Участие граждан в политической жизни государства является важнейшим условием развития

Обновлено: 16.04.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни государства". В конце занятия предлагается тест.

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни государства (консультация по обществознанию)»

Участие граждан в политической жизни государства

(консультация по обществознанию 9 класс)

Учитель истории и обществознания: Сунгурова И.А.

Цель: разобрать вопросы участия граждан в жизни государства.

- Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие.

- Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

- Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.


- Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

- Ведущими формами участия в политической жизни являются референдум и выборы, давайте поговорим о них поподробнее.

- Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власти – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения. Как вы это понимаете?

- Скажите, пожалуйста, кого мы избираем в РФ?


- Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Исходя из определения, можно сказать, что мы не только имеем право избирать, но и быть избранными.

- В избирательном праве существуют Принципы избирательной системы - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос.

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно). Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

- В РФ существует возрастной ценз. Как вы это понимаете?

с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;

С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;

с 35 – Президентом страны.

- Основные стадии избирательного процесса:

Подготовительная (устанавливается дата выборов, составление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют : Избирательные объединения и избирательные блоки и непосредственно избиратели.

Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация).

- Типы избирательных систем:

3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

- Мажоритарная система : избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

- Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему. (Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам)

2) Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

- В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

- В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

- Инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

- Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

- Противоположной формой участию в политической жизни является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

1. Действующая Конституция РФ была принята:

1)На заседании Государственной Думы

3)Постановлением Президента РФ

2. Пример политического экстремизма:

1)Участие в выборах

3)Активное выступление на митинге

4)Голосование против правящей партии

3. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) Равное избирательное право

2) Кандидат в депутаты

4) Тайное голосование

1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

3. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих

угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм

как метод борьбы за власть.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни государства". В конце занятия предлагается тест.

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни государства (консультация по обществознанию)»

Участие граждан в политической жизни государства

(консультация по обществознанию 9 класс)

Учитель истории и обществознания: Сунгурова И.А.

Цель: разобрать вопросы участия граждан в жизни государства.

- Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие.

- Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

- Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.


- Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

- Ведущими формами участия в политической жизни являются референдум и выборы, давайте поговорим о них поподробнее.

- Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власти – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения. Как вы это понимаете?

- Скажите, пожалуйста, кого мы избираем в РФ?


- Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Исходя из определения, можно сказать, что мы не только имеем право избирать, но и быть избранными.

- В избирательном праве существуют Принципы избирательной системы - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос.

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно). Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

- В РФ существует возрастной ценз. Как вы это понимаете?

с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;

С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;

с 35 – Президентом страны.

- Основные стадии избирательного процесса:

Подготовительная (устанавливается дата выборов, составление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют : Избирательные объединения и избирательные блоки и непосредственно избиратели.

Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация).

- Типы избирательных систем:

3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

- Мажоритарная система : избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

- Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему. (Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам)

2) Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

- В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

- В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

- Инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

- Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

- Противоположной формой участию в политической жизни является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

1. Действующая Конституция РФ была принята:

1)На заседании Государственной Думы

3)Постановлением Президента РФ

2. Пример политического экстремизма:

1)Участие в выборах

3)Активное выступление на митинге

4)Голосование против правящей партии

3. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) Равное избирательное право

2) Кандидат в депутаты

4) Тайное голосование

1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

3. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих

угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм

как метод борьбы за власть.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни государства". В конце занятия предлагается тест.

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни государства (консультация по обществознанию)»

Участие граждан в политической жизни государства

(консультация по обществознанию 9 класс)

Учитель истории и обществознания: Сунгурова И.А.

Цель: разобрать вопросы участия граждан в жизни государства.

- Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие.

- Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

- Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.


- Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

- Ведущими формами участия в политической жизни являются референдум и выборы, давайте поговорим о них поподробнее.

- Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власти – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения. Как вы это понимаете?

- Скажите, пожалуйста, кого мы избираем в РФ?


- Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Исходя из определения, можно сказать, что мы не только имеем право избирать, но и быть избранными.

- В избирательном праве существуют Принципы избирательной системы - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос.

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно). Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

- В РФ существует возрастной ценз. Как вы это понимаете?

с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;

С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;

с 35 – Президентом страны.

- Основные стадии избирательного процесса:

Подготовительная (устанавливается дата выборов, составление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют : Избирательные объединения и избирательные блоки и непосредственно избиратели.

Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация).

- Типы избирательных систем:

3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

- Мажоритарная система : избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

- Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему. (Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам)

2) Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

- В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

- В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

- Инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

- Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

- Противоположной формой участию в политической жизни является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

1. Действующая Конституция РФ была принята:

1)На заседании Государственной Думы

3)Постановлением Президента РФ

2. Пример политического экстремизма:

1)Участие в выборах

3)Активное выступление на митинге

4)Голосование против правящей партии

3. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) Равное избирательное право

2) Кандидат в депутаты

4) Тайное голосование

1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

3. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих

угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм

как метод борьбы за власть.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны


Тип 10 № 9425

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие — это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие — это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм — уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); индивидуальным и коллективным; постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т. д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства — да, верно.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления — да, верно.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений — да, верно.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования — нет, неверно.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования — нет, неверно.


Муниципальный район "Булунский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Формы участия граждан в управлении государством

Формы участия граждан в управлении государством

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.

Это обусловлено тем, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 1, 32 Конституции Российской Федерации).

Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.

Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4, 8 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.

Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.

Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».

Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.

Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.

Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: