Техник судомеханик что за профессия

Обновлено: 25.04.2024

- это специалисты, обязанностью которых является организация бесперебойной и безопасной работы судовых механизмов, их технического обслуживания и ремонта, а также вахтенной службы экипажа машинного отделения.

Судомеханик - это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.
Основной работой судомеханика является периодический контроль основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, их обслуживание, обеспечение их бесперебойной работы во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок, плановые и аварийные ремонтные работы. Вахтенный механик точно следует установленным должностным инструкциям и заполняет предусмотренные технические документы. Если ситуация требует, то он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.

Судомеханик - личность загадочная. Это человек, который весь день постоянно что то разбирает, крутит, сверлит,матюкается, вечно испачкан маслом, но при этом считает свою профессию самой лучшей и убеждён что настоящий моряк должен хоть раз в своей жизни разобрать какую то исправно работающую большую штуку,по пачкаться ней, потом собрать её обратно так, чтобы не осталось лишних деталей. А если эта штука после этого будет работать, то механик возводится своими коллегами в ранг святых и пользуется большими почестями. Но пока что истории человечества ещё не известен не один святой механик…

Рабочее место судомеханика

Рабочее место судомеханика

Пиво в работе механиков играет очень важную роль. Штурмана конечно тоже любят пиво, но так как его любят механики, его не любит никто. Пиво является частью механического образа, его музой, стимулом, который утром толкает его на работу (чтобы заработать на пиво).
Так же, как нельзя представить шаурму без капусты или водителя маршрутки без мочалки для мелочи,так же нельзя представить и механика без пива. Пиво заменяет механику молоко на завтрак, “первое” на обед и десерт на ужин, и всё же он с нетерпением ждёт вечера чтобы после ужина можно было наконец то “попить пивкa”.Механик, который не пьёт или не любит пиво по словам своих коллег “або больной,або падлюка ” , поэтому он вызывает у своих коллег опаску и подозрения. Ведь хуже непьющего механика есть только ″бухой″ вахтенный штурман.

И развлечения у механиков странные. Часто их можно застать за довольно непонятными играми.
Например – один из них что-то ломает, а другие сначала бегают по машине с ключами под крики с матом Дедушки и чинят это, а потом бегают за тем, кто это поломал, тоже с криками и матом.
А бывает – придумают себе срочную работу на сутки, например разобрать половину главного двигателя и почистить его, причём даже не поднимаясь на обед и ужин, а питаясь только кофе с сигаретами. А когда поиграют, то отключаются на те же сутки едва переступив порог своей камеры, зато просыпаются довольные, с чувством выполненного долга,пока не спустятся в машину и не узнают что забыли поставить какую то маленькую детальку, и начинают играть заново. Иногда они устраивают пожары и играют в пожарников, но это бывает редко.

На первый взгляд механиков трудно отличить друг от друга. Но опытный наблюдатель всё же различает их по масляным рисункам на комбинезонах.

Eсли рисунка на комбезе нет, а точнее на нём нет ни одного чистого места, включая лицо, носки и резинку от трусов, то это самый младшенький - 4-й механик,которого направляют в самые трудно доступные места, а он в свою очередь делает это с энтузиазмом и удовольствием, потому как надеется на скорейшее повышение и хочет показать себя с самой лучшей стороны.

Если рисунок на комбезе состоит из разводов и потёков, то это 3-й механик. Он уже был 4-м, и поэтому знает, что от самоотверженной работы повышения не получить, а получить его можно от создания эффекта самоотверженной работы.

Поэтому в течении рабочего дня его постоянно можно встретить куда то спешащим, с задумчивым лицом и кучей инструментов,вываливающихся из карманов. Но за работай его застать можно крайне редко. Также он не забывает время от времени наносить на свой комбез и лицо новые масляные мазки,чтобы никто ничего не заподозрил.

Если механик иногда ходит по машинному отделению в белом комбезе с потёртостями и растянутостями в районе места для отдыха, при этом у него из кармана торчит новая блестящая отвёртка и разводной ключ – сомнений нет, это 2-й механик, обязанностями которого является ходить по машине в чистом комбезе с потёртостями и растянутостями в районе места для отдыха, торчащими из кармананов отвёрткой и разводным ключом, и давать советы младшеньким механикам.

А если наблюдателю сильно повезёт, то ему посчастливится увидеть некую личность в ослепительно белом выглаженном комбезе с ручкой и блокнотиком в кармане и постоянно что то высматривающим взглядом. Это сам Стармех, он же Dedushka, снизошедший из своих покоев в машинное отделение. А ведь ему и не надо пачкаться или что то чинить. Ему не надо даже носить разводной ключ в кармане для создания образа механика. Ему достаточно лишь появиться в машине, и тогда у всех механиков в радиусе его видимости коэффициент полезного действия возрастает в 2, а иногда и в 3 раза, в зависимости от того за каким занятием маленький механик был обнаружен.

Нельзя не упомянуть и про такую должность на судне как Электромеханик. Хотя на самом деле у него много имён – электришин, электрон, мегатрон, мегавольт, друид (так его называют те, кто верит что он повиливает светлячками в лампах) или просто Дима.

Электрон на судне как подкидыш. Его нельзя полностью отнести ни к механикам (хотя он ходит с отвёрткой в кармане) ни к штурманам (хотя он проводит на мостике много времени).

Но он на самом деле необходимый персонаж на судне. Ведь он умеет менять батарейки, чинить фонарики чинить всё, внутри чего есть провода или что-то на них похожее, после того как туда залезло штурман или механик, или что ещё хуже – повар.

Поэтому электромеханика (электрона) на судне начальство ценит и оберегает.

Имеется у механиков и своя штаб-квартира. Они её называют ЦПУ. Находится она где-то в центре машинного отделения и подходы к ней тщательно замаскированы под видом всяких мастерских, кладовок, коридоров. Это сделано для того чтобы… непонятно зачем это сделано, может для очередной механической игры, может “в прятки”. В этом помещении находится куча разных кнопочек, переключателей, мониторов, лампочек… в общем создаётся такое впечатление что механики придумали ЦПУ для игры в космонавтов.

Но на самом деле ЦПУ придумали специально для 2-го механика. Именно тут, в прохладе кондиционера, он проводит свой рабочий день, попивая кофе и играя в ZUMU или созерцая через окно как маленький маслёнок трудится не покладая ключей. А когда вдруг в ЦПУ заходит Dedushka, то 2й сразу начинает изучать с серьёзным видом какие то бумаги, заранее приготовленные ним для такого случая.

Судомеханик – существо гордое и самодовольное. Если штурман вдруг обращается к механику с просьбой починить что то, то механик будет растягивать этот момент как можно дольше, наслаждаться каждой минутой штурманского ожидания, но обычно это продолжается до тех пор, пока его уже не “попросит” Вождь. Потом он чинит то что нужно и вечером обязательно обсуждает с коллегами за ящичком пива то, что он оказал неоценимую помощь бестолковому штурману,который сам не смог сделать такую мелочь, как починить дизельный генератор.

Вообще штурманам с механиками лучше не ругаться. Потому что у механиков во владениях находится 2 жизненно важных для штурмана изобретения. Первое – это кондиционер.Механики обладают повышенной устойчивостью к высоким температурам, даже в 50 градусной жаре они чувствуют себя комфортно, бегая с вываленным языком. А вот штурман – создание чувствительное, и ему для нормального функционирования нужен нормальный климат. Механики это знают, и в любой момент могут сделать так, что кондиционер “поломается”, и “поломку” могут устранять довольно долго.

Второе необходимое для штурмана изобретение – это лифт. Иногда кажется что лифт придумали механики, которые в прошлом работали физкультурниками, чтобы время от времени отключать его и проводить физподготовку штурманов, которым приходится по многу раз за день бегать по 7 этажей вверх на мостик.

Но штурман потому и штурман, что он думает на перёд и у него всегда есть чем ответить неприятелю. И именно поэтому у него имеется на такие случаи специальное орудие, против которого механики бессильны. Это орудие называется “Телефон”. Как и штурмана, механики по очереди несут вахту. Но вахтенный механик в отличии от вахтенного штурмана имеет право ночью спать после тяжёлого трудового дня, а если выходит аларм, то штурман звонит механику и тот обязан встать с кровати, одеться и пойти проверить что случилось, проснувшись по дороге.

Но ведь бывают ложные алармы, вдруг возникшие, а потом также внезапно исчезнувшие. И вот как раз количество этих самых “ложных” алармов за ночь зависит от штурмана и его злопамятности.

На мостике механик очень редкий гость.То ли потому что там для них слишком холодно и светло, то ли потому что они боятся потерять над собой контроль и разобрать что-то пока штурман отвернётся.Но поднимаются они туда лишь для того чтобы позвонить домой, или одолжить пару пакетиков чая, после чего быстро, звеня ключами и болтами в карманах, убегают в своё убежище.

Все о судовом электромеханике

Роль электромеханика на корабле не менее ответственна, чем старшего механика или даже капитана. Этот специалист несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов.


Особенности

Корабельный электромеханик является специалистом, имеющим навыки работы с электрическими системами разной степени сложности — в его задачи входит ремонт и техническое обслуживание подобных установок. В его ведении находятся:

  • генераторы с электродвижением, а также без электродвижения;
  • распределительные щитки;
  • аварийные установки электропитания с берега;
  • гребная электроустановка;
  • электомеханическая составляющая блоков управления и судовых постов;
  • электронные и электрические элементы всех вариантов сигнализации;
  • сети аккумуляции тока;
  • размагничивающие механизмы;
  • электроприводы машинно-котельного оборудования;
  • электрическая составляющая рулевой системы;
  • осветительные приборы;
  • бытовая техника;
  • электроизмерительное оборудование.

Корабельный электромеханик обеспечивает максимально безопасную и экономную эксплуатацию всех вышеперечисленных механизмов, отвечает за его поддержание в функциональном работоспособном техническом состоянии.



Обязанности

В соответствии с ЕТКС в обязанности электромеханика на водном транспорте входит:

  • поддержание функциональности электрических сетей, судовой электростанции электрических сетей, любых корабельных механизмов и устройств автоматизации контроля, а также приборов сигнализации и многих других электроприборов;
  • составление графика работы корабельного электронного оборудования и плана осуществления профилактического ремонта;
  • предъявление электрооборудования транспортного средства органам Ростехнадзора;
  • выполнение техобслуживания аппаратуры электронавигационных систем;
  • мониторинг состояния источников питания;
  • составление смет и заявок на покупку запчастей, их приёмка и учет;
  • ведение базовой технической документации, связанной с использованием корабельного оборудования;
  • организация заземления корпуса корабля при постановке его в док.

В своей деятельности корабельный электромеханик должен использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность.

Кроме того, он руководствуется установленными актами об охране экологии и окружающей среды и защите труда, а также нормами и правилами техники безопасности на корабле.



Образование

В зависимости от квалификационной категории к образованию электромеханика на водном транспорте предъявляются разные требования. Судовой электромеханик 1 разряда должен иметь высшее образование по профильному направлению образовательной программы. Его опыт работы по профессии должен составлять не меньше 2 лет, приветствуются курсы переквалификации. Электромеханик 2 разряда должен иметь высшее образование без какого-либо требования к стажу работы. Электромеханик 3 разряда может иметь высшее либо неполное высшее образование. Каких-либо требований к стажу и иным знакам различия в данном случае не предусмотрено.

При получении профильного образования в рамках программ подготовки судовых электромехаников особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как:

  • действующие нормативные акты, распоряжения и правила, связанные с особенностями эксплуатации и техобслуживания электрического оборудования на водном транспорте;
  • нормативные документы, определяющие компетенцию органов технадзора за судами и организацию судовой службы;
  • действующие положения международной морской организации и конвенций в части сохранности жизни людей на воде, а также предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
  • электроавтоматика;
  • особенности организации труда на водном транспорте и основы экономики;
  • аварийно-спасательная работа и правила оказания первой помощи на воде.


Где работает?

Специальность судового электромеханика в наши дни не столь востребована и распространена как еще несколько десятилетий назад, поскольку большинство современных кораблей уже практически не нуждаются в больших экипажах. Даже океанский супертанкер может управляться командой из 30-40 человек, практически все функции на корабле выполняет автоматика.

Тем не менее эти специалисты могут найти работу на танкерах и кораблях, которые плавают в морях и реках. Как и любая другая профессия, работа, связанная с обслуживанием электромеханических систем на корабле, имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • конкурентоспособную зарплату, особенно если электромеханику посчастливилось устроиться на международный рейс;
  • полный социальный пакет и дополнительное страхование, включая медицинское;
  • льготы и доплаты за тяжелые условия работы.

Не обошлось и без недостатков. В первую очередь работа электромеханика физически тяжела, она требует внимательности и выносливости. Ну и, кроме того, в последние годы серьезной проблемой стала нестабильность заработка и отсутствие каких-либо карьерных перспектив.



Сколько зарабатывает?

На сегодняшний день практически все вакансии по направлению корабельной электромеханики предлагаются в приморских портах — в Санкт-Петербурге, Мурманске, Севастополе, Архангельске, а также на Сахалине и на Дальнем Востоке. Самым экономически выгодным вариантом для судового электрика будет возможность устроиться на работу на международный маршрут, это может долгое время обеспечить его занятостью и, соответственно, высоким окладом. Однако недостаток рейсов за границей состоит в том, что довольно часто они набирают команду разово, то есть после завершения контракта специалист вовсе не обязательно получает повторное предложение по работе.

В целом на сегодняшний день специалистам в этой сфере платят от 25 до 130 тыс. руб.

Все о судомеханиках

Судовой механик — это человек, занимающиеся эксплуатацией, а также техобслуживанием и ремонтом любого судового оборудования. На его плечи ложится обеспечение безопасности плавания. В нашем обзоре мы подробнее остановимся на должностных обязанностях судомеханика, особенностях получения профессии и перспективах карьеры этого специалиста.

Описание профессии

Механик на корабле относится к категории специалистов мореходства, основной задачей которых стала организация беспрерывного и безопасного функционирования всех технологических установок и механизмов на борту судов. Этот человек отвечает за бесперебойное, практичное обслуживание и последующий ремонт всей техники плавсредства. Основные задачи специалиста на этой позиции:

  • систематический контроль за всеми основными, а также вспомогательными механизмами, корабельным оборудованием и системами судовых машин, их техобслуживание;
  • проведение мелких ремонтных работ, устранение поломок, а также осуществление аварийных работ.


В своей деятельности механик скрупулёзно следует утверждённым трудовым инструкциям, он должен заполнять всю необходимую рабочую документацию. Если возникла аварийная ситуация, которая требует принятия незамедлительных мер безопасности, то судомеханик немедленно проводит действия, направленные на обеспечение безопасности плавсредства, а также сохранение жизней членов экипажа и пассажиров судна.

Рабочее место корабельного механика — это всё судно в целом и машинное отделение в частности. Условия работы неблагоприятные — трудовая активность связана с высокой влажностью, теснотой рабочего помещения, отсутствием естественного освещения, а также взаимодействием с масляными средами. Тем не менее бытовые условия судомехаников довольно комфортные — в распоряжении команды судна имеются каюты со встроенными санузлами, а также зоны общего пользования (место отдыха, кинозал, кабинеты и столовая).

Механику в силу особенностей своей профессиональной деятельности приходится работать далеко от родных и дома — это выдерживают не все люди. Длительность рабочего периода на корабле бывает различной. Например, круизные плавательные средства, работающие на небольших маршрутах, предполагают занятость в формате 2/2, когда две недели отведены для работы, а две недели — время отдыха. А вот на торговых кораблях рейс может длиться по 6 месяцев и более.

Организация деятельности на судне предусматривает деление суток на несколько периодов по 4 часа, их перераспределяют между тремя механиками так, чтобы они сменяли друг друга. Соответственно, каждый из них работает в режиме — 4 часа вахта и 8 часов отдыха. Судовой механик обязательно должен носить спецодежду.

Как правило, это костюм, состоящий из полукомбинезона и куртки, их шьют из стойкого к неблагоприятным природным условиям полотна.


Должностные обязанности

В должностные обязанности механика морского или речного корабля входят:

  • техническая эксплуатация главного и дополнительного энергетического оборудования, а также корпусных устройств, конструкций судовых систем, буровых платформ, автономных энергетических установок и плавательных устройств;
  • обслуживание корабельного электрооборудования и средств автоматики судов;
  • контроль соблюдения международных и национальных норм по эксплуатации плавательных средств;
  • разработка и организация мероприятий, гарантирующих повышение транспортной безопасности на судне;
  • обеспечение беспрерывности работы оборудования, оперативное выявление поломок и их ликвидация;
  • предотвращение аварийных ситуаций;
  • проведение экстренных и плановых ремонтных работ.

Помимо этого, судомеханик обязан ввести всю требуемую документацию.


Требования

Любое пребывание на корабле предполагает повышенные физические и эмоциональные нагрузки, а также возможность организма выдерживать непростые морские условия. К примеру, такая работа нередко сопровождается частыми головокружениями и тошнотой, которые вызываются морской болезнью. Наличие таких проявлений является противопоказанием к работе судомехаником. Этот работник должен в совершенстве знать конструкционные особенности и технологию работы всех базовых корабельных приборов и машин. Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение. Специалистам в данной сфере нужны знания металлов и их физико-химических особенностей, сфер использования. Этот работник должен хорошо разбираться в различных типах масел и топлива.

Что касается личных качеств, то здесь принципиальным станет наличие таких характеристик, как:

  • умение концентрировать внимание;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • мотивация к постоянному обучению;
  • аккуратность.


Обучение и карьерный рост

На корабельного механика обучают в Морской школе или Морской академии, эти учебные заведения имеются не в каждом городе России. В первом случае длительность обучения варьируется от 2,5 до 4 лет в зависимости от категории плавсредства и количества рабочих машин. По окончании учебы студентам выдается диплом о среднем специальном образовании.

Желающие получить высшее образование заканчивают Морскую академию по специальности «Силовое оборудование судна». Обычно по окончании 3-го курса будущий механик может переквалифицироваться на корабельного инженера-ремонтника. Срок обучения в данном случае составляет 4 года и предусматривает обязательную морскую практику сроком 1 год. Каждые 5 лет корабельный механик должен обязательно проходить курсы повышения профессиональной квалификации и экзаменационные испытания в Департаменте водных путей. По окончании учебных заведений дипломированный судовой механик может устроиться в судоходную компанию, а также в судостроительные и судоремонтные верфи.

Кроме того, они могут с успехом самореализоваться и в береговых организациях. Здесь они с легкостью реализуют свои профессиональные навыки на позиции ведущего энергетика, инженера или куратора проекта производственного предприятия.


Зарплата

Заработная плата всей команды машинного отделения обычно устанавливается трудовым договором и прямо зависит от должности и широты выполняемых профессиональных обязанностей. Кроме того, многие судоходные компании дополнительно оплачивают выполнение обязанностей старшего механика на корабле, проведение специализированных работ и занятость в сверхурочное время. Бонусом к зарплате идёт бесплатное питание, а также периодическая проверка состояния здоровья, ее проводят ежегодно за счет работодателя. Кроме того, все члены экипажа плавательного средства в обязательном порядке страхуются от причинения вреда здоровью вследствие выполнения трудовых задач.

В России судовые механики в среднем зарабатывают 35 тыс. руб., но точная цифра зависит от региона и компании, принявшей человека на работу. Анализируя сайты по трудоустройству, можно отметить, что минимально эти работники получают 25 тыс. руб., в то время как максимальный порог, к примеру, в Ростове-на-Дону, превышает отметку в 100 тыс. руб.

Сегодня мы расскажем вам о такой профессии, как техник-судомеханик. В статье будет раскрыта основная информация о том, кто же такой судомеханик и какая у него зарплата. Также вы узнаете градацию тарификации оплаты труда и от чего это зависит.

Иллюстрация на тему Судомеханик: зарплата по должностям, количество вакансий по зарплате

Сведения о профессии

Техник-судомеханик – это человек, который занимается эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом судового энергетического оборудования, а также обеспечивает безопасность плавания и организовывает работу структурного подразделения.

В его должностные обязанности входит:

  • техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок;
  • техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок;
  • контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна;
  • организация мероприятий, которые будут гарантировать транспортную безопасность;
  • обеспечение бесперебойной работы судна во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок и аварийных ситуаций;
  • проведение плановых и экстренных ремонтных работ.

Иллюстрация на тему Судомеханик: зарплата по должностям, количество вакансий по зарплате

Судомеханик, который находится на вахте должен точно следовать правилам, установленным должностной инструкцией, вовремя, а главное правильно вести необходимую документацию. Если требуют обстоятельства, то он обязан быстро принимать решения о мерах безопасности судна, его экипажа и пассажиров.

Рабочим местом специалиста является судно, а конкретнее – машинное отделение. Человек данной профессии работает в тяжелых условиях и в постоянном стрессе. Трудности составляет работа в масляной среде, тесном помещении, отсутствии естественного освещения. Специалисту часто приходится на долгий срок отлучаться от дома и семьи. Продолжительность рабочего дня зависит от типа судна и ситуации на борту.

На круизных кораблях длительность смены составляет 14 дней, потом столько же выходных. На торговых кораблях смена может затянуться от месяца до полугода. Рабочий день организовывается таким образом, что на одной смене работает три специалиста, каждый из них работает по четыре часа, а потом отдыхает восемь часов.

Профессия «Техник-судомеханик» на рынке труда России

По статистическим данным популярных сайтов поиска работы за последний месяц в России было открыто 2 454 вакансии по одной должности профессии «Техник-судомеханик» с указанием такой заработной платы в рублях:

  • средняя – 35 тысяч рублей;
  • минимальная – 24 500;
  • максимальная – 137 800.

Иллюстрация на тему Судомеханик: зарплата по должностям, количество вакансий по зарплате

Средняя заработная плата по должностям

Размер средней зарплаты составляет 35000 рублей по стране.

Распределение количества вакансий по зарплате

Давайте ознакомимся с градацией оплаты труба более подробно.

  • На рынке труда представлено 805 рабочих вакансий “Техник (все специализации)” с окладом от 12 000 до 28 000 рублей;
  • 1 240 вакансий с окладом от 28 000 до 54 000 рублей;
  • 296 вакансий с зарплатой от 54 000 до 80 000 рублей;
  • 93 вакансии с оплатой труда от 80 000 до 106 000 рублей;
  • 20 вакансий с заработной платой от 106 000 рублей.

Размер оклада зависит от специализации, квалификации, стажа работы, места работы и региона страны.

Средняя заработная плата с учетом всех должностей по регионам

Рассмотрим размер рабочего оклада по разным регионам страны в рублях:

  • Москва – 47 000;
  • Санкт-Петербург, Владивосток – 36000;
  • Екатеринбург, Казань, Омск – 34000;
  • Новосибирск, Красноярск – 31000;
  • Нижний Новгород, Воронеж – 30000;
  • Ростов-на-Дону – 29000;
  • Уфа – 28000;
  • Самара – 27000;
  • Пермь – 26000;
  • Челябинск – 25000;
  • Волгоград – 23000.

Можно сделать вывод, что наибольшее количество вакансий по специальности в России открыто в Архангельской области, второе место занимает Омская область, а третье – Краснодарский край.

Мы ознакомили вас с должностными обязанностями техника-судомеханика, так что если любите море и корабли, в данной специальности сможете совместить два любимых компонента, получать удовольствие от работы и приносить пользу своей стране.


Судовой механик - это специалист, обязанностью которого является организация бесперебойной и безопасной работы судовых механизмов, их технического обслуживания и ремонта, а также вахтенной службы экипажа машинного отделения.

Что представляет собой эта работа?

Судовой механик - это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.
Его основной работой является периодический контроль основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, их обслуживание, обеспечение их бесперебойной работы во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок, плановые и аварийные ремонтные работы. Вахтенный механик точно следует установленным должностным инструкциям и заполняет предусмотренные технические документы. Если ситуация требует, то он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.



Каковы условия работы?

Рабочей средой судового механика является судно. Рабочее место команды машинного отделения – это в основном машинное отделение. Вахтенный механик работает посменно и в тяжелых условиях (масляная среда, тесное помещение машинного отделения, отсутствие естественного освещения). В быту в распоряжении членов команды судна обычно находятся каюты с санитарными узлами и помещения общего пользования: столовая, рабочие комнаты и комнаты отдыха, кинозал и т.д. Разумеется, все зависит от судна и целей его использования.

Судовому механику приходится часто находиться вдали от дома. Это подходит не всем людям. Продолжительность рабочего времени на судне может быть очень разной. На круизных судах, работающих на коротких маршрутах, работники находятся по две недели на работе и две недели – свободные, на торговых судах рейс порой продолжается полгода подряд. Типичная организация работы на морском судне: сутки разделены между тремя судовыми механиками таким образом, что каждый из них находится на вахте в машинном отделении четыре часа, после этого следует восьмичасовой перерыв.

Судовой механик носит рабочую одежду, в основном, это выполненный из устойчивого к погодным условиям материала комплект, состоящий из штанов и куртки (или комбинезон), к которому удобно прикреплять небольшие рабочие инструменты, необходимые в каждодневной работе.

А требования к здоровью?
Работа на судне предполагает физическую и психическую нагрузку и наличие способности переносить морские условия. Например, работе на судне могут мешать головные боли и приступы тошноты, вызванные морской болезнью.

Какие знания, умения и свойства характера нужны в этой профессии?

Судовые механики должны знать строение и принципы работы всех судовых механизмов, уметь их использовать, обслуживать и ремонтировать. Основные умения и знания судового механика относятся к таким областям как техническая термодинамика, электротехника и электроника, гидравлика, прикладная механика, техническое черчение, технология металлов и учение о материалах. Он должен знать различные металлы и сплавы, а также другие неметаллические материалы конструкций, их свойства и области использования, различные виды топлива и масел. Судовой механик должен уметь пользоваться спасательными средствами и оказывать первую помощь, и в рамках сферы своей ответственности обеспечивать безопасность мореплавания. Он должен знать, как предотвратить возникновение пожара и уметь правильно действовать, если на судне произойдет возгорание.

Каковы требования в отношении образования, и каковы возможности обучения?

Выучиться на судового механика можно в Морской школе Эстонской морской академии. На базе основной школы можно учиться на судового механика (на суда общей мощностью головных машин до 750 kW), на базе средней школы – на вахтенного механика (на суда общей мощностью головных машин 750 kW и выше). Срок обучения соответственно 4 и 2,5 года, в обоих случаях приобретается среднее профессиональное образование.

Высшее прикладное образование по специальностям членов команды машинного отделения можно получить в Эстонской морской академии. На отделении «силовое оборудование судна» можно после третьего курса специализироваться на судового инженера-ремонтника. Вторая предлагаемая специальность – это холодильное оборудование. Срок обучения по каждой специальности составляет 4 года + 1 год морской практики.

Судовые механики должны через каждые пять лет проходить обязательные предусмотренные IMO (Международная Морская организация) курсы повышения квалификации и сдавать соответствующий экзамен в Департаменте водных путей.

Каковы возможности для карьерного роста и планов на будущее?
Основными местами работы судовых механиков являются судоходные фирмы, а также судоремонтные и судостроительные предприятия. На данный момент в Эстонии имеется около 1500-2000 судовых механиков. Наиболее крупными судоходными фирмами являются АО Tallink Grupp, AО Saaremaa Laevakompanii и АО Eesti Merelaevandus. Основная часть выпускников Эстонской морской академии отправляются на работу в зарубежные судоходные фирмы (так сказать “под флаг“); предполагается, что „под флагом“ работает 3000 эстонских моряков.

На береговых предприятиях, где также необходимы люди с техническими знаниями и умениями, судовые механики легко могут получить работу и работать на должности главного инженера, главного энергетика, руководителя проекта, руководителя предприятия.

Схожие профессии: инженер-судоремонтник, инженер-судостроитель, инженер-машиностроитель.

Доход и льготы

Команда машинного отделения, в общем случае, имеет конкретную заработную плату, установленную трудовым договором. Заработная плата зависит от занимаемой должности. Судоходные фирмы могут доплачивать за выполнение специальных работ и за сверхурочные часы. Заработные платы на эстонских судоходных фирмах, в свою очередь, значительно меньше по сравнению с теми, что выплачиваются за границей. Питание на судне бесплатное. Периодическую проверку состояния здоровья членов экипажа судна, которую, в зависимости от возраста, следует проходить или каждый год или раз в два года, оплачивает, в общем случае, работодатель. Члены экипажа судна застрахованы как от постоянных связанных с работой повреждений здоровья, так и на случай смерти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: