Трибунал католической церкви осуществлявший сыскные судебные и карательные функции как назывался

Обновлено: 25.04.2024

(Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам. В истории И. различаются 3 последовательных периода развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская И. с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

I. Зародыши И. мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами. В капитуляриях Карла В. встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения ("ut populi errata inquirant et corrigant"). В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.

III. Испанская И., возникшая в XIII в. как отголосок современных событий в Южн. Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития И. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуо-ва. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов. Систематическое преследование этих подозрительных христиан И. начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться И. для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных. Душой новой И. в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая "католич. королям" установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к Папе, главн. образ. со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия И. поручил севильскому архиеп. Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя он назначил великим ген.-инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, кот. и завершил дело преобразования испанской И. Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-асессоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной, и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который вместе с тем служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс. С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у "католич. королей" изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской И. при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8800 ч. было сожжено на костре; 90000 ч. подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6500 ч., спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии И. пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагонии действия И. неоднократно вызывали взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диэго-Деса и особенно Хименес, архиеп. Толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании. Несколько лет спустя после завоевания Гранады мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и наконец были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 млн. населения и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собой неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 млн. до 6. Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. И. введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская И. проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V в 1522 г. и была причиной отпадения Северных Нидерландов от Испании при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром ее была Гоа. По образцу испанской инквизиционной системы в 1542 г. в Риме учреждена была "конгрегация св. И.", власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполит. королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить И. по тому же образцу, а Франциск II в 1559 г. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Сообщество Империал: Святая Инквизиция - Сообщество Империал

Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Католическая церковь начала борьбу с различными ересями чуть ли не с самого начала своего существования. Сначала это были пережитки язычества, затем - разнообразные направления самого христианства. Усиление связей с мусульманскими странами в ходе исламской экспансии в Испании и Италии, а затем и в ходе Крестовых походов, привело к расцвету религиозных воззрений, основанных на смеси восточнохристианских, мусульманских и др. направлений религий. Представители Католической церкви видели в расширении ересей опасность для себя, поэтому борьба с ними не прекращалась. Но вся эта борьба велась "частным образом" отдельными католическими подвижниками и не могла уничтожить соперников. Вот в начале XIII века и возникла насущная необходимость в централизованной организации с большими полномочиями. И такая организация под названием «Инквизиция», представляющая собой "Особый церковный суд католической церкви", наконец то была создана в 1215 году папой Иннокентием III. Получив широкое распространение в католических странах Европы, а потом и в их колониях, эта организация, сменив несколько официальных названий, сохранилась и до наших дней.

В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.

В 1215 году впервые об Инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе, установившем особый процесс для преследования еретиков (лат. per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.

В период с 1231 по 1235 год папа Григорий передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).

В 1483 году вступил в должность первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада.

В 1498 году умер Торквемада. В его правление, по оценке Х.А.Льоренте (том II, глава XLVI), «инквизиция… умертвила 8800 человек живьём в пламени костров».

В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.

В 1587 году, с реформой папы Сикста V, была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.

1820 год — упразднение инквизиции в Португалии.

1834 год — упразднение инквизиции в Испании.

В 1908 году папа Пий Х переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.

Не смотря на оценку деятельности этой организации в эпоху Просвещения как реакционную, всё же существует мнение и о её прогрессивном характере, поэтому и предлагается в этой теме обсудить не только саму историю Инквизиции, но и ту роль (весьма неоднозначную), которую она играла и в развитии современной Науки.

Imperial

Инквизиция (от латинского inquisitio - "расследование") - трибунал Католической Церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции, имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков - тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмами.

Тема по обсуждению Инквизиции, и всё что с ней связано.

Imperial

Haktar,внесу небольшие поправки.
ИНКВИЗИ`ЦИЯ (на латинском inquisitio; полное название Inquisitio haereticae pravitatis ? `расследование извращающей ереси`), особый следственный и судебный орган при католической церкви для преследования еретиков. Название ?инквизиция? этот орган получил на IV Латеранском соборе, созванном папой Иннокентием III в 1215 г.
Судебная процедура папской инквизиции была строго регламентирована. С момента ареста обвиняемый содержался в строжайшей изоляции. В центре процесса стояли свидетельские показания; в отсутствие свидетелей процесс не мог состояться. Свидетельские показания слушались на закрытом заседании, и обвиняемый никогда не знал, кто свидетельствует против него.
Правовой основой деятельности испанской государственной инквизиции являлась власть папы. Католическая вера рассматривалась как критерий гражданской лояльности. Процедура следствия была гражданской и соответствовала законодательству своего времени ? церковь лишь предоставляла свой следственный аппарат в распоряжение светских властей. Всякий новоучрежденный трибунал инквизиции издавал ?эдикт милости?, дававший еретикам возможность явиться с добровольным покаянием ? обычно в течение 30?40 дней; тех, кто не принес такого раскаяния, арестовывали.
Каждому подсудимому назначался адвокат, и если ему удавалось показать, что свидетели обвинения лично заинтересованы в осуждении обвиняемого, последний подлежал оправданию. Обвиняемый имел также право вызывать свидетелей защиты, которые могли бы показать, что он верен католической церкви. Если обвиняемый отказывался признаться в своих грехах, его подвергали пытке. В случае раскаяния подсудимого следовало ?примирение?, и он возвращался в лоно церкви. ?Примирение? неизбежно влекло за собой тяжелое наказание.

Не путайте всё вышеперечисленное с древнеримской иквизицией!

Инквизиция, в древнеримском уголовном процессе

(лат. Inquisitio) - в древнеримском уголовном процессе, который был исключительно обвинительный, так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель в предварительной стадии процесса получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (litterae), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, даже принудительными мерами. Известный исторический пример такой Inquisitio - обширное исследование, которое Цицерон произвел в Сицилии, прежде чем выступил с обвинением Верреса перед судом. Когда во времена империи обвинительный процесс уступил место следственному, под И. стали разуметь должностной розыск (см. Розыскной процесс), а затем специальное судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков.

Imperial


Угу, в виде мусоросжигания бренного тела "еретика" или бабки Ёжки на костре. Зола нужна для латифундий. Гыыы
Вообще, по моему всё, что связано с Папским престолом-одна большая, многовековая "Санта-Барбара". Да и как Вам само "скромное" определение: Папа-наместник(!в провинции! ) Бога на Земле :% . Ладно б ещё просто-глава Церкви. Вот и Святая Инквизиция по моему это средство усиления религиозного, политического и финансового влияния Католической церкви в Средневековье ! По моему просто шоколадно отправлять на тот свет инакомыслящих(или каких-то неугодных) политических(или каких-либо других) противников под законным соусом борьбы за чистоту Веры, а их материально-финансовые состояния конфисковывать в пользу Святой церкви! Замечательная медиевальная разводка!
Насколько я знаю, институт Святой Инквизиции прекрасно сохранился(с некоторыми модификациями) до наших дней и в данный момент успешно фунциклирует. Контора пишет. Не смотря на то, что Папа покаялся за содеяное в прошлом этим своим подразделением( и за Крестовые походы ), моральный ущерб, нанесённый Католицизму всё равно не восполним.

Imperial

BarraKuda
Респект за классную справочку

Святая Инквизиция по моему это средство усиления религиозного, политического и финансового влияния Католической церкви в Средневековье ! По моему просто шоколадно отправлять на тот свет инакомыслящих(или каких-то неугодных) политических(или каких-либо других) противников под законным соусом борьбы за чистоту Веры, а их материально-финансовые состояния конфисковывать в пользу Святой церкви! Замечательная медиевальная разводка!

Именно так. Инквизиция была изначально создана с целью силовой борьбы против религиозного инакомыслия, которое тогда (а именно в самом начале XIII века) серьезно угрожало политическому господству пап в Европе, с таким трудом завоеванному Григорием VII, этим злодеем в тиаре.
Началась вся история в 1205 г., когда знаменитый св. Доминик (Доминго де Гусман) обратился к Иннокентию III за разрешением начать миссионерство среди язычников на берегах Вислы. Папа разрешение дал, но переориентировал Доминика на юго-западную Европу, где набирало силу катарское движение.
Современные западные историки считают катаризм мощной духовной альтернативой тогдашнему католицизму, погрязшему в пороках. Не случайно он превратился фактически в параллельную церковь, пользовавшуюся огромной популярностью у знати и народа и серьезно потеснившую позиции папства в Лангедоке, Провансе и Пиренеях. Папство оказалось не в силах победить катаров идейно (богословские диспуты папские легаты стабильно проигрывали). И тогда была сделана ставка на государственный террор, орудием которого стала инквизиция.

Основанному Домиником монашескому ордену (доминиканцам) первым были даны инквизиторские полномочия. Суть их заключалась в розыске еретиков и, пользуясь политическим авторитетом папы, передаче их для расправы светским властям. Затем инквизиторам дали право самостоятельно выносить и исполнять смертные приговоры. Инквизиция превратилась в карательно-репрессивную машину. Первой их жертвой стали катары, однако и тут затея провалилась, потому что знать и народ в катарских провинциях стали всячески защищать преследуемых и препятствовать инквизиторам. После того как приближенные графа Раймунда VI Тулузского (героя I Крестового похода) убили в Провансе легата Пьера Кастельно, Иннокентий III понял, что последним средством осталась полномасштабная война.

Был объявлен крестовый поход - первый в истории официальный крестовый поход против христианских государств. Его возглавил Симон де Монфор (так наз. "баронский крестовый поход"). После многочисленных осад и зверских расправ с населением захваченных городов Лангедок был завоеван, но тут Монфор погиб, и Прованс с Тулузой остались вне сферы влияния папы, а без Монфора и война заглохла, так что Лангедок тоже начал понемногу возрождаться в своем антикатолицизме. Тогда папа предложил французскому королю Филиппу Августу начать новую войну, пообещав в награду присоединить бывшие независимые герцогства к Франции. Начался "королевский крестовый поход".

Знать и население Лангедока и Прованса еще более решительно стали сопротивляться, потому что рассматривали этот поход как военную агрессию французов, которых там не любили. Это была война за независимость. Королевские войска, подкрепленные крестоносцами со всей Европы (выглядевшими и действовавшими как форменный разбойничий сброд) насчитывали ок. 50 000 человек - больше, чем собиралось для освобождения Святой Земли. После кровопролитных сражений катарские крепости в Лангедоке, Тулузе и Пиренеях пали. В 1244 году сдалась последняя катарская твердыня - знаменитый Монсегюр. 257 человек, мужчин и женщин, стариков и детей, переживших осаду, были сожжены на костре.

В захваченные крестоносцами районы направлялись инквизиторы, устраивавшие форменное гестапо. Костры катаров горели до XIV века, когда был сожжен последний катарский "совершенный" - Гийом Белибаст.

Этот период получил название "Альбигойских войн" (Альби - лангедокский город, один из центров катаризма, по его названию катаров прозвали альбигойцами). Именно тогда инквизиция получила "боевое крещение" и была высоко оценена папами как орудие политического террора. Впоследствии эта репрессивная машина широко использовалась испанскими королями для "охоты на ведьм" в самой Испании и подавления протестантского сопротивления в захваченной испанцами Фландрии и Нидерландах. Именно испанская инквизиция и ее главный герой - Томас Торквемада - стали нарицательными как символ кровавой жестокости.

Террор, с одной стороны, позволил папам укрепить свое господство в Европе. Но с другой, поскольку грехи католических монахов и прелатов прогрессировали, эта свирепая жестокость спровоцировала новый рост антиклерикальных волнений и привело к появлению протестантизма. В результате большая часть Европы, включая Англию и Германию, отпала от Рима и стала проводить независимую религиозную политику.

Насколько я знаю, институт Святой Инквизиции прекрасно сохранился(с некоторыми модификациями) до наших дней и в данный момент успешно фунциклирует.


Добавлю, что нынешний папа Римский Бенедикт XVI (девичья фамилия - кардинал Йозеф Ратцингер) в свое время возглавлял Конгрегацию по делам веры (современный аналог инквизиции) и на этом посту заслужил прозвище "немецкая овчарка". Жертвами начатых им процессов стали, например, так называемые "левые католики" - священники в Латинской Америке и Европе, проводившие миссионерскую работу в кварталах бедноты и много занимавшиеся делами милосердия и благотворительности.

В Средние века инакомыслие не допускалось, оно приводило неоднократно
к жесточайшим религиозным войнам. Расправы над еретиками придумывались
самые жуткие, и казнили всех без разбору – стариков, мужчин, женщин, детей.
Святая инквизиция боролась, как полагают многие, не только с ведьмами -
данный орган карал всех, кто хоть немного отклонялся от католической веры.
Роль инквизиции заключалась в том, чтобы понять, виновен ли обвиненный
в ереси, однако допросами дело не ограничивалось, применялись пытки.
Довольно часто подозреваемый умирал в ходе "расспросов", если же такого
не случалось, и он признавался в своих грехах (а до этого доводили),
материалы дела отправлялись в суд, который, как вы уже догадались,
мало кого миловал. Пытки были, что называется, на любой вкус.


Например, в статье Как распознать ведьму описывается: "считалось,
на теле ведьмы должны быть области, нечувствительные к боли -
так называемые "метки дьявола". Поэтому подозреваемых кололи иглой,
чтобы найти такие места. Если находили, ведьма считалась изобличенной".

Одна из частей исполнительной ветви церковной власти. Расследовала и карала за преступления религиозного характера.

Инквизиция – это трибунал католической церкви, который в средние века осуществлял сыскные, судебные и карательные функции.

Святая инквизиция , «Святой отдел расследований еретической греховности» ) — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. В юридическом смысле — «розыски» , «расследование» , «исследование» . Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) , в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями) . Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

(Inquisitio baereticae pravitatis), или святая Инквизиция, или святой трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин Инквизиции существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам.

В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития:

1) Преследование еретиков до XIII в. Суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер.

2) Доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. Создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов.


3) Испанская Инквизиция с 1480 г. Инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.

Иллюстрация к "Истории инквизиции М. де Фереа.

Инквизиция.
Инквизииция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

(Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам. В истории И. различаются 3 последовательных периода развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская И. с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

I. Зародыши И. мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами. В капитуляриях Карла В. встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения ("ut populi errata inquirant et corrigant"). В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.

III. Испанская И., возникшая в XIII в. как отголосок современных событий в Южн. Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития И. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуо-ва. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов. Систематическое преследование этих подозрительных христиан И. начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться И. для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных. Душой новой И. в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая "католич. королям" установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к Папе, главн. образ. со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия И. поручил севильскому архиеп. Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя он назначил великим ген.-инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, кот. и завершил дело преобразования испанской И. Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-асессоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной, и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который вместе с тем служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс. С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у "католич. королей" изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской И. при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8800 ч. было сожжено на костре; 90000 ч. подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6500 ч., спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии И. пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагонии действия И. неоднократно вызывали взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диэго-Деса и особенно Хименес, архиеп. Толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании. Несколько лет спустя после завоевания Гранады мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и наконец были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 млн. населения и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собой неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 млн. до 6. Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. И. введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская И. проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V в 1522 г. и была причиной отпадения Северных Нидерландов от Испании при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром ее была Гоа. По образцу испанской инквизиционной системы в 1542 г. в Риме учреждена была "конгрегация св. И.", власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполит. королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить И. по тому же образцу, а Франциск II в 1559 г. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: