Тюлькин обратился в суд какое решение должен вынести суд

Обновлено: 18.04.2024

На выборах депутатов Государственной Думы палата не была сформирована в правомочном составе из-за того, что в большом количестве округов выборы были признаны несостоявшимися. Однако те депутаты, которые были избраны, потребовали, чтобы их допустили к работе, считая, что они могут осуществлять депутатскую деятельность в иных формах, помимо участия в заседаниях палаты. По их мнению, не сформирование органа в целом не влияет на их правовой статус как избранных депутатов.

Правомерны ли требования депутатов?

Задача № 9

Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Администрации Президента была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации.

Оцените доводы, приведенные в заключении.

Задача № 10

Депутатом Тюлькиным был направлен депутатский запрос руководителю Управления делами Президента РФ. Запрос касался вопросов материального обеспечения (предоставление служебных машин) Администрации Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ. Из Управления делами Президента в ответ был получен письменный отказ отвечать на поставленные вопросы, поскольку направление депутатских запросов в этот орган действующим законодательством не предусмотрено, поскольку он прямо не упомянут в Федеральном законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и не относится к органам государственной власти, поскольку ему не переданы никакие властные полномочия.

Тюлькин обратился в суд. Какое решение должен вынести суд?

Задача № 11

Международным договором, заключенным между Российской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадлежащего данному государству, для предания его суду по законам этого государства. Этот договор противоречит ст. 61 Конституции России.

Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета российским гражданином?

Задача № 12

Закон «О выборах Президента Калмыкии» предусматривает, что право быть избранным принадлежит только гражданину Калмыкии в возрасте не старше 60 лет, владеющему калмыцким языком. Кроме того, указано, что выборы могут проводиться на безальтернативной основе, и считаются состоявшимися, если голосовали не менее 20% избирателей, а за претендента подано не менее 15% от общего количества имеющих право голоса.

Сколько нарушений избирательного законодательства РФ здесь содержится?

Задача № 13

Правительство РФ приняло решение о восстановлении и индексации вкладов российских граждан в Сбербанке России до 1991 года.

Какие положения Конституции РФ обязывали Правительство принять такое решение?


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Правоведение»
Кейс-задание


ФИО студента

Колосова Александра Сергеевна

Направление подготовки

Специальное дефектологическое образование

Группа

ДЕФ-Б-0-Д-2019-1

Москва 2019

Вариант 2. Студенты, фамилии которых начинаются с букв «К» по «Ф».

Гражданин Г.И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на Федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы” и “О порядке формирования Совета Федерации”.

В законе “О выборах депутатов Государственной Думы” предметом обжалования была норма, согласно которой на территории одного субъекта РФ не может быть образовано менее одного одномандатного избирательного округа, а границы округов не могут пересекать границы субъектов. Заявитель посчитал, что данная норма противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав, и в то же время указанная норма не имеет достаточного обоснования, так как представительство субъектов РФ как самостоятельных государственных образований обеспечивается в верхней палате, Совете Федерации, а Государственная Дума избирается в равной степени от всех граждан РФ. В Законе “О порядке формирования Совета Федерации” Г.И. Розинский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. 1) По его мнению, этот порядок нарушает правило прямого избирательного права и нарушает принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представителя. 2) По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах РФ должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями. Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница? Оцените аргументы заявителя.


  1. Принцип разделения властей основывается на отстраненности и независимости каждой ветви от других. (Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной).

  2. При предоставлении кандидатур каждой ветви власть, будет нарушаться принцип разделения властей, так как при утверждении предоставленных кандидатур, может происходить давление на них. А право выбора закреплено за избирателями на выборах в гос. думу, а так как в Совет Федерации выбираются депутаты из числа состава гос. думы, данный принцип не нарушается.

  1. Здесь, депутаты государственной думы избираются путем всеобщего голосования: (Федеральные законы РФ, глава 1, статья 1 «Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании…»)

  1. В депутаты государственной думы может выдвигаться любой человек, достигший 18 лет – «4. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом государственной думы». Федеральный закон «О выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации» Статья 4 пункт 4; Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов». Статья 6 пункт 1

  1. Совет Федерации формируется законодательным органом власти - «Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа». .». ФЗ «О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации» Статья 3 пункт 2

  2. Членом совета федерации может быть только гражданин, имеющий статус депутата Государственной думы – «Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи». ФЗ «О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации» Статья 2 пункт 2.

  1. Так как гражданин Тюлькин является депутатом, то по федеральному закону РФ он является представителем власти.

В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации упоминалось о злоупотреблениях и превышении должностных полномочий служащими Сахалинской областной администрации. Основываясь на этой информации, группа граждан обратилась в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту указанных злоупотреблений. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, уведомив об этом главу областной администрации. Через 1,5 месяца глава администрации обратился в суд с иском против группы граждан, которые просили прокурора о возбуждении дела, требуя защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также возмещения морального вреда, так как решения суда, подтверждающего виновность служащих, не выносилось.

1) Какое решение должен принять суд?

2) Можно ли привлечь к участию в судебном разбирательстве самого Уполномоченного по правам человека в РФ?

3) Каковы юридические последствия изложения в докладе Уполномоченного по правам человека о нарушениях прав граждан?

4) Изменится ли решение задачи, если в суд обратятся уволенные на том же основании служащие администрации, ссылаясь на недоказанность своей вины в решении суда и требуя восстановить их на работе?

1) Суд должен принять решение о не выплате компенсации морального ущерба по ГК РФ Статья 151. Компенсация морального вреда «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

2) Самого уполномоченного по правам человека можно привлечь по статье УК РФ Статья 128.1. Клевета пунктам 1-3, так как клевета уголовно наказуема.

«Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов»; «Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, -


  1. Юридическими последствиями является наложение штрафа или уголовной ответственности на уполномоченного по правам человека РФ.

2. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование, в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения»

Вы руководитель Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вам поступает на заключение внесенный в Государственную Думу проект Закона об установлении уголовной ответственности за приобретение гражданами РФ второго гражданства. Какое нужно дать заключение?


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Правоведение»
Вариант 2

(тема практического задания)


ФИО студента

Третьякова Мария Николаевна

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление (Управление государственными и муниципальными услугами и заказами)

Группа

ГМУ-Б-01-3-2020-2_ДИСТАНТ

Москва 2021
Задание 1.

Гражданин Г.И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на Федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы” и “О порядке формирования Совета Федерации”. В законе “О выборах депутатов Государственной Думы” предметом обжалования была норма, согласно которой на территории одного субъекта РФ не может быть образовано менее одного одномандатного избирательного округа, а границы округов не могут пересекать границы субъектов. Заявитель посчитал, что данная норма противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав, и в то же время указанная норма не имеет достаточного обоснования, так как представительство субъектов РФ как самостоятельных государственных образований обеспечивается в верхней палате, Совете Федерации, а Государственная Дума избирается в равной степени от всех граждан РФ.В Законе “О порядке формирования Совета Федерации” Г.И. Розинский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. По его мнению, этот порядок нарушает правило прямого избирательного права и нарушает принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представителя. По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах РФ должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями.

Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница?

Оцените аргументы заявителя.


  1. Принцип разделения властей основывается на отстраненности и независимости каждой ветви от других. (Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной).

  2. При предоставлении кандидатур каждой ветви власть, будет нарушаться принцип разделения властей, так как при утверждении предоставленных кандидатур, может происходить давление на них. А право выбора закреплено за избирателями на выборах в гос. думу, а так как в Совет Федерации выбираются депутаты из числа состава гос. думы, данный принцип не нарушается.

  1. Здесь, депутаты государственной думы избираются путем всеобщего голосования: (Федеральные законы РФ, глава 1, статья 1 «Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании…»). Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями – «Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями» Статья 6 пункт 3.

  1. В депутаты государственной думы может выдвигаться любой человек, достигший 18 лет – «4. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом государственной думы». Федеральный закон «О выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации» Статья 4 пункт 4; Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов». Статья 6 пункт 1

  1. Совет Федерации формируется законодательным органом власти - «Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа». .». ФЗ «О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации» Статья 3 пункт 2

  2. Членом совета федерации может быть только гражданин, имеющий статус депутата Государственной думы – «Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи». ФЗ «О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации» Статья 2 пункт 2.

Депутатом Тюлькиным был направлен депутатский запрос руководителю Управления делами Президента РФ. Запрос касался вопросов материального обеспечения (предоставление служебных машин) Администрации Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ. Из Управления делами Президента в ответ был получен письменный отказ отвечать на поставленные вопросы, поскольку направление депутатских запросов в этот орган действующим законодательством не предусмотрено, поскольку он прямо не упомянут в Федеральном законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и не относится к органам государственной власти, поскольку ему не переданы никакие властные полномочия.

Тюлькин обратился в суд. Какое решение должен вынести суд?

Так как гражданин Тюлькин является депутатом, то по федеральному закону РФ он является представителем власти.

Статья 1 пункт 2 «Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.» Поэтому в случае принадлежности депутата Тюлькина к органам государственной власти ему по закону должна предоставляться служебная машина.
Задание 3.


  1. Какое решение должен принять суд?

  2. Можно ли привлечь к участию в судебном разбирательстве самого Уполномоченного по правам человека в РФ?

  3. Каковы юридические последствия изложения в докладе Уполномоченного по правам человека о нарушениях прав граждан?

  4. Изменится ли решение задачи, если в суд обратятся уволенные на том же основании служащие администрации, ссылаясь на недоказанность своей вины в решении суда и требуя восстановить их на работе?

  1. Суд должен принять решение о невыплате компенсации морального ущерба по ГК РФ Статья 151. Компенсация морального вреда «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

  2. Самого уполномоченного по правам человека можно привлечь по статье УК РФ Статья 128.1. Клевета пунктам 1-3, так как клевета уголовно наказуема. «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, –наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов»; «Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов».

  3. Юридическими последствиями является наложение штрафа или уголовной ответственности на уполномоченного по правам человека РФ.

  4. В таком случае изменится решение суда, так как отстранение их от полномочий было не законно в случае не виновности служащих. УПК РФ Статья 133. Основания возникновения права на реабилитацию «Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Вы руководитель Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вам поступает на заключение внесенный в Государственную Думу проект Закона об установлении уголовной ответственности за приобретение гражданами РФ второго гражданства.

Депутатом Тюлькиным был направлен депутатский запрос руководителью Управления делами Президента РК.Запрос касался вопросов материального обеспечения (предоставление служебных машин) Администрации Президента РК,Правительства РК и Конституционного Совета РК.Из управления делами Президента в ответ получен писменный отказ отвечать на поставленные вопросы,поскольку направление депутатских запросов в этот орган действующим законадательством не предусмотрено,поскольку он прямо не упомянут в Конституционном законе Республики Казахстан от 16 октября 1995 г.( О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов) и не относится к органам государственной власти,поскольку ему преданы никакие властные полномочия.

Тюлькин обратился в суд.Какое решение должен вывести суд?

Похожие вопросы

Депутатом Тюлькиным был направлен депутатский запрос руководителю Управления делами Президента РФ. Запрос касался вопросов материального обеспечения (предоставление служебных машин) Администрации Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ. Из Управления делами Президента в ответ был получен письменный отказ отвечать на поставленные вопросы, поскольку направление депутатских запросов в этот орган действующим законодательством не предусмотрено, поскольку он прямо не упомянут в Федеральном законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и не относится к органам государственной власти, поскольку ему не переданы никакие властные полномочия.

Тюлькин обратился в суд. Какое решение должен вынести суд?

Могут ли депутаты направлять запросы о материальном обеспечении (предоставление служебных машин) Администрации Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ в Управление делами Президента РФ.

Депутат Государственной Думы Гусев был выдвинут кандидатом от Демократической партии России в Государственный Совет Республики Татарстан - республиканский парламент. Республиканская избирательная комиссия в Казани отказалась регистрировать этого кандидата, поскольку он проживал не в Татарстане, а в Москве.

Депутат обжаловал отказ в Центральную избирательную комиссию, мотивируя тем, что прописан в г.Казани и не имеет даже временной прописки в г. Москве, а в случае его избрания депутатом Государственного Совета Республики Татарстан сложит свои депутатские полномочия в Государственной Думе.

Как должна решить данный вопрос Центральная избирательная комиссия?

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, при голосовании за проект Федерального закона «О федеральном бюджете РФ на 2014 год» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной Думы и депутатских полномочий. Права ли фракция лишения депутата полномочий?

Договором РФ и Белоруссии учрежден Высший государственный совет, который принимает решения, имеющие по ряду вопросов обязательную силу для обоих государств. Это – орган власти. Вместе с тем в законах РФ говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют только Президент, парламент, правительство и суды.

Какие положения должны применяться?

Помогите пожалуйста решить задачу по конституционному праву. Спасибо.

Указом Президента Российской Федерации № 1444 от 7 августа 2000 года было утверждено Положение об Управлении делами Президента, которому были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде Российской Федерации на том основании, что Конституция не предоставляет Президенту РФ права осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента. Представитель Президента возражал, ссылаясь на то, что Конституция не запрещает Президенту осуществлять указанную деятельность.

Какое решение следует вынести Конституционному Суду?

Ответьте пожалуйста. Заранее спасибо.

Договором РФ и Белоруссии учрежден Высший государственный совет, который принимает решения, имеющие по ряду вопросов обязательную силу для обоих государств. Это – орган власти. Вместе с тем в законах РФ говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют только Президент, парламент, правительство и суды.

Какие положения должны применяться?

Еще раз спасибо.

После вступления в силу Федерального закона “Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” прокурор

Санкт-Петербурга обратился в Администрацию города с требованием создать высший исполнительный орган власти, так как ситуация, когда всеотраслевыеорганыисполнительнойвластиявляютсяструктурными подразделениями Администрации, противоречит указанному Федеральному закону. Администрация Санкт-Петербурга посчитала требование прокурора необоснованным, поскольку (1) в время принятия Закона

Санкт-Петербурга “О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга” подобные требования в законодательстве отсутствовали, (2)

Конституция РФ относит вопрос системе органов государственной власти субъектов к их собственной компетенции, а указанный Федеральный закон противоречит конституционным принципам федерализма, (3) в 1996 году между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией был заключен договор разграничении предметов ведения и полномчий, где указанный вопрос не был урегулирован.

Регламентируется ли структура органов государственной власти субъектов в настоящее время федеральным законодательством? Помогите пожалуйста с вопросом.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Правоведение»
Вариант 2

(тема практического задания)


ФИО студента

Третьякова Мария Николаевна

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление (Управление государственными и муниципальными услугами и заказами)

Группа

ГМУ-Б-01-3-2020-2_ДИСТАНТ

Москва 2021
Задание 1.

Гражданин Г.И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на Федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы” и “О порядке формирования Совета Федерации”. В законе “О выборах депутатов Государственной Думы” предметом обжалования была норма, согласно которой на территории одного субъекта РФ не может быть образовано менее одного одномандатного избирательного округа, а границы округов не могут пересекать границы субъектов. Заявитель посчитал, что данная норма противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав, и в то же время указанная норма не имеет достаточного обоснования, так как представительство субъектов РФ как самостоятельных государственных образований обеспечивается в верхней палате, Совете Федерации, а Государственная Дума избирается в равной степени от всех граждан РФ.В Законе “О порядке формирования Совета Федерации” Г.И. Розинский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. По его мнению, этот порядок нарушает правило прямого избирательного права и нарушает принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представителя. По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах РФ должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями.

Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница?

Оцените аргументы заявителя.


  1. Принцип разделения властей основывается на отстраненности и независимости каждой ветви от других. (Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной).

  2. При предоставлении кандидатур каждой ветви власть, будет нарушаться принцип разделения властей, так как при утверждении предоставленных кандидатур, может происходить давление на них. А право выбора закреплено за избирателями на выборах в гос. думу, а так как в Совет Федерации выбираются депутаты из числа состава гос. думы, данный принцип не нарушается.

  1. Здесь, депутаты государственной думы избираются путем всеобщего голосования: (Федеральные законы РФ, глава 1, статья 1 «Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании…»). Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями – «Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями» Статья 6 пункт 3.

  1. В депутаты государственной думы может выдвигаться любой человек, достигший 18 лет – «4. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом государственной думы». Федеральный закон «О выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации» Статья 4 пункт 4; Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов». Статья 6 пункт 1

  1. Совет Федерации формируется законодательным органом власти - «Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа». .». ФЗ «О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации» Статья 3 пункт 2

  2. Членом совета федерации может быть только гражданин, имеющий статус депутата Государственной думы – «Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи». ФЗ «О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации» Статья 2 пункт 2.

Депутатом Тюлькиным был направлен депутатский запрос руководителю Управления делами Президента РФ. Запрос касался вопросов материального обеспечения (предоставление служебных машин) Администрации Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ. Из Управления делами Президента в ответ был получен письменный отказ отвечать на поставленные вопросы, поскольку направление депутатских запросов в этот орган действующим законодательством не предусмотрено, поскольку он прямо не упомянут в Федеральном законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и не относится к органам государственной власти, поскольку ему не переданы никакие властные полномочия.

Тюлькин обратился в суд. Какое решение должен вынести суд?

Так как гражданин Тюлькин является депутатом, то по федеральному закону РФ он является представителем власти.

Статья 1 пункт 2 «Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.» Поэтому в случае принадлежности депутата Тюлькина к органам государственной власти ему по закону должна предоставляться служебная машина.
Задание 3.


  1. Какое решение должен принять суд?

  2. Можно ли привлечь к участию в судебном разбирательстве самого Уполномоченного по правам человека в РФ?

  3. Каковы юридические последствия изложения в докладе Уполномоченного по правам человека о нарушениях прав граждан?

  4. Изменится ли решение задачи, если в суд обратятся уволенные на том же основании служащие администрации, ссылаясь на недоказанность своей вины в решении суда и требуя восстановить их на работе?

  1. Суд должен принять решение о невыплате компенсации морального ущерба по ГК РФ Статья 151. Компенсация морального вреда «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

  2. Самого уполномоченного по правам человека можно привлечь по статье УК РФ Статья 128.1. Клевета пунктам 1-3, так как клевета уголовно наказуема. «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, –наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов»; «Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов».

  3. Юридическими последствиями является наложение штрафа или уголовной ответственности на уполномоченного по правам человека РФ.

  4. В таком случае изменится решение суда, так как отстранение их от полномочий было не законно в случае не виновности служащих. УПК РФ Статья 133. Основания возникновения права на реабилитацию «Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Вы руководитель Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вам поступает на заключение внесенный в Государственную Думу проект Закона об установлении уголовной ответственности за приобретение гражданами РФ второго гражданства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: