Теории правового государства и теории демократии как политического режима

Обновлено: 18.04.2024

Демократия одновременно выступает и сложным многоаспектным теоретическим понятием, и моделью общественно-государственного устройства, попытки реализации которой, с различной степень успешности предпринимаются различными государствами на протяжении длительного исторического периода развития человечества.

В этой связи, для целей формирования комплексного теоретического подхода к описанию основных признаков, формированию целостного представления и поиска наиболее оптимальных форм практического применения соответствующих механизмов, в науке существуют направления, которые в общем виде подпадают под термин «теории демократии».

Говоря об определении теорий демократии, следует также обратить внимание на то, что как и применительно к демократии в целом, рассматриваемая категория не имеет единообразного научного понимания, однако в наиболее обобщенном виде можно предложить следующее определение:

Теории демократии – совокупность разнообразных утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, направленных на теоретическую разработку основ демократии и демократических институтов.

История развития теории демократии

Развитие теории демократии своими корнями уходит еще во времена глубокой древности. Так, заслуга формирования одного из первых обстоятельных демократических учений принадлежит Аристотелю, который в 322 году до н.э. провел классификацию форм правления.

При этом вопреки современным представлениям, Аристотель не относил демократию к числу «хороших» форм правления, поскольку, по его мнению, в условиях народовластия не обеспечивается решение задач общественного развития и достижения всеобщего блага, поскольку в условиях демократии малоимущие используют принадлежащую им власть в собственных целях, зачастую несовпадающих с целями социума.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеи и начала многих современных теорий демократии были заложены в конце XVII века английским мыслителем Джоном Локком, который выступил в поддержку политического равенства, личной свободы и формирования основ государственного управления на основе волеизъявления большинства, что, как известно, созвучно с основными идеями современной демократии.

Теория демократии получила свое развитие и в XX в. Так, например, американский философ Джон Дьюи в первой половине прошлого века обосновывал точку зрения, в соответствии с которой демократия – это наиболее желанная форма правления, поскольку только она на государственном уровне обеспечивает те права, которые необходимы для развития личности, в том числе: свобода мысли, мнения, свобода слова, свобода организации для достижения общих целей, и т.д.

Направления и виды теорий демократии

Как было отмечено выше, в настоящее время в политической науке отсутствует общепризнанное понимание того, что именно надлежит понимать под теорией демократии. При этом следует обратить внимание на то, что помимо этого, отсутствует также однозначное понимание того какое количество и какие виды теорий демократии целесообразно выделять на современном этапе развития науки и форм государственности. Так, в соответствии с одной из точек зрения предлагается выделять три основных направления, составляющие соответственно самостоятельные теории демократии:

  1. Феноменологическое направление, призванное преимущественно к описанию и классификации уже существующих демократических систем;
  2. Объяснительная теория демократии, в рамках которой предпринимаются попытки установления и выявления того, чьи интересы и предпочтения доминируют в рамках демократического политического режима, а также формирования представления о наиболее оптимальных с точки зрения предотвращения негативных последствий, процедур принятия решений в соответствующих системах;
  3. Нормативная теория демократии, предметом научного интереса сторонников которой выступают этические составляющие демократического управления, то есть поиска ответа на фундаментальные с точки зрения теории государственности вопросы о том когда и почему демократия предпочтительно с моральной точки зрения, какие принципы должны быть положены в основу формирования и развития демократических институтов, каковы действительные ожидания граждан от государственной власти (и государственной власти от граждан) в демократическом обществе, и т.д.

В свою очередь, анализ специальной литературы позволяет выявить свыше десятка различных теорий демократии.

Так, например, различными учеными в настоящем и прошлом предпринимались попытки обосновать целесообразность выделения идеологических моделей демократии, теории партиципаторной демократии, элитарной модели демократии, экономических теорий демократии, консоциальной демократии, концепций плюралистической демократии, легальной демократии, электронной демократии, делегативной демократии, и т.д.

Из приведенного перечня, одним из наиболее распространенных течений демократической мысли выступает теория плюралистической демократии. Так, современный английский политолог Э. Хэйвуд, предлагает определять плюралистическую демократию следующим образом:

Плюралистическая демократия – это демократическая система, в основу которой положено формирование представительных органов государственной власти путем альтернативных, состязательных, честных выборных процедур.

При этом в качестве условий, при которых возможно правильное формирование плюралистической демократии автор называет:

Тот факт, что право существует и развивается в известном противоборстве с государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при демократическом решении. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.

В идеале демократический государственный режим существует только в правовом государстве. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

В правовом государстве законы регулируют наиболее важные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.

Нормативно-правовые акты в зависимости от своей юридической силы, образуют систему законодательства.

Юридическая сила - это степень подчиненности данного нормативно-правового акта, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Ни один человек, ни одна ветвь власти не имеет право игнорировать конституцию. Там закреплены фундаментальные основы жизнедеятельности общества.

Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).

В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.

В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.

В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора. Конституции СССР провозглашала многие права и свободы, но они не имели никакого отношения к действительности. С другой стороны, Англия никогда не имела Конституции, но она является демократической страной.

Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти.

По своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции разделения властей» в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

В работе «О духе законов» Монтескье писал: «Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя.»

Этот принцип стал фундаментальным Французской Декларации прав человека, принятой в 1879 году. В ней говорится: « любое общество, в котором гарантии прав не защищены или разделение властей не определено, не имеет конституции вообще».

Суть принципа разделения властей (позже в США это получило название система проверок, сдержек, балансов и противовесов) заключается в том, что существует законодательная власть (конгресс, парламент). В ее компетенцию входит принятие законодательных актов. Существует исполнительная власть в лице Президента, премьер-министра, которые совместно с государственным аппаратом организует управление страной, исполнение законов на территории страны. И судебная власть, в задачу которой входит контроль за тем, чтобы эти две власти осуществляли свою деятельность на основе и во исполнение Конституции и других законодательных актов. На современном этапе Конституции всех стран признали разделение властей, как основополагающий.

Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее? Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводят к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование демократического государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве.

Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан.

Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Для выполнения своих обязанностей государство выполняет ряд функций:

хозяйственно-организационную, в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и др. Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическое развитие общества.

В обязанности государства входит правоохранительная функция.

Социальная. Правовое государство должно обеспечить приемлемую жизнь для всех своих граждан. Это налоговое регулирование, обеспечение занятости населения, поддержка безработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки.

Экологическая. Правовое государство заинтересовано в сохранении окружающей среды и оно должно сделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках.

Функция правосудия. В демократическом государстве очень важно соблюдение демократических основ правосудия. Это:

Осуществление правосудия только судом

Образование судов на основе выборности.

Право граждан на судебную защиту

Функция обороны от внешних врагов.

За невыполнение своих обязанностей граждане несут ответственность. Особое место принадлежит юридической ответственности. Юридическая ответственность имеет целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность.

В правовом государстве не только граждане несут ответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность за свои действия перед гражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой. Общество нуждается в контроле государством и его органами. Известно, что некоторые представители власти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточничество.

Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, т.е. в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующую ответственность.

Как уже было сказано выше, "Декларация прав человека и гражданина", принятая Учредительным собранием Французской республики 26 августа 1789 года, провозгласила: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"1. Права людям не жалуют парламент и правительство. Эти права естественны, они принадлежат людям от рождения. Напротив, люди избирают органы власти для того, чтобы те оберегали их права и свободы. Коренное отличие демокра­тических государств от диктаторских режимов правительство призвано служить народу, а не одаривать его своей милостью!

Так как права граждан демократических стран не зависят от власти, то их невозможно отменить каким бы то ни было законом или даже референдумом. Поэтому в конституциях этих стран указано, что запрещается издавать законы, ограничивающие, например, свободу слова или вероисповедания. Свобода людей гарантируется тем, что правительства, парламенты несвободны в принятии законов, ущемляющих естественные права людей.

Свобода слова и выражения своего мнения источник жизненной силы демократии. Право участвовать в дискуссиях и выборах депутатов и президента, собираться на митинги, протестовать в пикетах, отстаивать справедливость и законность все это основано на свободе слова.

Демократия это, прежде всего, общение. Люди говорят друг с другом об общих проблемах и выбирают свою общую судьбу. Они лучше понимают интересы других людей и потому легче находят компромиссные решения.

Особенно важна свобода печатного слова свобода печати. У одного известного политика спросили: "Что бы он выбрал свободную прессу или свободное правительство?", он ответил: "Свободную прессу. При ней рано или поздно будет свободное правительство"2.

Демократические правительства защищают свободу слова потому, что Судьба демократии зависит от того, будут ли граждане грамотными, образованными, сохранят ли доступ к различной информации. Демократия питается потоком идей, фактов, мнений. Невежество же людей порождает апатию и открывает дорогу диктатуре

Свобода слова порождает право людей собираться и мирным путем требовать от органов власти выслушать их протест, например, по поводу проводимой правительством сельскохозяйственной политики. Без этого права свобода слова ничто.

Чтобы сохранить порядок и общественное спокойствие, обеспечить работу транспорта, демократические правительства обязаны в соответствии с законом регулировать время и место проведения митингов и демонстраций. Но они не имеют права использовать свою власть, чтобы подавить протест, чтобы помешать инакомыслящим заставить общество и власть себя выслушать.

Хотя слова «право» и «политика» мы, представители академического цеха, нередко произносим кряду, мы в то же время привыкли видеть право, правовое государство и демократию предметами различных дисциплин: юриспруденция занимается правом, политическая наука — демократией, а правовое государство первая рассматривает с нормативной точки зрения, вторая — с эмпирической. Научное разделение труда не исчезает и в том случае, когда юристы приступают к изучению, во-первых, права и правового государства, во-вторых, процесса формирования политической воли в государстве с демократическим устройством или когда представители социальных наук в лице социологов права интересуются правом и правовым государством, а в лице политологов — демократическим процессом. Правовое государство и демократия кажутся нам совершенно разными объектами. На то есть серьезные причины. Так как всякое политическое господство осуществляется в форме права, некий правопорядок существует и там, где политическое насилие еще не приручено со стороны правового государства. А правовое государство может существовать и там, где правительственная власть еще не демократизирована. Короче говоря, государственный правопорядок бывает вне институтов правового государства, а правовое государство — вне демократического строя. Однако эти эмпирические основания для раздельной академической разработки обоих предметов еще отнюдь не свидетельствуют о том, что, с нормативной точки зрения, правовое государство может иметь место без демократии.

Эту внутреннюю взаимосвязь правового государства и демократии я хотел бы далее рассмотреть в нескольких аспектах. Она равно вытекает как из самого понятия современного права (/), так и из того обстоятельства, что положительное право уже не может черпать свою легитимность из правовых источников высшего порядка (2). Современное право легитимируется автономией, обеспечиваемой в равной мере для каждого гражданина, причем частная и публичная автономии взаимно предполагают друг друга (3). Эта концептуальная взаимосвязь проявляется и в той диалектике правового и фактического равенства, которая, в противовес либеральному пониманию права, сначала вывела на передний план парадигму социального государства, а сегодня способствует процедуралистскому самопониманию демократического правового государства (4). В заключение я поясню эту процедуралистскую правовую парадигму на примере политик феминистского уравнивания (5).

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,

4. Дополитические основы демократического правового государства?[99]

4. Дополитические основы демократического правового государства?[99] Предложенная для нашей дискуссии тема напоминает о вопросе, который Эрнст Вольфганг Бёккенфёрде в середине 60-х годов свел к четкой формуле: пользуется ли свободное секуляризованное государство теми

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества — это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

4. Диалектика взаимосвязи фундаментального и прикладного знания

4. Диалектика взаимосвязи фундаментального и прикладного знания Научное познание не завершается развитием теории: важнейшей его закономерностью является восхождение от теории к практике. В организационно-структурном плане это выражается в том, что в науке постепенно

Судьбы государства и демократии

Судьбы государства и демократии Одной из важнейших в теоретических дискуссиях 90-х годов была проблема демократии и ее судеб в социалистическом переустройстве общества. Успехи парламентской деятельности ряда западноевропейских партий способствовали фетишизации рядом

4. Диалектика взаимосвязи фундаментального и прикладного знания

4. Диалектика взаимосвязи фундаментального и прикладного знания Научное познание не завершается развитием теории: важнейшей его закономерностью является восхождение от теории к практике. В организационно-структурном плане это выражается в том, что в науке постепенно

В.С. Нерсесянц (академик РАН, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН)

В.С. Нерсесянц (академик РАН, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН) <Род. – 02.10.1938 (Нагорный Карабах), МГУ – 1961, к.ю.н. – 1965 (Марксова критика гегелевской философии права в период перехода К. Маркса к материализму и

§ 23. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ БУРЖУАЗНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

§ 23. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ БУРЖУАЗНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА I. Политическая форма аристократии основывается на идее репрезентации. Но вследствие этого принципа форма ослабляется и смягчается в результате того, что репрезентирует не

Этическая насыщенность правового государства

Этическая насыщенность правового государства С точки зрения теории прав факт мультикультурализма в первую очередь ставит вопрос об этической нейтральности правопорядка и политики. При этом «этическими» я называю все те вопросы, которые касаются концепций благой или

Кризис правового государства

Кризис правового государства В ФРГ, как и в Веймарской республике, существует глубоко позитивистское понимание правового государства. За право принимают все, что объявляется как таковое законодателем после выполнения им определенных процедур. Однако, как мы знаем,

§ 3. Специфика правового сознания

§ 3. Специфика правового сознания Правосознание имеет собственную структуру. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающая целостность правосознания, его развитие и функционирование.В качестве структурных элементов традиционно

§ 2. Становление правового поля древнего Китая

§ 2. Становление правового поля древнего Китая Правовая культура древнего Китая определялась сложившимся традиционализмом, который нашел свое обоснование в соответствующей философской картине мира, где все предопределяют два начала: Светлое – (Инь) и Темное – (Ян). Это

§ 3. Мотивационные конфликты морально-правового сознания

§ 3. Мотивационные конфликты морально-правового сознания Поиски истоков мотивационных конфликтов в сфере только правового поля или в границах воздействия внешних факторов приводят к вульгарно-социологизаторскому упрощения. Правовое поле или внешние факторы являются

Глава 15. Роль государства в помощи людям в их стремлении к счастью (Что мы имеем право ожидать от других и от государства)

Глава 15. Роль государства в помощи людям в их стремлении к счастью (Что мы имеем право ожидать от других и от государства) Хорошее государство, способствующее к стремлению к счастью своих граждан.Политика, книга I, глава 2; книга II, глава 6; книга III, главы 9, 10; книга VII, главы

Самым первым демократическим государством являлись древнегреческие Афины. В общем смысле закон в данной сфере затрагивал определенные сферы общественной жизни, которые базировались на демократических принципах А, что делала данное государство более правовым по отношению к параллельных существующим.

Стало очевидно, что становление правового государства возможно только в условиях демократического режима, То есть когда власть принадлежит народу, они какому-либо господствующему классу. При этом функция правового государства сводилась к соблюдению прав каждого из обладателей государственной власти, то есть прав человека и гражданина.

Советская власть говорила о построении так называемой подлинной демократии, однако не сопровождала свои лозунги идеей построением правового государства, вследствие чего демократии не существовало вовсе в условиях данного режима.

Демократия подразумевает участие всего общества в делах государства. При этом государство не закрепляет господство какого-либо слоя общества или класса, давая всем равные возможности по управлению делами государства специфическими способами, которые имеются в демократическом государстве. Подобная точка зрения чужда авторитарным режимам, так как имеется гласность, отсутствует цензура, развивается свободная критика и конкуренция, конфликты решаются не только при помощи силы.

Демократическое государство отличается от тоталитарного, так как его целью не является охват контролем всех сфер жизни общества. При этом производится стимуляция развития гражданского общества, различных общественных институтов, а также политической инициативы отдельных индивидов. Правовое государство не опекает свой народ, Она лишь следит за соблюдением норм действующего права, не берёт на себя обязательства выше этого положения.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные принципы действуют как в отношении всего государства, так и в отношении местного самоуправления. Государство допускает децентрализацию собственной власти. Данное становится возможным вследствие того, что целью государство становится не концентрация могущества или выражение воли какого-либо определенного класса, общества, чтобы достичь своей политикой какого-либо консенсуса и ненасилия.

Однако меняется отношение не только к внутренней политике, но и к внешней, то есть в сфере международных отношений. Здесь наблюдается сближение от тех государств, где царят одинаковые режимы. Что примечательно, странам с демократическим режимом проще взаимодействовать друг с другом. Подобное положение позволяет выработать единую политику, заключать международный договор, который не будет противоречить интересам государства, обсудить вопросы демократизма в рамках каких-либо мероприятий.

При этом демократия позволяет выполнить ряд различных функций, например, предотвратить деспотизм, защитить права и интересы людей, сократить дистанцию между гражданином и властью, установить гарантии реализации конституционных прав, наделить граждан моральной и иной ответственностью за их решения, обеспечить равный доступ к имеющимся правам и свободам.


Определение политического режима государства позволяет сформировать представление о сущности и характере установившейся государственной власти. Для практической оценки эффективности государственного управления, гармоничных отношений человека, государства и общества важна оценка способов взаимодействия, предоставленных и гарантированных прав и свобод человека и гражданина, способов формирования политических институтов, стиля политического управления и методов государственного влияния.

Ключевые слова: политический режим, государство, контроль.

Политический режим — это составляющая формы государства, форма установленной политической системы государства, с характерными целями, способами и средствами воплощения политической власти

Тоталитарный политический режим («тоталитаризм» от латинского totalis — целый, полный) заключается в установлении абсолютного (тотального) контроля всех аспектов жизни общества. Сущность рассматриваемого политического режима можно охарактеризовать словами исследователя Дж. Джентиле: «Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства… вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы». Предполагается абсолютное всесилие государства, отсутствие институтов вне его воли, или против него [1, с.65]. В нашем государстве термины «тоталитаризм», «тоталитарный режим» появились в послевоенный период и в основном использовались в идеологических целях. Политическая система при тоталитарном режиме — централизована и жесткая по формированию партийно-государственной структуре, осуществляющей контроль над всем обществом. Гражданское общество в такой системе полностью поглощено государством, которое в свою очередь контролируется правящей партией [2].

Общество сейчас уже не осознает, что такое влияние тотального контроля в полной мере. Скорее, такой режим был характерен в периоды военных конфликтов, общей нестабильности. Так, тоталитарный режим прослеживался в, нацистской Германии, фашистской Италии, Португалии, СССР. Государством, в котором сохранились элементы тотального политического, государственного контроля, остаётся на сегодня Корейская Народно-Демократическая Республика.

Авторитаризм (власть, влияние) — политический режим, который характеризуется сужением или упразднением сфер применения принципов выборности государственных органов, обеспечения гласности деятельности управляющих органов и организаций, подотчетности и контроля со стороны населения [3]. Авторитаризм имеет во многом сходные с тоталитарным режимом признаки, среди них:

– народ не имеет власти, т. е. принцип всеобщего избирательного права отменен или имеет формальный характер, господствует принцип самостоятельного (единоличного) назначения;

– конституция носит декларативный характер, практически неэффективна;

– централизация руководства обществом, следовательно, и отсутствие разделения власти, ее концентрация в одних руках, у группы лиц;

– преобладание командно-административных, приказных методов, вмешательство в любую область жизнедеятельности общества;

– доминирование правящей партии;

– неправовой характер деятельности власти;

– снижение значимости прав и свобод граждан, отвержение демократических основ [4].

Современные государства с авторитарными режимами — Иран, Китайская народная республика.

Демократия («демос» — народ) — термин, наиболее часто использующийся в мире для характеристики взаимодействия государства и народа. Демократический режим как тип политического режима используется для обозначения народовластия, гарантия свободы и равноправия граждан, возможность доступа всех и каждого к управлению государством. Народ воспринимается как источник власти, граждане обладают наиболее широким объёмом прав и свобод.

Демократический политический режим трактуется со стороны двух подходов: плюралистический и элитарный. Сторонники первого подхода к демократии относятся как к политическому механизму, разрешающему законный доступ к принятию государственно значимых решений различным социальным группам. В рамках второго подхода, демократия — политический процесс, который обеспечивает осуществление законного, прямого отбора, выбора и функционирования политической верхушки [5, с. 56]. Демократический режим наиболее гуманный способ управления государства, комфортный в первую очередь для граждан, обеспечивающий ясность и открытость в принятии всех стратегически важных вопросов управления. Нет государств, которые не стремились бы создать условия (и или их видимость) для развития демократии.

Фактически, существует столько разновидностей форм государства, сколько сформировано государств в мире. И несмотря на имеющиеся различия, теоретиками достигнута цель выявления общих признаков всех существующих форм, что и позволяет дать оценку каждому элементу формы государства, изучить его составляющие, оценить эффективность государственного управления, для того, чтобы в дальнейшем предположить направление усовершенствования уровня взаимодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, политический режим, государственное управление, демократический режим, правящая партия, тоталитарный режим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: