Теория государства и права именуется общей потому что

Обновлено: 23.04.2024

Автором трактата “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.) и одним из идеологов школы естественного права является
Аналогия человеческого общества, государства с развивающимся биологическим организмом лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
В логической структуре правовой нормы, характерной для раннего права, по формуле “если - то - иначе” санкцией является элемент
В основу работы Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” положено исследование трудов
В рамках договорной теории происхождения государства и права такие этапы, как - 1) естественное состояние людей; 2) заключение общественного договора; 3) возникновение государства - в логической последовательности выглядят следующим образом:
В современной науке выделяют следующие пути возникновения государственности
В установлении позитивных правил поведения членов раннеклассового общества, в регулировании общественных отношений проявляется такая функция права, как
Видным представителем органической теории происхождения государства и права был
Воззрение о том, что государство возникает в ходе “естественного отбора” (борьбы, войны), вследствие завоевания сильными племенами слабых, подчинения одного класса людей другому, характерно для такой теории происхождения государства и права, как
Возникновение и развитие права и государства как продукта закономерного и непрерывного процесса, аналогичного развитию самого народа, обычаев, языка и т.п. - это представление свойственно такой теории происхождения государства и права, как
Высказывание о том, что человек есть существо общественное по своей природе, принадлежит
Высказывание о том, что “государство есть продукт общества на известной ступени развития” принадлежит
Высокий уровень способа производства и организации государственно-правового механизма, отсутствие пережитков первобытнообщинного строя - эти черты характерны для такого пути развития раннеклассовых государств, как
Гуманитарные науки фактически можно назвать
Денежные взносы населения, собираемые специально уполномоченными органами государства для содержания государственно-властного аппарата, - это
Денежный штраф, взыскиваемый в качестве наказания в раннеклассовом государстве, обращался в пользу
Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений и правовых систем в теории государства и права используется метод
Для государственной власти, в отличие от общественной власти при родовом строе, характерной чертой является
Для присваивающей экономики характерным видом деятельности является
Для регулирования общественных отношений в первобытном обществе характерно
Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
Естественные права и свободы человека в Конституции РФ
Естественным правам человека свойственна
Идеологическая функция теории государства и права заключается в
Идея о том, что государство происходит из семьи как первоначальной ячейки общества, является результатом разрастания семьи, лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Из перечисленных методов изучения - 1) анализ; 2) статистический; 3) компьютерной обработки; 4) дедукция - теория государства и права использует
Из перечисленных признаков - 1) социальная дифференциация (расслоение) общества; 2) укрепление поселения и превращение его в административно-хозяйственный центр; 3) развитие производительных сил, рост прибавочного продукта - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация населения; 2) сохранение кровнородственных связей; 3) выделение из общества особого слоя управленцев - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация общества; 2) наличие аппарата государственной власти; 3) налоги; 4) наличие органов, осуществляющих государственное принуждение, - к признакам государства относятся
Из перечисленных субъектов - 1) общее собрание; 2) старейшины; 3) военачальники и жрецы; 4) специально созданный аппарат принуждения - власть в первобытном обществе осуществляли
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) договорная; 2) органическая; 3) историческая; 4) патриархальная - основанными на нематериалистическом мировоззрении - являются
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) классовая; 2) теория насилия; 3) теологическая; 4) естественно-правовая - материалистическими являются
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право возникают в связи с делением общества на классы, в результате классовой борьбы и общественного разделения труда; 2) возникновение государства и права связано с заключением общественного договора; 3) с исчезновением классов государство и право отмирают - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право существуют только в классовом обществе; 2) развитие государства и права обусловлено производственными отношениями; 3) государство и право - орудия классового господства - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
Из перечисленных функций - 1) теоретическая; 2) методологическая; 3) идеологическая; 4) воспитательная; 5) прогностическая - теория государства и права выполняет
Из перечисленных функций права - 1) регулятивная; 2) охранительная; 3) гуманистическая; 4) идеологическая; 5) воспитательная - в раннеклассовых государствах право осуществляет такие функции, как
Из перечисленных элементов - 1) органы государственного управления; 2) органы по сбору налогов; 3) судебные органы - в структуру органов государственной власти входят
Из перечисленных элементов - 1) совместный коллективный труд; 2) общая собственность на продукты производства; 3) объединение членов общины по территориальному признаку; 4) производящая экономика, наличие прибавочного продукта - для первобытной родовой общины характерно:
Из следующих признаков - 1) общеобязательность; 2) обеспеченность государственным принуждением; 3) персонифицированность; 4) системность - к признакам права относятся
Из следующих элементов - 1) правовые идеи и переживания; 2) нормы права; 3) социальные нормы; 4) общественные отношения, регулируемые нормами права (правоотношения), - право в широком смысле слова включает в себя
К числу отраслевых юридических наук относятся
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин являлись основоположниками такой теории происхождения государства и права, как
Концепция о “гидравлическом” происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Мононормы регулируют общественные отношения в обществе
На вере в Бога, божественный разум основана такая теория происхождения государства и права, как
На естественных, неотъемлемых правах человека базируется такая теория происхождения государства и права, как
Необходимость изучения государственно-правовых явлений и процессов в их развитии и взаимосвязи отражает принцип
Неолитическая революция, в соответствии с концепцией А.Б. Венгерова, произошла в результате
Общественное порицание нарушителя, телесное наказание, изгнание из общины в первобытном обществе - это разновидности
Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние характеризуют
Один из признаков государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим видам власти, а также другим государствам - это
Одним из основных представителей исторической школы права был
Одним из памятников права раннеклассового общества является
Одной из закономерностей возникновения государства является
Определение “Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, которым они должны руководствоваться” относится к понятию
Определение “Общепринятое исторически сложившееся традиционное правило поведения, закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики” относится к понятию
Определение “Организация политической власти, необходимая как для выполнения классовых задач, так и для решения организационных вопросов любого общества на определенном этапе его развития, призванная обеспечивать внутренний порядок и внешнюю безопасность” относится к понятию
Определение “Превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при аналогичных обстоятельствах” относится к понятию
Определение “Система методов, приемов, способов и принципов исследовательской деятельности, получения знаний об изучаемом явлении” относится к понятию
Определение “Система объективных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлениях и процессах” относится к понятию
Определение “Система правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством” относится к понятию
Основные направления деятельности государства, которые меняются в связи с его развитием, - это его
Основным разработчиком ирригационной теории происхождения государства является
Основными сторонниками и идеологами историко-материалистической (классовой) теории происхождения государства и права были
Первые государства, которые пришли на смену первобытной организации общества, были
Первые излишки продуктов жизнеобеспечения появились в связи с
Перечисленные этапы - 1) появление мононорм; 2) возникновение обычаев; 3) возникновение раннеклассовых государств - можно перечислить в логической последовательности следующим образом:
Позитивное право - это
Познание и осмысление сущности, содержания и форм государства и права, а также других государственно-правовых явлений и процессов - в этом проявляется такая функция теории государства и права, как
Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как
Право в раннеклассовом обществе, закрепляя представления о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях, выполняет тем самым такую свою функцию, как
Право в раннеклассовом обществе, смягчая социальное напряжение, противоречия и остроту классовой борьбы путем закрепления компромиссов, выполняет тем самым такую свою функцию, как
Право на жизнь, свободу, собственность и прочее, принадлежащее человеку от рождения и заложенное в самой его сущности - это право
Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи,
Представителями договорной теории происхождения государства и права являлись
Представителями психологической теории происхождения государства и права являлись
Представление о делении права на интуитивное (присущие человеку правовые взгляды, убеждения, переживания) и позитивное (совокупность официальных правовых норм) свойственно такой теории происхождения права, как
Прогностическая функция теории государства и права заключается в
Санкции, свойственные праву в раннеклассовом государстве, классифицируются на
Санкция в первобытном обществе - это
Соединение в раннеклассовом государстве в одних руках светской и верховной религиозной власти носит название
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на праве распоряжения и управления общественной собственностью, характерно для такого типа возникновения государств, как
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на частной собственности на средства производства, характерно для такого типа возникновения государств, как
Социальные нормы первобытного общества, имеющие слитный, единый характер и включающие в себя элементы традиций, морали, религиозных норм называются
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в обеспечении выполнения членами рода определенных общественных дел, называется
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в разрешении человеку выбирать для себя определенное поведение или заниматься определенной деятельностью в соответствии с интересами его рода, называется
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который сводился к установлению табу на совершение определенных действий под страхом наказания, называется
Способы регулирования отношений, применяемые в первобытном обществе
Среди способов регулирования - 1) запреты; 2) дозволения; 3) обязывания - для социальных норм первобытного общества характерны
Сторонниками теологической теории происхождения государства и права были
Структура системы юридических наук состоит из наук
Такие юридические науки, как криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия относятся к числу
Такой метод, применяемый в теории государства и права, как метод сравнительного правоведения, является
Теорий происхождения государства и права существует всего
Теория государства и права именуется общей потому, что
Теория государства и права относится к числу юридических наук
Томизм - учение богослова Фомы Аквинского - возникло из такой теории происхождения государства и права, как
Три крупных общественных разделения труда - 1) отделение ремесла от земледелия и скотоводства; 2) отделение земледелия от скотоводства; 3) появление торговцев и рынка - хронологически можно расположить следующим образом:
Школа естественного права возникла и сформировалась в
Юриспруденция - это
“Неолитическая революция” - это

706. Такие виды поведения личности, как социально активное, привычное, конформистское и маргинальное, выделяют по признаку:
• активности поведения людей в сфере правового действия

707. Такие юридические науки, как криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия относятся к числу:
• специальных (прикладных)

708. Такой метод, применяемый в теории государства и права, как метод сравнительного правоведения, является .
• частным

709. Тезис о том, что каждый член общества должен осознавать свою социальную функцию, установленную правом, и проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества, является основой:
• солидаристского учения о праве

710. Тезис о том, что право, правовые предписания должны соответствовать воле народа, а не воле какого-либо отдельного класса, правящей группы лиц, являются содержанием принципа:
• демократизма

711. Текстовое исследование происходит при:
• грамматическом толковании

712. Тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в их отношении в соответствии с этой оценкой называется правовой .
• установкой

713. Теократическая монархия — это форма правления, при которой .
• глава государства представляет светскую и религиозную власть

714. Теорий происхождения государства и права существует всего:
• около ста

715. Теория государства и права именуется общей потому, что .
• исследует государственно-правовые явления, общие и закономерные для большинства государств

716. Теория государства и права относится к числу . юридических наук.
• фундаментальных

717. Теория государства и права относится к числу.
• теоретико-исторических юридических наук

718. Теория теологического происхождения права определяет право как.
• результат божественного воздействия

719. Термином «государство» в широком смысле обозначают:
• общество в целом

720. Территориальную организацию государственной власти характеризует .
• форма государственного устройства

Общая теория государства и права - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос, что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос, как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права[1].

Что же изучает теория государства и права? Это:

• объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

• правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

• функции государства и права;

• сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. д.

Необходимо сказать несколько слов о соотношении теории государства и права как науки и как учебной дисциплины. Предмет у них общий - государство и право, но акценты изучения различны.

Предмет можно рассмотреть с двух сторон:

• стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих и многих лет. Эта сторона в большей степени относится к предмету учебной дисциплины;

• научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства, необходимость их анализа во взаимодействии с другими отраслями знания - все это со временем приводит к переосмыслению и преобразованию предмета науки. Эта сторона предмета - собственно научная, состоящая в приращении научного знания, поиске, открытиях, ошибках, дискуссиях.

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется прежде всего ее особенностями и характерными чертами:

• теория государства и права - вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;

• теория государства и права - фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;

• это обобщающая наука, она «выводит за скобки», берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники;

• это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками. Однако значение теории государства и права нисколько не умаляет значения других юридических наук, ведь без них она попросту не существует.

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства — это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции — направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.

Внешние функции:

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).

Теория государства и права – это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

· сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. д.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого – «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: