Только государство имеет право облагать налогами граждан и фирмы

Обновлено: 19.04.2024

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Работа включает в себя 22 задания: 14 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение работы по обществознанию отводится 2,5 часа (150 минут). Ответы к заданиям 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13 и 16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответом к заданиям 3, 5, 14, 15 и 17 является последовательность цифр.
Ответом к заданию 18 является слово/словосочетание.
Задания 1, 4, 8, 11, 19–22 предполагают развёрнутый ответ. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Для выполнения заданий 19–22 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

ЗАДАНИЕ 1.
Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развёрнутый ответ.

ЗАДАНИЕ 2.
Верны ли следующие суждения о морали?

А. Люди, нарушающие нормы морали, несут юридическую ответственность.
Б. Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения и внутренним самоконтролем личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


ЗАДАНИЕ 3.
В классе появился новый ученик, который стал претендовать на место лидера. Среди одноклассников возник конфликт: часть ребят поддержала новенького, часть – нет. Что поможет цивилизованно разрешить конфликтную ситуацию? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции.

1) сотрудничество двух лидеров
2) стремление двух группировок класса существовать изолированно
3) взаимный бойкот лидерами друг друга
4) разговор двух лидеров, направленный на поиск компромисса
5) обращение за помощью к посреднику в целях разрешения конфликта

ЗАДАНИЕ 4.
Прочитайте высказывание.
«Вежливость есть… выражение уважения ко всякому человеку». (Н.А. Бердяев)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора. Запишите развёрнутый ответ.

ЗАДАНИЕ 5.
В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде.
Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики?
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z существуют различные формы собственности, включая частную и государственную.
2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.
4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

ЗАДАНИЕ 6.
Иван купил пачку печенья по цене 30 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1) средство обращения
2) мера стоимости
3) средство платежа
4) мировые деньги

ЗАДАНИЕ 7.
Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Только государство имеет право облагать налогами граждан и фирмы.
Б. Прямые налоги обязательны для уплаты, а косвенные являются добровольными.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


ЗАДАНИЕ 8.
На фотографии изображена семья.
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Запишите развёрнутый ответ.

ЗАДАНИЕ 9.
К малым группам относят

1) компанию друзей
2) студентов университета
3) население города
4) покупателей магазина

ЗАДАНИЕ 10.
Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальная роль – это определённое положение человека в обществе.
Б. Все социальные роли человек получает от рождения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЕ 12.
В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство

1) демократическое
2) монархическое
3) федеративное
4) тоталитарное


ЗАДАНИЕ 13.
Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.
Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЕ 14.
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ГРУППЫ ПРАВ
А) право на жизнь
Б) право на участие в управлении делами государства
В) свобода предпринимательской деятельности
Г) свобода совести и вероисповедания
Д) право избирать и быть избранным
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социально-экономические

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАДАНИЕ 15.
Степану – 14 лет, Ивану – 12 лет. Какие из приведённых действий Степан вправе осуществлять, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей


ЗАДАНИЕ 16.
Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в РФ?

Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как
А. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЕ 17.
Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь

Черты сходстваЧерты различия









Орган государственной властиПолномочия
Разработка и исполнение государственного бюджета
Федеральное собрание РФРазработка и принятие законов РФ

Прочтите текст и выполните задания 19–22. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда [Санкт-Петербурга] так много голландской живописи (это Пётр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII – начала XIX в.).

Но если вы возьмёте всю нашу страну, то удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях, в частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой; другие – удивительной планировкой, набережными, бульварами (Кострома, Ярославль); третьи – каменными особняками; четвёртые – затейливыми церквами.
Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывал» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна – это единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сёл, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранён в своём поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своём городе и своём селе – воспитывает человека его страна в её целом. Сейчас люди живут не только в своём «пункте», но во всей стране, и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.
(По Д.С. Лихачёву)

ЗАДАНИЕ 19.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ЗАДАНИЕ 20.
Какой пример единства природы, культуры и национального характера привёл автор? Как автор оценил отечественную культуру?

ЗАДАНИЕ 21.
Объясните, почему «человек живёт всеми столетиями своей истории» (используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения).

ЗАДАНИЕ 22.
Расскажите о двух исторических памятниках / музеях своего населённого пункта / региона, которые Вы считаете наиболее важными и ценными. Поясните, в чём ценность каждого из них.

Как хотелось бы начать статью об освобождении от налогов со слов «Кому на Руси жить хорошо…» Однако государство не предоставляет льготы просто так – они доступны либо действительно нуждающимся в поддержке, либо тем, кто заслужил право на послабления.

Пенсионеры и многодетные семьи имеют право на поддержку со стороны государства в виде налоговых льгот и вычетов

Последний квартал года ассоциируется с подведением итогов, планированием новых проектов, подготовкой к предстоящим праздникам и крупными расходами – не только на подарки, но и на уплату некоторых налогов.

О налоговой системе Российской Федерации и всех платежах населения в местные, региональные и государственный бюджеты мы рассказывали ранее. В этой статье поговорим об обязательствах и льготах для физических лиц.

Какие налоги платят физические лица

Основной налог, который платят граждане, – на доходы физических лиц (НДФЛ), полученные в результате трудовой деятельности, размещения вкладов, продажи или сдачи имущества в аренду, различного рода выигрышей и т. д.

Ставка зависит от источника денежных средств. На бóльшую часть доходов российских резидентов распространяется ставка 13%. Это касается зарплат, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, дивидендов, арендной платы и т. д.

Если вырученная за год сумма превысит 5 млн рублей, заплатить в казну придется 15%.

Налог на имущество (НИ) – местный налог, который ежегодно уплачивают собственники недвижимости. Расчет производится от кадастровой стоимости всего помещения или пропорционально доли в нем.

Налоговым кодексом (НК) установлены размеры базовых ставок 0,1%, 0,3% и 0,5% для различных объектов, но текущие значения носят рекомендательный характер и могут быть уменьшены или увеличены муниципалитетом.

Плательщиками земельного налога (ЗН) являются люди, владеющие землей по праву собственника или наследника, а также получившие участок в бессрочное пользование. Размер взноса зависит от кадастровой стоимости и не может превышать предельных границ, обозначенных в налоговом законодательстве.

Транспортный налог (ТН) обязаны платить собственники наземного, водного и воздушного транспорта. Ставка определяется местными органами власти и может зависеть от таких характеристик объекта, как мощность, вместимость, год выпуска, экологический класс.

Универсальная карта «Халва» – не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. С той лишь разницей, что брендовый нож обойдется вам в кругленькую сумму, а обслуживание Халвы бесплатное. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

Как уменьшить НДФЛ

Все резиденты РФ, которые платят НДФЛ, в некоторых случаях могут воспользоваться правом на получение налоговых вычетов и возврат ранее уплаченных процентов.

Во-первых, это касается родителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних детей. Они могут обратиться к работодателю для уменьшения ежемесячной налогооблагаемой базы за каждого ребенка до тех пор, пока доход не превысит 350 тысяч рублей с начала года:

  • на 1,4 тысячи рублей за первого и второго;
  • на 3 тысячи рублей за каждого последующего ребенка;
  • за каждого ребенка-инвалида вычет для родителей и усыновителей составляет 12 тысяч рублей, 6 тысяч – для опекунов и попечителей.

У Анастасии трое несовершеннолетних сыновей разных возрастов, поэтому стандартный вычет равен 5 800 рублям (по 1 400 за двоих и 3 000 за третьего).

При зарплате 48 000 рублей сумма дохода с начала года превысит 350 000 рублей в августе, и более из облагаемой налогом суммы ничего вычитать не будут – до подачи нового заявления в следующем году.

Таким образом, в течение семи месяцев налог на доходы Анастасии рассчитывается с суммы 42 200 рублей (48 000 – 5 800) и составляет 5 486 рублей. Без учета вычета НДФЛ равен 6 240 рублей (48 000 х 13%).

Выходит, что за период с января по июль она получает на 5 278 рублей больше, чем без льготы: (6 240 – 5 486) х 7.

Кроме того, уменьшение налогооблагаемой базы на 3 000 или 500 рублей (в зависимости от категории) доступно участникам ВОВ, инвалидам, близким родственникам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей и т. д.

Максимальная сумма, с которой рассчитывается вычет по расходам на медицину, составляет 120 тысяч рублей

Для возврата части уплаченного НДФЛ в семейный бюджет необходимо подать декларацию по форме 3-НДФЛ за период, в котором осуществлялись расходы в социальной сфере:

  • медицинские и образовательные услуги для себя или близких родственников;
  • благотворительные взносы в пользу различных фондов, социальных, религиозных и прочих организаций, которые ведут деятельность не ради извлечения дохода;
  • вложения в накопительную часть пенсии, страхование жизни на срок от пяти лет, негосударственное пенсионное страхование и обеспечение.

Представители некоторых профессий могут претендовать на возврат части расходов, связанных со своей деятельностью. Такая возможность есть у индивидуальных предпринимателей, юристов, изобретателей, ученых, писателей, художников и т. д.

Инвестиционные вычеты распространяются на доходные операции с ценными бумагами, пополнение индивидуальных инвестиционных счетов в течение предыдущего года или на доход за все время владения ИИС.

При продаже имущества можно вернуть налог максимум с 250 тысяч рублей, при покупке – с 2 млн рублей. Если недвижимость куплена в ипотеку, то компенсации подлежат еще и проценты (лимит – 3 млн рублей). Когда размер вычета превышает уплаченный за год НДФЛ, остаток переносится на будущие периоды.

Кто освобождается от налога на имущество

У Надежды Сергеевны есть в собственности две квартиры и коттедж, но имущественный налог она платит только на однушку. Дело в том, что она пенсионерка, а значит, освобождается от платежей на один объект налогообложения каждого вида. В данном случае – дома и любой из своих квартир на выбор.

Аналогичная льгота действует для всех категорий граждан, перечисленных в статье 407 НК, в том числе:

  • участники ВОВ;
  • герои СССР и РФ;
  • инвалиды (дети с детства, I и II групп);
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
  • военнослужащие и бывшие военнослужащие со сроком службы не менее 20 лет;
  • члены семей военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении, и другие.

Платить НИ льготникам нужно в случае, если имущество используется с целью извлечения прибыли, или его кадастровая стоимость составляет более 300 млн рублей.

Важный момент: вычеты по налогам на недвижимость и землю рассчитывают, исходя из количества несовершеннолетних детей

Многодетные семьи (с тремя и более несовершеннолетними детьми) не освобождаются от уплаты НИ полностью, но имеют право вычесть из налогооблагаемой базы по квартире кадастровую стоимость пяти квадратов, а в случае с жилым домом – семи квадратных метров в расчете на каждого ребенка, не достигшего 18 лет. То есть семья с пятью детьми может не платить налог с 25 квадратных метров квартиры и 35 квадратов частного дома.

Так как НИ относится к местным обязательным платежам, муниципальные власти могут устанавливать дополнительные льготы поддержки граждан.

Льготы на земельный налог

На государственном уровне от ЗН полностью освобождаются общины и отдельные представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С остальных льготных категорий граждан (см. пункт 5) не взимается плата только с шести соток одного из участков, находящихся в собственности.

Для многодетных семей расчет производится так же, как по НИ. Если площадь земельного участка составляет 20 соток, то при наличии троих детей заплатить нужно из расчета кадастровой стоимости двухсот квадратных метров (1 500 – (600 х 3)).

В каких случаях не нужно платить транспортный налог

ТН не распространяется на машины, принадлежащие полиции, МЧС, скорой помощи и некоторым дорожным службам.

Если говорить о физлицах, от уплаты полностью освобождены инвалиды, которые получили специально оборудованный автомобиль мощностью не более 100 лошадиных сил от органов соцзащиты, а также собственники угнанных транспортных средств – конечно, только до момента возврата.

НК не предусмотрены дополнительные льготы по ТН, но власти многих регионов РФ вводят послабления на своем уровне – снижают или обнуляют ТН для малоимущих и многодетных семей, героев, ветеранов, чернобыльцев и других категорий граждан.

В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение. Есть доставка!

Налоговые льготы для отдельных категорий граждан

В качестве резюме рассмотрим послабления не в разрезе видов налоговых платежей, а по отношению к социальным статусам.

Большинство льгот распространяется на категории граждан, перечисленных в НК. Они частично освобождаются от некоторых платежей на местном и региональном уровнях и полностью освобождаются от НИ (один объект каждого вида).

Многодетные семьи платят НИ, но не за всю площадь – в расчет не принимаются по пять квадратов на каждого ребенка в квартире и по семь – в доме. Кроме того, для них, как и для пенсионеров, предусмотрен вычет по ЗН, равный кадастровой стоимости 600 квадратных метров земли.

Инвалиды I и II групп имеют ряд послаблений по НДФЛ. Это налоговый вычет, а также исключение из облагаемой базы помощи в виде путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, приобретения и содержания за счет работодателя собак-проводников, средств профилактики и реабилитации, медикаментов и денежных средств от общественных организаций.

Инвалиды освобождаются от ТН на автомобили мощностью до 100 лошадиных сил, оборудованные специальными устройствами. Решения по льготам для других категорий автовладельцев принимаются на региональном уровне.

С информацией о льготах по имущественным налогам в различных субъектах РФ можно ознакомиться на сайте Федеральной налоговой службы.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Перспективная модель ОГЭ по обществознанию 2020 г.

Круглый стол: "Перспективы развития экзаменационных моделей ОГЭ с учетом новых образовательных стандартов".
23 октября 2018 года представители ФИПИ обсудили новые модели КИМ экзаменов в 9 классе в связи с планируемым полным переходом основной школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Какими будут модели контрольно-измерительных материалов в 2020 году?

Какими будут модели контрольно-измерительных материалов в 2020 году?

Демоверсия 2019.

Демоверсия 2019 Проект 2020

Человек и общество. Духовная
культура
Экономика
Сфера политики и
социального управления
Право
Социальная сфера
все области знаний, в которых должен ориентироваться школьник - экономика, политология, право и другие - по-прежнему будут представлены в экзамене
Тематические блоки

Продолжительность Демоверсия 2019Проект 20202,5 часа (150 минут).ДоПосле3 ча.

Демоверсия 2019
Проект 2020
2,5 часа (150 минут).
До
После
3 часа (180 минут)

Основные умения и способы действий Проект 2020Характеризовать социальные свой.

Основные умения и способы действий
Проект 2020
Характеризовать социальные свойствах человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций;
Приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах;
Классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;
Сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия;
Устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства);
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.);
Составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации;
Переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями;
Использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;

Примеры заданий на самостоятельную формулировку ответа в развёрнутой форме.

Примеры заданий на самостоятельную формулировку ответа в развёрнутой форме
Задание 1.(в 2балла оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. П.)
1. Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развёрнутый ответ.

Задание 2 (1балл Б.)3. Верны ли следующие суждения о морали? А. Люди, наруш.

Задание 2 (1балл Б.)
3. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Люди, нарушающие нормы морали, несут юридическую ответственность.

Б. Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения и внутренним самоконтролем личности.


1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание 3 (1балл.Б.)В классе появился новый ученик, который стал претендовать.

Задание 3 (1балл.Б.)
В классе появился новый ученик, который стал претендовать на место лидера. Среди одноклассников возник конфликт: часть ребят поддержала новенького, часть – нет. Что поможет цивилизованно разрешить конфликтную ситуацию? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции.

1)
сотрудничество двух лидеров

2)
стремление двух группировок класса существовать изолированно

3)
взаимный бойкот лидерами друг друга

4)
разговор двух лидеров, направленный на поиск компромисса

5)
обращение за помощью к посреднику в целях разрешения конфликта
Ответ: ___________________________.

Задание 4 (2 балла. В.)Прочитайте высказывание. «Вежливость есть… выражение у.

Задание 4 (2 балла. В.)
Прочитайте высказывание. «Вежливость есть… выражение уважения ко всякому человеку». (Н.А. Бердяев)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Запишите развёрнутый ответ.

Задание 5 (1балл.Б.)В стране Z активно развивается крупное машинное производс.

Задание 5 (1балл.Б.)
В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z существуют различные формы собственности, включая частную и государственную.
2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.
4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

Задание 6 (1балл.Б.)Иван купил пачку печенья по цене 30 рублей. Какая функция.

Задание 6 (1балл.Б.)
Иван купил пачку печенья по цене 30 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)
средство обращения

2)
мера стоимости

3)
средство платежа

4)
мировые деньги

Задание 7 (1балл.Б.)Верны ли следующие суждения о налогах? А. Только госуда.

Задание 7 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Только государство имеет право облагать налогами граждан и фирмы.

Б. Прямые налоги обязательны для уплаты, а косвенные являются добровольными.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Примеры заданий на самостоятельную формулировку ответа в развёрнутой форме З.

Примеры заданий на самостоятельную формулировку ответа в развёрнутой форме
Задание 8, оценивается в 3 балла. П.

Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи?
Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила
рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Запишите развёрнутый ответ.
семья выбирает продукты в супермаркете

Задание 9 (1балл.Б.)К малым группам относят 1) компанию друзей 2) с.

Задание 9 (1балл.Б.)
К малым группам относят
1)
компанию друзей

2)
студентов университета

3)
население города

4)
покупателей магазина

Задание 10 (1балл.Б.)Верны ли следующие суждения о социальной роли? А. Социал.

Задание 10 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о социальной роли? А. Социальная роль – это определённое положение человека в обществе. Б. Все социальные роли человек получает от рождения.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание 11 (оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.П.)В х.

Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие.
Запишите развёрнутый ответ.

Задание 12 (1 балл.Б.)В стране Z власть принадлежит одной политической партии.

Задание 12 (1 балл.Б.)
В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство

Задание 13 (1балл.Б.)Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум.

Задание 13 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу. Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.


1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание 14 (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов –.

Задание 14 (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Б. )
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ГРУППЫ ПРАВ
А) право на жизнь
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социально-экономические
Б) право на участие в управлении делами государства


В) свобода предпринимательской деятельности

Г) свобода совести и вероисповедания


Д) право избирать и быть избранным
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д

Задание 15 (1балл.Б.)Степану – 14 лет, Ивану – 12 лет. Какие из приведённых д.

Задание 15 (1балл.Б.)
Степану – 14 лет, Ивану – 12 лет. Какие из приведённых действий Степан вправе осуществлять, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

2)
быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей

3)
совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения

4)
распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

5)
заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
Ответ: ___________________________.

Задание 16 (1балл.Б.)Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции.

Задание 16 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в РФ? Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как А. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.


1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

Задание 17 (1балл.Б.)Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал че.

Задание 17 (1балл.Б.)
Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь

Черты сходства Черты различия

Задание 18 (1балл.Б.)Заполните пропуск в таблице. Ответ: ___________.

Задание 18 (1балл.Б.)
Заполните пропуск в таблице.

Прочтите текст и выполните задания 19–22. Запишите сначала номер задания, а з.

Прочтите текст и выполните задания 19–22. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. (2балла)

Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда [Санкт-Петербурга] так много голландской живописи (это Пётр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII – начала XIX в.). Но если вы возьмёте всю нашу страну, то удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях, в частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой; другие – удивительной планировкой, набережными, бульварами (Кострома, Ярославль); третьи – каменными особняками; четвёртые – затейливыми церквами. Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывал» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов. Страна – это единство народа, природы и культуры. Сохранить разнообразие наших городов и сёл, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранён в своём поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своём городе и своём селе – воспитывает человека его страна в её целом. Сейчас люди живут не только в своём «пункте», но во всей стране, и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории. (По Д.С. Лихачёву)
19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. П.
20.Какой пример единства природы, культуры и национального характера привёл автор? Как автор оценил отечественную культуру? Б.
21.Объясните, почему «человек живёт всеми столетиями своей истории» (используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения). В.
22.Расскажите о двух исторических памятниках / музеях своего населённого пункта / региона, которые Вы считаете наиболее важными и ценными. Поясните, в чём ценность каждого из них. Б.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: