У какого из этих парусных судов могло быть до пяти мачт

Обновлено: 19.04.2024

Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель.

Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер.

"Флейт"

Флейт — тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:

* Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
* В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
* Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.
Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

"Фрегат"

Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним крейсерам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Сердитый) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.

Шлюп (малый корвет) (голл. sloep, от sluipen - скользить) — трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10—28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса - передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний - (соответственно, грот и фок). (альт к картинке - Советский шлюп "Предприятие")

"Шхуна"

Шхуна (англ. schooner) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырех-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У.Лоусон». «Томас У.Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью! После первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. В современном использовании термин Яхта означает два различных класса судов: парусные яхты и моторные яхты. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением — как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современнные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные — для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты — катамараны и трёхкорпусные яхты — тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.


Cheriksoft кладёт выигранные деньги в банк — 5 WMR.

Как называется музей-усадьба И. Е. Репина близ Санкт-Петербурга: Тарханы или Пенаты?

Ответ Cheriksoft: Тарханы
Правильный ответ: Пенаты

Закончите последнюю строчку басни Ивана Крылова «Ты всё пела, это — дело…».

dars-dm отвечает верно: Так пойди же, попляши!

Автор какого произведения играл за английский клуб «Портсмут» под именем Ас Смит: «Фонтаны Рая» или «Тайна Клумбера»?

Dollar даёт правильный ответ: «Фонтаны рая»

У какого из этих парусных судов могло быть до пяти мачт: галион или барк?

Gallex даёт правильный ответ: Барк

Koss кладёт выигранные деньги в банк — 5 WMR.

Какая профессия была у первого хозяина Каштанки: плотник или столяр?

Koss даёт правильный ответ: Столяр

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 10 WMR.

Голосование: после подсчёта голосов, из игры выбывает Cheriksoft.

Второй раунд

Банк игры: 10 WMR

Губернатором какого острова стал капитан Блад в конце романа Рафаэля Сабатини?

UnKnOwn пасует.
Правильный ответ: Ямайка

Силой какого животного измеряют мощность автомобильного двигателя?

Andrey_Yeriomin даёт правильный ответ: Лошадь

В каком море в августе 2000 года затонула подводная лодка «Курск»?

Ответ dars-dm верен: Баренцево

Сколько видов 4х-клеточных фигур используются при игре в «Тетрис»?

Ответ Dollar: Пять
Правильный ответ: Семь

Олимпиада в Москве проходила в год обезьяны или в год петуха?

Ответ Gallex: В год петуха
Правильный ответ: В год обезьяны

Сколько этажей внутри Останкинской телебашни занимал ресторан?

Ответ Koss: Четыре
Правильный ответ: Три

Назовите имя королевича из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Mitka даёт правильный ответ: Елисей

В какой опере Вы сможете услышать арию варяжского гостя: «Борис Годунов» или «Садко»?

Prikhozhay отвечает верно: Садко

Если бы люди использовали в повседневной жизни двоичную систему счисления, какой по счёту день рождения отметил бы гражданин, достигший призывного возраста: 10010-й или 11010-й?

Ответ UnKnOwn: 11010
Правильный ответ: 10010

Кто из якобинцев пал от руки убийцы, а не был казнен, как остальные трое: Марат или Робеспьер?

Ответ Andrey_Yeriomin: Робеспьер
Правильный ответ: Марат

Расшифруйте аббревиатуру МИГ — марки отечественных самолетов.

Ответ dars-dm: Микоян и Григорьев
Правильный ответ: Микоян и Гуревич

Под каким общим псевдонимом выступали Алексей Толстой и братья Жемчужниковы?

Dollar пасует.
Правильный ответ: Козьма Прутков

Как в живописи называется вид спереди?

Gallex даёт правильный ответ: Анфас

Koss кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Какая птица каждый день навещала прикованного к скале Прометея?

Koss даёт правильный ответ: Орёл

Какого штата в США не существует: Восточная Виргиния или Западная Виргиния?

Mitka даёт правильный ответ: Восточная Виргиния

Как называется расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля?

Prikhozhay отвечает верно: Мизансцена

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 1 WMR.

Голосование: игру покидает UnKnOwn.

Третий раунд

Банк игры: 11 WMR

Сколько углов в прямоугольнике?

Mitka даёт правильный ответ: Четыре

Какое название носит одна из телепрограмм канала ТНТ: «Схватка колдунов» или «Битва экстрасенсов»?

Prikhozhay отвечает верно: «Битва экстрасенсов»

Чьё имя носил МХАТ когда в нём начинал работать Иннокентий Смоктуновский?

Andrey_Yeriomin пасует.
Правильный ответ: Максима Горького

Какая из этих стран не имеет морского побережья: Хорватия или Македония?

Ответ dars-dm верен: Македония

Как называется тонкий слой древесины, используемый столярами-краснодеревщиками?

Dollar пасует.
Правильный ответ: Шпон

Фразу «Поэт в России — больше чем поэт» написал Сергей Есенин или Евгений Евтушенко?

Gallex даёт правильный ответ: Евгений Евтушенко

Koss кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Как называется транспортное средство, способное передвигаться и по суше, и по воде?

Koss пасует.
Правильный ответ: Амфибия

Питон — это ядовитая или не ядовитая змея?

Mitka даёт правильный ответ: Не ядовитая

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Как называют самую длинную клавишу на клавиатуре компьютера?

Prikhozhay отвечает верно: Пробел

Представителям какой профессии вручается Пулитцеровская премия?

Ответ Andrey_Yeriomin: Медикам
Правильный ответ: Журналистам

Какой дворянский титул был у Донасьена Альфонса Франсуа Сада?

Ответ dars-dm: Граф
Правильный ответ: Маркиз

Терция или секунда включает в себя большее количество звуков?

Ответ Dollar: Секунда
Правильный ответ: Терция

Как по-французски звучит выражение «Такова жизнь»?

Gallex даёт правильный ответ: Се ля ви

Koss кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

В какой стране родилась известная теннисистка Мартина Новратилова?

Koss пасует.
Правильный ответ: Чехословакия

В состав какой группы входит бас-гитарист Александр Кутиков?

Правильный ответ: «Машина времени»

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 3 WMR.

Голосование: в результате голосования образовалась ничья — Andrey_Yeriomin и Dollar набрали одинаковое количество голосов. Сильное звено этого раунда, Gallex выбрал Andrey_Yeriomin.

Четвёртый раунд

Банк игры: 14 WMR

Архитектурные памятники и сооружения какого города изображены на купюре достоинством 10 рублей?

Gallex даёт правильный ответ: Красноярск

Koss кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Как москвичи прозвали один из самых старых трамвайных маршрутов «А»?

Ответ Koss: Алёна
Правильный ответ: Аннушка

Какого животного не существует в природе: морского льва или морского тигра?

Mitka даёт правильный ответ: Морского тигра

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Кто из диктаторов родился раньше остальных: Муссолини или Сталин?

Ответ Prikhozhay: Муссолини
Правильный ответ: Сталин

Назовите имя и отчество морганатического супруга императрицы Елизаветы Петровны графа Разумовского?

dars-dm пасует.
Правильный ответ: Алексей Григорьевич

На территории какого района Москвы находится выставочный центр?

Dollar пасует.
Правильный ответ: Останкино

Какого художника считают главой венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения?

Ответ Gallex: Рафаэль
Правильный ответ: Тициан

Химией или литературой увлекался знаменитый сыщик Шерлок Холмс?

Koss даёт правильный ответ: Химией

Как называется корабль, пришвартованный в Петербурге перед зданием Нахимовского училища?

Mitka отвечает верно: «Аврора»

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 2 WMR.

Назовите фамилию генерала, смертельно раненного Каховским на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Prikhozhay даёт правильный ответ: Милорадович

Какое название до 1921 года носил город Алма-Ата?

dars-dm отвечает правильно: Верный

Dollar кладёт выигранные деньги в банк — 2 WMR.

Какая из сказок Пушкина начинается словами «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»?

Ответ Dollar верен: «Руслан и Людмила»

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 6 WMR.

Голосование: слабым звеном команда назвала Koss.

Пятый раунд

Банк игры: 20 WMR

Назовите имя и отчество Чичикова из романа Николая Гоголя «Мёртвые души»?

Mitka пасует.
Правильный ответ: Павел Иванович

Какой политик 31 декабря 1999 года начал свою новогоднюю речь словами: «Я устал. Я ухожу.»?

Ответ Prikhozhay верен: Борис Ельцин

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Какая часть военной формы в годы Гражданской войны носила имя Семёна Будённого?

Ответ dars-dm: Будёновка
Правильный ответ: Шапка

Назовите форму государственного устройства Сан-Марино: республика или княжество?

Ответ Dollar: Княжество
Правильный ответ: Республика

В произведении Александра Дюма-отца или Александра Дюма-сына был персонаж Альфонс?

Ответ Gallex: Александра Дюма-сына
Правильный ответ: Александра Дюма-отца

Что остается от Чеширского кота после его исчезновения?

Ответ Mitka: Тень
Правильный ответ: Улыбка

Как называется раздел курортологии, изучающий минеральные воды и их лечебно-профилактическое применение: гидрология или бальнеология?

Prikhozhay даёт правильный ответ: Бальнеология

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Какого числа боится человек, страдающий гексакосиойгексеконтагексафобией?

dars-dm отвечает правильно: 666

Dollar кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Где первоначально предполагалось возведение телевизионной башни в Москве, позже построенной в Останкино?

Ответ Dollar: Шаболовка
Правильный ответ: Ленинские горы

Как называется популярный сорт колбасы: докторская или медицинская?

Gallex даёт правильный ответ: Докторская

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 4 WMR.

Голосование. Игру покидает Mitka.

Шестой раунд

Банк игры: 24 WMR

Имя и отчество президента Украины: Виктор Федорович или Виктор Андреевич?

Ответ Prikhozhay верен: Виктор Андреевич

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Какой из материков также является и страной?

dars-dm отвечает верно: Австралия

Какой бог в славяно-русской мифологии был покровителем домашних животных: Хорс или Велес?

Ответ Dollar верен: Велес

В каком виде спорта добился успеха Марат Сафин?

Gallex даёт правильный ответ: Большой теннис

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 5 WMR.

При каком правителе к России была присоединена территория Финляндии?

Ответ Prikhozhay: При Александре III
Правильный ответ: При Александре I

«Московским морем» называют Истринское или Иваньковское водохранилище?

Ответ dars-dm: Истринское
Правильный ответ: Иваньковское

Как в Древней Греции называлось лицо, насильственно захватившее власть?

Dollar пасует.
Правильный ответ: Тиран

Ветвь какого дерева стала символом и призом Каннского кинофестиваля?

Ответ Gallex: Лавровая ветвь
Правильный ответ: Пальма

Столица какой африканской страны еще не так давно называлась Лагос?

Ответ Prikhozhay верен: Нигерия

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 6 WMR.

Голосование. Игру покидает Dollar.

Седьмой раунд

Банк игры: 30 WMR

Какое прозвище в обществе «Арзамас» — объединении поэтов нового поколения, дали Александру Пушкину?

Ответ Prikhozhay верен: Сверчок

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

dars-dm пасует.
Правильный ответ: Климов

Кого в «Книге джунглей» Киплинга звали Бандерлогами: собак или обезьян?

Gallex даёт правильный ответ: Обезьян

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Какую букву русского алфавита в украинском языке заменяет апостроф?

Prikhozhay отвечает верно: Ъ

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Каких животных использовал в военных целях Ганнибал?

Ответ dars-dm верен: Слонов

Кто был мэром Нью-Йорка на момент трагедии 11 сентября 2001 года?

Gallex даёт правильный ответ: Рудольф Джулиани

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 2 WMR.

Территория какой страны больше: Германии или Японии?

Ответ Prikhozhay верен: Японии

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Героем какой кинокомедии Эльдара Рязанова был Юрий Деточкин?

dars-dm отвечает правильно: «Берегись автомобиля»

Как называется скоростной спуск по ледяному желобу на санях?

Gallex даёт правильный ответ: Бобслей

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 6 WMR.

Голосование. Игру покидает Gallex.

Восьмой раунд

Банк игры: 36 WMR

Чему, до перехода на евро, равнялась 1/100 французского франка?

Ответ Prikhozhay верен: Сантим

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Как с португальского переводится название города Рио-де-Жанейро: январская река или Рождественская гора?

dars-dm даёт правильный ответ: Январская река

Prikhozhay кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

Как звали кошку «домомучительницы» Малыша из сказка «Карлсон»?

Prikhozhay отвечает верно: Фрекен Бок

Что находится по адресу в Москве: Красная площадь, дом 1/2?

Ответ dars-dm: Кремль
Правильный ответ: Государственный исторический музей

Какая наука занимается изучением пещер?

Prikhozhay даёт правильный ответ: Спелеология

dars-dm кладёт выигранные деньги в банк — 1 WMR.

В каком австрийском городе находится штаб-квартира Организации стран-экспортёров нефти?

Ответ dars-dm: Зальцбург
Правильный ответ: Вена

Время раунда вышло.

Команда успела положить в банк 3 WMR. Эта сумма утраивается.

Финал

Как называется вид художественного творчества, главным объектом которого служит тело?

Ответ Prikhozhay верен: Боди-арт

Как называется поселок на реке Сестра, где в 1917 году Ленин скрывался от Временного правительства?

Ответ dars-dm: Сестрорецк
Правильный ответ: Разлив

О ком из своих учеников автор учебника по композиции Альбрехтсбергер однажды сказал: «Этот тупица никогда ничему не научится»?

Prikhozhay пасует.
Правильный ответ: О Бетховене

Кто из английских правителей в 1841 году издал специальный декрет о праздновании Нового года с разукрашенной елкой?

dars-dm пасует.
Правильный ответ: Королева Виктория

На территории какой современной страны, был убит (как говорят, съеден аборигенами) мореплаватель Джеймс Кук?

Ответ Prikhozhay: Австралия
Правильный ответ: США

Кто из древнеримских богов и богинь не входил в Капитолийскую триаду важнейших богов, почитавшихся в Капитолийском храме?

Ответ dars-dm: Венера
Правильный ответ: Марс

Как в государственном праве называется официальное обнародование закона, принятого парламентом?

Ответ Prikhozhay: Ратификация
Правильный ответ: Промульгация

Царем какого греческого государства был предводитель ахейского войска в Троянской войне Агамемнон?

Ответ dars-dm: Спарта
Правильный ответ: Микен

Как в старину называлось русское женское парадное платье с очень длинными широкими часто разрезными рукавами?

Ответ Prikhozhay: Сарафан
Правильный ответ: Летник

С какой стороны от ресторана «Плакучая ива» находился туалет типа сортир в кинофильме «Бриллиантовая рука»?

Ответ dars-dm: С левой
Правильный ответ: С северной

игра: турнир знатоков

Гладь морей огромных покорял красавец барк.

Мачты барка все имеют реи,

только кормовая рей не имеет.

На картинке ― мачт расположение

и их парусное вооружение.


барк имел от трех до пяти мачт.но была еще и баркентины они имели до шести мачт!

Пять прямых мачт могли иметь барки. Были и другие суда, у которых было и больше мачт, но у них в названии значительно больше букв, допустим веджаммер.

В настоящее время просторы мирового океана бороздит пятимачтовое, четырёхзвёздочное, парусное круизное судно Ройял Клипер (Royal Clipper), под парусом Хорватии. Судно было спущено на воду в 2000 году и на его борту помещается 227 пассажиров.


Всем великим людям должно везти, иначе они и не будут великими. Правда, УДАЧА соседствует с теми, кто ее достоин - с сильными, умными, умелыми, а зачастую просто наглыми и напористыми людьми. Ум без напористости ничего не получит.

А ответ, конечно, - УДАЧА.


Пожалуй, это может быть только ПЕСТИК. Многие кстати, не знают, что пестик - это у цветов женский орган размножения, но большинство цветов на нашей планете обоеполые - имеют и пестик, и тычинки. Но самое интересное начинается потом - пестиков тоже может быть несколько))

Главное, не перепутать пестик с пыльником. Удачи в решении викторины и победы!


Мое мнение, что боевое судно викингов имело название- Драккар.

Скандинавы или как их еще именуют Норманны, в средние века являлись не только отличными мореплавателями, но и кораблестроителями. Этими северными народами, в те времена, строились несколько «серий» судов и в целом по их названиям можно было судить о их размерах. Например «Карфи» это самые маленькие длинной до 20 метров, более крупные это были «Кнорр», где длина судов составляла уже от 20 до 23 метров и др.

Но у скандинавов средневековья были и другие определения, если «Кнорр» считались сугубо гражданские суда, то боевые корабли чаще назывались «Драккары» , которые еще назывались Лонгошипами, т. е. длинными.

Драккар представлял собой беспалубное судно , вначале использовавшее только весельный способ передвижения, а затем и парусный. Длина самых больших этих кораблей достигала 45 метров и количество экипажа, вместе с гребцами — до 260 человек.

Свое название, наверно, эти суда получили за то, что их носовая часть украшалась головой дракона или другого мифического животного, относящегося к роду драконов.

Конечно такой устрашающий вид, выплывающего из водных просторов, наводил ужас на другие народы.

Но, этот «дракон» был не только образом устрашения, он одновременно являлся и оберегом самих викингов. Ведь скандинавы себя считали еще и нибелунгами, т. е. по их мнению, их прародителями являлись как раз драконы.

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень . По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты , несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля , поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Верхняя палуба носовой части судна называется бак . Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн , который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак . В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта . К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении ( клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты - располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут ; здесь же устанавливается грот-мачта . Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы . И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют ; надстройка над ним – полуют . Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта . Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта ; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой ; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой . Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги : фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги : фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж : жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты , представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - реи . Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше , над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса , устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель . Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель . Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань , крюйсель и бом-крюйсель . Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель . На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд ; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд .

Сегодня, в эпоху бурного развития техники, основная масса военных кораблей и гражданских судов всего мира имеет механические двигатели, позволяющие этим плавсредствам передвигаться по водным просторам независимо от силы и направления ветра. Еще в середине 19-го века, с распространением парового двигателя, все военные флоты в течение двух-трех десятилетий перешли с паруса на механический движитель. В гражданском флоте парусники продержались несколько дольше, однако в начале 20-го столетия и торговые парусные суда так же исчезли. Казалось бы, время парусников, очень сильно зависевших от капризов погоды, кануло в далекое прошлое. Но, тем не менее, парусные суда существуют до сих пор. В первую очередь, это учебные парусники, на которых молодые люди, решившие посвятить свою жизнь морю, изучают азы морского дела. Такие учебные парусные суда существуют во многих странах. Среди наиболее известных крупных парусников, на которых и сегодня обучаются курсанты морских училищ, можно назвать итальянский «Америго Веспуччи», норвежский «Стадаат Меркуль», испанский «Элькано», советско-российские «Седов» и «Крузенштерн». Но перечисленные выше суда – это старые парусники, плавающие еще с 20-30х годов 20-го века до сих пор; фактически – они отголоски прошлого. Однако парусные суда строятся и сейчас. Так, в 1967 году аргентинцы ввели в эксплуатацию парусник «Либертад», в 1982 польский флот принял судно «Дар молодежи», в 1987-1992 годах наши моряки получили новые парусники «Мир», «Надежда», «Паллада», «Херсонес», которые плавают под российским флагом и сегодня. Существуют и более новые парусники. Например, с 2000 года под флагом сухопутного (!) Люксембурга совершает пассажирские круизы по Средиземноморью построенный в 1999 году поляками пятимачтовый парусник «Роял Клиппер», а в 2016 году флот Перу получил новейшее учебное парусное судно «Юнион». И это – только большие парусники крупного водоизмещения. А ведь в мире еще широко применяются и разнообразные «разнокалиберные» частные парусные яхты, некоторые из которых тоже достигают весьма внушительных размеров. Малых же прогулочных парусников, размерами с обычную лодку, вообще существует огромное множество. Причины довольно интенсивной даже в 21-м веке эксплуатации парусных судов самые разные: одни используют парусники для экономии энергоресурсов в современных условиях часто повторяющихся энергетических кризисов; другие же таким образом отдают дань романтике старинного способа передвижения по воде под белоснежными облаками парусов, в полной тишине, не нарушаемой гулом работающих двигателей…

Бороздящие воды морей современные парусники весьма разнообразны; они сильно различаются не только размерами, но и количеством мачт, и видами оснастки. Причем и большие, и малые парусные суда современности в видах своей оснастки опираются на старую парусную школу, оттачивавшуюся веками. Однако до сегодняшнего дня дожили далеко не все виды парусников, существовавших ранее. В 21-м веке используются только наиболее удачные образцы прошлого; а все остальные имевшиеся многочисленные типы парусных судов, не соответствующих современным требованиям, остались в истории (и речь о них пойдет отдельно). Сейчас же – разговор только о тех парусных судах, которые используются сегодня. Они в зависимости от вида парусного вооружения различаются на следующие основные типы:

Корабли – крупные плавательные средства, несущие от трех до пяти мачт. Все мачты – с прямыми парусами; косыми являются лишь имеющийся внизу на бизань-мачте традиционный для всех парусников гафельный парус, обеспечивающий повороты судна, а так же кливера (между бушпритом и фок-мачтой) и стаксели (между мачтами), выполняющие вспомогательную роль.

Барки – такие же крупные, как корабли; тоже несут от трех до пяти мачт. Но у них вся кормовая мачта оснащена косыми парусами, а остальные мачты – с прямыми парусами. В сочетании с кливерами и стакселями косые паруса бизань мачты заметно улучшают маневренность судна, при незначительной потере скорости.

БАРКЕНТИНА (шхуна-барк)

Баркентины несколько меньше кораблей и барков; они несут от трех до четырех мачт. Передняя мачта с прямыми, остальные мачты - с косыми парусами. По скорости баркентины отстают от кораблей и барков, зато они значительно более маневренны и способны ходить под острыми углами к ветру.

Шхуны бывают самых разных размеров, но в основном они относятся к среднеразмерным судам. Средние шхуны несут две мачты, более редкие крупные – три; правда, раньше иногда встречались и огромные шхуны, имевшие от четырех до семи мачт (эти суда были преимущественно американского происхождения). Все шхуны подразделяются на два вида: марсельная шхуна и гафельная шхуна. Гафельные шхуны несут на всех мачтах только косые паруса; марсельные шхуны кроме косых парусов на обеих мачтах имеют на фок-мачте вверху один или несколько прямых парусов. Соответственно, гафельные шхуны отличаются высочайшей маневренностью, а марсельные - несколько большей скоростью; при этом оба вида шхун способны двигаться под острыми углами к ветру. По внешнему виду двухмачтовую гафельную шхуну можно перепутать с похожим на нее гафельным кечем; но шхуна, предназначенная для морских плаваний, крупнее прибрежного кеча, и отличается от него тем, что несет фок- и более высокую грот-мачту (кеч же имеет грот- и более низкую бизань-мачту).

Двухмачтовое судно средних размеров; имеет две мачты с прямыми парусами. Для улучшения маневрирования бриг кроме косых кливеров между бушпритом и фок-мачтой несет внизу на грот-мачте (которая является второй и последней) косой гафельный парус, являющийся традиционным почти для всех видов парусников.

Бригантина представляет собой помесь шхуны и брига. Это среднее двухмачтовое судно, у которого одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми. Такое парусное вооружение позволяет судну сочетать приемлемую скорость с хорошей маневренностью. Маневренности и крутым курсам способствуют так же имеющиеся кливера и стаксели.

Все перечисленные выше парусники относится к крупным и средним; эти типы, появившиеся еще несколько столетий назад, являются и сегодня основными видами мореходных парусных судов. Но кроме них существует так же ряд малых парусников прибрежного и речного плавания . Среди этих малых парусников, сегодня (впрочем, как и в 19-м, и в 20-м веках) выполняющих обычно в основном прогулочные или рыболовные функции, встречаются и одномачтовые, и двухмачтовые, и даже трехмачтовые суда. К одномачтовым относятся шлюп, тендер и кэт; к малым двухмачтовым судам - иол и кеч, а малый «трехмачтовик» носит «грозное» наименование люггер (как знаменитый немецкий пистолет).

Люгер относится к старинному виду французских малых парусников, применяемых во Франции до сих пор. Это трехмачтовое небольшое судно вооружено рейковыми парусами (косыми четырехугольными парусами на косых рейках, короткий конец которых смотрит вниз, а длинный – вверх).

Малый «двухмачтовик» кеч имеет передней высокую грот-мачту, а позади - более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).

Иол имеет мачтовое и парусное вооружение идентичное кечу; эти два типа парусников походят друг на друга. Разница заключается в том, что на иоле бизань-мачта вынесена далеко на корму и находится позади рулевого управления, в то время как на кече бизань-мачта стоит перед рулем. Используемый уже несколько веков, сегодня иол в «классическом» старом виде с гафельными парусами встречается очень редко; современные прогулочные иолы обычно оснащены бермудскими парусами, которые обеспечивают более высокую маневренность.

ТЕНДЕР И ШЛЮП

Малые одномачтовые парусники тендер и шлюп по размерам и парусности близки друг к другу; в 19-м и начале 20-го века они различались бушпритом: на тендерах он был длинный выдвижной, а на шлюпах – короткий постоянный. Еще одним различием служило расположение мачты: на тендерах – в середине корпуса, на шлюпах – несколько ближе к носу. Но сегодня бушприты на этих типах судов применяются довольно редко; изменилось и расположение мачт – мачта шлюпа так же переместилась в середину корпуса. Поэтому современные шлюп и тендер различать стало довольно трудно. Правда, в определенной мере нынче различию способствует тип применяемых парусов. Сегодня тендеры с бермудскими парусами практически не строят, а шлюпы – наоборот, обычно вооружают только бермудами; гафельные шлюпы практически исчезли.

Кэт (в некоторых странах Европы его называют «динги») - имеет одну мачту, вынесенную фактически на нос судна. Она вооружена одним бермудским или гафельным парусом (соответственно этому судно называется бермудский кэт, или гафельный кэт).

Самым маленьким парусником является ял - лёгкая гребно-парусная лодка или корабельная шлюпка длинной от 3 до 6 метров. На судах она используется для связи с берегом, работ у борта, перевозки лёгких грузов или людей. Также ялы пользуется популярностью у спортсменов и туристов. Ялы существуют нескольких видов: 3-метровые «двойки» (двухвесельные ялы) являются чисто гребными и не имеют мачт. Четырехвесельные и шестивесельные ялы (длинной 5 и 6 метров) имеют 5-метровую мачту с одним (иногда разрезным) прямым парусом.

Дополнительная информация:

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: