Требуется ли государственная регистрация передачи недвижимого имущества в доверительное управление

Обновлено: 15.04.2024

Скажите пожалуста, Договор доверительного управления недвижимостью может быть заключен на помещение, находящееся в аренде? И требует ли такой договор какой-либо регистрации?

Ответы на вопрос:

договор доверительного управления недвижимостью может быть заключен на помещение находящееся в аренде.

Договор управления недвижимостью подлежит регистрации в двух случаях: договор доверительного управления жилым помещением (ст. 558 ГК) и договор доверительного управления предприятием (ст. 560 ГК).

Общее правило для сделок по управлению недвижимостью - передача недвижимого имущества в доверительное управление во всех случаях подлежит государственной регистрации.

Таким образом, при управлении жилым помещением или управлении предприятием подлежат гос.регистрации как сами договоры на управление этим имуществом, так и передача такого имущества в доверительное управление. Во всех остальных случаях подлежит госрегистрации только передача имущества в доверительное управление.

В соответствии со ст. 1014 ГК РФ Учредителем доверительного управления (лицо, передающее имущество в доверительное управление) является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных статьей 1026 настоящего Кодекса, другое лицо.

В силу статьи 1026 Кодекса в случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного; на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик); по иным основаниям, предусмотренным законом, права учредителя управления, предусмотренные правилами настоящей главы, принадлежат соответственно органу опеки и попечительства, исполнителю завещания (душеприказчику) или иному лицу, указанному в законе. Определите подходит ли под Вашу ситуацию один из Ваших случаев. Если да, то нужно заключать договор в простой письменной форме.

Непосредственно в ГК имеется указание на следующие существенные условия договора доверительного управления: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование юридического лица или имя гражданина, являющихся учредителем управления и/или выгодоприобретателем; размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; срок действия договора (п. 1 ст. 1016 ГК). Такой договор подлежит обязательной государственной регистрации.

Помните по общим правилам только собственник имущества может передать его в доверительное управление.

Передача недвижимого имущества в доверительное управление – удачное решение проблемы эффективности его использования. Однако его реализация на практике может вызвать у собственника немало трудностей. Избежать их поможет точное соблюдение гражданского законодательства Российской Федерации.

Как правило, недвижимое имущество обеспечивает его владельцу не только получение доходов. С его содержанием и использованием связано множество хлопот. Из-за этого в последнее время все больше собственников предпочитает сдавать имеющуюся у них недвижимость в доверительное управление. В результате они только получают прибыль от использования своего имущества – правда, за вычетом расходов на его содержание и вознаграждение доверительного управляющего. Необходимо отметить, что доверительное управление недвижимым имуществом имеет свои особенности по сравнению с доверительным управлением ценными бумагами. Это приводит к возникновению на практике множества вопросов.

Договор вступает в силу

Напомним, что из себя представляет договор доверительного управления имуществом. Одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. Другая же сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. При этом передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).

В то же время в порядке исполнения договора продажи недвижимости существует одна особенность. Его исполнение до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения отношений сторон с третьими лицами (п. 2 ст. 551 ГК РФ). Таким образом, стороны договора доверительного управления могут предусмотреть в нем, например, что договор вступит в силу со дня его подписания. Они могут даже сразу передать имущество. Однако для третьих лиц – арендаторов или организаций, оказывающих коммунальные услуги, – дело обстоит немного иначе. Для них договор вступит в силу только с даты государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление. Это положение обязательно необходимо учитывать. До регистрации передачи имущества все права и обязанности перед третьими лицами несет сам собственник, а не доверительный управляющий.

Несоблюдение требований о регистрации передачи имущества влечет за собой недействительность самого договора доверительного управления.

Регистрировать или нет

Соглашение об изменении или расторжении договора, по общему правилу, заключается в той же форме, что и сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В соответствии со статьей 1017 Гражданского кодекса, договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Из этого следует, что и все дополнительные соглашения к договору доверительного управления также должны быть обязательно заключены в письменной форме.

Как следует из положений гражданского законодательства РФ, сам договор доверительного управления недвижимым имуществом в государственной регистрации не нуждается. Регистрировать нужно только передачу недвижимого имущества в доверительное управление. Соответственно, если изменения и дополнения к договору касаются не непосредственно недвижимого имущества, а лишь порядка управления им, то регистрации они также не требуют.

Арендаторов следует информировать

Согласно статье 1012 Гражданского кодекса, передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. При этом, осуществляя доверительное управление имуществом, управляющий вправе совершать в отношении него любые действия в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК РФ). Естественно, они должны осуществляться в строгом соответствии с договором доверительного управления. Необходимо учитывать, что сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени (п. 3 ст. 1012 ГК РФ). При этом он должен указать, что действует в качестве такого управляющего.

Таким образом, передача недвижимого имущества в доверительное управление никоим образом не сказывается на арендаторах: их договоры с собственником имущества сохраняют свою силу. Однако собственник и доверительный управляющий заинтересованы в том, чтобы довести до сведения арендаторов факт заключения договора управления имуществом. Это нужно для того, чтобы свои обязательства по договору аренды арендаторы исполняли доверительному управляющему. К нему же им надлежит обращаться и за реализацией своих прав по договору аренды. Сделать это можно, заключив дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества о перемене лиц в обязательстве. При этом необходимо учитывать, что договоры аренды здания или сооружения, заключенные на срок более одного года, подлежат государственной регистрации (ст. 651 ГК РФ). Соответственно, необходимо регистрировать и все дополнительные соглашения к таким договорам аренды.

Что же касается договоров аренды, которые будут заключены доверительным управляющим в период действия договора доверительного управления, то вопросов здесь не возникает. К ним будут применяться обычные правила договора аренды. Единственной особенностью будет являться тот факт, что они будут заключены не самим собственником имущества, а его доверительным управляющим.

Где должна стоять отметка

Как уже было сказано, при совершении сделок с переданным в управление имуществом доверительный управляющий должен указать, что является таковым. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве. В письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего должна стоять пометка «Д.У.».

На практике часто возникает вопрос о том, на каких именно документах она должна проставляться. Только при подписании договоров, дополнительных соглашений, писем и т. п. – или во всех случаях, когда организация выступает в качестве доверительного управляющего? Например, зачастую отметка «Д.У.» проставляется не только в тех или иных документах, адресованных доверительному управляющему, но и в платежных поручениях на уплату его каких-либо сумм. Так, ряд организаций ставит пометку «Д.У.» рядом с наименованием управляющего даже в поручениях на уплату арендной платы. Это не совсем верно. В соответствии с Положением Центрального Банка РФ от 3 октября 2002 года № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (п. 2.10), расчетные документы должны содержать ряд реквизитов. В частности, наименование получателя средств, номер его счета и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Между тем, следует обратить внимание на тот факт, что пометка «Д.У.» не является частью наименования организации. Таким образом, в соответствии с требованиями названного Положения, в платежном поручении не следует указывать пометку «Д.У.». В графе же «Назначение платежа» платежного поручения, на наш взгляд, следует сделать ссылку на документ, в соответствии с которым производится платеж.

Таким образом, использование пометки «Д.У.» не должно вступать в противоречие с нормативными актами, устанавливающими порядок оформления документов в той или иной сфере.

Как не обидеть управляющего

Принимая недвижимое имущество в доверительное управление, многие доверительные управляющие ставят перед собственником следующий вопрос. Они просят выделить им под офис часть помещений в передаваемом здании для реализации функций по договору доверительного управления. Здесь необходимо учитывать, что управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 1015 ГК РФ). В связи с этим очень важно правильно оформить такие отношения. Можно предложить несколько способов решения этой проблемы. Наиболее простой – это исключить из состава передаваемого в доверительное управление имущества помещения, которые управляющий собирается использовать под офис. Вместо этого следует сдать их ему в аренду по отдельному договору. Например, в доверительное управление может быть передано здание за исключением комнат № 1-15 на первом его этаже.

Согласно статье 1023 Гражданского кодекса, доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. Также ему необходимо возместить обоснованные расходы, произведенные при доверительном управлении имуществом. Делать это следует за счет доходов от использования этого имущества. В связи с этим, в договоре доверительного управления можно предусмотреть следующее. Право пользования помещением в здании, переданном в доверительное управление, можно рассматривать как одну из составных частей такого вознаграждения. Также в договоре можно установить, что право пользования частью помещения в здании, переданном в доверительное управление, является компенсацией расходов управляющего. При этом такая часть помещения должна учитываться доверительным управляющим отдельно от имущества, переданного ему в доверительное управление.

Совет: не торопитесь с передачей

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет-2004», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»

Заострю внимание читателей на одном спорном моменте, связанном с передачей недвижимого имущества в доверительное управление. Он напрямую связан с минимизацией налогообложения.

Не секрет, что часто у материнской компании возникает необходимость в передаче имущества (в том числе недвижимого) своей дочерней структуре. При этом, как правило, более предпочтительной для собственника группы оказывается передача на безвозмездной основе. Такой способ позволяет избежать уплаты налога на прибыль. Норма, указывающая на это, содержится в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

Однако сочетание безвозмездной передачи недвижимого имущества с последующей его передачей в доверительное управление таит серьезную проблему. В том же подпункте Налогового кодекса есть такие слова: полученное имущество не признается доходом, если в течение года со дня его получения оно не передается третьим лицам. Возникает вопрос: что же подразумевается здесь под словом «передача»? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/75. В нем однозначно указано, что в данное понятие включается и передача имущества в доверительное управление.

Вывод из этого прост. Если полученная дочерней компанией недвижимость была передана в доверительное управление в течение одного года, то заплатить налог на прибыль все-таки придется. Поэтому, если группа компаний серьезно заинтересована в минимизации налогообложения, советую не торопиться с передачей такого имущества в доверительное управление. Проведя его безвозмездную передачу, необходимо выждать срок, не меньше одного года.

Энциклопедия судебной практики
Доверительное управление имуществом. Форма договора доверительного управления имуществом
(Ст. 1017 ГК)

1.1. Государственной регистрации подлежит не договор доверительного управления недвижимым имуществом, а передача такого имущества в доверительное управление

Довод инспекции об отсутствии государственной регистрации договора доверительного управления имуществом судами обоснованно отклонен со ссылкой на положения п. 2 ст. 1017 Гражданского кодекса, ст. 1, 4 и 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которыми регистрации подлежит не сам договор доверительного управления имуществом, а ограничение права на недвижимое имущество ввиду его передачи в доверительное управление, поскольку данное требование закона сторонами сделки соблюдено.

1.2. Норма о государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление является императивной

Пунктом 2 статьи 1017 Гражданского кодекса и пунктом 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" императивно установлена необходимость государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Несоблюдение требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора (пункт 3 статьи 1017 Гражданского кодекса).

1.3. Передача в доверительное управление доли в праве собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации

При таких обстоятельствах регистратор правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановил государственную регистрацию передачи имущества в доверительное управление, поскольку ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, предложив заявителю представить документы о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.

Поскольку такие документы не были представлены заявителями (в частности - Д.Ю. как собственником доли в праве собственности на объект недвижимости), в государственной регистрации было отказано. Отказ не противоречит пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляющий регистратору право отказать в государственной регистрации прав, когда ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

1.4. Регистратор, не располагающий сведениями об учете в государственном кадастре объекта, передаваемого в доверительное управление, вправе приостановить регистрацию передачи имущества в доверительное управление, предложив заявителю предоставить документы о постановке объекта на кадастровый учет

При таких обстоятельствах регистратор правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановил государственную регистрацию передачи имущества в доверительное управление, поскольку ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, предложив заявителю представить документы о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.

Поскольку такие документы не были представлены заявителями (в частности - Д.Ю. как собственником доли в праве собственности на объект недвижимости), в государственной регистрации было отказано. Отказ не противоречит пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляющий регистратору право отказать в государственной регистрации прав, когда ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

1.5. В случае отсутствия сведений об учете в государственном кадастре объекта, передаваемого в доверительное управление, и непредоставления заявителем документов о постановке объекта на кадастровый учет регистратор вправе отказать в регистрации передачи этого объекта в доверительное управление

При таких обстоятельствах регистратор правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановил государственную регистрацию передачи имущества в доверительное управление, поскольку ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, предложив заявителю представить документы о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.

Поскольку такие документы не были представлены заявителями (в частности - Д.Ю. как собственником доли в праве собственности на объект недвижимости), в государственной регистрации было отказано. Отказ не противоречит пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляющий регистратору право отказать в государственной регистрации прав, когда ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

1.6. Доверительный управляющий вправе обжаловать незаконный отказ в регистрации перехода недвижимого имущества в доверительное управление

Какие-либо нарушения кадастрового учета объектов недвижимости, допущенные органом, осуществляющим такой учет до государственной регистрации перехода имущества в доверительное управление, могут нарушить права собственника недвижимости, но не нарушают права доверительного управляющего недвижимостью, возникающие после государственной регистрации перехода недвижимости в доверительное управление. В данном случае законные права и интересы А.В. как доверительного управляющего в силу заключенного им с Д.Ю. договора, могли быть нарушены незаконным отказом в регистрации перехода имущества в доверительное управление. Какие-либо действия органа Роскадастра, связанные с неправильным учетом объекта недвижимости до государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление, могли нарушить законные права и интересы Д.Ю. как собственника недвижимости, но не интересы А.В. как доверительного управляющего. Д.Ю. действия (бездействие) органа Роскадастра не оспаривает.

Какие-либо нарушения кадастрового учета объектов недвижимости, допущенные органом, осуществляющим такой учет до государственной регистрации перехода имущества в доверительное управление, могут нарушить права собственника недвижимости, но не нарушают права доверительного управляющего недвижимостью, возникающие после государственной регистрации перехода недвижимости в доверительное управление. В данном случае законные права и интересы А.В. как доверительного управляющего в силу заключенного им с Д.Ю. договора, могли быть нарушены незаконным отказом в регистрации перехода имущества в доверительное управление. Какие-либо действия органа Роскадастра, связанные с неправильным учетом объекта недвижимости до государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление, могли нарушить законные права и интересы Д.Ю. как собственника недвижимости, но не интересы А.В. как доверительного управляющего. Д.Ю. действия (бездействие) органа Роскадастра не оспаривает.

2. Последствия несоблюдения требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление

2.1. Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации является то, что стороны не вправе ссылаться на этот договор в отношениях с добросовестными третьими лицами

Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение статьи 1017 Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него.

2.2. Невыполнение требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления не влияет на обязанность доверительного управляющего возвратить имущество учредителю управления в договорный срок

Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение статьи 1017 Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него.

Обязанность доверительного управляющего возвратить имущество во владение учредителю управления в предусмотренный договором срок сохраняется. Поэтому нельзя считать, что в момент передачи владения имуществом по договору доверительного управления нарушаются права учредителя управления.

2.3. Невыполнение требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления не означает, что применительно к исковой давности в момент передачи имущества доверительному управляющему нарушаются права учредителя управления

Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение статьи 1017 Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него.

Обязанность доверительного управляющего возвратить имущество во владение учредителю управления в предусмотренный договором срок сохраняется. Поэтому нельзя считать, что в момент передачи владения имуществом по договору доверительного управления нарушаются права учредителя управления.

2.4. В случае невыполнения требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления доверительный управляющий считается не получившим от учредителя права сдачи имущества в аренду

В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.

Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.

В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.

Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.

2.6. В случае невыполнения требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления право арендатора, получившего это имущество в аренду от доверительного управляющего, на владение им считается незаконным

В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.

Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 1 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.

В связи с этим общество 2 не получило от общества 1 правомочие аренды пионерского лагеря по договору аренды и его владение спорным объектом неправомерно.

В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.

Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 1 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.

В связи с этим общество 2 не получило от общества 1 правомочие аренды пионерского лагеря по договору аренды и его владение спорным объектом неправомерно.

Требование министерства к обществу 2 является виндикационным.

Вопреки доводам кассационной жалобы, правильно применив указанные нормы права, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу, что поскольку регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления является составной частью государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое в процессе доверительного управления, не носит самостоятельного характера, вносится под тем же номером государственной регистрации, внесение такой записи в ЕГРП не облагается отдельной государственной пошлиной.

Государственная регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество осуществляется одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления).

Государственная регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество осуществляется одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления).

3.3. Поскольку по заявлению управляющей компании регистрирующий орган осуществляет одну операцию (регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), государственная пошлина за внесение в ЕГРП дополнительных сведений о доверительном управлении на такое имущество не уплачивается

Поскольку по заявлению управляющей компании регистрирующий орган фактически осуществляет одну операцию - государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, государственная пошлина за внесение в ЕГРП дополнительных сведений о доверительном управлении на такое имущество не уплачивается.

Поскольку по заявлению управляющей компании регистрирующий орган фактически осуществляет одну операцию - государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, государственная пошлина за внесение в ЕГРП дополнительных сведений о доверительном управлении на такое имущество не уплачивается.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на январь 2022 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 декабря 2019 г. N 03-05-06-03/95581 Об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией передачи земельных участков в доверительное управление


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 декабря 2019 г. N 03-05-06-03/95581 Об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией передачи земельных участков в доверительное управление

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией передачи земельных участков в доверительное управление, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Частью 2 статьи 1017 ГК РФ установлено, что договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Таким образом, государственная регистрация передачи недвижимого имущества в доверительное управление в ЕГРН осуществляется в отношении каждого объекта недвижимости (земельного участка), указанного в договоре доверительного управления, на основании заявления его правообладателя.

Статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

Согласно подпунктам 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, уплачивается государственная пошлина физическим лицом в размере 2000 рублей, организацией - в размере 22 000 рублей.

За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, - в размере 350 рублей.

С учетом изложенного, за государственную регистрацию передачи недвижимого имущества (земельных участков) в доверительное управление, как обременения этого имущества, должна уплачиваться государственная пошлина физическим лицом (правообладателем) в размере, установленном подпунктами 22 или 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за каждый объект недвижимого имущества (земельный участок), указанный в договоре доверительного управления.

Что касается государственной регистрации дополнительного соглашения к договору доверительного управления недвижимого имущества, то необходимо учитывать следующее.

В силу частей 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 ГК РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.

В случае исключения из договора доверительного управления объекта недвижимого имущества (земельного участка), то полагаем, что за совершение данного действия должна уплачиваться государственная пошлина физическим лицом в соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, как за внесение изменений в записи ЕГРН, в размере 350 рублей.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Обзор документа

Госрегистрация передачи недвижимости в доверительное управление в ЕГРН осуществляется в отношении каждого объекта (земельного участка), указанного в договоре доверительного управления, на основании заявления его правообладателя.

За регистрацию передачи недвижимости (земельных участков) в доверительное управление, как обременения этого имущества, должна уплачиваться госпошлина физлицом (правообладателем) в размере 2 000 руб., а если речь идет об участках из земель с/х назначения - 350 руб. за каждый объект, указанный в договоре.

Если из договора доверительного управления исключается объект, то госпошлина уплачивается физлицом как за внесение изменений в записи ЕГРН в размере 350 руб.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Недвижимое имущество представляет собой одну из основ функционирования любой экономической системы государства. Поэтому правильная организация оборота недвижимости является одной из важных задач в области правовой политики государства.

Правовое регулирование отношений, связанных с недвижимым имуществом, играет ведущую роль в организации этого оборота.

От правильного выбора правовой модели отношений в сфере недвижимости во многом зависит развитие производства, инвестиционный климат и благосостояние населения.

С целью обеспечения большей защищенности совершения сделок с недвижимостью, законодателем предусмотрена возможность удостоверения сделки у нотариуса.

В соответствии со статьей 8.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Права на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа также подлежат государственной регистрации.

Положения статьи 54 Закона о регистрации предусматривают особенности государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом.

В соответствии со статьей 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности.

Собственником имущества, переданного в управление, по-прежнему остается учредитель доверительного управления. Однако в силу договора, заключенного с учредителем доверительного управления, управляющий имуществом осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом.

К распоряжению относятся такие действия как переход права собственности, передача недвижимого имущества без утраты права собственности в залог, в аренду и др.

Но, распоряжаться недвижимым имуществом доверительный управляющий может только в случаях прямо предусмотренных договором доверительного управления (статья 1020 ГК РФ).

Договор доверительного управления недвижимым имуществом заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434, статья 550, пункт 2 статьи 1017 ГК РФ).

Сам договор доверительного управления не подлежит государственной регистрации. В Единый государственный реестр недвижимости вносится только запись об ограничении (обременении) права.

С заявлением о государственной регистрации данного ограничения может обратиться либо собственник объекта недвижимости, либо доверительный управляющий.

Доверительное управление может быть также учреждено вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного, управления наследственным имуществом и по иным основаниям, предусмотренным законом. В этих случаях права учредителя управления принадлежат органу опеки и попечительства, нотариусу или иному лицу, указанному в законе.

В соответствии со статьей 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Малолетними гражданами считаются лица, не достигшие возраста 14 лет. Они обладают частичной дееспособностью и не вправе совершать сделки без согласия законных представителей, к которым закон относит и опекунов. Над лицами, страдающими психическими расстройствами, также может быть установлена опека. Важно, чтобы данные лица были признаны недееспособными на основании решения суда.

Лицо назначается опекуном органом опеки и попечительства, в роли которых выступают органы местного самоуправления.

Опекун является законным представителем подопечного и полностью заменяет его в имущественных отношениях. Он вправе совершать от имени подопечного все сделки, в том числе и с недвижимым имуществом. Однако в целях защиты интересов подопечного некоторые действия опекун не вправе совершать без предварительного согласия органа опеки и попечительства. Перечень таких действий установлен в гражданском законодательстве. Закон относит к ним сделки по отчуждению, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей; а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного (пункт 2 статьи 37 ГК РФ).

Согласно статьи 54 Закона о регистрации сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации, могут представляться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством личного обращения в орган регистрации прав через МФЦ; посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет; посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

В случае представления заявления и иных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя; к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

По общему правилу запись в единый государственный реестр недвижимости вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку.

Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр недвижимости может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса (статья 8.1 ГК РФ).

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 (статья 86.2) нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество с приложением необходимых документов.

Следует отметить, что при подаче заявления нотариусом в случаях, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые документы могут быть также представлены работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

На государственную регистрацию помимо документов, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав, установленных статьей 18 Закона о регистрации, заявителями представляются документы, определяющие отношения, связанные с распоряжением имуществом на условиях доверительного управления или опеки, в том числе на основании актов государственных органов, органов местного самоуправления, договоров или решения суда (договор доверительного управления имуществом, решение о назначении гражданина опекуном, решение суда о признании лица недееспособным).

В соответствии cо статьей 17 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав необходимо оплатить государственную пошлину в размере, предусмотренном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подводя итог вышеизложенному, стоит обратить внимание на то, что передача недвижимого имущества в доверительное управление другому лицу – это оптимальное решение проблемы эффективного использования объекта. Доверительное управление имуществом позволяет собственнику или назначенному им лицу извлекать выгоду от имущества, не неся бремени содержания указанного имущества. Все заботы по его содержанию и использованию перелагаются на доверительного управляющего, который получает за это вознаграждение. Целью доверительного управления и опеки является защита интересов собственника недвижимого имущества и сохранность его имущества.

Нотариальное удостоверение сделки является надежным способом её защиты. За недобросовестное выполнение обязанности по совершению нотариальных действий нотариус несет материальную ответственность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: