Требования техники безопасности в особых условиях на судах

Обновлено: 24.04.2024

При применении документа следует учитывать, что Приказом Минтруда России от 05.06.2014 N 367н утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения безопасных условий труда и распространяются на работников плавающего состава всех судов и плавсредств морского транспорта России, находящихся в эксплуатации, ремонте или отстое.

В развитие Правил судовладелец обязан разработать на основе Типовых инструкций и выдать на суда инструкции по безопасности труда для всех профессий судовой команды, а также инструкции по выполнению наиболее характерных, опасных работ и обслуживанию судовых механизмов.

(п. 1.1 в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних с особенностями судна, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями внутреннего распорядка, спасательными средствами и устройствами, аварийным имуществом и инвентарем, правилами техники безопасности по заведованию.

Все члены судовой команды должны проходить обучение и инструктажи по технике безопасности (первичный, повторный, внеплановый, целевой). Ответственность за правильную организацию и качество инструктажей на рабочем месте возлагается на капитана.

(абзац введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

Члены судовой команды обязаны изучить инструкции по безопасности труда по своей основной и совмещаемой профессиям.

(абзац введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

Без первичного инструктажа на рабочем месте пришедший на судно член судовой команды не может быть допущен к выполнению судовых работ.

(абзац введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

Инструктажи по технике безопасности и обучение безопасным приемам и методам работы проводят старший помощник, старший механик, помощник капитана по пассажирской части, помощник капитана (механик) по учебной части с членами экипажа по своему заведованию.

(абзац введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

Все совершеннолетние члены семей моряков, прибывающие на судно, должны быть ознакомлены с правилами поведения на борту судна и расписаться в этом в специальном журнале у вахтенного помощника капитана.

(абзац введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

1.3. Судовые работы должны выполняться членами экипажа и другими специалистами (СРБ, БТОФ и др.) с применением технологических карт, инструкций заводов-изготовителей и других документов.

На судах в зависимости от типа должны быть необходимые технологические карты на судовые работы, выполняемые силами экипажа.

В технологических картах должен быть раздел по безопасной технологии производства работ (Приложение 11).

Руководство судовыми работами, производимыми в рейсе, возлагается на лицо командного состава, ответственное за заведование. В отдельных случаях руководителем работ может быть специально назначенное лицо комсостава.

1.4. Для приобретения устойчивых навыков использования судовых технических средств, средств индивидуальной защиты, приспособлений и соблюдения необходимых мер безопасности в период проведения учебных тревог и при выполнении судовых работ с членами экипажей должны проводиться регулярные практические занятия.

1.5. В процессе подготовки членов экипажей на учебно-тренажерных судах (УТС) и отработки способов и приемов борьбы за живучесть судна администрацией УТС должны быть приняты меры, обеспечивающие наблюдение и контроль за действиями обучаемых на тренажерных комплексах с целью предотвращения травмоопасных ситуаций. Обучение должно проходить по планам или технологическим картам, содержащим требования безопасности.

1.6. Все технические средства судна, устройства и средства борьбы за живучесть, предметы оборудования и снабжения, индивидуальные средства защиты, техническая документация и ЗИП, а также помещения в целях поддержания их в порядке и исправности распределяются в заведования среди лиц судового экипажа.

Лицо, ответственное за заведование, или руководитель работ обязаны:

(01) знать конструкции используемых технических средств, принцип их действия, а также технологию, организацию и безопасные методы выполнения судовых работ и работ по техническому обслуживанию;

(02) осуществлять расстановку работающих с учетом их квалификации и опыта работы;

(03) производить инструктаж лиц, участвующих в судовых работах, по вопросам технологии и безопасности их выполнения, по правильному использованию средств индивидуальной защиты;

(04) проверять исправность используемых приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты;

(05) осуществлять перед началом работ производство замеров состава воздушной среды в замкнутых, редко посещаемых помещениях, где есть опасность для здоровья людей (двойное дно, коридоры трубопроводов, форпик, ахтерпик, коффердамы, выгородка вибраторов, шахты лагов, грузовые трюмы, дегазированные грузовые танки, топливные и масляные цистерны, цистерны питьевой воды и др.);

(06) обеспечивать установку временных ограждений и знаков безопасности на рабочем месте;

(07) принимать меры к предотвращению случаев травматизма; отстранять от работы лиц, нарушающих правила техники безопасности, и приостанавливать работы.

1.7. Администрация судна должна следить за тем, чтобы:

(01) устройства, системы, оборудование, механизмы и приспособления осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные Регистром и РД 31.21.30-83 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств";

(02) все движущиеся части оборудования (работающего постоянно или эпизодически), а также открытые отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горючие газы, пыль, лучистая теплота и т.п., были надежно ограждены;

(03) все проемы в палубах и расположенные на высоте рабочие места, не имеющие постоянных ограждений (площадки управления, наблюдения и др.), на которых приходится выполнять какие-либо судовые работы, имели надежные временные леерные ограждения. Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения.

1.8. Каждый член экипажа при обнаружении нарушений требований техники безопасности, тем более опасности, грозящей людям, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к устранению этих нарушений.

(п. 1.8 в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Без разрешения руководителя службы и без ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя любых технических средств.

1.10. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания, независимо от того, в чьем ведении они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию. Вблизи оборудования, установленного в пищеблоках, прачечных, бытовых помещениях, должны быть вывешены инструкции по его эксплуатации.

1.11. При передвижении по штормтрапам, вертикальным трапам необходимо соблюдать правило трех точек (трех опор).

1.12. Лица, производящие замер глубин ручным лотом на судах, имеющих развернутый фальшборт (а также при снятии осадки с борта судна), должны надевать предохранительный пояс, карабин страховочного каната которого должен быть закреплен за прочные судовые конструкции.

1.13. Поручни, ступени трапов, настилы сходней, палубы проходов и рабочих мест и т.п. должны быть всегда очищены от масел, воды, снега, льда и всего, что может привести к скольжению. Ответственность за это несут руководители по заведованию.

1.14. Если трап имеет неисправность, доступ к нему должен быть перекрыт и должна быть вывешена табличка с надписью: "ВОСПРЕЩАЕТСЯ ПРОХОД".

1.15. Исключен. - Извещение по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.16. Все проходы и подходы к рабочим местам должны быть свободны от посторонних предметов. Плиты настилов должны быть уложены на место и закреплены, вырезы в них - закрыты. Решетки, прутки, стойки и поручни должны быть закреплены на штатном месте.

1.17. Чехлы, снимаемые с оборудования, следует убирать и укладывать на местах, где они не будут мешать проходу.

1.18. При выполнении судовых работ члены экипажа обязаны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Во всех случаях, связанных с непосредственной опасностью падения человека за борт, с высоты или удара по голове обязательно применение страховочных жилетов, страховочных канатов или защитных касок.

(абзац введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

1.19. В местах производства судовых работ не должно быть лиц, не участвующих в работе.

(в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.20. Запрещается находиться за леерным ограждением или фальшбортом, а также перегибаться через них.

1.21. При использовании на судах подъемных устройств (краны, шлюпбалки, лифты и др.) не допускается:

(01) работать при выведенных из действия или неисправных тормозах и приборах безопасности (концевых, аварийных выключателях, ограничителе грузоподъемности, указателе угла наклона и др.);

(02) применять концевые выключатели в качестве рабочих органов для остановки механизмов.

1.22. На судах с горизонтальным способом погрузки, железнодорожных паромах запрещается транспортировка на грузовых площадках подъемников людей, за исключением водителей, которые находятся у органов управления локомотивов или других перегрузочных машин.

Тормозные устройства этих машин должны быть включены с целью предотвращения возможного перемещения машин на площадке подъемника.

1.23. Для производства работ по креплению или раскреплению грузов, мойки надстройки и других работ на высоте допускаются подъем и перемещение людей при помощи люльки и судового крана, под непосредственным руководством старшего помощника капитана. Судовые грузовые краны разрешается использовать для подъема людей только в том случае, когда механизмы подъема и изменения вылета стрелы снабжены двумя автоматически действующими независимо друг от друга тормозами замкнутого типа, обеспечивающими удержание груза (стрелы) при отсутствии подачи энергии.

Перед посадкой людей люлька должна быть осмотрена лицом комсостава, отвечающим за ее техническое состояние.

1.24. При подъеме людей в люльке судовым краном к управлению краном должен быть назначен по указанию капитана наиболее опытный судовой специалист.

Во время перемещения должны быть приняты меры по предотвращению возможности задевания люльки за груз, контейнеры, судовые конструкции, береговые сооружения и др.

1.25. Использовать судовые грузовые стрелы, краны для подъема или опускания людей в трюм, кроме случаев оказания помощи пострадавшему, не допускается.

1.26. При производстве швартовных работ не допускается:

(01) подавать, выбирать, вытравливать, закреплять и отдавать швартовный канат, а также пускать в действие швартовный механизм без команды руководителя швартовной группы;

(02) подавать швартовные канаты, имеющие колышки и необрубленные концы оборванных проволок;

(03) выбирать канаты, пробуксовывающие на турачках;

(04) выбирать и стравливать канаты во время работы с ними у киповых планок и роульсов, а также прижимать их к палубе или швартовному устройству ногой или рукой;

(05) вытравливать за борт в воду швартовные канаты и бросательные концы на ходу судна при работающих гребных винтах;

(06) оставлять на турачках швартовных механизмов швартовные канаты;

(07) накладывать стопоры на чрезмерно натянутые канаты;

(08) находиться на линии натяжения канатов;

(09) выбирать на судне канат, пока со шлюпки, на которой он был завезен, не будут сброшены оставшиеся шлаги и она не отойдет в сторону от сброшенного каната;

(10) выбирать завезенный на швартовную бочку канат в то время, когда на бочке находятся люди;

(11) закладывать более одного каната на каждый роульс киповой планки.

1.27. При невозможности организовать посадку-высадку членов экипажей в море или на рейде из-за плохих погодных условий допускается использовать для этих целей вертолет.

1.28. Лица, временно находящиеся на судне, в том числе персонал БТОФ или СРЗ, направленный в рейс для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту технических средств, по прибытии на судно должны пройти соответствующий инструктаж по технике безопасности.

1.29. Все технические средства, предметы снабжения, подлежащие периодическому освидетельствованию или испытаниям (стропы, ручные тали, механизированный инструмент, спасательные жилеты, штормтрапы и т.п.), должны иметь инвентарные номера.

(в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.30. Дополнительные правила техники безопасности при выполнении работ на судах портового и служебно-вспомогательного флота, с парусным вооружением, дноуглубительного флота приведены в Приложениях 2, 3, 10, а для ремонтных работ на всех судах - в Приложении 4.

В Приложении 6 изложены рекомендации по безопасности выполнения работ на высоте.

Отдельно в Приложении 11 помещен пример разработанной технологической карты на судовые работы.

1.31. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность (дисциплинарную, административную и иную) в порядке, предусмотренном федеральными законами.

(п. 1.31 введен извещением по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2020 года N 886н

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61969

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 11 декабря 2020 года N 886н

Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

I. Общие положения

Правила также распространяются на:

- экипажи морских плавучих платформ;

- других лиц, пребывающих на судне для исполнения трудовых (должностных) обязанностей (сотрудники (работники) и государственные гражданские служащие государственных органов, работники Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр", сдаточные команды предприятий промышленности, научные работники, преподаватели образовательных организаций, курсантов образовательных организаций, проходящих плавательную практику.

2. Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать Правилам.

3. В соответствии с Правилами работодатель (судовладелец) обеспечивает разработку, утверждение инструкций по охране труда и их наличие на судах.

4. На каждом судне должны находиться документы по охране труда:

1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

2) учетно-отчетная документация:

журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования;

журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

3) документация по обучению вопросам охраны труда:

журналы регистрации инструктажа по охране труда;

удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда;

сертификат об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание первой медицинской помощи на судне.

На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

5. Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

6. К выходу в рейс (плавание) на судне допускаются лица, в том числе не относящиеся к членам экипажей судов, признанные по результатам медицинского осмотра пригодными по состоянию здоровья к работе на судах по соответствующей специальности (профессии, должности), с учетом установленных ограничений (отсутствия ограничений) по географическим районам плавания, длительности и другим особенностям рейса.

7. При проведении водолазных работ с борта судна наряду с Правилами надлежит руководствоваться правилами по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденными Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528), применительно к конкретным видам водолазных работ, глубине, условиям и другим особенностям водолазных спусков.

8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Обязанность и ответственность в области охраны труда судовладельца и командного состава

10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

8) наличие необходимых документов по охране труда;

9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

11. Капитан судна обязан обеспечить:

1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года приказом Минтруда России от 5 октября 2021 года N 671н. - См. предыдущую редакцию)

3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

1) вести судовую документацию СУОТ;

2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов - изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов - изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

14. Члены экипажа судна обязаны:

1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

III. Система допуска к работе

15. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

16. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

Бог, создав человека, не создал запасных частей к нему. Это всегда надо помнить при выполнении любых работ.

Экипажи судов сейчас сокращены до минимума, и поэтому выход из строя любого члена экипажа — это дополнительная нагрузка на остальных.

Известна наша нелюбовь к различным инструкциям, наставлениям, правилам. Но правила техники безопасности — это особые правила. За каждым их пунктом стоит чья-то травма, кровь, боль, а то и трагедия. Недаром ведь говорят, что правила техники безопасности написаны кровью. Эти правила надо знать, всегда помнить и пунктуально выполнять.

Имеются «Правила техники безопасности на судах». Они обязательно должны быть в библиотечке механика, особенно старшего механика, и их надо перечитывать, чтобы чего-то не упустить при подготовке и выполнении работ. Я хочу только напомнить механикам разделы правил техники безопасности на судах. Это общие положения техники безопасности в машинном отделении, техника безопасности при техническом обслуживании судовых дизелей, паровых котлов, судовых вспомогательных механизмов и устройств, судового электрооборудования, судовых холодильных установок, техника безопасности при производстве ремонтных работ на судне. Очень важный для всех раздел — это правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. От знания правил этого раздела и умения применить их очень часто может зависеть жизнь человека и на судне, и в обыденной жизни на берегу.

Старший механик должен при разработке инструкций по эксплуатации всех механизмов, систем и устройств обязательно внести в эти инструкции раздел по технике безопасности. Эти инструкции должны быть в МО, у каждого механизма, и тогда всем будет ясно, как беречь себя, потому что Бог бережет только береженого.

  1. Вахтенный механик обязан до начала вахты проверить состояние проходов, наличие ограждений, освещения и пр. в районе производства работ.
  2. Плиты настилов МКО должны быть закреплены винтами, а все вырезы в них — закрыты.
  3. Плиты настилов МКО, решетки и трапы должны быть всегда чистыми и сухими.
  4. Запрещается на ходу чистить и обтирать движущие части механизмов, выполнять на них любые работы.
  5. Маховики, рукоятки, имеющие температуру выше 40 °С, должны быть изолированы.
  6. До начала разборки трубопроводов, клапанов, вскрытия горловин и др. работ на оборудовании, находящемся под давлением, снять давление рабочего агента на этих участках. На запорных устройствах повесить табличку «Не открывать! Работают люди!».
  7. Для подъема и перемещения деталей, имеющих массу больше 20 кг, пользоваться грузоподъемными средствами МКО, которые необходимо осматривать перед каждым использованием.
  8. Запрещается резко открывать клапаны баллонов сжатого воздуха, воздушных и паровых магистралей. Паровые магистрали должны быть прогреты и продуты.
  9. Запрещается проводить какие-либо работы в закрытых, не вентилируемых помещениях без их предварительной вентиляции и дегазации.
  10. Запрещается задраивать горловины паровых котлов, танков, других емкостей, не убедившись в отсутствии в них людей.
  1. Запрещается при пуске дизеля находиться на уровне цилиндровых крышек.
  2. Пуск вручную двигателя малой мощности допускается только при наличии безопасных, автоматически выключающихся пусковых рукояток.
  3. При двухвальной установке работы в картере двигателя можно начинать только после зажима стопора на валопроводе остановленного двигателя.
  4. Работы в картере двигателя на установке из двух ГД, работающих на один валопровод через редуктор и разобщительные муфты, могут быть начаты только после отключения разобщительной муфты и принятия обычных мер предосторожности при работе в картере.
  5. Запрещается проводить огневые работы в районе двигателя с открытым картером.
  1. Перед пуском котла осмотреть топку и убедиться в отсутствии в ней скопления топлива.
  2. После пуска котла до достижения рабочего давления пара продувать каждые 20 мин водоуказательные колонки.
  3. Клапаны продувания паропровода должны быть открыты до появления в них сухого пара.
  4. При выходе из строя одного из водоуказательных приборов работа водотрубного котла с одним водоуказательным прибором свыше 30 мин, а огнетрубного свыше 1 час запрещается.
  5. При работе котла работы на нем, связанные с ударами, сверлением и сваркой, запрещаются.
  6. Если на выведенном из действия котле открываются горловины, то в первую очередь надо открывать верхнюю горловину.
  7. Перед допуском людей в котел старший механик должен убедиться в следующем:
    • все трубопроводы выведенного из действия котла надежно отключены от действующих котлов и механизмов;
    • котел хорошо провентилирован;
    • работающих в котле обеспечивают проинструктированные вахтенные, находящиеся вне котла у открытых горловин;
    • освещение внутри котла обеспечивается переносными светильниками взрывобезопасного исполнения с напряжением не выше 12 В.
  8. Производство работ в котлах без специального теплоизолирующего костюма допускается при температуре внутри них не выше 35 °С. При более высокой температуре, но не выше 50 °С, допускается осмотр котла не более 15 мин.
  9. При подготовке химикатов для введения в котел занятые этим лица должны быть в респираторах, защитных очках, резиновых фартуках и перчатках.
  10. Перед закрытием котла старший механик должен убедиться в отсутствии в нем людей.
  1. Воздушные компрессоры надо немедленно останавливать при:
    • повышении давления в первой, второй ступени или на нагнетательном трубопроводе выше допустимого;
    • прекращении охлаждения компрессора;
    • выходе из строя КИП.
  2. Сепараторы топлива и масла:
    • Перед пуском сепаратора проверить крепление затяжного кольца барабана, а затем освободить стопорные болты и тормоза.
    • Во время работы сепаратора запрещается открывать крышку барабана и включать тормоз. Крышку можно открывать только после полной остановки барабана.
    • После открывания крышки ее надо застопорить для предотвращения падения во время качки.
  3. При остановке рулевой машины в море для осмотра или ремонта необходимо принять меры, исключающие движение машины при ударе волны о перо руля.
  1. У ГРЩ должны быть вывешены Правила первой помощи при поражении электрическим током и Правила тушения пожара электрооборудования.
  2. Запрещается оставлять неизолированными концы проводов после их отсоединения от электрооборудования.
  3. Запрещается применять при работах с электрооборудованием инструмент с токопроводящими ручками.
  4. Запрещается установка выключателей и штепселей в пожаро- и взрывоопасных помещениях.
  5. Замену перегоревших предохранителей производить при снятом напряжении, за исключением пробковых и трубчатых предохранителей на силу тока до 15А.
  6. Чистка и ремонт электрооборудования должны производиться при снятом напряжении.
  7. При работах со снятым напряжением необходимо выполнить следующее:
    • принять меры, исключающие подачу напряжения;
    • на местах, откуда может быть напряжение, вывесить запрещающие плакаты;
    • произвести заземление участков, где производятся работы;
    • разрядить конденсаторы, входящие в схему ремонтируемого электрооборудования.
  8. Отключить трансформаторы (силовые, осветительные) со стороны как первичного, так и вторичного напряжения.
  9. При работах с частичным снятием напряжения токоведущие части, остающиеся под напряжением, оградить временными ограждениями из изолирующих материалов.
  10. При аварийных работах на оборудовании под напряжением необходимо:
    • работать в диэлектрических галошах или стоя на диэлектрическом коврике и в защитных очках;
    • использовать диэлектрические перчатки;
    • оградить находящиеся под напряжением соседние токоведущие части и заземленные конструкции диэлектрическими материалами;
    • работать в комбинезоне с опущенными и застегнутыми у кистей рук рукавами и в головном уборе.
  11. Электроработы на мачтах производить при отключенном напряжении и снятых предохранителях на щитах.
  1. Электродвигатели с реостатным пуском должны иметь исправную нулевую защиту и схему защиты, исключающую возможность повторного включения электродвигателя не из пускового (нулевого) положения.
  2. Внутренний осмотр или ремонт генератора производить только при остановленном первичном двигателе.
  3. Шлифовку коллектора (контактных колец) производить на холостом ходу электрической машины с помощью колодки из изолирующего материала и в диэлектрических перчатках. При этом не касаться щеткодержателей, пользоваться защитными очками.
  4. Запрещается заменять щетки во время работы электрических машин.
  5. Осмотр и ремонт электромагнитного тормоза электропривода производить при снятом напряжении на катушках электромагнита.
  6. Неисправности заземления у генераторов и электродвигателей надо немедленно устранять
  1. Эксплуатация ГРЩ и АРЩ без поручней на передней и задней сторонах запрещается.
  2. Двери ГРЩ и АРЩ при их работе должны быть закрыты.
  3. За ГРЩ и АРЩ запрещается хранить какое бы то ни было имущество.
  4. Площадки и проходы перед и за ГРЩ и АРЩ должны быть покрыты цельнокроенными диэлектрическими ковриками или дорожками.
  5. У ГРЩ должны храниться:
    • изолирующие клещи и приспособления для замены предохранителей;
    • комплект средств защиты;
    • мегомметр и другие переносные измерительные приборы.
  6. Профосмотр и чистку ГРЩ производить при полностью снятом напряжении.
  7. Прежде чем разорвать токоведущую цепь измерительных приборов и реле, необходимо специальными перемычками замкнуть накоротко цепь вторичной обмотки трансформатора тока. При производстве этих работ пользоваться инструментом с изолированными ручками, стоять на диэлектрическом коврике или надеть диэлектрические боты.
  8. Присоединять или отсоединять переносные приборы (трансформаторы тока, амперметры и т.п.), требующие разрыва электрической цепи, можно только при полном отключении напряжения с участков электросети, к которым эти приборы присоединяются или отсоединяются.
  9. Присоединять или отсоединять вольтметры, переносные трансформаторы напряжения и другие приборы, не требующие разрыва цепи, допускается под напряжением до 380 В, но при условии применения изолированных проводов со специальными изолированными наконечниками, и применяя средства защиты.
  10. Перед замером сопротивления изоляции переносным мегомметром необходимо убедиться в отсутствии напряжения на измеряемом участке и при наличии конденсаторов в схеме — разрядить их.
  1. Двери в аккумуляторное помещение должны быть закрыты на замок. На наружной стороне двери должны быть надписи: «Аккумуляторы! Огнеопасно! С огнем не входить! Курить воспрещается!».
  2. На вентиляционных отверстиях должны быть установлены пламяпрерывающие сетки.
  3. За 15 мин до начала зарядки аккумуляторов включить вентиляцию помещения, которая должна работать в течение всего времени зарядки и может быть выключена не ранее, чем через 90 мин после окончания зарядки.
  4. Перед зарядкой и в период зарядки проверять плотность контактов на зажимах аккумуляторных батарей.
  5. В помещении аккумуляторов должны применяться светильники взрывобезопасного исполнения и взрывобезопасные переносные фонари.
  6. Установка и хранение кислотных и щелочных аккумуляторов и их электролитов в одном помещении запрещается.
  1. Напряжение переносного электрического инструмента, применяемого на судах, должно быть не выше 24 В постоянного и 42 В переменного тока. Использование электроинструмента на более высокое напряжение допускается только при наличии его двойной изоляции (обозначение — квадрат в квадрате) и применении устройств за-щитного отключения или разделительного трансформатора, пользоваться диэлектрическими перчатками.
  2. Штепсельное соединение переносного электрооборудования должно иметь заземляющий контакт, а кабель — специальную жилу для заземления корпуса переносного электрооборудования.
  3. Перед использованием электроинструмента необходимо проверить:
    • состояние щеток и коллектора;
    • состояние кабеля;
    • исправность заземления;
    • сопротивление изоляции.
  4. Переносные светильники должны быть:
    • на напряжение 12 В;
    • водозащищенными со стеклянными колпаками и сетками;
    • снабжены кабелями в шланговой оболочке и вилками, исключающими возможность их включения в розетку, присоединенную к сети другого напряжения.
  5. При работах в особо сырых и тесных местах необходимо применять переносные светильники напряжением не выше 12 В, питаемые через понижающий трансформатор, вторичная обмотка которого должна быть заземлена.
  6. При работах в топливных танках необходимо для освещения использовать только аккумуляторные взрывобезопасные фонари.
  7. При подготовке к действию электрической части электропогрузчиков необходимо:
    • измерить сопротивление изоляции электродвигателей и аппаратуры;
    • проверить состояние аккумуляторных батарей;
    • проверить состояние пускорегулирующей аппаратуры;
    • проверить действие звуковой и световой сигнализации;
    • опробовать в действии электроприводы движения и грузоподъемного устройства.
  1. Подключение кабеля питания с берега должно производиться на щите питания с берега. В случае подключения кабеля непосредственно на шины ГРЩ на судне перед щитом должно устанавливаться устройство для отключения питания с берега.
  2. При электропитании с берега корпус судна должен быть присоединен переносным заземляющим проводником к береговому заземляющими устройствами при питании от сети с изолированной нейтралью или к береговому заземляющему нулевому проводнику при питании от сети с заземленной нейтралью.
  3. При доковании корпус судна должен быть присоединен к заземляющему устройству дока не менее чем в двух местах.
  4. Заземляющие проводники должны соединяться с корпусом судна сваркой, и в исключительный случаях — болтами с шайбой и контргайкой.
  5. При устройстве общего временного освещения на судне, стоящем в ремонте, допускается применение напряжений не выше:
    • 220 В постоянного тока и 127 В переменного тока при светильниках, подвешенных на высоте не менее 2,5 м над палубой;
    • 36 В переменного тока при светильниках, подвешенных на высоте менее 2,5 м над палубой.
  • Необходимо систематически контролировать воздух рефотделения на отсутствие паров хладагента, содержание которого не должно превышать предельно допустимой концентрации.
  • Места утечек хладагента из системы выявлять при помощи течеискателей или галоидных ламп, а не по запаху или с помощью открытого огня.
  • Проверять на плотность конденсатор, рассольный испаритель, всасывающие и нагнетательные клапаны компрессора не реже одного раза в месяц.
  • При необходимости выполнения работ на системе, заполненной хладагентом, ремонтируемый участок надо полностью освободить от хладагента и масла, отключить от остальной системы, провентилировав, заглушить фланцы.
  • При признаках «влажного хода» необходимо прикрыть всасывающий клапан компрессора.
  • При внутреннем осмотре компрессора и аппаратов холодильной установки пользоваться переносными лампами напряжением не выше 12 В.
  • При испытаниях аппарата (сосуда) запрещается использовать штатные компрессоры для создания давления.
  • Выполнение аварийных работ допускается при участии не менее двух человек (при прорыве хладагента).
  • На механизмах рефустановки, работающих в автоматическом режиме, должны быть таблички «Осторожно! Пускается автоматически!».
  • При прорыве аммиака в любое помещение необходимо:
    • немедленно надеть противогаз;
    • отключить электропитание со всего электрооборудования;
    • включить аварийную вентиляцию и систему орошения;
    • загерметизировать помещение;
    • принять все меры для выявления мест прорыва, локализации и ликвидации аварии;
    • в случаях, не терпящих отлагательств (пожар, угроза жизни), по указанию капитана произвести аварийный выброс аммиака за борт.
    • надеть защитные очки;
    • отключить электропитание с электрооборудования;
    • включить аварийную вентиляцию;
    • если в помещении находятся люди, эвакуировать их.
    1. Баллоны с хладагентом должны иметь резиновые кольца, предохраняющие их от ударов.
    2. Снимать колпаки с баллонов с хладагентом ударами молотка или других предметов запрещается.
    3. Прием (слив) хладагента является работой с повышенной опасностью. Проводится эта операция, как правило, в светлое время суток.
    4. При снятии заглушки с вентиля баллона выходное отверстие вентиля должно быть направлено в сторону от работающего.
    5. Для приема (слива) хладагента использовать специальный заправочный трубопровод.
    1. В рефотделении аммиачных холодильных установок должны быть противогазы в количестве, равном числу людей, обслуживающих установку.
    2. У входа в рефотделение должны находиться два аппарата АСВ, два газонепроницаемых костюма, два спасательных пояса со страховочными концами.
    3. В помещении фреоновых рефустановок должно быть не менее двух пар резиновых перчаток.
    4. Аммиак легче воздуха и собирается в верхней части помещения, а фреон тяжелее воздуха и собирается в нижней части помещения. Это необходимо помнить при прорыве хладагента.
    5. В рефотделении должна находиться аптечка со средствами помощи при отравлении или обморожении хладагентом.

    На судах любого типа и возраста всегда в рейсах выполнялись различные ремонтные работы силами экипажа.

    При проведении ремонтных работ на судне механики должны обеспечить выполнение правил техники безопасности. Начинать надо с организации рабочего места и инструмента и оборудования, которые будут применяться при выполнении работ. Это может быть ручной инструмент, электропневмоинструмент, паяльные лампы, различные станки судовой механической мастерской. Это могут быть электросварочные и газосварочные работы, окрасочные работы, грузоподъемные работы, работы в закрытых плохо вентилируемых помещениях, работы на высоте и пр.

    Старший механик и все судовые механики должны знать требования ТБ по всем перечисленным работам. Ищите, находите, изучайте эти правила, иначе безопасность людей вы не сможете обеспечить.

    Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

    Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

    Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

    Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

    Правила для судовых работ

    Судовые работы

    Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

    Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

    Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

    Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

    Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

    В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

    • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
    • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
    • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
    • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
    • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
    • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
    • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

    Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

    Правила для членов экипажа

    Правила безопасности для членов экипажа

    Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

    Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.


    Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

    Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

    При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

    Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

    Работа с подъемными устройствами

    Работа на подъемных устройствах

    Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

    • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
    • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
    • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.


    В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

    Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

    Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

    Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

    Швартовые работы

    Швартовые работы

    Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

    • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
    • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
    • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
    • Стоять в месте натяжения швартового каната
    • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
    • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
    • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
    • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

    Дополнительно рекомендуем Вам изучить

    (Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

    На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

    Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: