Теория государства и права государственный аппарат это

Обновлено: 24.04.2024

— государственный аппарат представляет собой целостную систему государственных органов, которая основана на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Его структурным первичным элементом являются государственные органы;

— органы, составляющие государственный аппарат, взаимодействуют как составные части строгой иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции;

— выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках, т. е. состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;

— обладает монополией на легальное насилие;

— через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства;

— обладает необходимыми средствами для выполнения государственных задач и функций: материальными (например, деньги), информационными, организационными, включая орудия принуждения;

— является официальным носителем государственного суверенитета.

Формы деятельности государственного аппарата:непосредственно-управленческие и правовые. Они обусловлены содержанием его функций, которые он выполняет.

К правовым формам относятся: 1) правотворческая деятельность — издание нормативных правовых актов, судебных прецедентов, нормативных правовых договоров; 2) правоисполнительная деятельность — реализация юридических норм; надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности; 3) судебная деятельность.

Система государственного аппарата.Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы.

Чаще всего, государственный аппаратделится на систему законодательных органов, систему исполнительных органов и систему судебных органов.

Возможно подразделение государственного аппарата на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):

— подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);

— подсистему органов правопорядка(суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, полиция, разведка), которые выполняют решения высших органов государства.

2. Органы государства: понятие и виды

Орган государства — звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы — своеобразный инструментарий осуществления власти.

Признаки государственного органа:

— представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

— деятельность направлена на удовлетворение общественных (пуб­личных) интересов;

— образован и действует на основе правовых актов. Порядок его формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами). Он может действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые, в большинстве случаев, действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом);

— деятельность носит публично-властный характер и оформляется, в подавляющем большинстве случаев, в виде формально-правовых решений, подлежащих опубликованию;

— наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивать их реализацию. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенциях (полномочиях);

— состоит из государственных служащих. Как уже отмечалось, деятельность чиновников (государственных служащих) в составе публично-властных органов носит, преимущественно, профессиональный и, в силу этого, возмездный характер;

— имеет соответствующую материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции;

— имеет свой предмет ведения (содержание деятельности), выполняет свойственные только ему задачи и функции, активно участвует в реализации функций государства;

— обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью, структурно обособлен и юридически оформлен;

— образуется от имени государства и действует по его поручению.

Основным признаком органа государства считают его государственно-властные полномочия — это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.

Компетенция — это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо, которые закрепляются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов (юрисдикционных), уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.

Термин «юрисдикция» иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в форме: а) издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) принятия предписаний индивидуального характера (акты применения).

Виды государственных органов.

— в зависимости от содержания и объема компетенции:

— общей компетенции, которая охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например, правительство в области управления);

— специальной компетенции, в которую входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент;

— по основному способу реализации функций выделяют: законодательные, исполнительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

— по способу принятия решениявыделяют: коллегиальные и единоличные органы;

— по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);

— по правовым формам деятельностивыделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные органы.

Наиболее употребляемая классификация государственных органов — деление их по принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.

Особенности законодательных органов (парламента). Для законодательных органов характерно то, что они являются:

— органами представительными — представляют нацию, все слои населения;

— органами законодательными — их основная деятельность — издание законов;

— органами первичными — создаются непосредственно народом;

— органами с верховными финансовыми полномочиями — утверждают бюджет страны, принимают отчет по его исполнению.

Функции парламента. Функции парламента — это основные направления его деятельности. Их несколько:

— представительная — парламент представляет народ, выражает его суверенитет;

— законодательная — парламент принимает законы;

— финансовая — парламент утверждает бюджет.

Называются и другие функции парламента, а именно: учредительная функция — создание государственных институтов или участие в их формировании; решение вопросов внешней политики; определенные судебные функции — привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности.

Особенности органов исполнительной власти. Для исполнительных органов характерно то, что:

— они в своем составе имеют силовые структуры;

— имеют иерархический принцип построения, субординационный характер;

— их деятельность носит универсальный характер, охватывает все сферы общественной жизни;

— правовая форма выражения деятельности характеризуется подзаконным характером — «на основе и в исполнении закона».

Формы исполнительной власти.Различают три формы исполнительных органов власти:

— монократическая — власть сосредотачивается в руках главы государства, который формирует правительство;

— дуалистическая — глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;

— коллегиальная — глава государства формирует орган, который принимает решения большинством голосов (например, Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии).

Функции исполнительных органов.Основная функция исполнительных органов — исполнительно-распорядительная. Она выражается в осуществлении тех решений, которые приняты представительными органами; в управлении — путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства.

Глава государства. В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах — монарх. Положение последнего в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример — Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В номинальных монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.

Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.

Правительство. Правительство — центральный орган исполнительной власти. Он характеризуется тем, что:

— является органом общей компетенции — все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;

— как правило, образован на срок полномочий представительного, верховного органа; правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;

— обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;

— является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.

Органы местного самоуправления.Самоуправление — это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом: во-первых, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции; во-вторых, государственная власть осуществляет контроль над законностью решений органов местного самоуправления; в-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственногоаппарата — это исходные, определяющие, основные идеи формирования и функционирования государственных органов. Они служат организационной и нормативной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.

Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов. В своей совокупности эти принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвященных отдельным системам (точнее, подсистемам) государственного аппарата: законах о суде, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем.

Кроме того, к ним предъявляются следующие требования:

1) непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;

2) полноты, так как в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;

3) относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.

Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т. д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную настройку самого государственного аппарата.

Теория государства и права рассматривает общие принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закрепляются в конституциях и других законодательных актах и относятся к государственному аппарату в целом.

К общим принципам относят:

— принцип законности. Законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В отечественной и зарубежной научной литературе законность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государственного аппарата;

— принцип демократизма. Данный принцип означает тесную связь государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы;

— принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов;

— принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав, взаимодействие между отдельными органами, как по вертикали, так и по горизонтали, должны быть обоснованы;

— принцип профессионализмавыражается в том, что должности в государственном аппарате должны занимать лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;

— принцип разделения властейявляется одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Юридическая наука называет еще ряд принципов. Таких, как иерархичность; сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; соотношение отраслевых и территориальных начал управления; принцип оптимальности структуры государственного аппарата; сочетание субординации и оперативной самостоятельности; централизм или децентрализм и др.

Частные принципы закрепляются в специальных ведомственных нормативных актах; их действие распространяется лишь на отдельные звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.

Всесторонний учет этих принципов организации и деятельности государственного аппарата как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

- характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает:

· Государственные органы , находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

· Государственные организации , подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

· Государственные учреждения , подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

· Государственные предприятия , подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

· Организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Механизм государства — это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.

Структура механизма государства:

1) институты непосредственной демократии (референдум, выборы и т.д.)

2) государственный аппарат

Государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки государственного аппарата:

- действует на основе законодательства.

- действует на принципах субординации и координации деятельности.

- первичными элементами являются государственные органы и учреждения

- для обеспечения государственно-властных полномочий существуют органы принуждения.

- посредством государственного аппарата осуществляются функции государства.

государственные организации – предприятия, учреждения, способствующие осуществлению функций государства.

Структура государственного аппарата:

· государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих властных функций;

· государственные учреждения, предприятия, организации, которые не обладают властными полномочиями (за искл. их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

· государственные служащие, специально занимающиеся управлением;

· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Формы деятельности:

· непосредственно управленческие (не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта и т.д.);

· правовые, вызывающие государственно-обязательные последствия;

· правотворческие, направленные на подготовку проектов нормативных актов, их принятие, издание и др.;

· правоохранительные, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности, рассмотрение юридических дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Принципы деятельности:

· приоритетность прав и свобод человека и гражданина, предполагающая обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

· демократизм, выражающийся в первую очередь в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

· принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), способствующий созданию механизмов, исключающих произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

· законность, означающая обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

· гласность, обеспечивающая информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

· принцип федерализма, выражающий единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· профессионализм, создающий благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирующий высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.

Органы государства: понятие, признаки, классификация.

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.

Признаки органа государства:

· самостоятельность как структурного элемента государственного механизма;

· создание и функционирование в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом — выборы, назначения, формирование);

· выполнение только ему свойственных задач и функций;

· наличие в этой связи властных полномочий;

· наличие организационной структуры, кадрового состава;

· наличие имущества, финансовых средств из бюджета.

Государственные органы разнообразны, они осуществляют различные функции и поэтому подразделяются на виды:

по принципу разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные;

Законодательные органы состоят из выборных должностных лиц – депутатов, основная функция - принятие законов.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти включают в себя исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).

Органы судебной власти осуществляют в первую очередь юрисдикционную функцию (субъективную и объективную).

Субъективная юрисдикция реализуется посредством официального признания судебным органом наличия у того или иного субъекта субъективного права и присуждения ему всего того, что с этим правом связано.

Объективная юрисдикция отвечает в решении судебного органа на вопрос — нарушено или нет право. Объективная юрисдикция осуществляется как юрисдикция репрессивная, восстановительная и отменительная.

- репрессивная юрисдикция осуществляется в таком решении судебного органа, которое констатирует нарушение каким-то деянием нормативного акта и устанавливает за это определенные штрафные санкции.

- с восстановительной юрисдикцией сталкиваются тогда, когда судебное решение устанавливает на основе права обязанность возмещения ущерба, хотя и не усматривает при этом правонарушения.

- с отменительной юрисдикцией имеют дело в тех случаях, если суд отменяет противоправный юридический акт.

по объему властных полномочий — высшие и местные;

по способу формирования - выборные и назначаемые

по срокам полномочий — на постоянные и временные;

по особенностям и порядку принятия решений - коллегиальные и единоначальные;

по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции.

(Например: Правительство РФ и Министерство финансов РФ)

по форме реализации государственной деятельности — на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

Ветви государственной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».

Разделения властей – это принцип, по которому законодательные, исполнительные и судебные органы функционируют относительно независимо друг от друга, без вмешательства и при строгом разграничении законом их полномочий.

Разделение властей, их функционирование, взаимодействие законодательно закреплено. Н.: статья 10 КРФ

Разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обосновывается:

· необходимостью осуществлять такие три функции, как принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия;

· обеспечением, сохранением демократии от чрезмерной концентрации, монополизации власти одним человеком, одним государственным органом;

· возможностью контроля за деятельностью ветвей власти, сдерживающих и уравновешивающих одна другую.

Механизм государства, основывающийся на разделении властей, отличается следующими характеристиками:

· единая суверенная власть принадлежит народу;

· отсутствует орган, концентрирующий всю полноту государственной власти;

· относительная независимость ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов;

· система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует ее сосредоточению в рамках какой-либо ветви власти в ущерб другим ветвям. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судейского корпуса и др.

В системе разделения властей:

для законодательной власти характерно:

- первичное представительство идет от народа, как единственного источника власти;

- распорядительная функция по формированию высших исполнительных и судебных органов

- функция контроля исполнительной власти (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)

- возможность политической оценки (импичмента) должностных лиц

- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля

для исполнительной власти характерно:

- может быть единоличной (в президентской республике правительство – советники главы государства) или коллегиальной (в парламентской республике правительство подотчетно парламенту)

- несёт солидарную ответственность за принятые решения

- обладает правом законодательной инициативы

- контролируется законодательной властью (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)

- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля

для судебной власти характерно:

- только суд отправляет правосудие

- независимость и подчинение только закону

- обладает правом законодательной инициативы

- является арбитром в спорах о компетенции между органами власти

- осуществляет контроль за законодательной и исполнительной властью посредством конституционного надзора и судебного контроля.

В РФ принцип разделения властей закреплен в действующей КРФ. На практике многие готовы признать отдельное существование каждой из властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость, что отчасти объясняется российскими традициями: самодержавия, единовластия. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется и в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства, что характерно для смешанных (президентско-парламент­ских) форм правления. Президент РФ, являясь главой государства, обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти.

Определение . Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.

Значение государственного аппарата . Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:

1) он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;

2) выступает формой существования государства;

3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.

Признаки государственного аппарата . Характерные черты государственного аппарата следующие:

1) он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;

2) его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;

3) он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;

4) имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);

5) через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.

В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.

Соотношение государственного аппарата и механизма государства . Оно представлено двумя позициями:

– механизм государства равен, однозначен государственному аппарату;

– механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат.

Механизм государства включает:

1) или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена;

2) или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко);

3) или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень).

Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:

– результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ;

– они оказывают содействие деятельности государственного органа, но не обладают властными полномочиями.

К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта.

Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства.

Модели государственного аппарата . С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата:

Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:

1) она строится на концепции разделения властей;

2) относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.);

3) выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления;

4) данная система может существовать только в условиях граж­данских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры.

Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:

1) строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей;

2) органы соподчинены по вертикали;

3) роль государства, которое "сверху" наделяет граждан правами, преувеличивается;

4) преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса;

5) парламент во многих случаях носит декоративный характер;

6) характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью.

Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:

1) строится на принципе единовластия – духовно-государствен­ного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.);

2) сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков;

3) парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен;

4) монарх может быть высшим судьей;

5) наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же "благородному" племени;

6) роль монарха на практике может ограничить лишь семья.

Формы деятельности государственного аппарата . Различают непосредственно-управленческие и правовые формы деятельности государственного аппарата.

– непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т. п.;

– правовые формы имеют юридический характер, т. е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

Виды правовых форм деятельности государственного аппарата . К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию;

2) правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм;

3) правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности.

Система государственного аппарата . Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы:

В зависимости от властных полномочий выделяют две части:

– специфическую – ее органы обладают властными полномочиями;

– неспецифическую – ее органы властными полномочиями не обладают (С.С. Алексеев).

В зависимости от содержания деятельности органов государства различают:

– политическую часть аппарата государства, она формирует или реализует политику общества (парламентские или президентские структуры);

– неполитизированная часть аппарата государства (административная часть). Она занимается повседневным управлением делами общества на основе норм административного права (В.В. Лазарев).

Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:

– система законодательных органов,

– система исполнительных органов,

– система судебных органов.

Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):

– подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);

– подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Они выполняют решения высших органов государства (В.М. Корельский).

По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы.

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

  • Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
  • Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций [1] .
  • Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  • Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Содержание

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства [2] .

Принципы работы

Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: