Технический план на основании решения суда

Обновлено: 19.04.2024

Оформление недвижимости – это одна из самых популярных тем в современное время. Покупка квартиры, строительство дома, перепланировка помещения.

Часто возникают вопросы как все это оформить? В данной статье мы постараемся раскрыть эту тему и расскажем, что такое технический план, для чего он нужен и где его взять.

Содержание:

Заключение

1. Для чего нужен технический план?

Начнем с того, что все, что касается недвижимости: приобретение квартиры, строительство дома или реконструкция уже имеющегося сооружения - однозначно связано с дальнейшей регистрацией своего права на данный объект. Часто возникают вопросы о том, что нужно для того чтобы право зарегистрировать?

Прежде всего нужно, чтобы Ваш объект был поставлен на государственный кадастровый учет, то есть сведения о нем должны быть внесены в единый государственный реестр недвижимости (Далее – ЕГРН). Любой объект недвижимости должен быть внесен в ЕГРН.

Для того, чтобы внести такие сведения в ЕГРН или внести изменения в уже имеющиеся сведения необходимо предоставить документы, в том числе и технический план в Росреестр.

В соответствии с Законом № 221-ФЗ, технический план - документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки на учет такого здания или сооружения, сведения о части или частях, либо новые (измененные) необходимые для внесения в ЕГРН сведения о таком объекте, которому присвоен кадастровый номер.

Итак, давайте для чего же необходим технический план?

1. Подача заявления на постановку объекта капитального строительства (далее – ОКС) на государственный кадастровый учет;
2. Внесение изменений после изменения основных характеристик - реконструкции, перепланировки и иных действий;
3. Внесение в ЕГРН сведений о части или частях здания или помещения, которые уже содержатся в ЕГРН;
4. Оформление любых сделок с ОКСами (купля-продажа, дарение, мена или раздел).


Говоря простым языком, это документ, без которого осуществить кадастровый учет и регистрацию права на ОКС не представляется возможным. Даже если речь идет о гостевом, садовом домике на вашем участке или об обыкновенном гараже.

Технический план нужен в том случае, если Вы, во время ремонта, сделали перепланировку помещения, квартиры. При этом, отметим, то масштабы изменений совершенно не важны, так как порой даже перенос одной стены меняет соотношение жилой и нежилой площади. Это должно быть отражено в техническом плане кадастровым инженером. Также техплан требуется при вводе нового объекта в эксплуатацию и снятии его с кадастрового учета (если объект был разрушен или снесен).

2. Виды кадастровых работ по изготовлению технического плана. Виды технических планов.

Виды технических планов определяются в зависимости того какой объект находится в работе, тот вид плана и изготавливает кадастровый инженер:

• технический план здания;
• технический план сооружения;
• технический план объекта незавершенного строительства;
• технический план помещения.

Что же входит в процесс подготовки технического плана?

1. Сбор, изучение и анализ исходных документов;
2. Проведение геодезической съемки здания или сооружения, обмер;
3. Обработка данных, которые были получены в результате обмера объекта капитального строительства;
4. Подготовка самого технического плана кадастровым инженером.

И уже последним этапом является передача заказчику работ в электронном варианте технического плана (в формате XML) для дальнейшего осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности, при необходимости, в контролирующем государственном органе.

Отметим, что технический план может быть подготовлен в отношении: помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении.

Для подготовки технического плана помещения необходимы будут:

на квартиру – технический паспорт, выданный БТИ до 1 января 2014 года, разрешение на ввод в эксплуатацию здания;
на квартиру в новостройке – разрешение на ввод в эксплуатацию здания, разрешение на ввод в эксплуатацию здания;
на квартиру после перепланировки – технический паспорт, выданный БТИ до 1 января 2014 года, проект перепланировки, разрешение на перепланировку и акт приема передачи, акт ввода здания в эксплуатацию;
технический план сооружения — это план инженерной конструкции, то есть дороги, линии электропередач, газопровода или водопровода, дамбы, железной дороги и других объектов;

техплан объекта незавершенного строительства - любые здания и объекты, возведение которых не завершено, требуется даже в том случае, если недвижимость все еще находится на стадии котлована.

Из чего состоит техплан? Он включает в себя сведения об объекте и состоит из двух частей: графического плана и текстового описания. Графическая часть — это план помещения, он показывает расположение объекта, в том числе этажность и план этажей, контуры помещения и площадь, текстовая часть - сведения о характеристиках и особенностях, а также данные заказчика и кадастрового инженера, который проводил измерения и готовил документ.

Сразу скажем, что многие люди, которые никогда не сталкивались с оформлением невидимости путают такие понятия как технический план и технический паспорт, другие думают, что это одно и то же.

В отличие от техплана в техпаспорте не содержится информации о территориальной привязке объекта недвижимости. техпаспорт требуется при продаже недвижимости, но его недостаточно для постановки объекта на государственный учет.

3. Требования к оформлению технического плана.

Вопросы о том, что нужно кадастровому инженеру для подготовки техплана очень популярны. Расскажем поподробнее.

Для начала, отметим, что требования к подготовке технического плана утверждены Приказом от 18 декабря 2015 г. № 953.

Для подготовки технического плана здания или сооружения требуются:

• выписка из ЕГРН на земельный участок, на котором расположен необходимый объект;
• проектная документация и разрешения на строительство, или разрешение на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, или технический паспорт на здание выданный БТИ до 1 января 2013 года;
• декларация об объекте недвижимости (при отсутствии документов);
• уведомления о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального и садового дома, строения, а также уведомления о соответствии требованиям градостроительного регламента;
• документа о присвоении адреса объекту недвижимости (акт органа государственной власти или местного самоуправления);
• сведения о заказчике работ (ФИО, адрес постоянного места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, СНИЛС).

Точный перечень необходимых документов зависит от объекта недвижимости и может варьироваться.

Отметим, что технплан подготавливается на базе геодезических изысканий, после выполнения специалистами обмеров точек высот и углов. Такой документ составляется уже введения здания в эксплуатацию.

Технический документ для квартир производиться в каждом случае индивидуально. Если жилье расположено в новом многоэтажном доме, владелец должен иметь договор с компанией-застройщиком либо другой документ, подтверждающий право собственности. Техплан оформляется после постановки всего дома на государственный кадастровый учет в ЕГРН. Если производиться перепланировка имеющейся квартиры, то потребуется поэтажная схема дома, с отметкой о положении квартиры и полные сведения о произведенных изменениях. Возможно, потребуется заказать измерения по-новому.

После получения исходной информации, проанализировав ее, специалисты межевой компании или индивидуальные геодезисты проведут геодезическую съемку, если это необходимо.

Особенности оформления техплана линейного объекта и сооружений.

Вопрос оформления прав собственности на линейные объекты очень актуальны в современном мире. Это и линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные пути и прочие.

Отметим, что стоит учитывать, при регистрации линейных объектов, что такие сооружения могут порой иметь огромную протяженность и расположены на территории нескольких кадастровых участков, муниципальных образований. Для каждого такого созданного линейного объекта должен быть оформлен отдельный документ. В таком случае объект условно разделяется на отдельные части (для оформления в разных кадастровых округах). Но в разделе технического плана «Заключение», обязательным будет указать количество частей линейного объекта.

Так же как и любой технический план сооружения, техплан линейного объекта, согласно законодательным нормам, состоит из двух частей: графической и текстовой. Документ обязательно заверяется электронной подписью квалифицированного специалиста, кадастрового инженера. По требованию заказчика техплан сооружения может быть дополнительно изготовлен в виде графического документа и также заверяется печатью и подписью кадастрового сотрудника.


4. Как получить технический план на объект недвижимости?

Для начала скажем, что подготавливать технический план имеет право только аттестованный кадастровый инженер. О том как выбрать специалиста мы писали ранее, отвечая на вопрос читателя нашего сайта, в разделе "Вопрос - ответ".

Поэтому собственнику объекта недвижимости, собрав все нужные документы, необходимо обратится владельцу объекта стоит обратиться в межевую компанию или к индивидуальному кадастровому инженеру и заключить с ним договор на подготовку технического плана.

Но считаем необходимым сказать, что сначала желательно проверить, действительно ли выбранный вами инженер имеет право готовить такие документы на официальном сайте Росреестра и ввести в поиск ФИО специалиста. Вы увидите всю информацию, которая касается выбранного кадастрового инженера.

Специалисты проверят предоставленные Вами документы на объект капитального строительства и в случае необходимости получат дополнительные документы в соответствующих инстанциях.

После того, как специалистами все документы будут подготовлены, их передадут Вам в бумажном и электронном виде. Технический план должен быть заверен личной печатью кадастрового инженера с его индивидуальным номером — без нее документ недействителен.

5. Образцы видов технических планов.

Образцы технических планов, а также документов, необходимых для подготовки такого технического плана, например, разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, проектная документация объекта недвижимости, опубликованы в разделе "Образцы. Техническая инвентаризация".



Заключение

Еще раз отметим, что любой объект капитального строительства, любой объект недвижимости необходимо поставить на государственный кадастровый учет. А для этого необходим технический план.

У технического плана нет срока давности. Если такой документ подготовлен по нормам законодательства, то он будет оставаться актуальным до тех пор, пока информация, содержащаяся в нем соответствует действительности. Изменениями считаются не только перестройки и реконструкции, но и снос отдельных построек, подключение коммуникаций, возведение новых объектов и изменения назначения помещений.

Подборка наиболее важных документов по запросу Технический план на основании решения суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Технический план на основании решения суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 09.11.2021 N 301-ЭС21-20253 по делу N А29-7120/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения антимонопольного органа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суд, установив, что технический план объекта капитального строительства является обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию и необходим для принятия решения о выдаче такого разрешения, а также основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и признания решения УФАС России незаконным. Повторно рассмотрев материалы дела, руководствуясь положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 31, 64, 66, 69 Закона N 44-ФЗ, суд апелляционной инстанции, установив, что технический план объекта капитального строительства является обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию и необходим для принятия решения о выдаче такого разрешения, а также основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, при этом не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и признания решения Коми УФАС России незаконным.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 N 15АП-20026/2021 по делу N А32-53989/2020
Требование: О признании права собственности на недвижимое имущество.
Решение: В удовлетворении требования отказано. В части указания, что решение является основанием для изготовления кадастровым инженером технического плана в целях внесения изменений в государственный кадастровый учет в отношении спорного объекта, суд указал на необоснованность требований истца, поскольку действующим законодательством установлен определенный порядок изготовления технической документации и решение суда не может являться таким основанием. В действующем законодательстве отсутствуют нормы, предписывающие судам указывать в резолютивной части судебного акта (по данной категории дел) о том, что решение является основанием для изготовления технического плана.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Технический план на основании решения суда

Нормативные акты: Технический план на основании решения суда

Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 6. Вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее снос части самовольной постройки или необходимость ее реконструкции, является основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением.

Приказ Росстата от 18.01.2022 N 19
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений" Введенные в эксплуатацию объекты индивидуального жилищного строительства показываются на основании данных Технического плана объекта ИЖС, который является обязательным приложением к уведомлению об окончании строительства (часть 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статья 58. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 58

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

4. В случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.

(часть 4 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

5. Вступившее в законную силу решение суда о сносе самовольной постройки (если сведения о такой постройке содержатся в Едином государственном реестре недвижимости) является основанием для подготовки после сноса такой постройки акта обследования здания или сооружения, снятия таких здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на них.

(часть 5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6. Вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее снос части самовольной постройки или необходимость ее реконструкции, является основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением.

(часть 6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7. В случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено отсутствие существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, снятие с государственного кадастрового учета таких объектов осуществляется без представления акта обследования.

(часть 7 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(часть 8 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

9. С заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случаях, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи, вправе обратиться:

1) правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты;

2) правообладатель соответствующих объектов;

3) уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.

(часть 9 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя, а также писем Росреестра от 23.11.2018 N 14-11781-ГЕ/18 и Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 06.12.2018 N Д23и-6550 по вопросу подготовки технического плана в том числе на основании решения суда.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 23 ноября 2018 г. N 14-11781-ГЕ/18

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке;

основанием для осуществления государственном кадастрового учета объекта недвижимости является в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), установлен перечень документов, на основания которых может быть подготовлен технический план, в частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013, разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.

При этом согласно вышесказанному пункту Требований, если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также заключаются в состав приложения к техническому плану.

Из обращения следует, что документы, предусмотренные пунктом 20 Требований для подготовки технического плана, отсутствуют. При этом на объект недвижимости (здание, сооружение, помещение, машино-место) решением суда признано право собственности.

Как представляется, если при вынесении решения судом был исследован вопрос о соответствии возведенного (реконструированного, перепланированного) объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам (проектной документации, разрешению на строительство, проекту перепланировки, если такие документы выдавались), - решение суда о признании права собственности на объект недвижимости, по сути для целей государственного кадастрового учета "заменит" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения (в связи с завершением строительства (реконструкции, перепланировки) объекта недвижимости), - изменения, которые должны были бы в них быть внесены (то есть фактически суд "легализовал" возведенный (реконструированный, перепланированный объект недвижимости), полагаем, что технический план может быть составлен на основании имеющихся документов (проектной документации, разрешения на строительство, проекта перепланировки), подготовленных в целях строительства (реконструкции и перепланировки) объекта недвижимости, и решения суда.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 декабря 2018 г. N Д23и-6550

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения и толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем, в пределах установленной компетенции и имеющейся в обращении информации полагаем возможным отметить следующее.

Принимая во внимание установленную процессуальным законодательством подведомственность дел судам, следует отметить, что в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные акты (постановления) в форме судебных приказов, решений, определений, постановлений.

Статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается в форме решения суда. Согласно статье 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в форме определений суда выносятся судебные постановления суда первой инстанции, которыми дело не разрешается по существу.

Аналогичные положения содержат статьи 167, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом из обращения не представляется возможным однозначно определить, какой судебный акт и связанные с ним правовые последствия интересуют заявителя:

определение суда, являющееся основанием для выполнения кадастровых работ (абзац первый обращения);

решение суда о признании права собственности на объект недвижимости или решение суда, обязывающее выполнить соответствующие кадастровые работы (абзацы пятый и шестой обращения).

Исходя из данного обстоятельства, относительно основания для выполнения кадастровых работ отмечаем.

В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) основаниями для выполнения кадастровых работ являются:

договор подряда на выполнение кадастровых работ, который заключается с кадастровым инженером заинтересованным в выполнении кадастровых работ заказчиком и должен соответствовать требованиям гражданского законодательства, а также Закона N 221-ФЗ; отдельные требования к договору подряда на выполнение кадастровых работ указаны в статье 36 Закона N 221-ФЗ;

определение суда - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при этом суд самостоятелен в выборе соответствующего кадастрового инженера, расходы, связанные с выполнением таких кадастровых работ, и денежное вознаграждение соответствующему кадастровому инженеру подлежат возмещению и выплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, кадастровые работы могут выполняться либо на основании договора подряда, заключаемого заказчиком кадастровых работ с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, указанными в статьях 32, 33 Закона N 221-ФЗ, либо на основании определения суда (в последнем случае договор подряда не заключается).

Учитывая, что часть 2 статьи 35 Закона N 221-ФЗ не содержит какой-либо регламентации действий суда при вынесении определений, являющихся основаниями для выполнения кадастровых работ, представляется что в данном случае подлежат применению соответствующие процессуальные нормы, в том числе положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие назначение и проведение судебной экспертизы, а также привлечение и участие специалиста.

Относительно решения суда о признании права собственности на объект недвижимости (как указано в обращении в качестве примера).

Однако следует заметить, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (с 1 января 2017 г. - ЕГРН), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

Требования к подготовке технического плана и составу, содержащихся в нем сведений, утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее - Требования N 953).

Пункт 20 Требований N 953 устанавливает особенности подготовки технического плана в зависимости от разновидности объекта недвижимого имущества, а также указывает на документы, которые содержат сведения о таких объектах и могут являться основанием и использоваться для подготовки технического плана.

В частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г., разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.

С целью соответствия включаемых в технический план сведений предъявляемым законодательством требованиям к созданию (изменению) объектов недвижимого имущества данный перечень документов носит открытый характер.

Данным пунктом также предусмотрено, что если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения технического плана. При этом в случаях если, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, согласно пункту 50 Требований N 953 в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится соответствующая информация. Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста, где приводятся обоснование иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии).

К примеру, если при вынесении решения судом был исследован вопрос о соответствии возведенного (реконструированного, перепланированного) объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам (проектной документации, разрешению на строительство, проекту перепланировки, если такие документы выдавались), то такое решение суда о признании права собственности на объект недвижимости, по сути, для целей государственного кадастрового учета "может заменить" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения (в связи с завершением строительства (реконструкции, перепланировки) объекта недвижимости). Также технический план может быть составлен на основании имеющихся документов (проектной документации, разрешения на строительство, проекта перепланировки), подготовленных в целях строительства (реконструкции, перепланировки) объекта недвижимости, и решения суда.

С учетом изложенного, вступившее в законную силу решение суда может являться документом, на основании которого сведения об объекте недвижимого имущества могут быть отражены в техническом плане.

Учитывая вышеизложенное, представляется, что возможность подготовки технического плана на основании решения суда зависит от предмета спора и содержания резолютивной части вступившего в законную силу решения суда.

Дополнительно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 27.06.2019 N ОГ-Д23-5909 по вопросу, касающемуся подготовки технического плана, необходимого для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении реконструированного сооружения, включенного в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 N 1300, сведения о котором ранее не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июня 2019 г. N ОГ-Д23-5909

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев совместно с Росреестром обращение по вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости, "образованный" в результате реконструкции, сообщает следующее.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, является Росреестр.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов, а также не уполномочено давать оценку возможности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в конкретном случае, в связи с чем Департамент недвижимости вправе высказать только мнение по поставленным вопросам.

Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. Таким образом, реконструкция сооружения, в результате которой изменяется протяженность такого сооружения, не влечет образование нового сооружения, в таких условиях речь может идти об изменении основных характеристик существующего объекта капитального строительства.

В силу пункта 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее - Требования), если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Исходя из обращения, необходимо осуществить учетно-регистрационные действия в отношении включенного в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, реконструированного линейного объекта, при этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на исходное (до реконструкции) сооружение в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не осуществлялись.

Отмечаем также, что решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: