Таблица сигналов для связи между ледоколом и проводимыми судами

Обновлено: 19.04.2024

Проводка судов ледоколами позволяет значительно повысить степень без­опасности работы во льдах, что достигается следующим:

  • при лидировании судна ледокол не только разрушает и измельчает встреча­ющийся лед, но и осуществляет промер глубины на пути плавания, что наря­ду с уменьшением взаимодействия корпуса и движительного комплекса ве­домого судна со льдом исключает возможность его посадки на мель;
  • при застревании судна в условиях ледовых сжатий ледокол, окалывая его, создает «ледовую подушку» из мелкобитого льда, предотвращая взаимодей­ствие корпуса судна с крупными льдинами, способными повредить корпус и винто-рулевую группу;
  • при ухудшении ледовых условий, судно, неспособное двигаться в канале са­мостоятельно, может быть взято ледоколом на буксир и выведено из опасной зоны;
  • при застревании и заклинивании крупнотоннажных судов при форсировании ледовых при перемычек ледокол проталкивает судно сквозь перемычку, ра­ботая с ним тандемом;
  • наличие на линейных ледоколах бортовых вертолетов позволяет осуществ­лять ближнюю тактическую разведку льдов, выбирать наиболее легкие про­ходы, уклоняться от тяжелых нагромождений на пути следования;
  • размещенные на борту ледокола вертолет, аварийно-спасательный и водо­лазный комплексы, а также средства ЛРН, позволяют в удаленных районах Арктики и Антарктики оказывать своевременную помощь по ликвидации аварии и снятию людей с терпящего бедствие судна.

Организация плавания во льдах

Плавание судов во льдах замер­зающих морей имеет четкую организа­цию и регламентируется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед, которые печатаются в лоциях мо­рей и Правилах плавания в определен­ной акватории.

Ледокольная проводка судна включает в себя плавание судна в про­деланном во льду канале за ледоколом на буксире, без буксира в одиночном плавании или в составе ледового кара­вана, а также следование судна при непосредственном участии или в сопровождении ледокола.

Момент осуществления радиообмена между судном и ледоколом является началом ледокольной проводки.

Моментом окончания ледокольной проводки судна является время выхода ледового каравана на чистую воду при условии подтверждения по радиосвязи ка­питаном ледокола окончания ледокольной проводки.

С подходом к точке формирования ледового каравана, которая устанавлива­ется организацией, оказывающей услуги по ледокольной проводке, или, в случае проводки ледоколом одного судна, капитаном ледокола, судно устанавливает ра­диосвязь с ледоколом на 16 канале УКВ радиостанции и действует в соответствии с его указаниями.

Формирование ледового каравана осуществляется организацией, оказываю­щей услуги по ледокольной проводке.

Порядок расстановки судов в ледовом караване устанавливает капитан ледо­кола, осуществляющий руководство ледовым караваном.

Суда, включенные в состав ледового каравана, по команде ледокола, осу­ществляющего ледокольную проводку, переходят на канал ОВЧ, указанный ледо­колом.

Ледовым караваном руководит капитан ведущего ледокола, осуществляюще­го ледокольную проводку судов.

Капитан судна, при следовании в ледовом караване под проводкой ледокола, обязан обеспечить:

  • занятие судном места в ледовом караване, установленного ему капитаном ледокола;
  • соблюдение судном места в ледовом караване, скорости движения судна и дистанции до судна, находящегося впереди него, установленных капитаном ледокола;
  • выполнение указаний капитана ледокола, связанных с ледокольной провод­кой;
  • немедленную передачу на ледокол информации о невозможности сохранять установленные для судна место в ледовом караване, скорость и/или дистан­цию до другого судна в ледовом караване;
  • проверку уровня воды в льяльных колодцах каждый час и после сильных ударов судна о лед;
  • немедленную передачу на ледокол информации о полученных судном по­вреждениях.

Суда, следующие за ледоколом во льду, руководствуются сигналами, подаваемыми зву­ковыми средствами или по радиосвязи. Любой сигнал, поданный ледоколом или другим суд­ном, дублируется каждым позади идущим суд­ном последовательно, начиная с судна, ближай­шего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал. Указания ледокола, переданные с помощью этих сигналов, выполняются судами немедленно. Использование сигналов для связи между ледоколом и проводимым им суд­ном не освобождает эти суда от выполнения требований МППСС-72.

В случае аварийной ситуации и при необходимости срочно изменить режим движения идущих в караване судов, переданные по радио команды «Уменьшите ход», «Немедленно остановите судно» и «Мои машины работают на задний ход» обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.

Международные сигналы употребляемые для связи между ледоколом и про­водимыми им судами указаны в таблице 1.

Сигнал К «Кило» (тире, точка, тире), передаваемый звуковыми или свето­выми средствами, может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.

Сигнал «точка, точка, тире, точка, точка», переданный с ледокола, означа­ет: «Прекратите продвижение вперед» и дается только судну, находящемуся в ле­довом канале впереди ледокола и приближающемуся или удаляющемуся от него. Этот же сигнал, переданный с судна на ледокол, означает: «Я прекратил движение вперед». Указанный сигнал не должен передаваться по радио.

Однобуквенные сигналы, если ими обмениваются ледокол и проводимые суда, имеют только те значения, которые указаны в МСС, и должны передаваться только с помощью звуковой и визуальной сигнализации или по радио, дополнительно мо­гут применяться и двухбуквенные сигналы:

  • WM«Уйски Майк» – ледокольная проводка сейчас начнется, используйте специ­альные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, зрительными и радиосигналами;
  • WO«Уйски Оскар» – ледокольная проводка окончена, следуйте по назначению.
Международные сигналы для связи между судами
НомерСигнал по МССЗначение сигнала
с ледоколас проводимого судна
1234
1А (Альфа)
точка, тире
Идите вперед (следуйте по
ледовому каналу)
Я иду вперед (следую по ледовому каналу)
2G (Голф)
тире, тире, точка
Я иду вперед, следуйте за
мной
Я иду вперед, следую за вами
3J (Джулиэт)
точка, тире, тире, тире
Не следуйте за мной (следуйте по ледовому каналу)Я не следую за вами (буду
следовать по ледовому каналу)
4Р (Папа)
точка тире, тире, точка
Уменьшить ходЯ уменьшил ход
5N (Новэмбер)
тире, точка
Застопорить двигательЯ стопорю двигатели
6Н (Хотэл)
точка, точка, точка, точка
Дайте обратный ход двигателямДаю обратный ход двигателям
7L (Лима)
точка, тире, точка, точка
Немедленно остановите
судно
Я останавливаю судно
84 (Картэфоур)
точка, точка, точка, точка, тире
Стоп. Я застрял во льдуСтоп. Я застрял во льду
9Q (Кэбэк)
тире, тире, точка, тире
Сократите расстояние между судамиЯ сокращаю расстояние
между судами
10В (Браво)
тире, точка, точка, точка
Увеличьте расстояние между судамиЯ увеличиваю расстояние
между судами
115 (Пантафайв)
точка, точка, точка, точка, точка
ВниманиеВнимание
12Y (Янки)
тире, точка, тире, тире
Приготовьтесь принять (отдать) буксирЯ готов принять (отдать)
буксир

Формирование каравана для ледовой проводки

Для проводки во льдах несколько судов объединяют в караваны. Простой караван — группа судов, ведомых одним ледоколом; сложный — группа судов, ве­домых несколькими ледоколами. В зависимости от обязанностей, возложенных на них во время проводки судов, ледоколы бывают ведущими, вспомогательными и обеспечивающими.

Ведущий — это ледокол, прокладывающий канал для кара­вана. Его капитан непосредствен­но руководит проводкой – выбира­ет маршрут следования каравана, назначает порядок следования су­дов (ордер), дистанцию между су­дами и скорость каравана, дает распоряжения о взятии на буксир, оказании помощи. На ведущем ле­доколе прокладывают основной курс, сосредоточивают данные по ледовой обстановке и метеоусло­виям плавания. С вертолета, базирующегося на ведущем ледоколе, проводят ло­кальную ледовую разведку.

Вспомогательный — это ледокол (или несколько ледоколов), занимающий место в караване по указанию ведущего и обеспечивающий околку впереди иду­щих и проводку позади идущих судов каравана.

Обеспечивающий — это ледокол, закрепленный за определенным участком ледовой трассы; проводит суда через ледовые перемычки, дает рекомендации для их самостоятельного следования.

Место в караване назначают с учетом размеров судна, прочности его корпу­са, мощности двигателей, маневренных элементов, загрузки, технического состоя­ния, опытности капитана и конкретной ледовой обстановки. Крупные суда, лишь немного уступающие по своей ширине ледоколу, как правило, ставят первыми за ледоколом. Концевыми ставят суда, имеющие мощные двигатели и управля­емые опытными капитанами, поскольку им приходится следовать в наиболее сложных условиях. В тяжелых льдах впереди судна со слабым корпусом ста­вят судно с прочным корпусом и мощ­ной машиной, которое выравнивает ка­нал за ледоколом и очищает его от оставшихся за ним крупных льдин.

Простой караван состоит из одно­го ледокола и следующих за ним судов. Число судов зависит от длины остающегося за кормой ледокола чистого ото льда канала. Обычно линейный ледокол проводит 3-4 судна. Однако если лед дрейфу­ет и наблюдается сжатие, в силу чего канал закрывается сразу за кормой ледокола, он сможет проводить одновременно не более одного судна.

Построение сложных караванов различно и зависит от ледовой обстановки. За ведущим ледоколом следуют транспортные суда, а за ними вспомогательный ледокол ведет свою группу судов (рис. 1). В обязанности вспомогательного ле­докола входят также наблюдение за впереди идущими судами и их околка. Конце­вым обычно ставят судно класса Arc, которое также в случае необходимости может околоть впереди идущие суда.

Ледокол

Рис. 1 Построение сложного каравана при ледовой проводке

Для проводки судов в сплоченных дрейфующих или припайных льдах кара­ван формируют небольшим: 2 ледокола и 3-4 транспортных судна. Вспомогатель­ный ледокол идет за ведущим, транспортные суда следуют за вспомогательным ле­доколом. При этом ведущий ледокол имеет возможность уйти вперед и заблаго­временно прокладывать путь каравану, форсируя тяжелые перемычки, а второй ле­докол занят только проводкой судов.

При проводке одним ледоколом каравана из трех-четырех судов порядок формирования каравана немного отличается от вышеописанного (рис. 2).

За ледоколом в караване следует самое слабое по корпусу и мощности энер­гетической установки судно. Задача капитана этого судна — следовать со скоро­стью, указанной с ледокола. Капитан ледокола сам следит за дистанцией до судна, поддерживает ее равной двум-трем длинам корпуса судна, в отдельных случаях со­кращает ее до минимума. При необходимости самое слабое судно ледокол берет на буксир «вплотную».

Караван судов

Рис. 2 Проводка ледоколом каравана судов

При составлении караванов из судов нескольких типов стремятся ставить маломощные суда позади мощных. Тогда караван выглядит так: «мощное судно — слабое судно» — «мощное судно — слабое судно» и т. д. Если имеются суще­ственные различия в длине и ширине судов, то, как правило, узкое судно должно следовать за широким. Это вызвано, тем, что широкое судно препятствует затяги­ванию канала и за ним образуется широкое разрежение, по которому узкому судну продвигаться значительно легче.

Дистанция между судами каравана

Планируя расстановку судов в караване, капитан ведущего ле­докола не всегда может учесть все особенности судов, поэтому окон­чательно сформировать караван и расставить суда можно уже в процессе проводки. Капитан ледокола назначает дистанцию между суда­ми, которая должна тщательно сохраняться при движении во льду. Правильно выбранная дистанция способствует наибольшей эффективности проводки.

Наибольшей скорости проводки во льдах можно достигнуть в том случае, когда дистанция между судами минимальна, так как каждое судно будет использо­вать канал впереди идущего ледокола или судна, пока этот канал не успел закрыть­ся льдом. Чем больше дистанция между судами, тем быстрее затягивается канал льдом и тем труднее судну следовать по нему.

В то же время уменьшение дистанции увеличивает опасность столкновения при внезапном снижении скорости идущего впереди ледокола или судна. Очевид­но, что наибольшей эффективности можно достигнуть при проводке на некоторой безопасной дистанции, под которой понимается минимально допустимое расстоя­ние между судами, исключающее столкновение в случае внезапной остановки впереди идущего судна.

Допустимая дистанция не является постоянной величиной и зависит от ледо­вых и метеорологических условий и тормозного пути проводимых судов. Чем быстрее закрывается канал за ледоколом, тем дистанция между судами должна быть меньше, и наоборот. Так, если тормозной путь судна, т. е. путь, который оно проходит вперед с момента перевода машины с полного переднего хода на полный задний до момента полной остановки, равен 2,5 кабельтова, то это будет мини­мально допустимая (безопасная) дистанция при следовании в редком льду. Ухуд­шение ледовых условий потребует сокращения дистанции.

Поскольку при ухудше­нии ледовых условий снижается скорость судов, уменьшение дистанции (конечно, с учетом тормозного пути) не увеличивает опасности столкновения судов в караване. При сплоченности льда от 6 до 8 баллов дистанция между судами каравана может быть сокращена до 1 кабельтова, при сплоченности льда более 8 баллов и это расстояние становится слишком большим.

Скорость каравана

Скорость назначает капитан ведущего ледокола. При этом он исходит из технических возможностей наиболее слабого судна в караване, учитывая его ледо­вый класс, его маневренные способности и прочность корпуса. Скорость, которую может развить судно во льду, зависит от мощности его энергетической установки и пропульсивных качеств, в то же время допустимая скорость определяется прочно­стью его корпуса. Таким образом, скорость проводки ледоколом транспортного судна ограничивается допустимой скоростью самого судна.

Проводка судов ледоколами

1. Сигнал К (Кило) (—• —), передаваемый звуковыми или световыми средствами, может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.

Сигналы и их значения

Сигналы для судов проводимых ледоколом

Сигналы для судов проводимых ледоколом

2. Если проводится более чем одно судно, то расстояния между судами должны по возможности выдерживаться постоянными; для этого необходимо следить за скоростью своего судна и судна, идущего впереди. Если скорость своего судна уменьшается, то необходимо дать сигнал внимания судну, идущему позади.

3. Использование этих сигналов не освобождает никакое судно от выполнения МППСС—72.

4. Сигнал • • — • • при передаче с ледокола означает: “Прекратите продвижение вперед” и дается только судну, находящемуся в ледовом канале впереди ледокола и приближающемуся или удаляющемуся от него. Этот же сигнал • • — • • , переданный с судна на ледокол, означает: “Я прекратил движение вперед”. Указанный сигнал не должен передаваться по радиотелефону.

Дополнительные сигналы, которые могут быть использованы в процессе ледовых операций

Дополнительные сигналы ледовых операций

Примечание. Сигналы, помеченные звездочкой (*), при передаче их звуком могут применяться только в соответствии с МППСС—72.

Однобуквенные сигналы, когда ими обмениваются ледокол и проводимые суда, имеют только те значения, которые указаны в этой таблице, и должны передаваться только с помощью звуковой и визуальной сигнализации или по радиотелефону. Кроме приводимых выше однобуквенных сигналов, при ледовой проводке дополнительно. могут применяться и двухбуквенные сигналы:

WM (Уиски Майк) — “Ледокольная проводка сейчас начинается. Используйте специальные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, визуальными и радиотелефонными сигналами”;

WO (Уиски Оска) — “Ледокольная проводка окончена. Следуйте по назначению”.

Требования ледоколов по этим сигналам должны выполняться судами немедленно.

В случае аварийной ситуации, когда возникает необходимость срочно изменить режим движения идущих в караване судов, переданные по радиотелефону команды “уменьшите ход”, “немедленно остановите судно” и “мои машины работают на задний ход” обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.

Караван судов в ледовой проводке

Требование о проводке судна через лед капитан судна направляет в порту начальнику порта, а в море — капитану ледокола.

При назначении в состав каравана капитан транспортного судна получает от руководства ледовыми операциями рекомендации для следования к месту формирования каравана и название ведущего ледокола.

Место сбора судов для формирования каравана назначается руководством ледовыми операциями (штабом), капитаном ледовой проводки или капитаном ледокола. Обычно его выбирают на чистой воде в нескольких милях от кромки для того, чтобы иметь возможность еще до входа каравана в лед проверить средства связи, дать возможность судоводителям привыкнуть к совместному плаванию.

Успех ледового плавания в составе каравана во многом зависит от слаженности и четкости действий, профессионального мастерства моряков,дисциплины, надежной внутрикараванной связи. Работа судов каравана проходит по единому согласованному с ледоколом времени.
Все суда должны в порядке номеров мест в караване репетовать команды с ведущего ледокола. Капитан судна,следующего во льду за ледоколом, подчиняется указаниям капитана ледокола, относящимся к движению во льду, и действует в соответствии с ними.

Суда, следующие за ледоколом во льду, руководствуются сигналами, подаваемыми звуковыми средствами или по радиосвязи. Любой сигнал, поданный ледоколом или другим судном, дублируется каждым позади идущим судном последовательно, начиная с судна, ближайшего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал. Указания ледокола, переданные с помощью этих сигналов, выполняются судами немедленно.

Использование сигналов для связи между ледоколом и проводимым им судном не освобождает эти суда от выполнения требований МППСС-72.

В случае аварийной ситуации и при необходимости срочно изменить режим движения идущих в караване судов, переданные по радио команды «Уменьшите ход», «Немедленно остановите судно» и «Мои машины работают на задний ход» обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами. Международные сигналы употребляемые для связи между ледоколом и проводимыми им судами указаны в таблице.

Сигнал К «Кило» (тире, точка, тире), передаваемый звуковыми или световыми средствами, может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.

Сигнал «точка, точка, тире, точка, точка», переданный с ледокола, означает: «Прекратите продвижение вперед» и дается только судну, находящемуся в ледовом канале впереди ледокола и приближающемуся или удаляющемуся от него. Этот же сигнал, переданный с судна на ледокол, означает: «Я прекратил движение вперед».

Указанный сигнал не должен передаваться по радио.

Однобуквенные сигналы, если ими обмениваются ледокол и проводимые суда,имеют только те значения, которые указаны в МСС, и должны передаваться только с помощью звуковой и визуальной сигнализации или по радио, дополнительно могут применяться и двухбуквенные сигналы:

WM «Уйски Майк» - ледокольная проводка сейчас начнется, используйте специальные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, зрительными и радиосигналами;

WO «Уйски Оскар» - ледокольная проводка окончена, следуйте по назначению.

Сигналы при проводке ледоколом

Сигналы при проводке ледоколом

Проводка ледоколом каравана судов

Караван судов во льдах

Место в караване назначают с учетом размеров судна, прочности его корпуса, мощности двигателей, маневренных элементов, загрузки, технического состояния, опытности капитана и конкретной ледовой обстановки.
Крупные суда, лишь немного уступающие по своей ширине ледоколу, как правило, ставят первыми за ледоколом. Концевыми ставят суда, имеющие мощные двигатели и управляемые опытными капитанами, поскольку им приходится следовать в наиболее сложных условиях.
В тяжелых льдах впереди судна со слабым корпусом ставят судно с прочным корпусом и мощной машиной, которое выравнивает канал за ледоколом и очищает его от оставшихся за ним крупных льдин.

Простой караван состоит из одного ледокола и следующих за ним судов.

Число судов зависит от длины остающегося за кормой ледокола чистого ото льда канала. Обычно линейный ледокол проводит 3 ─ 4 судна. Однако если лед дрейфует и наблюдается сжатие, в силу чего канал закрывается сразу за кормой ледокола,он сможет проводить одновременно не более одного судна.

Построение сложных караванов различно и зависит от ледовой обстановки.

За ведущим ледоколом следуют транспортные суда, а за ними вспомогательный ледокол ведет свою группу судов. В обязанности вспомогательного ледокола входят также наблюдение за впереди идущими судами и их околка. Концевым обычно ставят судно класса УЛ, которое также в случае необходимости может околоть впереди идущие суда.

Построение сложного каравана при ледовой проводке

Построение сложного каравана при ледовой проводке

Для проводки судов в сплоченных дрейфующих или припайных льдах караван формируют небольшим: 2 ледокола и 3−4 транспортных судна. Вспомогательный ледокол идет за ведущим, транспортные суда следуют за вспомогательным ледоколом. При этом ведущий ледокол имеет возможность уйти вперед и заблаговременно прокладывать путь каравану, форсируя тяжелые перемычки, а второй ледокол занят только проводкой судов.

При проводке одним ледоколом каравана из трех-четырех судов порядок формирования каравана немного отличается от вышеописанного.

За ледоколом в караване следует самое слабое по корпусу и мощности энергетической установки судно.

Задача капитана этого судна - следовать со скоростью, указанной с ледокола. Капитан ледокола сам следит за дистанцией до судна,поддерживает ее равной двум-трем длинам корпуса судна, в отдельных случаях сокращает ее до минимума. При необходимости самое слабое судно ледокол берет на буксир «вплотную».

При составлении караванов из судов нескольких типов стремятся ставить маломощные суда позади мощных. Тогда караван выглядит так: «мощное судно - слабое судно» - «мощное судно - слабое судно» и т. д.

Если имеются существенные различия в длине и ширине судов, то, как правило, узкое судно должно следовать за широким. Это вызвано, тем, что широкое судно препятствует затягиванию канала и за ним образуется широкое разрежение, по которому узкому судну продвигаться значительно легче.

1. В замерзающих портах начало и окончание зимней навигации объявляются начальником порта.

2. Руководство проводкой судов во льдах, а также всеми другими видами работ ледоколов и буксирных судов осуществляется капитаном порта или руководителем ледокольными операциями. Капитан порта информирует капитанов судов о ледовой обстановке на подходах к порту, а при заявке на ледокольную проводку - сообщает место встречи с ледоколом и очередность проводки.

3. Заявка на проводку судна через лед направляется в порту начальнику порта, а в море - капитану ледокола.

4. Заявки на все виды ледокольного обеспечения подаются за 48, 24, 12 и 4 ч до подхода судна к кромке льда, если иные сроки не установлены обязательными постановлениями по порту.

5. У судна, подлежащего проводке, должен быть, как правило, ледовый класс классификационного общества и на судне должен находиться достаточный для перехода во льдах запас топлива и провизии, деревянные брусья, быстросхватывающийся цемент, пластырь, маты и т.п.; судовые водоотливные средства должны быть в исправности, судно должно иметь исправную приемную радиоустановку.

При невыполнении этих условий, а также если судно не имеет выданных в законном порядке и непросроченных удостоверений правительственных учреждений или классификационных обществ о годности судна к плаванию, начальник порта, а при нахождении ледокола вне пределов порта - капитан ледокола имеет право отказать в просьбе вывести судно в море или ввести его в порт.

6. Суда, идущие за ледоколами, не должны обгонять друг друга.

Они должны быть готовы дать немедленно полный ход назад. Когда судно начинает двигаться назад, руль должен находиться в положении "Прямо".

7. Судно, идущее во льду на буксире ледокола, не должно давать своему движителю ход вперед без особого всякий раз на то приказания капитана ледокола. Оно должно быть постоянно готовым отдать буксир по первому требованию капитана ледокола, а также дать полный ход назад.

8. Время и порядок следования судов через лед, а равно и число проводимых одновременно судов определяются в порту начальником порта, а в море - капитаном ледокола.

9. В первую очередь проводятся суда военные, суда почтово-пассажирские и суда с таким грузом, относительно которого сделаны особые указания о срочности, а затем все остальные суда в порядке очередности прибытия их к кромке льда или готовности к выходу из порта.

10. Капитан судна, следующего во льду за ледоколом, подчиняется приказаниям капитана ледокола, относящимся к движению во льду, и действует сообразуясь с ними. Своими действиями капитан судна обязан помогать капитану ледокола для совместного быстрейшего и безаварийного прохождения ледовой зоны.

11. В случае неисполнения распоряжений капитана ледокола капитаном судна, которое идет под проводкой данного ледокола, капитан ледокола вправе отказать судну в проводке впредь до исполнения приказания.

12. Ни ледокол, ни владелец ледокола, ни фрахтователь не несут ответственности за повреждения и другие убытки, могущие быть причиненными проводимому судну во время и вследствие проводки через лед и связанных с этой проводкой маневров.

13. Суда, следующие за ледоколом во льду, руководствуются сигналами (см.табл.1), подаваемыми звуковыми или иными средствами, в том числе и по радио. Любой сигнал, кроме сигнала 12, поданный ледоколом или другим судном, повторяется каждым позади идущим судном последовательно, начиная с судна, ближайшего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал.

Требования ледокола, переданные с помощью этих сигналов, выполняются судами немедленно.

В случае аварийной ситуации, когда возникает необходимость срочно изменить режим движения идущих в караване судов, переданные по радио команды "Уменьшите ход", "Немедленно остановите судно" и "Мои машины работают на задний ход" обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.

Следующие однобуквенные сигналы, когда ими обмениваются ледокол и проводимые суда, имеют только те значения, которые указаны в этой таблице, и должны передаваться только с помощью звуковой и визуальной сигнализации или по радио телефону. Кроме приводимых здесь однобуквенных сигналов, при ледовой проводке дополнительно могут применяться и двухбуквенные сигналы (стр. 119), в частности:

WM - “Ледокольная проводка сейчас начинается. Используйте специальные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, визуальными и радиотелефонными сигналами”

WO - “Ледовая проводка окончена. Следуйте по назначению”.

Однобуквенные сигналы для связи между ледоколом и проводимыми судами

Сигналы Значение сигналов
с ледокола с проводимого(ых) судна(ов)
A . – Идите вперед (следуйте по ледовому каналу) Я иду вперед (следую по ледовому каналу)
G – – . Я иду вперед: следуйте за мной Я иду вперед следую за вами
J . – – – Не следуйте за мной (следуйте по ледовому каналу) Я не следую за вами (буду следовать по левому каналу)
P . – – . Уменьшите ход Я уменьшаю ход
N – . Застопорите машины Я стопорю машины
H . . . . Дайте обратный ход машинам Дайте обратный ход машинам
L . – . . Немедленно остановите судно Я останавливаю судно
. . . . – Стоп. Я застрял во льду Стоп. Я застрял во льду
Q – – . – Сократите расстояние между судами. Я сокращаю расстояние
B – . . . Увеличьте расстояние между судами Я увеличиваю расстояние.
. . . . . Внимание Внимание
Y – . – – Приготовьтесь принять (или отдать) буксир Я готов принять или отдать буксир

Примечание:Сигнал К (– . –), передаваемый звуковыми или световыми средствами может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.

Однобуквенные сигналы, которые могут быть использованы в процессе ледовых операций.


E . Я изменяю свой курс вправо
I . . Я изменяю свой курс влево
S . . . Мои машины работают на задний ход
M – – Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды

Изменение скорости по сигналу ледокола

Скорость движения во льду и градации ходов назначается ледоколом. По сигналу ледокола скорость меняется следующим образом: дается минимальный возможный ход, обеспечивающий вращение винта для возможно быстрого погашения инерции. Остановку винта производить нельзя во избежание поломки лопастей. Когда скорость судна упадет до необходимой , дается задний ход. Максимальное и минимальное расстояние между ледоколом и следующим за ним судном назначается ледоколом. Сигналы подаются судовым свистком (тифоном) и обычно дублируются прожектором или огнем маневроуказания. Кроме того, может использоваться связь по радиотелефону.

Упражнения

1. Ледокол, проложив канал, вернулся для околки других судов, подал сигнал “J” Ваши действия.

2. Подан сигнал “N” , Ваши действия.

3. Следуя за ледоколом, Вы застряли во льду, просите помощи. Какой сигнал используется

4. Канал затягивается льдом, скорость проводки уменьшается. Какой сигнал необходимо подать.

5. Ледокол попал в необычную ситуацию, требует следить за его действиями. Какой сигнал он подаст.

6. Расстояние между ледоколом и проводимым судном резко сократилось, существует опасность столкновения. Какие сигналы Вы подадите.

7. Ледокол вынужден начать буксирную проводку через гряду торосов. Какими сигналами вы обменяетесь.

8. Ледокол вошел в ледовое поле, помех нет. Какой сигнал он подаст.

9. Какой сигнал подается при входе в ледовый канал, проложенный ледоколом.

10. Ледокол подал сигнал “Р” (папа) и потребовал малый ход. Ваши действия.

11. В процессе проводки ледоколом он вынужден менять курс. Какие сигналы он может использовать.

12. Ледокол начинает проводку. Что он передаст по радиотелефону.

13. Суда могут следовать самостоятельно, выйдя на чистую воду. Какой радиотелефонный сигнал подаст ледокол.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регистр СССР. Правила классификации и постройки морских судов 1990, Т. 1-Л.; Транспорт. - 1989, -620 стр.

2. М.В. Готский. Опыт ледового плавания. М. Морской транспорт -1961, -365 стр.

3. Управление судном /под ред. В.И.Снопкова/ М.; Транспорт, -1991, -359 стр.

4. Регистровая книга судов. 2005 г., Российский морской регистр судоходства. Главное управление.

СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ

Расчет снятия судна с мели с помощью частичной разгрузки и с учетом работы своей машины на задний ход

ЗАДАЧА 1.

Судно, следуя полным ходом, выскочило на мель. Пробоин нет. Определить количество груза, которое необходимо выгрузить с судна, чтобы оно могло сняться с мели самостоятельно, с учетом работы машины на задний ход по следующим данным:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: