Так как россия является федеративным государством ряд законодательных решений

Обновлено: 28.04.2024

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 31 >> Задание 31.3

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

Вопросы и задания:

1. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

2. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

3. Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

4. Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).

Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм - не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним согласно Конституции Российской Федерации (ст. 5) относятся:

- государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;

- равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

14. Законодательная власть в системе разделения государственной власти.

Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения гос.власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему сдержек и противовесов. Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти. Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы сдержек и противовесов. Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания обязательных для нее законов.

Принцип разделения властей является основным конституционным принципом. Этот принцип является общепризнанным и принимается за модель системы государственных органов практически во всех демократических государствах.

Носители гос. власти – гос. органы, наделенные в соответствии с законом соответствующими полномочиями.

Власть - способность воздействовать на других помимо их воли, используя принуждение. Власть - общественное явление. Государство – форма организации политической власти.

1. законодательная ( принятие законов, например, Гос.Дума)

2. исполнительная (осуществление управленческих функций, например, Правительство РФ)

3. судебная (применение закона - Верховный Суд РФ)

Принцип разделения властей провозглашает верховенство законодательной власти и подзаконность судебной и исполнительной властей.

Деление органов на исполнительные, законодательные и судебные не абсолютно. Например, Президент РФ занимает особое место в системе гос.власти и не может быть отнесен к какой-либо ветви власти. В российской системе гос.органов он выполняет роль арбитра между другими органами. Президент РФ является главой гос-ва, осуществляет управленческие полномочия и в то же время издает Указы.

Гос.Дума является законодательным органом и в то же время назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ. Верховный Суд является судебным органом, однако вправе издавать руководящие разъяснения, обязательные для нижестоящих судов.

Особое место в системе гос.власти занимает прокуратура. В Конституции РФ она рассматривается в главе, посвященной судебной власти, однако к судебной власти она не относится, поскольку не вправе осуществлять правосудие, а образует особую ветвь власти.

Органы различных ветвей власти осуществляют различные функции, самостоятельны и независимы друг от друга. В то же время органы, осуществляющие различные функции, способны оказывать влияние друг на друга, сотрудничать в достижении общегосударственных целей. Таким образом обеспечивается определенное равновесие между ними.

Разделение властей является одной из основ конституционного строя.

Принцип разделения властей является предпосылкой правового гос-ва и верховенства права.

Парламент - это общее название высшего выборного представительного органа законодательной власти государства.

Функции парламента состоят в следующем:

- законодательствовать, принимая законы страны,

- представительствовать, выражая общественные интересы,

- контролировать правительство, исполняющее законы.

Совокупность функций и полномочий парламента составляют его компетенцию. Компетенция парламента может быть ограничена чётким набором вопросов или быть неограниченной.

С точки зрения структуры существуют однопалатные, двухпалатные и трёхпалатные парламенты. В большинстве стран — двухпалатные. Как правило, члены верхней палаты назначаются, а нижней выбираются.

В России первые учреждения парламентского типа появилось в 1906 году и просуществовало до 1917 года, имел ограниченные полномочия.

При советской власти данный орган власти работал на основе принципов партийного подчинения, но не парламентских принципов.

В 1993-ем году Конституция РФ впервые назвала высший законодательный орган власти парламентом.

1. Становление и развитие России как федеративного государства.

2. Изменение субъектного состава Российской Федерации. Смена наименования субъекта Российской Федерации.

3. Основные характеристики российской модели федерации.

4. Принципы российского федерализма.

Становление и развитие России как федеративного государства

Становление и развитие России как федеративного государства прошло ряд этапов:

Этап – до 1918 года

- 25 января 1918 года – принимается Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая впервые провозгласила Россию федеративным государством. В ней говорилось, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик».

- 10 июля 1918 года – принимается Конституция РСФСР, которая юридически закрепила федеративное государственное устройство.

Особенностью федерации на этом этапе было то, что она создавалась на принципе автономии. Это значит, что не вся территория государства состояла из территорий субъектов федерации. На территории России в областях, отличавшихся особым бытом и национальным составом, могли создаваться автономные образования. В начале 1918 года такими автономными образованиями были только автономные республики. (Позднее появляются еще две формы автономий – трудовые коммуны и автономные области.)

Таким образом, формами автономий в составе России в 1918 – 1920 –е годы были:

- трудовая коммуна (со второй половины 1918 года);

- автономная область (с 1920 года).

Процесс формирования автономных образований в целом был завершен к 1922 году. Различия между видами автономных образований заключались в том, что автономная республика имела более высокий статус, в том числе имела свои органы власти.

Этап – 1922 год

В это время Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика вошла в состав Советского Союза Социалистических Республик. Юридически это было оформлено подписанием Договора об образовании СССР и принятием Конституции СССР 1924 года. Таким образом, РСФСР стала частью союзного государства. В этот период происходят изменения в федеративном устройстве самой Российской республики:

- трудовые коммуны как формы автономий были преобразованы в автономные республики;

- возникает новая форма автономий – национальный округ, первым из которых стал округ, образованный в составе Пермской области в 1925 году – Коми-Пермяцкий. Впоследствии были образованы Чукотский, Эвенкийский, Таймырский, Ненецкий и другие национальные округа. Таким образом, с созданием национальных округов автономию получили малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому до 70-х годов XX века формами автономий в составе РСФСР были:

Впоследствии Конституцией СССР 1977 года национальные округа были переименованы в автономные округа (данное название сохраняется и сегодня в Конституции РФ 1993 года). В результате Конституция РСФСР 1978 года закрепила в составе российского государства следующие формы автономий:

- автономная республика (их было 16);

- автономная область (их было 5);

- автономный округ (их было 10).

3 этап – 1990 год,который связан с существенными изменениями в федеративном устройстве РСФСР

12 июня 1990 год – принимается Декларация о государственном суверенитете в силу двух причин:

2) рост сепаратистских тенденций в составе самой российской республики и требования ряда республик выхода из ее состава.

Все эти события привели к принятию 31 марта 1992 года Федеративного договора, содержание которого предусматривали положения о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Фактически данный договор состоял их трех частей:

1. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и суверенных республик в составе РФ.

2. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и краями, областями, городами федерального значения.

3. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и автономной областью и автономными округами в составе РФ.

Договор имел важное значение на данный исторический период, который учеными называется «парадом суверенитетов»:

1) договор позволил сохранить целостность и единство государства;

2) договор признал субъектами Федерации такие территориальные образования как края, области и города федерального значения (до этого в составе РСФСР были лишь субъекты, образованные по национальному признаку);

3) в договоре были разграничены полномочия между органами власти Федерации и органами власти субъектов. Такое разграничение было необходимо, так именно в нем и заключается сущность федеративных отношений. При этом перечень вопросов, по которым законодательное регулирование осуществлялось исключительно РФ и исключительно субъектами РФ, был закрытым. Это являлось определенной гарантией соблюдения прав субъектов Федерации.

4) В договоре впервые устанавливался перечень совместного ведения РФ и ее субъектов, тех сфер, в рамках которых законодательное регулирование могли осуществлять как органы Федерации, так и органы субъектов Федерации.

Подписание Федеративного договора 1992 года вызвало среди ученых дискуссию о характере РФ и о том, каким именно документом была закреплена федеративная форма территориального устройства: либо Конституция РСФСР 1918 года (значит РФ является конституционной федерацией), либо данным Договором (значит Ф является договорной федерацией).

Этап – 1993 год

12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ, которая юридически закрепила федеративное устройство государства. Положения Федеративного государства вошли в нормы Конституции РФ. При этом в Заключительных и переходных положениях Конституции закреплено, что в случае несоответствия Федеративного договора Конституции РФ, действуют положения Конституции РФ.

В Конституции РФ в отличие от Федеративного договора нет упоминания о суверенитете республик. Она признала равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституция РФ 1993 года закрепляет шесть видов субъектов Российской Федерации:

1) республика – 22

4) города федерального значения – 3

5) автономная область – 1

6) автономные округа – 4

Всего 85 субъектов входят в состав Российской Федерации. Их перечень содержится в части 1 статьи 65 Конституции РФ.

Таким образом, Конституция РФ 1993 года предусматривает в составе Российского государства:

- национальные образования – это республики

- территориальные образования – это края, области, города федерального значения

- автономные образования – это автономная область и автономные округа.

Вывод: Таким образом, мы можем придти к выводу, что Российское государство прошло последовательный путь от унитарной формы устройства к федеративной, каждый из этапов которого знаменовался принятием нормативного акта конституционного значения.

Тенденцией развития федеративных отношений в Российском государстве на современном этапе является, прежде всего, изменение субъектного состава Российской Федерации (в сторону сокращения); исключение – принятие в состав РФ двух новых субъектов – Крыма и Севастополя.

В любом случае с 1993 года общее количество субъектов Российской Федерации сократилось с 89 до 83 (до марта 2014 года), сейчас их количество составляет 85.

Остановимся на данном вопросе более подробно.

2. Изменение субъектного состава Российской Федерациирегулируется

А)Конституцией РФ (глава 3) и

Б)Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и возможно в двух ситуациях:

1) включение в ст.65 Конституции РФ названия нового субъекта РФ в результате:

а) принятия в РФ нового субъекта. Это связано с предварительным заключением международного договора о добровольном территориальном присоединении другого государства либо его части с ратификацией такого договора и последующим внесением Президентов РФ в ГД проекта ФКЗ «о принятии в состав России нового субъекта».

Пример: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

б) образования в составе РФ нового субъектав результате объединения двух и более граничащих друг с другом субъектов РФ с предварительным проведением референдума в объединяющихся субъектах РФ. Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта». Название нового субъекта вносится в Конституцию (в ч.1 ст.65) на основе выше указанного ФКЗ.

2004 год - объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (образован Пермский край)

2005 год – объединение Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (Красноярский край включил в свой состав автономные округа)

2006 год – объединение Камчатской области и Корякского автономного округа (образован Камчатский край)

2006 год – объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская область включила в свой состав автономный округ)

2007 год – объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (образован Забайкальский край).

2) изменение названия уже существующего субъекта РФпроисходит по его собственной инициативе по итогам проведения референдума без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (Постановление от 28 ноября 1995 г.). Согласно данному Постановлению изменения наименования субъекта РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

Примеры смены названия субъекта:

- изменение наименования Ханты-Мансийского автономного округа на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

- изменение наименования Чувашской Республики - Чаваш республики на Чувашскую Республику – Чувашию

- изменение наименования Республики Калмыкия - Хальмг Тангч на Республику Калмыкия

- изменение наименований Ингушской Республики на Республику Ингушетия

- Республики Северная Осетия на Республику Северная Осетия - Алания

Вывод: Таким образом, федеративные отношения в Российском государстве имеют свойство изменяться. Все подобные изменения в обязательном порядке отражаются в тексте Конституции РФ.

Основные характеристики российской модели федерации

1) по способу возникновения – РФ является федерацией, созданной «сверху», то есть по воле федеративного центра (это следует из фактически принудительного для субъектов Федерации заключения Федеративного договора 31 марта 1992 года);

2) по принципу формирования субъектов федерации – смешанная федерация, присутствуют субъекты федерации, образованные по национальному и по территориальному принципу.

3) по статусу субъектов в составе федерации – ассиметричная федерация, так как субъекты федерации неоднородны по своей правовой природе и юридическому статусу.

4) по способу юридического оформления федерации - договорно-конституционная федерация. Большинство ученых склоняются к этой позиции. Это следует из того, что хронологически первым документом, закрепившим федеративную форму устройства, выступил Федеративный договор от 31 марта 1992 года, затем была принята Конституция РФ, также провозгласившая на самом высшем уровне федеративное устройство. И на сегодняшний день все изменения, которые касаются федеративного устройства Российской Федерации, происходят с учетом изменений, вносимых в текст Конституции РФ.

5) по способу разграничения полномочий – кооперативная федерация, так как Конституция РФ закрепляет три сферы полномочий (исключительные полномочия РФ, совместные полномочия РФ и субъектов РФ, исключительные полномочия субъектов РФ).

6) по роли федерального центра – относительно-централизованная федерация, так как большинство решений принимает федеральный центр, большая часть налогов поступает в федеральный центр;

7) по форме правления – республика;

8) по национальному составу – многонациональная федерация.

Таким образом, совокупность всех уникальных признаков Российской Федерации позволяет говорить о российской модели федерации.

Согласно действующей российской Конституции, наша страна является федеративным государством.

Как известно, федерация есть форма сложной государ­ственности, предполагающая наличие в своем составе отно­сительно самостоятельных субъектов. Согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, субъект фе­дерации — это государственное образование, не обладающее суверенитетом. В различных федеративных государствах субъекты имеют неодинаковые официальные наименования: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Канада, Па­кистан), земли (Австрия, ФРГ), кантоны (Швейцария)[67].

Общепризнано, что федерация реальна только тогда, когда в ней одновременно и в максимально полной мере обеспечи­ваются интересы государства в целом и его субъектов и тем самым интересы всего проживающего в ней населения. Это возможно лишь тогда, когда носителем государственного су­веренитета является федерация в целом, а составляющие ее части — субъекты федерации — соучаствуют в решении фе­деральных проблем, не будучи суверенными государствами.В Конституции Российской Федерации не только закреп­ляется система «видов» субъектов Федерации (ст. 5) — рес-

публики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область, — но и приводится конкретный их перечень.

Из анализа юридической природы субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией России статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собствен­ного законодательства, территориального верховенства, осо­бого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью именно в составе федера­ции, то членам федерации присуща природа квазигосудар­ственного союза, как субъекта права, по ряду признаков идентичного государству в собственном смысле[68]. Россия как федеративное государство:

1. Имеет свою Конституцию, принятую путем всенарод­ного

голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального зна­чения, автономный округ, автономная область — свой ус­тав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Российской Федерации.

2. Обладает своей территорией, которая включает в себя

территории ее субъектов, внутренние воды и территориаль­ное море, воздушное пространство над ними. На террито­рию России распространяется ее суверенитет, и в ее преде­лах Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо­венство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Характеризуется наличием единого общероссийского

гражданства. Принципы гражданства Российской Федера­ции и правила, регулирующие отношения, связанные с граж­данством РФ, основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства определены Феде­ральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Рос­сийской Федерации».

4. Имеет общие для всей страны высшие органы государ­ственной

власти. Акты, принимаемые федеральными орга­нами законодательной, исполнительной и судебной власти,

являются обязательными для каждого субъекта РФ и дей­ствуют на их территории.

5. Имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Участвует в межгосударственных объединениях. Од­новременно субъекты РФ имеют право внешнеполитиче­ских и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внеш­неэкономических связей субъектов Российской Федерации».

7. Строит отношения со своими субъектами посредством

разграничения предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Российской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъек­ты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти (ст. 73).

Россия как федеративное государство продолжает совер­шенствоваться в рамках правовых возможностей и требова­ний, заложенных Конституцией РФ. В частности, в процес­се федеральных реформ осуществляются:

— инициированное самими субъектами их объединение, что ведет к снижению числа субъектов РФ;

— обеспечение единства правового пространства страны;

— упорядочение организации и деятельности органов го­сударственной власти субъектов РФ;

— наведение федеративной дисциплины посредством вве­дения механизмов ответственности и федерального вме­шательства. В узком смысле федеральное вмешатель­ство — это специально установленный конституцион­ными нормами институт, имеющий особые цели и ос­нования применения. В юридической литературе не­безосновательно высказывается мнение, что наличие такой меры является необходимым признаком под­линно федералистских отношений[69]. Основная цель его конституционного закрепления — защита конститу­ционного строя.

Ни в Конституции, ни в законодательстве России термин «федеральное вмешательство (интервенция, принуждение)»

не употребляется. Вместе с тем определенную конституци­онную возможность для федерального вмешательства с це­лью обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Фе­дерации открывает ч. 4 ст. 78 Конституции РФ[70].

Очевидно, что упомянутые реформы не последние на пути к построению сильного демократического федеративного го­сударства в России. Существует еще немало проблем, тормо­зящих приближение заявленных в Конституции РФ целей.


Тип 19 № 2214

Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.


Тип 17 № 2212

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: