Таблица основные признаки правового государства принцип и его характеристика

Обновлено: 28.04.2024

В Статье 1 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является правовым государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные признаки правового государства

Правовому государству присущи такие признаки, как:

  • главенство закона в стране;
  • соблюдение принципа разделения власти;
  • взаимоответственность личности и государства;
  • господство правовых норм;
  • гарантии прав и свобод человека.

Верховенство закона на всей территории страны

Главным догматом для державы, базирующейся на праве, является закон. Наивысшим законом является конституция. В ней закреплены все основные права, свободы и обязанности гражданина страны. Следование законам обеспечивает порядок, защищает граждан и позволяет успешно функционировать государству.

Существует 7 правовых государств, у которых нет конституции в привычном её понимании. Один документ, определяющий все нормы права — кодифицированная конституция. В некоторых странах правовые нормы определяются некодифицированными конституциями. В таком случае деятельность державы регламентируется совокупностью нескольких законов и актов.

Некодифицированные конституции имеются в:

  • Великобритании;
  • Канаде;
  • Новой Зеландии;
  • Ливии;
  • Сан-Марино;
  • Швеции;
  • Израиле.

Соблюдение принципа разделения властей

Для пресечения ситуаций произвола во власти, она подразделяется на три ветви. Ни одна из ветвей власти не может обладать полнотой полномочий во всех сферах единолично.

  1. Законодательная. Это ветвь власти, которая разрабатывает и принимает законодательные акты в различных сферах. Принятие государственного бюджета, разработка систем налогообложения, ратификация правительства державы, утверждение международных документов — обязанности законодательной власти. В Российской Федерации законодательной ветвью власти является Федеральное собрание (парламент России, состоящий из двух палат).
  2. Исполнительная. Представлена органами государственного управления, наделенных определенными полномочиями. Подчиняется законодательной и судебной ветвям.
  3. Судебная. В неё входит система судопроизводства, призванная следить за соблюдением законодательства и разрешать споры субъектов права законным путём.

В странах Латинской Америки добавляется четвёртая ветвь власти — избирательная.

Взаимная ответственность личности и государства

Сущность данного признака заключается в том, что у каждой из сторон правовых отношений есть, как права, так и обязанности. Государство не только контролирует законопослушность граждан, но и само несёт ответственность перед обществом за свою деятельность в рамках установленных норм. При нарушении законодательства в действие приводятся системы, следящие за соблюдением правопорядка и наступают последствия, предусмотренные правовыми нормами.

Господство правовых норм

В случае возникновения спорных ситуаций между субъектами правовых отношений, разрешение их допускается только на основании законодательства. Основным законом является конституция, которая действует на всей территории державы.

Гарантии прав и свобод личности

Декларирования прав и свобод личности недостаточно для государства, соблюдающего нормы права. Оно должно быть подкреплено определенными гарантиями. Должны быть созданы все условия, не ограничивающие права человека. К таким правам можно отнести: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоёв населения с низким уровнем жизни.

Одной из важных свобод в правовой державе является свобода личности. Она означает признание гражданина свободным в своём выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни.

Организация власти в правовом государстве

В развитом правовом государстве существует несколько особенностей организации власти.

  1. Плюрализм в политической и идеологической сферах. Принцип, подразумевающий обязательное существование в органах власти противоположных точек зрения. Проявлением данной особенности является многопартийность. В законодательных органах правового государства всегда присутствует, как партия, пришедшая к власти, так и её оппозиционеры.

Плюрализм — многообразность точек зрения, мнений и высказываний.

2. Выборность органов власти. Глава державы, депутаты, административные должностные лица органов управления избираются гражданами на установленный законом срок. Такая смена власти способствует соблюдению прав человека, власть не сосредотачивается в одних руках.

3. Гарантия правового порядка и устойчивость законности. Покушения на жизнь и здоровье граждан правовой державы должно наказываться по всей строгости закона. Блюстители порядка обязаны следовать законодательству и представлять интересы граждан своей страны, независимо от их социального положения.

4. Препятствование образованию монополизма в политической и экономической сферах. Наличие монополизма ущемляет независимость граждан правового государства и признается недопустимым явлением. Государство обязано предоставлять экономическую свободу для всех жителей страны.

В некоторых сферах жизни монополизм имеет место быть, если он определяется высоким качеством производимого им продукта.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

Жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. [2]

Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, полиции.

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. [3]

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления.

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. [4]

Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни страны, непосредственно выражающий государственную волю и обладающий высшей юридической силой.

По своему значению закон является правовым актом первичного характера, то есть юридическим предписанием, которое представляет собой отправное начало всей правовой системы государства. По своим юридическим свойствам закон представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Законы образуют ядро, стержень правовой системы государства. Все это и предопределяет верховенство закона — важнейшего требования законности.

Верховенство закона — именно требование законности и один из признаков действительно правового государства. Поэтому это должно соблюдаться в работе правоохранительных органов.

В правовом государстве все подвластно закону: и граждане, и должностные лица, и органы власти и управления, и само государство.

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.

Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава, которая так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. [5]

Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого.

Защита прав и свобод человека — это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти -воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам. [6]

Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность — без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание.

Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. [7]

[1] Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. - М.: А Приор, 2009. – 27 С.

[2] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 426 С.

[3] Конституция Российской Федерации (с гимном России) ПРИНЯТА ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ 12 ДЕКАБРЯ 1993 Г. С учетом изменений, внесенных Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2 – ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 – ФКЗ.

[4] Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. / М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2001. – 116 С.

[5] Конституция Российской Федерации (с гимном России) ПРИНЯТА ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ 12 ДЕКАБРЯ 1993 Г. С учетом изменений, внесенных Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2 – ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 – ФКЗ.

[6] Клименко А. В., Румынина В. В. Название. Теория государства и права. Продолжение названия. Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - – М.: Издательский центр, 2004. – 81 С.

[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 118 С.

Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства:

1) наличие народного суверенитета;

2) господство права, т. е. правовая организация государственной власти, которая предполагает:

а) связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;

б) прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;

3) правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.

Основы правового государства:

1) политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2) экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);

3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Основные признаки правового государства

Именно признаки правового государства определяют его характер – если они есть, значит, вся государственная деятельность в стране подчинена нормам права. Россия, например, является правовым государством, как и большинство стран мира, хоть и не все из них.

Основные признаки федеративного государства

Понятие и принципы правового государства

Правовым можно назвать государство, в котором вся деятельность подчинена нормам права и направлена на защиту прав, свобод и достоинства человека. Верховная власть подчиняется законам, как и рядовые граждане. Проще говоря, идея правового государства противоположна произволу во всех его проявлениях без исключения. Однако, в мире нет ни одной страны, в которой полностью отсутствовало бы злоупотребление властью, хотя идея построения справедливого гражданского общества выдвигалась ещё в Древней Греции тысячи лет назад.

Основы и признаки правового государства

Основы правового государства в таблице

Основные принципы правового государства

  • Закон превыше всего, и все граждане обязаны ему следовать
  • Права граждан защищены государством, которое является гарантом этих самых прав
  • Держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом

Правовое государство — это то, которое соблюдает нормы права, законы и решения судов. Главная задача власти – защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система кратко. Признаки, достоинства и недостатки, сравнение.

Природная зона арктических пустынь

Природная зона арктических пустынь России

Каковы признаки правового государства?

Некоторые признаки правового государства являются общим с понятием государства как такового, но некоторые другие определяют именно его правовой характер. Основных общих признаков четыре:

  • Государственный суверенитет. Иными словами, это неотчуждаемое юридическое качество страны, которое определяет её политическую и правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства.
  • Официальная власть. Тут всё просто – в стране должна быть твёрдая государственная власть. Если в каком-нибудь Сомали де-факто страной управляют местные вожди и лидеры различных формирований (хотя официальное правительство там номинально есть), то назвать такую страну правовой нельзя.
  • Единая территория и наличие границы. Это обязательный признак для того, чтобы государство вообще существовало.
  • Аппарат управления. То есть совокупность всего, что требуется для управления страной.

Основные признаки правового государства кратко

Основные признаки правового государства в таблице списком

При этом существуют и особенности, которые определяют правовой характер государства:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: