Техосмотр в судовом билете нового образца

Обновлено: 24.04.2024

Судовые документы, выданные до 01.01.2018, действуют в течение срока, на который они были выданы (ФЗ от 03.07.2016 N 367-ФЗ).

Статья 14. Судовые документы

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. На подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

2) свидетельство о праве собственности на судно;

3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

4) мерительное свидетельство;

5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

Разрешения, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2022, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);

10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При плавании судов по морским путям в районах плавания, установленных организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса, без захода в иностранный морской порт не требуются судовые документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов. Документы, указанные в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 9 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

4. Судовая роль и указанные в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи журналы ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

5. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

6. На подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах и маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

1) судовой билет;

7. Судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному лицу, годность судна к плаванию. Форма и порядок ведения судового билета устанавливаются правилами государственной регистрации судов.

8. На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим эти документы.

01.03.22г. вступают в силу новые правила и новый регламент прохождения ТО для маломерных судов (некоммерческое использование). Там всё немного построже. И с резким уклоном в сторону бюрократии.
Но мы не будем ворчать и скулить. Предлагаю просто - ознакомиться со списком документов, которые надо будет предоставить для ТО, вместе с вашей лодкой (маломерным судном).

Для прохождения освидетельствования маломерного судна заявитель представляет: 1) заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту;

С документом на право собственности - просто. Это, выданный вам ранее, судовой билет. Или (если лодка новая и ещё не поставлена на учёт) - договор купли-продажи и документация производителя (видимо она и будет той самой документацией из пункта 3).

А вот, какую техдокументацию надо представить на старую лодку, которая уже лет 30 на учёте. У меня нет ответа на этот вопрос. Точно так же, как не могу подсказать - где брать тех.документацию на мотор, если он б/у и куплен с рук.

Переходим к следующим пунктам. Так же, надо предоставить и:

Странно только, зачем сделали исключение для судов, на которые ТР ТС не распространяется. Ведь они и регистрации не подлежат. А значит - и ТО им проходит не надо.

Вот седьмой пункт может стать проблемой для тех, кто (например) вырезал носовую палубу у "Прогресс 4" и оборудовал там фишплатформу. Или для тех, кто изменил конструкцию транца или других элементов силового набора лодки. Ведь, почти наверняка, никто эти изменения не оформлял документально.

И девятый пункт, из списка документов, которые надо предоставить на ТО:

Вы спросите: "А где же я возьму эти, ранее выданные акты?". Авторы данного регламента не поленились и прописали порядок действия (цитирую):

Вот ссылка, где найти это приложение № 2.

Я воздержусь от возмущённых фраз, типа "Доколе нас будут нагибать. ". Автору это делать не полагается. Моё дело - предоставить точную информацию, со ссылками и цитатами. И дать этому материалу свою, личную оценку. А по возможности - озвучить советы, как поступить правильно.

С советами, в этот раз, торопиться не буду. Скажу честно: сами сотрудники ГИМС ещё не всё из этого смогли понять.

У законотворцев бюрократическое недержание - но это же не повод и нам всем (вместе с инспекторами ГИМС) сходить с ума. А пока есть время, начинайте понемногу собирать те документы, которые можете. Чтоб потом не бегать в последние дни. Желаю всем добра и здоровья!

Здесь, о новых требованиях, которые отличаются от старого регламента проведения технического освидетельствования.

Последним пунктом статьи будет перечисление причин, по которым ваше судно может не пройти ТО. То есть, вам запретят его эксплуатацию!

Основные (важные) изменения, которые предполагает новый регламент:

1. Предоставить маломерное судно для освидетельствования в отделение ГИМС (быть заявителем о проведении освидетельствования) имеет право: Гражданин РФ (мы сейчас не говорим о случаях, если собственник юрлицо)

По старому регламенту (действующему до 1 марта 2022г.) предоставлять судно для ТО (технического освидетельствования) мог любой собственник судна (либо лицо, уполномоченное им). Гражданство РФ для этого не требовалось.

Далее.

2. В новом регламенте указано, что заявитель (лицо, предоставляющее судно для ТО) должно предоставить следующие документы:

Заявление о прохождении ТО; Документ, подтверждающий право собственности на судно; Техническую документацию на судно (это важно для самостроя), технический паспорт и данные о заводском номере - на мотор (лично я, считаю, что наличия шильды на моторе достаточно); Сертификат на маломерное судно или свидетельство о его классификации (если ваша лодка уже стоит на учёте - классификация уже указана в вашем судовом билете).

Для судов индивидуальной постройки (дополнительно к уже перечисленным пунктам):

Ранее не было указано, что на все маломерные суда надо предоставлять тех. документацию (как и на мотор). Было разделение на суда, которые уже стоят на учёте - и всё указано в судовом билете. И новые суда, которые вы только сейчас ставите на учёт (и у вас на руках есть техпаспорт производителя).

Новый регламент требует предоставление тех. документации на все суда. Надеюсь, что и в этом случае, данных указанных в судовом, будет достаточно. Иначе я даже не представляю, где буду искать техпаспорт на свой "Крым" 1990 года выпуска.

3. Заявление на предоставление услуги (прохождение ТО маломерного судна) можно подать либо непосредственно в отделении ГИМС. Либо через портал "Госуслуги". Либо в МФЦ.

4. Техническое освидетельствование (по новому регламенту - с 1 марта 2022) можно будет пройти в любом отделении ГИМС. Это не зависит от прописки и от того - где вы поставили на учёт своё маломерное судно. Так же, с 1 марта 2022 г. можно будет проводить и другие регистрационные действия - в любом отделении ГИМС (снятие, постановка на учёт, внесение изменений).

5. Определение массы маломерного судна (в спорном случае, когда оно весит "то ли больше 200 кг, то ли не больше. " определяется путём взвешивания (судно в полном комплекте - и с минимальным набором оснащения для безопасности). Это зафиксировано пунктом №90 нового регламента.

6. В случае необходимости, вы можете подать заявление, чтоб для проведения ТО - инспектор ГИМС приехал к месту нахождения вашего судна (иногда нет возможности доставить его в отделение ГИМС). Но, по новому регламенту, ГИМС вправе принять решение - есть у них возможность приехать к месту нахождения вашего судна или нет. В общем, на усмотрение ГИМС.

7. Ну и последний, важный пункт - перечисление причин (пункт №99 нового регламента), по которым вам могут запретить эксплуатацию вашего судна:

Маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

Освидетельствование маломерного судна проводится в любом по выбору заявителя подразделении ГИМС, вне зависимости от места регистрации и стоянки маломерного судна.

Обращение заявителя о предоставлении государственной услуги регистрируется в книге учета заявлений. Заявление может быть заполнено от руки, машинописным способом или распечатано посредством печатающих устройств. После регистрации заявителю сообщается присвоенный регистрационный номер и указывается время и место проведения освидетельствования маломерного судна. Все документы представляются на русском языке или должны иметь перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке.

Время освидетельствования маломерного судна может быть изменено в случае неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации осуществляется на плаву. Маломерное судно на освидетельствование предъявляется в технически исправном состоянии. Проверка состояния подводной части корпуса маломерного судна осуществляется в два этапа. Первый этап - во время зимнего отстоя судна, находящегося на берегу, или любое другое время, согласованное с заявителем. В случае зимнего отстоя судна в затоне подъем судна из воды для осуществления проверки состояния подводной части корпуса судна обеспечивает заявитель в сроки, согласованные с должностным лицом подразделения ГИМС. Результат проверки вносится в соответствующий раздел заключения, после чего заключение возвращается заявителю. Второй этап - при контроле обеспечения требований безопасности к маломерному судну в процессе эксплуатации.
При освидетельствовании маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества, заявитель обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду в согласованные с должностным лицом подразделения ГИМС сроки.

При освидетельствовании маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону), заявитель обращается в выбранное им подразделение ГИМС для проведения освидетельствования маломерного судна не позднее чем за 5 рабочих дней до запланированного перехода (перегона). Время и место проведения освидетельствования маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону), устанавливается по согласованию с заявителем с учетом запланированного времени перехода (перегона). Срок действия заключения по результатам освидетельствования маломерного судна, подготовленного к разовому переходу (перегону) ограничивается окончанием перехода (перегона).

Срок предоставления государственной услуги

Максимально допустимый срок предоставления государственной услуги с момента приема комплекта документов заявителя до отметки в судовом билете о годности маломерного судна к плаванию при условии положительного результата выполнения всех процедур, установленных Административным регламентом при проведении:

- проверки документов, необходимых для предоставления государственной услуги составляет до 15 минут;

- освидетельствования маломерного судна с проведением испытаний на плавучесть, остойчивость, непотопляемость (далее - мореходные качества) составляет до 480 минут;

- освидетельствования маломерного судна с наибольшей длиной (далее - длина маломерного судна) менее 6 метров составляет до 80 минут;

- освидетельствования маломерного судна длиной более 6 метров (далее - освидетельствование маломерного судна) составляет до 120 минут;

- освидетельствования маломерного судна подготовленного к переходу (перегону) составляет до 480 минут;

- оформление результатов государственной услуги составляет до 20 минут.

В срок предоставления государственной услуги по освидетельствованию не включается:

- время, затраченное заявителем для составления, подбора и комплектации документов, представляемых в подразделение ГИМС в целях получения государственной услуги;

- время доставления маломерного судна к месту проведения административных процедур, спуск маломерного судна на воду и его подъем из воды, переезда должностного лица к месту проведения освидетельствования;

- время, затраченное на подготовительную операцию, осуществляемую в целях проведения испытаний мореходных качеств маломерного судна;

- время на дополнительные проверки представленных заявителями документов, в случае возникновения сомнений в их подлинности и достоверности сведений указанных в них.

В случае возникновения сомнений в подлинности представленных заявителем документов или сведений, указанных в них, срок проверки документов, указанный выше, может быть продлен до 30 рабочих дней, о чем заявитель не позднее одного рабочего дня со дня принятия решения о необходимости проверки подлинности документов уведомляется руководителем подразделения ГИМС МЧС России. Уведомление направляется заявителю в письменном виде, посредством факсимильной связи или по электронной почте, либо вручается заявителю лично.



Съездил как-то в солнечную Италию руководитель МЧС, побыл там денёк и привез домой очень серьёзное намерение отменить в РФ техосмотр лодок, катеров и пр. маломерных судов в 2020 г. Эта новость нас порадовала в июле 2015 года. С тех пор прошли месяцы, но окончательное решение не принято. Более того этот вопрос больше нигде не поднимался и не обсуждался. Конечно водномоторная общественность — только за отмену техосмотра лодок. Но понятно, что мнения общественности тут далеко недостаточно. Поэтому пока техническое освидетельствование маломерных судов – обязательная процедура. Если ТО отменят, я тут же большими жирными буквами здесь об этом сообщу. Так что смело ставьте в закладки :).

Как проводится?

Процедура прохождения техосмотра маломерной лодки состоит из следующих этапов:

  • анализируются технические инструкции и документы на судно;
  • сверяется вместимость судна с его техническими характеристиками, чтобы выявить подпадает ли оно под обязательный техосмотр;
  • определяется минимальная высота надводного борта;
  • устанавливается высота волны, при которой лодка может держаться на плаву;
  • анализируется оснащенность спасательными и противопожарными средствами, другими мерами безопасности;
  • проверяется наличие навигации, сигнальных огней и других важных элементов конструкции.

Также при техосмотре обязательно проверяется уровень выбросов в атмосферу вредных веществ. Для этого тщательно анализируется работа двигателя. Такую диагностику инспекторы ГИМС вправе проводить даже при совершении плановых рейдов.

Если лодка ставится на учет ГИМС впервые, процедура техосмотра значительно упрощается. Инспектор проверяет функциональную базу судна, его технические характеристики и оснащенность средствами безопасности и первой необходимости. После этого составляется акт технического освидетельствования. Данные диагностической экспертизы вносятся в судовой билет, где также ставится штамп о прохождении техосмотра. В случае, если лодка впервые ставится на учет, но не имеет сертификата или ее технические характеристики не соответствуют данным, которые указаны в ПТС, судно проверяется на воде. Владелец ТС получает технический талон, который является базовым документом, подтверждающим прохождение техосмотра.

Согласно закону, диагностика транспортных средств производится ежегодно. Если процедура не будет проведена в срок, владельцу грозит штраф в размере 500 — 1000 руб.

Список необходимых документов

Для того, чтобы техосмотр состоялся, владелец лодки должен предоставить в ГИМС следующие документы:

  • удостоверение личности владельца транспорта;
  • заявление на прохождение техосмотра ТС;
  • техпаспорт судна;
  • судовой билет;
  • доверенность, если лодку предоставляет не ее владелец.

В индивидуальном порядке инспектор может потребовать документацию, подтверждающую технические характеристики ТС, инструкцию к деталям, если они были заменены, гарантийный талон и прочие бумаги.

Техническое освидетельствование маломерных судов

Напомню о двух вещах.

  • Маломерным считается судно, длинна которого не превышает 20 метров, а пассажировместимость не больше 12 человек.
  • Штраф за эксплуатацию маломерного судна при отсутствии техосмотра 500-1000 руб.

В каких случаях проводится техническое освидетельствование

  1. При регистрации в ГИМС судов индивидуальной постройки или не имеющих сертификата (с проведением испытаний на мореходные качества).
  2. Очередное ТО — в процессе эксплуатации. Сейчас периодичность прохождения установлена в 5 лет. Как правильно рассчитать дату очередного ТО см. ниже.
  3. Освидетельствование маломерного судна перед переходом в другой регион или перегоном.
  4. После устранения замечаний выявленных при техосмотре или после ремонта, переоборудования, аварии, а также для определения состояния маломерного судна по инициативе заявителя.
  5. Замена силовой установки (стационарный двигатель, ПЛМ).

Пункт 5 довольно творческий, неоднозначный и не всегда применим (например в случаях, когда новый двигатель точно такой же, как и предыдущий).

Согласно Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 820 Очередное освидетельствование проводится на берегу и на плаву. Т.о., в отличие от ежегодных технических осмотров в прошлом, когда инспектор проводил его на плаву, сейчас лодку смотрят и на воде (сюда входит испытание мореходных качеств, проверка на водотёчность и пр.), и на суше (состояние корпуса, силовой установки).

Стоит отметить, что при прохождении очередного ТО (а также при замене силовой установки) двигатель проверяется на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, в т.ч. двуокиси углерода (СО). Предельно допустимая норма выброса СО — не больше 4,8% от объемной концентрации СО в отработанных газах. Кстати, проверить чистоту выхлопа инспектор ГИМС может не только во рамках ТО, но и во время проведения соответствующих рейдов на воде. Сотрудники ГИМС пользуются переносными газоанализаторами с возможностью распечатки результатов («Инфракар-А-02»).

Новые лодки с моторами перед постановкой на учёт проходят первичное техническое освидетельствование согласно п. 2.3 приказа МЧС №501 от 20.06.2005. В данном случае первичное ТО проводится по упрощенной схеме: инспектор ГИМС осматривает лодку и мотор на суше. При этом

проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов)… минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием

Составляется акт первичного технического освидетельствования, данные из которого вносятся в судовой билет, и ставится штамп о прохождении ТО.

Если лодка новая, но без сертификата, либо заявленные в технической документации (паспорте) на судно параметры не соответствуют параметрам судна, представленного для технического освидетельствования, дополнительно проводятся испытания на воде. Оцениваются мореходные качества: плавучесть, остойчивость и непотопляемость. Это касается и впервые регистрируемых лодок индивидуальной постройки.

Какие документы Вы должны предоставить в ГИМС для проведения техосмотра

  1. Заявление судовладельца — .
  2. Паспорт.
  3. Если судно для процедуры ТО предоставляет не владелец — доверенность в простой письменной форме.
  4. Судовой билет.

Государственную пошлину за техосмотр лодки теперь платить не надо.

Как техническое обследование лодки происходит «в жизни»

Доставляете инспектора к лодке. Сначала показываете лодку на прицепе. Он осматривает корпус, делает фотографии «шильдика» на лодке, на моторе, затем — общий план. После «фотосессии» смотрит всё ли есть в лодке согласно требованиям норм оснащения маломерного судна. После чего лодку спускаете на воду. Инспектор проверяет мотор: ход на передней и задней передачах, на СО (если есть газоанализатор). Немного покатается. Если есть электоропомпа, проверит. Если есть магнитола, включит:). После чего инспектор составляет акт технического освидетельствования, который Вы вместе с заявлением отдаете в свою ГИМС. Потом забираете судовой билет со штампиком о пройденном техосмотре. Обычно так. Официальный регламент процедуры смотрите здесь (в формате MS Word 97-2003).

Ничего в подзаголовке странного не видите? Ну конечно, — не «обследование», а «освидетельствование» :). Привыкайте к новым терминам, уважаемый коллега.

Сроки проведения технического освидетельствования

Обратите внимание! Когда в 2012 г было «изобретено» новое ТО, при расчете срока очередного технического освидетельствования мы руководствовались Приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608. Там за точку отсчёта 5-летнего промежутка установлена дата государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов. Т.е., например, человек владеет лодкой с 2001 года, поставленной на учет в том же году. Последний техосмотр был в 2012 году (т.е. в третью «пятилетку» от 2001 г). Следовательно, очередное техническое освидетельствование его лодка должна пройти в 2016 г. Формула: 2001+5+5+5=2016. Так было до сентября 2013 года. Но сейчас всё по-другому.

Теперь согласно Постановлению № 820:

маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации

Что это означает? То, что независимо от даты государственной регистрации, теперь промежуток 5 лет для очередного ТО исчисляется с даты последнего техосмотра.

Расчёт для предыдущего примера теперь выглядит так. Например, лодка на учете с 2001 года, но это теперь не важно. Последний ТО был в 2012 году. Следовательно, очередное техническое освидетельствования лодка должна пройти в 2020 (а не в 2020, как выше) году. Формула: 2012+5=2017.

Ну а если техническое освидетельствование было в прошлом сезоне просрочено, понятно, что пройти его нужно до начала эксплуатации.

Как видите, ничего сложного.

Нормативная база









В каких случаях проводится техосмотр маломерного судна?

Маломерным считается судно, которое имеет длину не более 20 метров. На таком ТС могут располагаться не больше 12 пассажиров. Судно оснащено моторным двигателем. Однако не все лодки, которые подпадают под такое описание, должны проходить процедуру техосмотра транспортного средства.

Техосмотр маломерных судов не требуется в случае, если снаряженная тяжесть лодки не превышает 200 кг, при мощности мотора в 8 кВт. Под снаряженной массой подразумевается суммарный вес транспорта, мотора, снаряжения и дополнительного оснащения ТС. Такие лодки могут не стоять на учете в ГИМС — государственной инспекции по маломерным суднам.

Техническое освидетельствование маломерного судна проводиться в таких случаях:

  1. Когда на учет необходимо поставить судно личной разработки или лодку, которая не имеет сертификата от изготовителя;
  2. Если необходимо пройти очередной технический осмотр согласно плану;
  3. В случае, если судно перегоняется в другую страну или регион;
  4. При необходимости постановки на учет;
  5. После аварий, крупных ремонтов и устранения серьезных неполадок, а также по личной инициативе владельца судна;
  6. При замене основных деталей лодки (двигателя, мотора и т.д.).

Процедура техосмотра в обязательном порядке проводится как на суше, так и на воде.

ГИМС — регистрация маломерных судов в 2020 году

— С 2020 года начали действовать обновленные правила регистрации маломерных судов. Чтобы избежать штрафов, каждому владельцу водного транспорта полезно будет ознакомиться с основными изменениями законодательства.

К числу маломерных относятся судна, чья длина не превышает 20 метров.

Количество пассажирских мест на нем должно быть менее 12. Если на таком водном транспорте установлен двигатель мощностью менее 8 киловатт (10,8 л.с.), а сама лодка весит меньше 200 кг, то регистрация в ГИМС не нужна (стоит отметить, что масса высчитывается с учетом веса наиболее тяжелого мотора, рекомендованного производителем).

В противном случае эта процедура обязательна.

Правила регистрации были изменены согласно приказам МЧС №339 и №340. Теперь процедура проводится по месту жительства владельца лодки (ранее это можно было сделать и по месту нахождения судна).

Рекомендуем прочесть: Как онлайн получить справку о том что я гражданка грузии

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: