Свод правовых норм древнерусского государства

Обновлено: 24.04.2024

РУССКАЯ ПРАВДА - памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси создана в период с 1068 по 1072 год., также это сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение Русской Правды связано с Ярославом Мудрым. Сохраняла свое значение до XV - XVI веков. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права; является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

Гривна - денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI- XV веках. Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и появился её денежный эквивалент).

Кун - весовая и денежная единица, а также название монет, использовавшихся на Руси в X- XV веках.

Резана - денежная единица Киевской Руси и соседних народов одна резана была равна примерно 1,48 грамм серебра 900-й пробы.

Ногата - денежная единица на Руси.

Гридин - княжеские дружинник, телохранитель князя.

Русин - группа восточнославянского населения, компактно проживающий на западе Украины, востоке Словакии, в юго-восточной Польше, на северо-востоке Венгрии и северо-западе Румынии.

Ябедник - представитель княжеской администрации, следивший за сбором налогов и вершивший княжеский суд.

Мечник - дворцовый чин древних русских князей.

Изгой - человек, оказавшийся вне общественных группировок в следствие утраты каких ни будь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство.

Смерд - свободный крестьянин с мерной долей земли.

Холоп - люди несвободного состояния, рабы в Древней Руси.

Колбяги - люди, имеющих родину за пределами Киевской Руси.

Огнищанин - управляющие княжеским хозяйством.

Ладья - транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так. же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост - давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13—18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг (См. Кормчие книги), «Мерила праведного» (См. Мерило праведное), юридических сборников и летописей. В основе Р. п. лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию Р. п. составляют Правда Ярослава («Древнейшая Правда», связанная с именем Ярослава Мудрого (См. Ярослав Мудрый), Правда Ярославичей и др.). Р. п. отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. Дальнейшее развитие и совершенствование Р. п. произошло при сыновьях Ярослава и его внуке Владимире Мономахе. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068—1071. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, Тиунов, старост (См. Староста), Отроков и других слуг, совершённые на её территории; предусматривала тяжёлые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 в Р. п. был включен устав о процентах (Резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщические операции. Р. п. фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и социального неравенства. В ней отмечено на протяжении 11—13 вв. усиление феодальной зависимости смердов (См. Смерды), закупов (См. Закупы), холопов (См. Холопы) и др. В тексте Пространной редакции Р. п. положению закупов и холопов посвящены специальные уставы. В Р. п. отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к большей дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Р. п. сужает сферу её применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры (См. Вира)) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать помощь убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). Р. п. защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В Р. п. детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т.д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В Р. п. входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в Р. п. предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий (см. «Божий суд»), клятвы (рота). Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп). Намечены первичные элементы судебной экспертизы. Нормы Р. п., действовавшие до конца 15 в. (до введения Судебника 1497), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.

Лит.: Правда Русская, т. 1—3, М. — Л., 1940—63; Тихомиров М. Н., Исследование о Русской правде. Происхождение текстов, М. — Л., 1941; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Юшков С. В., Русская правда, М., 1950; Романов Б. А., Люди и нравы Древней Руси, 2 изд., М. — Л., 1966; Черепнин Л. В., Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская правда, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965; Зимин А. А., Феодальная государственность и Русская правда, в сборнике: Исторические записки, т. 76, М., 1965.

Пестеля, «Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления», основной программный документ Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов). Составлен П. И. Пестелем и назван им так в 1824. Подготавливался в качестве наказа временному революционному правительству России. Предусматривал уничтожение крепостного права и сословного строя, равенство всех граждан перед законом и установление республиканского правления. Впервые издан в 1906. Полный текст «Р. п.» опубликован в документальной серии «Восстание декабристов» (т. 7, М. — Л., 1958).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Русская правда" в других словарях:

Русская правда — древнейший письменный сборник норм древнерусского права; сформировался на протяжении XI XII вв. Первый текст Р.п. был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1738 г. В настоящее время имеется более 100 списков, различающихся по составу … Энциклопедия права

РУССКАЯ ПРАВДА — один из наиболее значительных дошедших до нас сводов древнерусского права. Создана с использованием норм, содержавшихся в уставах Владимира Святославича, Ярослава, внесших важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Р.П.… … Юридическая энциклопедия

"РУССКАЯ ПРАВДА" — свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы Законы Русского , Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.… … Юридический словарь

РУССКАЯ ПРАВДА — свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы Закона Русского , Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, обязательственное … Большой Энциклопедический словарь

Русская правда — I • Русская правда свод древнерусского права. Включает отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских… … Энциклопедический словарь

Русская правда — свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей,… … Политология. Словарь.

“Русская правда” — “РУССКАЯ ПРАВДА”, свод древнерусского права. Включает отдельные нормы “Закона Русского”, Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Нормы “Русской правды” посвящены защите жизни и имущества княжеских дружинников и … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русская правда — I Русская правда свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13 18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг (См.… … Большая советская энциклопедия

сборник норм древнерус. права. Р. п. - осн. источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Др. Руси, в особенности о положении отд. групп зависимого населения (смердов, закупов, холопов). В Р. п. содержатся нормы уголовного и процессуального права. Большое место уделено наказаниям за убийство, оскорбления и кражу имущества. Значительны разделы, посвященные судопроизводству (организации процесса, суд. поборам), а также наследств. праву. Р. п. защищала правопорядок, отвечавший интересам господств. класса феодалов.

Р. п. дошла до нас в списках 13-18 вв., составляющих 3 редакции: Краткую (древнейшие списки Академический и Археографический 15 в., сохранившиеся в составе Новгородской I летописи), Пространную (древнейшие списки - Синодальный 1282 и Троицкий в составе "Мерила Праведного" 14 в.) и Сокращенную (сохранилась в 2 списках 17 в.). Краткая правда открыта В. Н. Татищевым в 1738 и издана в 1767 А. Л. Шлёцером. 1-е изд. Пространной правды осуществил в 1792 И. Н. Болтин. В дореволюц. науке наиболее значит. труды о Р. п. принадлежали И. Д. Эверсу, Н. В. Калачову, В. О. Ключевскому, В. И. Сергеевичу, Л. К. Гётцу и др. Их внимание привлекали гл. обр. вопросы о времени и обстоятельствах создания Р. п. и ее отд. частей, классификации списков, о сущности ее юридич. норм, влиянии на них визант. и герм. права и т. п. В решении этих вопросов дореволюц. историография достигла значит. результатов. Но она оказалась не в состоянии выяснить клас. сущность норм Р. п., связать этапы ее издания с ходом утверждения феод. отношений в Др. Руси. Были распространены представления о Р. п. как о памятнике частного или церк. происхождения (Н. В. Калачов, В. О. Ключевский), преувеличивалось влияние на нормы Р. п. германо-скандинавского, романского и визант. права. Сов. историки внесли крупный вклад в изучение Р. п. На основе классификации списков Р. п., предложенной В. П. Любимовым, осуществлено академич. изд. всех 3 редакций памятника и их видов ("Правда Русская", т. 1-3, М.-Л., 1940-63), к-рое сопровождено фототипич. воспроизведением важнейших текстов и комментарием. В трудах Б. Д. Грекова, С. В. Юшкова, M. H. Тихомирова, И. И. Смирнова, Л. В. Черепнина и др. раскрыто юридич. содержание норм Р. п., показано значение памятника для изучения социальных отношений и клас. борьбы в Киевской Руси.

Пространная правда является памятником развитого феод. общества. Ее списки (их сохранилось более 100) разделяются на 3 группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую. Возникновение Пространной правды M. H. Тихомиров относит к нач. 13 в., связывая ее создание с движением 1209 в Новгороде. Л. В. Черепнин датирует появление отд. ее частей 1097 (Любечский съезд), 1113, 1046-47, 1174-75, а Пространной редакции в целом - 1209. С. В. Юшков полагал, что Пространная правда составлена в 12 в. в результате механич. соединения Суда Ярослава Владимировича (ст. 1-52), появившегося в Киеве в кон. 11 или нач. 12 вв. (до 1113), и Устава Владимира Мономаха (ст. 53-121), принятого на совещании в селе Берестове вскоре после восстания в Киеве 1113. Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин считают, что на съезде в Берестове принят только устав о закупах и резах (процентах). А. А. Зимин ко времени княжения Владимира Мономаха относит составление (ок. 1116) всей Пространной правды, считая, что в основу ее 1-й части (ст. 1-46) положен самостоятельный, не дошедший до нас в первоначальном виде памятник - Правда Ярославичей (ее он отличает от Устава Ярославичей), принятая на княж. съезде в Вышгороде в 1072. Б. А. Рыбаков полагает, что Пространная правда создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Спорным является вопрос о времени появления последней части Пространной правды - Устава о холопах (ст. 110-121). Если А. А. Зимин находит в нем черты раннего законодательства, восходящего к 10 в., то И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин считают его поздним памятником (последний датирует его 70-ми гг. 12 в.).

Большинство исследователей Сокращенную правду считают поздним памятником 15 или даже 17 в. (Н. А. Максимейко, А. А. Зимин). Но M. H. Тихомиров относит ее создание ко 2-й пол. 12 в., видя в ней один из источников Пространной правды.

Р. п. имела огромное значение в развитии рус, укр. и белорус. права. Она легла в основу мн. норм договоров Новгорода и Смоленска с немцами 12-13 вв., Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497, а также Литовского статута и Судебника Казимира IV.

Лит.: Эверс И. Д., Древнейшее рус. право, СПБ, 1835; Калачов Н. В., Предварительные юридич. сведения для полного объяснения Рус. правды, 2 изд., в. 1, СПБ, 1880; Ключевский В. О., Соч., т. 1, 6, М., 1956-59; Максимейко Н. A., Опыт критического исследования Рус. правды, в. 1, X., 1914, Тихомиров M. H., Исследование о Рус. правде, М.-Л., 1941; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Юшков С. В., Рус. правда, М., 1950; его же, Курс истории гос-ва и права, т. 1 - Юшков С. В., Общественно-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Романов Б. A., Люди и нравы Др. Руси, 2 изд., М.-Л., 1966; Валк С. Н., Рус. правда в изданиях и изучениях XVIII - нач. XIX вв., в кн.: Археографич. ежегодник за 1958 г., М., 1960; его же, Русская правда в изданиях и изучениях 20-40-х гг. XIX в., в кн.: Археографич. ежегодник за 1959 г., М., 1960; Смирнов И. И., Очерки социально-экономич. отношений Руси XII-XIII вв., М.-Л., 1963; Черепнин Л. В., Общественно-политич. отношения в Др. Руси и Рус. правда, в кн.: Новосельцев А. П. (и др.), Древнерус. гос-во и его междунар. значение, М., 1965; Зимин A. A., К истории текста Краткой редакции Рус. правды, "Тр. МГИАИ", 1954, т. 7; его же, Феод. государственность и Рус. правда, ИЗ, т. 76, М., 1965; Рубинштейн Н. Л., Древняя правда и вопросы дофеод. строя Киевской Руси, в кн.: Археографич. ежегодник за 1964 г., М., 1965; Goetz L. К., Das Russische Recht, Bd 1-4, Stuttg., 1910-1913.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

«Правда Ярослава» (Древнейшая Правда) — древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право — кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. [1] wikipedia



Впоследствии «Правда Ярослава» была дополнена его детьми («Правда Ярославичей») и внуком Владимиром II Мономахом («Устав Владимира Мономаха»). Совокупность этих сводов законов была объединена под названием «Русская правда» и стала древнейшим русским правовым кодексом.

Кратко о сути и содержании основных положений

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

Список статей Правды Ярослава

Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

История открытия и мнения историков


Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

«Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Предыстория

В начале становления русской государственности возник запрос на унифицированное уголовное и гражданское судопроизводство в контексте развития процессуальных правоотношений. Юридический артефакт «Русская Правда» не только исторический памятник, но и важный нормативный кодекс, руководство для судебных процессов в период издания и на несколько последующих веков. Русская Правда стала основой для судебных и уставных грамот, Судебников и даже для отдельных статей Соборного Уложения.

Сборник правовых нормативных актов Древней Руси не возник на пустом месте. На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда».

Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Правонарушения и возмездие по Русской Правде

В анналах истории существует убеждение о полноте и справедливости норм Русской Правды для частной жизни и правовой практики Древней Руси. Большое внимание в документе уделено сфере уголовного права в части:

Своеобразного понятийного определения преступлений, как того, что наносит личный или имущественный ущерб реальному человеку (терминологически — «обида»).

Систематизации преступных деяний на две стороны: личную и имущественную, с допущением бессудной расправы, разницы прав субъектов и объектов деяния и смягчающих обстоятельств.

Определения понятия соучастия, как равной ответственности подельников, без распределения между ними функций.

Выявления двух основных родовых объектов преступления: личность и имущество, в свою очередь, включающих в себя самые разнообразные виды правонарушений.

Описания довольно простой и относительно мягкой системы наказаний: штрафы (виры), членовредительство и лишь в особых случаях поток и разграбление. Отмечалась конкуренция между потерпевшим лицом и государством в части применения кровной мести.

Гармонично вписывается в общий строй уголовного права Русской Правды церковная судебная практика, являвшаяся неотделимой частью всей правовой системой Киевской Руси, которую смело можно называть церковно-юридической.

Судопроизводство

В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.

Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:

Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.

Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.

Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.

Ход судебного процесса

Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.

Судебная тяжба делилась на три фазы:

Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.

Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».

Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.

Доказательная база Русской Правды строилась:

  • из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
  • из «поличных» — вещественных доказательств;
  • из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
  • из присяги.

В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

Главная мысль Русской Правды заключена в стремлении общества освободиться от родоплеменных рудиментов регулирования межличностных и имущественных отношений. Юридический кодекс включал в себя решение жизненных проблем и обеспечивал баланс между государством и общиной на принципах традиционной справедливости.

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: