Тяглые люди поставили государство в тяжелое положение не платили налоги бежали на окраины

Обновлено: 26.04.2024

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Примечания

  1. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб.,1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895 — 97).
  2. ↑ См. П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обозрение»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать сословный строй российского государства; определить права и обязанности основных сословий.

Метапредметные: учащиеся научатся сравнивать по заданным признакам общественное положение служилых людей и духовенства.

Личностные: формирование представлений о государственно-общественных отношениях в России в XVII в

  1. Русское дворянство. 2. Требования дворянства. 117 3. Служилые люди «по прибору». 4. Духовное сословие.

ХОД УРОКА Создание проблемной ситуации Чтение эпиграфа: «И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам и по посольствам в послах и для сыскных дел, и на Москве в приказах у дел и к служилым людям в начальные люди, в полковники и головы стрелецкие». (Г. К. Котошихин) — Какова главная мысль автора данного эпиграфа? (Служилые люди полностью были зависимы от власти.) Чтение главного вопроса урока: «Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?» — Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.)

Актуализациязнаний Учащиеся выполняют тестовые заданиА. Виниусом; б) Н. Демидовым; в) А. Строгановым. 5. Внешняя торговля с западными странами в основном велась через: а) Астрахань; б) Архангельск; в) Псков.

— Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте. Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства? А. Служилые люди и духовенство в XVII в. потеряли прежнее обще ственное и материальное положение, по образу жизни они стали близки к крестьянам и посадским людям. Б. Церковь и служилые люди стали главной опорой трона, получили подлинную независимость и экономическую самостоятельность. В. После Смуты наивысшим политическим и экономическим могуще ством обладала верховная власть, служилые люди и духовенство пол ностью подчинялись самодержцу и только поэтому имели привилегии. █Применениеновогознания Вопрос Была ли возможность в XVII в. пройти путь с низшей ступени служебной лестницы для дворян (категория дети боярские) до высшей ступени (категория думные дворяне)? 123 Домашнее задание: § 17, рубрика «Вопросы и задания», выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить проект на тему «Привилегии дворянства». Урок 21. Сословия в XVII в.: низы общества Образовательные результаты Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать правовой статус низших сословий российского общества в XVII в. Метапредметные: учащиеся смогут охарактеризовать изменения, которые произошли в торговле в связи с введением Торгового и Новоторгового уставов; определить, работая с иллюстрациями, какие виды хозяйственной деятельности крестьян были актуальны в XVII в. Личностные: формирование эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности. План урока 1. Податные сословия. 2. Ужесточение вотчинного режима. 3. Русский город и его население. 4. Торговые люди.

Словарь

Бобыли. Категория обедневшего зависимого населения в Русском государстве 15 – нач. 18 вв., которое не могло в полном объеме нести тягло и повинности.

Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 годом. Бобыли платили своему феодалу оброк – бобыльщину. Постепенно по юридическому положению они сближались с крестьянами. С 1631-1632 гг. бобыли стали привлекаться к несению тягла. По указу о подворном обложении 1679 года бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. Бездворные бобыли продолжали оставаться вне тягла. После введения подушной подати в 1724 году бобыли слились с крестьянами.

Вольные хлебопашцы. Бывшие помещичьи крестьяне в Российской империи, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками.

На основании указа императора Александра I Павловича от 20 февраля 1803 года помещики получили право освобождать отдельных крестьян и целые селения с обязательным наделением их землей. Крестьяне за это должны были платить выкуп или выполнять повинности. Широкого применения указ не получил. За время царствования Александра I в вольных хлебопашцев было превращено 47 тысяч человек мужского пола (около 0,5% от всех крепостных крестьян). В разряд вольных хлебопашцев входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически вольные хлебопашцы были близки к государственным крестьянам.

Временнообязанные крестьяне. Категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости во время реформы 1861 года, но не переведенных на выкуп.

За пользование землей временнообязанные крестьяне несли повинности (оброк, барщину, издольщину). Помещик являлся попечителем сельского общества временнообязанных крестьян, получал в нем права вотчинной полиции и мог требовать смены сельского старосты и сельской администрации. К 19 февраля 1870 года перешли на выкуп 66,6% временнообязанных крестьян. Наибольшее число временнообязанных крестьян находилось в Ставропольской, Астраханской и Курской губерниях. 28 декабря 1881 года был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян.

Городовые казаки. Служилые люди, несшие гарнизонную и сторожевую службу на укрепленных линиях по южным и восточным границам Русского государства в 15-17 вв.

Правительство привлекало казаков на службу, зная их смелость и навыки в военном деле, а также для заселения окраин. Им платили денежное жалованье и наделяли землей. У казаков, поступивших на службу отрядами (станицами), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому голове или городовому воеводе. Городовые казаки служили со своими конями, оружием, припасами. Их численность оценивалась в 5-6 тысяч человек; к 1680-м годам возросла до 7 тысяч. В 18 веке городовые казаки вошли в состав однодворцев.

Государственные крестьяне. Сословие в России 18 – первой половине 19 века, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев.

Государственные крестьяне жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными.

В середине 19 века составляли около 45% крестьянства. В 1866 году были подчинены общей системе сельского управления, в 1886 году получили право полной собственности на землю за выкуп.

Гулящие люди. Отпущенные на свободу холопы, слуги в Русском государстве в 16 – начале 18 веков, кабальная зависимость которых по закону прекращалась со смертью господина.

Даточные люди. Категория лиц из тяглого населения в России 15-17 вв., отданных на пожизненную военную службу.

Поставка даточных людей была одной из наиболее тяжелых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. Даточных людей отбирали исключительно из тяглого населения, так как все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно. В даточные люди ставились лица преимущественно средних лет. Для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами. При прохождении службы они получали подмогу от общин в виде кормового и денежного жалованья.

Дворовые крестьяне. Зависимые лица в Русском государстве (челядь, холопы), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его семью.

В конце 17 – первой половине 19 века дворовые крестьяне не имели земли и жили полностью на содержании хозяев. В 1797 году по указу Павла I о запрещении продажи дворовых и безземельных крестьян. В 1858 году вышел указ Николая I о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые люди. К 1861 году их насчитывалось менее 7% от всех крепостных. При освобождении они не получали земельный надел.

Дворцовые крестьяне. Зависимые крестьяне на Руси 12-18 вв., жившие на землях княжеской или царской семьи и несшие повинности в казенную пользу.

В период образования и укрепления Русского централизованного государства (конец 15-16вв.) численность дворцовых крестьян увеличивалось. В 16 веке в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства. В 17 веке с ростом территории Русского государства росло и число дворцовых крестьян. Широкий размах раздача дворцовых крестьян дворянам приобрела в первые годы царствования Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645). В первые годы правления Петра 1 (1682-99) было роздано около 25 тысяч дворов дворцовых крестьян. Большая часть попадала в руки царских родственников и фаворитов. В 18 веке пополнение дворцовых крестьян и земель щло главным образом за счёт конфискации земель у опальных владельцев и населения вновь присоединённых земель (в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже царского) двора продовольствием.

Детеныши. Категория населения в России 16-17 вв., которая находилась в кабальной зависимости от монастырей.

В категорию детенышей входили дети, выросшие в монастыре, и наемные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни. Детеныши пахали землю монастыря. Занимались ремеслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости.

Затинщики. Служилые люди в России в 16-17 вв., входившие в состав крепостного гарнизона.

Затундренские крестьяне. Крестьяне – потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв. в низовьях Енисея и на других северных реках.

В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян. В конце 19 – начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра – долганами и северными якутами.

Изорники. Категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле 14-16 вв.

Изорники платили феодалу оброк (1/4, а иногда и половину урожая) и выполняли некоторые работы. Изорники могли уйти от своего хозяина лишь однажды в году – в день, который назывался Филипповым заговеньем (14 ноября), вернув при уходе ссуду сельскохозяйственным инвентарем или деньгами и уплатив ¼ урожая. Все имущество изорников при этом переходило господину.

Крестьяне-дарственники. Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы.

Крестьянам-дарственникам предоставлялись наделы размером не менее ¼ высшего надела для определенной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля. Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный.

Монастырские крестьяне. Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 – до сер.18 века.

По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов. По уставной грамоте митрополита Киприана (1391) монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина.

Мужи. 1.Свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян.

2.Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре).

Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. К княжеским мужам причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжескими мужами только в личной службе князю.

Наймиты. Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв., нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя.

Впервые термин встречается в Русской правде. Наймитами обычно становились разорившиеся сельские и городские общинники, беглые крепостные крестьяне и холопы, вынужденные заключать договор о найме с вотчинниками, помещиками, горожанами, купцами. При заключении договоров наймиты формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на его труд, и на личность.

Новоприходцы. Зависимые крестьяне в Русском государстве в 15-17 вв., утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести свое хозяйство.

Новоприходцами были обедневшие разорившиеся крестьяне, по какой-либо причине потерявшие свои дворы, хозяйства, земельные наделы. Они были вынуждены селиться на земле феодала, заключали с ним договор (порядную запись). В договоре оговаривалось то, что по истечении льготных лет крестьяне обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу землевладельцев, при этом они из новоприходцев становились равными по правам к крестьянам-старожильцам.

Однодворцы. Государственные крестьяне в Российской империи до 1866 года, занимавшие промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами.

Пашенные солдаты. Служилые люди, несшие сторожевую службу на южной и северо-западной границе России.

Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах. Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках. В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей.

Половники. Зависимые крестьяне в России в 14-нач. 19 вв., получавшие земельный участок и ссуду для ведения хозяйства.

В 14-15 веках половничество (испольщина) существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке – в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке – лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян.

Посадские люди. Торгово-ремесленное население городов, части поселений, посадов, слобод.

Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни.

Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 – первой половины 19 вв., закрепленные за частными (посессионными) мануфактурами.

Посошные люди. Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв., набиравшиеся в порядке повинности от тяглового населения с различных категорий земель с сохи.

Посполитные крестьяне. Лично свободное население Левобережной и Слободской Украины во второй половине 17-18 вв.

Посполитный крестьянин был лично свободен, мог менять место жительства, владел землей и другим имуществом на праве полной собственности.

Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности – подводную, постойную.

Казаки и посполитные крестьяне не были обособленными группами: казак мог сделаться посполитным, посполитный крестьянин – казаком. Главную роль в переходах играли причины экономического характера. Только в 18 веке посполитные крестьяне обособились от казаков.

Приписные крестьяне. Государственные, дворцовые и экономические крестьяне в России 18 в. – первой половине 19 вв., вместо уплаты подати работавшие на казенных и частных заводах, фабриках.

Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определенного срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике их эксплуатировали и наказывали как крепостных крестьян. Тяжелое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. В конце 18 века правительство прекращает приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. В начале 19 века приписные крестьяне вошли в категорию посессионных крестьян, которая была ликвидирована с отменой крепостного права.

Работные люди. Рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России 17 – первой половины 19 вв.

В исторических источниках название встречается с 17 века. Значительную часть работных людей составляли крепостные крестьяне-отходники. Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы. Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века – посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников.

Своеземцы. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв., занимавшие промежуточное положение между крупными помещиками и крестьянами.

В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы.

С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 – начале 17 века.

Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач.18 вв.

Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей.

Смерды. Крестьяне-общинники в Древней Руси (9-14 вв.) и в некоторых других славянских странах.

Старожильцы. Категория крестьян на Руси 14-17 вв., которые жили на определенных земельных участках и платили государственные налоги и выполняли повинности (тягло).

В эту категорию крестьян на Руси до конца 15 века входила основная часть зависимого крестьянского населения. Старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 г.), но находились в наиболее прочной зависимости от землевладельца.

Тяглые крестьяне. Название крестьян в Русском государстве 15 – нач.18 вв., обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло).

В разряд тяглых крестьян входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со второй половины 17 века также бобыли, а с начала 18 века и холопы. С введением подушной подати (1724) тяглых крестьян стали называть податными или окладными крестьянами.

Удельные крестьяне принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Освобождены в 1863 году.

Холопы. Категория зависимого населения на Руси 10 – нач.18 вв., близкая к рабам.

В 11-12 веках холопами называли различные категории зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги.

До конца 15 века холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей хозяйскую землю. Часть дворовых холопов пополняла ряды княжеских слуг. На протяжении 16 века роль холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в него крепостных крестьян. С 17 века холопы стали получать в пользование землю, обзаводились хозяйством, облагались повинностями. В 1722-1724 годах все холопы, в том числе и дворовые, были обложены подушной податью, став частью крепостных крестьян.

Черносошные крестьяне. Категория сельского населения России 14-17 вв., лично свободного, владевшего общинными землями и несшего государственные повинности.

Повинности черносошных крестьян были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди них были развиты промыслы (соледобыча, пушная охота, рыбная ловля), ремесло, торговля. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Черные люди. Общее название тяглого городского и сельского населения в Русском государстве 12-17 вв., платившие все виды налогов и исполнявшие повинности в пользу государства.

Чумаки. Категория населения на Украине и Юге России 16-19 вв., занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.

Категория возникла во второй половине 16 века в Приднепровье. Чумаки торговали солью, которую привозили с Черноморского побережья, из Крыма и Галиции. Позднее помимо соли они стали торговать вяленой рыбой, кустарными изделиями, лесом. Из-за угрозы нападения крымских татар чумаки ездили вооруженными обозами во главе с выборным атаманом. С середины 18 века главным объектом перевозок стал хлеб. В связи развитием железнодорожного и водного транспорта к 1870-1880-м годам чумаки прекратили свое существование.

Экономические крестьяне. Категория государственных крестьян в России во 2- пол. 18 в.- 1-й пол.19 в., образованная после секуляризации из бывших монастырских и церковных крестьян.

Категория экономических крестьян образовалась в результате передачи церковных земель под управление коллегии экономии. Вместе с церковными землями были переданы и крестьяне, которые и стали называться экономическими крестьянами. Для экономических крестьян барщина и натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. В 1786 году с ликвидацией коллегии экономии экономические крестьяне перешли в ведение местных органов администрации (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.

Ямщики. Категория населения в России до конца 19 в. – лица, исполнявшие почтовую службу, затем государственную извозную повинность.

Ясачные крестьяне (люди). Название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15-17 вв., которые платили натуральный налог – ясак.

 11 . Россия в конце XVI в.

После смерти Ивана IV Россия оказалась в тяжелом положении. Стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Федор Иванович ввел урочные лета. Во времена его царствования в России учреждено патриаршество. В 1598 г. в связи с пресечением рода Рюриковичей на царский престол возведен Борис Годунов.

Когда была учреждена опричнина? Против кого она была направлена? Кратко сформулируйте итоги этой политики.

В 1565 г. была учреждена опричнина. Она была направлена против непослушания бояр. Итоги опричнины:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде.

Что предполагал указ об урочных летах?

Указ об урочных летах предполагал сыск беглых крестьян в течение 5 лет.

Стр. 93. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Перечислите основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича.

После правления Ивана IV Россия находилась в плачевном состоянии: в 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде. Между боярами был раздор.

Основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича: перевод указа о заповедных летах из временного в постоянное использование, 1597 г – издан указ об урочных летах, введено патриаршество.

2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства?

«Заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную потому, что необходимо было преодолеть хозяйственный кризис. Основными производителями в сельскохозяйственной стране были крестьяне. Их прикрепление к земле обеспечивало стабильность хозяйств, обработку пахотных земель. В связи с этим изменилось положение крестьянства: теперь они не только экономически зависели от бояр и помещиков, но и попадали в личную зависимость.

3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества?

Для развития Российского государства учреждение патриаршества имело большое значение: учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом, сделало ее независимой от греческой.

4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Федора Ивановича?

Основные результаты внешнеполитической деятельности: военные успехи на Балтике – возвращены территории, утраченные в Ливонской войне; Западная Сибирь вошла в состав России; укрепление системы обороны на юге; усиление влияния на Кавказе.

5. В чем суть «угличского дела»? *Выскажите свое мнение: был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?

Суть «угличского дела»: убийство сына Ивана Грозного Дмитрия – законного наследника престола

Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия не причастен: в 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный им в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

6. Как вы оцениваете деятельность Бориса Годунова и предпринятые им действия, в частности направление группы дворянских детей за границу для обучения?

Оценивать деятельность Бориса Годунова и предпринятые им действия можно только положительно, учитывая еще и тот факт, что при Федоре Ивановиче он был фактически главой правительства и в этом качестве тоже сделал немало для развития страны.

Деятельность правления Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле — степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны.

Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.

В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей России от Польши.

При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584-1591гг. под руководством зодчего Федора Савельева по прозвищу Конь были возведены стены Белого города протяжённостью 9 км (они опоясали район, заключённый внутри современного Бульварного кольца). Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году на месте современного Садового кольца была построена ещё одна линия укреплений, деревянно-земляная, прозванная за быстроту постройки «Скородомом».

Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастатысячным войском подошёл к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать её не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения; это вынудило его отступить, бросив обоз.

По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. За победу над Казы-Гиреем Борис Годунов получил наибольшее вознаграждение из всех участников этой кампании (хотя главным воеводой был не он, а князь Фёдор Мстиславский): три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почётнее боярского.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах (частновладельческих, плативших подати крупным феодалам), были причислены к населению «чёрных» слобод (плативших налог — «тягло» — государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нём уменьшилась.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 (28) мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590—1595 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Русское царство, согласно договору, получило Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. В 1604 г. посылал окольничего М. И. Татищева в Грузию, чтобы просватать дочь за местного царевича.

Деятельность на троне.

Контакты Московского государства с Европой, ставшие активно развиваться еще во времена Ивана III, практически прекратились при Иване Грозном. В царствование Бориса связи с заграницей вновь оживились. В Москву ехали купцы, врачи, промышленники, военные, ученые люди. Они получали должности, хорошее жалование, земли с крестьянами. Было намерение у царя Бориса открыть в Москве университет, но тому помешало консервативное духовенство, боявшееся, что вместе со знанием на Русь придут и всяческие ереси.

Европейская культура проникла в русский обиход. Это касалось одежды, жилья, светских церемоний и даже таких вещей, как бритье бород. Борис посылал русских людей на обучение за границу, но они, как правило, не хотели возвращаться на родину; впрочем, и у Петра Великого были с этим проблемы. Можно отметить также и другие общие стороны в политике этих двух правителей России, которых разделяет более 100 лет: сближение с Европой, перенесение западной культуры на русскую землю.

Стр. 94. Работаем с картой

Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в ее борьбе за выход к Балтийскому морю – Речь Посполитая или Швеция?

В конце XVI в. главным противником России в ее борьбе за выход к Балтийскому морю была Швеция.

1. Как вы оцениваете этот указ?

Этот указ закреплял крепостное право.

2. Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами?

Правом владеть крестьянами обладали бояре, дворяне, приказные люди, боярские дети.

3. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?

Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., то сыску он не подлежал.

1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату.

1 (11) сентября 1598 года Борис венчался на царство. Это событие описывается в данном фрагменте.

2. Какой образ царя Бориса рисует А.К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?

А.К. Толстой рисует образ царя Бориса как сильного и доброго человека, мудрого правителя. Он совпадает с нашей оценкой личности Бориса Годунова. В качестве главных можно выделить слова автора отрывка: Не страхом я – любовию хочу держать людей.

Стр. 94. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Определите, сколько всего лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась?

Династия Рюриковичей правила более 700 лет.

Она пресеклась со смертью царя Федора Ивановича 7 января 1598 г.

2. Используя дополнительную литературу и Интернет, оцените убедительность версии гибели царевича Дмитрия в Угличе от несчастного случая. Свой ответ аргументируйте.

Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия не причастен: в 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный им в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

3. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.

Борису Годунову удалось стать успешным правителем. Основные направления его деятельности во 1)внешней и 2)внутренней политике: 1) договор со Швецией о мире, возвращение земель, потерянных в Ливонской войне, развитие отношений России с Европой и Востоком, в том числе – торговли; 2) строительство городов, развитие образования, привлечение специалистов из Европы, развитие торговли.

Вывод: Борису Годунову удалось стать успешным правителем.

4. Соберите дополнительную информацию об учреждении патриаршества в России. Подготовьте электронную презентацию о первом патриархе Московском и всея Руси.

5 февраля 1589 года — учреждение Патриаршества на Руси.

5 февраля (по новому стилю) 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено Патриаршество. Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену “Второму Риму” (Константинополю) пришел “Третий Рим” во всем могуществе православного Московского государства.

Уже после Флорентийской унии (1439) на Руси начали сомневаться в правоверии греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» – таково было общее мнение того времени. Зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриарха с XV в. стала номинальной, а покорение Константинополя турками (1453) совсем уменьшило ее.

В “Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата” Царь Феодор Иоаннович пишет: «И мы, помыслив о сем превеликом деле, чтоб с Божией помощью в царствующем граде Москве устроить превеликий престол Патриарший, объявили царскую мысль свою архиепископу Константинополя, Нового Рима, и Вселенскому Патриарху. И слышав таковая, пресвятейший Иеремей, Вселенский Патриарх, сказал так: “Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде”.

И вот, 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха – Иова.

Избрание следующих Патриархов происходило следующим образом. После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митрополит Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха.

Форма избрания Патриарха была открытая или посредством жребия, установившаяся после смерти Филарета. Имена шести кандидатов из старших иерархов писались на шести бумажках равной величины, бумажки обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью и посылались Собору, заседавшему в московском Успенском соборе.

Три жребия клались на панагию умершего Патриарха; затем все члены собора облачались и служили акафист Богородице, после чего из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Также поступали и с другими тремя. Из оставшихся двух жребиев вынимали один, который и содержал имя избранного Патриарха. Нераспечатанный жребий отдавался боярину, который относил его Царю; Царь распечатывал и объявлял опять через боярина собору имя избранного.

Патриархи сыграли огромную роль в трудные времена для российской государственности. Особенно велика заслуга святого Патриарха Гермогена, призыв которого стал решающим для спасения Руси во время польской оккупации.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общиныи не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Примечания

  1. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб.,1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895 — 97).
  2. ↑ См. П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обoзрениe»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: