Трудового права это результаты нормотворческой деятельности органов государства

Обновлено: 17.04.2024

Источники трудового права
Под источниками трудового права понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.
Главное место среди источников трудового права отводится Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Важны закрепленные в Конституции РФ права и свободы, которые реализуются в сфере трудовых отношений.

Конституция – как источник трудового права
ПЕРЕЧНИ ДОКУМЕНТОВ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ ИХ ХРАНЕНИЯ
изучение состава и содержания документов учреждения (критерии ценности документов);
определение сроков их хранения;
отбор документов для их дальнейшего хранения
отбор наиболее ценных документов из ведомственных и личных архивов на государственное хранение и определение профильности государственных архивов;
обеспечение полноты состава архивного фонда.

В Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции). Эти конституционные положения очень важны для развития источников трудового права. В современных условиях приобретают большое значение Конвенции, принимаемые Международной Организацией Труда (МОТ). Не все Конвенции ратифицированы Россией, но многие их положения учитываются в правотворческой деятельности, ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории РФ как многосторонний международный договор.
Следующим источником трудового права являются законы - как федеральные, так и субъектов Федерации. К ведению Федерации, как следует из ст. 71 Конституции, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. ст. 19, 30, 37, 41 и др.).

Трудовой кодекс – как источник трудового права

Среди федеральных законов важнейшее место отводится Трудовому кодексу РФ 2001 г. (ТК РФ) - важнейшему кодификационному акту, действующему на всей территории РФ.
В регулировании трудовых отношений значение играют свою роль и другие федеральные законы, например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и др.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствуют нормативные указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права.
В число подзаконных актов входят также постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать федеральным законам и указам Президента РФ.
Определенную роль играют акты федеральных органов исполнительной власти.

Источники трудового права
В систему источников трудового права включены также законы субъектов РФ, которые следуют за федеральными законами и не должны им противоречить (прежде всего ТК РФ).
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и законам субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
В регулировании трудовых отношений значение имеют централизованные нормы, устанавливающие определенный стандарт трудовых прав и свобод. Но требуется также освоение иных способов и средств, в том числе развитие и сочетание централизованного (государственного) и договорного регулирования. Освоение таких средств связано с развитием социального партнерства и появлением новых источников.

Источники трудового прва
К таким источникам трудового права относятся акты-соглашения: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения, принятые в результате договоренностей их участников. Участники соглашений на основе двустороннего или при участии органа исполнительной власти - трехстороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее правотворчество в сфере применения труда, что характерно для формирования источников трудового права.

Источники трудового права
Пределы и процедура такого правотворчества закреплены в ТК РФ, согласно которому в соглашениях могут предусматриваться общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, а также общие условия: об оплате труда, режиме труда и отдыха, охране труда, о доплатах компенсационного характера, о содействии занятости, использовании труда инвалидов, молодежи и другие вопросы, определяемые сторонами соответствующего соглашения.
В современных условиях возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных актов, являющихся источниками трудового права у конкретных работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Локальные источники трудового права
К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка, принимаемые работодателем, положение о системе заработной платы, о премировании, или иные положения о материальном стимулировании, ежегодном вознаграждении по итогам работы организации за год и др. Локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Это, как правило, результат совместного правотворчества, осуществляемого непосредственно работниками и работодателем (их представителями).

Источники трудового права - это результат нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

•трудовым законодательством, состоящим из: Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

•иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

•указами Президента Российской Федерации;

•постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительно власти;

•нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Классификация.

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям:

•по степени важности и субординации;

•по системе трудового права, её институтам;

•по органам, принявшим нормативный акт;

•по сфере действия;

•по степени обобщённости.

По степени важности и субординации.

Принимаемые в РФ законы можно разделить на следующие виды:

а)по значимости и юридической силе - законы конституционные и текущие. Конституционные законы - это сама Конституция и законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую Конституцию. Все иные законы - текущие.

б)по органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы представительных органов субъекта РФ;

в)по объёму и объекту регулирования - общие и специальные законы.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1.Нормативные правовые акты Президента РФ;

2.Нормативные правовые акты Правительства РФ.

3.Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительно власти (ведомств).

К источникам трудового права следует относить, как правило, результаты нормотворческой деятельности соответствующих полномочных органов государства с целью урегулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права.

Таким образом, источники трудового права представляют собой различные по своему содержанию, юридической силе и сфере действия нормативные правовые акты.

Статьей 5 Трудового кодекса РФ перечислены виды нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда.

Особое место среди источников трудового права, занимает Конституция РФ, которая закрепила такие принципы как свобода труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, и др.

Трудовое законодательство применяется только части, не противоречащей Конституции РФ.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Являясь кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс (ч. 8 ст. 5 ТК РФ).

К действующим федеральным конституционным законам, содержащим нормы трудового права, можно отнести ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации»", ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

К федеральным законам,содержащим нормы трудового права, относятся: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме", Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и др.

Указы Президента РФиграют основную роль среди подзаконных актов, содержащих нормы трудового права. Конституцией РФ и федеральными конституционными законами Президент РФ наделен правом определять политику в сфере правового регулирования труда. Осуществляя данные полномочия, Президент издал, в частности, Указ от 29.03.2008 N 420 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, Указ от 16.07.2008 N 1099 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации".

При этом не все акты Президента являются источниками права, в том числе и источниками трудового права. К ним относятся только указы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). Указы, которые не содержат правовые нормы, как правило, носят персонифицированный характер и источниками права не являются (например, Указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.д.).

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной властипринимаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ в целях их конкретизации и возможности применения при регулировании общественных отношений.

Особое значение имеют постановления Правительства, устанавливающие правовые нормы в сфере определений условий о дисциплине труда отдельных категорий работников и определяющие посредством специальных положений правовой статус отдельных категорий работников (например, постановление Правительства РФ от 25.08.1992 N 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 21.09.2000 №708 «Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации»).

Законы и иные нормативные правовые акты органов исполнительной субъектов Российской Федерации имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам. Их действие основано на конституциях республик и уставах других субъектов РФ, которые имеют высшую юридическую силу на определенной территории.

Органы местного самоуправлениятакже вправе принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты,содержащие нормы трудового права, и не противоречащие Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ, федеральным законам, подзаконным нормативным актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Коллективные договоры и соглашения- акты договорного характера. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. Трудовой кодекс РФ относит коллективные договоры к правовым актам (ст. 40).

Нормативные соглашения могут заключаться сторонами социального партнерства наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, и актами органов местного самоуправления. Они содержат правовые нормы, хотя и не принимаются органами государственной власти.

Кроме того, к источникам трудового права можно отнести генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения, которые заключаются на двусторонней или трехсторонней основе и регулируют отношения между представителями работников и работодателей. При этом третьей стороной соглашения может выступать соответствующий государственный орган.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, положения о премировании, должностные инструкции, графики отпусков и др.), являются результатом нормотворческой деятельности, осуществляемой в организациях между работодателем и работниками. Сфера действия данного вида источников трудового права ограничена пределами организации.

Работодатель, за исключением работодателей – физических лиц, вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 8 ТК РФ).

Принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ согласно ст. 10 ТК РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет по сравнению с российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Результатом международно-правового регулирования труда являются нормы права, закрепленные в соглашениях государств, а также в актах таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Международная организация труда.

Источники трудового права – это НПА, являющиеся результатом правотворческой и нормотворческой деятельности компетентных органов государства, субъектов РФ, органов МСУ и работодателей, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Система источников– это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и последовательное расположение в зависимости от регулируемого предмета.

–обусловлена федеративным устройством;

– в ней находятся не только НПА, но и нормативные соглашения и коллективные договоры;

– в нее входят ратифицированные СССР и РФ международно-правовые акты по труду и некоторые акты трудового законодательства СССР;

– в ней много актов специализированного федерального органа исполнительной власти в области труда, занятости, здравоохранения и социальной защиты населения (Министерства здравоохранения и социального развития РФ; до апреля 2004 г. – Министерство труда и социального развития РФ);

–отражается единство и дифференциация трудового законодательства.

1) Конституция - закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Например,

Статья 37 провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, провозглашает право на вознаграждение не ниже МРОТ, а также право на защиту от безработицы, и т.д.

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

б). от 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

в) от 2002 г. «Об объединениях работодателей».

г) Закон РФ от 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».

В случае противоречий между ТК и иными ФЗ, содержащими нормы трудового права, применяется ТК.

Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

4) Постановления Правительства. например: от 2003 г. №225 «О трудовых книжках».

5) НПА федеральных органов исполнительной власти.

принимаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Например: от 2003 г. «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

Другие органы принимают НПА, содержащие нормы трудового законодательства, строго по вопросам своей компетенции.

6) НПА субъектов вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении.

Виды источников ТП:

По юридической силе:

1. Конституция РФ. 2. Международно-правовые акты о труде. 3. ТК РФ 4. ФКЗ, ФЗ, подзаконные акты 5. Указы Президента РФ.

6. Постановления Правительства РФ. 7. Акты Министерств и ведомств РФ. 8. Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 9. НПА органов местного самоуправления. 10. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 11. Постановления Пленума ВС РФ. 12. Соглашения и коллективные договоры. 13. Локальные акты организации.

По формальному выражению источников ТП:

законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

По степени обобщенности:

1) Кодифицированные: ТК РФ

2) Некодифицированные: все остальные источники ТП РФ.

По субъектам:общие (отношения всех работников) и специальные (отдел-е категории работ-в).

По территории применения:международные, межгосударственные,общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные, индивидуально-договорные.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Посредством постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтруда России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Трудовой кодекс выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: