Участие в выборах одна из обязанностей гражданина в любом демократическом государстве

Обновлено: 22.04.2024

Аннотация. Статья посвящена проблемам избирательной активности граждан в Российской Федерации. Автор раскрывает понятие выборов, гражданского долга как категории этики, нравственной обязанности человека, выполняемой из побуждения совести, конкретизирует основные избирательные права и обязанности российских граждан. Предлагается дополнить в Конституцию обязанность граждан участвовать в выборах на всех уровнях.

Выборы (англ. electivity) – форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Законодательство Российской Федерации (РФ) понятием выборы обозначает выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в государственные органы субъектов РФ, выборы в выборные органы местного самоуправления, а также действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и др. избирательные действия в соответствии с федеральными избирательными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.[1].

Конституцией РФ предусмотрены права избирателя.[2] Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[3] четко закреплено основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Избиратель - тот, кто обладает активным избирательным правом, допускающим возможность принимать участие в выборах. Не имеют право избирать и быть избранными, по Конституции Российской Федерации, граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением.

Конкретными обязанностями избирателя являются соблюдение всех процедур, установленных действующим избирательным законодательством по реализации его прав, а именно прийти на избирательный участок в день выборов, либо получить заранее открепительное удостоверение, чтобы можно было прийти на любой избирательный участок. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то для реализации права голоса он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Он может сделать это либо по телефону, либо попросить кого-то оповестить избирательную комиссию, где он обычно голосует, и сделать заявку для голосования. Если заявка сделана, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать. Принуждать избирателя к голосованию либо запрещать голосовать никто не имеет права. Продекларированные в статье 3 Конституции РФ [1] свободные выборы предполагают принцип избирательного права - добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Избиратели должны прийти на выборы и сделать свой выбор. Отказ от выбора - это тоже выбор. Но при этом политический выбор за них сделают другие, те, кто пришел и проголосовал. Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государства. Значение участия избирателей в выборах на всех уровнях власти огромно. Необходимость участия в выборах обусловлена тем, что от них во многом зависит наша жизнь, жизнь простых граждан, которая, как и во всех демократических государствах, основывается на правоотношениях, регулируемых законами.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».[4]

Сегодня в современном обществе каждый гражданин знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи - наблюдают за этим процессом со стороны. Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания. Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.

В последнее время некоторые страны и Россия, в том числе, сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей части населения страны. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.

Долг – категория этики, нравственной обязанности человека, выполняемый из побуждения совести.[5]

В большинстве стран мира считается, что участие в выборах - добровольный выбор каждого гражданина. Однако существуют государства, которые придерживаются иной точки зрения. Выборы они расценивают как гражданскую обязанность, невыполнение которой может повлечь за собой наказание. Власть объясняет, какие аргументы стоят за разными выборными традициями.

Обязательное голосование - концепция не новая. Первой страной, которая ввела соответствующее законодательство, стала Бельгия - в 1892 году. Ее примеру последовала Аргентина (1914) и Австралия (1924). Логика здесь вполне понятна: в течение веков люди боролись (и гибли) за право выбирать свое правительство, свою власть, и теперь это право (и обязанность) — есть основа их общества, то, на чем оно зиждется. Многие страны придерживались принципа обязательного голосования, но затем отменили его. Например, Венесуэла и Нидерланды. Сегодня обязательное голосование на выборах законодательно закреплено всего в 23 странах мира. Апологеты обязательного голосования уверены: чем больше людей участвуют в выборах, тем легитимнее власть. Кроме того, они считают, что голосование дисциплинирует граждан и усиливает в них чувство гражданской ответственности. С точки зрения экономии государственных средств обязательное голосование также оправдано: не нужно тратить деньги на агитирование населения к участию в выборах.

Так что же такое выборы – право или обязанность?На наш взгляд, есть тонкая грань между добровольным и обязательным. С одной стороны, большинство граждан убеждены, что ходить на избирательный участок – это, прежде всего, право. Те граждане, которым не все равно, в каком обществе, в каком государстве они живут и будут жить, считают, что это обязательное право для каждого человека: для ума и сознания – это право, а для совести – обязанность.

1.Граждане довольны положением вещей, а человек довольный не видит необходимости ходить на избирательный участок.

2.Люди не идут голосовать потому, что: а) считают это бесполезным и б) таким образом хотят выразить свое отношение к власти. Если массовое бойкотирование выборов приводит к тому, что выборы считаются несостоявшимися, то бойкот есть выражение такой гражданской позиции.

На наш взгляд можно выделить четыре основные причины, которые определяют низкую электоральную активность россиян: это неверие в честность выборов, неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области и города, мнение о том, что результаты выборов являются предсказуемыми, а также то, что россиян не интересует политика. Несмотря на настороженное отношение к результатам выборов, необходимость проведения волеизъявления у граждан не вызывает сомнений. 85% жителей нашего муниципального образования уверено, что президента нужно избирать на всеобщих выборах, 50% настаивает на прямых выборах губернатора и глав городов и районов области.[6].

Считаем, самым важным условием привлечения граждан на выборы это обязательное выполнение депутатами (и политиками вообще) своих предвыборных обещаний, выдвижение понятных и конкретных программ, организация культурно-массовых мероприятий и концертов, транслирование телевизионных молодежных программ, где вместо рекламы показывать научно-познавательные ролики об избирательных правах граждан, о нормах Конституции. Ведь большинство граждан, особенно молодежь (как показал опрос) ни разу не читали российскую Конституцию, не знают, как называются органы государственной власти, и как они формируются. Это говорит о том, что правовое воспитание населения ведется на очень низком уровне и не только в масштабе отдельных муниципальных образований, но и в стране в целом.[6].

В Конституции РФ 1993 года нормы о правах человека содержатся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст.17-64).[1] Сохраняя в качестве исходных принципов, провозглашенные в декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция точно раскрывает содержание многих прав и свобод.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанности граждан, однако в ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей: платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), воинская обязанность (ст. 59) и др. На наш взгляд в нашей Конституции отсутствует одно очень важное положение об обязанности граждан участвовать в выборах. Считаем необходимым внести дополнение в Конституцию РФ следующего содержания: «Все граждане России, достигшие 18 летнего возраста, не лишенные избирательных прав, обязаны принимать участие в выборах всех уровней власти». Это дополнение позволит сократить возможности фальсификации результатов выборов. Все выборные органы власти будут избраны всенародным голосованием, а не отдельной частью граждан.

Ссылки на источники

  1. Тихомирова Л.В, Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1997,
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/ 13/09/2015/..
  3. Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//Российская газета от 15 июня 2002 г. N 106/ информационно-правовой портал «Гарант»/13/09/2015/.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //информационно-правовой портал «Гарант»/ 13/09/2015/.
  5. Советский энциклопедический словарь/научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).-М.: «Советская энциклопедия», 1981.
  6. Попова Л.Е. Проблемы повышения избирательной активности граждан РФ.//Наука и образование в жизни современного общества: Международная заочная научно-практическая конференция. Тамбов, 2013.

1. Тихомирова Л.В, Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1997,

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/ 13/09/2015/..

3. Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Российская газета от 15 июня 2002 г. N 106/ информационно-правовой портал «Гарант»/13/09/2015/.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //информационно-правовой портал «Гарант»/ 13/09/2015/.

5. Советский энциклопедический словарь/научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).-М.: «Советская энциклопедия», 1981.

6. Попова Л.Е. Проблемы повышения избирательной активности граждан РФ.//Наука и образование в жизни современного общества: Международная заочная научно-практическая конференция. Тамбов, 2013.

Да. уж. Может полезней было бы внести в конституцию положение о том, что "бОльшая половина" граждан должна голосовать "за партию, обеспечивающую стабильность и процветание, могущество и достаток, рост культуры и рост народонаселения нашей Великой Родины". Ну и, конечно, побольше Лепса, Баскова и Вики Цыгановой, как агитаторов!
Извините за сарказм. Ну обяжете вы недовольный электорат проголосовать, ну придет он злой за бюллетенем, и напишет на нем ТАКОЕ, что щечки учительниц в комиссии станут пунцовыми.
Наоборот, надо всячески стимулировать политически малограмотных да и просто глупых граждан - НЕ ГОЛОСОВАТЬ! Если не понимаешь ничего - не тычь пальчиком в кнопочку, не ставь галочки там, где не надо! Заплатите им две-три тысячи рублей, чтоб они РАДОСТНО не голосовали - может тогда власть будет избираться достойная, а не жулики и воры.

Забыл. Лариса Евгеньевна, - может лучше по филологии чего-нибудь. например, бОльшая, или меньшая, половины чего-либо обычно бывают?

2. Верны ли следующие суждения о политических партиях и дви­жениях:
1. В отличие от политических партий, политические движения могут обходиться без политических лидеров.
2. Политическая партия стремится распространить своё влияние на наибольшее число людей.
а) только 1
б) только 2
в) оба верны

3. Голосование за партию, претендующую на парламентские мандаты:
а) референдум
б) избрание
в) выборы +

4. Один гражданин имеет один голос:
а) и выборы, и референдум +
б) только референдум
в) только выборы

5. Одобрение или неодобрение какого- либо решения:
а) только выборы
б) и выборы, и референдум
в) только референдум +

6. Гражданин К. вступил в политическую партию, в программе ко­торой записано: «Партия ставит важнейшей своей задачей защиту исторических устоев и традиций общества, подчеркивает свою связь с религией и церковью, опирается на признанные национальные ав­торитеты». Эта партия:
а) либеральная
б) консервативная +
в) социал-демократическая

7. Верны ли следующие суждения о политических движениях:
1. В отличие от политических партий, политические движения имеют более четкую организационную структуру.
2. Активность общественно-политических движений нередко приводит к их преобразованию в политические партии.
а) только 1
б) оба не верны
в) только 2 +

8. Верны ли следующие суждения о выборах:
1. Свобода выборов предполагает, что каждый избиратель имеет только один голос.
2. В условиях демократии выборы способствуют привлечению граждан к участию в политике
а) только 2 +
б) только 1
в) оба верны

9. Верны ли следующие суждения о референдуме?
1. Референдумом называется всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения.
2. В РФ на референдуме может быть рассмотрен вопрос о продлении полномочий Президента.
а) оба не верны
б) только 2
в) только 1 +

10. Одной из функций политических партий в демократическом обществе является:
а) контроль над средствами массовой информации
б) представление интересов определённой социальной группы +
в) осуществление судопроизводства

11. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни:
1. Действия гражданина с целью повлиять на государственную по­литику или выбор политических лидеров называют политическим участием.
2. Каждый гражданин РФ обязан участвовать в выборах.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба верны

12. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни:
1. К необходимым условиям сознательного участия гражданина в политической жизни относится способность самостоятельно оценивать ситуацию.
2. Участие в выборах – одна из обязанностей гражданина в любом демократическом государстве.
а) только 2
б) только 1 +
в) оба не верны

13. Верны ли следующие суждения о референдуме в РФ:
1. Инициатива референдума может исходить только от главы государства.
2. В РФ на референдум нельзя выносить вопрос о продлении срока полномочий Президента.
а) только 2 +
б) только 1
в) оба верны

14. Согласие или несогласие с поставленным вопросом:
а) выборы
б) и выборы, и референдум
в) референдум +

15. Свободное и добровольное участие:
а) и выборы, и референдум +
б) выборы
в) референдум

16. Установленная законом периодичность проведения:
а) референдум
б) выборы +
в) и выборы, и референдум

17. Тайная подача голосов:
а) референдум
б) выборы
в) и выборы, и референдум +

18. Гражданин РФ может быть избран депутатом Государственной Думы по достижении:
а) 28 лет
б) 21 года +
в) 25 лет

19. Одной из функций политических партий в демократическом об­ществе является:
а) разработка и принятие законов
б) осуществление судопроизводства
в) предложение программ развития общества +

20. Одна из форм участия граждан в осуществлении местного само­управления в РФ:
а) публичные слушания
б) сход граждан +
в) сельское поселение

21. Верны ли следующие суждения о выборах:
1. В условиях демократии выборы способствуют решению полити­ческих конфликтов.
2. В условиях демократии различные политические силы имеют воз­можность конкурировать на выборах.
а) оба верны +
б) только 1
в) только 2

22. К органам местного самоуправления относят:
а) сельское поселение
б) собрание представителей +
в) городское поселение

23. Организация М., объединяющая единомышленников, готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация:
а) общественное движение
б) профессиональный союз
в) политическая партия +

24. Организация В., объединяющая сторонников усиления роли государства в экономической жизни, готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация:
а) парламентская фракция
б) политическая партия +
в) общественная организация

25. Из партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ должен быть исключён:
а) гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью
б) двадцатиоднолетний лидер студенческого движения гражданин Б.
в) гражданин К., имеющий двойное российско-немецкое гражданство +

26. Какой тип избирательной системы используется на выборах мэра города Л., если известно, что осуществляются они по избирательным округам, победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов:
а) мажоритарной абсолютного большинства
б) мажоритарной относительного большинства +
в) мажоритарно-пропорциональной

27. Гражданин Н был назначен министром правительства одной из областей государства М. Он прислушивается к мнению своих коллег, позитивно реагирует на критику, рассматривая её как возможность принимать более эффективные решения. Всё это характеризует гражданина Н как лидера:
а) регионального, демократического +
б) общенационального, авторитарного
в) регионального, авторитарного

28. Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть:
а) общественная палата
б) гражданское общество
в) политическая партия +

29. К какому типу избирательной системы относятся выборы в нижнюю палату парламента Австралии, которые осуществляются по избирательным округам, и на которых победившим считается кандидат, набравший 50% плюс один голос:
а) мажоритарной абсолютного большинства +
б) мажоритарно-пропорциональной
в) мажоритарной относительного большинства

30. Какие из перечисленных социальных групп составляют политическую элиту в современном демократическом государстве:
а) военнослужащие
б) лидеры оппозиционных партий +
в) сословная аристократия

2.Как во Всеобщей декларации прав человека трактуется взаимосвязь свободы и ответственности, прав и обязанностей человека и государства?

Избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как по – вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?
Избирательное право - важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. В моем понимании избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительских органов власти, организацию и проведение выборов. Я считаю, что граждане несут ответственность за свой выбор, хотя Конституцией РФ это не предусмотрено, Граждане доверяют определенным избираемым лицам осуществление государственной власти в стране. По моему мнению, у населения должна быть личная заинтересованность в том, кого они выбирают. При неправильном выборе государственные органы могут проводить политику, ущемляющую права и свободы гражданина и человека, это может привести к исчезновению демократии в государстве. Зачастую многие не приходят на выборы, так как считают, что за них уже все решено, но ведь это не так, порой один голос может решить дальнейшую судьбу страны, а значит и всех людей, проживающих на данной территории. Затем обвиняют правительство, в каких – либо действиях, выражают недовольство, а нужно было идти на выборы, чтобы потом не было плачевных последствий, как для граждан, так и для государства. Правительство определяет основные направления, как во внутренней, так и во внешней политике. Так что большие изменения могут произойти не только внутри государства, что может привести к выражениям протеста населения, революции, но и во взаимоотношениях с другими государствами, что в свою очередь может привести не только к конфликту, но и к войне. На референдум не может выноситься вопрос об объявлении войны, так что граждане данного государства не смогут повлиять на решение таког8о рода. Это приведет к ухудшению экономики и других сфер жизни общества, а также еще к другим более серьезным последствиям.
Поэтому избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве, так как только граждане этого государства могут повлиять на развитие и процветание дальнейшей жизни общества.

Известно, что во всех странах, кандидаты, участвовавшие в выборах разного уровня, используют услуги политтехнологов. Какова роль политтехнологов в выборном процессе? Могут ли они повлиять на итоги выборов?
Конечно, роль политтехнологов в выборных процессах огромна. Они создают имидж, т. е. образ «лицо» выдвигающегося кандидата. Такие политтехнологи выполняют следующие обязательства:
- сбор подписей в пользу кандидата;
- грамотная организация подписей компании;
- тщательная проверка всех подписей;
- составление программы кандидата;
- представительство кандидата и др.
На все это конечно выделяются деньги. На итоги выборов политтехнологи естественно могут повлиять либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Например различные заявления, выступления в СМИ, противоречащие речи кандидата, а так же рекомендации о снятии кандидата могут отбить у людей всякое желание участвовать в голосовании или же голосовать за данного кандидата. Политтехнологи должны выполнять свою работу, а не составляли свой имидж, репутацию, пользуясь доверием известного кандидата. Неграмотная организация подписной компании или подделка подписей приведет к снятию кандидата с выборов из-за некомпетентности политтехнологов ( руководителей предвыборного штаба ). Например, руководителем предвыборного штаба Сергея Глазьева на выборах в президенты была Яна Дубейковская, у Ивана Рыбкина – Ксения Пономарева, у Ирины Хакамады – Марина Литвинович. Политтехнологи должны подать информацию о балатирующемся кандидате так, чтобы воздействовать на избирателей, убедить их, что нужно голосовать именно за этого человека или партию, которая улучшает положение в стране, проведут нужные реформы и т. п. Я могу с уверенность сказать, что от того ка

4) все входящие в Z территории управляются из центра.

4. В состав государства Z входит несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z - это

1) республика 2) унитарное государство 3) демократическое государство 4) федерация

5. Верховная власть в государстве Y передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Y является абсолютной монархией?

1) Власть монарха передаётся по наследству старшему мужчине в роду.

2) Монарх является главой государства, принимает законы, утверждает судебные решения.

3) Глава государства избирается всенародным голосованием.

4) Полномочия монарха имеют строгое ограничение в законах, он не является главой законодательной власти.

6. В государстве Z правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Парламент избирает президента страны. Какова форма правления в государстве Z?

1) унитарное государство 2) федеративное государство 3) республика 4) монархия

7. К отличительным признакам правового государства относятся

подчинение самого государства, его органов и должностных лиц закону

существование исполнительных органов власти

наличие армии, полиции

равенство всех граждан перед законом

неотчуждаемость прав человека.

8. Что из приведённого ниже относится к деятельности гражданского общества?

принятие закона парламентом

митинг жителей района против строительства автозаправки

выступление главы государства перед студентами СПбГУ

подписание договора двух государств о дружбе и торговле

выступление депутата партии «Единая Россия» перед школьниками

9 . Установите соответствие между признаками и видами политических режимов. Ответ запишите в виде последовательности цифр

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) Политический плюрализм

Б) навязывание обязательной государственной идеологии

В) многопартийная система

Г) развитое гражданское общество

Д) политические репрессии

10. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом

4) правовым государством

11. Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственного устройства страны Z ?

12. Государство, в отличие от политической партии,

разрабатывает политические документы

является объединением людей

ставит перспективные задачи развития

разрабатывает и принимает законы

13. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и функ­ци­я­ми го­су­дар­ства, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А) обес­пе­че­ние пра­во­по­ряд­ка

Б) под­пи­са­ние пре­зи­ден­том до­го­во­ра о друж­бе и со­труд­ни­че­стве с гла­вой со­сед­не­го го­су­дар­ства

В) раз­ра­бот­ка пра­ви­тель­ством дол­го­сроч­ной про­грам­мы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны

Г) уча­стие армии в во­ен­ных уче­ни­ях сов­мест­но с ар­ми­ей дру­го­го го­су­дар­ства

Д) го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных дорог

15. Верны ли следующие суждения об участии граждан в полити­ческой жизни?

А. К необходимым условиям сознательного участия гражданина в политической жизни относится способность самостоятельно оцени­вать ситуацию.

Б. Участие в выборах — одна из обязанностей гражданина в любом демократическом государстве

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Гражданин С. вступил в политическую партию, в программе ко­торой записано: «Партия ставит важнейшей своей задачей защиту исторических устоев и традиций общества, подчеркивает свою связь с религией и церковью, опирается на признанные национальные ав­торитеты». Эта партия

17. Гражданин Российской Федерации может быть избран президентом РФ по достижении:

18. Установите соответствие между признаками и формами поли­тического участия граждан: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр

ФОРМЫ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО

А) ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты участ­ков для го­ло­со­ва­ния

Б) один граж­да­нин имеет один голос

В) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­та на пост Пре­зи­ден­та РФ

Г) уста­нов­лен­ная за­ко­ном пе­ри­о­дич­ность про­ве­де­ния

Д) одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го-либо ре­ше­ния

1) толь­ко вы­бо­ры

2) толь­ко ре­фе­рен­дум

3) и вы­бо­ры, и ре­фе­рен­дум

19. Верно ли следующие суждения об экстремизме?

А) Политический экстремизм нарушает действующие законы РФ;

Б) Политическим экстремизмом является разжигание национальной ненависти

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Солнце, переверни листочек и выполняй задания №20 и 21 на ОБРАТНОЙ ПУСТОЙ стороне

20. Заполни пропуски (слово/словосочетание):

1) В нашей стране подписывает и обнародует законы *** (государственный орган/пост)

2) Правительство РФ представляет *** ветвь власти

3) Законодательная власть в РФ представлена Федеральным собранием, которое включает в себя *** и ***

4) Выдвинуть свою кандидатуру на выборах – пример осуществления *** *** права.

5) Всеобщее, ***, равное и добровольное – все это *** *** права.

6) Кроме реализации избирательного права путем участия в выборах и референдумах, гражданин РФ может осуществить участие в политической жизни страны и другими способами: ***, ***, ***

21. Характеристика России с кратким пояснением (в чем выражается): форма управления, государственно-территориального устройства и политического режима.

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: