихся советом, помощь в работе с нормативно-правовой базой и судебной практикой, ответы на сложные вопросы. Перед осуществлением суда учащимся должны быть прочитаны лекции по материальному и процессуальному праву, в зависимости от характера дела; судебной риторики и этике, органам, участвующим в отправлении на территории Российской Федерации правосудие – правоохранительные органы, суд, а также адвокатуре. Несмотря на то, что ряд тем рассматривается в школьном курсе, установочные лекции должны даваться, ввиду того, что для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими знаниями, которые должны быть структурированы и могли применяться в практической работе. Целесообразно к подготовке к деловой игре привлечь дипломированного юриста или студента юридического факультета старших курсов, он также может играть роль «судьи» или оценивать деловую игру. Материалы для учебного суда, как и критерии его оценки можно разрабатывать самостоятельно или воспользоваться готовыми моделями.

К целям данного метода применяемого в рамках школы является воспитательная цель, наглядное знакомство учащегося с примерной формой судебного заседания, закрепление на практике знаний по ряду тем изучаемых на обществознании (например, правоохранительные органы), выработки навыков по работе с нормативно-правовыми источниками, отстаивание собственной позиции, ведение грамотной речи.

1. Копьяк А.С. Учебно-методический комплекс // Формирование гражданских качеств учащихся: Методические материалы участников Всероссийского конкурса. Пермь, 2014. С. 4-12.

В статье описаны методики преподавания тем из раздела "Право" в курсе "Обществознание" для обучающихся старших классов.

ВложениеРазмер
statya_dlya_vserossiyskogo_sayta.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания тем раздела «Право»

в курсе «Обществознание» в 10-11 классах

Терехова Виктория Петровна,

учитель истории и обществознания

В старшей школе обществознание относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.

Изучение раздела «Право» в курсе «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права;
  • формирование следующих компетентностей обучающихся: умения решать практические задачи на основе норм права; самостоятельного составления отдельных видов юридических документов; осуществления исследований по правовым темам; ведения дискуссий.

Для достижения поставленных целей учителю целесообразно сочетать репродуктивный метод преподавания (изложение готовых знаний), активные формы преподавания (семинар, беседа), интерактивные методы (работа в группах, игра, диспут), исследовательский метод.

Изучение теоретических основ государства и права и отдельных отраслей осуществляется посредством применения таких форм обучения, как лекция, семинарское занятие, работа с законодательством, составление юридических документов (расписки, доверенности, искового заявления, трудового договора), решение правовых задач.

Разнообразить уроки при изучении раздела «Конституционное право» позволяет использование электронного учебного пособия, в котором представлены презентации в программе «Microsoft Power Point» по темам «Гражданство РФ: понятие, основания и порядок приобретения и прекращения», «Выборы», «Законодательный процесс», а также электронные тесты в программе «Microsoft Excel» для закрепления нового материала.

Уроки, проводимые с помощью электронного учебного пособия – это уроки изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом, закрепление полученных знаний. Это осуществляется посредством лекции с сопровождением презентацией, а затем учебного теста, выполненного на компьютере. Результаты теста учащиеся узнают сразу после выполнения. Также программа позволяет сразу показать учащимся их ошибки.

Для повышения интереса учащихся к предмету применяются такие интерактивные методики, как деловая игра, ролевая игра, диспут. Остановимся на них более подробно.

После изучения темы «Правительство РФ» проводится деловая игра «Заседание Правительства РФ». Обучающиеся делятся на группы представителей Министерства просвещения, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства транспорта и связи и т.д. На заседании обсуждается какая-либо актуальная проблема. Например, «Эффективность ЕГЭ как формы государственной итоговой аттестации», «Проблема роста преступности несовершеннолетних» и т.д. Обучающиеся заранее готовят выступления от имени «своих» министерств, предлагают проекты преобразований и т.д. Данная методика способствует формированию критического мышления старшеклассников, собственной позиции по социально-правовым вопросам, её обоснования.

Методика «Игровой суд» применяется при изучении тем «Гражданский процесс» и «Уголовный процесс» в 11 классе.

Учебные цели игрового суда:

  • ознакомление с принципами правосудия, судебной системой, этапами судебного процесса и судебной практикой;
  • освоение школьниками способов доказательной аргументации собственной точки зрения, с учетом действующего законодательства;
  • овладение приемами и формами представления результатов самостоятельного правового исследования, включая рефлексию разнообразной социально-правовой практики.

До проведения игры класс делится на три группы. Обучающимся заранее предлагается фабула «дела» и производится распределение ролей. Группа «судей» к судебному заседанию должна изучить порядок ведения судебного заседания по гражданскому или уголовному делу, нормы соответствующего закона (Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Уголовного кодекса и т.д.), подготовить проект решения по данному делу. Группа «сторона истца» в гражданском процессе готовит исковое заявление, излагает свои требования в виде устного выступления. «Сторона ответчика» опровергает требования истца, может выдвинуть встречный иск. Стороны представляют суду доказательства (показания свидетелей, документы, заключения экспертов, вещественные доказательства). Учащиеся распределяют между собой роли истца, ответчика, их представителей, свидетелей и выступают от их имени.

В гражданском суде выделяют следующие этапы игры:

  • открытие судебного заседания,
  • проверка явки участников процесса,
  • объявление состава суда,
  • разъяснение права отвода судей,
  • разъяснение сторонам их прав и обязанностей,
  • изложение истцом своих требований,
  • изложение объяснений ответчиком,
  • допрос свидетелей,
  • исследование письменных и вещественных доказательств,
  • судебные прения, которые состоят из речей истца и ответчика и их представителей,
  • удаление суда в совещательную комнату,
  • объявление решения.

При проведении уголовного процесса, помимо группы «судей», «стороны обвинения» (с участием прокурора) и «стороны защиты», может быть выделена группа «присяжных заседателей». Прокурор и адвокат должны подготовить обращение к присяжным заседателям. Обучающимся рекомендуется при подготовке ознакомиться с речами известных адвокатов. Судьи должны подготовить проект приговора.

Учитель остается ведущим игры, но не берет на себя никакой роли среди участников процесса.

Благодаря применению данной методики, учитель создает возможность для учеников получить дополнительные знания, приобрести опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли. Игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели. У старшеклассников формируется толерантное отношение к другим мнениям. Интерес к занятиям в виде игрового суда велик. Обучающиеся ответственно подходят к подготовке своих ролей, с удовольствием принимают участие в выступлениях и дискуссиях.

Эффективной и актуальной формой групповой работы учащихся является диспут. В нем создается ситуация открытого группового спора, столкновение идей и аргументов двух противоборствующих сторон. Тема диспута заранее согласуется с обучающимися. Например, «Снижение возраста уголовной ответственности: за или против». Предварительно учитель знакомит учащихся с уголовными нормами других стран, а также дает справку о минимальных пределах возраста уголовной ответственности в нашей стране в разные исторические периоды. Ученики делятся на две команды, каждая команда заранее готовит аргументы в поддержку своей точки зрения. В каждой группе выбирается или назначается лидер, в задачу которого входит координация личных и командных интересов. Перед проведением диспута оговариваются следующие правила: говорить по теме; не терять нить обсуждения; не перебивать выступающего; уважать взгляды оппонента; выполняя свою задачу, помнить о команде; размышлять, сопоставлять, анализировать. Представители от команд по очереди приводят свои доводы, команда оппонентов высказывает свои возражения.

Старшеклассники учатся излагать свою точку зрения, аргументировать ее, отвечать на вопросы оппонентов, дополнять или корректировать высказанные позиции. Подобная деятельность учащихся необходима для приобретения коммуникативных умений.

Обществознание является особым школьным предметом, знание или незнание которого может определенным образом повлиять на будущее каждого ученика. Учитель должен обеспечить обучающимся возможность ориентироваться в правовом пространстве, сформировать у них предпочтение правомерных способов защиты своих прав, внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права. Сочетание различных методов преподавания позволяет поддерживать интерес к предмету и способствует формированию правового мышления, развитой гражданской позиции и повышению уровня правовой культуры подростка.

1. Вакуленко В.А, Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. –М.: «Новый учебник», 2002;

2. Володина С.И. Методическое пособие по игровому суду. Теоретические и методические основы преподавания права в школе/ курс лекций. – М.: «Новый учебник», 2002;

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право 10-11 класс - М.: «Вита-Пресс», 2006;

4. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: «Новый учебник», 2004.



Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы "Суд над Евгением Онегиным" вообще считается классикой. Да и учителя-историки, правоведы и особенно, обществоведы часто применяют именно этот вид ролевой игры для закрепления отдельных тем. Как провести урок-суд? Какие нюансы учесть и как подготовить учеников?

Виды урока-суда

Существует два варианта использования данной ролевой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока.

"Мини-суд" на уроке

Для проведения урока выбираются сразу несколько микро-тем, которые предстоит обсудить.

Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.

Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема "Семейное право". Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные "суды" помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.

Теперь рассмотрим, как провести урок-суд в полном масштабе.

Урок-суд: подготовка и реализация

Весь процесс удобнее разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации.

I. Подготовка к уроку

Подготовительный этап к такому уроку занимает достаточно много времени, так как необходимо не только распределить роли, но и подготовить "следственный материал".

  • Постановка проблемы и цели урока.

Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.

Так, для литературного суда целью чаще всего выбирают "характеристику героя". Например, почему Печорина стоит причислить к "лишним людям"?

Можно выбрать другую цель: "Главная проблема произведения". Например, для урока-суда по тексту Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" взять за гипотезу: "Можно ли оправдать преступление, совершенное во имя любви?"

На уроках истории роль главных героев урока-суда чаще всего отводят выдающимся политикам, государственным деятелям. Цели таких уроков могут быть разнообразными:

  • выявить положительные и отрицательные стороны деятельности / политики;
  • проанализировать поступки / политику того или иного деятеля с точки зрения современности;
  • проанализировать деятельность героя с точки зрения сложившейся исторической обстановки и т.д.

В роли "обвиняемого" иногда выступает не личность, а явление, или группа людей. Например, можно проводить уроки "Суд над наркоманией", "Суд над рабством", "Суд над декабристами" и т.д. В этом случае в качестве цели урока можно выбрать следующие: "оценка явления с точки зрения современности", "анализ пагубности / пользы явления" и т.д.

Не стоит думать, что урок-суд удобно проводить лишь в рамках гуманитарных предметов. Для точных наук тоже можно найти немало вариантов. Например, "Суд над обыкновенными дробями" (цель: доказать значение дробей в математической науке), "Суд над логарифмами" (цель: дать обзорное представление о логарифмах числа и логарифмической линейке). По химии: "Суд над кислородом" (или любым другим химическим элементом), в ходе которого в игровой форме постигаются свойства этого элемента и его роль в таблице Менделеева, его значение для человеческой деятельности, сферы его применения. По географии "Суд над природой" (цель: изучить виды стихийных действий и причины их возникновения), "Суд над человечеством" (цель: обсудить важнейшие проблемы экологии и пути их искоренения).

Таким образом, выбор "обвиняемого" зависит от фантазии педагога. Важнее другое — четко сформулировать проблему и цель урока-суда.

Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.

  • Обвиняемый;
  • Потерпевший;
  • Судья;
  • Присяжные заседатели;
  • Секретарь суда;
  • Обвинитель (прокурор);
  • Помощники прокурора;
  • Защитник (адвокат);
  • Помощники адвоката;
  • Свидетели обвинения;
  • Свидетели защиты;
  • Независимые эксперты.

Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.

Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, растолковать, в чем заключается роль каждого из участников. Желательно предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия.

Пример схемы урока:

Вступительное слово судьи: представление героев "суда", представление обвиняемого и подзащитного, объявление главной проблемы (цели урока).

  • Обвинительная речь прокурора.
  • Выступление независимых экспертов.
  • Выступление свидетелей обвинения.
  • Речь защитника.
  • Выступления свидетелей защиты.
  • "Последнее слово" обвиняемого.
  • Совещание судей.
  • Приговор.
  • Подведение итогов (рефлексия).
  • Работа в группах.

На этом этапе удобнее объединить участников будущего процесса в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты. Здесь начинается самая интересная и самая объемная часть работы — поиск улик и доказательств. Если это литературный суд, то обязательно цитирование текста произведения. Можно привлечь альтернативные источники — критические статьи, рецензии и дневники автора. Если суд исторический, то подробно изучаются научные статьи и гипотезы, мнения авторитетных ученых.

Каждый участник будущего процесса составляет план своего выступления, готовит вопросы для оппонентов.

Роль учителя на данном этапе сводится к консультированию. Можно подсказать ученикам дополнительные источники информации, скорректировать их поиск, помочь с составлением плана выступления. Но важно, чтобы работа проводилась по большей части самостоятельно.

Особенно важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Причем вопросы не обязательно должны быть уточняющими — по поводу каких-то деталей или несущественных мелочей. Хорошо, если получится задавать вопросы провокационные, заставляющие задуматься: "А правильно ли я выбрал роль в процессе?" Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Этап реализации

Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.

Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.

Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.

Для воссоздания "полной картины" желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.

Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.

Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.

При этом важно учесть следующие моменты:

  • степень активности учащихся и степень их подготовленности;
  • использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;
  • оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?
  • оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.

Преимущества и недостатки урока-суда как формы ролевой игры

Преимущества:

1. Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей:

  • в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал;
  • формировать культуру спора;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах;
  • выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию;
  • совершенствовать умение анализировать информацию;
  • воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности.

2. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".

3. В зависимости от постановки цели возможна реализация междисциплинарного обучения. Например, урок-суд над романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Цель: определение жанра (детектив, исторический роман, социальный, психологический). В ходе подготовки к такому судебному заседанию ученикам понадобятся знания и по истории, и по психологии, и по социологии, и по религиоведению, и по уголовному праву.

Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Недостатки:

  • урок-суд требует много времени для подготовки;
  • урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, не боятся новых идей и не тушуются при виде значительного объема работы.

От редакции. Хотелось бы услышать мнение педагогов, которые практикуют такую форму урока. Пользуется ли успехом урок-суд в ваших классах? С какими трудностями вам приходится сталкиваться?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: